Jump to content

Мориц Шлик

Мориц Шлик
Мориц Шлик около 1930 года.
Рожденный
Фридрих Альберт Мориц Шлик

14 апреля 1882 г.
Умер 22 июня 1936 г. ( 1936-06-22 ) (54 года)
Образование Гейдельбергский университет
Университет Лозанны
Берлинский университет (доктор философии, 1904 г.)
Ростокский университет ( доктор филологических наук , 1910 г.)
Эра Философия 20-го века
Область Западная философия
Школа Аналитическая философия
Венский круг
Логический позитивизм
Фундаментализм [1]
Тезисы
Докторантура Макс Планк
Докторанты Рудольф Карнап
Карл Поппер
Основные интересы
Логика , философия науки , философия математики , этика
Известные идеи
Общая теория познания
наблюдательное observational statementзаявление [2]
Внутренние и прикладные правила грамматики [3]

Альберт ( / ʃlɪk Мориц ; / Шлик Фридрих Немецкий: [ʃlɪk] ; 14 апреля 1882 — 22 июня 1936) — немецкий философ, физик, отец-основатель логического позитивизма и Венского кружка .

Ранняя жизнь и работы

[ редактировать ]

Шлик родился в Берлине в богатой прусской семье с глубокими националистическими и консервативными традициями. Его отцом был Эрнст Альберт Шлик, а матерью — Агнес Арндт. В шестнадцать лет он начал читать Декарта » «Размышления и Шопенгауэра « Die beiden Grundprobleme der Ethik» . Ницше « книга И речь Заратустры» . Особенно впечатлила его [5] : 58 

Он изучал физику в Гейдельбергском университете , Лозаннском университете и, в конечном итоге, в Берлинском университете под руководством Макса Планка . Шлик объяснил этот выбор в своей автобиографии тем, что, несмотря на свою любовь к философии, он считал, что только математическая физика может помочь ему получить актуальные и точные знания. Он испытывал глубокое недоверие ко всяким метафизическим спекуляциям . [5] : 58 

В 1904 году он защитил докторскую диссертацию в Берлинском университете под руководством Планка. Диссертация Шлика называлась Über die Reflexion des Lichts in einer inhomogenen Schicht Об отражении света в неоднородной среде »). Проработав год приват-доцентом в Геттингене, он обратился к изучению философии в Цюрихе. В 1907 году он женился на Бланш Арди. [6] В 1908 году он опубликовал Lebensweisheit ( «Мудрость жизни »), небольшой томик об эвдемонизме , теории, согласно которой счастье возникает в результате стремления к личному самореализации, а не мимолетных удовольствий.

Его докторская диссертация » в Ростокском университете была Природа истины « согласно современной логике опубликована в 1910 году. За этим последовало несколько эссе по эстетике , после чего Шлик обратил свое внимание на проблемы эпистемологии , философия науки и более общие вопросы о науке . В этой последней категории Шлик отличился, опубликовав в 1915 году статью о Эйнштейна специальной теории относительности , теме, которой было всего десять лет. Он также опубликовал Raum und Zeit in der gegenwärtigen Physik Пространство и время в современной физике »), в которой расширил свои ранние результаты, применив геометрический конвенционализм Пуанкаре для объяснения принятия Эйнштейном неевклидовой геометрии в общей теории относительности .

Венский кружок и Витгенштейн

[ редактировать ]

После ранних назначений в Ростоке и Киле в 1922 году Шлик занял кафедру натурфилософии в Венском университете , которую ранее занимали Людвиг Больцман и Эрнст Мах . Шлик продемонстрировал необычайный успех в организации талантливых людей в философской и научной сферах. Когда Шлик прибыл в Вену, его пригласили возглавить группу ученых и философов, которые регулярно собирались (по вечерам в четверг в Химическом корпусе) для обсуждения философских тем в науке. Среди первых членов был математик Ганс Хан , а через несколько лет к ним присоединились Рудольф Карнап , Герберт Фейгль , Курт Гёдель , Отто Нейрат , Фридрих Вайсманн и другие. Первоначально они называли себя Ассоциацией Эрнста Маха , но со временем стали наиболее известны как Венский кружок .

