Католически-восточно-православные отношения
![]() |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Католически-восточно-православные отношения |
---|
Обзор |
Отношения католиков и восточно-православных за последнее столетие потеплели, поскольку обе церкви поддерживают диалог милосердия. Второй Ватиканский Собор (1962–1965) открыл новую эру отношений Римской Церкви с Православной Церковью, нежно описывая православных как «отдельных братьев» с действительными таинствами и апостольским священством. [ 1 ] Православная церковь , с другой стороны, призвала местные церкви подготовиться к будущему диалогу на Третьей Всеправославной конференции на Родосе (1964 г.) и с тех пор участвовала в нескольких экуменических усилиях с Ватиканом. [ 2 ] [ 3 ] Примечательно, что в 1965 году Папа Павел VI и Вселенский патриарх Константинопольский Афинагор I совместно отменили взаимное отлучение от церкви 1054 года . [ 4 ]
Католическая церковь и Восточная православная церковь разорвали общение во время раскола между Востоком и Западом в 1054 году . Хотя неформальное разделение между Востоком и Западом существовало и до раскола, это были внутренние споры, происходящие под эгидой признанной «единой, святой, соборной и апостольской Церкви» Никейского Символа веры . Только после формального раскола XI века стало очевидно, что две отдельные церкви существуют и, таким образом, начинают отношения. Раскол вызвал огромное сожаление с обеих сторон. [ 5 ] [ 6 ] ибо это противоречит увещеванию Иисуса Христа, «чтобы все были едины» ( Иоанна 17:21 ). Терзания прошлого побудили обе стороны, особенно в последние десятилетия, работать над восстановлением христианского единства посредством экуменических усилий.
Исторические отношения
[ редактировать ]Восток и Запад были двумя центрами влияния на протяжении всей христианской истории. [ 7 ] Хотя неформальный раскол существовал и раньше, в 1054 году было официально объявлено о взаимном отлучении , что привело к разрыву отношений и возникновению раскола . [ 8 ] Было предпринято множество попыток восстановить союз, в первую очередь на Втором Лионском соборе и Флорентийском соборе , которые в конечном итоге оказались безуспешными. [ 9 ] Единственное примирение, которое было достигнуто, связано с созданием Восточных Католических Церквей , которые также вызывают беспокойство у Восточных Православных . [ 10 ]
Раскол и отчуждение
[ редактировать ]« Великий раскол » означает непрекращающийся разрыв общения между католической и православной семьями. [ 11 ] Историки раскола традиционно, следуя по стопам Эдварда Гиббона , [ 12 ] признал 1054 год водоразделом разрыва отношений между восточной и западной сферами христианского мира. В этом смысле раскол можно понимать как событие; взаимное отлучение от церкви, изданное в 1054 году. [ 6 ] [ 13 ] Однако идея окончательного разрыва была поставлена под сомнение более современными учеными, которые преуменьшают важность этой конкретной даты. [ 14 ]
Однако этот распад стал кульминацией процесса дистанцирования, который разворачивался на протяжении предыдущих столетий. [ 15 ] Таким образом, раскол можно с полным правом понимать как продолжающийся процесс разделения между греческим Востоком и латинским Западом, начавшийся примерно в 900 году. [ 11 ]
Основной причиной раскола часто признаются экклезиологические разногласия. [ 16 ] В частности, епископа Рима растущие претензии на универсальную юрисдикцию . Однако превосходство этого фактора является предметом серьезных споров; многие ученые придают большее значение теологическому [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] или политический [ 20 ] вместо этого разногласия.
