Jump to content

Суверенитет добра

Суверенитет добра
Обложка первого издания "Суверенитета добра"
Обложка первого английского издания
Автор Айрис Мердок
Язык Английский
Ряд Исследования в области этики и философии религии
Предмет Этика
Издатель Рутледж и Кеган Пол
Дата публикации
1970
Место публикации Великобритания
Тип носителя Распечатать
Страницы 106
ISBN 0710068638

«Суверенитет добра» — книга по моральной философии Айрис Мердок . Впервые опубликованный в 1970 году, он включает в себя три ранее опубликованных статьи, каждая из которых первоначально была прочитана в виде лекций. Мердок выступал против преобладающего консенсуса в моральной философии, предлагая вместо этого платонический подход. «Суверенитет добра» — самая известная философская книга Мердока.

История публикации

[ редактировать ]

Филлипс Д.З. Филлипс заказал книгу «Суверенитет добра» Айрис Мердок в качестве вклада в серию Рутледжа и Кегана Пола «Исследования по этике и философии религии», генеральным редактором которой был Филлипс. [1] : 492  В книгу вошли три ранее опубликованные статьи, каждая из которых изначально была прочитана в виде лекций.

Первое эссе, озаглавленное «Идея совершенства», возникло в 1962 году как лекция Мердока Балларда Мэтьюза в Университетском колледже Северного Уэльса . Он был опубликован в The Yale Review в апреле 1964 года. [2] : vii [3] Второе эссе «О «Боге» и «добре»» было вкладом Мердока на состоявшееся в августе 1966 года заседание Исследовательской группы по основам культурного единства в Боудойн-колледже . Он был опубликован в 1969 году в «Анатомии знаний» , сборнике статей, представленных на заседаниях исследовательской группы в 1965 и 1966 годах. [4] [5] Последнее эссе книги - «Суверенитет добра над другими концепциями», которое представляло собой лекцию Лесли Стивена, прочитанную в Кембриджском университете 14 ноября 1967 года. В том же году лекция была опубликована в виде 37-страничной брошюры издательством Cambridge University Press. . [6] : 115 

Первое издание «Суверенитета добра» было в твердом переплете и опубликовано в Лондоне в 1970 году издательством Routledge. Первое издание в мягкой обложке на английском языке вышло в 1971 году. Компания Schocken Books опубликовала его в Соединенных Штатах, где издания в твердом и мягком переплете были опубликованы одновременно в 1971 году. Рутледж переиздавал издание в мягкой обложке в 1974 и 1980 годах. [6] : 116  В 2001 году Routledge переиздал «Суверенитет добра» в Англии и США в рамках серии «Routledge Classics». [2] В 2013 году книга вышла в виде издания «Routledge Great Minds» с предисловием Мэри Миджли . [7]

Исторический контекст

[ редактировать ]

Доминирующими школами философии в то время, когда появились «Суверенитет добра» и входящие в него эссе, были экзистенциализм в Европе и аналитическая философия в англоязычном мире. [8] : 1  Моральная философия Айрис Мердок противоречит тому, что она считает центральными идеями обеих этих школ.

Ее первая книга «Сартр: романтический рационалист » была опубликована в 1953 году. Мердок познакомилась с Жан-Полем Сартром после того, как услышала его лекцию в Брюсселе в 1945 году, когда она работала в UNRRA , и была впечатлена его экзистенциалистской философией в то время, хотя позже она пришел к тому, чтобы отвергнуть то, что она назвала его «люциферианским» взглядом на мораль, основанную на свободе и индивидуальной воле, а не на любви и добре. [1] : 215, 270 

Среди аналитических философов в то время преобладала точка зрения, что, как и в случае с физической наукой, утверждения о реальности должны быть публично проверены как истинные или ложные, что привело к выводу, что «состояния и действия души во всем их многообразии должны быть раскрыты в наблюдаемое поведение», чтобы его «классифицировали как объективную реальность». Мердок, с другой стороны, не согласилась с тем, что она считала последовательным «отвержением внутренней жизни» аналитической философии. [9]