по основам математики В 1925–26 годах вечерняя группа по четвергам обсуждала недавние работы Готлоба Фреге , Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна . Книга Витгенштейна «Логико-философский трактат » была работой, которая, среди прочего, выдвинула логическую теорию символизма и «картинную» или «модельную» теорию языка . Шлик и его группа были впечатлены этой работой, посвятив значительное время ее изучению, и даже когда она уже не была основным предметом их обсуждения, она была упомянута в дискуссии.

В конце концов Витгенштейн согласился встретиться со Шликом и другими членами кружка, чтобы обсудить «Трактат» и другие идеи, но позже он счел необходимым ограничить количество посетителей сочувствующими собеседниками. Благодаря влиянию Шлика Витгенштейн побудил рассмотреть возможность возвращения к философии после примерно десяти лет отсутствия в этой области. Дискуссии Шлика и Вайсмана с Витгенштейном продолжались до тех пор, пока последний не почувствовал, что зародышевые идеи были использованы без разрешения Карнапа в эссе, что является обвинением сомнительной ценности. [ по мнению кого? ] Но он продолжил дискуссии в письмах к Шлику после того, как больше не встречался с другими членами Круга.

Общая теория познания и другие работы

[ редактировать ]

Шлик работал над своей Allgemeine Erkenntnislehre ( Общая теория познания ) между 1918 и 1925 годами, и, хотя более поздние разработки в его философии сделали несостоятельными различные утверждения его эпистемологии, « Общая теория», возможно, является его величайшей работой в ее острых рассуждениях против синтетических знаний. априорное знание. Эта критика синтетического априорного знания утверждает, что единственные истины, которые самоочевидны для разума, - это утверждения, которые истинны по определению, такие как утверждения формальной логики и математики. Истинность всех остальных утверждений должна оцениваться со ссылкой на эмпирические данные . Если предлагается утверждение, которое не является предметом определения и не может быть подтверждено или фальсифицировано доказательствами, то это утверждение является «метафизическим», что является синонимом «бессмысленного» или «бессмыслицы». Это принцип, по которому члены Венского кружка были наиболее явно согласны друг с другом, а также с Витгенштейном.

Шлик различал внутренние правила и правила применения языка. Первые представляют собой грамматические правила, которые управляют использованием выражений по отношению к другим выражениям, например, правила образования и правила преобразования . Последние представляют собой правила, которые регулируют применение языка к вещам, внешним по отношению к языку; они включают описания наблюдений и использование индексалов и демонстративов . [7]

Свободная воля

[ редактировать ]

Шлик верил в свободу воли. Он считал «так называемую проблему свободы воли» «псевдопроблемой», которая была «одним из величайших скандалов философии». [8]

По мнению Шлика, предполагаемое противоречие между детерминизмом и свободой воли было вызвано недоразумением из-за «ошибочной интерпретации значения слова «закон»». В правовой системе закон — это «правило, согласно которому государство предписывает своим гражданам определенное поведение». В то время как в науке «слово «закон» означает нечто совершенно иное. Естественный закон — это не предписание того, как что-то должно вести себя, а формула, описание того, как что-то на самом деле ведет себя. Две формы «законов» имеют только одно общее: и то, и другое имеет тенденцию выражаться в формулах». [9] Это привело к замешательству среди философов, и «поскольку естественные законы являются лишь описаниями того, что происходит, в отношении них не может быть и речи о «принуждении»». [10]

Он написал это:

Опять же очень прискорбно, что слово «необходимый» было применено к естественным законам (или, что то же самое, по отношению к причинности), ибо оно совершенно излишне, поскольку имеется выражение «универсально действительный». Универсальная действительность — это нечто совершенно отличное от «принуждения»; эти понятия принадлежат к сферам, настолько далеким друг от друга, что, как только будет достигнуто понимание ошибки, уже нельзя будет представить себе возможность путаницы. [11]

Проблемы этики

[ редактировать ]

