Гилберт Райл
Гилберт Райл | |
---|---|
![]() Портрет Рекса Уистлера | |
Рожденный | 19 августа 1900 г. Брайтон , Англия |
Умер | 6 октября 1976 г. (76 лет) Уитби , Англия |
Альма-матер | Королевский колледж, Оксфорд |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | |
Докторанты | |
Другие известные студенты | |
Основные интересы | |
Известные идеи |
|
Гилберт Райл (19 августа 1900 — 6 октября 1976) — британский философ. [7] главным образом известен своей критикой картезианского дуализма , для чего он придумал фразу « призрак в машине ». Он был представителем поколения британских философов обыденного языка , разделявших подход Людвига Витгенштейна к философским проблемам. [8]
Некоторые идеи Райла в философии сознания были названы бихевиористскими . В своей самой известной книге « Концепция разума» (1949) он пишет, что «общая тенденция этой книги, несомненно и безобидно, будет заклейменена как «бихевиористская». [9] Изучив философов Бернарда Больцано , Франца Брентано , Алексиуса Мейнонга , Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера , Райл предположил, что вместо этого книгу «можно описать как продолжительное эссе по феноменологии , если вы чувствуете себя как дома с этим ярлыком». [10]
Биография [ править ]
Генеалогическое древо [ править ]
Отец Гилберта Райла, Реджинальд Джон Райл, был брайтонским врачом, специалистом широкого профиля, интересовавшимся философией и астрономией , передавшим своим детям большую библиотеку. Отец Гилберта был сыном Джона Чарльза Райла , первого англиканского епископа Ливерпуля . [11] [12] Райлы были землевладельцами Чешира ; старший брат Гилберта, Джон Альфред Райл Главой семьи стал из Баркхейла, Сассекс. Их предок Джон Райл, торговец шелком, был другом теолога и евангелиста Джона Уэсли ; В число членов этой семьи Райлов входит производитель шелка («отец шелковой промышленности Соединенных Штатов»). [13] ) Джон Райл , а также его племянник и деловой партнер Уильям .
Мать Гилберта Райла, Кэтрин, была дочерью Сэмюэля Кинга Скотта (младшего брата архитектора сэра Джорджа Гилберта Скотта ) от его жены Джорджины, дочери Уильяма Халма Бодли, доктора медицины, и сестры архитектора Джорджа Фредерика Бодли , который сам был учеником сэра Джорджа. . Таким образом, двоюродными братьями семьи Райл являются гематолог Рональд Бодли Скотт , архитектор Джордж Гилберт Скотт-младший , основатель Watts & Co. , и его сын Джайлс Гилберт Скотт , проектировщик электростанции Баттерси . [14]
Молодость образование и
Гилберт Райл родился в Брайтоне, Англия, 19 августа 1900 года и вырос в среде обучения.
Он получил образование в Брайтонском колледже , а в 1919 году поступил в Королевский колледж в Оксфорде , чтобы изучать классику , но вскоре увлекся философией. Он получил высшее образование с «тройным первым результатом»; он получил первоклассные награды в области классической «Модерации чести» (1921 г.), «гуманитарной литературы» (1923 г.), а также философии, политики и экономики (1924 г.).
