Jump to content

Богословское порицание

В римско-католическом богословии богословское порицание это доктринальное суждение ( порицание ), посредством которого католическая церковь или католические богословы клеймят определенные учения или мнения как вредные для веры или морали или того и другого. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]

Богословские порицания были описаны как «негативные последствия » богословских заметок ; [ 4 ] в то время как богословские заметки квалифицируют верования и доктрины положительно, указанные верования и доктрины квалифицируются отрицательно в результате богословских порицаний. [ 5 ] «Перечисление, разделение и оценка» богословских порицаний различаются у разных авторов. [ 6 ]

Богословские порицания направлены только на учения или мнения; это отличает их от канонических порицаний , которые представляют собой духовные наказания, налагаемые на людей.

Уильям Оккам, по-видимому, был первым средневековым богословом , попытавшимся формально классифицировать богословскую порицание своего времени. [ 7 ]

Авторитет порицаний

[ редактировать ]

«Высшими органами для [теологических] замечаний и порицаний (и исключительно для непогрешимых дел) являются Папа и Вселенские соборы . Ограниченные полномочия принадлежат римским конгрегациям , провинциальным синодам ( епископским конференциям ), а также отдельным епископам и главным настоятели религиозных орденов . Весь народ Божий призван охранять истинную веру. Теологи несут особую ответственность и, таким образом, имеют особую право делать богословские заметки [и порицания] [...], хотя их авторитет не является одним из них. Их заметки [и порицания] имеют вес «профессиональных» мнений и часто оказывают влияние на магистратуру ». [ 8 ]

«Если [богословское порицание] вынесено Учебным органом Церкви, это авторитетное или судебное решение (censura authenta или iudicialis). Если оно вынесено теологической наукой, это частное доктринальное решение (censura doctrinalis)». [ 9 ]

Различные классификации

[ редактировать ]

Католическая энциклопедия

[ редактировать ]

разделяет теологические порицания на три группы Католическая энциклопедия ; это деление происходит в зависимости от того, относятся ли порицания главным образом к 1) степени, или 2) выражению, или 3) последствиям осуждаемых положений: [ 2 ]

1) Предложение – это
  • еретический ( лат . hæretica ), когда он идет прямо и непосредственно против открытой или определенной догмы или догмы de fide ;
  • ошибочным ( erronea ), когда оно противоречит только определенному ( certa ) богословскому заключению (т. е. истине, ясно выведенной из двух посылок, причем первая посылка является догматом веры, вторая — естественным определенным размышлением).
2) Предложение – это
  • двусмысленный ( ambigua ), когда он сформулирован так, что передает два или более смысла, один из которых является нежелательным;
  • придирчивый ( captiosa ), когда приемлемые слова используются для выражения нежелательных мыслей;
  • зловещие ( мужские сонаны ), когда неправильные слова используются для выражения истин, приемлемых в других отношениях;
  • оскорбительно, когда словесное выражение таково, что справедливо шокирует католическое чувство и деликатность веры ( piarum aurium offensiva , оскорбительно для благочестивых ушей).
3) В третью категорию попадают положения , высмеивающие религию, обесцвечивающие красоту Церкви , иерархию подрывающие разрушающие , правительства , скандальные , пагубные , опасные по нравственности ( скандальные , пагубные, опасные для нравственности), кощунственные, идолопоклоннические. , суеверный, магический ( кощунственный , ведущий к идолопоклонству , суеверие , колдовство ), высокомерный, горький (наглый, резкий) и т. д.
Это перечисление, хотя и неполное, достаточно отражает цель третьей группы порицаний; они направлены против таких положений, которые поставили бы под угрозу религию вообще, святость Церкви, единство правительства и иерархии, гражданское общество, мораль вообще или добродетель религии, христианскую кротость и смирение в частности.

