Мориц Шлик
Мориц Шлик | |
---|---|
Рожденный | Фридрих Альберт Мориц Шлик 14 апреля 1882 г. |
Умер | 22 июня 1936 г. | (54 года)
Образование | Гейдельбергский университет Университет Лозанны Берлинский университет (доктор философии, 1904 г.) Ростокский университет ( доктор филологических наук , 1910 г.) |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Аналитическая философия Венский круг Логический позитивизм Фундаментализм [1] |
Тезисы | |
Докторантура | Макс Планк |
Докторанты | Рудольф Карнап Карл Поппер |
Основные интересы | Логика , философия науки , философия математики , этика |
Известные идеи | Общая теория познания наблюдательное observational statementзаявление [2] Внутренние и прикладные правила грамматики [3] |
Альберт ( / ʃlɪk Мориц ; / Шлик Фридрих Немецкий: [ʃlɪk] ; 14 апреля 1882 — 22 июня 1936) — немецкий философ, физик, отец-основатель логического позитивизма и Венского кружка .
Ранняя жизнь и работы
[ редактировать ]Шлик родился в Берлине в богатой прусской семье с глубокими националистическими и консервативными традициями. Его отцом был Эрнст Альберт Шлик, а матерью — Агнес Арндт. В шестнадцать лет он начал читать Декарта » «Размышления и Шопенгауэра « Die beiden Grundprobleme der Ethik» . Ницше « книга И речь Заратустры» . Особенно впечатлила его [5] : 58
Он изучал физику в Гейдельбергском университете , Лозаннском университете и, в конечном итоге, в Берлинском университете под руководством Макса Планка . Шлик объяснил этот выбор в своей автобиографии тем, что, несмотря на свою любовь к философии, он считал, что только математическая физика может помочь ему получить актуальные и точные знания. Он испытывал глубокое недоверие ко всяким метафизическим спекуляциям . [5] : 58
В 1904 году он защитил докторскую диссертацию в Берлинском университете под руководством Планка. Диссертация Шлика называлась Über die Reflexion des Lichts in einer inhomogenen Schicht (« Об отражении света в неоднородной среде »). Проработав год приват-доцентом в Геттингене, он обратился к изучению философии в Цюрихе. В 1907 году он женился на Бланш Арди. [6] В 1908 году он опубликовал Lebensweisheit ( «Мудрость жизни »), небольшой томик об эвдемонизме , теории, согласно которой счастье возникает в результате стремления к личному самореализации, а не мимолетных удовольствий.
Его докторская диссертация » в Ростокском университете была Природа истины « согласно современной логике опубликована в 1910 году. За этим последовало несколько эссе по эстетике , после чего Шлик обратил свое внимание на проблемы эпистемологии , философия науки и более общие вопросы о науке . В этой последней категории Шлик отличился, опубликовав в 1915 году статью о Эйнштейна специальной теории относительности , теме, которой было всего десять лет. Он также опубликовал Raum und Zeit in der gegenwärtigen Physik (« Пространство и время в современной физике »), в которой расширил свои ранние результаты, применив геометрический конвенционализм Пуанкаре для объяснения принятия Эйнштейном неевклидовой геометрии в общей теории относительности .
Венский кружок и Витгенштейн
[ редактировать ]После ранних назначений в Ростоке и Киле в 1922 году Шлик занял кафедру натурфилософии в Венском университете , которую ранее занимали Людвиг Больцман и Эрнст Мах . Шлик продемонстрировал необычайный успех в организации талантливых людей в философской и научной сферах. Когда Шлик прибыл в Вену, его пригласили возглавить группу ученых и философов, которые регулярно собирались (по вечерам в четверг в Химическом корпусе) для обсуждения философских тем в науке. Среди первых членов был математик Ганс Хан , а через несколько лет к ним присоединились Рудольф Карнап , Герберт Фейгль , Курт Гёдель , Отто Нейрат , Фридрих Вайсманн и другие. Первоначально они называли себя Ассоциацией Эрнста Маха , но со временем стали наиболее известны как Венский кружок .
