~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 1751A36F548B31E06D4C78C1508015F2__1704738480 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Foundationalism - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Фундаментализм — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Foundationalism ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/f2/1751a36f548b31e06d4c78c1508015f2.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/f2/1751a36f548b31e06d4c78c1508015f2__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 11.06.2024 13:52:49 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 8 January 2024, at 21:28 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Фундаментализм — Википедия Jump to content

Фундаментализм

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Фундаментализм касается философских теорий познания, основанных на невыводном обоснованном убеждении или на каком-то надежном основании уверенности, таком как вывод, сделанный на основе обоснованных предпосылок. [1] Главным конкурентом фундаменталистской теории оправдания является теория согласованности обоснования , согласно которой совокупность знаний, не требующая надежного фундамента, может быть установлена ​​за счет взаимосвязанной силы ее компонентов, подобно головоломке, решенной без предварительной уверенности в том, что каждая небольшая область решено правильно. [1]

Определив альтернативы как круговые рассуждения или бесконечный регресс и, таким образом, продемонстрировав проблему регресса , Аристотель сделал фундаментализм своим собственным четким выбором, постулируя основные убеждения , лежащие в основе других. [2] Декарт , самый знаменитый фундаменталист, открыл основу в факте своего собственного существования и в «ясных и отчетливых» идеях разума. [1] [2] тогда как Локк нашел основу в опыте . Различные основания могут отражать разные эпистемологические акценты — эмпирики делают упор на опыте , рационалисты — на разуме , — но могут сочетать и то, и другое. [1]

В 1930-е годы возобновились дебаты по поводу фундаментализма. [2] В то время как Мориц Шлик рассматривал научное знание как пирамиду, в которой особый класс утверждений не требует проверки другими убеждениями и служит фундаментом, Отто Нейрат утверждал, что научное знание не имеет окончательного основания и действует как плот. [2] В 1950-е годы фундаментализм пришел в упадок – во многом из-за влияния Уилларда Ван Ормана Куайна , [2] чья онтологическая относительность обнаружила, что любое убеждение объединено в сеть [ нужны разъяснения ] к своим убеждениям обо всей реальности, в то время как вспомогательные убеждения где-то в обширной сети легко модифицируются для защиты желаемых убеждений.

Классически фундаментализм постулировал непогрешимость основных убеждений и дедуктивные рассуждения между убеждениями — сильный фундаментализм. [2] Примерно в 1975 году возник слабый фундаментализм. [2] Таким образом, недавние фундаменталисты по-разному допускали ошибочные базовые убеждения и индуктивные рассуждения между ними либо путем перечислительной индукции , либо путем вывода к лучшему объяснению . [2] И тогда как интерналистам требуется когнитивный доступ к средствам оправдания, экстерналисты находят оправдание без такого доступа.

История [ править ]

Фундаментализм был инициирован французским философом раннего Нового времени Рене Декартом . [3] В своих «Размышлениях» Декарт бросил вызов современным принципам философии, утверждая, что все, что он знал, он узнал через свои чувства. Он использовал различные аргументы, чтобы оспорить надежность чувств, ссылаясь на предыдущие ошибки и на возможность того, что ему снился сон или что он был обманут Злым Демоном , который сделал все его убеждения о внешнем мире ложными. [4] Декарт пытался создать надежные основы познания, чтобы избежать скептицизма . Он противопоставлял информацию, предоставляемую органами чувств, которая неясна и неопределенна, истинам геометрии , которые ясны и отчетливы. Геометрические истины также надежны и несомненны; Таким образом, Декарт пытался найти истины, которые были бы ясными и отчетливыми, поскольку они были бы несомненно истинными и представляли бы собой подходящую основу для познания. [5] Его метод заключался в том, чтобы подвергать сомнению все свои убеждения, пока он не достиг чего-то ясного и отчетливого, что было бы несомненно истинным. Результатом стала его cogito ergo sum – «Я мыслю, следовательно, существую», или вера в то, что он мыслил – как его несомненная вера, подходящая в качестве основы для познания. [3] Это решило проблему Декарта о злом демоне. Даже если его убеждения о внешнем мире были ложными, его убеждения о том, что он переживал, все равно были несомненно истинными, даже если эти представления не имели отношения ни к чему в мире. [6]

