Русинская униатская церковь
Часть серии о |
Восточное христианство |
---|
Русская униатская церковь ( белорусский : Руская уніяцкая царква , латинизированный : Ruskaja unijackaja carkva ; украинский : Руська унійна церква , латинизированный : Rus'ka uniyna tserkva ; латынь : Ecclesia Ruthena unita ; польский : Ruski Kościół Unicki ) была церковью особой католической . Церковь на территории Речи Посполитой . Он был создан в 1595/1596 годах тем духовенством Восточной Православной Церкви , которое подписалось на Брестскую унию . При этом они перешли к от Вселенского Константинопольского Патриархата Святому Престолу .
Церковь имела единую митрополичью территорию — митрополию Киевскую, Галицкую и всей Малороссии . Формирование церкви привело к высокой степени конфронтации среди русинов , например, к убийству архиепарха Иосафата Кунцевича в 1623 году. Противники унии называли членов церкви « униатами », хотя католические документы сегодня больше не используют этот термин из-за его восприятия. отрицательные обертоны. [1]
Фон
[ редактировать ]Киевская Русь — это церковное и культурное описание земель Восточной Руси в эпоху высокого средневековья . Греческими и латинскими эквивалентами Руси были Ῥῶς («Рос»), Руссия и Малороссия . Это была империя, а не национальное государство, поскольку в ней было много княжеств и некоторое количество неславянских народов. Ко времени Брестской унии эти названия охватывали все восточнославянские народы и земли независимо от того, принадлежали ли они политически Великому княжеству Московскому , Великому княжеству Литовскому , Короне Польской или Венгерской Короне . Руси приняли христианство в его византийской форме в то же время, как поляки приняли его в латинской форме ; Литовцы в основном оставались язычниками до позднего средневековья, прежде чем их дворянство приняло латинскую форму политического союза с поляками. Расширению Великого княжества Литовского на восток способствовали мирные договоры и смешанные браки шляхты, когда она столкнулась с внешней угрозой монгольского нашествия на Киевскую Русь. . [2] Этнически католиками Речи Посполитой были поляки, немцы и литовцы.
Во время протестантской Реформации 16 века и Католическая церковь в Речи Посполитой, и Русинская церковь пережили период упадка. Русинская Церковь была церковью народа без государственности. Поляки считали русинов покоренным народом. Со временем военное и политическое господство Литвы покончило с русинскими автономиями. Невыгодный политический статус русинского народа также повлиял на статус их церкви и подорвал ее способность к реформированию и обновлению. Более того, они не могли рассчитывать на поддержку Матери-Церкви в Константинополе или своих единоверцев в Москве. Таким образом, русинская церковь находилась в более слабом положении, чем католическая церковь в Речи Посполитой.
Упадок Русинской Церкви в Речи Посполитой
[ редактировать ]И католическая, и русинская церкви пострадали от политики выдвижения кандидатур на высшие бенефиции со стороны короля, безразличия дворянства и низкого уровня духовного образования и дисциплины. [3] Монархи использовали назначения на епископы в качестве награды верным государственным служащим. [4] После митрополита Иосифа II Солтана (1509–1522) среди кандидатов на епископы отсутствуют имена знатных родов. Хотя знатные семьи могли бы получить номинации, если бы они позаботились, но, поскольку они этого не сделали, кандидаты поступали от более бедного дворянства и бюргеров. [5] Святители продолжали вести тот образ жизни, к которому привыкли миряне: участвовали в набегах, занимались торговлей и кредитованием. Русинская Церковь не имела соборных глав , которые могли бы восполнить недостатки епископов. [6]
Уровень образования русинского крестьянства в XVI веке падал. [7] Это было одной из главных причин церковного упадка и одним из препятствий на пути обновления. Для простых людей их религией был ритуализм; посещение часто ограничивалось крещением и церковными погребениями.
Церковь побежденного народа
[ редактировать ]Поляки считали русинов покоренным народом. Таким образом, русины стали людьми второго сорта в обществе, их культура была отсталой по сравнению с другими этническими группами Содружества. Это задержало восстановление церкви после нападений Реформации. Хотя русинское дворянство имело равные права с польским дворянством, к XV веку его ряды поредели из-за войн и волн эмиграции на восток. Занявшие их место поляки пришли контролировать сейм . Если русинская аристократия хотела извлечь выгоду из своего равенства, ей пришлось стать католиком и поляком. Смешанные браки сыграли большую роль в ассимиляции русинской аристократии; обычно преобладала католическая вера. В результате в Галичине и на Подолье осталось немного православных аристократических семей . [8] Ко второй половине шестнадцатого века у русской знати не было причин чувствовать себя дискриминируемыми. Они сохранили свое богатство, имели доступ к высшим должностям и были приняты в обществе наравне с католической знатью. Впитав в себя польскую форму западной культуры, они также были первыми, кто был потерян для русинского народа. С потерей элиты Русинская церковь и народ все больше теряли руководство, представительство в правительстве и благотворителей для программ, спонсируемых церковью.