по основам математики В 1925–26 годах вечерняя группа по четвергам обсуждала недавние работы Готлоба Фреге , Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна . Книга Витгенштейна «Логико-философский трактат » была работой, которая, среди прочего, выдвинула логическую теорию символизма и «картинную» или «модельную» теорию языка . Шлик и его группа были впечатлены этой работой, посвятив значительное время ее изучению, и даже когда она уже не была основным предметом их обсуждения, она была упомянута в дискуссии.
В конце концов Витгенштейн согласился встретиться со Шликом и другими членами кружка, чтобы обсудить «Трактат» и другие идеи, но позже он счел необходимым ограничить количество посетителей сочувствующими собеседниками. Благодаря влиянию Шлика Витгенштейн побудил рассмотреть возможность возвращения к философии после примерно десяти лет отсутствия в этой области. Дискуссии Шлика и Вайсмана с Витгенштейном продолжались до тех пор, пока последний не почувствовал, что зародышевые идеи были использованы без разрешения Карнапа в эссе, что является обвинением сомнительной ценности. [ по мнению кого? ] Но он продолжил дискуссии в письмах к Шлику после того, как больше не встречался с другими членами Круга.
Общая теория познания и другие работы
[ редактировать ]Шлик работал над своей Allgemeine Erkenntnislehre ( Общая теория познания ) между 1918 и 1925 годами, и, хотя более поздние разработки в его философии сделали несостоятельными различные утверждения его эпистемологии, « Общая теория», возможно, является его величайшей работой в ее острых рассуждениях против синтетических знаний. априорное знание. Эта критика синтетического априорного знания утверждает, что единственные истины, которые самоочевидны для разума, - это утверждения, которые истинны по определению, такие как утверждения формальной логики и математики. Истинность всех остальных утверждений должна оцениваться со ссылкой на эмпирические данные . Если предлагается утверждение, которое не является предметом определения и не может быть подтверждено или фальсифицировано доказательствами, то это утверждение является «метафизическим», что является синонимом «бессмысленного» или «бессмыслицы». Это принцип, по которому члены Венского кружка были наиболее явно согласны друг с другом, а также с Витгенштейном.
Шлик различал внутренние правила и правила применения языка. Первые представляют собой грамматические правила, которые управляют использованием выражений по отношению к другим выражениям, например, правила образования и правила преобразования . Последние представляют собой правила, которые регулируют применение языка к вещам, внешним по отношению к языку; они включают описания наблюдений и использование индексалов и демонстративов . [7]
Свободная воля
[ редактировать ]Шлик верил в свободу воли. Он считал «так называемую проблему свободы воли» «псевдопроблемой», которая была «одним из величайших скандалов философии». [8]
По мнению Шлика, предполагаемое противоречие между детерминизмом и свободой воли было вызвано недоразумением из-за «ошибочной интерпретации значения слова «закон»». В правовой системе закон — это «правило, согласно которому государство предписывает своим гражданам определенное поведение». В то время как в науке «слово «закон» означает нечто совершенно иное. Естественный закон — это не предписание того, как что-то должно вести себя, а формула, описание того, как что-то на самом деле ведет себя. Две формы «законов» имеют только одно общее: и то, и другое имеет тенденцию выражаться в формулах». [9] Это привело к замешательству среди философов, и «поскольку естественные законы являются лишь описаниями того, что происходит, в отношении них не может быть и речи о «принуждении»». [10]
Он написал это:
Опять же очень прискорбно, что слово «необходимый» было применено к естественным законам (или, что то же самое, по отношению к причинности), ибо оно совершенно излишне, поскольку имеется выражение «универсально действительный». Универсальная действительность — это нечто совершенно отличное от «принуждения»; эти понятия принадлежат к сферам, настолько далеким друг от друга, что, как только будет достигнуто понимание ошибки, уже нельзя будет представить себе возможность путаницы. [11]
Проблемы этики
[ редактировать ]Между 1926 и 1930 годами Шлик работал над завершением книги Fragen der Ethik ( «Проблемы этики» ), в которой он удивил некоторых своих коллег-кругистов, включив этику в качестве жизнеспособной отрасли философии. В своей статье 1932–33 годов в «Эркентнисе » «Позитивизм и реализм» [12] Шлик предложил одно из наиболее ярких определений позитивизма как всякого взгляда, «отрицающего возможность метафизики» (Шлик [1932–1933], стр. 260). Соответственно, он определял метафизику как учение об «истинном бытии», «вещи в себе» или «трансцендентальном бытии», учение, которое, очевидно, «предполагает, что ему противостоит неистинное, меньшее или кажущееся существо» (Там же). Поэтому в этой работе он основывает позитивизм на своего рода эпистемологии, которая утверждает, что единственные истинные существа являются данностями или составляющими опыта. Также в это же время Венский кружок опубликовал «Научный взгляд на мир: Венский кружок» как дань уважения Шлику. Его сильная антиметафизическая позиция кристаллизовала точку зрения группы.