Некоторые другие философы раннего Нового времени, в том числе Джон Локк , Г.В. Лейбниц , Джордж Беркли , Дэвид Юм и Томас Рид , также приняли фундаментализм. [7] Баруха Спинозу , интерпретировал как метафизического фундаменталиста Г. В. Ф. Гегель , сторонник когерентизма . [8] Иммануила Канта Фундаментализм опирается на его теорию категорий . [9]

В философии позднего Нового времени фундаментализм защищал И. Г. Фихте в книге « Основание всего научного учения» (1794/1795). [10] Вильгельм Вашбанд в своей книге «О достоверности познания». (1873), [11] и Готтлоб Фреге в его книге «Основы арифметики» (1884 г.). [12]

В современной философии фундаментализм защищал Эдмунд Гуссерль . [13] Бертран Рассел [14] и Джон Макдауэлл . [15] [16]

Определение [ править ]

Фундаментализм — это попытка ответить на регрессивную проблему обоснования в эпистемологии. Согласно этому аргументу, каждое предложение требует обоснования для его поддержки, но любое обоснование также должно быть обосновано само по себе. Если так будет продолжаться до бесконечности , то непонятно, чем что-либо в этой цепочке может быть оправдано. Фундаментализм утверждает, что существуют «базовые убеждения», которые служат основой для закрепления остальных наших убеждений. [17] Сильные версии теории утверждают, что косвенно обоснованное убеждение полностью оправдано базовыми убеждениями; более умеренные теории утверждают, что косвенно обоснованные убеждения требуют обоснования базовых убеждений, но могут быть дополнительно оправданы другими факторами. [18]

Со времен Древней Греции западная философия стремилась к прочному фундаменту как к окончательной и вечной системе отсчета для всего знания . Этот фундамент служит не только отправной точкой, но и фундаментальной основой для понимания истины существования. Мышление — это процесс доказательства достоверности знаний, а не доказательства рациональности основы, на которой формируются знания. Это означает, что, учитывая конечную причину, основание истинно, абсолютно, полно и невозможно доказать. -неопрагматик Философ Ричард Рорти , сторонник антифундаментализма , сказал, что фундаментализм подтверждает существование привилегированного представительства. [19] что составляет основу, на которой господствует эпистемология. [ нужны разъяснения ] Самым ранним фундаментализмом является , Платона теория Форм которая показывает общую концепцию как модель освобождения существования, которое является лишь слабой копией Форм вечности, то есть понимание выражения объектов ведет к приобретению всех знаний. , то приобретение знаний сопутствует достижению истины. Достижение истины означает понимание основы. Эта идея все еще имеет некоторую привлекательность, например, в исследованиях международных отношений . [20]

Классический фундаментализм

Фундаментализм утверждает, что существуют базовые убеждения, которые оправданы без ссылки на другие убеждения, и что небазовые убеждения в конечном итоге должны быть оправданы базовыми убеждениями. Классический фундаментализм утверждает, что базовые убеждения должны быть непогрешимыми , если они призваны оправдывать небазовые убеждения, и что только дедуктивное рассуждение может использоваться для переноса обоснования от одного убеждения к другому. [21] Лоуренс Бонжур утверждал, что классическая формулировка фундаментализма требует, чтобы базовые убеждения были непогрешимыми, неисправимыми, несомненными и определенными, чтобы они были адекватно обоснованы. [22] Ментальные состояния и непосредственный опыт часто рассматриваются как хорошие кандидаты на роль базовых убеждений, поскольку утверждается, что убеждения относительно них не нуждаются в дальнейшей поддержке, чтобы быть оправданными. [23]

фундаментализм Скромный

В качестве альтернативы классической точке зрения скромный фундаментализм не требует, чтобы базовые перцептивные убеждения были непогрешимы, но утверждает, что разумно предполагать, что перцептивные убеждения оправданы, если не существует доказательств обратного. [24] Это по-прежнему фундаментализм, поскольку он утверждает, что все неосновные убеждения должны быть в конечном итоге обоснованы базовыми убеждениями, но он не требует, чтобы базовые убеждения были непогрешимы, и допускает индуктивные рассуждения как приемлемую форму вывода. [25] Например, убеждение в том, что «я вижу красное», можно опровергнуть психологическими доказательствами, показывающими, что мой разум сбит с толку или невнимателен. Умеренный фундаментализм также можно использовать, чтобы избежать проблемы умозаключений. Даже если перцептивные убеждения непогрешимы, неясно, могут ли они безошибочно обосновать эмпирическое знание (даже если мое убеждение в том, что стол кажется мне красным, непогрешимо, вывод, основанный на убеждении, что стол на самом деле красный, не может быть непогрешимым). Скромный фундаментализм не требует, чтобы эта связь между восприятием и реальностью была настолько сильной; наше восприятие стола желтым является достаточным основанием полагать, что это так, даже если это не является непогрешимым. [24]