Между 1926 и 1930 годами Шлик работал над завершением книги Fragen der Ethik ( «Проблемы этики» ), в которой он удивил некоторых своих коллег-кругистов, включив этику в качестве жизнеспособной отрасли философии. В своей статье 1932–33 годов в «Эркентнисе » «Позитивизм и реализм» [12] Шлик предложил одно из наиболее ярких определений позитивизма как всякого взгляда, «отрицающего возможность метафизики» (Шлик [1932–1933], стр. 260). Соответственно, он определял метафизику как учение об «истинном бытии», «вещи в себе» или «трансцендентальном бытии», учение, которое, очевидно, «предполагает, что ему противостоит неистинное, меньшее или кажущееся существо» (Там же). Поэтому в этой работе он основывает позитивизм на своего рода эпистемологии, которая утверждает, что единственные истинные существа являются данностями или составляющими опыта. Также в это же время Венский кружок опубликовал «Научный взгляд на мир: Венский кружок» как дань уважения Шлику. Его сильная антиметафизическая позиция кристаллизовала точку зрения группы.

» Витгенштейна. Комментарий к «Трактату

[ редактировать ]

Рудольф Карнап в своей книге «Логический синтаксис языка » включил комментарий Шлика к «Трактату» Витгенштейна .

Шлик ([Венде] стр.8) интерпретирует позицию Витгенштейна следующим образом: философия «есть та деятельность, посредством которой устанавливается или открывается смысл предложений»; это вопрос о том, «что на самом деле означают эти предложения. Содержание, душа и дух науки естественным образом заключаются в том, что в конечном итоге подразумевается в ее предложениях; философская деятельность по приданию значимости, таким образом, является альфой и омегой всего научного знания».

- Карнап, Логический синтаксис языка , с. 284
Надпись на лестнице главного здания Венского университета , где произошло убийство.

С приходом к власти нацистов в Германии и австрофашизма в Австрии многие члены Венского кружка уехали в США и Великобританию. Однако Шлик остался в Венском университете. Во время визита Герберта Фейгля в 1935 году он выразил тревогу по поводу событий в Германии. 22 июня 1936 года Шлик поднимался по ступенькам университета на урок, когда столкнулся с бывшим студентом Иоганном Нельбёком , который убил Шлика из пистолета. Суд признал Нельбека полностью вменяемым ; он признался в содеянном и был задержан без какого-либо сопротивления, но не раскаивался.

Убийца использовал судебное разбирательство как шанс заявить о себе и своей идеологии перед публикой. Он утверждал, что антиметафизическая философия Шлика «мешала его моральной сдержанности». В другой версии событий убийца скрывал все политические причины и утверждал, что им двигала ревность по поводу его неудавшейся привязанности к студентке Сильвии Боровицкой , что привело к параноидальному заблуждению относительно Шлика как его соперника и преследователя.

Нельбека судили и приговорили к приговору, но это событие стало искаженным « знаменитым делом», вокруг которого кристаллизовались растущие националистические и антиеврейские настроения в городе. Тот факт, что Шлик не был евреем, похоже, не имел значения для пропагандистов, наживавшихся на этом преступлении, которые ассоциировали Шлика с еврейскими представителями интеллигенции. После присоединения Австрии к нацистской Германии в 1938 году убийца был освобожден условно, отсидев два года из 10-летнего срока. [13] [14] [15] [16] [17] [18]

Наследие

[ редактировать ]

Непреходящий вклад Шлика в мир философии состоит в том, что он является основателем логического позитивизма . Его человечность, добрая воля, мягкость и особенно его поддержка были задокументированы многими его сверстниками. Герберт Фейгль и Альберт Блумберг во введении к « Общей теории познания » писали:

Ни один другой мыслитель не был так хорошо подготовлен, чтобы дать новый импульс философским исканиям молодого поколения. Хотя многие из его учеников и последователей достигли более высокой степени точности и адекватности в логическом анализе проблем теории познания, Шлик обладал непревзойденным чувством существенного в философских вопросах.

