Комплекс (психология)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии статей о |
Психоанализ |
---|
![]() |
Комплекс — это структура в бессознательном , которая объективируется как основная тема — как власть или статус — путем группировки кластеров эмоций , воспоминаний, восприятий и желаний в ответ на угрозу стабильности личности. В психоанализе оно противоположно влечениям . [1] [2]
Обзор
[ редактировать ]Пример комплекса может быть следующим: если бы человеку в детстве ампутировали ногу, это оказало бы глубокое влияние на жизнь человека, даже после преодоления физического недостатка. У человека может быть множество мыслей, эмоций, воспоминаний, чувств неполноценности, триумфа, горечи и решимости, сосредоточенных на этом одном аспекте жизни. Если бы эти мысли были тревожными и всепроникающими, Юнг мог бы сказать, что у человека «комплекс» по поводу ноги. [3]
Реальность комплексов широко признана в области глубинной психологии , раздела психологии, утверждающего, что подавляющее большинство личности определяется и находится под влиянием бессознательных процессов. [3] Комплексы являются общими чертами психического ландшафта, согласно описанию психики Юнга, и часто становятся актуальными в психотерапии для изучения и разрешения, особенно на пути к индивидуации или целостности. Без разрешения комплексы продолжают оказывать бессознательное, дезадаптивное влияние на наши мысли, чувства и поведение и не позволяют нам достичь психологической интеграции.
История и развитие идеи
[ редактировать ]Карл Юнг различал два типа бессознательного : личное бессознательное и коллективное бессознательное . [3] Личное бессознательное представляло собой накопление жизненного опыта человека, который невозможно было сознательно вспомнить. [3] С другой стороны, коллективное бессознательное было своего рода универсальным наследием людей, «видовой памятью», передаваемой каждому из нас, мало чем отличающейся от двигательных программ и инстинктов других животных. [3] Юнг считал, что в личном бессознательном доминируют комплексы. [3]
Термин комплекс ( нем . Komplex ; также эмоционально заряженные комплексы или комплекс идей, окрашенный чувствами ) был придуман Карлом Юнгом, когда он еще был близким соратником Зигмунда Фрейда. [4] Комплексы были настолько важны для идей Юнга, что он первоначально назвал свою теорию «Комплексной психологией» . [ нужна ссылка ] Исторически этот термин возник у Теодора Цихена , немецкого психиатра, который экспериментировал со временем реакции в тестах на словесные ассоциации. [ нужна ссылка ] Юнг описал комплекс как узел в бессознательном; его можно представить как узел бессознательных чувств и убеждений, обнаруживаемый косвенно, через поведение, которое вызывает недоумение или которое трудно объяснить.
Юнг разработал свою теорию комплексов в самом начале своей карьеры с помощью тестов на словесные ассоциации, проводимых в Бургхёльцли , психиатрической клинике Цюрихского университета , где он работал с 1900 по 1908 год. [ нужна ссылка ] В тестах на словесные ассоциации исследователь читал испытуемому список из 100 слов, которого просили как можно быстрее сказать первое, что пришло на ум в ответ на каждое слово, и измеряли время реакции испытуемого. за пятые секунды. [ нужна ссылка ] ( Сэр Фрэнсис Гальтон изобрел этот метод в 1879 году.) Исследователи отмечали любые необычные реакции — колебания, оговорки, признаки эмоций. [ нужна ссылка ] Юнга интересовали закономерности, которые он обнаруживал в ответах испытуемых, намекающие на бессознательные чувства и убеждения. [ нужна ссылка ]
Согласно теории Юнга, комплексы могут быть сознательными, частично сознательными или бессознательными. [3] При этом комплексы могут быть положительными или отрицательными, приводящими к хорошим или плохим последствиям. [5] Их много видов, но в основе любого комплекса лежит универсальный образец опыта, или архетип . [6] Двумя основными комплексами, о которых писал Юнг, были анима ( узел бессознательных убеждений и чувств в психике мужчины, относящийся к противоположному полу) и анимус (соответствующий комплекс в психике женщины). Другие крупные комплексы включают мать, отца, героя и, в последнее время, брата и сестру. Юнг считал, что иметь комплексы — это совершенно нормально, поскольку у каждого человека есть эмоциональные переживания, влияющие на психику. Хотя они и нормальны, негативные комплексы могут причинять нам боль и страдания. [5]