Неудивительно, что отношения сразу после раскола были враждебными, учитывая, что Августин диагностировал моральное происхождение раскола как «ненависть между братьями». [ 21 ] Феномен культурного отчуждения между Латинским Западом и греческим Востоком имеет решающее значение для понимания исторических отношений между католической и православной церквями. [ 22 ] Разница, например, выражалась в языке соответствующих сфер. В результате общение стало более напряженным, а некоторые плодотворные работы не были переведены обеими сторонами. [ 23 ]
Это привело к расколу богословской традиции в обеих средах. Восточные богословы больше опирались на труды греческой философии , тогда как на Западе римская система права умы богословов пронизывала . Одно из ключевых разногласий касалось природы и функции Церкви: фундаментальная экклезиология. Разрыв отношений также был подчеркнут спором о Filioque пункт «и Сын» ( filioque на латыни) для описания исхождения Святого Духа , когда Рим в 1014 году вставил в Никейский Символ веры . Православные утверждают, что это изменение было сделано в нарушение 7-го правила Эфесского Собора . [ Примечания 1 ]
Резня латинян
[ редактировать ]Резня латинян — крупномасштабная резня католиков (называемых «латинянами») в Константинополе, столице Восточной Римской империи, совершенной восточно-православным населением города 11 апреля 1182 года. Резня была спровоцирована ряд факторов, в том числе растущее недовольство византийцев по отношению к латинянам, которые стали доминировать в политической и экономической жизни империи, а также опасения византийцев, что Латиняне пытались подорвать свою православную веру. [ 24 ]
Резня началась, когда большая толпа византийцев напала на Латинский квартал города. Толпа убила сотни латинян, в том числе женщин и детей, разграбила и сожгла их дома и предприятия. Резня продолжалась несколько дней, пока византийским властям не удалось навести порядок. Точное количество людей, убитых или вынужденных бежать во время резни латинян, неизвестно, но, по оценкам, основная часть латинской общины в Константинополе, составлявшая в то время около 60 000 человек, была либо убита, либо вынуждена бежать. по Евстафию Солунскому . проданы рабство в Султанату Особенно сильно пострадали генуэзская и пизанская общины: около 4000 выживших были Рум . [ 25 ]
Резня латинян оказала глубокое влияние на отношения между православной и католической церквями. Резня привела к ужесточению отношений с обеих сторон, и двум церквям стало намного труднее примирить свои разногласия. Резня также нанесла ущерб положению Византийской империи на Западе и способствовала ее окончательному упадку. [ 26 ] [ 27 ]
Разграбление Константинополя
[ редактировать ]В апреле 1204 года армии католических крестоносцев захватили и разграбили Константинополь , тогдашнюю столицу Византийской империи и резиденцию Восточной Православной Церкви. После разграбления города большая часть территорий Византийской империи была поделена между крестоносцами. Разграбление Константинополя стало поворотным моментом в средневековой истории . Решение крестоносцев атаковать крупнейший христианский город в мире было беспрецедентным и вызвало сразу же споры. Сообщения о грабежах и жестокостях крестоносцев возмутили и ужаснули православный мир; Византийская империя осталась намного беднее, меньше и, в конечном итоге, менее способной защитить себя от последовавших за ней сельджукских и османских завоеваний; Таким образом, действия крестоносцев напрямую ускорили распад христианского мира на востоке и в конечном итоге способствовали более позднему османскому завоеванию.