- Фейгль и Блумберг, Введение, Общая теория познания , с. XXI

Работает

[ редактировать ]
  • мудрость жизни. Попытка создания доктрины счастья . Мюнхен, Becksche Verlagsbuchhandlung 1908 г. [19]
  • «Природа истины согласно современной логике», в: Ежеквартальный журнал научной философии и социологии , том 34, 1910, с. 386-477
  • «Философское значение принципа относительности», в: Журнал философии и философской критики , 159, 1915, стр. 129–175.
  • Пространство и время в современной физике . Берлин: Verlag Юлиуса Шпрингера, 1917 г. (4-е изд. 1922 г.)
  • Герман фон Гельмгольц. Сочинения по эпистемологии (Издатели: Мориц Шлик и Пол Герц). Берлин: Шпрингер 1921 г. [20]
  • Общая эпистемология . Берлин: Verlag Юлиуса Шпрингера, 1918 г. (2-е издание, 1925 г.) [21]
  • «Критическая или эмпиристская интерпретация новой физики?», в: Кант-Штудьен , 26, 1921, с. 96-111 [22]
  • «Теория относительности Эйнштейна». В: Альманах Мосса , 1921, стр. 105–123. [23] [24]
  • «Опыт, познание, метафизика», в: «Кантские исследования» , 31, 1926, с. 146-158 [25]
  • «О смысле жизни», в кн.: Симпозиум. Философский журнал исследований и дискуссий , Том 1, 1927, с. 331-354 [26]
  • Вопросы этики . Вена: издательство Julius Springer, 1930 г. [19]
  • «Есть ли материал априори?», 1930 г.
  • «Поворотный момент в философии», 1930 г. [27]
  • «Поворот философии» . знание . 1 :4-11. 1930. doi : 10.1007/BF00208605 . S2CID   119913188 .
  • «Будущее философии». В: Тихоокеанский колледж публикаций по философии , 1932, 1, 45–62.
  • «На основе знаний» . знание . 4 :79–99. 1934. doi : 10.1007/BF01793485 . S2CID   143301931 .
  • « Вопросы без ответа? », 1935 г.
  • «Смысл и проверка», 1936 г.
  • Сборник очерков 1926–1936 гг . Вена: Герольд и компания, 1938 г.
  • Проблемы философии в их контексте . Франкфурт: Зуркамп Ферлаг, 1986 г.
  • Мориц Шлик, полное издание . Вена/Нью-Йорк: Springer Verlag 2006. — Почти полная авторская копия Vol. I/1 , I/2 , I/3 , I/5 , I/6.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Тед Постон, «Фундационализм» (Интернет-энциклопедия философии)
  2. ^ Ганс Гюнтер Русс, Философия науки, эпистемология и поиск истины . Штутгарт, Kohlhammer Verlag 2004, с. 71.
  3. ^ Томас Обердан, Протоколы, истина и конвенция , Родопи, 1993, с. 110.
  4. ^ Б. Ф. МакГиннесс (2013). Мориц Шлик . стр. 336–7. Еще раз надо понять мировоззрение Шлика, которое он перенял от мира Шопенгауэра как представления и как воля. ... «Чтобы чего-то желать» – и здесь Шлик находится под сильным влиянием Шопенгауэра – .
  5. ^ Jump up to: а б Шлик, Мориц; Стадлер; Вендель (2009). Общая эпистемология . Том 1 (критическое полное издание). Германия: Springer Verlag. ISBN  978-3-211-32768-5 .
  6. ^ Биография. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine Венского университета.
  7. ^ Обердан, Томас, «Мориц Шлик», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2022 г.), Эдвард Н. Залта и Ури Нодельман (ред.)
  8. ^ Хондерих, Тед (1990). Теория детерминизма Том 1 . Кларендон Пресс. п. 108.
  9. ^ Шлик, Мориц (2017). Проблемы этики . Андезит Пресс. п. 147.
  10. ^ Мур, Майкл С. (1984). Право и психиатрия переосмысливают отношения . Издательство Кембриджского университета. п. 363.
  11. ^ Проблемы моральной философии. Введение в этику . Издательская компания Уодсворт. 1978. с. 294.
  12. ^ Эркеннтнис об. 3, 1932/33. Английский: перевод Дэвида Рынина (PDF) . Проверено 11 марта 2013 г.