Карьера [ править ]
В 1924 году Райл был назначен преподавателем философии в Крайст-Черч в Оксфорде . Год спустя он стал научным сотрудником и наставником в Крайст-Черч, где оставался до 1940 года. [15]
Во время Второй мировой войны Райл был призван в валлийскую гвардию . Способный лингвист, он был завербован на разведывательную работу и к концу войны получил звание майора . После войны он вернулся в Оксфорд и был избран профессором метафизической философии Уэйнфлита и членом Колледжа Магдалины в Оксфорде . Он опубликовал «Концепцию разума» в 1949 году. Он был президентом Аристотелевского общества с 1945 по 1946 год и редактором философского журнала «Разум» с 1947 по 1971 год. Райл умер 6 октября 1976 года в Уитби , Северный Йоркшир. [15]
Братья Райла Джон Альфред (1889–1950) и Джордж Бодли (1902–1978), оба получившие образование в Брайтонском колледже , также сделали выдающуюся карьеру. Джон стал королевским профессором физики и Кембриджского университета врачом короля Георга V. Джорджа, после работы директором лесного хозяйства сначала в Уэльсе, а затем в Англии, был заместителем директора Комиссии по лесному хозяйству и назначен CBE . [16]
Райл был изображен на портрете Рекса Уистлера , на котором, по его словам, он выглядел как «утонувший немецкий генерал». Он всю жизнь был холостяком, а на пенсии жил со своей сестрой-близнецом Мэри. [17]
Работа [ править ]
Концепция разума [ править ]
В «Концепции разума» Райл утверждает, что дуализм включает в себя категориальные ошибки и философскую бессмыслицу — две философские темы, которые продолжали определять работу Райла. Он риторически спросил студентов, слушавших Оксфорд в 1967–1968 годах, что плохого в утверждении, что на поле есть три вещи: две коровы и пара коров. Им также было предложено поразмышлять, является ли отверстие пивной бочки частью бочки или нет. [18]
Знать-как и знать-что [ править ]
Различие, проведенное в «Концепции разума» между «знанием как» и «знанием того», привлекло независимый интерес. Это различие также является источником процедурных ( «знание-как ») и декларативных ( «знание-что» ) моделей долговременной памяти . [19] Это различие широко принято в философии. [19]
Философы не отдали должного хорошо знакомому всем нам различию между знанием того, что что-то происходит, и знанием того, как что-то делать. В своих теориях познания они концентрируются на открытии истин или фактов и либо игнорируют открытие способов и методов ведения дел, либо пытаются свести его к открытию фактов. Они предполагают, что интеллект приравнивается к созерцанию предложений и исчерпывается этим созерцанием.
- Гилберт Райл, Президентское обращение Аристотелевского общества , 1945 г.
Примером различия может быть знание того, как завязать рифовый узел, и знание того, что королева Виктория умерла в 1901 году.
Философия как картография [ править ]
Философские аргументы, составляющие эту книгу, призваны не расширить наши знания о разуме, а исправить логическую географию знаний, которыми мы уже обладаем. [20]
Райл считал, что больше невозможно верить в то, что задача философа состоит в изучении ментальных, а не физических объектов. Вместо этого Райл увидел склонность философов искать объекты, природа которых не была ни физической, ни ментальной. Вместо этого Райл считал, что «философские проблемы — это проблемы определенного рода; это не проблемы обычного типа, касающиеся особых сущностей». [15]
Райл сравнивает философию с картографией . Грамотные носители языка, считает Райл, для философа то же самое, что обычные жители деревни для картографа: обычный сельский житель хорошо разбирается в своей деревне, знаком с ее жителями и географией . Но когда его попросят интерпретировать карту этих знаний, сельский житель будет испытывать трудности до тех пор, пока он не сможет перевести свои практические знания в универсальные картографические термины. Житель думает о деревне в личных и практических терминах, в то время как картограф думает о деревне в нейтральных, общественных, картографических терминах. [21] : 440–2
«Сопоставляя» слова и фразы конкретного утверждения, философы могут генерировать то, что Райл называет нитью импликации : каждое слово или фраза утверждения вносит свой вклад в утверждение, поскольку, если бы слова или фразы были изменены, утверждение иной смысл. Философ должен показать направления и пределы различных импликаций, которые «концепция вносит в утверждения, в которых она встречается». Чтобы показать это, он должен «дергать» соседние нити, которые, в свою очередь, тоже должны «дергать». Философия, таким образом, ищет смысл этих нитей импликации в высказываниях, в которых они используются. [21] : 444–5
Подробное описание [ править ]
В 1949 году Райл впервые представил понятие толстого описания в книге «Размышление мыслями: что делает Le Penseur?» [22] [23] и «Думая и размышляя». По мнению Райла, существует два типа описаний: [22]
- тонкое описание: поверхностные наблюдения за поведением, например: «Его правая рука поднялась ко лбу ладонью наружу, когда он находился рядом и смотрел на другого человека».
- подробное описание: добавляет контекст к такому поведению. Объяснение этого контекста требует понимания мотивов поведения людей, а также того, как наблюдатели в сообществе понимают такое поведение: «Он отдал честь генералу».
