Jump to content

Католически-восточно-православные отношения

Папа Франциск и Вселенский Патриарх Варфоломей

Отношения католиков и восточно-православных за последнее столетие потеплели, поскольку обе церкви поддерживают диалог милосердия. Второй Ватиканский Собор (1962–1965) открыл новую эру отношений Римской Церкви с Православной Церковью, нежно описывая православных как «отдельных братьев» с действительными таинствами и апостольским священством. [ 1 ] Православная церковь , с другой стороны, призвала местные церкви подготовиться к будущему диалогу на Третьей Всеправославной конференции на Родосе (1964 г.) и с тех пор участвовала в нескольких экуменических усилиях с Ватиканом. [ 2 ] [ 3 ] Примечательно, что в 1965 году Папа Павел VI и Вселенский патриарх Константинопольский Афинагор I совместно отменили взаимное отлучение от церкви 1054 года . [ 4 ]

Католическая церковь и Восточная православная церковь разорвали общение во время раскола между Востоком и Западом в 1054 году . Хотя неформальное разделение между Востоком и Западом существовало и до раскола, это были внутренние споры, происходящие под эгидой признанной «единой, святой, соборной и апостольской Церкви» Никейского Символа веры . Только после формального раскола XI века стало очевидно, что две отдельные церкви существуют и, таким образом, начинают отношения. Раскол вызвал огромное сожаление с обеих сторон. [ 5 ] [ 6 ] ибо это противоречит увещеванию Иисуса Христа, «чтобы все были едины» ( Иоанна 17:21 ). Терзания прошлого побудили обе стороны, особенно в последние десятилетия, работать над восстановлением христианского единства посредством экуменических усилий.

Исторические отношения

[ редактировать ]

Восток и Запад были двумя центрами влияния на протяжении всей христианской истории. [ 7 ] Хотя неформальный раскол существовал и раньше, в 1054 году было официально объявлено о взаимном отлучении , что привело к разрыву отношений и возникновению раскола . [ 8 ] Было предпринято множество попыток восстановить союз, в первую очередь на Втором Лионском соборе и Флорентийском соборе , которые в конечном итоге оказались безуспешными. [ 9 ] Единственное примирение, которое было достигнуто, связано с созданием Восточных Католических Церквей , которые также вызывают беспокойство у Восточных Православных . [ 10 ]

Раскол и отчуждение

[ редактировать ]

« Великий раскол » означает непрекращающийся разрыв общения между католической и православной семьями. [ 11 ] Историки раскола традиционно, следуя по стопам Эдварда Гиббона , [ 12 ] признал 1054 год водоразделом разрыва отношений между восточной и западной сферами христианского мира. В этом смысле раскол можно понимать как событие; взаимное отлучение от церкви, изданное в 1054 году. [ 6 ] [ 13 ] Однако идея окончательного разрыва была поставлена ​​под сомнение более современными учеными, которые преуменьшают важность этой конкретной даты. [ 14 ]

Однако этот распад стал кульминацией процесса дистанцирования, который разворачивался на протяжении предыдущих столетий. [ 15 ] Таким образом, раскол можно с полным правом понимать как продолжающийся процесс разделения между греческим Востоком и латинским Западом, начавшийся примерно в 900 году. [ 11 ]

Основной причиной раскола часто признаются экклезиологические разногласия. [ 16 ] В частности, епископа Рима растущие претензии на универсальную юрисдикцию . Однако превосходство этого фактора является предметом серьезных споров; многие ученые придают большее значение теологическому [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] или политический [ 20 ] вместо этого разногласия.

