Жак Маритен
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2010 г. ) |
Жак Маритен | |
---|---|
![]() Маритен в 1930-е годы | |
Рожденный | |
Умер | 28 апреля 1973 г. | ( 90 лет
Альма-матер | Парижский университет |
Заметная работа |
|
Супруг | |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Экзистенциальный томизм |
Основные интересы |
Часть серии о |
Христианская демократия |
---|
![]() |
![]() |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Консерватизм во Франции |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о |
Католическая философия |
---|
![]() ![]() ![]() |
Жак Маритен (англ. Французский: [ʒak maʁitɛ̃] ; 18 ноября 1882 — 28 апреля 1973) — французский католический философ. Выросший как протестант , он был агностиком, прежде чем обратился в католицизм в 1906 году. Автор более 60 книг, он помог возродить Фому Аквинского в наше время и оказал влияние на разработку и составление Всеобщей декларации прав человека . Папа Павел VI представил свое «Послание к людям мысли и науки» на закрытии II Ватиканского собора Маритену, своему давнему другу и наставнику. Тот же папа всерьез рассматривал возможность сделать его кардиналом-мирянином , но Маритен отверг эту идею. [1] Интерес и работы Маритена охватывали многие аспекты философии, включая эстетику , политическую теорию , философию науки , метафизику , природу образования, литургию и экклезиологию .
Жизнь [ править ]
Маритен родился в Париже в семье Поля Маритена, который был юристом, и его жены Женевьевы Фавра, дочери философа и педагога Жюли Фавра и государственного деятеля и юриста Жюля Фавра . Его племянницей была библиотекарь и участница Сопротивления Эвелин Гарнье , которую он позже сделал своим главным наследником и познакомил с ее спутницей жизни Андре Жакобом . [2] [3] [4] Маритен вырос в либеральной протестантской среде.
Его отправили в лицей Генриха IV . Позже он поступил в Сорбонну , изучая естественные науки: химию, биологию и физику.
В Сорбонне он познакомился с Раисой Уманцовой , русской еврейской эмигранткой. Они поженились в 1904 году. Известный поэт и мистик, она участвовала в качестве его интеллектуального партнера в его поисках истины. Сестра Раисы, Вера Уманцова, прожила с Жаком и Раисой почти всю их семейную жизнь.
В Сорбонне Жак и Раиса вскоре разочаровались в сциентизме , который, по их мнению, не мог решить более крупные экзистенциальные проблемы жизни. В 1901 году, в свете этого разочарования, они договорились вместе покончить жизнь самоубийством, если в течение года не смогут открыть для себя какой-то более глубокий смысл жизни. Они были избавлены от этого, потому что по настоянию Шарля Пеги посещали лекции Анри Бергсона в Коллеж де Франс . Критика сциентизма Бергсоном рассеяла их интеллектуальное отчаяние и вселила в них «чувство абсолюта». Затем, под влиянием Леона Блуа , они обратились в католическую веру в 1906 году. [5]
Осенью 1907 года Маритены переехали в Гейдельберг , где Жак изучал биологию у Ганса Дриша . Теория неовитализма Ганса Дриша привлекла Жака своей близостью к Анри Бергсону. В это время Раиса заболела, и во время ее выздоровления их духовный наставник, монах-доминиканец по имени Гумберт Клериссак, познакомил ее с трудами Фомы Аквинского. Она с увлечением читала их и, в свою очередь, убеждала мужа изучить писания святителя. В Томасе Маритен нашел ряд идей и идей, в которые он верил все время. Он написал:
С тех пор, утверждая себе, без ухищрений и принижений, подлинную ценность реальности наших человеческих орудий познания, я уже был томистом, сам того не зная... Когда несколько месяцев спустя я пришел к Summa Theologiae , я построил нет препятствий для его светящегося потока.
От Ангельского Доктора (почётное звание Фомы Аквинского) он вёлся к «Философу», как Фома Аквинский называл Аристотеля . Еще позже, для дальнейшего своего интеллектуального развития, он читал неотомистов .
Начиная с 1912 года Маритен преподавал в колледже Станисласа . Позже он перешел в Католический институт Парижа . В 1916–1917 учебном году он преподавал в Малой семинарии Версаля . В 1930 году Маритен и Этьен Жильсон получили почетные докторские степени философии Папского университета Святого Фомы Аквинского в Ангеликуме . [6] В 1933 году он прочитал свои первые лекции в Северной Америке в Торонто в Папском институте средневековых исследований . Он также преподавал в Колумбийском университете ; в Комитете социальной мысли Чикагского университета ; в Университете Нотр-Дам и в Принстонском университете .