Через восемьсот лет после Четвертого крестового похода дважды Папа Иоанн Павел II выразил сожаление по поводу событий Четвертого крестового похода. В 2001 году он написал: «Трагично, что нападавшие, стремившиеся обеспечить свободный доступ христиан на Святую Землю, обратились против своих братьев по вере. Тот факт, что они были латинскими христианами, вызывает у католиков глубокое сожаление». В 2004 году, когда Варфоломей I находился Константинопольский Патриарх с визитом в Ватикане , Иоанн Павел II спросил: «Как мы можем на расстоянии восьми столетий не разделить боль и отвращение?». [ 28 ] В апреле 2004 года в речи по случаю 800-летия взятия города Вселенский патриарх Варфоломей I официально принял извинения. «Дух примирения сильнее ненависти», — сказал он во время литургии, на которой присутствовал римско-католический архиепископ Филипп Барбарен Лиона, Франция, . «Мы с благодарностью и уважением принимаем ваш сердечный жест в связи с трагическими событиями Четвертого крестового похода. Это факт, что здесь, в городе, 800 лет назад было совершено преступление». [ 29 ]
Второй Лионский совет
[ редактировать ]Второй Лионский собор в 1274 году был попыткой примирения, созванной Папой Григорием X. На соборе присутствовало более 300 епископов, которые обсуждали союз Востока и Запада. Папа Григорий X отслужил мессу в честь праздника Петра и Павла, на которой присутствовали обе стороны. Греки признали оспариваемую оговорку Filioque . [ нужна ссылка ] что позволило на мгновение достичь воссоединения. Однако это длилось недолго, поскольку, хотя император Михаил VIII Палеолог с энтузиазмом относился к воссоединению, [ 30 ] восточное духовенство было в значительной степени против решений собора. [ 31 ] Следовательно, когда его сын Андроник II Палеолог стал императором, он отказался от союза.
Совет Флоренции
[ редактировать ]
1438–1445 Ферраро-Флорентийский собор годов был наиболее заметной исторической попыткой достижения экуменического единства. Западная церковь разослала своим греческим коллегам письма с энтузиазмом по поводу будущего единства. Они собрались с целью достижения доктринального согласия и прекращения раскола. Присутствовавшие греки в конечном итоге приняли пункт о филиокве , а также латинский взгляд на Евхаристию , чистилище и папское первенство .
Бык единства, Laetentur Caeli , привел к полному воссоединению; провозглашен представителями всех пяти патриарших кафедр. Свидетельство единства наиболее сенсационно проявлялось в участии в литургиях друг друга. [ 32 ] а также растущее признание соответствующих святоотеческих традиций.
Это длилось недолго, поскольку восточные православные решили позже отказаться от союза. [ 33 ] вызванный антизападными настроениями низшего класса и падением Константинополя турками в 1453 году. Наряду с антагонизмом существовали продолжающиеся разногласия по теологическим вопросам, которые рассматривались на соборе: филиокве , чистилище и папское первенство. [ 34 ] Православные утверждали, что Флорентийский собор не следует считать действительным Вселенским собором , поскольку он не следует традиционному методу. [ 35 ] В конечном итоге Флоренция продемонстрировала огромную трудность объединения.
Восточно-католические церкви
[ редактировать ]Несмотря на неудачу Флоренции, в последующие столетия отношения были довольно крепкими. [ 36 ] Восточно -католические церкви возникли из движения, которое стремилось вступить в полное общение с Папой, сохранив при этом элементы своих традиционных литургических практик и канонических правил. Вот список восточно-католических церквей, берущих свое начало в Восточной Православной Церкви:
- церковь ( 1595-1795 униатская ) Русинская
- Византийская (русинская) католическая церковь ( 1646 г. )
- Венгерская греко-католическая церковь (1912 г.)
- Словацкая греко-католическая церковь (2008 г.)
- Румынская греко-католическая церковь (1698 г.)
- Мелькитская греко-католическая церковь (1724 г.)
- Итало-албанская католическая церковь (1731 г.)
- Греко-католическая церковь Хорватии и Сербии (1777 г.)
- Болгарская греко-католическая церковь (1861 г.)
- Греко-византийско-католическая церковь (1880 г.)
- Албанская греко-католическая церковь (1939)
- Македонская греко-католическая церковь (2001 г.)