Неудивительно, что отношения сразу после раскола были враждебными, учитывая, что Августин диагностировал моральное происхождение раскола как «ненависть между братьями». [ 21 ] Феномен культурного отчуждения между Латинским Западом и греческим Востоком имеет решающее значение для понимания исторических отношений между католической и православной церквями. [ 22 ] Разница, например, выражалась в языке соответствующих сфер. В результате общение стало более напряженным, а некоторые плодотворные работы не были переведены обеими сторонами. [ 23 ]

Это привело к расколу богословской традиции в обеих средах. Восточные богословы больше опирались на труды греческой философии , тогда как на Западе римская система права умы богословов пронизывала . Одно из ключевых разногласий касалось природы и функции Церкви: фундаментальная экклезиология. Разрыв отношений также был подчеркнут спором о Filioque пункт «и Сын» ( filioque на латыни) для описания исхождения Святого Духа , когда Рим в 1014 году вставил в Никейский Символ веры . Православные утверждают, что это изменение было сделано в нарушение 7-го правила Эфесского Собора . [ Примечания 1 ]

Резня латинян

[ редактировать ]

Резня латинян — крупномасштабная резня католиков (называемых «латинянами») в Константинополе, столице Восточной Римской империи, совершенной восточно-православным населением города 11 апреля 1182 года. Резня была спровоцирована ряд факторов, в том числе растущее недовольство византийцев по отношению к латинянам, которые стали доминировать в политической и экономической жизни империи, а также опасения византийцев, что Латиняне пытались подорвать свою православную веру. [ 24 ]

Резня началась, когда большая толпа византийцев напала на Латинский квартал города. Толпа убила сотни латинян, в том числе женщин и детей, разграбила и сожгла их дома и предприятия. Резня продолжалась несколько дней, пока византийским властям не удалось навести порядок. Точное количество людей, убитых или вынужденных бежать во время резни латинян, неизвестно, но, по оценкам, основная часть латинской общины в Константинополе, составлявшая в то время около 60 000 человек, была либо убита, либо вынуждена бежать. по Евстафию Солунскому . проданы рабство в Султанату Особенно сильно пострадали генуэзская и пизанская общины: около 4000 выживших были Рум . [ 25 ]

Резня латинян оказала глубокое влияние на отношения между православной и католической церквями. Резня привела к ужесточению отношений с обеих сторон, и двум церквям стало намного труднее примирить свои разногласия. Резня также нанесла ущерб положению Византийской империи на Западе и способствовала ее окончательному упадку. [ 26 ] [ 27 ]

Разграбление Константинополя

[ редактировать ]

В апреле 1204 года армии католических крестоносцев захватили и разграбили Константинополь , тогдашнюю столицу Византийской империи и резиденцию Восточной Православной Церкви. После разграбления города большая часть территорий Византийской империи была поделена между крестоносцами. Разграбление Константинополя стало поворотным моментом в средневековой истории . Решение крестоносцев атаковать крупнейший христианский город в мире было беспрецедентным и вызвало сразу же споры. Сообщения о грабежах и жестокостях крестоносцев возмутили и ужаснули православный мир; Византийская империя осталась намного беднее, меньше и, в конечном итоге, менее способной защитить себя от последовавших за ней сельджукских и османских завоеваний; Таким образом, действия крестоносцев напрямую ускорили распад христианского мира на востоке и в конечном итоге способствовали более позднему османскому завоеванию.

Через восемьсот лет после Четвертого крестового похода дважды Папа Иоанн Павел II выразил сожаление по поводу событий Четвертого крестового похода. В 2001 году он написал: «Трагично, что нападавшие, стремившиеся обеспечить свободный доступ христиан на Святую Землю, обратились против своих братьев по вере. Тот факт, что они были латинскими христианами, вызывает у католиков глубокое сожаление». В 2004 году, когда Варфоломей I находился Константинопольский Патриарх с визитом в Ватикане , Иоанн Павел II спросил: «Как мы можем на расстоянии восьми столетий не разделить боль и отвращение?». [ 28 ] В апреле 2004 года в речи по случаю 800-летия взятия города Вселенский патриарх Варфоломей I официально принял извинения. «Дух примирения сильнее ненависти», — сказал он во время литургии, на которой присутствовал римско-католический архиепископ Филипп Барбарен Лиона, Франция, . «Мы с благодарностью и уважением принимаем ваш сердечный жест в связи с трагическими событиями Четвертого крестового похода. Это факт, что здесь, в городе, 800 лет назад было совершено преступление». [ 29 ]