С 1945 по 1948 год он был послом Франции при Святом Престоле.
После этого Маритен вернулся в Принстонский университет. В 1952 году он прочитал первые лекции А. В. Меллона по изобразительному искусству . Четыре года спустя он получил «Елисейский статус» (как он выразился) почетного профессора. Раиса Маритен умерла в 1960 году. После ее смерти Жак опубликовал ее журнал под названием «Журнал Раиссы». В течение нескольких лет Маритен был почетным председателем Конгресса за свободу культуры , выступая в качестве основного докладчика на его конференции 1960 года в Берлине. [7]
С 1961 года Маритен жил с Маленькими братьями Иисуса в Тулузе, Франция. Он оказывал влияние на орден с момента его основания в 1933 году и стал Младшим Братом в 1970 году. [8] Маритен также был кавалером ордена Святого Бенедикта . [9] В интервью 1938 года, опубликованном журналом Commonweal , они спросили, был ли он масоном. Маритен ответил:
Этот вопрос меня оскорбляет, потому что я должен был бы испытывать ужас перед масонством. Тем хуже для людей с благими намерениями, чье беспокойство и потребность в объяснениях были бы удовлетворены, если бы я поверил, что я один из них. [10]
Жак и Раисса Маритен похоронены на кладбище Кольбсхайм , маленькой французской деревни в Эльзасе , где он провел много лет летом в поместье своих друзей Антуанетты и Александра Грюнелиусов. [11]
Работа [ править ]
Основой мысли Маритена являются Аристотель, Фома Аквинский и томистские комментаторы, особенно Иоанн Св. Фомы . Он эклектичен в использовании этих источников. Философия Маритена основана на доказательствах, накопленных органами чувств и полученных посредством понимания основных принципов. Маритен защищал философию как науку от тех, кто ее унижал, и пропагандировал философию как «царицу наук».
В 1910 году Жак Маритен завершил свой первый вклад в современную философию - 28-страничную статью под названием «Разум и современная наука», опубликованную в журнале Revue de Philosophie (июньский номер). В нем он предупреждал, что наука становится божеством, ее методология узурпирует роль разума и философии, вытесняя гуманитарные науки. [12]
В 1917 году комитет французских епископов поручил Жаку написать серию учебников для использования в католических колледжах и семинариях. Он написал и завершил только один из этих проектов, под названием «Элементы философии» («Введение в философию»), в 1920 году. С тех пор этот текст стал стандартным текстом во многих католических семинариях. Во введении он написал:
Если философию Аристотеля, возрожденную и обогащенную Фомой Аквинским и его школой, можно по праву назвать христианской философией , то и потому, что церковь никогда не устает выдвигать ее как единственно истинную философию, и потому, что она прекрасно гармонирует с истинами вера, тем не менее она предлагается здесь на рассмотрение читателя не потому, что она христианская, а потому, что она очевидно истинна. Это согласие между философской системой, основанной язычником, и догматами откровения есть, без сомнения, внешний знак, внефилософский залог ее истинности; но из собственных рациональных свидетельств она черпает свой авторитет как философия.
Во время Второй мировой войны Жак Маритен протестовал против политики правительства Виши , преподавая в Папском институте средневековых исследований в Канаде. «Переехав в Нью-Йорк, Маритен стал активно участвовать в спасательной деятельности, стремясь доставить в Америку преследуемых и находящихся под угрозой учёных, многие из которых были евреями. Он сыграл важную роль в основании École Libre des Hautes Études , своего рода университета в изгнании, который был , в то же время, центр голлистского сопротивления в Соединенных Штатах». После войны на папской аудиенции 16 июля 1946 года он безуспешно пытался добиться от Папы Пия XII официального осуждения антисемитизма . [13]
Многие из его американских работ хранятся в Университете Нотр-Дам , который основал Центр Жака Маритена в 1957 году. Cercle d'Etudes Jacques & Raïssa Maritain — это ассоциация, основанная самим философом в 1962 году в Кольбсхайме (недалеко от Страсбурга , Франция). , где также похоронена пара. Цель этих центров - поощрять изучение и исследование мыслей Маритена и расширять их. Он также занимается переводом и редактированием своих произведений.