Основное влияние Айрис Мердок в «Суверенитете добра» оказал Платон , в то время, когда, как отмечает ее биограф Питер Дж. Конради , быть «платоником в морали казалось таким же странным, как объявлять себя якобитом в политике». [1] : 492  Симона Вейль , чьи «Записные книжки» Мердок рецензировал в 1956 году, оказала большое влияние на чтение Мердоком Платона и на ее философию в целом. Концепция Вейля «внимания» к реальности, включая как других людей, так и трансцендентное Добро, предоставила Мердоку альтернативу традиционному взгляду на действия автономного свободного агента как основу морали. [8] : 21–22 

Книга посвящена Стюарт Хэмпшир , коллеге-философу Мердока и бывшей коллеге в Оксфордском университете , где она преподавала с 1948 по 1963 год. Взгляд Хэмпшира на человека, по сути, как на «объект, движущийся среди других объектов в непрерывном потоке намерения в действие». , также является основной целью ее аргументов в первом эссе книги «Идея совершенства». [8] : 47  [2] : 4 

Структура и аргументы

[ редактировать ]

Три эссе книги изначально не предназначались для публикации как единое целое, не зависят друг от друга и не ссылаются друг на друга. Их объединяет цель продемонстрировать неадекватность преобладающей философской теории морали и заменить ее новой концепцией, включающей «моральную реальность, внешнюю по отношению к нам», но каждая статья использует свой подход к этому проекту. [8] : 37  В «Идее совершенства» Мердок описывает «обычный и повседневный» пример внутренней моральной деятельности, которую нельзя объяснить в рамках существующей парадигмы, и использует его для аргументации в пользу философской концепции морали, которая позволит нам сказать, «что мы непреодолимо склонны сказать «об этом». [2] : 16  В книге «О «Боге» и «добре» она, признавая влияние Симоны Вейль, исследует христианскую практику молитвы и ее возможное применение к платонической концепции добра. В «Владычестве добра над другими концепциями» она использует платонические образы, утверждая, что искусство и интеллектуальные занятия могут служить воспитанием добродетелей.

Идея совершенства

[ редактировать ]

Аргументация Мердока в этой статье проходит три стадии. Сначала она описывает то, что она считает общепринятым философским взглядом на человека как морального агента, ссылаясь главным образом на «Настроение и память» , «Мысль и действие» Стюарта Хэмпшира . Она заключает, что современная парадигма «человека» как в аналитической, так и в континентальной философии (которую она характеризует как кантианский и сюрреалистический экзистенциализм соответственно) является «бихевиористской, экзистенциалистской и утилитарной». Бихевиоризм связан с этой точкой зрения «связью смысла и сущности действия с публично наблюдаемым», экзистенциализм — с его «устранением субстанциального «я» и акцентом на единственной всемогущей воле», а утилитаризм — с его «предположением, что мораль есть и может касаться только публичных действий». [2] : 8–9 

Заметив, что она возражает против этой характеристики по эмпирическим, философским и моральным причинам, она переходит к рассмотрению философской основы доминирующей точки зрения. Она находит источник своего фундаментального утверждения о том, что «ментальные концепции должны анализироваться генетически, и поэтому внутреннее должно рассматриваться как паразитирующее на внешнем», в аргументе в рамках британской эмпирической традиции об онтологическом статусе частных чувственных данных. [2] : 9–10  Она считает, что Витгенштейн фактически поставил точку в этом вопросе, показав, что «идее «внутреннего объекта» нельзя придать никакого смысла», но отмечает, что он не сделал никаких «моральных или психологических» выводов, основанных на этом наблюдении. . Другие, однако, в том числе Хэмпшир, Райл , Хэйр и Айер , незаконно распространили аргумент Витгенштейна на эти области. [2] : 12 