» Витгенштейна. Комментарий к «Трактату
[ редактировать ]Рудольф Карнап в своей книге «Логический синтаксис языка » включил комментарий Шлика к «Трактату» Витгенштейна .
Шлик ([Венде] стр.8) интерпретирует позицию Витгенштейна следующим образом: философия «есть та деятельность, посредством которой устанавливается или открывается смысл предложений»; это вопрос о том, «что на самом деле означают эти предложения. Содержание, душа и дух науки естественным образом заключаются в том, что в конечном итоге подразумевается в ее предложениях; философская деятельность по приданию значимости, таким образом, является альфой и омегой всего научного знания».
- Карнап, Логический синтаксис языка , с. 284
Смерть
[ редактировать ]С приходом к власти нацистов в Германии и австрофашизма в Австрии многие члены Венского кружка уехали в США и Великобританию. Однако Шлик остался в Венском университете. Во время визита Герберта Фейгля в 1935 году он выразил тревогу по поводу событий в Германии. 22 июня 1936 года Шлик поднимался по ступенькам университета на урок, когда столкнулся с бывшим студентом Иоганном Нельбёком , который убил Шлика из пистолета. Суд признал Нельбека полностью вменяемым ; он признался в содеянном и был задержан без какого-либо сопротивления, но не раскаивался.
Убийца использовал судебное разбирательство как шанс заявить о себе и своей идеологии перед публикой. Он утверждал, что антиметафизическая философия Шлика «мешала его моральной сдержанности». В другой версии событий убийца скрывал все политические причины и утверждал, что им двигала ревность по поводу его неудавшейся привязанности к студентке Сильвии Боровицкой , что привело к параноидальному заблуждению относительно Шлика как его соперника и преследователя.
Нельбека судили и приговорили к приговору, но это событие стало искаженным « знаменитым делом», вокруг которого кристаллизовались растущие националистические и антиеврейские настроения в городе. Тот факт, что Шлик не был евреем, похоже, не имел значения для пропагандистов, наживавшихся на этом преступлении, которые ассоциировали Шлика с еврейскими представителями интеллигенции. После присоединения Австрии к нацистской Германии в 1938 году убийца был освобожден условно, отсидев два года из 10-летнего срока. [13] [14] [15] [16] [17] [18]
Наследие
[ редактировать ]Непреходящий вклад Шлика в мир философии состоит в том, что он является основателем логического позитивизма . Его человечность, добрая воля, мягкость и особенно его поддержка были задокументированы многими его сверстниками. Герберт Фейгль и Альберт Блумберг во введении к « Общей теории познания » писали:
Ни один другой мыслитель не был так хорошо подготовлен, чтобы дать новый импульс философским исканиям молодого поколения. Хотя многие из его учеников и последователей достигли более высокой степени точности и адекватности в логическом анализе проблем теории познания, Шлик обладал непревзойденным чувством существенного в философских вопросах.
- Фейгль и Блумберг, Введение, Общая теория познания , с. XXI
Работает
[ редактировать ]- мудрость жизни. Попытка создания доктрины счастья . Мюнхен, Becksche Verlagsbuchhandlung 1908 г. [19]
- «Природа истины согласно современной логике», в: Ежеквартальный журнал научной философии и социологии , том 34, 1910, с. 386-477
- «Философское значение принципа относительности», в: Журнал философии и философской критики , 159, 1915, стр. 129–175.
