Отрубленная голова
![]() Крышка | |
Автор | Айрис Мердок |
---|---|
Художник обложки | Валь Биро |
Язык | Английский |
Издатель | Чатто и Виндус |
Дата публикации | 1961 |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 251 |
«Отрубленная голова» — сатирический , иногда фарсовый вышедший в 1961 году роман Айрис Мердок, . Это был пятый опубликованный роман Мердока.
Основные темы включают брак, супружескую измену и инцест внутри группы цивилизованных и образованных людей. Действие фильма происходит в Лондоне и его окрестностях. Он изображает борьбу за власть между взрослыми людьми среднего класса, которым повезло, что у них нет реальных проблем. «Отрубленная голова» была предвестником сексуальной революции , которая должна была поразить Великобританию в 1960-х и 1970-х годах.
Сюжет
[ редактировать ]Мартин Линч-Гиббон — обеспеченный 41-летний торговец вином, чей бездетный брак с пожилой женщиной по имени Антония был браком, а не любовью. Ему никогда не приходит в голову, что его продолжающийся тайный роман с Джорджи, молодой ученой лет двадцати, может быть аморальным . Мартин потрясен, когда его жена сообщает ему, что у нее роман с Палмером Андерсоном, ее психоаналитиком и другом пары. Антония сообщает Мартину, что хочет развестись с ним и выйти замуж за Андерсона.
Мартин переезжает из своего лондонского дома на Херефорд-сквер . Прежде чем официально переехать, Мартин посещает дом своего брата Александра недалеко от Оксфорда. Там он узнает, что Антония уже написала Александру о разводе, оставив Александра весьма потрясенным. Позже Мартин возвращается на Херефорд-сквер, где Антония, теперь выступающая для него в роли матери, пытается обустроить ему новое жилье. После спора с Антонией он идет на станцию, чтобы забрать сводную сестру Палмера Хонор Кляйн, преподавателя антропологии , приехавшую из Кембриджа.
Мартин по-прежнему не хочет публично признавать свой роман с Джорджи, не говоря уже о помолвке с ней. Несколько дней спустя Мартин наконец навещает Джорджи. Хотя Джорджи хочет предать гласности их роман, Мартин отказывается, потому что считает, что это «повредит» Антонии. Однако они решают пойти на Херефорд-сквер, чтобы Джорджи могла увидеть дом. Пока Мартин показывает ей окрестности, они слышат, как кто-то приближается к дому. Предполагая, что это Антония, Мартин выгоняет Джорджи через заднюю дверь, несмотря на ее протесты, что она хочет встретиться с Антонией. Неожиданным гостем оказывается Хонор, которая замечает сумочку Джорджи, оставленную ею, когда она выбегала из двери. После мероприятия Мартин пытается связаться с Джорджи, но безуспешно и вскоре возвращается в дом. Там он узнает, что Палмер и Антония знают о его отношениях с Джорджи. Мартин находит Джорджи и узнает, что Хонор Кляйн раскрыла их секрет. Вскоре после этого Джорджи встречает Антонию в неловкой ситуации.
Позже, после завтрака с Антонией, где они решают, что Мартин должен взять короткий отпуск, Мартин звонит Джорджи и обнаруживает там своего брата Александра. Мартин приходит в еще большую ярость, когда обнаруживает, что именно Хонор Кляйн познакомила их друг с другом. Вернувшись в пьяном виде на Херефорд-сквер, Мартин вступает в драку с Хонор. Написав письма с извинениями и подождав два дня, Мартин пытается найти Антонию и Хонор, но узнает, что Антония ушла, а Хонор вернулась в Кембридж.
Примерно в это же время Мартин также понимает, что теперь безумно любит Хонор. Он следует за ней в Кембридж и посреди ночи врывается в ее дом только для того, чтобы найти ее в постели со своим сводным братом Палмером. Несмотря на то, что Мартин не рассказывает Антонии об этой кровосмесительной встрече, Палмер считает, что рассказал, и начинает вести себя странно с Антонией. Антония решает, что вместо этого ей следует быть с Мартином, из-за чего Мартин разрывает роман с Джорджи. Несколько дней спустя приходит Александр, чтобы сообщить Мартину, что он обручился с Джорджи, что разжигает чувства Мартина к ней и очень его расстраивает.