Второй Лионский совет

[ редактировать ]

Второй Лионский собор в 1274 году был попыткой примирения, созванной Папой Григорием X. На соборе присутствовало более 300 епископов, которые обсуждали союз Востока и Запада. Папа Григорий X отслужил мессу в честь праздника Петра и Павла, на которой присутствовали обе стороны. Греки признали оспариваемую оговорку Filioque . [ нужна ссылка ] что позволило на мгновение достичь воссоединения. Однако это длилось недолго, поскольку, хотя император Михаил VIII Палеолог с энтузиазмом относился к воссоединению, [ 30 ] восточное духовенство было в значительной степени против решений собора. [ 31 ] Следовательно, когда его сын Андроник II Палеолог стал императором, он отказался от союза.

Совет Флоренции

[ редактировать ]
Совет Флоренции

1438–1445 Ферраро-Флорентийский собор годов был наиболее заметной исторической попыткой достижения экуменического единства. Западная церковь разослала своим греческим коллегам письма с энтузиазмом по поводу будущего единства. Они собрались с целью достижения доктринального согласия и прекращения раскола. Присутствовавшие греки в конечном итоге приняли пункт о филиокве , а также латинский взгляд на Евхаристию , чистилище и папское первенство .

Бык единства, Laetentur Caeli , привел к полному воссоединению; провозглашен представителями всех пяти патриарших кафедр. Свидетельство единства наиболее сенсационно проявлялось в участии в литургиях друг друга. [ 32 ] а также растущее признание соответствующих святоотеческих традиций.

Это длилось недолго, поскольку восточные православные решили позже отказаться от союза. [ 33 ] вызванный антизападными настроениями низшего класса и падением Константинополя турками в 1453 году. Наряду с антагонизмом существовали продолжающиеся разногласия по теологическим вопросам, которые рассматривались на соборе: филиокве , чистилище и папское первенство. [ 34 ] Православные утверждали, что Флорентийский собор не следует считать действительным Вселенским собором , поскольку он не следует традиционному методу. [ 35 ] В конечном итоге Флоренция продемонстрировала огромную трудность объединения.

Восточно-католические церкви

[ редактировать ]

Несмотря на неудачу Флоренции, в последующие столетия отношения были довольно крепкими. [ 36 ] Восточно -католические церкви возникли из движения, которое стремилось вступить в полное общение с Папой, сохранив при этом элементы своих традиционных литургических практик и канонических правил. Вот список восточно-католических церквей, берущих свое начало в Восточной Православной Церкви:

Многие православные критиковали то, что они уничижительно называют « униатством », как неадекватный метод исцеления раскола. [ 37 ] Ведущий православный богослов и епископ Каллистос Уэр назвал такой подход католиков, особенно Общества Иисуса, «политикой троянского коня». [ 38 ] Более того, протоиерей Владислав Цыпин даже заявил, что сегодня это главный фактор, мешающий православным и католикам наладить отношения. [ 39 ] Сторонники униатов, в основном католики, смотрят на эти церкви как на мост между двумя христианскими общинами, стремящийся к полному воссоединению. Тем не менее, после Второго Ватиканского Собора Католическая Церковь дистанцировалась от униатизма как подхода к обретению прочного единства. [ 40 ]

Современные отношения

[ редактировать ]

Современные отношения между Католической и Православной церквями характеризуются стремлением к экуменизму и диалогу. [ 41 ] Второй Ватиканский Собор сыграл важную роль в изменении пастырского подхода католической церкви к отношениям с православными. [ 42 ] Однако, несмотря на эту новую открытость, многие православные по-прежнему колеблются. [ 43 ] особенно в свете недавних событий и продолжающихся дебатов по таким темам, как различие сущности и энергии .


