Догма в католической церкви
Догма Богом Католической Церкви определяется как «истина, открытая , которую Учительство Церкви объявило обязательным». [1] В Катехизисе Католической Церкви говорится:
Учительство Церкви утверждает, что оно пользуется властью, которой оно обладает от Христа, в полной мере, когда оно определяет догматы, то есть когда оно предлагает в форме, обязывающей католиков к безоговорочной приверженности вере, истины, содержащиеся в божественном Откровении , или также когда оно предлагает определенным образом истины, имеющие необходимую связь с ними. [2]
Верующие обязаны принять учение как догму только в том случае, если Католическая церковь ясно и конкретно определяет их как догмы. [1]
Элементы: Священное Писание и традиция.
[ редактировать ]Понятие догмы состоит из двух элементов: 1) публичное откровение Бога, которое является божественным откровением , содержащимся в священном писании (письменном слове) и священной традиции , и 2) положение католической церкви, которое не только провозглашает догму. но также объявляет его обязательным для веры. Это может произойти посредством решения ex cathedra Папы Вселенским или окончательного заявления, сделанного Собором . [3] Истины, формально и явно открытые Богом, являются догмами в строгом смысле этого слова, когда они предлагаются или определяются церковью, например, статьи Никейского Символа веры , взятые из ранних церковных соборов. [4] Католицизм считает, что понимание Священного Писания продолжает со временем углубляться и созревать благодаря действию Святого Духа в истории церкви и в понимании этой веры христианами, оставаясь при этом идентичными по сути и содержанию. [5] Dei verbum гласит: «И священное предание, и Священное Писание следует принимать и почитать с одинаковым чувством преданности и почтения». [5]
Догма как божественная и католическая вера
[ редактировать ]Часть серии о |
Католическая церковь |
---|
Обзор |
Портал католической церкви |
Догма предполагает двоякое отношение: к божественному откровению и к авторитетному учению католической церкви. [4]
«Строгое значение догмы является объектом как Божественной веры (Fides Divina), так и католической веры (Fides Catholica) ; это объект Божественной веры (Fides Divina) в силу ее Божественного Откровения; это объект католической веры». (Fides Catholica) из-за его безошибочного доктринального определения Церковью. Если крещеный человек намеренно отрицает или сомневается в правильно так называемом догме, он виновен в грехе ереси [ . ...] и автоматически попадает под действие догмы наказание отлучением от церкви ». [6]
На рубеже 20-го века группа теологов, называемых модернистами, заявила, что догмы не пришли от Бога, а являются историческими проявлениями в данный момент. В энциклике Pascendi dominici gregis Папа Пий X осудил это учение в 1907 году. Католическая позиция состоит в том, что содержание догмы имеет божественное происхождение, то есть указанное содержание считается выражением объективной истины , которая не меняется. . [7]
Однако истины веры на протяжении веков провозглашались догматически. Случай, когда Папа делал это вне Вселенского Собора, редок, хотя в последнее время было два таких случая: Непорочное зачатие Марии в 1854 году и Успение Марии на небеса в 1950 году. И Папа Пий IX , и Папа Пий XII консультировались с Папой Римским. епископов всего мира, прежде чем провозгласить эти догматы . Движение за провозглашение пятой Марианской догмы « Посредница » и « Со-искупительница » находилось в стадии реализации в 1990-х годах. [8] но против него выступили епископы II , Ватиканского собора и с тех пор он столкнулся с сильным сопротивлением. [9] [10]
Раннее использование термина
[ редактировать ]Термин «Католическая догма» впервые был использован Винсентом Леринским (450 г.) и имел в виду «то, во что верили все, везде и всегда». [11] В 565 году император Юстиниан объявил решения первых вселенских соборов законом, «потому что они являются истинными догматами» Божиими . [11]
Вселенские Соборы издают догматы. Многие догматы – особенно от ранней Церкви ( Ефесский , Халкидонский ) до Тридентского Собора – были сформулированы против конкретных ересей . Более поздние догмы ( «Непорочное зачатие» и «Успение Марии» ) выражают величие Бога в связующем языке. По особой просьбе Папы Иоанна XXIII Второй Ватиканский Собор не провозгласил никаких догматов. Вместо этого он представил основные элементы католической веры более понятным пастырским языком. [12] Последние два догмата были произнесены Папами Римскими, Папой Пием IX в 1854 году и Папой Пием XII в 1950 году, о Непорочном Зачатии и Успении Пресвятой Девы Марии соответственно.
