Макс Шелер
Макс Шелер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Макс Фердинанд Шелер 22 августа 1874 г. |
Умер | 19 мая 1928 г. | (53 года)
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Феноменология Мюнхенская феноменология Этический персонализм |
Докторанты | Хендрик Г. Стокер |
Основные интересы | История идей , теория ценностей , этика , философская антропология , исследования сознания , социология знания , философия религии |
Известные идеи | Ценностная этика, стратификация эмоциональной жизни , рессентимент , этический персонализм |
Макс Фердинанд Шелер (англ. Немецкий: [ˈʃeːlɐ] ; 22 августа 1874 — 19 мая 1928) — немецкий философ, известный своими работами в области феноменологии , этики и философской антропологии . Считавшийся при жизни одним из самых выдающихся немецких философов, [1] Шелер развил философский метод Эдмунда Гуссерля , основоположника феноменологии. Учитывая утопические амбиции этой школы по восстановлению всего человеческого знания, Хосе Ортега-и-Гассет прозвал Шелера «Адамом философского рая» .
После смерти Шелера в 1928 году Мартин Хайдеггер вместе с Ортегой-и-Гассетом подтвердил, что все философы века в долгу перед Шелером, и восхвалял его как «самую сильную философскую силу в современной Германии, более того, в современной Европе и в современной философии как таковой». " [2]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Детство
[ редактировать ]Макс Шелер родился в Мюнхене , Германия, 22 августа 1874 года в уважаемой ортодоксальной еврейской семье. [1] У него было «довольно типичное воспитание конца девятнадцатого века в еврейской семье, склонное к ассимиляции и агностицизму». [3]
Студенческие годы
[ редактировать ]Шелер начал свое обучение в университете, будучи студентом-медиком в Мюнхенском университете ; затем он перевелся в Берлинский университет , где отказался от медицины в пользу философии и социологии , обучаясь у Вильгельма Дильтея , Карла Штумпфа и Георга Зиммеля . Он переехал в Йенский университет в 1896 году, где учился у Рудольфа Эйкена , в то время очень популярного философа, который впоследствии получил Нобелевскую премию по литературе в 1908 году. (Ойкен переписывался с Уильямом Джеймсом , известным сторонником философского прагматизма , и на протяжении всей своей жизни Шелер проявлял сильный интерес к прагматизму.) Именно в Йене Шелер получил докторскую степень и хабилитацию и начал свою профессиональную жизнь в качестве учителя. Его докторская диссертация, завершенная в 1897 году, называлась « Beiträge zur Feststellung der Beziehungen zwischen den logischen und ethischen Prinzipien» («Вклад в установление связи между логическими и этическими принципами»). В 1898 году он совершил поездку в Гейдельберг и встретил Макса Вебера, который также оказал значительное влияние на его мысль. Он заслужил свое получил степень доктора философии в 1899 году, защитив диссертацию под названием Die transzendentale und die Psychologische Methode (Трансцендентальный и психологический метод) под руководством Ойкена. В 1901 году он стал преподавателем ( приват-доцентом ) Йенского университета. [1]
Первый период (Йена, Мюнхен, Геттинген и Первая мировая война)
[ редактировать ]Когда он женился на Амалии фон Девиц, [4] [5] закончившийся разводом, Шелер женился в 1912 году на Марит Фуртвенглер, сестре известного дирижера Вильгельма Фуртвенглера . Сын Шелера от первой жены, Вольф Шелер, после развода стал доставлять беспокойство, часто воровал у отца, и в 1923 году, после того как Вольф пытался заставить его платить за проститутку, Шелер отправил его к своему бывшему студенту Курту Шнайдеру , психиатр, для постановки диагноза. Шнайдер диагностировал Вольфа не как психически больного, а как психопата , используя две диагностические категории ( Gemütlos и Haltlos ), по сути эквивалентные сегодняшнему « антисоциальному расстройству личности ». [6]
Второй период (Кёльн)
[ редактировать ]После 1921 года он публично отмежевался от католического учения и даже от иудео-христианско-исламского Бога. [7] [8] посвятил себя пантеизму и философской антропологии . [9]
У Шелера выработалась привычка выкуривать от шестидесяти до восьмидесяти сигарет в день, что способствовало серии сердечных приступов на протяжении 1928 года, вынудивших его отменить любые планы поездок. 19 мая 1928 года он скончался во франкфуртской больнице из-за осложнений, вызванных тяжелым сердечным приступом. [10]
Философский вклад
[ редактировать ]Любовь и «феноменологическая установка»