Второй Ватиканский Собор

Второй Ватиканский Собор

[ редактировать ]

Второй Ватиканский Собор стал переломным моментом в пастырском подходе Католической Церкви. [ 44 ] В период с 1962 по 1965 год более двух тысяч епископов были приглашены в Рим, чтобы обсудить, как Церковь будет противостоять вызовам современного мира. Церковь, по словам Питера А. Хаффа, в значительной степени перенаправила свою заботу с внутренней стабильности на внешний диалог. [ 45 ] Семнадцать православных церквей направили на собор наблюдателей, которые участвовали в дискуссиях, в частности, по вопросам экуменизма между двумя церквями. [ 46 ] Одной из главных задач совета было достижение единства всех христиан. [ 1 ]

Примечательно, что по завершении собора Папа Павел VI и православный патриарх Афинагор взаимно отменили свои соответствующие отлучения от церкви в Совместной католико-православной декларации 1965 года . [ 47 ] Однако это во многом символизировало намерения в конечном итоге восстановить полное общение между церквями. [ 48 ]

Диалог и экуменизм

[ редактировать ]

Декрет II Ватиканского собора об экуменизме стимулировал усилия католиков по налаживанию связей с православными на протяжении последних 60 лет. [ Примечания 2 ] Диалог, имевший место между 1963 и 1979 годами, был описан как «диалог милосердия». [ 49 ] Это перешло в «диалог доктрин» со ссылкой на историю и традицию ранней Церкви. [ 50 ] Последующие папы решили читать Никейский Символ веры с восточными патриархами в соответствии с текстом до добавления о Филиокве пункта . За последние десятилетия православные несколько раз взаимодействовали с Ватиканом, в частности, Патриарх Варфоломей I присутствовал на молитвенном собрании в Ассизи .

Совместная богословская комиссия Между Святым Престолом и четырнадцатью автокефальными православными церквями была создана . В 1980 году Комиссия впервые встретилась на Родосе, где опубликовала совместный подготовительный документ, в котором говорилось, что более глубокое понимание таинств будет способствовать дальнейшему диалогу. [ 51 ]

Еще одна проблема, которая была прояснена, — это разногласия относительно характера спора. Для многих католиков основным вопросом является вопрос авторитета, который имеет отношение к экклезиологии . Они считают православных не еретиками , а просто раскольниками , поскольку не признают верховенства папы . В качестве альтернативы православные часто диагностируют проблему как прежде всего теологическую , указывая на еретические католические догматические учения о непорочном зачатии и папской непогрешимости .

Различие сущности-энергии

[ редактировать ]

Сегодня одним из ключевых тестов богословской гармонизации является различие между сущностью и энергией . [ 52 ] Фома Аквинский умер по дороге на Второй Лионский собор в 1274 году, созванный для решения проблемы раскола между Востоком и Западом. « божественной простоты Его объяснение » виртуального различия между сущностью Бога и энергиями — это одна сторона дискуссии; [ 53 ] Другая сторона была сформулирована афонским монахом-исихастом Григорием Паламой , современником Фомы Аквинского, который приводил доводы в пользу реального различия между сущностью и энергиями Бога. [ 54 ] Этот вопрос имеет большую актуальность, поскольку касается того, как человек познает Творца и относится к нему.

Последние события

[ редактировать ]

В 2018 году экуменические усилия еще больше осложнились напряженностью между Русской Православной Церковью и Греческой Православной Церковью , в результате которой Вселенский Патриарх основал независимую Украинскую Православную Церковь . [ 55 ] Исследование Pew показало, что по состоянию на 2017 год 35% православных практикующих выступают за общение с католической церковью. Поддержка православно-католического единства была самой высокой среди православных в Румынии (62%) и самой низкой среди русских православных (17%). Среди католиков в опрошенных странах 38% поддержали единство по сравнению с 30%, которые выступили против него. Поддержка «Единства» была самой высокой среди украинских католиков (74% за) и самой низкой среди литовских католиков (24% за). [ 56 ]

Двусторонние отношения Римско-католической церкви с автокефальными восточно-православными церквями

