Богословское порицание
В римско-католическом богословии — богословское порицание это доктринальное суждение ( порицание ), посредством которого католическая церковь или католические богословы клеймят определенные учения или мнения как вредные для веры или морали или того и другого. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Богословские порицания были описаны как «негативные последствия » богословских заметок ; [ 4 ] в то время как богословские заметки квалифицируют верования и доктрины положительно, указанные верования и доктрины квалифицируются отрицательно в результате богословских порицаний. [ 5 ] «Перечисление, разделение и оценка» богословских порицаний различаются у разных авторов. [ 6 ]
Богословские порицания направлены только на учения или мнения; это отличает их от канонических порицаний , которые представляют собой духовные наказания, налагаемые на людей.
История
[ редактировать ]Уильям Оккам, по-видимому, был первым средневековым богословом , попытавшимся формально классифицировать богословскую порицание своего времени. [ 7 ]
Авторитет порицаний
[ редактировать ]«Высшими органами для [теологических] замечаний и порицаний (и исключительно для непогрешимых дел) являются Папа и Вселенские соборы . Ограниченные полномочия принадлежат римским конгрегациям , провинциальным синодам ( епископским конференциям ), а также отдельным епископам и главным настоятели религиозных орденов . Весь народ Божий призван охранять истинную веру. Теологи несут особую ответственность и, таким образом, имеют особую право делать богословские заметки [и порицания] [...], хотя их авторитет не является одним из них. Их заметки [и порицания] имеют вес «профессиональных» мнений и часто оказывают влияние на магистратуру ». [ 8 ]
«Если [богословское порицание] вынесено Учебным органом Церкви, это авторитетное или судебное решение (censura authenta или iudicialis). Если оно вынесено теологической наукой, это частное доктринальное решение (censura doctrinalis)». [ 9 ]
Различные классификации
[ редактировать ]Католическая энциклопедия
[ редактировать ]разделяет теологические порицания на три группы Католическая энциклопедия ; это деление происходит в зависимости от того, относятся ли порицания главным образом к 1) степени, или 2) выражению, или 3) последствиям осуждаемых положений: [ 2 ]
- 1) Предложение – это
- еретический ( лат . hæretica ), когда он идет прямо и непосредственно против открытой или определенной догмы или догмы de fide ;
- ошибочным ( erronea ), когда оно противоречит только определенному ( certa ) богословскому заключению (т. е. истине, ясно выведенной из двух посылок, причем первая посылка является догматом веры, вторая — естественным определенным размышлением).
- 2) Предложение – это
- двусмысленный ( ambigua ), когда он сформулирован так, что передает два или более смысла, один из которых является нежелательным;
- придирчивый ( captiosa ), когда приемлемые слова используются для выражения нежелательных мыслей;
- зловещие ( мужские сонаны ), когда неправильные слова используются для выражения истин, приемлемых в других отношениях;
- оскорбительно, когда словесное выражение таково, что справедливо шокирует католическое чувство и деликатность веры ( piarum aurium offensiva , оскорбительно для благочестивых ушей).
- 3) В третью категорию попадают положения , высмеивающие религию, обесцвечивающие красоту Церкви , иерархию подрывающие разрушающие , правительства , скандальные , пагубные , опасные по нравственности ( скандальные , пагубные, опасные для нравственности), кощунственные, идолопоклоннические. , суеверный, магический ( кощунственный , ведущий к идолопоклонству , суеверие , колдовство ), высокомерный, горький (наглый, резкий) и т. д.
- Это перечисление, хотя и неполное, достаточно отражает цель третьей группы порицаний; они направлены против таких положений, которые поставили бы под угрозу религию вообще, святость Церкви, единство правительства и иерархии, гражданское общество, мораль вообще или добродетель религии, христианскую кротость и смирение в частности.
существует четыре степени ереси : Согласно Католической энциклопедии в другой ее статье, [ 10 ]
- Упорная приверженность доктрине, противоречащей принципу веры, четко определенному Католической Церковью, является ересью в чистом виде, ересью первой степени.
