Jump to content

Макс Шелер

Макс Шелер
Рожденный
Макс Фердинанд Шелер

( 1874-08-22 ) 22 августа 1874 г.
Умер 19 мая 1928 г. (1928-05-19) (53 года)
Эра Философия 20-го века
Область Западная философия
Школа Феноменология
Мюнхенская феноменология
Этический персонализм
Докторанты Хендрик Г. Стокер
Основные интересы
История идей , теория ценностей , этика , философская антропология , исследования сознания , социология знания , философия религии
Известные идеи
Ценностная этика, стратификация эмоциональной жизни , рессентимент , этический персонализм

Макс Фердинанд Шелер (англ. Немецкий: [ˈʃeːlɐ] ; 22 августа 1874 — 19 мая 1928) — немецкий философ, известный своими работами в области феноменологии , этики и философской антропологии . Считавшийся при жизни одним из самых выдающихся немецких философов, [1] Шелер развил философский метод Эдмунда Гуссерля , основоположника феноменологии. Учитывая утопические амбиции этой школы по восстановлению всего человеческого знания, Хосе Ортега-и-Гассет прозвал Шелера «Адамом философского рая» .

После смерти Шелера в 1928 году Мартин Хайдеггер вместе с Ортегой-и-Гассетом подтвердил, что все философы века в долгу перед Шелером, и восхвалял его как «самую сильную философскую силу в современной Германии, более того, в современной Европе и в современной философии как таковой». " [2]

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Макс Шелер родился в Мюнхене , Германия, 22 августа 1874 года в уважаемой ортодоксальной еврейской семье. [1] У него было «довольно типичное воспитание конца девятнадцатого века в еврейской семье, склонное к ассимиляции и агностицизму». [3]

Студенческие годы

[ редактировать ]

Шелер начал свое обучение в университете, будучи студентом-медиком в Мюнхенском университете ; затем он перевелся в Берлинский университет , где отказался от медицины в пользу философии и социологии , обучаясь у Вильгельма Дильтея , Карла Штумпфа и Георга Зиммеля . Он переехал в Йенский университет в 1896 году, где учился у Рудольфа Эйкена , в то время очень популярного философа, который впоследствии получил Нобелевскую премию по литературе в 1908 году. (Ойкен переписывался с Уильямом Джеймсом , известным сторонником философского прагматизма , и на протяжении всей своей жизни Шелер проявлял сильный интерес к прагматизму.) Именно в Йене Шелер получил докторскую степень и хабилитацию и начал свою профессиональную жизнь в качестве учителя. Его докторская диссертация, завершенная в 1897 году, называлась « Beiträge zur Feststellung der Beziehungen zwischen den logischen und ethischen Prinzipien» («Вклад в установление связи между логическими и этическими принципами»). В 1898 году он совершил поездку в Гейдельберг и встретил Макса Вебера, который также оказал значительное влияние на его мысль. Он заслужил свое получил степень доктора философии в 1899 году, защитив диссертацию под названием Die transzendentale und die Psychologische Methode (Трансцендентальный и психологический метод) под руководством Ойкена. В 1901 году он стал преподавателем ( приват-доцентом ) Йенского университета. [1]

Первый период (Йена, Мюнхен, Геттинген и Первая мировая война)

[ редактировать ]

Когда он женился на Амалии фон Девиц, [4] [5] закончившийся разводом, Шелер женился в 1912 году на Марит Фуртвенглер, сестре известного дирижера Вильгельма Фуртвенглера . Сын Шелера от первой жены, Вольф Шелер, после развода стал доставлять беспокойство, часто воровал у отца, и в 1923 году, после того как Вольф пытался заставить его платить за проститутку, Шелер отправил его к своему бывшему студенту Курту Шнайдеру , психиатр, для постановки диагноза. Шнайдер диагностировал Вольфа не как психически больного, а как психопата , используя две диагностические категории ( Gemütlos и Haltlos ), по сути эквивалентные сегодняшнему « антисоциальному расстройству личности ». [6]

Второй период (Кёльн)

[ редактировать ]

После 1921 года он публично отмежевался от католического учения и даже от иудео-христианско-исламского Бога. [7] [8] посвятил себя пантеизму и философской антропологии . [9]

У Шелера выработалась привычка выкуривать от шестидесяти до восьмидесяти сигарет в день, что способствовало серии сердечных приступов на протяжении 1928 года, вынудивших его отменить любые планы поездок. 19 мая 1928 года он скончался во франкфуртской больнице из-за осложнений, вызванных тяжелым сердечным приступом. [10]

Философский вклад

[ редактировать ]

Любовь и «феноменологическая установка»

[ редактировать ]