После гневной конфронтации с Палмером, который объявляет, что он и Хонор поедут за границу, Мартин получает от Джорджи пакет с волосами. Мартин обнаруживает Джорджи без сознания, который пытался покончить жизнь самоубийством, и к нему присоединяется Хонор в ожидании машины скорой помощи. После сцены в больнице, где все собрались, Мартин признается Хонор в любви. Хонор говорит, что знает, но это не имеет значения, потому что она уезжает. Вскоре после этого Антония признается Мартину, что она тоже спит с его старшим братом Александром с тех пор, как он их познакомил, и что они собираются пожениться. В конце концов Палмер и Джорджи уезжают вместе, Александр и Антония остаются вместе, а Хонор остается в Англии с Мартином.
Темы
[ редактировать ]В «Отрубленной голове среднего возраста » Мёрдоку удается изобразить буржуа , который сначала думает о себе как о выжившем, но понимает, что на самом деле он жертва. На протяжении всего романа все главные герои настаивают на том, что они давно преодолели общепринятую мораль, что они являются свободными агентами в прямом смысле этого слова, но, несмотря на гедонизм, остаточная моральная позиция Линча-Гиббона так и не исчезнет. Мердок особенно хорошо умеет передать атмосферу доброжелательности и очевидного отсутствия обид среди людей, которые обидели и подверглись обиде. («Мы вовсе не хотим, чтобы вы покинули нас. Каким-то странным и довольно чудесным образом мы не можем обойтись без вас. Мы будем держаться за вас, мы будем заботиться о вас», — говорит Андерсон Линч-Гиббону. , который считает себя скорее рогоносцем, чем кем-либо еще.) Временами смешно, иногда грустно, «Отрубленная голова» также затрагивает более серьезные проблемы, такие как аборт (Джорджи прерывает беременность на ранней стадии своих отношений с Линч-Гиббоном) и попытка самоубийства (опять же, это Джорджи пытается покончить с собой после того, как Линч-Гиббон и его брат отвергли ее).
Несмотря на серьезный подтекст, многие читатели считают «Отрубленную голову» самым интересным из романов Мердока. Как выразился британский писатель Уильям Сатклифф : «Из всех романов о том, как много людей трахают много других людей, этот, вероятно, лучший и, конечно, самый странный. В нем меньше философствования и больше секса, чем в других книгах Мердока». приятно видеть, как эта замечательная писательница распустила волосы (и трусики)». [ 1 ]
Адаптации
[ редактировать ]Вместе с Дж. Б. Пристли Мердок адаптировала свою книгу для сцены. Спектакль, поставленный Вэлом Мэем , открылся в Королевском театре в Бристоле в мае 1963 года. В июле 1963 года он переехал в театр «Критерион» в Лондоне, где было проведено 1044 спектакля. [ 2 ] открылась бродвейская постановка, которую также поставил Мэй, В Нью-Йорке, после четырех предварительных просмотров, 28 октября 1964 года в Королевском театре где было показано всего 29 спектаклей. В актерский состав вошли Шейла Баррелл , повторяющая роль Хонор Кляйн, Робин Бэйли, снова играющая Мартина Линч-Гиббона, и Джессика Уолтер в роли Джорджи. По роману также был снят фильм 1970 года в главных ролях с Клэр Блум , Ли Ремиком , Ричардом Аттенборо и Яном Холмом . Сценарий написал Фредерик Рафаэль .
Пятисерийная адаптация «Отрубленная голова» Стивена Уэйкелама появилась в BBC Radio 4 сериале «15-минутная драма» в августе 2015 года. Среди актеров были Джулиан Райнд-Татт в роли Мартина Линч-Гиббона, Хелен Шлезингер в роли Хонор Кляйн и Виктория Гамильтон в роли Антонии. Линч-Гиббон. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сатклифф, Уильям (9 ноября 2000 г.). «10 лучших романов об отношениях Уильяма Сатклиффа» . Хранитель . Проверено 27 августа 2015 г.
- ^ Кто есть кто в театре, 14-е издание, Питман (1967)
- ^ «Айрис Мердок: Отрубленная голова» . Радио BBC 4: 15-минутная драма . Проверено 26 августа 2015 г.