Джордж Тиррелл
Джордж Тиррелл | |
---|---|
Заказы | |
Рукоположение | 1891 |
Личные данные | |
Рожденный | |
Умер | 15 июля 1909 г. Сторрингтон , Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии | (48 лет)
Номинал | Римско-католическая , Латинская церковь |
Занятие |
|
Джордж Тиррелл С.Дж. (6 февраля 1861 г. - 15 июля 1909 г.) был англо-ирландским католическим священником и весьма неоднозначным богословом и ученым. Обращенный из англиканства , Тиррелл присоединился к ордену иезуитов в 1880 году. Его попытки адаптировать католическое богословие к современной культуре и науке сделали его ключевой фигурой в дебатах по поводу модернизма в католической церкви, начиная с конца 19 века. Во время антимодернистского крестового похода под руководством Папы Пия X Тиррелл был исключен из ордена иезуитов в 1906 году и отлучен от церкви в 1908 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Тиррелл родился 6 февраля 1861 года в Дублине , Ирландия . Его отец, журналист, умер незадолго до рождения Тиррелла. Джордж был двоюродным братом ирландского ученого-классика Роберта Йелвертона Тиррелла . В результате несчастного случая в детстве Джордж в конечном итоге оглох на правое ухо. [1] Из-за финансовых затруднений семье неоднократно приходилось переезжать.
Тиррелл воспитывался как англиканец и около 1869 года посещал школу Ратмайнс недалеко от Дублина. Он получил образование с 1873 года в Мидлтон-колледже , учреждении, связанном с Ирландской церковью , но его матери было трудно позволить себе обучение, и он рано ушел. В 1876–77 годах он учился в частном порядке в надежде получить стипендию для изучения иврита в Тринити-колледже в Дублине , но дважды провалил необходимый экзамен. Около 1877 года он познакомился с Робертом Доллингом , англо-католическим священником, оказавшим на него сильное влияние. В августе 1878 года Тиррелл занял должность преподавателя в средней школе Уэксфорда, но в октябре он поступил в Тринити-колледж по совету Доллинга, надеясь подготовиться к англиканскому служению. [1]
иезуит
[ редактировать ]Весной 1879 года по приглашению Доллинга Тиррелл отправился в Лондон, чтобы работать в Лиге Святого Мартина — своего рода миссии, которую организовывал Доллинг. В Вербное воскресенье Тиррел забрел в Святой Этельдреды католическую церковь на Эли-Плейс . Его сильно поразила католическая месса, о которой он скажет в своей автобиографии: «Здесь было старое дело, которое вела старая фирма, по-старому; здесь была преемственность, которая возвращала человека обратно в катакомбы. " [1] Он обратился и был принят в католическую церковь в 1879 году. Он немедленно подал заявление о вступлении в Общество Иисуса , но настоятель провинции посоветовал ему подождать год. Временно преподавал в иезуитских школах на Кипре и Мальте . [2] Он присоединился к иезуитам в 1880 году и был отправлен в послушничество в Дом Манреса .
Еще в 1882 году его наставник-новичок предложил Тирреллу выйти из иезуитов из-за «умственной непокорности» и неудовлетворенности рядом иезуитских обычаев, подходов и практик. Однако Тирреллу разрешили остаться. Позже он заявил, что, по его мнению, он более склонен к бенедиктинской духовности.
После принятия первых обетов Тиррелла отправили в Стонихерст-колледж для изучения философии, что стало первым этапом его иезуитского становления . Завершив обучение в Стонихерсте, он затем вернулся в школу иезуитов на Мальте, где преподавал три года. Затем он отправился в колледж Святого Беуно в Уэльсе, чтобы продолжить богословское обучение. был рукоположен в сан священника В 1891 году .
После непродолжительного периода пастырской работы в Ланкашире Тиррелл вернулся в Рохэмптон для своего терцианства . В 1893 году он некоторое время жил в миссионерском доме иезуитов в Оксфорде, а затем начал пастырскую работу в Сент-Хеленс , Мерсисайд, где, как сообщается, он был самым счастливым во время своего пребывания в качестве иезуита. Чуть больше года спустя его отправили преподавать философию в Стонихерст. Затем у Тиррелла начались серьезные конфликты со своим начальством по поводу традиционного иезуитского подхода к преподаванию философии. [2]
Папы Льва XIII Энциклика «Aeterni Patris» 1879 года способствовала преподаванию схоластической философии , основанной на трудах святого Фомы Аквинского , в католических школах и семинариях. Тиррелл восхищался Аквинским, но отвергал схоластический подход как неадекватный. Он пришел к убеждению, что иезуиты преподавали не работу самого Фомы Аквинского, а, скорее, ее узкую интерпретацию, предложенную богословом-иезуитом Франсиско Суаресом .