- Если рассматриваемая доктрина не была четко определена или не была четко предложена как догмат веры в обычном, авторитетном учении Католической Церкви, мнение, противоположное ей, называется sendentia haeresi proxima , то есть мнением, приближающимся к ереси.
- Далее, доктринальное предложение, даже не противоречащее общепринятой догме , может все же включать в себя логические следствия, противоречащие открытой истине. Такое положение не является еретическим, это propositio theologice erronea , то есть ошибочное в богословии.
- Наконец, неприятие какого-либо догмата веры не может быть строго доказуемо, а может достигать лишь определенной степени вероятности. В этом случае доктрина называется sendentia de haeresi подозреваемой, haeresim sapiens (ученый еретик); то есть мнение, подозреваемое в ереси или смакующее ее
Людвиг Отт
[ редактировать ]Католический богослов Людвиг Отт описывает следующие порицания, которые, по его словам, являются наиболее распространенными богословскими порицаниями: [ 9 ]
- Еретическое предложение ( лат . propositio haeretica ): «Это означает, что предложение противоречит формальной догме».
- к ереси Предложение , близкое : «Это предложение противоречит истине, близкой к Вере . »
- которое смакует или в подозревает ереси Предложение ,
- Ошибочное суждение ( propositio erronea ): «противоположное истине, которая предлагается Церковью как истина, неразрывно связанная с откровенной истиной ( ошибка в fide ecclesiastica ) или противопоставленная общему учению богословов (ошибка теологическая)»
- Ложное суждение : «противоречащее догматическому факту ».
- Безрассудное суждение ( propositio temeraria ): «отклоняющееся без причины от общего учения».
- ушей Предложение оскорбительно для благочестивых : «оскорбительно для религиозных чувств».
- Плохо выраженное предложение ( propositio Male Sonans ): «подвержено неправильному пониманию из-за способа выражения».
- Придирчивое предложение ( propositio captiosa ): «предосудительно из-за его преднамеренной двусмысленности».
- возбуждает скандал Предложение
Краткое изложение догматического богословия
[ редактировать ]В « Кратком догматическом богословии» предлагаются следующие степени богословской цензуры: [ 11 ]
- Еретик: если предложение «прямо и непосредственно противоречит истине, формально открытой и определенной или предложенной как таковая торжественным или обычным и универсальным Магистериумом церкви»
- Близко к ереси: если предложение «противоречит истине, представленной общим учением [ l'ensemble des] теологов как несомненная и скоро определяемая». Примером одной из таких истин является универсальное Посредничество Девы Марии.
- Учёный еретик: если это положение «можно истолковать либо в католическом, либо в еретическом смысле; но, судя по обстоятельствам, преобладает последний смысл. Пример: кто-то, кого справедливо подозревают в протестантизме, настойчиво утверждает, что только вера оправдывает , и никогда не утверждает, что дела необходимы и для оправдания» (см. Sola fide ).
- Ошибочно: положение «противоречит, строго говоря, богословскому выводу». Пример ошибочного утверждения: «каждый Епископ в своей епархии независим от Верховного Понтифика , поскольку он [каждый Епископ] получает от самого Христа полномочия, необходимые для управления своей епархией».
- Положительно безрассудно: предложение «не имея для себя никакой вероятной причины [...] противоречит общепринятому в Церкви учению». Пример положительно безрассудного предложения: « не существует Лимбо ». Для детей, умерших без крещения,
- Отрицательно безрассудно: предложение «без вероятного основания [...] подтверждает богословскую доктрину, которой никогда не учила Церковь». Примером отрицательно-безрассудного предложения является: «Еще несколько человек, кроме Святой Девы, были освобождены от первородного греха ».