Когда редакция Geisteswissenschaften предложила Шелеру (около 1913/14) написать о развивавшемся тогда философском методе феноменологии , Шелер указал, что феноменологическое движение определяется не общепринятыми тезисами, а «общим отношением и отношением к философским проблемам». [11] Шелер не согласен с Гуссерлем в том, что феноменология — это метод строгой феноменологической редукции, а скорее «установка духовного видения... нечто, что в противном случае остается скрытым...». [11] Называя феноменологию методом, мы не принимаем всерьез феноменологическую область первоначального опыта: данность феноменологических фактов (сущностей или ценностей как априорных ) «до того, как они будут зафиксированы логикой ». [11] и до принятия набора критериев или символов, как это имеет место в естественных и гуманитарных науках, а также в других (современных) философиях, которые адаптируют свои методы к методам естественных наук.

Скорее, то, что дано в феноменологии , «дано только в самом акте видения и переживания». Сущности никогда не передаются «внешнему» наблюдателю без прямого контакта с определенной областью опыта. Феноменология — это взаимодействие явлений и одновременно ожидание их самоотдачи; это не методическая процедура наблюдения, как будто ее объект неподвижен. Таким образом, особая установка ( Geisteshaltung , букв. «Настроение духа» или «духовная позиция») философа имеет решающее значение для раскрытия или видения феноменологических фактов. По своей сути эта позиция является моральной, поскольку сила философского исследования опирается на любовь . Шелер описывает сущность философского мышления как « обусловленное любовью движение сокровенного личного я конечного существа к сопричастности сущностной реальности всех возможных ». [12]

Движение и акт любви важны для философии по двум причинам: (1) Если философия, как ее описывает Шелер, обращаясь к платоновской традиции , есть причастность «первосущности всех сущностей» ( Urwesen ), то из этого следует что для достижения этого участия необходимо включить в себя содержание или сущностную характеристику первичной сущности. [13] Для Шелера такая первосущность наиболее характерна для любви, поэтому способ достижения наиболее непосредственного и интимного участия состоит именно в том, чтобы участвовать в движении любви. Однако важно отметить, что эта первичная сущность не является объективируемой сущностью, возможным коррелятом которой является знание; таким образом, даже если философия всегда занимается познанием, как согласился бы Шелер, тем не менее, разум сам по себе не является надлежащей способностью участия, с помощью которой достигается высший уровень познания. Только тогда, когда разум и логика имеют за собой движение любви и надлежащие моральные предпосылки, можно достичь философского познания. [14] (2) Любовь важна также постольку, поскольку ее сущность есть условие возможности данности предметов-ценностей и особенно данности предмета в терминах его наивысшей возможной ценности. Любовь — это движение, которое «приводит к постоянному возникновению все более высокой ценности в объекте — точно так же, как если бы она вытекала из объекта сама по себе, без какого-либо усилия… со стороны любящего». ...истинная любовь открывает наши духовные глаза на все более высокие ценности любимого объекта». [15] Ненависть же – это закрытие себя или закрытие глаз на мир ценностей. Именно в последнем контексте инверсия ценностей или девальвация становятся преобладающими и иногда закрепляются как уместные в обществе. Более того, называя любовь движением, Шелер надеется развеять интерпретацию, согласно которой любовь и ненависть являются лишь реакцией на ощущаемые ценности, а не самой основой возможности данности ценностей (или сокрытия ценностей). Шелер пишет: «Любовь и ненависть суть действия, в которых ценностная сфера, доступная чувствам существа... либо расширяется , либо сужается ». [16]

Этика материальных ценностей

[ редактировать ]

Ценности и соответствующие им обесценивания ранжируются в соответствии с их сущностными взаимосвязями следующим образом:

  1. Религиозно значимые ценности (святые/нечестивые)
  2. Духовные ценности (красота/уродство, знание/невежество, правильное/неправильное)
  3. Жизненные ценности (здоровье/нездоровье, сила/слабость)
  4. Разумные ценности (приятен/не согласен, комфорт/дискомфорт) [17]

Дальнейшие существенные взаимосвязи применяются в отношении существования или несуществования ценности (несуществования):

  • Существование положительной ценности само по себе является положительной ценностью.
  • Существование отрицательной ценности (обесценивания) само по себе является отрицательной ценностью.
  • Отсутствие положительной ценности само по себе является отрицательной ценностью.
  • Отсутствие отрицательной ценности само по себе является положительной ценностью. [18]

А что касается ценностей добра и зла:

  • Добро – это ценность, придаваемая реализации положительной ценности в сфере волеизъявления.
  • Зло – это ценность, придаваемая реализации негативной ценности в сфере волеизъявления.
  • Добро — это ценность, придаваемая реализации высшей ценности в сфере волеизъявления.
  • Зло — это ценность, придаваемая реализации низшей ценности [за счёт высшей] в сфере волеизъявления. [18]