Многие православные критиковали то, что они уничижительно называют « униатством », как неадекватный метод исцеления раскола. [ 37 ] Ведущий православный богослов и епископ Каллистос Уэр назвал такой подход католиков, особенно Общества Иисуса, «политикой троянского коня». [ 38 ] Более того, протоиерей Владислав Цыпин даже заявил, что сегодня это главный фактор, мешающий православным и католикам наладить отношения. [ 39 ] Сторонники униатов, в основном католики, смотрят на эти церкви как на мост между двумя христианскими общинами, стремящийся к полному воссоединению. Тем не менее, после Второго Ватиканского Собора Католическая Церковь дистанцировалась от униатизма как подхода к обретению прочного единства. [ 40 ]
Современные отношения
[ редактировать ]Современные отношения между Католической и Православной церквями характеризуются стремлением к экуменизму и диалогу. [ 41 ] Второй Ватиканский Собор сыграл важную роль в изменении пастырского подхода католической церкви к отношениям с православными. [ 42 ] Однако, несмотря на эту новую открытость, многие православные по-прежнему колеблются. [ 43 ] особенно в свете недавних событий и продолжающихся дебатов по таким темам, как различие сущности и энергии .

Второй Ватиканский Собор
[ редактировать ]Второй Ватиканский Собор стал переломным моментом в пастырском подходе Католической Церкви. [ 44 ] В период с 1962 по 1965 год более двух тысяч епископов были приглашены в Рим, чтобы обсудить, как Церковь будет противостоять вызовам современного мира. Церковь, по словам Питера А. Хаффа, в значительной степени перенаправила свою заботу с внутренней стабильности на внешний диалог. [ 45 ] Семнадцать православных церквей направили на собор наблюдателей, которые участвовали в дискуссиях, в частности, по вопросам экуменизма между двумя церквями. [ 46 ] Одной из главных задач совета было достижение единства всех христиан. [ 1 ]
Примечательно, что по завершении собора Папа Павел VI и православный патриарх Афинагор взаимно отменили свои соответствующие отлучения от церкви в Совместной католико-православной декларации 1965 года . [ 47 ] Однако это во многом символизировало намерения в конечном итоге восстановить полное общение между церквями. [ 48 ]
Диалог и экуменизм
[ редактировать ]Декрет II Ватиканского собора об экуменизме стимулировал усилия католиков по налаживанию связей с православными на протяжении последних 60 лет. [ Примечания 2 ] Диалог, имевший место между 1963 и 1979 годами, был описан как «диалог милосердия». [ 49 ] Это перешло в «диалог доктрин» со ссылкой на историю и традицию ранней Церкви. [ 50 ] Последующие папы решили читать Никейский Символ веры с восточными патриархами в соответствии с текстом до добавления о Филиокве пункта . За последние десятилетия православные несколько раз взаимодействовали с Ватиканом, в частности, Патриарх Варфоломей I присутствовал на молитвенном собрании в Ассизи .
Совместная богословская комиссия Между Святым Престолом и четырнадцатью автокефальными православными церквями была создана . В 1980 году Комиссия впервые встретилась на Родосе, где опубликовала совместный подготовительный документ, в котором говорилось, что более глубокое понимание таинств будет способствовать дальнейшему диалогу. [ 51 ]
Еще одна проблема, которая была прояснена, — это разногласия относительно характера спора. Для многих католиков основным вопросом является вопрос авторитета, который имеет отношение к экклезиологии . Они считают православных не еретиками , а просто раскольниками , поскольку не признают верховенства папы . В качестве альтернативы православные часто диагностируют проблему как прежде всего теологическую , указывая на еретические католические догматические учения о непорочном зачатии и папской непогрешимости .
Различие сущности-энергии
[ редактировать ]Сегодня одним из ключевых тестов богословской гармонизации является различие между сущностью и энергией . [ 52 ] Фома Аквинский умер по дороге на Второй Лионский собор в 1274 году, созванный для решения проблемы раскола между Востоком и Западом. « божественной простоты Его объяснение » виртуального различия между сущностью Бога и энергиями — это одна сторона дискуссии; [ 53 ] Другая сторона была сформулирована афонским монахом-исихастом Григорием Паламой , современником Фомы Аквинского, который приводил доводы в пользу реального различия между сущностью и энергиями Бога. [ 54 ] Этот вопрос имеет большую актуальность, поскольку касается того, как человек познает Творца и относится к нему.