Католическое учение гласит, что благодаря Христу и Апостолам откровение было полным. Догматы, изданные после смерти его апостолов, не новы, а являются объяснением существующей веры. Неявные истины определяются как явные, как это было сделано в учении о Троице на Вселенских соборах. Карл Ранер пытается объяснить это аллегорическим предложением мужа жене: «Я люблю тебя»; это, несомненно, означает, что я верен тебе. [13] В V веке Винсент Леринский писал в «Общине» , что внутри церкви должен быть прогресс,
при условии, что это будет реальный прогресс, а не изменение веры. Ибо прогресс требует, чтобы предмет расширился сам по себе, изменился, чтобы он превратился во что-то другое. Таким образом, разум, знание, мудрость [...] отдельных лиц [...], а также [...] всей Церкви, должны с течением веков и столетий возрастать и приносить много пользы. и энергичный прогресс; но все же только в своем роде; то есть в той же доктрине, в том же смысле и в том же значении. [14]
Винсент прокомментировал Первое послание к Тимофею ( 6:20 ), что Тимофей для Винсента представлял «либо Вселенскую Церковь в целом, либо, в частности, все тело Прелатства», обязанностью которого является «владеть или сообщать другим полное знание религии», называемое залогом веры. По словам Винсента, залог веры был вверен, а не «придуман: дело не ума, а обучения; не частного усыновления, а общественной традиции». Винсент объяснил, что вы «получили золото, отдайте золото в свою очередь», а не заменитель или подделку. Винсент объяснил, что те, кто наделен «божественным даром», должны «умом, умением, ученостью» разъяснять и разъяснять «то, во что раньше верили, хотя и несовершенно воспринимали» – понимать «то, чему древность почитала, не понимая» и учить «те же истины» по-новому. [15] Церковь использует этот текст в своей интерпретации догматического развития. В 1870 году Первый Ватиканский Собор процитировал «Коммонитори» и заявил в догматической конституции Dei Filius , что «значение священных догматов должно сохраняться навечно», как только они были провозглашены Католической церковью, и «никогда не должно быть никаких отклонений». от этого значения на благовидном основании и названии более глубокого понимания». [16] [17] В 1964 году Второй Ватиканский Собор развил это в Lumen Gentium . [18] [а]
Классификация
[ редактировать ]По словам католического богослова Людвига Отта : [19]
Догмы классифицируются:
а) По содержанию различают: общие догмы (dogmata Generalia) и специальные догмы (dogmata Specialia). К первым принадлежат основные истины христианства, ко вторым — содержащиеся в них отдельные истины.
б) По их отношению к Разуму как: Чистые Догмы (dogmata pura) и Смешанные Догмы (dogmata mixta). Первое мы знаем исключительно через Божественное Откровение , например, Троицу ( тайны ), второе также благодаря Естественному Разуму , например, Существование Бога .
в) По способу, которым их предлагает Церковь, а именно: формальные догмы (dogmata formalia) и материальные догмы (dogmatamateria). Первые предлагаются для веры Учителем Церкви как истины Откровения ; последние так не предлагаются, и по этой причине они не являются догмами в строгом смысле слова.
г) По их отношению к спасению как: Необходимые догматы (dogmata necessaria) и ненужные догматы (dogmata non-necessaria). Все должны открыто верить в первое, чтобы достичь вечного спасения; для последней достаточно безоговорочной веры (fides implicita) (ср. Евр. II, 6).