Метафизика и эпистемология [ править ]
Философия Маритена основана на представлении о том, что метафизика предшествует эпистемологии . Бытие сначала постигается имплицитно в чувственном опыте и познается двояко. Во-первых, бытие познается рефлексивно путем абстракции от чувственного опыта. Человек воспринимает определенное существо, например, чашку, собаку и т. д., и посредством размышления («наклоняясь») к суждению, например «это собака», он признает, что рассматриваемый объект является существующим. Во-вторых, в свете рефлексивного достижения бытия через постижение чувственного опыта можно прийти к тому, что Маритен называет «интуицией бытия». Для Маритена это отправная точка метафизики; без интуиции бытия вообще нельзя быть метафизиком. Интуиция бытия предполагает подъем к постижению ens secundum quod est ens (бытия, поскольку оно является бытием). В «Существовании и Существующем» он объясняет:
«Это достижение или восприятие на вершине абстрактного мышления, эйдетической или интенсивной визуализации, которая обязана своей чистотой и силой просветления только тому факту, что однажды интеллект был взволнован до своих глубин и просветлен». под воздействием акта существования, схваченного в вещах, и потому, что оно было оживлено до такой степени, чтобы воспринимать этот акт или вслушиваться в него внутри себя, в умопостигаемой и сверхумопостигаемой целостности свойственного ему тона». (стр. 20)
Ввиду такого приоритета, отдаваемого метафизике, Маритен защищает эпистемологию, которую он называет «критическим реализмом». Эпистемология Маритена не является «критической» в смысле Канта, который считал, что можно узнать что-либо только после тщательной критики своих когнитивных способностей. Скорее, оно критично в том смысле, что это не наивный или нефилософский реализм, а тот, который защищается посредством разума. Против критического проекта Канта Маритен утверждает, что эпистемология рефлексивна; вы можете защищать теорию познания только в свете уже полученных вами знаний. Следовательно, решающим вопросом является не вопрос современной философии: как перейти от того, что воспринимается, к тому, что есть? Скорее, «поскольку разум с самого начала обнаруживает себя как гарантированный в своей уверенности вещами и измеряемый esse [латинский глагол «быть», предпочтительный термин Фомы Аквинского для обозначения «существования»], независимым от самого себя, то как Должны ли мы судить, если, как, при каких условиях и в какой степени это так и в принципе, и в различные моменты познания?»
Напротив, идеализм неизбежно приходит к противоречию, так как не признает универсальности первых принципов тождества, противоречия и целесообразности. Они становятся просто законами мысли или языка, но не бытия, что открывает путь к воплощению противоречий в реальности.
Метафизика Маритена восходит от этого объяснения бытия к критике философских аспектов современной науки через аналогию с объяснением существования и природы Бога, как оно известно философски и через мистический опыт.
Этика [ править ]
Маритен был решительным защитником этики естественного права . Он считал этические нормы укорененными в человеческой природе . Для Маритена естественный закон познается в первую очередь не посредством философских аргументов и демонстраций, а, скорее, через «Конестественность». Естественное знание — это своего рода знание, полученное путем знакомства. Мы знаем закон природы благодаря нашему непосредственному знакомству с ним в нашем человеческом опыте. Центральное значение имеет аргумент Маритена о том, что естественные права коренятся в естественном праве. Это имело ключевое значение для его участия в разработке Всеобщей декларации прав человека ООН .