[ редактировать ]Когда редакция Geisteswissenschaften предложила Шелеру (около 1913/14) написать о развивавшемся тогда философском методе феноменологии , Шелер указал, что феноменологическое движение определяется не общепринятыми тезисами, а «общим отношением и отношением к философским проблемам». [11] Шелер не согласен с Гуссерлем в том, что феноменология — это метод строгой феноменологической редукции, а скорее «установка духовного видения... нечто, что в противном случае остается скрытым...». [11] Называя феноменологию методом, мы не принимаем всерьез феноменологическую область первоначального опыта: данность феноменологических фактов (сущностей или ценностей как априорных ) «до того, как они будут зафиксированы логикой ». [11] и до принятия набора критериев или символов, как это имеет место в естественных и гуманитарных науках, а также в других (современных) философиях, которые адаптируют свои методы к методам естественных наук.
Скорее, то, что дано в феноменологии , «дано только в самом акте видения и переживания». Сущности никогда не передаются «внешнему» наблюдателю без прямого контакта с определенной областью опыта. Феноменология — это взаимодействие явлений и одновременно ожидание их самоотдачи; это не методическая процедура наблюдения, как будто ее объект неподвижен. Таким образом, особая установка ( Geisteshaltung , букв. «Настроение духа» или «духовная позиция») философа имеет решающее значение для раскрытия или видения феноменологических фактов. По своей сути эта позиция является моральной, поскольку сила философского исследования опирается на любовь . Шелер описывает сущность философского мышления как « обусловленное любовью движение сокровенного личного я конечного существа к сопричастности сущностной реальности всех возможных ». [12]
Движение и акт любви важны для философии по двум причинам: (1) Если философия, как ее описывает Шелер, обращаясь к платоновской традиции , есть причастность «первосущности всех сущностей» ( Urwesen ), то из этого следует что для достижения этого участия необходимо включить в себя содержание или сущностную характеристику первичной сущности. [13] Для Шелера такая первосущность наиболее характерна для любви, поэтому способ достижения наиболее непосредственного и интимного участия состоит именно в том, чтобы участвовать в движении любви. Однако важно отметить, что эта первичная сущность не является объективируемой сущностью, возможным коррелятом которой является знание; таким образом, даже если философия всегда занимается познанием, как согласился бы Шелер, тем не менее, разум сам по себе не является надлежащей способностью участия, с помощью которой достигается высший уровень познания. Только тогда, когда разум и логика имеют за собой движение любви и надлежащие моральные предпосылки, можно достичь философского познания. [14] (2) Любовь важна также постольку, поскольку ее сущность есть условие возможности данности предметов-ценностей и особенно данности предмета в терминах его наивысшей возможной ценности. Любовь — это движение, которое «приводит к постоянному возникновению все более высокой ценности в объекте — точно так же, как если бы она вытекала из объекта сама по себе, без какого-либо усилия… со стороны любящего». ...истинная любовь открывает наши духовные глаза на все более высокие ценности любимого объекта». [15] Ненависть же – это закрытие себя или закрытие глаз на мир ценностей. Именно в последнем контексте инверсия ценностей или девальвация становятся преобладающими и иногда закрепляются как уместные в обществе. Более того, называя любовь движением, Шелер надеется развеять интерпретацию, согласно которой любовь и ненависть являются лишь реакцией на ощущаемые ценности, а не самой основой возможности данности ценностей (или сокрытия ценностей). Шелер пишет: «Любовь и ненависть суть действия, в которых ценностная сфера, доступная чувствам существа... либо расширяется , либо сужается ». [16]
Этика материальных ценностей
[ редактировать ]Ценности и соответствующие им обесценивания ранжируются в соответствии с их сущностными взаимосвязями следующим образом:
- Религиозно значимые ценности (святые/нечестивые)
- Духовные ценности (красота/уродство, знание/невежество, правильное/неправильное)
- Жизненные ценности (здоровье/нездоровье, сила/слабость)
- Разумные ценности (приятен/не согласен, комфорт/дискомфорт) [17]
Дальнейшие существенные взаимосвязи применяются в отношении существования или несуществования ценности (несуществования):
- Существование положительной ценности само по себе является положительной ценностью.