Реформированная эпистемология — это форма умеренного фундаментализма, которая принимает религиозные убеждения в качестве базовых, поскольку они не логически обоснованы: их оправдание возникает из религиозного опыта , а не из предшествующих убеждений. Это предполагает скромный подход к фундаментализму: религиозные убеждения не считаются непогрешимыми, но считаются обоснованными prima facie , если не возникают доказательства обратного. [26]

и экстернализм Интернализм

Фундаментализм может принимать интерналистские и экстерналистские формы. Интернализм требует, чтобы обоснование убеждения верующего было доступно ему, чтобы оно было оправданным. [27] Фундаменталисты-интерналисты считали, что базовые убеждения оправдываются психическими событиями или состояниями, такими как переживания, которые не составляют убеждения. Альтернативно, базовые убеждения могут быть оправданы каким-то особым свойством самого убеждения, например, его самоочевидностью или непогрешимостью . Экстернализм утверждает, что нет необходимости в том, чтобы средства обоснования веры были доступны верующему. [28]

Релайабилизм — это экстерналистская фундаменталистская теория, первоначально предложенная Элвином Голдманом , которая утверждает, что убеждение оправдано, если оно надежно создано, а это означает, что оно, вероятно, будет истинным. Гольдман различал два типа обоснования убеждений: зависимое от убеждений и независимое от убеждений. Процесс, зависящий от убеждений, использует предыдущие убеждения для создания новых убеждений; процесс, независимый от убеждений, этого не делает, вместо этого используются другие стимулы. Убеждения, возникающие таким образом, оправданы, поскольку вызывающие их процессы надежны; Возможно, это связано с тем, что мы развились так, чтобы приходить к хорошим выводам, когда нам предъявляют сенсорные данные , а это означает, что выводы, которые мы делаем на основе наших чувств, обычно верны. [7]

Критика [ править ]

Критики фундаментализма часто утверждают, что для того, чтобы убеждение было оправданным, оно должно быть поддержано другими убеждениями; [7] по фразе Дональда Дэвидсона , «только убеждение может быть причиной другого убеждения». Например, Уилфрид Селларс утверждал, что недоксастические психические состояния не могут быть причинами, и поэтому из них нельзя вывести неинференциальное обоснование. Точно так же критики экстерналистского фундаментализма утверждают, что только ментальные состояния или свойства, которые осознает верующий, могут сделать веру оправданной.

Согласно скептицизму , не существует убеждений, которые были бы настолько очевидны, что не требовали бы поддержки со стороны других убеждений. Даже если кто-то не принимает это очень сильное утверждение, у фундаменталистов возникает проблема с предоставлением бесспорного или принципиального объяснения того, какие убеждения являются самоочевидными или неоспоримыми.