Другим важным аспектом его этики было его настойчивое утверждение о необходимости проведения моральной философии в богословском контексте. В то время как христианин мог бы заняться спекулятивными размышлениями о природе или метафизике чисто рациональным образом и разработать адекватную философию природы метафизики, это невозможно с этикой. Моральная философия должна обращаться к действительному состоянию человеческой личности, а это человек, находящийся в состоянии благодати. Таким образом, «адекватно рассматриваемая моральная философия» должна должным образом учитывать богословские истины. Например, было бы невозможно разработать адекватную моральную философию, не приняв во внимание надлежащие богословские факты, такие как первородный грех и сверхъестественная цель человеческой личности в блаженстве. Любая моральная философия, которая не принимает во внимание эти реальности, познаваемые только через веру, была бы фундаментально неполной. [14]
Политическая теория [ править ]
Маритен переписывался и был другом [15] американский радикальный общественный деятель Сол Алински [16] и премьер-министр Франции Роберт Шуман . [17]
В исследовании « Радикальное видение Саула Алински » автор П. Дэвид Финкс отметил, что «в течение многих лет Жак Маритен одобрительно отзывался о Монтини о демократических общественных организациях, построенных Саулом Алински». Соответственно, в 1958 году Маритен организовал серию встреч между Алинским и архиепископом Монтини в Милане. Перед встречами Маритен написал Алинскому: «новый кардинал читает книги Саула и скоро свяжется с ним». [18]
Интегральный гуманизм [ править ]
Маритен выступал за то, что он называл «интегральным гуманизмом» (или «интегральным христианским гуманизмом» ). [19] Он утверждал, что светские формы гуманизма неизбежно античеловечны, поскольку отказываются признать личность в целом. Как только духовное измерение человеческой природы отвергается, мы имеем уже не целостный, а лишь частичный гуманизм, отвергающий фундаментальный аспект человеческой личности. Соответственно, в «Интегральном гуманизме» он исследует перспективы нового христианского мира , основанные на его философском плюрализме, чтобы найти способы, которыми христианство могло бы влиять на политический дискурс и политику в эпоху плюрализма. В этом отчете он развивает теорию сотрудничества, чтобы показать, как люди с разными интеллектуальными позициями, тем не менее, могут сотрудничать для достижения общих практических целей. Политическая теория Маритена имела чрезвычайное влияние и была основным источником христианско-демократического движения . [ нужна ссылка ]
Глобальная политика [ править ]
Наряду с Альбертом Эйнштейном , Маритен был одним из спонсоров Всемирного собрания народов (PWC), также известного как Всемирное учредительное собрание народов (PWCA), которое проходило в 1950-51 годах во Дворце выборов в Женеве , Швейцария. [20] [21]
Наследие [ править ]
Похвала [ править ]
Ссылаясь на интегральный гуманизм «L'humanisme intégral» Жака Маритена , Папа Павел VI заявил в Populorum Progressio , что «конечная цель - полноценный гуманизм». [22]
Сенатор Джон Ф. Кеннеди (впоследствии президент США ) однажды процитировал Мэритена в своем обращении к Успенскому колледжу в 1955 году . [23]
В интервью 2016 года Папа Франциск похвалил Маритена среди небольшого списка французских либеральных мыслителей. [24]
Критика [ править ]
Основные критические замечания в адрес Маритена включали:
- Испанский доминиканский богослов Сантьяго Рамирес утверждал, что моральная философия Маритена, если ее правильно рассмотреть, не может быть сколько-нибудь осмысленным образом отличена от морального богословия как такового. [25]
- Трейси Роуленд, теолог из Университета Нотр-Дам (Австралия), утверждала, что отсутствие полностью развитой философии культуры у Маритена и других (особенно Ранера ) было причиной неадекватного понятия культуры в документах II Ватиканского собора и других. тем самым за большую часть неправильного применения соборных текстов в жизни церкви после собора. [26]
- Политическая теория Маритена подвергалась критике за демократический плюрализм, который апеллирует к чему-то очень похожему на концепцию более позднего либерального философа Джона Ролза о перекрывающемся консенсусе разумных взглядов. Утверждается, что такая точка зрения неправомерно предполагает необходимость плюралистических концепций человеческого блага. [27]
Католический философ и историк Томас Мольнар , который хвалил Маритена как «человека милосердия», также писал, что работы Маритена содержат «непонятные парадоксы». Мольнар сказал, что, хотя философия Маритена была «ортодоксальной и томистской», он, тем не менее, к сожалению, «время от времени совершал экскурсии в странные полудуховные страны». [28]
Католический политический теоретик Эрик фон Кюнельт-Леддин писал, что «Маритен много знал о теологии, он был философом и кое-что знал о биологии, но почти ничего не знал о политике и экономике». [29]
Католический философ Алиса фон Хильдебранд назвала Маритена «предательским» и раскритиковала его негативные взгляды на Энгельберта Дольфуса , о котором Маритен отзывался положительно в прошлом, но позже стал критиковать. [30]
Почитание [ править ]
В 2011 году планировалось провести беатификацию его и его жены Раисы. [31] С тех пор никаких подвижек в деле не произошло.
Поговорки [ править ]
- «Горе мне, если я не буду томистизировать». [32]
- «Je n’adore que Dieu» («Я поклоняюсь только Богу»).
- «Художник изливает свой творческий дух в произведение; философ измеряет свой познавательный дух реальностью».
- «Я не знаю, знает ли Саул Алинский Бога. Но уверяю вас, что Бог знает Саула Алинского».
