Просто цена
Справедливая цена теория — это этическая в экономике , которая пытается установить стандарты справедливости в сделках. Имея интеллектуальные корни в древнегреческой философии , она была выдвинута Фомой Аквинским на основе аргумента против ростовщичества , которое в его время относилось к установлению любой процентной ставки по займам . Это привело к возникновению договорного принципа laesio enormis .
Часть серии о |
Фома Аквинский |
---|
Несправедливая цена: разновидность мошенничества
[ редактировать ]Аргументом против ростовщичества было то, что кредитор получал доход даром, поскольку на самом деле ничего не давалось взаймы, а деньги обменивались. Более того, доллар можно справедливо обменять только на доллар, поэтому требовать большего несправедливо. Позже Фома Аквинский расширил свою аргументацию, выступив против любых несправедливых доходов, полученных в торговле, основывая аргумент на Золотом правиле . Христианин должен «поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой», то есть он должен обменивать ценность на ценность. Фома Аквинский считал, что поднимать цены особенно аморально, потому что у конкретного покупателя была острая потребность в том, что продавалось, и его можно было убедить заплатить более высокую цену из-за местных условий:
- Если что-то, принадлежащее другому, принесет кому-то большую пользу, а продавцу не будет причинен такой же вред от потери этого предмета, то продавец не должен продавать дороже, потому что полезность, достающаяся покупателю, исходит не от продавца, а от бедственное положение покупателя: никто не должен продавать то, что ему не принадлежит. [1]
- - Summa Theologiae , 2-2, q. 77, ст. 1
Поэтому Фома Аквинский осудил бы такую практику, как повышение цен на строительные материалы после стихийного бедствия . Возросший спрос, вызванный разрушением существующих зданий, не увеличивает издержек продавца, поэтому, получение выгоды от возросшей готовности покупателей платить представляло собой разновидность мошенничества . по мнению Фомы Аквинского, [2]
Фома Аквинский считал, что все доходы, полученные в торговле, должны быть связаны с трудом купца, а не с потребностями покупателя. Следовательно, он допускал умеренную прибыль в качестве платы даже за ненужную торговлю при условии, что цены будут регулироваться и удерживаться в определенных пределах:
- ... нет причин, по которым прибыль [от торговли] не могла бы быть направлена на какую-то необходимую или даже почетную цель; и таким образом торговля станет законной; например, когда человек использует умеренную прибыль, полученную в торговле, для поддержки своего домашнего хозяйства или даже для помощи нуждающимся...
Более поздние интерпретации доктрины
[ редактировать ]Во времена Фомы Аквинского большая часть продукции продавалась непосредственными производителями (т.е. фермерами и ремесленниками), а наёмный труд и банковское дело всё ещё находились в зачаточном состоянии. Роль купцов и ростовщиков была ограничена. Более поздняя Школа Саламанки утверждала, что справедливая цена определяется общей оценкой, которая может быть идентична рыночной цене - в зависимости от различных обстоятельств, таких как относительная переговорная сила продавцов и покупателей - или может быть установлена государственными органами. [ нужна ссылка ] . С ростом капитализма использование теории справедливой цены исчезло, в значительной степени замененное концепцией спроса и предложения Локка микроэкономической , Стюарта , Рикардо , Ибн Таймийи и особенно Адама Смита . В современной экономике, что касается отдачи от средств производства, проценты рассматриваются как плата за ценную услугу, то есть использование денег, хотя большинство банковских систем по-прежнему запрещают чрезмерные процентные ставки .