Добро, однако, не просто «прикреплено» к акту воли, но в конечном счете зарождается в расположении ( Gesinnung ) или «основном моральном укладе» действующего человека. Соответственно:

  • Критерий «добра» состоит в согласии задуманной при реализации ценности с предпочитаемой ценностью или в ее несогласии с отвергнутой ценностью.
  • Критерий «зла» состоит в несогласии задуманной при реализации ценности с предпочитаемой ценностью или в ее согласии с отвергнутой ценностью. [18]

Человек и история (1924)

[ редактировать ]

Шелер планировал опубликовать свой основной труд по антропологии в 1929 году, но завершение такого проекта было остановлено его преждевременной смертью в 1928 году. Некоторые фрагменты таких работ были опубликованы в журнале Nachlass . [19] В 1924 году в книге «Человек и история» ( Mensch und Geschichte ) Шелер сделал некоторые предварительные заявления о масштабах и целях философской антропологии . [20]

В этой книге Шелер приводит доводы в пользу tabula rasa всех предрассудков, унаследованных от трех основных традиций, сформулировавших представление о человеке: религии, философии и науки. [21] [22] Шелер утверждает, что недостаточно просто отвергнуть такие традиции, как это сделал Ницше в отношении иудео-христианской религии, заявив, что «Бог мертв»; эти традиции пропитали все части нашей культуры и поэтому до сих пор во многом определяют образ мышления даже тех, кто не верит в христианского Бога . [23]

Работает

[ редактировать ]
Макс Шелер
  • О феноменологии и теории чувств симпатии, любви и ненависти , 1913 г.
  • Гений войны и война с Германией , 1915 год.
  • Формализм в этике и этике материальных ценностей , 1913—1916.
  • Война и реконструкция , 1916 год.
  • Причины ненависти к немцам , 1917 год.
  • О ниспровержении ценностей , 1919 год.
  • Новая попытка заложить основы этического персонализма , 1921 г.
  • О вечном в человеке , 1921 год.
  • Проблемы религии. О религиозном обновлении , 1921 г.
  • Природа и формы симпатии , 1923 г. (переиздано под названием 1913 г.: «О феноменологии...»)
  • Сочинения по социологии и идеологической теории , 3 тома, 1923/1924 гг.
  • Формы познания и общества , 1926.
  • Человек в эпоху компенсации , 1927 год.
  • Место человека в космосе , 1928 год.
  • Философское мировоззрение , 1929 год.
  • Логика И. (фрагмент, корректура). Амстердам 1975 г.