В 1896 году Тиррелла перевели в Дом иезуитов на Фарм-стрит в Лондоне. [3] Там Тиррелл обнаружил работы Мориса Блонделя . Он также находился под влиянием Альфреда Луази библейских исследований . Тиррелл впервые встретил Фридриха фон Хюгеля в октябре 1897 года, и они стали близкими друзьями. Частью работы Тиррелла на Фарм-стрит было написание статей для иезуитского журнала The Month . У него была возможность просмотреть некоторые работы Уилфрида Уорда , и на какое-то время он разделил точку зрения Уорда на умеренный либерализм.
Модернистская полемика
[ редактировать ]Между 1891 и 1906 годами Тиррелл опубликовал более двадцати статей в католических периодических изданиях, многие из которых — в Соединенных Штатах. [4] В 1899 году Тиррел опубликовал «Извращенную преданность» . Статья касалась понятия ада . Учитывая «существенную неспособность конечного разума уловить абсолютную цель, которая управляет всем и приближает все к себе», [5] Тиррелл признал, что некоторые темы были вопросами «веры и тайны». Он «предпочитал признать, что христианское учение об аде — это просто величайшая тайна, которую трудно примирить с каким-либо справедливым пониманием концепции вселюбящего Бога». [6] Он утверждал, что рационалистический подход схоластики неприменим к вопросам веры. Хотя его рассмотрел ряд английских иезуитов, в том числе Герберт Терстон , который не нашел в нем никаких недостатков, отец Генерал решил, что это « оскорбительно для благочестивых ушей ». Тиррела направили в небольшую миссию в Ричмонде , где он глубоко ценил тишину и покой. В январе 1901 года он отказался от перевода обратно на остров Святой Елены.
Тиррелл критиковал как католическую неосхоластику, так и либеральную протестантскую науку того времени. В часто цитируемой атаке на Адольфа фон Гарнака подход к библейской критике Тиррелл писал, что «Христос, которого видит Гарнак, оглядываясь назад на девятнадцать веков «католической тьмы», является лишь отражением либерального протестантского лица, увиденного на на дне глубокого колодца». [7] С другой стороны, Тиррелл защищал «право каждой эпохи приспособить историко-философское выражение христианства к современным реалиям и, таким образом, положить конец этому совершенно ненужному конфликту между верой и наукой , который является простым богословским призраком». [ нужна ссылка ] По мнению Тиррелла, Папа должен действовать не как самодержец, а как «выразитель мыслей Святого Духа в Церкви». [8]
Изгнание и отлучение от церкви
[ редактировать ]Когда в 1906 году Тиррелла попросили опровергнуть его теории, он отказался и был уволен из иезуитов отцом генералом Францем X. Вернцем . Он был единственным иезуитом, изгнанным из общества в двадцатом веке, пока последующий отец-генерал Педро Аррупе не изгнал голландского священника Хууба Остерхейса в 1969 году. Модернизм сыграл важную роль в обоих случаях.
с осуждением модернизма, сначала в 65 положениях указа Lamentabili sane exitu в июле 1907 года, а затем в энциклике Pascendi dominici gregis Судьба Тиррелла была решена два письма в сентябре 1907 года. Тиррелл написал в «Таймс» , в которых резко критиковал эту энциклику. [3] За публичное неприятие Пасценди Тиррелл был также лишен причастия, что Питер Амиго , епископ Саутварка , охарактеризовал как «незначительное отлучение от церкви ». [9]
В своем опровержении энциклики Пия X Тиррелл утверждал, что мышление Церкви основано на научной теории и психологии кажутся столь же странными, как и астрология , которые современному уму . Тиррелл обвинил Пасченди в том, что он приравнивает католическую доктрину к схоластическому богословию и в совершенно наивном взгляде на развитие доктрины. Более того, он утверждал, что энциклика пыталась показать «модернисту», что он не католик, но преуспела только в том, что он не был схоластиком. [2]
В отличие от Альфреда Луази , Тиррел никогда не видел, чтобы его дело рассматривалось Конгрегацией Индекса или Священной Канцелярией . Его судьба находилась в руках государственного секретаря кардинала - Рафаэля Мерри дель Валь , который тесно сотрудничал с епископом Амиго. [10]
Смерть
[ редактировать ]Последние два года Тиррелл провел в основном в Сторрингтоне . Ему было совершено помазание на смертном одре в 1909 году, но, поскольку он отказался отречься от своих модернистских взглядов, ему было отказано в похоронах на католическом кладбище. [11] Священник, его друг Анри Бремон , присутствовал при погребении и перекрестил могилу Тиррелла, в результате чего епископ Амиго временно отстранил о. Бремон дивинис . [12]
Почти современный отчет The New York Times возлагает большую часть вины за разногласия между современными католическими философами и Ватиканом на кардинала Мерри дель Валя . «непримиримую и реакционную позицию» [13]
Избранные произведения
[ редактировать ]- Nova et Vetera: Неформальные размышления , 1897 г.