- «Нам не нужна истина, которая бы служила нам, нам нужна истина, которой мы можем служить»
Сочинения [ править ]
Значительные работы на английском языке [ править ]
- Введение в философию , Christian Classics, Inc., Вестминстер, Мэриленд, 1st. 1930, 1991 гг.
- Степени познания , ориг. 1932 год
- Интегральный гуманизм , ориг. 1936 год
- Введение в логику (1937)
- Предисловие к метафизике (1939) (1939)
- Образование на перекрестке , англ. 1942 год
- Человек и общее благо , фр. 1947 год
- Искусство и схоластика с другими эссе , Шид и Уорд, Лондон, 1947 г.
- Существование и Существующее , (фр. 1947) пер. Льюис Галантьер и Джеральд Б. Фелан, подразделение Image Books компании Doubleday & Co., Inc., Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1948 г., Книга изображений, 1956 г. ISBN 978-0-8371-8078-6
- Философия природы (1951)
- Диапазон разума , англ. 1952 год
- Приближения к Богу , англ. 1954 год
- Творческая интуиция в искусстве и поэзии , англ. 1953 год
- Человек и государство , (оригинал) University of Chicago Press, Чикаго, Иллинойс, 1951 г.
- Предисловие к «Метафизике» , англ. 1962 год
- Бог и дозволение зла , пер. Джозеф В. Эванс, Издательская компания Брюса, Милуоки, Висконсин, 1966 г. (оригинал 1963 г.)
- Моральная философия , 1964.
- Крестьянин Гаронны, старый мирянин задается вопросом о настоящем времени , пер. Майкл Каддихи и Элизабет Хьюз, Холт, Райнхарт и Уинстон, Нью-Йорк, 1968 год; ориг. 1966 год
- Образование человека, Образовательная философия Жака Маритена. , изд. Д./И. Галлахер, Нотр-Дам / Индиана. 1967 год
Другие работы на английском языке [ править ]
- Религия и культура (1931)
- Вещи, которые не принадлежат Цезарю (1931)
- Теонас; Беседы мудреца (1933)
- Свобода в современном мире (1935)
- Истинный гуманизм (1938) (Интегральный гуманизм, 1968)
- Христианин смотрит на еврейский вопрос (1939)
- Сумерки цивилизации (1939)
- Схоластика и политика , Нью-Йорк (1940).
- Наука и мудрость (1940)
- Религия и современный мир (1941)
- Франция, моя страна во время катастрофы (1941)
- Живые мысли святого Павла (1941)
- Франция, моя страна, несмотря на катастрофу (1941)
- Выкуп времени (1941)
- Христианский гуманизм (1942)
- Святой Фома и проблема зла , Милуоки (1942)
- Очерки томизма , Нью-Йорк (1942).
- Права человека и естественный закон (1943)
- Молитва и разум (1943)
- Дайте Джону меч (1944)
- Сон Декарта (1944)
- Христианство и демократия (1944)
- Сообщения 1941–1944 гг. , Нью-Йорк, 1945 г.
- Вера, чтобы жить (1947)
- Человек и общее благо (1947)
- Искусство и вера (совместно с Жаном Кокто, 1951)
- Плюралистический принцип в демократии (1952)
- Творческая интуиция в искусстве и истории (1953)
- Очерк христианской философии (1955)
- Ситуация поэзии с Раисой Маритен, 1955)
- Бергсонианская философия (1955)
- Размышления об Америке (1958)
- Святой Фома Аквинский (1958)
- Степени знаний (1959)
- Грех ангела: очерк новой интерпретации некоторых томистических позиций (1959)
- Литургия и созерцание (1960)
- Ответственность художника (1960)
- Об использовании философии (1961)
- Бог и позволение зла (1966)
- Вызовы и обновления , под ред. Дж. В. Эванс/Л.Р. Уорд, Нотр-Дам/Индиана. (1966)
- О благодати и человечности Иисуса (1969)
- О Церкви Христа: Личность Церкви и ее персонал (1973)
- Тетради (1984)
- Естественное право: размышления о теории и практике (под редакцией Уильяма Свита с введением и примечаниями), St. Augustine's Press [распространяется издательством Чикагского университета] (2001; второе издание, исправленное, 2003 г.)
Оригинальные произведения на французском языке [ править ]
- Бергсонианская философия , 1914 (1948)
- Элементы философии , 2 тома, Париж 1920/23.
- Искусство и схоластика , 1920 год.