английские переводы

[ редактировать ]
  • Природа сочувствия , Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1954.
  • Философские перспективы . перевод Оскара Хаака. Бостон: Beacon Press . 1958. {{cite book}}:CS1 maint: прочее ( ссылка ) 144 страницы. (Немецкое название: Philosophical Weltanschauung .)
  • Личность и самооценка: три эссе . отредактировано и частично переведено Манфредом С. Фрингсом. Бостон: Найхофф . 1987. {{cite book}}: CS1 maint: others (link) 201 pages. ISBN   90-247-3380-4 .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дэвис, Захари и Энтони Стейнбок, «Макс Шелер», Стэнфордская энциклопедия философии (весеннее издание 2019 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), URL = < https://plato.stanford.edu/archives/spr2019/entries /Шелер/ >.
  2. ^ Хайдеггер, Метафизические основы логики, «Памяти Макса Шелера», пер. Майкл Хейм (Издательство Университета Индианы, 1984), стр. 50–52.
  3. ^ Грэм Макалир, «Введение в издание Transaction», Макс Шелер, Природа симпатии , Лондон: Routledge, 2017, стр. lxiii.
  4. ^ «Биография Макса Шелера — eNotes.com» .
  5. ^ «МАКС ШЕЛЕРС ЦЕНИТ ЭТИКУ» . Архивировано из оригинала 23 июля 2012 года.
  6. ^ Дж. Каттинг, М. Муратиду, Т. Фукс и Г. Оуэн, «Влияние Макса Шелера на Курта Шнайдера», История психиатрии против. 27, н. 3, с. 336-44 (здесь стр. 340-41); цитируя А. Краля и М. Шиффердекера, «Макс Шелер и Курт Шнайдер: научное влияние и личный опыт», « Достижения в неврологии и психиатрии против. 66, с. 94-100 (1998).
  7. ^ Шнек, Стивен Фредерик (2002) Действующие лица Макса Шелера: новые перспективы стр.6
  8. ^ Фрингс, Манфред С. (1997) Разум Макса Шелера: первое всеобъемлющее руководство, основанное на полном собрании сочинений , стр.9
  9. ^ Макалир, соч. цит., с. lxiii.
  10. ^ Закари Дэвис и Энтони Стейнбок (2018). «Макс Шелер» . Стэнфордская энциклопедия философии.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Макс Шелер, Избранные философские очерки , «Феноменология и теория познания», пер. Дэвид Лахтерман (Эванстон: издательство Северо-Западного университета, 1973), 137.
  12. ^ Макс Шелер, О вечном в человеке , «Сущность философии и моральные предпосылки философского познания», пер. Бернард Ноубл (Нью-Йорк: Harper & Brothers, 1960), 74 года.
  13. ^ Макс Шелер, О вечном в человеке , «Сущность философии и моральные предпосылки философского познания», пер. Бернард Ноубл (Нью-Йорк: Harper & Brothers, 1960), 75.
  14. ^ Макс Шелер, О вечном в человеке , «Сущность философии и моральные предпосылки философского познания», пер. Бернард Нобл (Нью-Йорк: Harper & Brothers, 1960), 77. Шелер критикует Платона и Аристотеля именно по этому вопросу. Он пишет: «Поскольку... их философия определяла первичную сущность как объективируемую сущность и, следовательно, как возможный коррелят знания, они также должны были рассматривать знание как окончательное, окончательное участие в реальности, которого мог достичь человек... Соответственно они высшую и наиболее совершенную форму человеческого существа не мог не видеть в философе , «мудреце», ». О вечном в человеке , 77.
  15. ^ Макс Шелер, Природа симпатии , пер. Питер Хит (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1954), 57.
  16. ^ Макс Шелер, Формализм в этике и неформальная этика ценностей , пер. Манфред Фрингс и Роберт Фанк (Эванстон: издательство Северо-Западного университета, 1973), 261.
  17. ^ Макс Шелер, Формализм в этике и неформальная этика ценностей , пер. М. Фрингс и Р. Функ (Эванстон: издательство Северо-Западного университета, 1973), 104–110. Что касается статуса ценностей полезности, Манфред Фрингс считает, что полезность имеет более высокую ценность, чем разумные ценности. (См. Фрингс, « Разум Макса Шелера» , 29–30.) Однако в списке Шелера рангов ценностей в формализме значения полезности не перечисляются как независимая самоценность, а как «последовательные значения» разумных ценностей. (104). В «Ressentiment » Шелер пишет: «Верно, что наслаждение может и должно быть подчинено высшим ценностям, таким как жизненные ценности, духовные ценности культуры, «сакральность». Но подчинять его полезности — это абсурд, поскольку это подчинение цели средствам. Ср. Scheler, Ressentiment , trans. Lewis Coser et al.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Макс Шелер, Формализм в этике и неформальная этика ценностей , пер. М. Фрингс и Р. Функ (Эванстон: издательство Северо-Западного университета, 1973), 26.
  19. ^ Шесть томов его посмертных сочинений (Nachlass), до сих пор не переведенных с немецкого, составляют тома 10-15 из 15-томного Собрания сочинений (Gesammelte Werke) под редакцией Марии Шелер и Манфреда С. Фрингса, перечисленных на http:// www.maxscheler.com/scheler4.shtml#4-CollectedWorks
  20. ^ Кук, Сибол (2003) Раса и расизм в континентальной философии
  21. ^ Мартин Бубер (1945) Философская антропология философии Макса Шелера и феноменологических исследований, Vol. 6, № 2 (декабрь 1945 г.), стр. 307–321.
  22. ^ Мартин Бубер Между человеком и мужчиной стр.216
  23. ^ глава 1

Источники

[ редактировать ]
  • Фрингс, Манфред С., изд. (1974). Макс Шелер (1874-1928): очерки к столетнему юбилею . Гаага: Нийхофф. 176 страниц.
  • Келли, Юджин (1997). Структура и разнообразие: исследования феноменологической философии Макса Шелера . Бостон: Клувер . 247 страниц. ISBN   0-7923-4492-8 .
  • Нота, Джон Х., SJ (1983). Макс Шелер: Человек и его работа . перевод Теодора Плантинги и Джона Х. Ноты. Чикаго: Францисканская Геральд Пресс . {{cite book}}: CS1 maint: multiple names: authors list (link) 213 pages. ISBN   0-8199-0852-5 . (Оригинальное голландское название: Макс Шелер: Человек и его работа )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a86e9d2cabc7480e0598eab244f9974__1718331300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/74/6a86e9d2cabc7480e0598eab244f9974.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Max Scheler - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)