Затем Мердок в качестве примера моральной деятельности, не имеющей внешнего проявления, приводит изменение отношения матери (М) к невестке (Д). М сначала не любит Д, но внешне не намекает на это и «ведёт себя прекрасно» по отношению к ней. Однако с течением времени, «уделяя Д. осторожное и справедливое внимание», М начинает видеть в ней «не вульгарную, а освежающе простую, не недостойную, но спонтанную… и так далее». [2] : 17  Мердок утверждает, что, размышляя таким образом о D, М занимается моральной деятельностью, но проблема в том, что этого нельзя сказать в рамках принятой парадигмы. [2] : 19 

На второй стадии аргументации Мердок отвергает основополагающую концепцию реальности, исключающую все, что не наблюдается публично, и предлагает другую. [8] : 41  Она утверждает, что привязанность философии к наблюдаемости как критерию реальности проистекает из принятия ею «некритикуемой концепции науки». [2] : 24  В результате философия неспособна объяснить живого человека, который внутренне меняется с течением времени. Мораль не вписывается в мир, описываемый наукой, поэтому философии необходимо освободиться от ограничений науки. Мердок утверждает, что «центральная концепция морали - это« индивидуум », которого можно познать с помощью любви», и связывает эту концепцию с идеей совершенства, поскольку «мораль связана с изменениями и прогрессом» к «идеальному пределу». : 28–29 

На третьем этапе Мердок применяет свою концепцию морали к идее свободы. И аналитическая, и континентальная экзистенциалистская моральная философия помещали свободу личности в момент выбора, когда человек решает действовать в мире. Согласно взгляду Мердока на мораль как любящее внимание к реальности, как показано М по отношению к D, свобода приходит от возрастающего знания реальности, которое позволяет человеку ясно видеть. При полной ясности видения человек не будет отвлекаться на собственные предрассудки и предубеждения и сможет действовать просто в соответствии с реальностью, а не выбирать более или менее вслепую. Она отмечает, что «понятие воли как подчинения реальности, подчинения, которое в идеале учит позиции, в которой нет выбора», знакомо художникам, и утверждает, что ее концепция моральной психологии уникально способна вместить как искусство, так и мораль как совместимая деятельность. [2] : 41 

О «Боге» и «Добре»

[ редактировать ]

Мердок начинает с заявления о необходимости такой моральной философии, которая, среди прочего, серьезно принимает взгляды Фрейда и Маркса и отводит центральное место «концепции любви». [2] : 45  Она характеризует общепринятые аналитические и экзистенциальные философские взгляды на моральную психологию как «неамбициозные и оптимистичные» по сравнению с христианским богословием с его представлением «добра как почти невозможно трудного, а греха как почти непреодолимого и, безусловно, универсального состояния». [2] : 49  Она отмечает, что философы пытались игнорировать или отрицать пессимистическое, но, по ее мнению, реалистичное представление Фрейда о «психике как эгоцентрической системе квазимеханической энергии» с «глубокой тканью амбивалентных мотивов», в которой «фантазия является более сильным». сила, чем разум». [2] : 50  Она рассматривает «толстое безжалостное эго» как светский аналог первородного греха и настаивает на том, что задачей моральной философии должно быть «обсуждение этого эго и методов (если таковые имеются) для его поражения». [2] : 51 