- Теонас, или беседы мудреца и двух философов о различных неравномерно актуальных вопросах , Париж, Nouvelle Bibliothèque Nationale, 1921.
- Антимодерн , Париж, издание Revue des Jeunes, 1922 г.
- Размышления об интеллекте и о собственной жизни , Париж, Новая национальная библиотека, 1924 год.
- Три реформатора: Лютер , Декарт , Руссо , с шестью портретами , Париж [Плон], 1925 год ( английская версия )
- Ответ Жану Кокто , 1926 год.
- Мнение о Шарле Моррасе и долге католиков , Париж [Плон], 1926 г.
- Примат духовного , 1927 год.
- Почему Рим говорил (колл.), Париж, Спес, 1927 г.
- Несколько страниц о Леоне Блуа , Париж, 1927 год.
- Ясновидение Рима (колл.), Париж, Спес, 1929 г.
- Ангельский доктор , Париж, Пауль Хартманн, 1929 год.
- Религия и культура , Париж, Дескле де Брауэр, 1930 (1946).
- Томизм и цивилизация , 1932 год.
- Различать, чтобы объединить, или Степени познания , Париж, 1932 г.
- Сон Декарта с последующими очерками , Париж, 1932 г.
- О христианской философии , Париж, Декле де Брауэр, 1933 г.
- О временном режиме и свободе , Париж, DDB, 1933 г.
- Семь уроков бытия и первые принципы спекулятивного разума , Париж, 1934 г.
- Границы поэзии и других эссе , Париж, 1935 г.
- Философия природы, Критическое эссе о ее границах и объекте , Париж, 1935 (1948).
- Письмо о независимости , Париж, Декле де Брауэр, 1935 год.
- Наука и мудрость , Париж, 1935 г.
- Интегральный гуманизм. Временные и духовные проблемы нового христианства ; zunächst испанский 1935), Париж (Фернан Обье), 1936 (1947)
- Евреи среди народов , Париж, Серф, 1938 год.
- Ситуация де ла Поэзи , 1938 год.
- Вопросы совести: очерки и речи , Париж, Декле де Брауэр, 1938 г.
- Человеческая личность и общество , Париж, 1939 г.
- Сумерки цивилизации , Париж, Изд. Новые письма, 1939 г.
- Четыре эссе о духе в его плотском состоянии , Париж, 1939 (1956).
- О политической справедливости, Заметки о нынешней войне , Париж, 1940 г.
- Через катастрофу , Нью-Йорк, 1941 (1946)
- Confession de foi , Нью-Йорк, 1941 год.
- Мысль о святом Павле , Нью-Йорк, 1941 г. (Париж, 1947 г.)
- Права человека и естественное право , Нью-Йорк, 1942 г. (Париж, 1947 г.)
- Христианство и демократия , Нью-Йорк, 1943 г. (Париж, 1945 г.)
- Принципы гуманистической политики , Нью-Йорк, 1944 г. (Париж, 1945 г.);
- От Бергсона до Фомы Аквинского, Очерки метафизики и морали , Нью-Йорк, 1944 г. (Париж, 1947 г.)
- Через победу , Париж, 1945 год;
- За справедливость , статьи и речи 1940–1945, Нью-Йорк, 1945;
- Судьба человека , Невшатель, 1945 год;
- Краткий трактат о существовании и существующем , Париж, 1947;
- Человек и общее благо , Париж, 1947;
- Разум и причины, Отдельные очерки , Париж, 1948 г.
- Значение современного атеизма , Париж, 1949 г.
- Девять уроков по первым понятиям моральной философии , Париж, 1951 г.
- Приближения к Богу , Париж, 1953.
- Человек и государство (англ. Man and State, 1951) Париж, ППУ, 1953 г.
- За философию образования , Париж, 1959 г.
- Философ в городе , Париж, 1960 год.
- Моральная философия , Vol. I: Историческое и критическое исследование больших систем, Париж, 1960 г.
- Бог и дозволение зла , 1963 год.
- Блокнот , Париж, DDB, 1965 г.
- Творческая интуиция в искусстве и поэзии , Париж, Декле де Брауэр, 1966 (англ. 1953)
- Крестьянин Гаронны. Старый мирянин задается вопросом о настоящем времени , Париж, DDB, 1966 год.
- О благодати и человечности Иисуса , 1967 год.
- Из Церкви Христовой. Лицо церкви и ее сотрудники , Париж, 1970 год.
- Свободные подходы , посмертно, 1973 г.