[ редактировать ]

Отношения между Римско-католической церковью и Александрийской греческой православной церковью

[ редактировать ]

Греческий Православный Патриархат Александрии и всей Африки активно участвует в экуменическом диалоге с Римско-Католической Церковью. В 1968 году, при интронизации Патриарха Александрийского Николая VI , делегация Римско-Католической Церкви передала Александрийскому Патриархату частицу мощей святителя Марка , основателя Александрийской Церкви. встреча Папы Франциска и Патриарха Александрийского Феодора II . В 2013 году в Риме состоялась [ 57 ] 28 апреля 2017 года Патриарх Феодор II в Каире принял участие в совместной экуменической молитве с Папой Франциском, Коптским Папой Тавадросом II Патриархом и Константинопольским Варфоломеем . [ 58 ]

Видение единства

[ редактировать ]

Перспективы на будущее

[ редактировать ]

Католическая церковь выразила глубокое желание залечить раскол, чтобы Церковь могла «дышать двумя легкими». [ 59 ] Православные, однако, продолжают настаивать на том, что первенство Римского епископа ограничивается первенством чести. [ 60 ] Это заключено во фразе primus inter pares (лат. «первый среди равных»). Учитывая, что Католическая церковь признает нечто большее, чем просто различие в чести, очевидно, что одной стороне необходимо пойти на компромисс в этом вопросе. В настоящее время нет никаких признаков компромисса такого рода в ближайшем будущем.

