Jump to content

Ересь в христианстве

Ересь в христианстве означает формальное отрицание или сомнение в основной доктрине христианской веры. [1] по определению одной или нескольких христианских церквей . [2]

Изучение ереси требует понимания развития православия и роли вероисповедания в определении православных верований, поскольку ересь всегда определяется по отношению к православию. Православие на протяжении веков находится в процессе самоопределения, определяя себя с точки зрения своей веры, проясняя убеждения, противоречащие людям или доктринам, которые воспринимаются как неправильные.

Этимология

[ редактировать ]

Слово «ересь» происходит от haeresis , латинской транслитерации греческого слова αἵρεσις, первоначально означающего выбор, выбор, образ действий или, в расширенном смысле, секту или школу мысли. [3] [4] который к первому столетию стал обозначать враждующие группировки и партийный дух. Это слово появляется в Новом Завете и обычно переводится как секта . [5] и было присвоено Церковью для обозначения секты или разделения, угрожавшего единству христиан. В конечном итоге ересь стала рассматриваться как отступление от ортодоксальности , в том смысле, в котором инакомыслие уже вошло в употребление христиан вскоре после 100 года. [6]

Определение

[ редактировать ]

Сегодня ересь используется для обозначения формального отрицания или сомнения в основной доктрине христианской веры. [1] по определению одной или нескольких христианских церквей . [2] Его отличают как от отступничества , так и от раскола . [2] отступничество почти всегда означает полный отказ от христианской веры после того, как она была свободно принята, [7] а раскол является формальным и преднамеренным нарушением христианского единства и преступлением против милосердия, не основанным по существу на доктрине. [8]

Раннее христианство (I век - ок. 325 г.)

[ редактировать ]

Развитие православия

[ редактировать ]

Развитие доктрины, позиция ортодоксии и отношения между ранней церковью и ранними еретическими группами являются предметом академических дискуссий. Уолтер Бауэр в своей книге «Православие и ересь в раннем христианстве» (1934/1971): [примечание 1] предположил, что в раннем христианстве ортодоксия и ересь не стояли по отношению друг к другу как первичное к вторичному, но во многих регионах ересь была первоначальным проявлением христианства. [9] [10] Бауэр как историк переоценил доминирующую точку зрения. [примечание 2] что для периода зарождения христианства церковное учение уже представляло собой первичное, а ереси, напротив, как-то являются отклонением от подлинного (Бауэр, «Введение»). [9]

Такие ученые, как Пейджелс и Эрман, основывались на оригинальном тезисе Бауэра. Опираясь на различия между христианами-евреями , христианами-язычниками и другими группами, такими как гностики и маркиониты , они утверждают, что раннее христианство было фрагментированным и конкурировало с современными ему ортодоксальными течениями. [11] [12] По мнению Эрмана, хотя особенности демонстрации Бауэра были позже отвергнуты, его интуиция широко принята учеными и подтверждена сверх того, о чем Бауэр мог догадаться. [13]

По словам Х. Тёрнера , отвечавшего на диссертацию Бауэра в 1954 году, «то, что стало официальной ортодоксальностью, с самого начала преподавалось большинством церковных учителей, хотя и не в полностью развитой форме». [14] По словам Даррела Бока , христианского апологета, [15] Теория Бауэра не показывает равенства между официальной церковью и посторонними, включая Симона Волхва . [16] [примечание 3] По мнению Митчелла и др., каждая раннехристианская община была уникальной, но принципы основной или католической церкви гарантировали, что каждая раннехристианская община не останется изолированной. [17]

Разнообразие

[ редактировать ]

В доникейский период (2–3 века) возникло большое количество христианских сект , культов и движений с сильными объединяющими характеристиками, отсутствовавшими в апостольский период. У них были разные интерпретации Священного Писания , особенно божественности Иисуса и природы Троицы . Некоторые из основных сект , культов и движений с интерпретацией Священного Писания, отличной от интерпретации протоправославной церкви, были:

Протоортодоксальность

[ редактировать ]

До 313 года нашей эры еретическая природа некоторых верований была предметом многочисленных споров внутри церквей , и не существовало настоящего механизма для разрешения различных различий в верованиях. к ереси должен был обратиться лидер церкви Согласно Евсевию , автору « Церковной истории», .

Ранние нападки на предполагаемые ереси легли в основу « Тертуллиана » Рецептов против еретиков (в 44 главах, написанных в Риме) и « Против ересей » Иринея ( ок. 180 г., в пяти томах), написанных в Лионе после его возвращения из визита в Рим. Рим. Письма Игнатия Антиохийского и Поликарпа Смирнского к различным церквям предостерегали от лжеучителей, а Послание Варнавы, принятое многими христианами как часть Священного Писания во II веке, предупреждало о смешении иудаизма с христианством , как и другие писатели, что привело к решения, принятые на первом Вселенском соборе , созванном императором Константином в Никее в 325 году, в ответ на дальнейшие разрушительные полемические споры внутри христианской общины, в данном случае арианские споры о природе Троицы.

Ириней ( ок. 130 ок. 202 ) был первым, кто утверждал, что его ортодоксальная позиция была той же верой, которую Иисус дал апостолам , и что личность апостолов, их преемников и их учение были хорошо известны. - известные общеизвестные сведения. Таким образом, это был первый аргумент, поддержанный апостольской преемственностью . Ириней первым установил учение о четырех Евангелиях и не более, при этом синоптические евангелия истолковывались в свете Иоанна . Однако оппоненты Иринея утверждали, что получили тайные учения от Иисуса через других апостолов, которые не были публично известны. Гностицизм основан на существовании такого скрытого знания, но краткие ссылки на частные учения Иисуса также сохранились в каноническом Писании, как и предупреждение Христа о том, что будут лжепророки или лжеучителя. Противники Иринея также утверждали, что источники божественного вдохновения не иссякли, что является доктриной продолжающегося откровения .