- Естественный закон или неписаный закон , неопубликованный текст, установленный Жоржем Браззолой. Фрибур, Швейцария: Universitaire Éditions, 1986. [Лекции по естественному праву. Уильям Свит. В Собрании сочинений Жака Маритена, Vol. VI, Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам, (готовится к печати)]
- Полное собрание сочинений Жака и Раиссы Маритен , 16 дней, 1982–1999 гг.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Дональд ДеМарко. «Христианский персонализм Жака Маритена» . ЭВТН . Архивировано из оригинала 5 декабря 2000 года.
- ^ текст, Автор учебного кружка Жака и Раиссы Маритен (1990). «Записные книжки Жака Маритена» . Галлика . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ «В Париже тропы Сопротивления» . Le Monde.fr (на французском языке). 19 сентября 2019 года . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ «Мари-Жо Бонне рассказывает о забытых борцах Сопротивления» . Февраль 2013.
- ^ Ханна 1996 , с. 39
- ^ Пьеро Виотто, Великая дружба: Маритены и их современники , 38, https://books.google.com/books?id=aonOg8KLOdIC&pg=PA38 По состоянию на 28 февраля 2016 г. Жан Леклерк, От благодати к благодати: мемуары , 60. https ://books.google.com/books?id=jxKnMfTj81AC&pg=PA60 По состоянию на 28 февраля 2016 г.
- ^ «Что такое Конгресс за свободу культуры?» . www.newcriterion.com . Январь 1990 года.
- ^ Пикон, Мария Лаура (2009). « Жак Маритен и маленькие братья Иисуса » . Студия философии и теологии (на испанском языке). Т.12, Фаск. 24: 403–414. ISSN 0329-8930 .
- ^ Скалиа, Элизабет (20 января 2016 г.). «Она третичный? Он сплющенный? Что это значит?» . Алетейя.орг .
- ^ «Интервью с Жаком Маритеном | Журнал Commonweal» . www.commonwealmagazine.org . 3 февраля 1939 года . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ Наиболее полная биография Маритенов: Жан-Люк Барре, «Жак и Раисса Маритен: Нищие ради небес», University of Notre Dame Press.
- ^ Ханна 1996 , с. 40
- ^ Ричард Фрэнсис Крейн (2011). «Душераздирающая двойственность: Жак Маритен и сложность послевоенного католического философствования» . Исследования христианско-еврейских отношений . 6 :8–9.
- ^ Маритен, Очерк христианской философии, (Нью-Йорк: Философская библиотека, 1955), стр. 38 и далее.
- ^ «Вулф, CJ «Уроки дружбы Жака Маритена с Саулом Алинским» он «Обзор католических социальных наук» 16 (2011): 229–240» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 апреля 2014 года.
- ^ Деринг, Бернард Э. (1987). «Жак Маритен и два его настоящих революционера» (PDF) . В Кеннеди, Леонард А. (ред.). Томистические статьи . Том. 3. Хьюстон, Техас: Центр томистических исследований . стр. 91–116. ISBN 0-268-01865-0 . ОСЛК 17307550 .
- ^ Фимистер, Алан Пол (2008). Роберт Шуман: Неосхоластический гуманизм и воссоединение Европы . Питер Лэнг. п. 131. ИСБН 978-90-5201-439-5 . OCLC 244339575 .
- ^ Феррара, Кристофер А. «Саул Алинский и« святой »Папа Павел VI: Бытие соборной капитуляции миру» . Газета Остаток . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ Сладкий, Уильям (2019). «Жак Маритен» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- ^ Эйнштейн, Альберт; Натан, Отто; Норден, Хайнц (1968). Эйнштейн о мире . Интернет-архивы. Нью-Йорк, Schocken Books. стр. 539, 670, 676.
- ^ «[Письмо] 1950 г., 12 октября, Женева, [Швейцария] [к] Габриэле Мистраль, Сантьяго, Чили [рукопись] Джерри Краус» . БНД: Архив писателя . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ «Прогресс народа (26 марта 1967 г.) | Павел VI» .
- ^ Кеннеди, Джон Ф. (3 июня 1955 г.). Выступление сенатора Джона Ф. Кеннеди, вступительная речь Успенского колледжа, Вустер, Массачусетс, 3 июня 1955 года .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «ИНТЕРВЬЮ Папы Франциска» . Ла Круа (на французском языке). 17 мая 2016 г. ISSN 0242-6056 . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ Денис Дж. М. Брэдли . Фома Аквинский о двойном человеческом благе: разум и человеческое счастье в моральной науке Фомы Аквинского. Вашингтон: Издательство Католического университета Америки, 1997.