Одно из ключевых различий между теориями Юнга и Фрейда заключается в том, что мысль Юнга постулирует несколько различных видов комплексов. Фрейд сосредоточился только на Эдиповом комплексе , который отражал проблемы развития , с которыми сталкивается каждый мальчик. Другие комплексы он во внимание не принимал, кроме комплекса «Электра» , о котором кратко рассказал. [7]
После многих лет совместной работы Юнг порвал с Фрейдом из-за разногласий в их идеях, и каждый из них разработал свои собственные теории. Юнг хотел провести различие между своими открытиями и открытиями Фрейда, поэтому он назвал свою теорию «аналитической психологией». [ нужна ссылка ]
Теория комплексов Юнга с ключевыми цитатами
[ редактировать ]
Само Эго можно рассматривать как сложную, еще не полностью интегрированную с другими частями психики (а именно, Супер-Эго и Ид, или бессознательное). Как описывал Юнг, «под эго я понимаю комплекс идей, который составляет центр моего поля сознания и, по-видимому, обладает высокой степенью непрерывности и идентичности. Следовательно, я также говорю об эго-комплексе». [8]
Юнг часто использовал термин «комплекс» для описания частично подавленного, но весьма влиятельного кластера заряженного психического материала, отколовшегося от сознательного «Я» или находящегося в противоречии с ним. [9] В 2010 году Дэниелс описал комплексы как «слипшиеся вместе» скопления мыслей, чувств, моделей поведения и соматических форм выражения. [9] Относительно его природы как эмоционально окрашенного Юнг писал: «[комплекс] есть образ определенной психической ситуации, сильно подчеркнутый эмоционально и, кроме того, несовместимый с привычной установкой сознания. Этот образ обладает мощной внутренней связностью, он обладает своей собственной целостностью и, кроме того, относительно высокой степенью автономии, так что он лишь в ограниченной степени подвержен контролю сознательного разума и, следовательно, ведет себя как одушевленное инородное тело в сфере сознания». [10]
Некоторые комплексы могут узурпировать власть эго и вызвать психологические расстройства и симптомы, возникающие в результате развития невроза . [9] Юнг описал автономную, самонаправляемую природу комплексов, когда сказал:
«Что не так хорошо известно, но гораздо важнее теоретически, так это то, что комплексы могут овладеть нами. Существование комплексов ставит под серьезное сомнение наивное предположение о единстве сознания, которое приравнивается к «психике», и о превосходстве Каждое созвездие комплекса постулирует нарушенное состояние сознания. Единство сознания нарушается, и намерения воли затрудняются или становятся невозможными, как мы видели в комплексе. быть психическим фактором, который по энергии обладает ценностью, иногда превышающей ценность наших сознательных намерений, иначе такие нарушения сознательного порядка были бы вообще невозможны. И фактически активный комплекс ставит нас на мгновение под действие. состояние принуждения, навязчивых мыслей и действий, для которого при определенных условиях единственным подходящим термином может быть судебная концепция ограниченной ответственности». [11]
С другой стороны, Юнг говорил о «дифференцирующих функциях» как о здоровом развитии полезных комплексов, однако не без часто вызывающих нежелательные побочные эффекты.
«Правда, мы называем это [тренировку и развитие функций] не одержимостью комплексом, а односторонностью. Однако фактическое состояние примерно такое же, с той разницей, что односторонность является задуман индивидуумом и поощряется всеми доступными ему средствами, в то время как комплекс ощущается как вредный и беспокоящий, что сознательно волевая односторонность является одной из наиболее важных причин нежелательного комплекса. что, наоборот, некоторые комплексы вызывают одностороннюю дифференциацию сомнительной ценности. [12]
В «Психологических типах » Юнг описывает последствия напряжений между доминирующими и низшими дифференцирующими функциями, часто образующие комплексы и неврозы, у высоких и даже крайне односторонних типов.