существует четыре степени ереси : Согласно Католической энциклопедии в другой ее статье, [ 10 ]

  1. Упорная приверженность доктрине, противоречащей принципу веры, четко определенному Католической Церковью, является ересью в чистом виде, ересью первой степени.
  2. Если рассматриваемая доктрина не была четко определена или не была четко предложена как догмат веры в обычном, авторитетном учении Католической Церкви, мнение, противоположное ей, называется sendentia haeresi proxima , то есть мнением, приближающимся к ереси.
  3. Далее, доктринальное предложение, даже не противоречащее общепринятой догме , может все же включать в себя логические следствия, противоречащие открытой истине. Такое положение не является еретическим, это propositio theologice erronea , то есть ошибочное в богословии.
  4. Наконец, неприятие какого-либо догмата веры не может быть строго доказуемо, а может достигать лишь определенной степени вероятности. В этом случае доктрина называется sendentia de haeresi подозреваемой, haeresim sapiens (ученый еретик); то есть мнение, подозреваемое в ереси или смакующее ее

Людвиг Отт

[ редактировать ]

Католический богослов Людвиг Отт описывает следующие порицания, которые, по его словам, являются наиболее распространенными богословскими порицаниями: [ 9 ]

  1. Еретическое предложение ( лат . propositio haeretica ): «Это означает, что предложение противоречит формальной догме».
  2. к ереси Предложение , близкое : «Это предложение противоречит истине, близкой к Вере . »
  3. которое смакует или в подозревает ереси Предложение ,
  4. Ошибочное суждение ( propositio erronea ): «противоположное истине, которая предлагается Церковью как истина, неразрывно связанная с откровенной истиной ( ошибка в fide ecclesiastica ) или противопоставленная общему учению богословов (ошибка теологическая)»
  5. Ложное суждение : «противоречащее догматическому факту ».
  6. Безрассудное суждение ( propositio temeraria ): «отклоняющееся без причины от общего учения».
  7. ушей Предложение оскорбительно для благочестивых : «оскорбительно для религиозных чувств».
  8. Плохо выраженное предложение ( propositio Male Sonans ): «подвержено неправильному пониманию из-за способа выражения».
  9. Придирчивое предложение ( propositio captiosa ): «предосудительно из-за его преднамеренной двусмысленности».
  10. возбуждает скандал Предложение

Краткое изложение догматического богословия

[ редактировать ]

В « Кратком догматическом богословии» предлагаются следующие степени богословской цензуры: [ 11 ]

  1. Еретик: если предложение «прямо и непосредственно противоречит истине, формально открытой и определенной или предложенной как таковая торжественным или обычным и универсальным Магистериумом церкви»
  2. Близко к ереси: если предложение «противоречит истине, представленной общим учением [ l'ensemble des] теологов как несомненная и скоро определяемая». Примером одной из таких истин является универсальное Посредничество Девы Марии.
  3. Учёный еретик: если это положение «можно истолковать либо в католическом, либо в еретическом смысле; но, судя по обстоятельствам, преобладает последний смысл. Пример: кто-то, кого справедливо подозревают в протестантизме, настойчиво утверждает, что только вера оправдывает , и никогда не утверждает, что дела необходимы и для оправдания» (см. Sola fide ).
  4. Ошибочно: положение «противоречит, строго говоря, богословскому выводу». Пример ошибочного утверждения: «каждый Епископ в своей епархии независим от Верховного Понтифика , поскольку он [каждый Епископ] получает от самого Христа полномочия, необходимые для управления своей епархией».
  5. Положительно безрассудно: предложение «не имея для себя никакой вероятной причины [...] противоречит общепринятому в Церкви учению». Пример положительно безрассудного предложения: « не существует Лимбо ». Для детей, умерших без крещения,
  6. Отрицательно безрассудно: предложение «без вероятного основания [...] подтверждает богословскую доктрину, которой никогда не учила Церковь». Примером отрицательно-безрассудного предложения является: «Еще несколько человек, кроме Святой Девы, были освобождены от первородного греха ».
  7. Оскорбительно для благочестивых ушей: «[когда] используемые термины противоречат уважению к святыням »
  8. Плохо выражено [ Mal sonnante ]: «[если] слова неуместны и могут быть неправильно истолкованы»
  9. Скандальный, соблазнительный: «[если] исповедуемое учение ведет ко злу»
  10. Крамольный : «[если] доктрина ведет к восстанию против законной власти»
  11. Раскольник : «[если] это ведет к отделению от Церкви»