Постмодернисты и постструктуралисты , такие как Ричард Рорти и Жак Деррида, критиковали фундаментализм на том основании, что истинность утверждения или дискурса можно проверить только в соответствии с другими утверждениями и дискурсами. Рорти, в частности, развивает это дальше, утверждая, что индивидуум, сообщество, человеческое тело в целом имеют «средства, с помощью которых они познают мир» (это влечет за собой язык, культуру, семиотические системы, математику, науку и т. д.). Чтобы проверить конкретные средства или отдельные утверждения, принадлежащие определенным средствам (например, положениям естественных наук), человеку придется «выйти за пределы» этих средств и подвергнуть их нейтральной критике, чтобы обеспечить основу для их принятия. . Однако это невозможно. Единственный способ познать мир — это средства, с помощью которых он познает мир; метод не может оправдать себя. Этот аргумент можно рассматривать как непосредственно связанный с поздним теорией языка Витгенштейна, проводящей параллель между постмодернизмом и логический позитивизм , который объединяется с критикой фундаментализма. [29]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Саймон Блэкберн, Оксфордский философский словарь , 2-е место (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2005), стр. 139 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г час Тед Постон, «Фундационализм» (Интернет-энциклопедия философии)
  3. ^ Перейти обратно: а б Гренц и Франке 2001, с. 31
  4. ^ Хэтфилд, Гэри (3 декабря 2008 г.). «Рене Декарт» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 28 марта 2013 г.
  5. ^ Скирри, Джастин (13 сентября 2008 г.). «Рене Декарт (1596—1650): Обзор» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 28 марта 2013 г.
  6. ^ Добрый, Эми (18 ноября 2005 г.). «Интроспекция» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 28 марта 2013 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Фумертон, Ричард (21 февраля 2000 г.). «Фундационалистские теории эпистемического обоснования» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 19 августа 2018 г.
  8. ^ Джеймс Крейнс, Разум в мире: метафизика Гегеля и ее философская привлекательность , Oxford University Press, 2015, стр. 25: «Фундаментализм Спинозы (утверждает Гегель) угрожает устранить всю определенную реальность, оставив только одну неопределенную субстанцию».
  9. ^ Том Рокмор , О фундаментализме: стратегия метафизического реализма , Rowman & Littlefield, 2004, стр. 65.
  10. ^ Фредерик К. Бейзер , Немецкий идеализм: борьба с субъективизмом, 1781–1801 , Кембридж: издательство Гарвардского университета, 2002, стр. 236.
  11. ^ Фредерик К. Бейзер (2014), Генезис неокантианства, 1796–1880 (Оксфорд: Oxford University Press), стр. 517.
  12. ^ Том Рокмор , О фундаментализме: стратегия метафизического реализма , Rowman & Littlefield, 2004, стр. 111.
  13. ^ Барри Смит и Дэвид Вудрафф Смит, ред., Кембриджский компаньон Гуссерля , Cambridge University Press, стр. 292.
  14. ^ Карло Челуччи, Переосмысление знаний: эвристический взгляд , Springer, 2017, стр. 32.
  15. ^ Джон Макдауэлл, Разум и мир . Издательство Гарвардского университета, 1994, с. 29.
  16. ^ Роджер Ф. Гибсон, «Прямой реализм Макдауэлла и платонический натурализм», Philosophical Issues Vol. 7, Восприятие (1996), стр. 275–281.
  17. ^ О'Брайен 2006, стр. 61–62.
  18. ^ Ауди 2003, с. 194
  19. ^ Рорти, Ричард (1979). Философия и зеркало природы. Издательство Принстонского университета. стр. 165–173
  20. ^ Смит, Стив, Оуненс Патрика, «Альтернативные подходы к теории международных отношений» в «Глобализации мировой политики», Бэйлис, Смит и Оуэнс, OUP, 4-е изд., стр. 177
  21. ^ Лемос 2007, стр. 50–51
  22. ^ Привет 1985, с. 27
  23. ^ Дэнси 1985, стр. 53–54.
  24. ^ Перейти обратно: а б О'Брайен 2006, стр. 72–74.
  25. ^ Лемос 2007, стр.55.
  26. ^ О'Брайен 2006, с. 184
  27. ^ О'Брайен 2006, стр.87
  28. ^ О'Брайен 2006, с. 88
  29. ^ Рорти, Ричард (1993), Гиньон, Шарль (редактор), «Витгенштейн, Хайдеггер и овеществление языка» , Кембриджский компаньон Хайдеггера , Кембриджские компаньоны по философии, Кембридж: Cambridge University Press, стр. 337–357, doi : 10.1017/ccol0521385709.014 , ISBN  978-1-139-00051-2 , получено 9 марта 2023 г.

Библиография [ править ]

  • Ауди, Роберт (2003). Эпистемология: современное введение в теорию познания . Рутледж. ISBN  978-0-415-28109-6 .
  • Бонжур, Лоуренс (1985). Структура эмпирического знания . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-67484-381-3 .
  • Коэльо, Иво (2010). «Фундационализм». В Путенпуракале, Джонсон Дж. (ред.). Философская энциклопедия ACPI . Азиатская торговая корпорация. ISBN  978-8-17086-574-2 .
  • Дэнси, Джонатан (1985). Введение в современную эпистемологию . Блэквелл. ISBN  0-631-13622-3 .
  • Франке, Джон Р.; Гренц, Стэнли Джеймс (2001). За пределами фундаментализма: формирование богословия в контексте постмодерна . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN  9780664257699 .
  • Греко, Джон (2000). Ставим скептиков на место . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-04553-7 .
  • Лемос, Ной Мерселино (2007). Введение в теорию познания . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-13946-185-6 .
  • О'Брайен, Дэн (2006). Введение в теорию познания . Политика. ISBN  978-0-74563-316-9 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1751A36F548B31E06D4C78C1508015F2__1704738480
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Foundationalism
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Foundationalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)