- Оскорбительно для благочестивых ушей: «[когда] используемые термины противоречат уважению к святыням »
- Плохо выражено [ Mal sonnante ]: «[если] слова неуместны и могут быть неправильно истолкованы»
- Скандальный, соблазнительный: «[если] исповедуемое учение ведет ко злу»
- Крамольный : «[если] доктрина ведет к восстанию против законной власти»
- Раскольник : «[если] это ведет к отделению от Церкви»
Джон Хардон
[ редактировать ]Католический богослов Джон Хардон утверждает: [ 1 ]
Еретическое утверждение противостоит откровенному догмату; близкое к ереси противоречит истине, которая, как принято считать, должна быть раскрыта; ошибочному противопоставляются выводы, полученные из откровения; ложь противопоставляется догматическим фактам; необдуманные отклонения от принятого учения Церкви; плохо выраженное подвергается неправильному пониманию; «придирчивый» предосудителен из-за своей намеренной двусмысленности; и скандально, потому что порождает заблуждения среди верующих.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хардон, Джон А. (1980). «ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕНЗИЯ». Современный католический словарь . Интернет-архив. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. п. 537. ИСБН 978-0-385-12162-0 .
- ^ Перейти обратно: а б «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Богословские порицания» . www.newadvent.org . Проверено 4 февраля 2023 г.
- ^ Отт, Людвиг (nd) [195X]. «ВВЕДЕНИЕ — §9. Богословские порицания». В Бастибле, Джеймс (ред.). Основы католической догмы . Перевод Линча, Патрика. Форт-Коллинз, Колорадо: Римско-католические книги. п. 10. ISBN 978-1-929291-85-4 .
Под богословским порицанием понимается суждение, которое характеризует положение, касающееся католической веры или морального учения, как противоречащее вере или, по крайней мере, как сомнительное.
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - ^ Эрнст, Гарольд (1 декабря 2002 г.). «Богословские заметки и толкование доктрины» (PDF) . Богословские исследования . 63 (4): 813–825. дои : 10.1177/004056390206300407 .
- ^ Финистерхёльцль, Иоганн (1975). «Богословские записки» . В Ранере, Карл (ред.). Энциклопедия богословия: Краткое Sacramentum Mundi . Сибери Пресс. п. 1678. ISBN 978-0-86012-006-3 .
- ^ Финистерхёльцль, Иоганн (1975). «Богословские записки» . В Ранере, Карл (ред.). Энциклопедия богословия: Краткое Sacramentum Mundi . Сибери Пресс. п. 1681. ISBN 978-0-86012-006-3 .
- ^ Питер Френкель (1961). «Глава VIII: Quasi Censoriae Notae – Условия порицания » Testimonia Patrum: функция святоотеческого аргумента в богословии Филиппа Меланхтона . Э. Дроз. п. 308.
- ^ Финистерхёльцль, Иоганн (1975). «Богословские записки» . В Ранере, Карл (ред.). Энциклопедия богословия: Краткое Sacramentum Mundi . Сибери Пресс. п. 1682. ISBN 978-0-86012-006-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Отт, Людвиг (nd) [195X]. «ВВЕДЕНИЕ — §9. Богословские порицания». В Бастибле, Джеймс (ред.). Основы католической догмы . Перевод Линча, Патрика. Форт-Коллинз, Колорадо: Римско-католические книги. п. 10. ISBN 978-1-929291-85-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: год ( ссылка ) - ^ «Ересь» . Католическая энциклопедия . Новый Адвент . 1912 год . Проверено 6 марта 2017 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Команда католических богословов (1969). «Богословские записки». В Паннетоне, Жорж; Карл Великий, Буржуа (ред.). богословия Краткое изложение догматического (на французском языке). Рекомендательное письмо Альфредо Оттавиани от 21 июля 1969 года . Труа-Ривьер: Les Éditions du Bien Public. стр. 19–20. OCLC 301544953 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэхилл, Джон (1955). Развитие богословских порицаний после Тридентского собора (1563–1709) . Студия Фрибургенсия. Том. NS 10. Фрибур, Швейцария: Университетское издательство.
{{cite book}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - Картехини, Сикст (1951). богословских заметок и критериях различения . О ценности их Рим: Григорианский папский университет.