Богословская уверенность
[ редактировать ]Учительство церкви направлено на защиту, сохранение и обучение божественным истинам, которые Бог открыл с непогрешимостью ( de fide ). Отвержение церковных авторитетных учений — это фактическое отрицание божественного откровения. считается смертный грех Ересью , если еретическое мнение придерживается при полном знании противоположных догматов церкви. Непогрешимость учительства распространяется также на учения, выведенные из таких истин ( fides ecclesiastica ). Эти церковные учения или «католические истины» ( veritates catholicae ) не являются частью божественного откровения, но тесно с ним связаны. Отказ от этих «вторичных» учений является ересью и влечет за собой потерю полного общения с Католической Церковью. [20] Существует больше степеней богословской уверенности. Эти различные степени называются богословскими записками . [21]
Примеры догматических определений
[ редактировать ]Вселенские соборы
[ редактировать ]- Никея I : божественное происхождение [22]
- Эфес : Мария – Богородица [23]
- Халкидон : Иисус — истинный человек, имеющий человеческое тело и человеческую душу. [24]
- Константинополь : Иисус — истинный Бог и имеет человеческую и божественную волю [25]
- Никея II : святые изображения могут быть созданы и заслуживают почитания, а не поклонения. [26]
- I Ватиканский собор : папская непогрешимость [27]
Совет Трента
[ редактировать ]дал Тридентский собор ряд догматических определений таинств и других верований и практик церкви, например следующие:
- Пресуществление [28]
- Чистилище [29]
- Печать («тайна») таинства исповеди неприкосновенна . [30]
- Многоженство – это грех [31]
Со стула
[ редактировать ]- Пий IX: Непорочное зачатие Марии [32]
- Пий XII: Успение Марии [33]
Папские буллы и энциклики
[ редактировать ]Папа Пий XII заявил в Humani Generis , что папские энциклики, даже если они не являются ex cathedra , тем не менее могут быть достаточно авторитетными, чтобы положить конец богословским дебатам по конкретному вопросу:
Не следует также думать, что изложенное в энцикликах само по себе не требует согласия, так как при написании таких писем Папы не осуществляют высшей власти своей учительской власти. Ибо этим вещам обучают с помощью обычного учительского авторитета, о котором верно сказать: «Слушающий вас, слушает Меня» ( Лк. 10:16 ); и вообще то, что излагается и внушается в энцикликах уже по другим причинам, относится к католическому учению. Но если Верховные Понтифики в своих официальных документах намеренно выносят суждение по вопросу, до сих пор являвшемуся спорным, то очевидно, что этот вопрос, по замыслу и воле Понтификов, не может больше считаться вопросом, открытым для обсуждения между богословы. [34]
Однако конец богословских дебатов не тождественен догматизации. На протяжении всей истории церкви ее представители обсуждали, является ли то или иное папское учение решающим словом или нет.
В 1773 году Лоренцо Риччи , дослушав слухи о том, что папа Климент XIV может распустить орден иезуитов , писал: «Совершенно невероятно, чтобы наместник Христа заявлял обратное, о чем его предшественник папа Климент XIII заявил в папской булле Apostolicum , в которой он защищал и защищал нас». Когда несколько дней спустя его спросили, примет ли он папское решение об отмене Климента XIII и роспуске Ордена иезуитов, Риччи ответил, что все, что решит Папа, должно быть священно для всех. [35]
В 1995 году возник вопрос о том, следует ли понимать апостольское письмо Ordinatio sacerdotalis , подтверждающее католическое учение о том, что только мужчины могут получить рукоположение, как принадлежащее залогу веры. Папа Иоанн Павел II писал: «Поэтому, чтобы устранить всякое сомнение в деле огромной важности, в деле, которое относится к самому божественному устройству Церкви, в силу Нашего служения утверждения братьев (ср. Лк 22: 32) Мы заявляем, что Церковь не имеет никакого права даровать священнический сан женщинам и что это решение должно окончательно соблюдаться всеми верными Церкви». Даллес [ который? ] В лекции для епископов США заявил, что « Ordinatio sacerdotalis непогрешимо не из-за апостольского письма или разъяснений кардинала Йозефа Ратцингера , а потому, что оно основано на широком спектре источников, Священных Писаний, постоянных традициях церкви». и обычное и универсальное учительство церкви: Папа Иоанн Павел II сформулировал истину, которой церковь безошибочно учила более двух тысяч лет. [36]
Критики Ordinatio Sacerdotalis , однако, отмечают, что оно не было обнародовано чрезвычайным папским магистериумом как заявление ex cathedra и, следовательно, не считается непогрешимым само по себе. [36]
Явления и откровения
[ редактировать ]Частные откровения имели место в Католической Церкви с самого начала. Например, рассказ о Богоматери Колонны явлении Иакову Старшему . Однако явления не являются частью священной традиции, поскольку это означало бы, что божественное откровение неполно , что, в свою очередь, означало бы, что Бог может усовершенствовать себя. [б]
Католическая церковь различает явления в рамках божественного откровения, такие как явления воскресшего Иисуса апостолам и знак женщины в Книге Откровения , и явления без божественного откровения, такие как Богоматерь Лурдская и Богоматерь Фатимская. – потому что век божественного откровения завершился с завершением Нового Завета, когда умер последний из Апостолов. [с]
Хотя Богоматерь Столпа появилась в апостольскую эпоху , это явление не является догмой, поскольку оно не является частью католической веры , Библии или священной традиции. Это местная традиция, отличная от священной традиции. [д]
Экуменические аспекты
[ редактировать ]Протестантское богословие со времен Реформации в значительной степени отрицательно относилось к термину «догма» . Ситуация изменилась в 20 веке, когда Карл Барт в своей книге «Kirchliche Dogmatik» заявил о необходимости систематических и обязательных догматов веры. [40]
Символ веры является наиболее полным, но не полным. [и] – краткое изложение важных католических догматов (первоначально оно использовалось во время обрядов крещения). Символ веры является частью воскресной литургии . Поскольку многие протестантские церкви сохранили старые версии Символа веры, экуменические рабочие группы встречаются, чтобы обсудить Символ веры как основу для лучшего понимания догмы. [41]
См. также
[ редактировать ]- Католическое догматическое богословие
- Католическая мариология # Догматические учения
- Справочник символов, определений и деклараций по вопросам веры и морали.