Последние события
[ редактировать ]В 2018 году экуменические усилия еще больше осложнились напряженностью между Русской Православной Церковью и Греческой Православной Церковью , в результате которой Вселенский Патриарх основал независимую Украинскую Православную Церковь . [ 55 ] Исследование Pew показало, что по состоянию на 2017 год 35% православных практикующих выступают за общение с католической церковью. Поддержка православно-католического единства была самой высокой среди православных в Румынии (62%) и самой низкой среди русских православных (17%). Среди католиков в опрошенных странах 38% поддержали единство по сравнению с 30%, которые выступили против него. Поддержка «Единства» была самой высокой среди украинских католиков (74% за) и самой низкой среди литовских католиков (24% за). [ 56 ]
Двусторонние отношения Римско-католической церкви с автокефальными восточно-православными церквями
[ редактировать ]Отношения между Римско-католической церковью и Александрийской греческой православной церковью
[ редактировать ]Греческий Православный Патриархат Александрии и всей Африки активно участвует в экуменическом диалоге с Римско-Католической Церковью. В 1968 году, при интронизации Патриарха Александрийского Николая VI , делегация Римско-Католической Церкви передала Александрийскому Патриархату частицу мощей святителя Марка , основателя Александрийской Церкви. встреча Папы Франциска и Патриарха Александрийского Феодора II . В 2013 году в Риме состоялась [ 57 ] 28 апреля 2017 года Патриарх Феодор II в Каире принял участие в совместной экуменической молитве с Папой Франциском, Коптским Папой Тавадросом II Патриархом и Константинопольским Варфоломеем . [ 58 ]
Видение единства
[ редактировать ]Перспективы на будущее
[ редактировать ]Католическая церковь выразила глубокое желание залечить раскол, чтобы Церковь могла «дышать двумя легкими». [ 59 ] Православные, однако, продолжают настаивать на том, что первенство Римского епископа ограничивается первенством чести. [ 60 ] Это заключено во фразе primus inter pares (лат. «первый среди равных»). Учитывая, что Католическая церковь признает нечто большее, чем просто различие в чести, очевидно, что одной стороне необходимо пойти на компромисс в этом вопросе. В настоящее время нет никаких признаков компромисса такого рода в ближайшем будущем.
Несмотря на устойчивые различия между католической и православной церквями, некоторые ученые считают, что основная проблема, останавливающая прогресс, носит поведенческий, а не доктринальный характер. [ 61 ] Таким образом, Роберт Ф. Тафт, SJ, считал, что ответом на проблемы церквей является экуменическая наука, которая ищет понимания, а не конфронтации. [ 62 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Эфесский собор, Канон 7: «Незаконно кому-либо выдвигать, писать или сочинять иную (ἑτέραν) веру как соперницу той, которую установили святые отцы, собравшиеся со Святым Духом в Никее. А те, кто осмелится составить иную веру или представить или предложить ее лицам, желающим обратиться к признанию истины, будь то из язычества, или из иудаизма, или из какой-либо ереси, будут низложены, если они будут епископами. или священнослужители; епископы из епископата и священнослужители из духовенства; а если они миряне, то они будут преданы анафеме».
