Голова Медузы
« Голова Медузы » ( Das Medusenhaupt , 1922) Зигмунда Фрейда — очень короткое, посмертно опубликованное эссе на тему о Медузе мифа .
Приравнивая обезглавливание к кастрации , Фрейд утверждал, что ужас перед Медузой был отражением комплекса кастрации , возникшего у маленького мальчика, когда вид женских гениталий выявил истину о том, что у женщин нет пениса. [ 1 ]
Анализ
[ редактировать ]Волосы на голове Медузы часто изображаются в произведениях искусства в виде змей . Фрейд считал, что, поскольку символы пениса происходят от лобковых волос, они служат для смягчения ужаса комплекса. [ 2 ] как форма сверхкомпенсации. [ 3 ]
Этот вид головы Медузы заставляет зрителя напрягаться от ужаса, превращает его в камень. Заметьте, что здесь мы снова имеем то же самое происхождение комплекса кастрации и ту же трансформацию эффекта. В исходной ситуации это утешает зрителя: у него все еще есть пенис, и напрягание убеждает его в этом факте. [ 4 ]
Голову Медузы как символ ужаса носила классически на своем платье девственная богиня Афина . Фрейд считал, что в результате она стала неприступной женщиной, которая отталкивает всякое сексуальное желание , нося (символически) гениталии матери . [ 5 ]
Защита
[ редактировать ]Фрейд далее утверждал, что, поскольку демонстрация гениталий (мужских и женских) может быть апотропным актом, направленным на запугивание и отпугивание зрителя [ 6 ] - то же самое можно сказать и о защитном использовании головы Медузы в классической Греции. Изображения ее головы - так называемый Горгонейон - были там повсеместно распространены, появляясь на стенах, воротах, укреплениях, доспехах и личных амулетах. [ 7 ]
Литературные ссылки
[ редактировать ]Героиня книги «Одержимость: Романтика» утверждает, что планирует написать статью, «связанную с Мелюзиной и Медузой, а также с идеей Фрейда о том, что голова Медузы была фантазией о кастрации, женской сексуальностью, которую боялись, но не желали». [ 8 ]
Набор намеков на темы эссе Фрейда также помогает организовать центральную проблему мужского сознания и женской сексуальности в романе Айрис Мердок 1961 года « Отрубленная голова» .
Критика
[ редактировать ]- Более поздние аналитики связали эффект окаменения Медузы с замораживающим эффектом страха. [ 9 ]
- Феминистская критика упрекнула бы (краткое) эссе Фрейда в том, что оно ограничено точкой зрения мужского взгляда . [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зигмунд Фрейд, О сексуальности (PFL 7), с. 311
- ^ Зигмунд Фрейд, Сексуальность и психология любви (1997), с. 202
- ^ Отто Фенихель , Психоаналитическая теория неврозов (1946), с. 330
- ^ Зигмунд Фрейд, Сексуальность и психология любви (1997), с. 202
- ^ Зигмунд Фрейд, О сексуальности (PFL 7), с. 311н
- ^ Отто Фенихель, Психоаналитическая теория неврозов (1946), с. 72 и с. 347
- ^ Изд. Х. Неттлшипа, Словарь классических древностей (1894), с. 258-9
- ^ А.С. Байатт, Владение: Роман (1990), стр. 315
- ^ Отто Фенихель , Психоаналитическая теория неврозов (1946), с. 178
- ^ Джулия М. Уокер, Зеркала Медузы (1998), с. 20
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шандор Ференци , «О символизме головы Медузы» в книге « Дальнейший вклад в теорию и технику психоанализа» (Лондон, 1926).
- Шандор Ференци, «Нагота как средство внушения террора» в книге « Дальнейший вклад в теорию и технику психоанализа» (Лондон, 1926).
- Фрейд, С. (1963) Сексуальность и психология любви. Нью-Йорк: Кольер. (стр. 212–213). ["Медузенхаупт". Впервые опубликовано посмертно. Межд. З. Психоанальный. Имаго, 25 (1940), 105; переиздал Гес. В., 17,47. Рукопись датирована 14 мая 1922 года и, по-видимому, представляет собой набросок для более обширной работы. Перевод: Джеймс Стрейчи, Int. J. Psychoanal., 22 (1941), 69.}
- Редакция М. Гарбера / Нью-Джерси Викерса, The Medusa Reader (2013)