Jump to content

Просто цена

Св. Фома Аквинский учил, что повышение цен в ответ на высокий спрос — это своего рода воровство.

Справедливая цена теория — это этическая в экономике , которая пытается установить стандарты справедливости в сделках. Имея интеллектуальные корни в древнегреческой философии , она была выдвинута Фомой Аквинским на основе аргумента против ростовщичества , которое в его время относилось к установлению любой процентной ставки по займам . Это привело к возникновению договорного принципа laesio enormis .

Несправедливая цена: разновидность мошенничества

[ редактировать ]

Аргументом против ростовщичества было то, что кредитор получал доход даром, поскольку на самом деле ничего не давалось взаймы, а деньги обменивались. Более того, доллар можно справедливо обменять только на доллар, поэтому требовать большего несправедливо. Позже Фома Аквинский расширил свою аргументацию, выступив против любых несправедливых доходов, полученных в торговле, основывая аргумент на Золотом правиле . Христианин должен «поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой», то есть он должен обменивать ценность на ценность. Фома Аквинский считал, что поднимать цены особенно аморально, потому что у конкретного покупателя была острая потребность в том, что продавалось, и его можно было убедить заплатить более высокую цену из-за местных условий:

Если что-то, принадлежащее другому, принесет кому-то большую пользу, а продавцу не будет причинен такой же вред от потери этого предмета, то продавец не должен продавать дороже, потому что полезность, достающаяся покупателю, исходит не от продавца, а от бедственное положение покупателя: никто не должен продавать то, что ему не принадлежит. [1]
- Summa Theologiae , 2-2, q. 77, ст. 1

Поэтому Фома Аквинский осудил бы такую ​​практику, как повышение цен на строительные материалы после стихийного бедствия . Возросший спрос, вызванный разрушением существующих зданий, не увеличивает издержек продавца, поэтому, получение выгоды от возросшей готовности покупателей платить представляло собой разновидность мошенничества . по мнению Фомы Аквинского, [2]

Фома Аквинский считал, что все доходы, полученные в торговле, должны быть связаны с трудом купца, а не с потребностями покупателя. Следовательно, он допускал умеренную прибыль в качестве платы даже за ненужную торговлю при условии, что цены будут регулироваться и удерживаться в определенных пределах:

... нет причин, по которым прибыль [от торговли] не могла бы быть направлена ​​на какую-то необходимую или даже почетную цель; и таким образом торговля станет законной; например, когда человек использует умеренную прибыль, полученную в торговле, для поддержки своего домашнего хозяйства или даже для помощи нуждающимся...

Более поздние интерпретации доктрины

[ редактировать ]

Во времена Фомы Аквинского большая часть продукции продавалась непосредственными производителями (т.е. фермерами и ремесленниками), а наёмный труд и банковское дело всё ещё находились в зачаточном состоянии. Роль купцов и ростовщиков была ограничена. Более поздняя Школа Саламанки утверждала, что справедливая цена определяется общей оценкой, которая может быть идентична рыночной цене - в зависимости от различных обстоятельств, таких как относительная переговорная сила продавцов и покупателей - или может быть установлена ​​государственными органами. [ нужна ссылка ] . С ростом капитализма использование теории справедливой цены исчезло, в значительной степени замененное концепцией спроса и предложения Локка микроэкономической , Стюарта , Рикардо , Ибн Таймийи и особенно Адама Смита . В современной экономике, что касается отдачи от средств производства, проценты рассматриваются как плата за ценную услугу, то есть использование денег, хотя большинство банковских систем по-прежнему запрещают чрезмерные процентные ставки .

Аналогичным образом, во время быстрого расширения капитализма в течение последних нескольких столетий теория справедливой цены использовалась для оправдания народных действий против торговцев, которые подняли свои цены в годы дефицита. Историк-марксист Э. П. Томпсон подчеркнул сохраняющуюся силу этой традиции в своей статье « Моральная экономия английской толпы в восемнадцатом веке». [3] Другие историки и социологи обнаружили тот же феномен в ряде других ситуаций, включая крестьянские бунты в континентальной Европе в девятнадцатом веке и во многих развивающихся странах в двадцатом веке. Политолог Джеймс С. Скотт , например, показал, как эта идеология может быть использована в качестве метода сопротивления власти в книге «Моральная экономика крестьянина: существование и восстание в Юго-Восточной Азии» . [4]

Аномальная травма

[ редактировать ]

Хотя Римский императорский кодекс, Corpus Juris Civilis, гласил, что стороны обмена имеют право попытаться перехитрить друг друга. [5] сложилось мнение, что договор может быть расторгнут, если он причинит значительный ущерб одной стороне: если имел место ненормальный вред ( laesio enormis ). Это означало, что если соглашение было существенно несбалансированным в ущерб одной из сторон, суды откажутся обеспечить его исполнение и будут обладать юрисдикцией для отмены неосновательного обогащения . На протяжении XIX века кодификации во Франции и Германии отказывались принимать этот принцип, в то время как юрисдикции общего права пытались обобщить доктрину свободы договора . Однако на практике, и все чаще в 20-м и начале 21-го века, закон о защите потребителей , договоры аренды и трудовое право регулировались законом, требующим справедливости в обмене. Некоторые условия будут обязательными, другие будут считаться несправедливыми, а суды смогут заменить свои решения тем, что будет справедливым во всех обстоятельствах.

Современное право

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Но если человек получает большую выгоду от полученного им имущества другого, то продавшему его не причиняет вреда отсутствие этого имущества, и он не должен перепродавать его. Потому что выгода, достающаяся другому, зависит не от продавца, а от положения покупателя, и никто не должен продавать другому то, что ему не принадлежит. . .
  2. ^ Фома Аквинский, Summa Theologica , 2ª-2ae q. 77 : " Тогда надо рассмотреть грехи, которые касаются добровольных обменов. И прежде всего, о мошенничествах, которые совершаются при купле-продаже... "
  3. ^ Томпсон, Е.П. (февраль 1971 г.). «Моральная экономика английской толпы в восемнадцатом веке». Прошлое и настоящее . 50 (50): 76–136. дои : 10.1093/прошлое/50.1.76 . JSTOR   650244 .
  4. ^ (Йель, 1976; ISBN   9780300021905 ).
  5. ^ Код 4, 44, 2
  • Х. Гроций, De Jure Belli ac Pacis (1964), глава XI, транс FW Келси
  • М. Вебер, Экономика и общество (1978) 578, 583, 589 и 1198.
  • Р. Х. Тоуни, Религия и рост капитализма (1922) 40–44, о Фоме Аквинском и справедливой цене.
  • Доусон, «Экономическое принуждение и справедливый обмен во французском и немецком праве» (1937) 11 Tulane Law Review 345, 365
  • Гольштейн, «Пороки согласия в договорном праве» (1939) 13 Tulane Law Review 560, 569
  • У. Дж. Эшли, Введение в английскую экономическую историю и теорию (1920) 126, по справедливой цене.
  • М. Вольф, Юридическая свобода решений и договорной баланс интересов (1971)
  • А. Т. Мерен и Дж. Гордли, Система гражданского права (1977) 926.
  • Дж. Гордли, «Равенство в обмене» (1981) 69 Калифорния LR 138
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6072304a192576e7bf7ff2d99f0ba3e4__1703099940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/60/e4/6072304a192576e7bf7ff2d99f0ba3e4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Just price - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)