«В предшествующих описаниях я не имею желания создать у читателей впечатление, что эти типы вообще часто встречаются в такой чистой форме в реальной жизни. Это как бы лишь семейные портреты в стиле Гальтона , выделяющие общее и потому типичное. черты, непропорционально подчеркивая их, в то время как отдельные черты столь же непропорционально стираются. [13]
В архетипической психологии
[ редактировать ]Страдание содержит комплексы; комплексы содержат архетипы ; архетипы содержат мифы о божествах ; эта образная аналогия используется, чтобы понять пострадавшего субъекта. [14]
Комплексы и субличности
[ редактировать ]Юнг концептуализировал комплексы как обладающие высокой степенью автономии, описывая их как «осколки психики», формирующие основу для «мини-личностей», которых он называл «маленькими людьми». [15] Это послужило основой для дальнейшего расширения этой идеи, в первую очередь британским психотерапевтом Джоном Роуэном , который называл их субличностями , каждая из которых действует как «полупостоянная и полуавтономная область личности, способная действовать как личность». [16]
Работа Роуэна и других привела к широкому использованию техник, с помощью которых психотерапевты побуждают клиентов выражать мысли, чувства и отношения своих различных субличностей, как способ облегчить интеграцию разнообразных характеристик, что является частью того, что Юнг называл индивидуацией . [17]
Примеры
[ редактировать ]Имя | Ключевой теоретик (и) | Описание | Ссылки |
---|---|---|---|
Анима комплекс | |||
Адонис сложный | |||
Ученический комплекс | |||
Комплекс Кассандра | |||
Комплекс Золушки | |||
Дон Жуан комплекс | |||
Комплекс Электра | |||
Эмпедоклов комплекс | [18] | ||
Комплекс отца | |||
комплекс Бога | |||
Комплекс вины | |||
Геройский комплекс | |||
Комплекс Гофмана | [19] | ||
Комплекс Икар | |||
Комплекс неполноценности | |||
Комплекс Иокаста | |||
Комплекс Ионы | |||
Комплекс Лайус | [20] | ||
Комплекс Мадонны-шлюхи | |||
Комплекс мученика/жертвы | |||
Комплекс Медуза | |||
Мессианский/Мессианский комплекс | |||
Денежный комплекс | |||
Комплекс Наполеона | |||
Новалис комплекс | [21] | ||
Эдипов комплекс | |||
Офелия сложная | |||
Родительский комплекс | |||
Комплекс преследования | |||
Пессимистический комплекс | |||
Комплекс Питера Пэна | |||
Комплекс Федра | |||
Фаэтон комплекс | |||
Прометей Комплекс | [22] | ||
Святой комплекс | |||
Спасительный комплекс | |||
Комплекс превосходства | |||
Комплекс Супермена |
См. также
[ редактировать ]- Посмотреть (буддизм)
- Семейный роман
- Фрейдистская психология
- Юнгианская психология
- Конденсация (психология)
- Душа и разум
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Марриотт, Дэвид С. (2021). Лакан Нуар: Лакан и афропессимизм . Серия Пэлгрейв-Лакан. Пэлгрейв Макмиллан. п. 55. дои : 10.1007/978-3-030-74978-1 . ISBN 978-3-030-74977-4 . S2CID 242148951 .
Комплекс [:] Он противоположен слову trieb [.] [Это] структура, точно так же, как форма , деятельность . Он представляет... опыт, поведение и т. д.... то, что фиксируется в комплексе, является не реальностью в том виде, в каком она представлена, а тем, что галлюцинируется одновременно как отсутствующий объект и как «состояние объективации» ( ЛФК, 21).
- ^ Шульц и Шульц, 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дьюи 2018
- ^ Хопке, Роберт (1992). Экскурсия по собранию сочинений К.Г. Юнга . Публикации Шамбалы. п. 18. ISBN 9780834828254 .