- Догматический факт
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Все верующие [...] не могут ошибаться в вопросах веры», когда народ Божий проявляет «проницательность в вопросах веры, когда [...] они демонстрируют всеобщее согласие в вопросах веры и морали». Это различение «осуществляется под руководством священного учения, в верном и уважительном порядке, в соответствии с которым народ Божий принимает то, что является не просто словом человеческим, но истинным словом Божьим. Благодаря этому народ Божий придерживается [...] вере, данной раз и навсегда святым, глубже проникает в нее правильным мышлением и полнее применяет ее в своей жизни». [18]
- ^ Христианская вера не может принять «откровения», которые претендуют на то, чтобы превзойти или исправить Откровение, исполнением которого является Христос, как это имеет место в некоторых нехристианских религиях, а также в некоторых недавних сектах, которые основываются на таких «откровениях». [37]
- ^ «Поэтому христианская экономика, поскольку это новый и окончательный Завет, никогда не прейдет; и не следует ожидать никакого нового публичного откровения до славного явления Господа нашего Иисуса Христа». И все же, даже если Бог не допускает новых откровений, это не было сделано полностью явно; Христианской вере остается постепенно, в течение столетий, осознать свое полное значение. [38]
- ^ Традицию следует отличать от различных богословских, дисциплинарных, литургических или религиозных традиций, зародившихся в поместных церквях с течением времени. Это особые формы, адаптированные к разным местам и временам, в которых выражается великая Традиция. В свете Традиции эти традиции могут быть сохранены, изменены или даже оставлены под руководством церковного учительства. [39]
- ^ Дополнительные догмы частично уточняют положения, содержащиеся в вероучении. Как бы то ни было, все они технически вытекают из пункта «и Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь», в котором содержится требование Церкви безошибочно устанавливать откровение.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шмаус, я, 54 года
- ↑ Катехизис 88. Архивировано 27 октября 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Отт, Людвиг (nd) [195X]. «ВВЕДЕНИЕ — §4. Понятие и классификация догм — 1.». В Бастибле, Джеймс (ред.). Основы католической догмы . Перевод Линча, Патрика. Форт-Коллинз, Колорадо: Римско-католические книги. стр. 4–5. ISBN 978-1-929291-85-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коглан, Дэниел. «Догма». Католическая энциклопедия Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1909. 11 июля 2019 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Слово Божие » . www.vatican.va Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ Отт, Людвиг (nd) [195X]. «ВВЕДЕНИЕ — §4. Понятие и классификация догм — 1.». В Бастибле, Джеймс (ред.). Основы католической догмы . Перевод Линча, Патрика. Форт-Коллинз, Колорадо: Римско-католические книги. п. 5. ISBN 978-1-929291-85-4 .
- ^ Отт, Людвиг (nd) [195X]. «ВВЕДЕНИЕ — §4. Понятие и классификация догм — 2.». В Бастибле, Джеймс (ред.). Основы католической догмы . Перевод Линча, Патрика. Форт-Коллинз, Колорадо: Римско-католические книги. п. 5. ISBN 978-1-929291-85-4 .
- ^ Марк Миравалле, 1993 «С Иисусом»: история Марии Со-искупительницы. ISBN 1-57918-241-0 стр. 11
- ^ «Со-Искупитель как догма?: Дейтонский университет, Огайо» . udayton.edu . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ "Папа называет глупостью идею объявить Марию соискупительницей" . cruxnow.com . 12 декабря 2019 года . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бейнерт 89
- ^ Бейнерт 90
- ^ Пир, 40
- ^ Коммониторий н. 54
- ^ Коммониторий н. 53
- ^ Сын Божий
- ^ Денцингер, н. 3020
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Свет язычников нет. 12 .