- Пространство и время в современной физике . Берлин: Verlag Юлиуса Шпрингера, 1917 г. (4-е изд. 1922 г.)
- Герман фон Гельмгольц. Сочинения по эпистемологии (Издатели: Мориц Шлик и Пол Герц). Берлин: Шпрингер 1921 г. [20]
- Общая эпистемология . Берлин: Verlag Юлиуса Шпрингера, 1918 г. (2-е издание, 1925 г.) [21]
- «Критическая или эмпиристская интерпретация новой физики?», в: Кант-Штудьен , 26, 1921, с. 96-111 [22]
- «Теория относительности Эйнштейна». В: Альманах Мосса , 1921, стр. 105–123. [23] [24]
- «Опыт, познание, метафизика», в: «Кантские исследования» , 31, 1926, с. 146-158 [25]
- «О смысле жизни», в кн.: Симпозиум. Философский журнал исследований и дискуссий , Том 1, 1927, с. 331-354 [26]
- Вопросы этики . Вена: издательство Julius Springer, 1930 г. [19]
- «Есть ли материал априори?», 1930 г.
- «Поворотный момент в философии», 1930 г. [27]
- «Поворот философии» . знание . 1 :4-11. 1930. doi : 10.1007/BF00208605 . S2CID 119913188 .
- «Будущее философии». В: Тихоокеанский колледж публикаций по философии , 1932, 1, 45–62.
- «На основе знаний» . знание . 4 :79–99. 1934. doi : 10.1007/BF01793485 . S2CID 143301931 .
- « Вопросы без ответа? », 1935 г.
- «Смысл и проверка», 1936 г.
- Сборник очерков 1926–1936 гг . Вена: Герольд и компания, 1938 г.
- Проблемы философии в их контексте . Франкфурт: Зуркамп Ферлаг, 1986 г.
- Мориц Шлик, полное издание . Вена/Нью-Йорк: Springer Verlag 2006. — Почти полная авторская копия Vol. I/1 , I/2 , I/3 , I/5 , I/6.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тед Постон, «Фундационализм» (Интернет-энциклопедия философии)
- ^ Ганс Гюнтер Русс, Философия науки, эпистемология и поиск истины . Штутгарт, Kohlhammer Verlag 2004, с. 71.
- ^ Томас Обердан, Протоколы, истина и конвенция , Родопи, 1993, с. 110.
- ^ Б. Ф. МакГиннесс (2013). Мориц Шлик . стр. 336–7.
Еще раз надо понять мировоззрение Шлика, которое он перенял от мира Шопенгауэра как представления и как воля. ... «Чтобы чего-то желать» – и здесь Шлик находится под сильным влиянием Шопенгауэра – .
- ^ Jump up to: а б Шлик, Мориц; Стадлер; Вендель (2009). Общая эпистемология . Том 1 (критическое полное издание). Германия: Springer Verlag. ISBN 978-3-211-32768-5 .
- ^ Биография. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine Венского университета.
- ^ Обердан, Томас, «Мориц Шлик», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2022 г.), Эдвард Н. Залта и Ури Нодельман (ред.)
- ^ Хондерих, Тед (1990). Теория детерминизма Том 1 . Кларендон Пресс. п. 108.
- ^ Шлик, Мориц (2017). Проблемы этики . Андезит Пресс. п. 147.
- ^ Мур, Майкл С. (1984). Право и психиатрия переосмысливают отношения . Издательство Кембриджского университета. п. 363.
- ^ Проблемы моральной философии. Введение в этику . Издательская компания Уодсворт. 1978. с. 294.
- ^ Эркеннтнис об. 3, 1932/33. Английский: перевод Дэвида Рынина (PDF) . Проверено 11 марта 2013 г.
- ^ Стадлер, Фридрих (2001). Документация: Убийство Морица Шлика, в: Фридрих Штадлер (ред.). Венский кружок. Исследования истоков, развития и влияния логического эмпиризма . Вена, Нью-Йорк: Спрингер. стр. 866–909. ISBN 978-3-211-83243-1 .