- Существование отрицательной ценности (обесценивания) само по себе является отрицательной ценностью.
- Отсутствие положительной ценности само по себе является отрицательной ценностью.
- Отсутствие отрицательной ценности само по себе является положительной ценностью. [18]
А что касается ценностей добра и зла:
- Добро – это ценность, придаваемая реализации положительной ценности в сфере волеизъявления.
- Зло – это ценность, придаваемая реализации негативной ценности в сфере волеизъявления.
- Добро — это ценность, придаваемая реализации высшей ценности в сфере волеизъявления.
- Зло — это ценность, придаваемая реализации низшей ценности [за счёт высшей] в сфере волеизъявления. [18]
Добро, однако, не просто «прикреплено» к акту воли, но в конечном счете зарождается в расположении ( Gesinnung ) или «основном моральном укладе» действующего человека. Соответственно:
- Критерий «добра» состоит в согласии задуманной при реализации ценности с предпочитаемой ценностью или в ее несогласии с отвергнутой ценностью.
- Критерий «зла» состоит в несогласии задуманной при реализации ценности с предпочитаемой ценностью или в ее согласии с отвергнутой ценностью. [18]
Человек и история (1924)
[ редактировать ]Шелер планировал опубликовать свой основной труд по антропологии в 1929 году, но завершение такого проекта было остановлено его преждевременной смертью в 1928 году. Некоторые фрагменты таких работ были опубликованы в журнале Nachlass . [19] В 1924 году в книге «Человек и история» ( Mensch und Geschichte ) Шелер сделал некоторые предварительные заявления о масштабах и целях философской антропологии . [20]
В этой книге Шелер приводит доводы в пользу tabula rasa всех предрассудков, унаследованных от трех основных традиций, сформулировавших представление о человеке: религии, философии и науки. [21] [22] Шелер утверждает, что недостаточно просто отвергнуть такие традиции, как это сделал Ницше в отношении иудео-христианской религии, заявив, что «Бог мертв»; эти традиции пропитали все части нашей культуры и поэтому до сих пор во многом определяют образ мышления даже тех, кто не верит в христианского Бога . [23]
Работает
[ редактировать ]
- О феноменологии и теории чувств симпатии, любви и ненависти , 1913 г.
- Гений войны и война с Германией , 1915 год.
- Формализм в этике и этике материальных ценностей , 1913—1916.
- Война и реконструкция , 1916 год.
- Причины ненависти к немцам , 1917 год.
- О ниспровержении ценностей , 1919 год.
- Новая попытка заложить основы этического персонализма , 1921 г.
- О вечном в человеке , 1921 год.
- Проблемы религии. О религиозном обновлении , 1921 г.
- Природа и формы симпатии , 1923 г. (переиздано под названием 1913 г.: «О феноменологии...»)
- Сочинения по социологии и идеологической теории , 3 тома, 1923/1924 гг.
- Формы познания и общества , 1926.
- Человек в эпоху компенсации , 1927 год.
