Милан Комар
Милан Комар | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 20 января 2006 г. | (84 года)
Эра | Философия 20-го века |
Школа | Неосхоластика , Персонализм , Христианский реализм |
Милан Комар , также известный как Эмилио Комар (4 июня 1921 — 20 января 2006) — словенский аргентинский католический философ и эссеист .
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Любляне , Словения , которая тогда входила в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев , в словенской семье, эмигрировавшей из Италией оккупированного Юлианского Марша . Его отец Людвик был отставным офицером австро-венгерской армии . Детство Милан провел в Любляне и Шкофья-Локе , а в 1939 году поступил в Люблянский университет , где изучал право. Он специализировался на каноническом праве и продолжил обучение в Туринском университете , который окончил в 1942 году. Впервые у него появился интерес к философии в Любляне, под руководством словенского -неотомиста мыслителя Алеша Ушеничника и русского эмигранта Евгения Васильевича Спекторского. (1875-1951), мыслитель философии права в Люблянском университете. Далее он развил свои философские знания в Турине под влиянием Джузеппе Джемелларо и Карло Маццантини . В те годы он также открыл для себя мысли французских персоналистов, таких как Жак Маритен и Эммануэль Мунье . На него также повлияли политические сочинения Луиджи Стурцо , которые тогда циркулировали в католическом антифашистском подполье.
Уже будучи студентом в Любляне, он стал участником католической молодежной группы интегралистов , организованной в рамках Словенского католического действия . Эта группа, названная Borci («Борцы», по названию их внутреннего журнала Mi mladi borci , то есть «Мы, молодые бойцы»), придерживалась антикоммунистической идеологии. Для них коммунизм был величайшей опасностью для человечества; тем не менее, они настаивали на борьбе с ним на культурной, интеллектуальной и художественной арене, отвергая как прямое политическое участие, так и вооруженную борьбу.
После капитуляции Италии в сентябре 1943 года Комар вернулся в Словению , которая тогда была оккупирована нацистской Германией . В словенском Приморье он присоединился к Словенскому корпусу национальной обороны ( Slovenski narodno varstveni zbor – SNVZ), небольшому коллаборационистскому ополчению, тесно связанному со словенским ополчением , которое боролось с партизанским сопротивлением в Юлианском марше . До 1945 года он работал в отделе пропаганды и культуры и помог создать несколько культурных учреждений (журналы, издательства, школы) по всему Горишскому району. В мае 1945 года он отступил в оккупированную союзниками Северную Италию , чтобы избежать коммунистических преследований. Оттуда он эмигрировал в Аргентину в 1948 году.
Он поселился в Буэнос-Айресе , где и провел большую часть своей дальнейшей жизни. Первоначально он работал чернорабочим на стекольном заводе, готовясь к аспирантуре по философии и педагогике . В конце 1940-х годов он начал преподавать философию и классические языки в различных средних школах, а позже философию и педагогику в Университете Буэнос-Айреса . В 1959 году начал преподавать историю современной философии в Папском католическом университете Аргентины . С 1981 по 1982 год он был деканом философского факультета того же университета. В 1998 году он ушел с преподавательской должности.
Во время пребывания в эмиграции он начал публиковать очерки в местной словенской , а также испаноязычной прессе. Тем не менее, он прославился прежде всего как учитель и педагог, и вокруг него сложилась так называемая «Комарская школа». В 1992 году Папа Иоанн Павел II вручил ему знак отличия ордена Святого Григория Великого . Последние десятилетия своей жизни он провел в городке Булонь-сюр-Мер в провинции Буэнос-Айрес . Он умер в возрасте 84 лет в аргентинском городе Сан-Исидро и был похоронен на кладбище Жале в родной Любляне .
Комар был полиглотом : свободно владел словенским , испанским , итальянским , немецким , сербско-хорватским , французским , латынью и греческим языками ; он читал также на польском , каталонском и португальском языках .
Мысль
[ редактировать ]Он начал как эксперт по рационалистической философии Христиана Вольфа , а затем обратился к Канту и Гегелю . Он был внимательным критиком современной имманентистской философии, которая приблизила его к определенному аспекту феноменологии , особенно к течению, представленному Эдит Стайн . На него также сильно повлияли мысли испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета и, в меньшей степени, Мигеля де Унамуно . Позже у него появился интерес к психологии , особенно к Зигмунду Фрейду , с которым он сохранял уважительное несогласие, и Эрику Эриксону .
На него также повлияли католические мыслители -нонконформисты, такие как Г. К. Честертон и Жорж Бернанос , но он всегда оставался связанным с нео-схоластической традицией, лучшим примером которой являются мысли Этьена Жильсона и Йозефа Пипера . В середине 1960-х годов у него сложилась крепкая интеллектуальная и личная дружба с итальянским философом и политологом Аугусто Дель Ноче , которого он считал своим «духовным братом». Вместе с ним и с польским философом Стефаном Свежавским он начал работать над своим незавершенным жизненным проектом, а именно над репериодизацией современной философии.
Во время коммунистического режима все его произведения были запрещены в Словении ; все еще сильнее, впервые они были опубликованы в начале 1990-х годов, но его влияние в Латинской Америке , Испании и Италии чем в его родной стране.
Основные работы
[ редактировать ]- Pot iz mrtvila (Buenos Aires, 1965)
- Философские заметки (Буэнос-Айрес, 1973).
- Джульетта, или Просвещение и мораль (Буэнос-Айрес, 1974)
- За философию родства (Буэнос-Айрес, 1975 г.)
- Вера и культура (Буэнос-Айрес, 1986 г.)
- Участие: термины, этимологии, определения (Буэнос-Айрес, 1986 г.)
- Модерн и постмодерн (Буэнос-Айрес, 1989).
- Порядок и тайна (Буэнос-Айрес, 1996)
- Из долгого бдения (Любляна, 2002 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интервью с Комаром для журнала Huellas (на испанском языке)
- Интервью с Комаром в журнале Tracce (на итальянском языке)
- Некролог в La Nación (на испанском языке)
- Некролог в AICA (на испанском языке)
- Некролог на сайте словенского телевидения (на словенском языке)
Источники
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Март 2008 г. ) |
- Боян Годеша, Кто не с нами, тот против нас: словенские интеллектуалы среди оккупантов, Фронт освобождения и контрреволюционный лагерь (Любляна: Cankarjeva založba, 1995).
- Митя Огрин, «Милан Комар», предисловие к книге «Милан Комар: размышления об интервью» (Любляна: Заложба Дружина, 2000).
- Игорь Сенчар, «Милан Комар», послесловие к Милану Комару: Пот из мртвила (Любляна: Študentska založba, 1999).
- Энрике Мария Серра, «Милан Комар - мастер живого реализма», Уэльяс, № 4/2006 (1.4.2006)
- Аргентинские философы XX века
- Католические философы
- Томисты
- Словенские философы ХХ века
- Выпускники Люблянского университета
- Выпускники Туринского университета
- Словенские католики
- Писатели из Любляны
- Словенские антикоммунисты
- 1921 рождений
- смертей в 2006 г.
- Академический состав Университета Буэнос-Айреса
- Югославские эмигранты в Аргентину
- Люди из Шкофья Локи
- Похороны в Жале
- Академический состав Папского католического университета Аргентины
- Словенские философы XXI века