Аналогичным образом, во время быстрого расширения капитализма в течение последних нескольких столетий теория справедливой цены использовалась для оправдания народных действий против торговцев, которые подняли свои цены в годы дефицита. Историк-марксист Э. П. Томпсон подчеркнул сохраняющуюся силу этой традиции в своей статье « Моральная экономия английской толпы в восемнадцатом веке». [3] Другие историки и социологи обнаружили тот же феномен в ряде других ситуаций, включая крестьянские бунты в континентальной Европе в девятнадцатом веке и во многих развивающихся странах в двадцатом веке. Политолог Джеймс С. Скотт , например, показал, как эта идеология может быть использована в качестве метода сопротивления власти в книге «Моральная экономика крестьянина: существование и восстание в Юго-Восточной Азии» . [4]
Аномальная травма
[ редактировать ]Хотя Римский императорский кодекс, Corpus Juris Civilis, гласил, что стороны обмена имеют право попытаться перехитрить друг друга. [5] сложилось мнение, что договор может быть расторгнут, если он причинит значительный ущерб одной стороне: если имел место ненормальный вред ( laesio enormis ). Это означало, что если соглашение было существенно несбалансированным в ущерб одной из сторон, суды откажутся обеспечить его исполнение и будут обладать юрисдикцией для отмены неосновательного обогащения . На протяжении XIX века кодификации во Франции и Германии отказывались принимать этот принцип, в то время как юрисдикции общего права пытались обобщить доктрину свободы договора . Однако на практике, и все чаще в 20-м и начале 21-го века, закон о защите потребителей , договоры аренды и трудовое право регулировались законом, требующим справедливости в обмене. Некоторые условия будут обязательными, другие будут считаться несправедливыми, а суды смогут заменить свои решения тем, что будет справедливым во всех обстоятельствах.
Современное право
[ редактировать ]- Решение Федерального суда (24 января 1979 г.), оборудование для бильярда, Нью-Джерси, 1979 г., 758
- Решение Федерального суда (12 марта 1981 г.), непропорциональная ссуда, 80 BGHZ, 153
- §138 Гражданского кодекса , сделки, противоречащие публичному порядку; ростовщичество
- Гражданский кодекс Австрии §934
- Статьи Гражданского кодекса Франции 1674-5
- Вернон против Бетелла (1762) 28 ER 838
- Закон о потребительском кредите 1974 г., SS 140A-B
- Закон о национальной минимальной заработной плате 1998 года
- Гражданского кодекса Луизианы Статья 2589
См. также
[ редактировать ]- Католическое социальное учение
- История экономической мысли
- Трудовая теория стоимости
- Цена
- Цены
- Спрос и предложение
Примечания
[ редактировать ]- ^ Но если человек получает большую выгоду от полученного им имущества другого, то продавшему его не причиняет вреда отсутствие этого имущества, и он не должен перепродавать его. Потому что выгода, достающаяся другому, зависит не от продавца, а от положения покупателя, и никто не должен продавать другому то, что ему не принадлежит. . .
- ^ Фома Аквинский, Summa Theologica , 2ª-2ae q. 77 : " Тогда надо рассмотреть грехи, которые касаются добровольных обменов. И прежде всего, о мошенничествах, которые совершаются при купле-продаже... "
- ^ Томпсон, Е.П. (февраль 1971 г.). «Моральная экономика английской толпы в восемнадцатом веке». Прошлое и настоящее . 50 (50): 76–136. дои : 10.1093/прошлое/50.1.76 . JSTOR 650244 .
- ^ (Йель, 1976; ISBN 9780300021905 ).
- ^ Код 4, 44, 2
Ссылки
[ редактировать ]- Х. Гроций, De Jure Belli ac Pacis (1964), глава XI, транс FW Келси
- М. Вебер, Экономика и общество (1978) 578, 583, 589 и 1198.
- Р. Х. Тоуни, Религия и рост капитализма (1922) 40–44, о Фоме Аквинском и справедливой цене.
- Доусон, «Экономическое принуждение и справедливый обмен во французском и немецком праве» (1937) 11 Tulane Law Review 345, 365
- Гольштейн, «Пороки согласия в договорном праве» (1939) 13 Tulane Law Review 560, 569
- У. Дж. Эшли, Введение в английскую экономическую историю и теорию (1920) 126, по справедливой цене.
- М. Вольф, Юридическая свобода решений и договорной баланс интересов (1971)
- А. Т. Мерен и Дж. Гордли, Система гражданского права (1977) 926.
- Дж. Гордли, «Равенство в обмене» (1981) 69 Калифорния LR 138
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Св. Фомы Аквинского Summa Theologiae , 2-2, q. 77 о законных и незаконных прибылях в торговле (лат.)
- В статье обсуждается школа Саламанки и ее цена.
- Другая статья прослеживает развитие доктрины справедливой цены в школе Саламанки.