- ^ Unitatis redintegratio (Декрет об экуменизме): «Но Господь веков мудро и терпеливо следует плану благодати от нашего имени, грешников. В последнее время больше, чем когда-либо прежде, Он возбуждает разделенных христиан к раскаянию в к их разделениям и стремлению к единству. Повсюду многие почувствовали импульс этой благодати, и среди наших разделенных братьев также день ото дня увеличивается движение, поощряемое благодатью. Святого Духа, для восстановления единства среди всех христиан. Это движение к единству называется «экуменическим»... Термин «экуменическое движение» обозначает инициативы и действия, запланированные и предпринимаемые в соответствии с различными потребностями Церкви и по мере возможности способствовать христианскому единству. Это: во-первых, все усилия избегать выражений, суждений и действий, которые не отражают истинно и справедливо положение наших разделенных братьев и тем самым затрудняют взаимоотношения с ними; затем «диалог» между компетентными экспертами из разных Церквей и Общин. На этих встречах, организованных в религиозном духе, каждый более подробно объясняет учение своего Причастия и ясно выявляет его отличительные особенности. В таком диалоге каждый получает более истинное знание и более справедливую оценку учения и религиозной жизни обеих Общин. Кроме того, подготовлен путь для сотрудничества между ними в обязанностях на общее благо человечества, которых требует всякое христианское сознание; и там, где это допускается, там совершается общая молитва. Наконец, всем предлагается проверить свою верность воле Христа для Церкви и, соответственно, энергично взяться за задачу обновления и реформации».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Реинтеграция части (21 ноября 1964 г.)» . www.vatican.va Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ «Отношения Католической Церкви и Православной Церкви» . www.apostolicpilgrimage.org . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ «Декларация, подписанная Папой Иоанном Павлом II и Патриархом Варфоломеем I (29 июня 1995 г.)» . www.ewtn.com . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ «Совместная католико-православная декларация (7 декабря 1965 г.)» . w2.vatican.va . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ Клиневерк, Лоран (2008). Его сломанное тело: понимание и исцеление раскола между католической и восточно-православной церквями . Вашингтон: Издательство Консорциума Университета Евклида. п. 33.
- ^ Jump up to: а б Конгар, Ив (1959). Спустя девятьсот лет: предпосылки раскола между Восточной и Западной церквями . Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. стр. 73 . ISBN 9780585238005 .
- ^ Чедвик, Генри (2003). Восток и Запад: возникновение раскола в церкви: от апостольских времен до Флорентийского собора . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926457-5 .
- ^ Лаут, Эндрю (2007). Греческий Восток и Латинский Запад: Церковь, 681–1071 гг. н.э. Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии. п. 271.
- ^ Дворник, Фрэнсис (1948). Фотианский раскол: история и легенда . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 4 .
- ^ Фэйи, Майкл (июнь 1997 г.). «Обзор работы: ЦЕРКОВНОЕ ЕДИНСТВО: СОЮЗ ИЛИ УНИАТИЗМ? КАТОЛИКО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ. Серия спокойных лекций, № 13, Эрнст С. Саттнер, Брайан МакНил». Гарвардские украинские исследования . 21 :240 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б Клиневерк. на. идти . п. 29.
- ^ Гиббон, Эдвард (1857). Упадок и падение Римской империи . Нью-Йорк: Харпер и братья. п. 571.
[Т] легаты папы в 1054 году нашей эры возложили на алтарь Святой Софии ужасную анафему... и по этой молнии мы можем датировать завершение раскола.
- ^ Саузерн, Ричард (1970). Западное общество и церковь в средние века . Хармондсворт. стр. 67–69.
- ^ Хейт, Роджер (2004). Христианская община в истории . Том. 1: Историческая экклезиология. Нью-Йорк: Международная издательская группа Continuum. п. 289. ИСБН 978-0-8264-1630-8 .
Не следует понимать, что [Раскол Востока и Запада] произошел во время взаимных отлучений [1054 года] ... [Скорее] только один фактор в гораздо более длинной и масштабной истории, включающей культурные, политические и теологические факторы.
- ^ Фан, Питер (2000). Дар Церкви: Учебник экклезиологии в честь Патрика Грэнфилда, OSB . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. п. 37. ИСБН 978-0-8146-5931-1 .
Расхождение Восточной и Западной церквей, приведшее в конечном итоге к расколу Востока и Запада, было многовековым процессом, находившимся под влиянием множества политических, культурных и теологических факторов.
- ^ Клиневерк. на. идти . п. 28.
- ^ Смит, Махлон (1978). И взятие хлеба: Керуларий и спор об Азиме 1054 года . Париж: Editions Beauchesne.