- Жесткие высказывания: подборка медитаций и исследований , Лонгманс, Грин и компания, 1898 г.
- Внешняя религия: ее использование и злоупотребление , Б. Гердер, 1899 г.
- Вера миллионов 1901 г.
- Лекс Оранди: или Молитва и вера , Longmans, Green & Co., 1903 г.
- Закон веры: продолжение Закона молитвы , Лонгманс, Грин и компания, 1906 г.
- Через Сциллу и Харибду: или Старое богословие и новое , Лонгманс, Грин и компания, 1907 г. [14]
- Письмо, которым много злоупотребляют , Лонгманс, Грин и компания, 1907 г.
- Средневековье: ответ кардиналу Мерсье , Лонгмансу, Грину и компании, 1908 г.
- Церковь и будущее , The Priory Press, 1910 г.
- Христианство на распутье , Лонгманс, Грин и компания, 1910 г.
- Автобиография и жизнь Джорджа Тиррелла , Эдвард Арнольд, 1912 г. [15]
- Очерки веры и бессмертия , Эдвард Арнольд, 1914 г.
Статьи
- «Духовенство и социальные проблемы», The American Catholic Quarterly Review , Vol. XXII, 1897.
- «Старая вера и новая женщина» , The American Catholic Quarterly Review , Vol. XXII, 1897.
- «Церковь и схоластика» , The American Catholic Quarterly Review , Vol. XXIII, 1898 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тиррелл, Джордж. Автобиография Джорджа Тиррелла, 1861–1884 гг ., Longmans, Green & Company, 1912, с. 33 В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рафферти, Оливер, С.Дж. «Джордж Тиррелл и католический модернизм», Thinking Faith, 6 июля 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Херли, Майкл, SJ «Джордж Тиррелл и Джон Салливан: грешник и святой?», Thinking Faith , 14 июля 2009 г.
- ^ Портье, Уильям Л. «Джордж Тиррелл в Америке». Католический историк США , том. 20, нет. 3, 2002, стр. 69–95. ДЖСТОР
- ^ Тиррелл, Джордж. Жизнь Джорджа Тиррелла с 1884 по 1909 год , Longmans, Green & Company, 1912, с. 118 В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Барманн, Лоуренс Ф., барон Фридрих фон Хюгель и модернистский кризис в Англии , Архив CUP, 1972, стр. 144 ISBN 9780521081788
- ^ Джордж Тиррелл, Христианство на распутье (изд. 1913 г.), стр. 44
- ^ Сондерс, Ф.С. (2011). Женщина, застрелившая Муссолини: Биография . Генри Холт и компания. п. 47. ИСБН 978-1-4299-3508-1 . Проверено 16 апреля 2018 г.
- ^ «Папа и модернизм» , Статьи отца Тиррелла, в The West Australian (Перт, Вашингтон), 2 ноября 1907 г., стр. 2. Также доступно в журналах Eastern Daily Mail и Straits Morning Advertiser, 5 ноября 1907 г., стр. 1 .
- ^ Арнольд, Клаус (2018). «Пий X, Мерри дель Валь и дела Альфреда Луази и Джорджа Тиррелла» . Римский понтификат в современной эпохе | Папство в современную эпоху . Исследование истории. Том. 5. дои : 10.30687/978-88-6969-239-0/002 . ISBN 978-88-6969-256-7 . S2CID 188218619 .
