Диоэнергетика
Часть серии о |
История Христианское богословие |
---|
![]() |
![]() |
Диоэнергизм (от греч. δυοενεργητισμός «две энергии») — особое христологическое учение, учение о существовании двух энергий (божественной и человеческой) в личности Иисуса Христа . В частности, диоэнергизм соотносит своеобразие двух энергий с существованием двух специфических природ (божественной и человеческой) в личности Иисуса Христа, позиция, известная как диофизитизм .
История
[ редактировать ]Диоэнергизм противостоит точке зрения моноэнергизма , которая представляет собой доктрину о том, что Иисус имеет только одну энергию, и которую отстаивал святой Дионисий . [1] Скорее, диоэнергизм учит, что Иисус Христос действует через две энергии, божественную и человеческую. Шестой Вселенский Собор, состоявшийся в Константинополе в 680-681 годах, подтвердил диэнергизм как церковное учение и осудил как моноэнергизм, так и монофелитство . [2] заявив: [3]
И как мы признаем две природы, так же мы признаем две естественные воли и два естественных действия [...] И, как было сказано, мы отвергли и осудили ту самую нечестивую и неосновательную ересь, которая утверждала лишь одну волю и одно действие в воплотившегося Христа, нашего истинного Бога.
Термин «энергия» происходит от термина energeia, который обычно означает «деятельность» или «действие». [1] или, более конкретно, в смысле «природной энергии», используемой св. Максимом, «природной, конституирующей силы». [4] другими словами, способность к определенному образцу деятельности. Основное различие в моноэнергетическом споре V и VI веков заключалось в том, должна ли энергия быть связана с человеком , единым во Христе, или, скорее, с его природой. [1] Диоэнергизм основан на диофизитизме («как мы признаем [...], так и мы признаем») — каждой разной природе соответствует разная energeia, как выразился св. Кирилл Александрийский : «Ни один разумный человек не допустит, чтобы вещи были разными в вид и природа обладают одним и тем же действием». [5]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Брэдшоу, Дэвид. «Дебаты о сущности и энергии: философские предпосылки и проблемы», семинар «Роль акиндиносов в исихастском споре», Бернский университет, Швейцария, март 2019 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разногласия: Церковь, 450–680 гг . Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88141-056-3 .
- ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Третий Константинопольский собор (680-681 гг. н. э.)» . www.newadvent.org . Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ Максим Исповедник (2014). О трудностях отцов церкви: Амбигуа, том I и II . Перевод Констаса, Николая. Издательство Гарвардского университета (опубликовано 28 апреля 2014 г.). ISBN 9780674726666 .
- ^ Админ, Админ (28 апреля 2016 г.). «Святитель Кирилл о диэнергизме и диотелизме» . Классическое христианство . Проверено 16 февраля 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Говорун, Кирилл (2008). Воля, действие и свобода: христологические споры в седьмом веке . Лейден-Бостон: БРИЛЛ. ISBN 978-9004166660 .
- Мейендорф, Джон (1983). Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы (пересмотренное 2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. ISBN 9780823209675 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881410563 .
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.