- ^ Эриксон, Джон (1970). «Квасное и пресное: некоторые богословские последствия раскола 1054 года». Свято-Владимирский богословский ежеквартальный журнал . 14 : 155–76.
- ^ Уэлен, Бретт (2007). «Переосмысление раскола 1054 года: власть, ересь и латинский обряд». Традицио . 62 : 1–24. дои : 10.1017/S0362152900000519 .
- ^ Байер, Аксель (2004). Разделение христианства: так называемый восточный раскол 1054 г. (2-е изд.). Геттинген, Германия: Болау Верлаг. п. 209. ИСБН 3412142042 .
- ^ Августин. О крещении против донатистов . Том I.II. гл. 16.
- ^ Каждый, Джордж (1966). Непонимание между Востоком и Западом . Луисвилл, Кентукки: John Knox Press. стр. 26–29.
- ^ Эйден, Николс (2010). Рим и восточные церкви (2-е изд.). Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. стр. 100-1 151–153. ISBN 978-1-58617-282-4 .
- ^ Фоссье, Роберт (1986). Кембриджский иллюстрированный журнал по истории Средневековья . Интернет-архив. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 489–524. ISBN 978-0-521-26644-4 .
- ^ Фоссье, Роберт (1986). Кембриджский иллюстрированный журнал по истории Средневековья . Интернет-архив. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 506–508. ISBN 978-0-521-26644-4 .
- ^ Груши, Эдвин (1886). Падение Константинополя: история Четвертого крестового похода . Харпер и братья. п. 140.
- ^ Бейкер, Дерек (1 ноября 2009 г.). Отношения Востока и Запада в средние века: статьи . Издатели транзакций. п. 70. ИСБН 978-1-4128-3290-8 .
- ^ «Папа выражает извинения за буйство крестоносцев в 1204 году» . www.telegraph.co.uk . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ «Новости - выпуск 33 | В общении» . 13 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2009 г. Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Геанакоплос, Дено (1958). Император Михаил Палеолог и Запад, 1256-1282: исследование византийских латинских отношений . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Никол, Дональд (21 марта 2016 г.). «Византийская реакция на Второй Лионский собор 1274 года». Исследования по истории церкви . 7 : 113–146. дои : 10.1017/S0424208400016491 .
- ^ Гилл, Джозеф (2011). Флорентийский совет . Издательство Кембриджского университета. стр. 302–303 .
- ^ Джилл. на цитируется стр. 390.
- ^ Гриневич. Флорентийская уния . стр. 167–184.
- ^ Мейендорф, Джон (2002). «Флорентийский совет: причины исторических неудач»: 404.
Анализируя дебаты во Флоренции, было бы справедливо отметить, что совет обсуждал некоторые проблемные вопросы, не принимая никакого решения, в то время как другие вопросы он решал без должного обсуждения.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Уэр, Каллистос (1972). Д. Бейкер (ред.). «Православие и католики в семнадцатом веке: раскол или межобщение?». Исследования по истории церкви . 9 : 259–276. дои : 10.1017/S042420840000588X . S2CID 163450438 .
- ^ "Современное состояние отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами: официальный взгляд, Алексей Дикарев | Русская Православная Церковь" (in Russian) . Retrieved 2019-05-01 .
- ^ Посуда. на. цит. 65.
- ^ «Униатский фактор в отношениях Православной Церкви и Ватикана» . Православие.RU . Проверено 1 мая 2019 г.
- ^ Анжели-Мурзаку, Инес (2009). Возвращение домой в Рим: монахи-василиане Гроттаферрата в Албании . Христианский Восток. п. 247.
- ^ Брокгауз, Ханна. «Папа Франциск: католиков и православных объединяет «экуменизм крови» » . Католическое информационное агентство . Проверено 13 мая 2019 г.
- ^ «Второй Ватиканский собор и экуменическое движение» . www.usccb.org . Проверено 13 мая 2019 г.