- Место человека в космосе , 1928 год.
- Философское мировоззрение , 1929 год.
- Логика И. (фрагмент, корректура). Амстердам 1975 г.
английские переводы
[ редактировать ]- Природа сочувствия , Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1954.
- Философские перспективы . перевод Оскара Хаака. Бостон: Beacon Press . 1958.
{{cite book}}
:CS1 maint: прочее ( ссылка ) 144 страницы. (Немецкое название: Philosophical Weltanschauung .)
- О вечном в человеке . перевод Бернарда Нобла . Лондон: СКМ Пресс . 1960.
{{cite book}}
:CS1 maint: прочее ( ссылка ) 480 страниц.
- Ресентимент . под редакцией Льюиса А. Козера , перевод Уильяма В. Холдхейма. Нью-Йорк: Шокен . 1972.
{{cite book}}
: CS1 maint: others (link) 201 pages. ISBN 0-8052-0370-2 .
- Избранные философские очерки . перевод Дэвида Р. Лахтермана. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета . 1973. ISBN 9780810103795 .
{{cite book}}
: CS1 maint: others (link) 359 pages. ISBN 0-8101-0379-6 .
- Формализм в этике и неформальная этика ценностей: новая попытка обоснования этического персонализма . перевод Манфреда С. Фрингса и Роджера Л. Фанка. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. 1973.
{{cite book}}
: CS1 maint: others (link) 620 pages. ISBN 0-8101-0415-6 . (Оригинальное немецкое издание: Формализм в этике и этике материальных ценностей , 1913–16.) - Проблемы социологии знания . перевод Манфреда С. Фрингса. Лондон: Рутледж и Кеган Пол . 1980.
{{cite book}}
: CS1 maint: others (link) 239 pages. ISBN 0-7100-0302-1 .
- Личность и самооценка: три эссе . отредактировано и частично переведено Манфредом С. Фрингсом. Бостон: Найхофф . 1987.
{{cite book}}
: CS1 maint: others (link) 201 pages. ISBN 90-247-3380-4 .
- О чувстве, знании и оценке. Избранные сочинения . отредактировано и частично переведено Гарольдом Дж. Бершади. Чикаго: Издательство Чикагского университета . 1992.
{{cite book}}
: CS1 maint: others (link) 267 pages. ISBN 0-226-73671-7 .
- Место человека в космосе . перевод Манфреда Фрингса. Эванстон: Издательство Северо-Западного университета . 2009.
{{cite book}}
: CS1 maint: others (link) 79 pages. ISBN 978-0-8101-2529-2 .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дэвис, Захари и Энтони Стейнбок, «Макс Шелер», Стэнфордская энциклопедия философии (весеннее издание 2019 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), URL = < https://plato.stanford.edu/archives/spr2019/entries /Шелер/ >.
- ^ Хайдеггер, Метафизические основы логики, «Памяти Макса Шелера», пер. Майкл Хейм (Издательство Университета Индианы, 1984), стр. 50–52.
- ^ Грэм Макалир, «Введение в издание Transaction», Макс Шелер, Природа симпатии , Лондон: Routledge, 2017, стр. lxiii.
- ^ «Биография Макса Шелера — eNotes.com» .
- ^ «МАКС ШЕЛЕРС ЦЕНИТ ЭТИКУ» . Архивировано из оригинала 23 июля 2012 года.
- ^ Дж. Каттинг, М. Муратиду, Т. Фукс и Г. Оуэн, «Влияние Макса Шелера на Курта Шнайдера», История психиатрии против. 27, н. 3, с. 336-44 (здесь стр. 340-41); цитируя А. Краля и М. Шиффердекера, «Макс Шелер и Курт Шнайдер: научное влияние и личный опыт», « Достижения в неврологии и психиатрии против. 66, с. 94-100 (1998).