Несмотря на устойчивые различия между католической и православной церквями, некоторые ученые считают, что основная проблема, останавливающая прогресс, носит поведенческий, а не доктринальный характер. [ 61 ] Таким образом, Роберт Ф. Тафт, SJ, считал, что ответом на проблемы церквей является экуменическая наука, которая ищет понимания, а не конфронтации. [ 62 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Эфесский собор, Канон 7: «Незаконно кому-либо выдвигать, писать или сочинять иную (ἑτέραν) веру как соперницу той, которую установили святые отцы, собравшиеся со Святым Духом в Никее. А те, кто осмелится составить иную веру или представить или предложить ее лицам, желающим обратиться к признанию истины, будь то из язычества, или из иудаизма, или из какой-либо ереси, будут низложены, если они будут епископами. или священнослужители; епископы из епископата и священнослужители из духовенства; а если они миряне, то они будут преданы анафеме».
  2. ^ Unitatis redintegratio (Декрет об экуменизме): «Но Господь веков мудро и терпеливо следует плану благодати от нашего имени, грешников. В последнее время больше, чем когда-либо прежде, Он возбуждает разделенных христиан к раскаянию в к их разделениям и стремлению к единству. Повсюду многие почувствовали импульс этой благодати, и среди наших разделенных братьев также день ото дня увеличивается движение, поощряемое благодатью. Святого Духа, для восстановления единства среди всех христиан. Это движение к единству называется «экуменическим»... Термин «экуменическое движение» обозначает инициативы и действия, запланированные и предпринимаемые в соответствии с различными потребностями Церкви и по мере возможности способствовать христианскому единству. Это: во-первых, все усилия избегать выражений, суждений и действий, которые не отражают истинно и справедливо положение наших разделенных братьев и тем самым затрудняют взаимоотношения с ними; затем «диалог» между компетентными экспертами из разных Церквей и Общин. На этих встречах, организованных в религиозном духе, каждый более подробно объясняет учение своего Причастия и ясно выявляет его отличительные особенности. В таком диалоге каждый получает более истинное знание и более справедливую оценку учения и религиозной жизни обеих Общин. Кроме того, подготовлен путь для сотрудничества между ними в обязанностях на общее благо человечества, которых требует всякое христианское сознание; и там, где это допускается, там совершается общая молитва. Наконец, всем предлагается проверить свою верность воле Христа для Церкви и, соответственно, энергично взяться за задачу обновления и реформации».
  1. ^ Jump up to: а б «Реинтеграция части (21 ноября 1964 г.)» . www.vatican.va Проверено 29 апреля 2019 г.
  2. ^ «Отношения Католической Церкви и Православной Церкви» . www.apostolicpilgrimage.org . Проверено 29 апреля 2019 г.
  3. ^ «Декларация, подписанная Папой Иоанном Павлом II и Патриархом Варфоломеем I (29 июня 1995 г.)» . www.ewtn.com . Проверено 29 апреля 2019 г.
  4. ^ «Совместная католико-православная декларация (7 декабря 1965 г.)» . w2.vatican.va . Проверено 29 апреля 2019 г.
  5. ^ Клиневерк, Лоран (2008). Его сломанное тело: понимание и исцеление раскола между католической и восточно-православной церквями . Вашингтон: Издательство Консорциума Университета Евклида. п. 33.
  6. ^ Jump up to: а б Конгар, Ив (1959). Спустя девятьсот лет: предпосылки раскола между Восточной и Западной церквями . Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. стр. 73 . ISBN  9780585238005 .
  7. ^ Чедвик, Генри (2003). Восток и Запад: возникновение раскола в церкви: от апостольских времен до Флорентийского собора . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-926457-5 .
  8. ^ Лаут, Эндрю (2007). Греческий Восток и Латинский Запад: Церковь, 681–1071 гг. н.э. Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии. п. 271.
  9. ^ Дворник, Фрэнсис (1948). Фотианский раскол: история и легенда . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 4 .
  10. ^ Фэйи, Майкл (июнь 1997 г.). «Обзор работы: ЦЕРКОВНОЕ ЕДИНСТВО: СОЮЗ ИЛИ УНИАТИЗМ? КАТОЛИКО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ. Серия спокойных лекций, № 13, Эрнст С. Саттнер, Брайан МакНил». Гарвардские украинские исследования . 21 :240 – через JSTOR.
  11. ^ Jump up to: а б Клиневерк. на. идти . п. 29.