- ^ Перейти обратно: а б Матто 1999 г.
- ^ Желание 2004
- ^ Карлини 2005 г.
- ^ Юнг 1971 , пар. 706
- ^ Перейти обратно: а б с Дэниэлс 2010
- ^ Юнг 1969 , пар. 201
- ^ Юнг 1969 , пар. 200
- ^ Юнг 1969 , пар. 255
- ^ Юнг 1971 , 666
- ^ Хиллман, Джеймс (1977). Переосмысление психологии . Харпер. п. 104. ИСБН 978-0-06-090563-7 .
[В] недуге находится комплекс, внутри комплекса — архетип, который, в свою очередь, относится к Богу. Невзгоды указывают на Богов; Боги достигают нас через страдания.
- ^ Юнг, Карл Густав. О природе психики. Издательство Принстонского университета, 2020. стр. 159-234.
- ^ Роуэн, Джон (1990). Субличности: люди внутри нас . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-04329-8 . OCLC 19669498 .
- ^ Лестер, Дэвид (2019). Теории личности: системный подход . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-367-13345-0 . OCLC 1124351258 .
- ^ Башляр, Гастон (1968) [1938]. «Огонь и мечтательность: Комплекс Эмпедокла». Психоанализ огня . Перевод Росса, Алана CM Beacon Press. стр. 13–20. ISBN 978-0-807-06461-0 .
- ^ Башляр, Гастон (1968) [1938]. «Алкоголь: вода, которая пылает . Пунш: комплекс Гофмана . Самовозгорания». Психоанализ огня . Перевод Росса, Алана CM Beacon Press. стр. 83–98. ISBN 978-0-807-06461-0 .
- ^ Ирис Леви (2011). «Комплекс Лайуса: от мифа к психоанализу». Международный форум психоанализа . 20 (4): 222–228. дои : 10.1080/0803706X.2011.597428 . S2CID 143062338 .
- ^ Башляр, Гастон (1968) [1938]. «Психоанализ и предыстория: комплекс Новалиса». Психоанализ огня . Перевод Росса, Алана CM Beacon Press. стр. 21–41. ISBN 978-0-807-06461-0 .
- ^ Башляр, Гастон (1968) [1938]. «Огонь и уважение: Комплекс Прометей». Психоанализ огня . Перевод Росса, Алана CM Beacon Press. стр. 7–12. ISBN 978-0-807-06461-0 .
Библиография
[ редактировать ]- Бернардини, Р. (2011). Юнг Эразму. Проект комплексной психологии [ Юнг в Колоросе. Проект комплексной психологии ] (на итальянском языке). Милан: ФранкоАнджели. ISBN 978-88-568-3449-9 .
- Карлини, К. (2005), Понимание Эдипова комплекса Фрейда , заархивировано из оригинала 19 июля 2011 г. , получено 11 октября 2010 г.
- Каугил, К. (май 1997 г.), Карл Юнг , заархивировано из оригинала 5 ноября 2010 г. , получено 11 октября 2010 г.
- Дэниэлс, Виктор (2010), Раздаточный материал по Карлу Густаву Юнгу
- Дьюи, Р.А. (2018) [2007]. Психология: Введение (редакция 2017–2018 гг.) .
- Юнг, К.Г. (1971) [1921]. Психологические типы . Собрание сочинений. Том. 6. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-01813-3 .
- Юнг, К.Г. (1969) [1960]. Структура и динамика психики . Собрание сочинений. Том. 8. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-09774-9 .
- Мэттун, М. (5 сентября 1999 г.), Юнгианская психология в перспективе , заархивировано из оригинала 25 января 2021 г. , получено 11 октября 2010 г.
- Шульц, Д.; Шульц, С. (2009). Теории личности (9-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Уодсворт, Cengage Learning.
- Вишард, WVD (14 ноября 2004 г.), В чем суть архетипа апокалипсиса? , заархивировано из оригинала 25 июля 2011 г.