В то время как католическая церковь в Содружестве успешно сопротивлялась призывам Реформации, русинская церковь продолжала приходить в упадок. Русинская элита искала помощи извне. Патриарх в Константинополе не мог послать ни помощи, ни учителей. Протестантская помощь была для многих из них неприемлема. Поэтому они обратились к Папе в надежде, что он обуздает эксцессы польских католиков против католиков-русинов. Таким образом, они также надеялись, что принятие русинской иерархии в католическое сообщество также приведет к принятию русинской элиты в политическую структуру Речи Посполитой.
Церковная структура
[ редактировать ]До раздела Польши
[ редактировать ]На момент переговоров об унии в составе Речи Посполитой было восемь русинских епископств: [10]
- Сама Киевская митрополия, в которой были следующие суфражистские епархии и архиепископии (архиепархии):
- Полоцкая архиепархия (находится на территории современного государства Беларусь )
- Брест-Литовская епархия . Епископ также носил титул «епископа Владимира » на Волыни.
- Луцкая и Острожская епархия также на Волыни. Во время Северной войны Волынь была оккупирована русскими войсками и епархия была обращена в православие до вывода войск.
- Епархия Туровская и Пинская крае . в Полесском
- Львовская епархия
- Хелмская епархия
- Епархия Пшемысль и Самбор
Позже Смоленская архиепархия была возведена . Карпатская Русь не входила в состав Речи Посполитой.
После раздела Польши
[ редактировать ]После разделов государства-преемники относились к униатской церкви по-другому. Это список епархий, возникших после разделов Речи Посполитой (1772–1795):
- В составе Российской Империи
На территории, аннексированной Российской империей, Церковь была фактически распущена; большая часть епархий перешла в Русскую Православную Церковь . См. Полоцкий Синод .
- Архиепархия Полоцкая , митрополит всех византийских католиков в России.
- епархия Брестская
- епархия Луцкая
- Епархия Литвы
На территории, аннексированной Прусским королевством, Супрасльская с 1798 по 1809 год действовала епархия. По Тильзитским договорам территория была присоединена к Российской империи. В результате Церковь была фактически распущена, а епархия была насильственно преобразована в Русскую Православную Церковь.
- епархия Супрасльская (ранее входила в состав Владимиро-Брестской епархии)
- В составе Австрийской империи
На территории, аннексированной Австрийской империей, Церковь продолжала действовать. Она была реорганизована в Греко-Католическую Церковь — Митрополию Киевскую, Галицкую и всей Малороссии .
- Архиепархия Львовская, Митрополит Галицкий.
- Хелмская епархия
- Епархия Пшемысль и Самбор
Похожая ситуация продолжалась и во Второй Польской республике с 1918 по 1939 годы. Подавленная в Советском Союзе с 1946 года, Русинская униатская церковь выжила и с 1989 года стала ядром Украинской Греко-Католической Церкви. Сегодня метрополия именуется Главной Архиепархией Польской Церкви. Киев–Галичина .
Список митрополитов-епископов
[ редактировать ]Митрополиты до раздела Польши
[ редактировать ]Митрополиты Киевские , Галицкие и всея Малороссии : [11]
- 1596—1599 Михаил Рогоза ( польский : Михал Рахоза , белорусский : Михай Рагоза )
- 1600-1613 Ипатий ( польский : Hipacy Pociej : Поцей )
- 1613—1637 Йозеф Руцкий ( польский : Юзеф Веламин Руцкий , белорусский : Яозеп Руцкий )
- 1637—1640 Рафаэль Корсак ( польский : Рафаил Миколай Корсак , белорусский : Рафаил Корсак )
- 1641-1655 Антониус Селява ( польский : Антони Селява , белорусский : Антон Сялява )
- 1666—1674 Габриэль Коленда ( польский : Габриэль Коленда , белорусский : Гаврило Календа )
- 1674—1693 Киприан Жоховский ( польский : Киприан Жоховский , белорусский : Киприан Заховский )
- 1694—1708 Leo Załęski ( Polish : Lew Ślubicz-Załęski , Ukrainian : Лев Слюбич-Заленський )
- 1708—1713 George . Winnicki
- 1714—1729 Лев Кишка ( польский : Леон Кишка , украинский : Лев Кишка )
- 1729–1746 Афанасий Шептицкий .
- 1748–1762 Флориан Хребницкий
- 1762–1778 Филипп Володкович
- 1778–1779 Лев Шептицкий
- 1780–1786 Джейсон Смогожевски
- 1787–1805 Феодосий Ростоцкий .
Постраздельные администраторы в России
[ редактировать ]Сущности-преемники
[ редактировать ]Есть три объекта-преемника:
- Украинская греко-католическая церковь , предстоятель которой носит титул главного архиепископа . Действующим является архиепископом (или митрополитом) Киево-Галицкой митрополии Шевчук Святослав .