  12. ^ Гиббон, Эдвард (1857). Упадок и падение Римской империи . Нью-Йорк: Харпер и братья. п. 571. [Т] легаты папы в 1054 году нашей эры возложили на алтарь Святой Софии ужасную анафему... и по этой молнии мы можем датировать завершение раскола.
  13. ^ Саузерн, Ричард (1970). Западное общество и церковь в средние века . Хармондсворт. стр. 67–69.
  14. ^ Хейт, Роджер (2004). Христианская община в истории . Том. 1: Историческая экклезиология. Нью-Йорк: Международная издательская группа Continuum. п. 289. ИСБН  978-0-8264-1630-8 . Не следует понимать, что [Раскол Востока и Запада] произошел во время взаимных отлучений [1054 года] ... [Скорее] только один фактор в гораздо более длинной и масштабной истории, включающей культурные, политические и теологические факторы.
  15. ^ Фан, Питер (2000). Дар Церкви: Учебник экклезиологии в честь Патрика Грэнфилда, OSB . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. п. 37. ИСБН  978-0-8146-5931-1 . Расхождение Восточной и Западной церквей, приведшее в конечном итоге к расколу Востока и Запада, было многовековым процессом, находившимся под влиянием множества политических, культурных и теологических факторов.
  16. ^ Клиневерк. на. идти . п. 28.
  17. ^ Смит, Махлон (1978). И взятие хлеба: Керуларий и спор об Азиме 1054 года . Париж: Editions Beauchesne.
  18. ^ Эриксон, Джон (1970). «Квасное и пресное: некоторые богословские последствия раскола 1054 года». Свято-Владимирский богословский ежеквартальный журнал . 14 : 155–76.
  19. ^ Уэлен, Бретт (2007). «Переосмысление раскола 1054 года: власть, ересь и латинский обряд». Традицио . 62 : 1–24. дои : 10.1017/S0362152900000519 .
  20. ^ Байер, Аксель (2004). Разделение христианства: так называемый восточный раскол 1054 г. (2-е изд.). Геттинген, Германия: Болау Верлаг. п. 209. ИСБН  3412142042 .
  21. ^ Августин. О крещении против донатистов . Том I.II. гл. 16.
  22. ^ Каждый, Джордж (1966). Непонимание между Востоком и Западом . Луисвилл, Кентукки: John Knox Press. стр. 26–29.
  23. ^ Эйден, Николс (2010). Рим и восточные церкви (2-е изд.). Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. стр. 100-1 151–153. ISBN  978-1-58617-282-4 .
  24. ^ Фоссье, Роберт (1986). Кембриджский иллюстрированный журнал по истории Средневековья . Интернет-архив. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 489–524. ISBN  978-0-521-26644-4 .
  25. ^ Фоссье, Роберт (1986). Кембриджский иллюстрированный журнал по истории Средневековья . Интернет-архив. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 506–508. ISBN  978-0-521-26644-4 .
  26. ^ Груши, Эдвин (1886). Падение Константинополя: история Четвертого крестового похода . Харпер и братья. п. 140.
  27. ^ Бейкер, Дерек (1 ноября 2009 г.). Отношения Востока и Запада в средние века: статьи . Издатели транзакций. п. 70. ИСБН  978-1-4128-3290-8 .
  28. ^ «Папа выражает извинения за буйство крестоносцев в 1204 году» . www.telegraph.co.uk . Проверено 5 декабря 2021 г.
  29. ^ «Новости - выпуск 33 | В общении» . 13 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2009 г. Проверено 5 декабря 2021 г.
  30. ^ Геанакоплос, Дено (1958). Император Михаил Палеолог и Запад, 1256-1282: исследование византийских латинских отношений . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  31. ^ Никол, Дональд (21 марта 2016 г.). «Византийская реакция на Второй Лионский собор 1274 года». Исследования по истории церкви . 7 : 113–146. дои : 10.1017/S0424208400016491 .
  32. ^ Гилл, Джозеф (2011). Флорентийский совет . Издательство Кембриджского университета. стр. 302–303 .
  33. ^ Джилл. на цитируется стр. 390.
  34. ^ Гриневич. Флорентийская уния . стр. 167–184.
  35. ^ Мейендорф, Джон (2002). «Флорентийский совет: причины исторических неудач»: 404. Анализируя дебаты во Флоренции, было бы справедливо отметить, что совет обсуждал некоторые проблемные вопросы, не принимая никакого решения, в то время как другие вопросы он решал без должного обсуждения. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  36. ^ Уэр, Каллистос (1972). Д. Бейкер (ред.). «Православие и католики в семнадцатом веке: раскол или межобщение?». Исследования по истории церкви . 9 : 259–276. дои : 10.1017/S042420840000588X . S2CID   163450438 .
  37. ^ "Современное состояние отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами: официальный взгляд, Алексей Дикарев | Русская Православная Церковь" (in Russian) . Retrieved 2019-05-01 .
  38. ^ Посуда. на. цит. 65.
  39. ^ «Униатский фактор в отношениях Православной Церкви и Ватикана» . Православие.RU . Проверено 1 мая 2019 г.