  13. ^ Стадлер, Фридрих (2001). Документация: Убийство Морица Шлика, в: Фридрих Штадлер (ред.). Венский кружок. Исследования истоков, развития и влияния логического эмпиризма . Вена, Нью-Йорк: Спрингер. стр. 866–909. ISBN  978-3-211-83243-1 .
  14. ^ Сильверман, Лиза (2012). Становление австрийцами: евреи и культура между мировыми войнами . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 60–65. ISBN  978-0-19-979484-3 .
  15. ^ Лотц-Римбах, Рената (2009). Убийство не истекает: Психограмма политического убийства, в: Фридрих Штадлер, Финн Оле Энглер (ред.). Станции: философ и физик Мориц Шлик к своему 125-летию . Вена, Нью-Йорк: Спрингер. стр. 81–104. ISBN  978-3-211-71580-2 .
  16. ^ Сендес, Питер (2006). Вена: С 1790 года по настоящее время. Том 3 . Вена: Бёлау. стр. 499 иф. ISBN  978-3-205-99268-4 .
  17. ^ Стадлер, Фридрих (1997). Другая история культуры на примере эмиграции и изгнания австрийских интеллектуалов 1930–1940 годов, в: Рольф Штайнингер, Михаэль Гелер (ред.). Австрия в 20 веке. Учебное пособие в двух томах. От монархии до Второй мировой войны . Вена, Кельн, Веймар: Бёлау. стр. 535–553. ISBN  978-3-205-98310-1 .
  18. ^ Малина, Питер (1988). Место преступления: Лестница философа, в: Михаэль Бенедикт, Рудольф Бургер (ред.). Сознание, язык и искусство . Вена: Бёлау. стр. 231–253.
  19. ^ Jump up to: а б Перепечатано в томе I/3 полного издания Морица Шлика.
  20. ^ Предисловие редакции перепечатано в Томе I/5 Полного издания Морица Шлика , стр. 255–264.
  21. Перепечатано как Том I/1 полного издания Морица Шлика.
  22. ^ Перепечатано в Томе I/5 Полного издания Морица Шлика , стр. 223–250.
  23. ^ Вклад в конкурс Scientific American ; дополнительную информацию см. на стр. 31 и далее в: Fynn Ole Engler, Moritz Schlick und Albert Einstein , MPI for the History of Science , 2006.
  24. ^ Перепечатано в Томе I/5 Полного издания Морица Шлика , стр. 157–178.
  25. ^ Перепечатано в Томе I/6 Полного издания Морица Шлика , стр. 33–56.
  26. Перепечатано в Томе I/6 Полного издания Морица Шлика , стр. 99–128.
  27. ^ «Поворотный момент в философии» . ФилПаперс .
  • Эдмондс, Дэвид и Джон Эйдинов. Покер Витгенштейна. Нью-Йорк: ХарперКоллинз, 2001.
  • Финн Оле Энглер, Матиас Ивен. Мориц Шлик. Жизнь, работа и влияние. Берлин: Парерга, 2008 г. (на немецком языке).
  • Шлик, Мориц. Позитивизм и реализм. Первоначально появился в Erkenntnis 111 (1932/33); переведен Питером Хитом и переиздан в книге «Мориц Шлик: Философские статьи» , том II (1925–1936) из собрания Венского кружка под редакцией Хенка Л. Малдера (Kluwer, 1979), стр. 259–284.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эдмондс, Дэвид (2020). Убийство профессора Шлика: взлет и падение Венского кружка . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-6911-6490-8 .
  • Холт, Джим , «Позитивное мышление» (обзор книги Карла Зигмунда , «Точное мышление в эпоху безумия: Венский кружок и эпические поиски основ науки» , Basic Books, 449 стр.), The New York Review of Books , vol. LXIV, нет. 20 (21 декабря 2017 г.), стр. 74–76.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 74a90aeeb251464b7bdf80c6b735440b__1713452940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/0b/74a90aeeb251464b7bdf80c6b735440b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moritz Schlick - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)