- ^ Шнек, Стивен Фредерик (2002) Действующие лица Макса Шелера: новые перспективы стр.6
- ^ Фрингс, Манфред С. (1997) Разум Макса Шелера: первое всеобъемлющее руководство, основанное на полном собрании сочинений , стр.9
- ^ Макалир, соч. цит., с. lxiii.
- ^ Закари Дэвис и Энтони Стейнбок (2018). «Макс Шелер» . Стэнфордская энциклопедия философии.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Макс Шелер, Избранные философские очерки , «Феноменология и теория познания», пер. Дэвид Лахтерман (Эванстон: издательство Северо-Западного университета, 1973), 137.
- ^ Макс Шелер, О вечном в человеке , «Сущность философии и моральные предпосылки философского познания», пер. Бернард Ноубл (Нью-Йорк: Harper & Brothers, 1960), 74 года.
- ^ Макс Шелер, О вечном в человеке , «Сущность философии и моральные предпосылки философского познания», пер. Бернард Ноубл (Нью-Йорк: Harper & Brothers, 1960), 75.
- ^ Макс Шелер, О вечном в человеке , «Сущность философии и моральные предпосылки философского познания», пер. Бернард Нобл (Нью-Йорк: Harper & Brothers, 1960), 77. Шелер критикует Платона и Аристотеля именно по этому вопросу. Он пишет: «Поскольку... их философия определяла первичную сущность как объективируемую сущность и, следовательно, как возможный коррелят знания, они также должны были рассматривать знание как окончательное, окончательное участие в реальности, которого мог достичь человек... Соответственно они высшую и наиболее совершенную форму человеческого существа не мог не видеть в философе , «мудреце», ». О вечном в человеке , 77.
- ^ Макс Шелер, Природа симпатии , пер. Питер Хит (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1954), 57.
- ^ Макс Шелер, Формализм в этике и неформальная этика ценностей , пер. Манфред Фрингс и Роберт Фанк (Эванстон: издательство Северо-Западного университета, 1973), 261.
- ^ Макс Шелер, Формализм в этике и неформальная этика ценностей , пер. М. Фрингс и Р. Функ (Эванстон: издательство Северо-Западного университета, 1973), 104–110. Что касается статуса ценностей полезности, Манфред Фрингс считает, что полезность имеет более высокую ценность, чем разумные ценности. (См. Фрингс, « Разум Макса Шелера» , 29–30.) Однако в списке Шелера рангов ценностей в формализме значения полезности не перечисляются как независимая самоценность, а как «последовательные значения» разумных ценностей. (104). В «Ressentiment » Шелер пишет: «Верно, что наслаждение может и должно быть подчинено высшим ценностям, таким как жизненные ценности, духовные ценности культуры, «сакральность». Но подчинять его полезности — это абсурд, поскольку это подчинение цели средствам. Ср. Scheler, Ressentiment , trans. Lewis Coser et al.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Макс Шелер, Формализм в этике и неформальная этика ценностей , пер. М. Фрингс и Р. Функ (Эванстон: издательство Северо-Западного университета, 1973), 26.
- ^ Шесть томов его посмертных сочинений (Nachlass), до сих пор не переведенных с немецкого, составляют тома 10-15 из 15-томного Собрания сочинений (Gesammelte Werke) под редакцией Марии Шелер и Манфреда С. Фрингса, перечисленных на http:// www.maxscheler.com/scheler4.shtml#4-CollectedWorks
- ^ Кук, Сибол (2003) Раса и расизм в континентальной философии
- ^ Мартин Бубер (1945) Философская антропология философии Макса Шелера и феноменологических исследований, Vol. 6, № 2 (декабрь 1945 г.), стр. 307–321.
- ^ Мартин Бубер Между человеком и мужчиной стр.216
- ^ глава 1
Источники
[ редактировать ]- Барбер, Майкл (1993). Хранитель диалога: феноменология Макса Шелера, социология знания и философия любви . Льюисбург: Издательство Бакнеллского университета . 205 страниц. ISBN 0-8387-5228-4 .