- Белорусская Греко-Католическая Церковь
- Русская Греко-Католическая Церковь
Развитие в Украине и Беларуси
[ редактировать ]Сегодня Русинская Униатская Церковь имеет две церковные юрисдикции: Украинскую Греко-Католическую Церковь и Белорусскую Греко-Католическую Церковь . Украинская юрисдикция действует в следующих странах под руководством митрополита:
- Польша под властью митрополита Пшемысль-Варшавской архиепархии
- Соединенные Штаты под властью митрополита Филадельфийской архиепархии
- Канада под митрополитом Виннипегской архиепархии
- Бразилия под властью митрополита архиепархии Сан-Жуан-Батиста в Куритибе
Он действует в следующих странах как епархии под опекой Главного Архиепископа:
- Аргентина как епархия Санта-Мария-дель-Патрочинио в Буэнос-Айресе
- Австралия, Новая Зеландия и Океания как епархия Святых Петра и Павла Мельбурнской
- Соединенное Королевство как Лондонская епархия Святого Семейства
- Франция, Бельгия, Люксембург, Нидерланды и Швейцария как Парижская епархия Святого Владимира Великого.
Он действует в следующих странах как экзархат, подчиняющийся непосредственно Святому Престолу:
- Германия и Скандинавия как Апостольский экзархат Германии и Скандинавии
- Италия и Сан-Марино как Апостольский экзархат Италии
Связанный
[ редактировать ]- Русинская греко-католическая церковь , византийского обряда церковь карпатских русинов (более известных как русины).
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В 1893 году русский художник Илья Репин «изобразил момент, когда иезуит призывает жителей Витебска вступить в унию», в рисунке на тему «проповеди Кунцевича ». [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сеченский, А. Эдвард (2019). Православное христианство: очень краткое введение . Очень короткие вступления . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . п. 108.
- ^ Хинсон, Э. Гленн (1995), Торжествующая церковь: история христианства до 1300 года , издательство Mercer University Press, стр. 438, ISBN 978-0-86554-436-9
- ^ Огюс Берга, Пьер Скарга , (Париж, 1916), стр. 56-81
- ^ Казимеж Ходыницкий, Православная церковь и Польская Республика (Варшава, 1934), стр. 130-39.
- ^ V. M. Ploshchanskii, Proshloe Kholmskoi Rusi. Dukhovenstvo (2 volumes; Vilna 1890-91), I, p61.
- ^ Альберт М. Амманн, Очерк истории восточнославянской церкви (Вена, 1959), стр. 199-200.
- ^ Ploshchanskii, Proshloe, Volume I, p10, shows it for the Diocese of Kholm.
- ↑ HRUSHEVSKYI, MICHAEL S., Istoria Ukrainy-Rusy , Volume V, Киев, p38-40.
- ^ Бродский, Иосиф; Москвинов В.Н. (ред.). (1969). Новое о Репине : статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Публикации (in Russian). Leningrad: Художник РСФСР. p. 389. OCLC 4599550 .
[...] 1893 года на тему 'Проповедь Кунцевича', посвященных одному из героических эпизодов в жизни белорусского народа. Художник изобразил момент, когда монах-иезуит призывает жителей Витебска примкнуть к унии, [...]
- ^ Церковный союз Берестии . Энциклопедия Украины
- ^ Пелеш, Джулиан (1881). История унии Русинской Церкви с Римом . Вёрль. стр. 1083–84.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фрик, Дэвид А. (1984). «Мелетий Смотрицкий и русинский вопрос в начале XVII века» . Гарвардские украинские исследования . 8 (3–4): 351–375. JSTOR 41036202 .
- Литвин, Хенрик (1987). «Католицизация среди русинского дворянства и ассимиляционные процессы на Украине в 1569–1648 годах» (PDF) . Acta Poloniae Historica . 55 : 57–83.
- Немец, Людвик (1968). «Рутинская униатская церковь в ее исторической перспективе» . История Церкви . 37 (4): 365–388. дои : 10.2307/3162256 . JSTOR 3162256 . S2CID 154527129 .
- Шипман, Эндрю Дж. (1912a). «Русский обряд» . Католическая энциклопедия . Том. 13. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. стр. 276–277.
- Шипман, Эндрю Дж. (1912b). «Русины» . Католическая энциклопедия . Том. 13. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. стр. 277–279.
- Вольф, Ларри (2003). «Униатская церковь и разделы Польши: религиозное выживание в эпоху просвещенного абсолютизма» . Гарвардские украинские исследования . 26 (2002–2003) (1–4): 153–244. JSTOR 41036852 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Униатские церкви . Энциклопедия.com
- Униаты и греко-католическая церковь в Энциклопедии Украины
- Dzyuba, O. Kyiv Uniate Metropolitan Eparchy (КИЕВСКАЯ УНИЙНАЯ МИТРОПОЛИЯ) . Encyclopedia of History of Ukraine