Джон Хардон

[ редактировать ]

Католический богослов Джон Хардон утверждает: [ 1 ]

Еретическое утверждение противостоит откровенному догмату; близкое к ереси противоречит истине, которая, как принято считать, должна быть раскрыта; ошибочному противопоставляются выводы, полученные из откровения; ложь противопоставляется догматическим фактам; необдуманные отклонения от принятого учения Церкви; плохо выраженное подвергается неправильному пониманию; «придирчивый» предосудителен из-за своей намеренной двусмысленности; и скандально, потому что порождает заблуждения среди верующих.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Хардон, Джон А. (1980). «ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕНЗИЯ». Современный католический словарь . Интернет-архив. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. п. 537. ИСБН  978-0-385-12162-0 .
  2. ^ Перейти обратно: а б «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Богословские порицания» . www.newadvent.org . Проверено 4 февраля 2023 г.
  3. ^ Отт, Людвиг (nd) [195X]. «ВВЕДЕНИЕ — §9. Богословские порицания». В Бастибле, Джеймс (ред.). Основы католической догмы . Перевод Линча, Патрика. Форт-Коллинз, Колорадо: Римско-католические книги. п. 10. ISBN  978-1-929291-85-4 . Под богословским порицанием понимается суждение, которое характеризует положение, касающееся католической веры или морального учения, как противоречащее вере или, по крайней мере, как сомнительное. {{cite book}}: CS1 maint: год ( ссылка )
  4. ^ Эрнст, Гарольд (1 декабря 2002 г.). «Богословские заметки и толкование доктрины» (PDF) . Богословские исследования . 63 (4): 813–825. дои : 10.1177/004056390206300407 .
  5. ^ Финистерхёльцль, Иоганн (1975). «Богословские записки» . В Ранере, Карл (ред.). Энциклопедия богословия: Краткое Sacramentum Mundi . Сибери Пресс. п. 1678. ISBN  978-0-86012-006-3 .
  6. ^ Финистерхёльцль, Иоганн (1975). «Богословские записки» . В Ранере, Карл (ред.). Энциклопедия богословия: Краткое Sacramentum Mundi . Сибери Пресс. п. 1681. ISBN  978-0-86012-006-3 .
  7. ^ Питер Френкель (1961). «Глава VIII: Quasi Censoriae Notae – Условия порицания » Testimonia Patrum: функция святоотеческого аргумента в богословии Филиппа Меланхтона . Э. Дроз. п. 308.
  8. ^ Финистерхёльцль, Иоганн (1975). «Богословские записки» . В Ранере, Карл (ред.). Энциклопедия богословия: Краткое Sacramentum Mundi . Сибери Пресс. п. 1682. ISBN  978-0-86012-006-3 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Отт, Людвиг (nd) [195X]. «ВВЕДЕНИЕ — §9. Богословские порицания». В Бастибле, Джеймс (ред.). Основы католической догмы . Перевод Линча, Патрика. Форт-Коллинз, Колорадо: Римско-католические книги. п. 10. ISBN  978-1-929291-85-4 . {{cite book}}: CS1 maint: год ( ссылка )
  10. ^ «Ересь» . Католическая энциклопедия . Новый Адвент . 1912 год . Проверено 6 марта 2017 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  11. ^ Команда католических богословов (1969). «Богословские записки». В Паннетоне, Жорж; Карл Великий, Буржуа (ред.). богословия Краткое изложение догматического (на французском языке). Рекомендательное письмо Альфредо Оттавиани от 21 июля 1969 года . Труа-Ривьер: Les Éditions du Bien Public. стр. 19–20. OCLC   301544953 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кэхилл, Джон (1955). Развитие богословских порицаний после Тридентского собора (1563–1709) . Студия Фрибургенсия. Том. NS 10. Фрибур, Швейцария: Университетское издательство. {{cite book}}: |volume= есть дополнительный текст ( помощь )
  • Картехини, Сикст (1951). богословских заметок и критериях различения . О ценности их Рим: Григорианский папский университет.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cbaa2b028b5a60d688dd72a38676b625__1716450960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/25/cbaa2b028b5a60d688dd72a38676b625.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theological censure - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)