  40. ^ Анжели-Мурзаку, Инес (2009). Возвращение домой в Рим: монахи-василиане Гроттаферрата в Албании . Христианский Восток. п. 247.
  41. ^ Брокгауз, Ханна. «Папа Франциск: католиков и православных объединяет «экуменизм крови» » . Католическое информационное агентство . Проверено 13 мая 2019 г.
  42. ^ «Второй Ватиканский собор и экуменическое движение» . www.usccb.org . Проверено 13 мая 2019 г.
  43. ^ «Православные не заинтересованы в воссоединении с Римом» . Национальный католический репортер . 01.06.2017 . Проверено 13 мая 2019 г.
  44. Папа Павел VI (6 августа 1975 г.). Общая аудитория. Речь.
  45. ^ Хафф, Питер А. (2012). Голос II Ватиканского собора: слова для нашей церкви сегодня . Лигуори.
  46. ^ Бордеяну, Раду (2018). «Православные наблюдатели на Втором Ватиканском соборе и внутриправославная динамика» . Богословские исследования . 79 : 86–106. дои : 10.1177/0040563917744818 .
  47. ^ «Католико-православная декларация» . 08.02.2014. Архивировано из оригинала 8 февраля 2014 г. Проверено 7 мая 2019 г.
  48. ^ CJ Dumont (1974). «Снятие анафемы 1054 года (7 декабря 1965 г.) и ее значение в современной экуменической конъюнктуре», в изд. А. Блейна, « Экуменический мир православной цивилизации». Гаага и Париж. стр. 193-214.
  49. ^ Николс. оп. цит. п. 357.
  50. ^ Николс. там же. стр. 357-358.
  51. ^ «Объединенная международная комиссия по теологическому диалогу между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью» . www.vatican.va . Проверено 7 мая 2019 г.
  52. ^ Джей Дайер (26 марта 2019 г.), Дебаты: классический теист против Джея Дайера о Паламе и Фоме Аквинском - несотворенные энергии , получено 12 мая 2019 г.
  53. ^ Аквинский, Фома (2012). «Вопрос 28: Божественные отношения». Сумма теологии . Часть 1: Прима Парс. Милтон Кейнс: Authentic Media Limited. ISBN  978-1-78078-958-3 .
  54. ^ Палама, Григорий. Триады . III. 2.8.
  55. ^ Смолкин, Виктория. «Почему многовековой религиозный спор вокруг Православной Церкви Украины имеет значение сегодня» . Разговор . Проверено 7 мая 2019 г.
  56. ^ «Православные христиане поддерживают ключевую церковную политику | Pew Research Center» . Исследование Пью . 08.11.2017 . Проверено 8 мая 2019 г.
  57. ^ «Папа принял греческого православного патриарха Александрии и всей Африки» . Ватиканское радио . 30 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 19 февраля 2021 г.
  58. ^ «Историческая экуменическая молитва в Египте о мире и единстве» . Всемирный совет церквей . 2017-04-30. Архивировано из оригинала 19 февраля 2021 г.
  59. Папа Иоанн Павел II (25 мая 1995 г.). Ут Унум Синт . нет. 54. Проверено 9 июня 2019 г.
  60. ^ Шмеманн, Александр (1992). «Идея первенства в православной экклезиологии». в изд. Дж. Мейендорфа, Первенство Петра: Очерки экклезиологии и ранней церкви. Издательство Свято-Владимирской семинарии. «Фатальная ошибка универсальной экклезиологии [в том, что она] отождествляет первенство с властью, превращая последнюю из служения в Церкви во власть над Церковью».
  61. ^ Тафт, Роберт (2013). «Представления и реалии в православно-католических отношениях сегодня: размышления о прошлом, перспективы на будущее». в под ред. Г. Демакопулоса и А. Папаниколау, «Православные конструкции Запада». Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. п. 37.
  62. ^ Тафт. там же . п. 38.

Библиография

[ редактировать ]
  • Николс, Эйден. Рим и Восточные церкви . 2-е изд., Игнатиус Пресс, 2010.
  • Клиневерк, Лоран. Его сломанное тело: понимание и исцеление раскола между Римско-католической и Восточно-православной церквями . Издательство Консорциума Университета Евклида, 2008.
  • Борелли, Джон и Джон Х. Эриксон, редактор. В поисках единства: православные и католики в диалоге: документы совместной международной комиссии и официальных диалогов в США, 1965-1995 гг . Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1996.
  • Криссавгис, Джон, редактор. Диалог любви: Нарушая молчание веков . Издательство Фордхэмского университета, 2014.
  • Чедвик, Генри. Восток и Запад: возникновение раскола в церкви: от апостольских времен до Флорентийского собора . Издательство Оксфордского университета, 2003.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0865697835962f55393689196165f1a9__1724084820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/08/a9/0865697835962f55393689196165f1a9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Catholic–Eastern Orthodox relations - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)