Мердок предлагает религиозную практику молитвы как пример метода отвлечения внимания от собственных эгоцентрических желаний и забот и продолжает исследовать ее возможную адаптацию к секулярному миру. Она определяет молитву как «внимание к Богу, которое является формой любви», а Бога — как «единый совершенный, непредставимый и обязательно реальный объект внимания». [2] : 54  Она исследует каждый из этих атрибутов (в следующем порядке: объект внимания, единый, трансцендентный, совершенный, необходимый и реальный) с целью постичь единую нерелигиозную концепцию Добра, к которой они все могут быть отнесены. Она отмечает, что для религиозного человека искреннее внимание к Богу может породить благодать — форму энергии, вдохновляющую человека на добродетель. Она связывает это с обыденным человеческим опытом влюбленности и сосредоточения внимания на «ценных вещах». [2] : 55  Она использует кажущуюся взаимозависимость добродетелей, которые необходимо описывать через призму друг друга, чтобы показать форму единства добра. Трансцендентность анализируется с точки зрения реализма, в смысле отвлечения внимания от эгоцентрических фантазий и со ссылкой на переживание красоты. Совершенство рассматривается как обязательно подразумеваемое нашим ощущением существования степеней добра, так что мы всегда можем представить себе лучшее, хотя и неопределимое добро, выходящее за рамки того, что мы можем испытать сами. [8] : 63  Наконец, атрибуты необходимости и реальности снова связаны с реализмом в смысле «способности видеть вещи такими, какие они есть». [8] : 66  В этом случае парадигматической видится деятельность хорошего художника, умеющего «замолчать и рассеять себя, созерцать и обрисовывать природу ясным глазом». [2] : 63 

Установив концепцию Добра как аналог Бога, Мердок возвращается к своему предыдущему вопросу, может ли быть светская замена молитве. Она говорит, что Добро само по себе не видимо, но согласна с характеристикой Платона Добра (аналогично Солнцу в Аллегории Пещеры) как источника света, посредством которого можно увидеть реальность. Созерцание Добра напрямую может оказаться невозможным, но «Добро находится в центре внимания, когда намерение быть добродетельным сосуществует... с некоторой неясностью видения». [2] : 68 

Суверенитет добра над другими понятиями

[ редактировать ]

Мердок начинает с того, что помещает свою аргументацию в рамки философской традиции «игры изображений», в которой метафорические концепции, такие как видение и движение, используются в попытке ответить на философские вопросы. [2] : 75  В этой статье вопрос заключается в том, как люди могут стать морально лучше, учитывая то, что известно о человеческой природе. В основе ее аргументов лежат предположения о том, что люди «естественно эгоистичны» и что в человеческой жизни «нет внешней точки». [2] : 76  Она отмечает, что верующим молитва может помочь в обретении более добродетельного характера и дать энергию для добрых действий. Она видит в этом подтверждение утверждения о том, что добродетель поощряется «всем, что меняет сознание в сторону бескорыстия, объективности и реализма». [2] : 82 

Мердок описывает «прогрессивное воспитание добродетелей», которое предполагает участие в практиках, которые отвлекают наше внимание от самих себя на ценные объекты в реальном мире. [8] : 80  Платона Цитируя «Федра» , она определяет переживание красоты как наиболее доступное и легкое для понимания. Она приписывает «бескорыстную» силу красоты как природе, так и искусству. Следуя Платону, она находит следующую, более сложную практику в интеллектуальных дисциплинах. Она использует пример изучения иностранного языка как возможность практиковать такие добродетели, как честность и смирение, одновременно расширяя свои знания об «авторитетной структуре, вызывающей мое уважение». [2] : 87  Она говорит, что такое же качество внешнего объективного внимания к частному необходимо для развития и применения добродетелей в обычных человеческих отношениях.

Мердок утверждает, что концепция добра Платона применима ко всем этим способам изучения и применения добродетелей и объединяет их. В своем обсуждении концепции она ссылается на три раздела « Государства» Платона : « Аналогия Солнца» , «Аналогия разделенной линии » и «Аллегория пещеры» . Концепция Добра, по словам Мердока, включает в себя совершенство, иерархию и трансцендентность, она является одновременно объединяющей и неопределимой. Она предполагает, что «своего рода созерцание Добра» в смысле «отхода от частного» возможно и «может быть тем, что больше всего помогает, когда трудности кажутся неразрешимыми». [2] : 99  Однако эта практика трудна и несет в себе опасность того, что объект внимания может вернуться к себе.