- ^ Отт, Людвиг (nd) [195X]. «ВВЕДЕНИЕ — §4. Понятие и классификация догм — 3.». В Бастибле, Джеймс (ред.). Основы католической догмы . Перевод Линча, Патрика. Форт-Коллинз, Колорадо: Римско-католические книги. стр. 5–6. ISBN 978-1-929291-85-4 .
- ^ Отт, Людвиг (1955). Основы католической догмы (6-е изд.). Б. Гердер Бук Ко, стр. 9–10. ISBN 089555805X .
- ^ «Словарь: Богословские заметки» . www.catholiccultural.org . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ ККЦ 465
- ^ ККЦ 466
- ^ ККЦ 467
- ^ ККЦ 475
- ^ ККЦ 477
- ^ ККЦ 891
- ^ Тридентский совет, сессия 13
- ^ Тридентский совет, сессия 25
- ^ Тридентский совет, сессия 14
- ^ Тридентский совет, сессия 24
- ^ Невыразимый Бог
- ^ Самый щедрый Бог
- ^ Папа Пий XII (1950). рода человеческого Из нет. 20
- ^ Людвиг фон Пастор, История Пап, XVI, 2 1961, 207-208.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вайгель, Джордж (2005). Свидетель надежды: биография Папы Иоанна Павла II . Нью-Йорк: Харпер. стр. 732–733.
- ↑ Катехизис 67. Архивировано 16 мая 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Катехизис 66
- ↑ Катехизис 83. Архивировано 27 октября 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Золликон Цюрих 1032-1970 Бейнерт 92
- ^ Бейнерт 199
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Догма ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Источники
[ редактировать ]- Бейнерт, Вольфганг (1988). Лексикон католической догматики (на немецком языке). Фрайбург: Гердер.
- Денцингер, Генрих; Хюнерманн, Питер; и др., ред. (2012). «Сборник вероучений, определений и деклараций по вопросам веры и морали». Enchiridionsymbolorum: сборник вероучений, определений и деклараций Католической церкви (43-е изд.). Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. ISBN 978-0898707465 .
- Даллес, Эйвери (1971). Выживание догмы: вера, авторитет и догма в меняющемся мире . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. OCLC 610489855 .
- Отт, Людвиг (1965). Очерк догматики (на немецком языке). Фрайбург: Гердер.
- Шмаус, Майкл (1982) [1955]. Католическая догматика (на немецком языке). Мюнхен.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из этого источника, который находится в свободном доступе : Винсент Леринский; Чарльз А. Хертли, пер. (1955) [1894, разные издательства]. « Община Винсента Леринского за древность и универсальность католической веры против светских новшеств всех ересей». В Шаффе, Филип ; Уэйс, Генри (ред.). Сульпитий Север, Винсент Леринский, Иоанн Кассиан . Избранная библиотека никейских и постникейских отцов христианской церкви. Вторая серия. Том. 11 (Переиздание). Гранд-Рапидс: Б. Эрдманс. OCLC 16266414 – через эфирную библиотеку Christian Classics .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Генрих, Иоганн Б. (1900). Юппер, Филипп (ред.). Учебник католической догматики (на немецком языке). Майнц: Франц Кирхгайм. OCLC 858663925 .
- Отт, Людвиг (nd) [195X]. «ВВЕДЕНИЕ — §4.-§8.». В Бастибле, Джеймс (ред.). Основы католической догмы . Перевод Линча, Патрика. Римско-католические книги. стр. 4–10. ISBN 978-1-929291-85-4 .
- Даллес, Эйвери (1971). «Меняющиеся формы веры». Выживание догмы . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. стр. 17–31 . OCLC 610489855 .
- Даллес, Эйвери (1970). «Наставничество и власть в Церкви» . В Дивайне, Джордж (ред.). Богословие в революции: Труды Теологического общества колледжа . Статен-Айленд: Общество Святого Павла. стр. 29–45 . ISBN 9780818901768 . Ежегодный съезд Теологического общества колледжей, Чикаго, 6–8 апреля 1969 г.
- Ранер, Карл (1968). «Богословие и Магистериум». Теологический дайджест : 4–17.
- Ранер, Карл (1968). «Исторические аспекты теологии». Теологический дайджест : 30–42. ISSN 0040-5728 .
- Ранер, Карл (1966). «Что такое догматическое утверждение?». Богословские исследования . Том. 5. стр. 42–66.
- Симмонс, Фрэнсис (1968). Непогрешимость и доказательства . Спрингфилд, Иллинойс: Темплгейт.