Наследие [ править ]
Понятие Райла о толстом описании [22] оказал важное влияние на культурных антропологов, таких как Клиффорд Гирц . [24] [25]
концепции разума Появление было признано важным вкладом в философскую психологию и важной работой в движении философии обычного языка . Но в 1960-х и 1970-х годах преобладающим стало растущее влияние когнитивистских теорий Ноама Хомского , Герберта А. Саймона , Джерри Фодора и других представителей неокартезанской школы. Две основные послевоенные школы философии сознания Фодора , репрезентативизм и Уилфрида Селларса , функционализм постулировали именно «внутренние» когнитивные состояния, против которых выступал Райл. Философ Дэниел Деннетт , ученик Райла, сказал, что последние тенденции в психологии , такие как воплощенное познание , дискурсивная психология , ситуативное познание и другие в посткогнитивистской традиции, спровоцировали возобновление интереса к работам Райла. Деннетт написал сочувственное предисловие к изданию « Концепции разума » 2000 года . [26]
Автор Ричард Вебстер поддержал аргументы Райла против менталистской философии, предположив в книге « Почему Фрейд был неправ» (1995), что они подразумевали, что «теории человеческой природы, которые отвергают свидетельства поведения и ссылаются исключительно или главным образом на невидимые психические события, сами по себе никогда не смогут раскрыть самые важные тайны человеческой природы». [27]
Книги [ править ]
- 1949. Концепция разума.
- 1954. Дилеммы: Лекции Тарнера 1953 , сборник более коротких произведений.
- 1962. Разумное животное : лекция памяти Огюста Конта, прочитанная 26 апреля 1962 года в Лондонской школе экономики и политических наук.
- 1966. Прогресс Платона.
- 1971. Сборник очерков 1929 — 1968 , в двух томах, 57 очерков.
- 1977. Современные аспекты философии , редактор.
- 1979. О мышлении [28]
Ссылки [ править ]
- ^ Залта, Эдвард Н. (ред.). «Бихевиоризм» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Нил Теннант , Знакомство с философией: Бог, разум, мир и логика , Routledge, 2015, с. 299.
- ^ Логические константы (Стэнфордская энциклопедия философии)
- ^ Стюарт Браун, Дайан Коллинсон, Роберт Уилкинсон (редакторы), Биографический словарь философов двадцатого века , Routledge, 2012: «Патон, Герберт Джеймс».
- ^ Эдмунд Гуссерль, Логические исследования , Том 1, Routledge & Keegan Paul, 2001: Введение Дермота Морана, стр. lxiv: «Гуссерль... посетил Англию в 1922 году с намерением установить отношения с английскими философами... Он прочитал ряд лекций, на которых присутствовал Гилберт Райл...».
- ^ Майкл Даммит , Истоки аналитической философии , Bloomsbury Publishing , 2014, стр. xiii; Анат Билецкий, Анат Матарп (ред.), История аналитической философии: сюжет и герои , Routledge, 2002, стр. 57: «Именно Гилберт Райл, как говорит Даммет, открыл глаза на этот факт в своих лекциях о Больцано, Брентано, Мейнонге и Гуссерле».
- ^ «Гилберт Райл | Британский философ» . Британская энциклопедия . Проверено 3 сентября 2018 г.
- ^ А.С. Грейлинг ( Витгенштейн: Очень краткое введение , Oxford University Press, (Оксфорд), 1988, стр.114) уверен, что, несмотря на тот факт, что работа Витгенштейна, возможно , сыграла некоторую « вторую или третью роль [роль в продвижения] философского интереса к языку, который был доминирующим в середине века », ни Гилберта Райла , ни кого-либо из представителей так называемой школы « философии обычного языка », которая в основном связана с Дж. Л. Остином (и, по мнению Грейлинга, Дж. Э. Мур , С. Д. Броуд , Бертран Рассел и А. Дж. Эйер ) были витгенштейнианцами. Грейлинг утверждает, что « на большинство из них более поздние идеи Витгенштейна практически не повлияли, а некоторые были к ним активно враждебны ».
- ^ Райл, Гилберт. [1949] 2002. Концепция разума . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 327.
- ^ Райл, Гилберт. 1971. «Феноменология против концепции разума». В сборнике статей . Лондон: Хатчинсон. п. 188.
- ^ Райл (серия «Современные исследования в философии»), изд. Оскар П. Вуд и Джордж Питчер, Doubleday & Co. Ltd, 1970, с. 1
- ^ Вера в эпоху науки: атеизм, религия и большой желтый журавль, Марк Сильверсайдс, Sacristy Press, 2012, стр. 157
- ^ https://www.findagrave.com/memorial/17353355/william_ryle
- ^ Поместное дворянство Берка, 18-е издание, том. 1, 1965, изд. Питер Тауненд, с. 615, родословная 'Райл, ранее живший в Баркхале'.