- ^ «Православные не заинтересованы в воссоединении с Римом» . Национальный католический репортер . 01.06.2017 . Проверено 13 мая 2019 г.
- ↑ Папа Павел VI (6 августа 1975 г.). Общая аудитория. Речь.
- ^ Хафф, Питер А. (2012). Голос II Ватиканского собора: слова для нашей церкви сегодня . Лигуори.
- ^ Бордеяну, Раду (2018). «Православные наблюдатели на Втором Ватиканском соборе и внутриправославная динамика» . Богословские исследования . 79 : 86–106. дои : 10.1177/0040563917744818 .
- ^ «Католико-православная декларация» . 08.02.2014. Архивировано из оригинала 8 февраля 2014 г. Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ CJ Dumont (1974). «Снятие анафемы 1054 года (7 декабря 1965 г.) и ее значение в современной экуменической конъюнктуре», в изд. А. Блейна, « Экуменический мир православной цивилизации». Гаага и Париж. стр. 193-214.
- ^ Николс. оп. цит. п. 357.
- ^ Николс. там же. стр. 357-358.
- ^ «Объединенная международная комиссия по теологическому диалогу между Римско-Католической Церковью и Православной Церковью» . www.vatican.va . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Джей Дайер (26 марта 2019 г.), Дебаты: классический теист против Джея Дайера о Паламе и Фоме Аквинском - несотворенные энергии , получено 12 мая 2019 г.
- ^ Аквинский, Фома (2012). «Вопрос 28: Божественные отношения». Сумма теологии . Часть 1: Прима Парс. Милтон Кейнс: Authentic Media Limited. ISBN 978-1-78078-958-3 .
- ^ Палама, Григорий. Триады . III. 2.8.
- ^ Смолкин, Виктория. «Почему многовековой религиозный спор вокруг Православной Церкви Украины имеет значение сегодня» . Разговор . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ «Православные христиане поддерживают ключевую церковную политику | Pew Research Center» . Исследование Пью . 08.11.2017 . Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ «Папа принял греческого православного патриарха Александрии и всей Африки» . Ватиканское радио . 30 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 19 февраля 2021 г.
- ^ «Историческая экуменическая молитва в Египте о мире и единстве» . Всемирный совет церквей . 2017-04-30. Архивировано из оригинала 19 февраля 2021 г.
- ↑ Папа Иоанн Павел II (25 мая 1995 г.). Ут Унум Синт . нет. 54. Проверено 9 июня 2019 г.
- ^ Шмеманн, Александр (1992). «Идея первенства в православной экклезиологии». в изд. Дж. Мейендорфа, Первенство Петра: Очерки экклезиологии и ранней церкви. Издательство Свято-Владимирской семинарии. «Фатальная ошибка универсальной экклезиологии [в том, что она] отождествляет первенство с властью, превращая последнюю из служения в Церкви во власть над Церковью».
- ^ Тафт, Роберт (2013). «Представления и реалии в православно-католических отношениях сегодня: размышления о прошлом, перспективы на будущее». в под ред. Г. Демакопулоса и А. Папаниколау, «Православные конструкции Запада». Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. п. 37.
- ^ Тафт. там же . п. 38.
Библиография
[ редактировать ]- Николс, Эйден. Рим и Восточные церкви . 2-е изд., Игнатиус Пресс, 2010.
- Клиневерк, Лоран. Его сломанное тело: понимание и исцеление раскола между Римско-католической и Восточно-православной церквями . Издательство Консорциума Университета Евклида, 2008.
- Борелли, Джон и Джон Х. Эриксон, редактор. В поисках единства: православные и католики в диалоге: документы совместной международной комиссии и официальных диалогов в США, 1965-1995 гг . Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1996.
- Криссавгис, Джон, редактор. Диалог любви: Нарушая молчание веков . Издательство Фордхэмского университета, 2014.
- Чедвик, Генри. Восток и Запад: возникновение раскола в церкви: от апостольских времен до Флорентийского собора . Издательство Оксфордского университета, 2003.