- Блоссер, Филип (1995). Критика этики Канта Шелером . Афины, Огайо: Издательство Университета Огайо . ISBN 9780821411087 . 221 страница. ISBN 0-8214-1108-X .
- Дикен, Альфонс (1974). Процесс и постоянство в этике: моральная философия Макса Шелера . Нью-Йорк: Паулист Пресс . 282 страницы. ISBN 0-8091-1800-9 .
- Фрингс, Манфред С. (1965). Макс Шелер: Краткое введение в мир великого мыслителя . Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Университета Дюкен . 223 страницы.
- Фрингс, Манфред С. (1969). Личность и присутствие: К вопросу об онтологии бытия ценности . Гаага: Мартинус Нийхофф . 118 страниц.
- Фрингс, Манфред С., изд. (1974). Макс Шелер (1874-1928): очерки к столетнему юбилею . Гаага: Нийхофф. 176 страниц.
- Фрингс, Манфред (1997). Разум Макса Шелера: первое подробное руководство, основанное на полном собрании сочинений . Милуоки, Висконсин: Издательство Университета Маркетт . 324 страницы. ISBN 0-87462-613-7 . 2-е изд., 2001.
- Фрингс, Манфред (2003). Продолжительность жизни . Спрингер . 260 страниц. ISBN 1-4020-1333-7 . 2-е изд., 2001.
- Келли, Юджин (1977). Макс Шелер . Чикаго: Издательство Twayne . ISBN 9780805777079 . 203 страницы. ISBN 0-8057-7707-5 .
- Келли, Юджин (1997). Структура и разнообразие: исследования феноменологической философии Макса Шелера . Бостон: Клувер . 247 страниц. ISBN 0-7923-4492-8 .
- Нота, Джон Х., SJ (1983). Макс Шелер: Человек и его работа . перевод Теодора Плантинги и Джона Х. Ноты. Чикаго: Францисканская Геральд Пресс .
{{cite book}}
: CS1 maint: multiple names: authors list (link) 213 pages. ISBN 0-8199-0852-5 . (Оригинальное голландское название: Макс Шелер: Человек и его работа )
- Рэнли, Эрнест В. (1966). Феноменология сообщества Шелера . Гаага: Мартинус Нийхофф . 130 страниц.
- Шнек, Стивен Ф. (1987). Личность и полис: персонализм и политическая теория Макса Шелера . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . 188 страниц. ISBN 0-88706-340-3 .
- Спейдер, Питер (2002). Этический персонализм Шелера: его логика, развитие и перспективы . Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета . 327 страниц. ISBN 0-8232-2178-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Природа , Том 63. 7 марта 1901 г., Рецензия на книгу: «Трансценденталы и психологический метод», «Метод в философии» , доктор. Макс Ф. Шелер, 1900 г.
- Монист, том 12, 1902 г. Рецензия на книгу «Трансценденталы и психологический метод » доктора К. Макс Ф. Шелер 1900 на английском языке
- Вырезки из газет о Максе Шелере в XX веке. Архив прессы ZBW .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1874 рождений
- 1928 смертей
- Немецкие эссеисты XIX века.
- Немецкие писатели-мужчины XIX века
- Немецкие философы XIX века
- Немецкие эссеисты XX века
- Немецкие философы XX века
- Католические философы
- Немецкие эпистемологи
- Немецкие специалисты по этике
- Немецкие эссеисты-мужчины
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Немецкий народ еврейского происхождения
- Переходит в католицизм из иудаизма
- Немецкие католики
- Немецкие социологи
- Еврейские философы
- Метафизики
- Онтологи
- Люди из Королевства Бавария
- Феноменологи
- Немецкие философы культуры
- Немецкие философы образования
- Философы любви
- Немецкие философы разума
- Немецкие философы религии
- Философская антропология
- Немецкие ученые-философы
- Писатели из Мюнхена