- ^ Перейти обратно: а б с Танни, Джулия (зима 2003 г.). «Гилберт Райл» . Стэнфордская энциклопедия философии . Стэнфорд, Калифорния: Лаборатория метафизических исследований . Проверено 5 марта 2008 г.
- ^ «Джордж Бодли Райл, Cbe». Лесное хозяйство: Международный журнал лесных исследований . 51 (2): 187–188. 1 января 1978 г. doi : 10.1093/forestry/51.2.187 . ISSN 0015-752X .
- ^ «Гилберт Райл» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2021.
- ^ «Райл: Концепция разума (Краткое содержание)» . www.the-philosophy.com . 3 июня 2012 года . Проверено 3 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джейсон Стэнли и Тимоти Уильямсон , «Знание» , Журнал философии , 98 (8): 411–444, 2001.
- ^ Концепция разума, стр. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Райл, Гилберт. 1971. «Абстракции». В сборнике статей 2. Лондон: Хатчинсон.
- ^ Перейти обратно: а б с Райл, Гилберт. [1968] 1996. « Размышление мыслями: что делает Le Penseur? » Исследования по антропологии 11:11. ISSN 1363-1098 . Архивировано . 10 апреля 2008 года. Проверено 25 июня 2008 года
- ^ Райл, Гилберт. [1968] 1971. «Размышление мыслями: что делает Le Penseur?» Стр. 480–96 в Сборнике статей 2. Лондон: Хатчинсон.
- ^ Гирц, Клиффорд (1973). «Толстое описание: к интерпретирующей теории культуры» . Интерпретация культур: избранные очерки . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 3–30 . Проверено 25 июня 2008 г.
- ^ «Гилберт Райл» . Стэнфордская энциклопедия философии . 2021.
- ^ Деннетт, Дэниел К. (2002). «Вновь знакомим с концепцией разума » . Электронный журнал аналитической философии (7) . Проверено 20 декабря 2007 г.
- ^ Вебстер, Ричард (2005). Почему Фрейд был неправ: грех, наука и психоанализ . Оксфорд: Оруэлл Пресс. стр. VII, 483. ISBN. 0951592254 .
- ^ «Коллекция Гилберта Райла | Колледж Линакр» . www.linacre.ox.ac.uk . Архивировано из оригинала 16 января 2021 года . Проверено 3 сентября 2018 г.
Внешние ссылки [ править ]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fa/Wikiquote-logo.svg/34px-Wikiquote-logo.svg.png)
- Гилберт Райл в Стэнфордской энциклопедии философии
- «Обычный язык» , Гилберт Райл, The Philosophical Review LXII (1953).
- «Симпозиум: использование, использование и значение» . Гилберт Райл; Дж. Н. Финдли , Труды Аристотелевского общества, дополнительный том 35 (1961): 223–242.
- Электронный журнал аналитической философии - выпуск 7, 2002 г. (выпуск, посвященный Райлу)
- Коллекция Гилберта Райла в Линакр-колледже, Оксфорд. Архивировано 16 января 2021 года в колледже Wayback Machine в Линакре. Здесь находится библиотека Гилберта Райла и коллекция его документов.
- «Гилберт Райл, британский «философ разума», умер в Йоркшире в возрасте 76 лет», The New York Times , 20 октября 1976 г. (некролог)
- 1900 рождений
- 1976 смертей
- Английские писатели XX века
- Выпускники Королевского колледжа Оксфорда
- Аналитические философы
- Аристотелевские философы
- Персонал британской армии времен Второй мировой войны
- Английские философы XX века
- Британские эпистемологи
- Члены Крайст-Черч, Оксфорд
- Стипендиаты Колледжа Магдалины, Оксфорд
- Офицеры разведывательного корпуса
- Лингвистический поворот
- Британские метафизики
- Онтологи
- Философия обычного языка
- Люди, получившие образование в Брайтонском колледже
- Люди из Брайтона
- Феноменологи
- Британские философы языка
- Британские философы разума
- Британские ученые-философы
- Президенты Аристотелевского общества
- Уэйнфлитские профессора метафизической философии
- офицеры валлийской гвардии
- Витгенштейновские философы
- Редакторы Mind (журналов)