- ^ Трейси Роуленд, «Культура и томистская традиция: после II Ватиканского собора» (Рутледж-радикальное православие)
- ^ Таддеус Дж. Козински, Политическая проблема религиозного плюрализма: и почему философы не могут ее решить (Lexington Books, 2013)
- ^ Мольнар, Томас (1998). Жак Маритен: изменчивая фигура века .
- ^ Кюнельт-Леддин, Эрик фон (2 мая 1980 г.). «Экономика в католическом мире». Национальное обозрение . п. 536.
- ^ Месснер, Йоханнес (2004). Дольфус: австрийский патриот . ИХС Пресс. п. 10.
- ↑ Процесс беатификации Жака и Раиссы Маритен может начаться на YouTube (8 февраля 2011 г.)
- ^ Маритен, Джеймс (1946). Сент-Луис Фома Аквинский: ангел школ Дж. Ф. Сканлан (пер.). Лондон: Шид и Уорд. п. viii.
Ссылки [ править ]
- ГБ Фелан, Жак Маритен , Нью-Йорк, 1937 год.
- Дж. В. Эванс в дополнении к католической энциклопедии, том XVI, 1967–1974 гг.
- Майкл Р. Маррус, «Посол и Папа; Пий XII, Жак Маритен и евреи», Содружество , 22 октября 2004 г.
- Х. Барс, Маритен в наше время , Париж, 1959.
- Д. и И. Галлахер, Достижения Жака и Раиссы Маритен: Библиография, 1906–1961 , Нью-Йорк, 1962.
- Дж. В. Эванс, редактор, Жак Маритен: Человек и его достижения , Нью-Йорк, 1963.
- К. А. Фешер, Философия Жака Маритена , Вестминстер, Мэриленд, 1963.
- Джуд П. Догерти, Жак Маритен: интеллектуальный профиль , Издательство Католического университета Америки, 2003 г.
- Ральф Макинерни, «Очень богатые часы Жака Маритена: духовная жизнь» , University of Notre Dame Press, 2003 г.
- Ханна, Марта (1996). Мобилизация интеллекта: французские ученые и писатели во время Великой войны . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0674577558 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Социальная и политическая философия Жака Маритена (1955)
- В. Герберг (редактор), Четыре теолога-экзистенциалиста (1958)
- Философия Жака Маритена (1953)
- Жак Маритен, Антимодерн или Ультрамодерн?: Исторический анализ его критиков, его мыслей и его жизни (1974)
Внешние ссылки [ править ]
Цитаты, связанные с Жаком Маритеном, в Wikiquote
- Морские исследования-Морские исследования
- Центр Маритен, Кольбсхайм (на французском языке)
- Учебный кружок J. & R. Maritain в Кольбсхайме (Франция).
- Центр Жака Маритена при Университете Нотр-Дам .
- Стэнфордская энциклопедия философии : Жак Маритен Уильяма Свита.
- Международный институт Жака Маритена.
- [1] Архивировано 16 декабря 2014 года в Wayback Machine, содержит первичную и вторичную литературу о Жаке Маритене.
- Жак Маритен, Человек и государство (1951)
- Жак Маритен выступает против антисемитизма по поводу WNYC в 1938 году.
- 1882 рождения
- 1973 смерти
- Писатели из Парижа
- Выпускники лицея Генриха IV
- Консерватизм во Франции
- Французские политические философы
- Французские писатели-экономисты
- Французские антикоммунисты
- Французские римско-католические писатели
- Французские католики
- Французские феминистки
- Французские экологи
- Французские медиевисты
- Католические философы
- Христианские экзистенциалисты
- Христианские радикалы
- Экофеминистки
- Французские эпистемологи
- Экзистенциалисты
- Мужчины-феминисты
- Метафизики
- томисты
- Специалисты по этике добродетели
- Французские философы XX века
- Бенедиктинские облаты
- Христианские гуманисты
- Послы Франции при Святом Престоле
- Обращается в католицизм из атеизма или агностицизма.
- Комитет общественной мысли
- Французские писатели-мужчины
- Критики атеизма
- Критики марксизма
- Члены-корреспонденты Средневековой академии Америки
- Политические теологи
- Французские философы образования
- Выпускники Парижского университета
- Антимасонство