- ^ Сильверман, Лиза (2012). Становление австрийцами: евреи и культура между мировыми войнами . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 60–65. ISBN 978-0-19-979484-3 .
- ^ Лотц-Римбах, Рената (2009). Убийство не истекает: Психограмма политического убийства, в: Фридрих Штадлер, Финн Оле Энглер (ред.). Станции: философ и физик Мориц Шлик к своему 125-летию . Вена, Нью-Йорк: Спрингер. стр. 81–104. ISBN 978-3-211-71580-2 .
- ^ Сендес, Питер (2006). Вена: С 1790 года по настоящее время. Том 3 . Вена: Бёлау. стр. 499 иф. ISBN 978-3-205-99268-4 .
- ^ Стадлер, Фридрих (1997). Другая история культуры на примере эмиграции и изгнания австрийских интеллектуалов 1930–1940 годов, в: Рольф Штайнингер, Михаэль Гелер (ред.). Австрия в 20 веке. Учебное пособие в двух томах. От монархии до Второй мировой войны . Вена, Кельн, Веймар: Бёлау. стр. 535–553. ISBN 978-3-205-98310-1 .
- ^ Малина, Питер (1988). Место преступления: Лестница философа, в: Михаэль Бенедикт, Рудольф Бургер (ред.). Сознание, язык и искусство . Вена: Бёлау. стр. 231–253.
- ^ Jump up to: а б Перепечатано в томе I/3 полного издания Морица Шлика.
- ^ Предисловие редакции перепечатано в Томе I/5 Полного издания Морица Шлика , стр. 255–264.
- ↑ Перепечатано как Том I/1 полного издания Морица Шлика.
- ^ Перепечатано в Томе I/5 Полного издания Морица Шлика , стр. 223–250.
- ^ Вклад в конкурс Scientific American ; дополнительную информацию см. на стр. 31 и далее в: Fynn Ole Engler, Moritz Schlick und Albert Einstein , MPI for the History of Science , 2006.
- ^ Перепечатано в Томе I/5 Полного издания Морица Шлика , стр. 157–178.
- ^ Перепечатано в Томе I/6 Полного издания Морица Шлика , стр. 33–56.
- ↑ Перепечатано в Томе I/6 Полного издания Морица Шлика , стр. 99–128.
- ^ «Поворотный момент в философии» . ФилПаперс .
Ссылки
[ редактировать ]- Эдмондс, Дэвид и Джон Эйдинов. Покер Витгенштейна. Нью-Йорк: ХарперКоллинз, 2001.
- Финн Оле Энглер, Матиас Ивен. Мориц Шлик. Жизнь, работа и влияние. Берлин: Парерга, 2008 г. (на немецком языке).
- Шлик, Мориц. Позитивизм и реализм. Первоначально появился в Erkenntnis 111 (1932/33); переведен Питером Хитом и переиздан в книге «Мориц Шлик: Философские статьи» , том II (1925–1936) из собрания Венского кружка под редакцией Хенка Л. Малдера (Kluwer, 1979), стр. 259–284.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эдмондс, Дэвид (2020). Убийство профессора Шлика: взлет и падение Венского кружка . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-6911-6490-8 .
- Холт, Джим , «Позитивное мышление» (обзор книги Карла Зигмунда , «Точное мышление в эпоху безумия: Венский кружок и эпические поиски основ науки» , Basic Books, 449 стр.), The New York Review of Books , vol. LXIV, нет. 20 (21 декабря 2017 г.), стр. 74–76.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1882 рождения
- 1936 смертей
- Философы-атеисты
- Смерти от огнестрельного оружия в Австрии
- немецкие атеисты
- Немецкие эмигранты в Австрии
- Немецкие философы XX века
- Немецкие физики XX века
- Лингвистический поворот
- Логический позитивизм
- В Австрии убиты люди
- Немецкие философы науки
- Венский круг
- Писатели из Берлина
- Академический состав Ростокского университета
- Немецкие писатели-мужчины
- Убийства 1936 года в Австрии