Айрис Мердок прекратила преподавать философию в Оксфорде за несколько лет до публикации « Суверенитета добра» и была хорошо известна как писательница. Рецензии на «Суверенитет добра» публиковались в газетах и ​​журналах, а также в научных журналах . В статье «Книги года» в «Таймс » в конце года журналист и драматург Деннис Поттер назвал ее «самой вдохновляющей новой книгой на любую тему», которую он читал в 1970 году, отметив ее способность «придать четкую и уверенную форму». к тем мыслям и симпатиям, которые в нас самих были лишь смутными, уклончивыми или даже стыдливыми». [10]

Обзор философа Ренфорда Бэмбро был первоначально опубликован в журнале The Spectator , а затем появился в журнале Philosophy в 1985 году, когда «Суверенитет добра» был переиздан в новом издании в мягкой обложке. [11] Он назвал ее «убедительной книгой», объединившей таланты художника и философа в атаке на современное состояние моральной философии. Он похвалил финальное эссе за «ценное перенесение в более доступную форму некоторых центральных платоновских идей», отметив при этом, что некоторые аспекты интерпретации Платона Мердоком могут быть подвергнуты сомнению. [12] В своей книге «Философия» 1972 года Х.О. Маунс согласилась с критикой Мердок преобладающих в то время взглядов в моральной философии, но имела оговорки по поводу использования ею концепции внимания Симоны Вейль и ее взглядов на связь между добром и знанием. Он рекомендовал эту книгу как «одну из самых интересных книг по этике, вышедших за последние несколько лет», главным образом из-за ее «свежести». [13]

В «Очерках критики» , журнале литературной критики, философ Джеймс Гриффин рассматривал прежде всего точку зрения Мердока на связь между искусством и моральной философией. Он не согласился с описанием Мердоком современной моральной философии как претендующей на нейтральность ценностей, заявив, что, хотя эта точка зрения имела влияние в недавнем прошлом, она «теперь редко поддерживается в чем-то подобном такой чистой форме». Он также не согласился с ее определением эго как главного врага как в моральной жизни, так и в искусстве, утверждая, что описание хорошего искусства как «прорывающего завесу», наброшенного эго, не объясняет нерепрезентативного искусства, и что существуют источники омрачения, кроме эго. [14]

Рецензент Heythrop Journal счел книгу «поистине духовным чтением», отметив сходство между ее рассказом о самопревосхождении и взглядом святого Августина на душу. [15] Также в The Heythrop Journal Питер Хебблтуэйт сравнил Мердока с Лешеком Колаковским как философом, парадоксальным образом «пытающимся оживить богословские концепции» в то время, когда некоторые богословы пытались избежать использования откровенно богословского языка. [16] Колина Гантона Обзор в журнале «Религиоведение» в целом был положительным, но ее описание Добра было найдено неудовлетворительным и напоминающим «сломанные версии традиционных теистических доказательств, которые иногда появляются в современном естественном богословии». [17]

Наследие

[ редактировать ]

«Суверенитет добра» — самая известная философская книга Мердока. [1] : 492  В 1998 году Мэри Миджли назвала ее «одной из очень немногих современных философских книг, которую люди, не относящиеся к академической философии, считают действительно полезной», и это отличие ее разделяет с К.С. Льюиса книгой «Уничтожение человека ». Мидгли определяет «суеверную веру» в «единственную, обширную, непогрешимую систему, называемую наукой, которая полностью объясняет человеческое существование», как фундаментальную для философских взглядов, которые Мердок «развенчал». [18] В статье для The Guardian в 2012 году Эндрю Браун описал Мердока как человека, предоставляющего «причины и способы мышления, которые дадут дополнительные причины» того, что сциентизм ошибается. [19]

Влияние «Суверенитета добра» на академическую философию начало ощущаться в конце 1970-х годов благодаря работам Джона Макдауэлла . [8] : 7  Среди других, кто назвал Мердока влиятельным человеком, - Кора Даймонд , Хилари Патнэм , Чарльз Тейлор , Бернард Уильямс и Сьюзен Вульф . [20]