- ^ Фергус Керр, Католические богословы двадцатого века (Блэквелл, 2007, стр. 5)
- ↑ SOFN.org. Архивировано 29 апреля 2005 г. на Wayback Machine.
- ^ Литтлфилд, Уолтер (17 апреля 1910 г.). «Неблагоразумие кардинала Мерри дель Валь; действия папского государственного секретаря, сделавшие его открытым для критики» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 .
- ^ «Обзор книги Через Сциллу и Харибду, или Старое богословие и новое Джорджа Тиррелла « » . Атенеум (4171): 395–396. 5 октября 1907 г.
- ^ «Обзор автобиографии и жизни Джорджа Тиррелла » . Атенеум (4436): 509–510. 2 ноября 1912 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чаппелл, Джонатан В. (2018). «За пределами« войны науки с теологией »: призыв Джорджа Тиррелла к эпистемическому смирению», « Наука и христианская вера» , том 30, № 1, стр. 3–37.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 550–551.
- Дэвис, Майкл (1983). «Печальная история Джорджа Тиррелла», гл. 13 « Партизан заблуждения: Св. Пий X против модернистов» . Лонг-Прейри, Миннесота: Neumann Press.
- Инге, Уильям Ральф (1919). «Римско-католический модернизм». В: Откровенные эссе. Лондон: Longmans, Green & Co., стр. 137–171.
- Леонард, Эллен (1982) Джордж Тиррелл и католическая традиция Нью-Йорк: Paulist Press. ISBN 0809124246
- Махер, Энтони М. (2018). «Забытый иезуит католического модернизма: пророческое богословие Джорджа Тиррелла». Миннеаполис: Издательство Аугсбургской крепости.
- Мэй, Дж. Льюис (1932). Отец Тиррел и модернистское движение . Лондон: Эйр и Споттисвуд.
- Мур, Дж. Ф. (1920). «Значение модернизма», Университетский журнал, Vol. XIX, № 2, стр. 172–178.
- Петре, Мод (1912). Автобиография и жизнь Джорджа Тиррелла . Лондон: Э. Арнольд.
- Рафферти, Оливер П. (редактор) (2010). Джордж Тиррел и католический модернизм . Дублин: Four Courts Press, ISBN 978-1-846-82236-0 .
- Ратте, Джон (1967). Три модерниста: Альфред Луази, Джордж Тиррелл, Уильям Л. Салливан . Нью-Йорк: Шид и Уорд.
- Ригг, Джеймс Макмаллен (1912). Ли, Сидни (ред.). Национальный биографический словарь (2-е приложение) . Лондон: Смит, Элдер и компания. . В
- Рут, Джон Д. (1977). «Английский католический модернизм и наука: случай Джорджа Тиррелла», The Heythrop Journal, Vol. XVIII, № 3, стр. 271–288.
- Саговский, Николай (1990). На стороне Бога: жизнь Джорджа Тиррелла . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Саговский, Николай. «Тиррелл, Джордж (1861–1909)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/36606 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Сэвидж, Аллан (2012). «Авангардная» теология Джорджа Тиррелла: ее философские корни изменили мое богословское мышление . (CreateSpace.com)
- Шультеновер, Дэвид Г. (1981). Джордж Тиррелл: В поисках католицизма . Шепердстаун, Западная Вирджиния: Patmos Press.
- Уэллс, Дэвид Ф. (1972). «Папа как антихрист: суть полемики Джорджа Тиррелла», Harvard Theological Review, Vol. LXV, № 2, стр. 271–283.
- Уэллс, Дэвид Ф. (1979). Пророческое богословие Джорджа Тиррелла . Чико, Калифорния: Scholars Press.
- Утц, Ричард (2010). «Пи (о) нас Средневековье против католического модернизма: случай Джорджа Тирелла». В: Годовая работа по медиевализму , Vol. XXV. Юджин, штат Орегон: Wipf & Stock Publishers, стр. 6–11.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1861 рождений
- 1909 смертей
- Споры, связанные с католицизмом
- Переходит в католицизм из англиканства
- Бывшие иезуиты
- Ирландские англиканцы
- Ирландские римско-католические богословы XIX века
- Христианское духовенство из Дублина (город)
- Ирландские иезуиты XIX века
- Люди, получившие образование в Мидлтонском колледже
- Люди, отлученные католической церковью
- Модернизм в католической церкви
- Люди из Сторрингтона
- Ирландские римско-католические богословы XX века