Моноэнергизм
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2018 г. ) |
Часть серии о |
История Христианское богословие |
---|
![]() |
![]() |
Моноэнергизм ( греч . μονοενεργητισμός ) — понятие в раннесредневековой христианской теологии , представляющее веру в то, что у Христа была только одна «энергия» ( energeia ). Учение о единой энергии распространялось в первой половине VII века Константинопольским Патриархом Сергием I. Противодействие диэнергизму , его аналогу, будет сохраняться до тех пор, пока диэнергизм не будет поддержан как православие на Шестом Вселенском Соборе , а моноэнергизм не будет отвергнут как ересь .
История
[ редактировать ]После того, как император Юстиниан I и Второй Константинопольский собор не смогли исправить халкидонский раскол и объединить основные христианские общины в Византийской империи с помощью единой христологии , аналогичные усилия были возобновлены Ираклием (610–641), который попытался разрешить раскол. между халкидонской (также называемой диофизитской ) партией и нехалкидонской миафизитской партией, предполагая компромисс моноэнергизма.
Этот компромисс принял халкидонскую диофизитскую веру в то, что Христос, Воплощенный Логос Божий, имеет две природы, но пытался развеять нехалкидонские миафизитские опасения, утверждая, что у Христа была одна «энергия» ( energeia ), термин, определение которого было оставлено. намеренно расплывчато. Патриархами Моноэнергизм был принят Константинопольским , Антиохийским и Александрийским , а также армянами и не подвергся явной критике со стороны Гонория I Папы Римского в его послании 635 года. Однако он был отвергнут Афанасием I Гаммоло , а решительная оппозиция Иерусалимского патриарха Софрония получила широкую поддержку. Это побудило Ираклия отказаться от учения в 638 году (хотя все еще осуждая диэнергизм) и попытаться вместо этого навязать доктрину монофелитизма , против которой особенно выступал Максим Исповедник . Это также не смогло исцелить раскол и теологически объединить империю.
Как моноэнергизм, так и монофелитство были осуждены как ереси на Шестом Вселенском соборе , состоявшемся в Константинополе в 680–681 годах. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мейендорф 1989 , стр. 369–373.
Источники
[ редактировать ]- Софроний Иерусалимский (2009). Полина, Аллен (ред.). Софроний Иерусалимский и ересь седьмого века . Оксфордские раннехристианские тексты. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-954693-0 .
- Контерно, Мария (2013). «Три неопубликованных текста об уникальной воле и действиях Христа из сирийского Флорилегия в Лондоне, Британская библиотека, Add. 14535» . Тысячелетие: Ежегодник по культуре и истории первого тысячелетия нашей эры . 10 : 115–144.
- Говорун, Кирилл (2008). Воля, действие и свобода: христологические споры в седьмом веке . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 978-90-04-16666-0 .
- Мейендорф, Джон (1983). Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы (пересмотренное 2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. ISBN 978-0-8232-0967-5 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450-680 гг. н. э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинарии Св. Владимира. ISBN 978-0-88141-056-3 .
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чепмен, Джон (1911). . В Герберманне, Чарльз Г .; Пейс, Эдвард А .; Паллен, Конде Б .; Шахан, Томас Дж .; Винн, Джон Дж. (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 10. Нью-Йорк: Энциклопедия Пресс (опубликовано в 1913 г.). стр. 502–508.
- Христианство 7-го века
- Христианская терминология
- Христианство в Византийской империи
- Христианство на Ближнем Востоке
- христология
- Восточно-православное богословие
- Ересь в христианстве в средние века.
- Восточное православное богословие
- незавершенные статьи по христианскому богословию
- Природа Иисуса Христа