  1. ^ Jump up to: а б с д Конради, Питер Дж. (2001). Айрис Мердок: Жизнь . Нью-Йорк: Нортон. ISBN  0393048756 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Мердок, Ирис (2001). Суверенитет добра . Классика Рутледжа. Лондон, Англия: Рутледж. ISBN  9780415253994 .
  3. ^ Мердок, Ирис (1964). «Идея совершенства». Йельский обзор . 53 (3): 342–380.
  4. ^ Брокс, Джастин (2011). «Постскриптум к книге «О Боге и добре»: Вступительная записка» (PDF) . Обзор Айрис Мердок . 1 (3): 5.
  5. ^ Марджори Грен , изд. (1969). Анатомия знаний; Документы, представленные исследовательской группе по основам культурного единства, Боудин-колледж, 1965 и 1966 годы . Амхерст, Массачусетс: Издательство Массачусетского университета.
  6. ^ Jump up to: а б Флетчер, Джон; Бове, Шерил Браунинг (1994). Айрис Мердок: описательная первичная и аннотированная вторичная библиография . Нью-Йорк: Издательство Garland Publishing. ISBN  0824089103 .
  7. ^ Мердок, Ирис (2013). Суверенитет добра . Рутледж Великие умы. Лондон, Англия: Рутледж. ISBN  9781134575633 .
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Брокс, Джастин. (2012). "Введение". Айрис Мердок, Философ: Сборник эссе . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199289905 .
  9. ^ Хэмпшир, Стюарт (15 ноября 2001 г.). «Удовольствие Айрис Мердок». Нью-Йоркское обозрение книг . стр. 24–26.
  10. ^ Поттер, Деннис (31 декабря 1970 г.). «Книги года». Таймс . Лондон, Англия. п. 8.
  11. ^ Бэмбро, Ренфорд (октябрь 1985 г.). «Книжные заметки: Дьявольская свобода». Философия . 60 (234): 559–561. дои : 10.1017/s0031819100042650 . S2CID   251054995 .
  12. ^ Бамбро, Ренфорд (5 декабря 1970 г.). «Дьявольская свобода (Рецензия на книгу)». Зритель . Том. 225, нет. 7432. с. 731. Любой, кто верит или пытался сопротивляться модным фантазиям, от которых мисс Мердок стремится освободить нас, может многому научиться из работы, в которой она практикует, а также проповедует реализм, справедливость и сострадание.
  13. ^ Маунс, ХО (апрель 1972 г.). «Новые книги: Суверенитет добра». Философия . 47 (180): 178–180. дои : 10.1017/s003181910004095x . S2CID   170494348 .
  14. ^ Гриффин, Джеймс (1972). «Толстое эго». Очерки критики . 22 (1): 74–83. дои : 10.1093/eic/XXII.1.74 .
  15. ^ Ковентри, Джон (апрель 1971 г.). «Обзоры: суверенитет добра». Журнал Хейтропа . 12 : 202–203.
  16. ^ Хебблтуэйт, Питер (апрель 1972 г.). «Лестница Фейербаха: Лешек Колаковски и Айрис Мердок». Журнал Хейтропа . 13 (2): 143–161. дои : 10.1111/j.1468-2265.1972.tb00679.x .
  17. ^ Гантон, Колин (июнь 1972 г.). «Обзоры: суверенитет добра». Религиоведение . 8 (2): 180–181. дои : 10.1017/s0034412500005746 . S2CID   170762330 .
  18. ^ Мидгли, Мэри (1998). «Разбираемся в духе времени: моральная философия Айрис Мердок» . Философ . 86 (1) . Проверено 3 августа 2015 г.
  19. ^ Браун, Эндрю (27 марта 2012 г.). «Айрис Мердок против роботов» . Хранитель . Проверено 3 августа 2015 г.
  20. ^ Сетия, Киран (май 2013 г.). «Мердок о суверенитете добра». Отпечаток философов . 13 (9): 1–21. hdl : 2027/spo.3521354.0013.009 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b87f394052b0edb0149599ed4d9b175f__1715400000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/5f/b87f394052b0edb0149599ed4d9b175f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Sovereignty of Good - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)