Диотелитизм
Часть серии о |
История Христианское богословие |
---|
Христианский портал |
Диотелитизм или дителитизм (от греч. δυοθελητισμός «учение о двух воль») — христологическое учение, учение о существовании двух воль (божественной и человеческой) в личности Иисуса Христа . В частности, диотелитизм соотносит различие двух воль с существованием двух специфических природ (божественной и человеческой) в личности Иисуса Христа, в диофизитском контексте.
История
[ редактировать ]Диофелитизм как позиция противостоит взгляду на монофелитство , учению о единой воле Иисуса, в христологической мысли. Диотелитизм отстаивал Максим Исповедник . [1] Конфликт возник между различными взглядами на конституцию «личности» и «воли»: монотелиты полагают, что один человек может обладать только одной волей, не вступая в конфликт; [2] тогда как диофелиты подчеркивают совершенную человечность в природе Христа. [3]
Спор о монофелитской и дителитской церквях завершился на Третьем Константинопольском соборе 681 году в . Иисус Христос, в одной личности Иисуса также есть две «воли» или «способа действия»: [4]
И мы, благочестивейший Господин, принимая учение о предложении, ниспосланном Вашей кротчайшей Стойкости святейшим и блаженнейшим Агафоном, Папой Древнего Рима, и о том другом предложении, которое было принято подвластным ему собором, и следуя смысл в нем заключен, так мы мыслим, так исповедуем и так верим, что в едином нашем Господе Иисусе Христе, нашем истинном Боге, есть две природы неслитно, неизменно, нераздельно, и две естественные воли и два естественных действия; и всех, которые учили и которые теперь говорят, что есть только одна воля и одно действие в двух природах единого Господа нашего Иисуса Христа, нашего истинного Бога, мы предаем анафеме.
Халкидонское христианство принимает диотелитизм как теологически ортодоксальный. В Катехизисе Католической Церкви говорится: [5]
«Подобным образом, на Шестом Вселенском соборе, Константинопольском III в 681 году, Церковь исповедала, что Христос обладает двумя волеизъявлениями и двумя природными действиями, божественными и человеческими. Они не противостоят друг другу, но содействуют таким образом, что Слово во плоти по-человечески завещал в послушании Своему Отцу все, что Он божественно решил с Отцом и Святым Духом для нашего спасения. Человеческая воля Христа «не противится и не противостоит, а скорее подчиняется Его божественной и всемогущей воле».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Максим Исповедник» . Лигоньерские министерства . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ Тер Эрн Локе, Эндрю (январь 2016 г.). «О диотелизме и монофелитизме: модель божественного предсознания» . Журнал Хейтропа . 57 (1): 135–141. дои : 10.1111/heyj.12073 . ISSN 0018-1196 .
- ^ «Филип Шафф: История христианской церкви, Том IV: Средневековое христианство. 590–1073 гг. Н. Э. - Эфирная библиотека христианской классики» . ccel.org . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ «Средневековый справочник: Шестой Вселенский Собор: Константинополь III, 680–681» . Фордхэм.edu . Проверено 7 января 2016 г.
- ^ «Катехизис Католической Церкви — ИнтраТекст» . www.vatican.va . Проверено 9 февраля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Говорун, Кирилл (2008). Воля, действие и свобода: христологические споры в седьмом веке . Лейден-Бостон: БРИЛЛ. ISBN 978-9004166660 .
- Эндрю Локе, «О диотелитизме и монофелитизме: модель божественного предсознания», The Heythrop Journal, vol. 57/1 (2016) 135–141.
- Мейендорф, Джон (1983). Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы (пересмотренное 2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. ISBN 9780823209675 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881410563 .
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.