Поздняя античность (313–476 гг.) и раннее средневековье (476–799 гг.)

[ редактировать ]

христология

[ редактировать ]

Самые ранние споры в поздней античности в основном носили христологический характер и касались интерпретации (вечной) божественности и человечества Иисуса. В IV веке Арий и арианство считали, что Иисус, хотя и не был просто смертным, не был вечно божественным и, следовательно, имел меньший статус, чем Бог-Отец . Арианство было осуждено на Никейском соборе (325 г.), но, тем не менее, доминировало в большей части церкви на протяжении большей части IV века, часто с помощью римских императоров, которые поддерживали его. Тринитаризм считал, что Бог Отец , Бог Сын и Святой Дух были строго одним существом с тремя ипостасями . Евхиты считали, что Тройной Бог превратил себя в единую ипостась , секта IV века , антиномическая из Македонии, чтобы соединиться с душами совершенных. Они были антиклерикалами и отвергали крещение и таинства, считая, что страсти можно преодолеть и достичь совершенства посредством молитвы. [18]

Многие группы придерживались дуалистических убеждений , утверждая, что реальность состоит из двух радикально противоположных частей: материи, обычно рассматриваемой как зло, и духа, рассматриваемого как добро. Докетизм считал, что человечность Иисуса была просто иллюзией, тем самым отрицая воплощение. Другие считали, что и материальный, и духовный миры были созданы Богом и поэтому оба хороши, и что это было представлено в единой божественной и человеческой природе Христа. [19]

Ортодоксальное равноправны учение, развившееся в ответ на эти интерпретации, состоит в том, что Христос был полностью божественным и в то же время полностью человеческим, и что три лица Троицы и одинаково вечны.

[ редактировать ]

Лишь после легализации христианства, начавшейся при Константине I в 313 году нашей эры, различные верования протоправославной церкви стали унифицироваться и формулироваться как догмы посредством канонов , обнародованных Вселенскими соборами . Первое известное использование термина «ересь» в гражданско-правовом контексте произошло в 380 году в « Фессалоникском эдикте » Феодосия I. До издания этого указа Церковь не имела государственной поддержки какого-либо конкретного правового механизма. чтобы противостоять тому, что оно считало «ересью». Этим указом в некотором смысле была размыта грань между духовной властью христианской церкви и юрисдикцией Римского государства . Одним из результатов этого размывания церкви и государства стало разделение государственных полномочий по обеспечению соблюдения закона между церковью и властями государства, при этом государство обеспечивало соблюдение того, что оно считало ортодоксальным учением.

Через пять лет после официальной криминализации ереси императором первый христианский еретик Присциллиан был казнен в 385 году римскими чиновниками. считали еретиками они . Известно, что в течение нескольких лет после протестантской Реформации протестантские конфессии казнили тех, кого

Указ Феодосия II (435 г.) предусматривал суровые наказания для тех, кто имел или распространял сочинения Нестория. [20] Те, кто владел писаниями Ария, были приговорены к смертной казни. [21]

Вселенские соборы

[ редактировать ]

Между 325 и 787 годами было созвано семь соборов, которые основные христианские конфессии считали вселенскими. В основном они касались христологических споров:

  1. Первый Вселенский Собор был созван римским императором Константином в Никее в 325 году под председательством Патриарха Александра Александрийского , на котором более 300 епископов осудили точку зрения Ария о том, что Сын — сотворенное существо, неполноценное по отношению к Отцу. [примечание 4] Каждая фраза в Никейском Символе веры , сформулированном на Никейском соборе (325 г. н. э.), обращается к какому-то аспекту, который был предметом страстных дискуссий до Константина I. Тем не менее, арианство доминировало в большей части церкви на протяжении большей части IV века, часто с помощью благоволивших им римских императоров.
  2. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381 году под председательством Александрийского и Антиохийского Патриархов со 150 епископами, определяя природу Святого Духа против тех, кто утверждает Его неравенство с другими Лицами Троицы. Этот собор также осудил арианство.
  3. Третий Вселенский Собор состоялся в Эфесе, оплоте кириллического христианства, в 431 году. На нем председательствовал Александрийский Патриарх с 250 епископами, и он погряз в спорах из-за отсутствия Константинопольского и Антиохийского Патриархов, отсутствия сирийского духовенства и насилие, направленное против Нестория и его сторонников. В нем утверждалось, что Мария является «Носительницей» Бога ( Богородицы ), вопреки учению Нестория , и он предал Нестория анафеме. Зеркальный Собор, проведенный Несторием (Антиохийским Патриархом) и сирийским духовенством, утвердил Марию Христокосом, «Носителем» Христа, и предал анафеме Кирилла Александрийского .
  4. Четвертый Вселенский собор — это Халкидонский собор 451 года, на котором Константинопольский Патриарх председательствовал над 500 епископами. Этот совет подтвердил, что Иисус имеет две природы: он истинно Бог и истинно человек, различные, но всегда находящиеся в совершенном союзе. Это было основано в основном на Папы Льва Великого Томе . Таким образом, он осудил монофизитство и сыграл важную роль в опровержении монофелитства .
  5. Пятый Вселенский Собор — второй Константинопольский собор 553 года, истолковавший Халкидонские постановления и давший дальнейшее объяснение взаимосвязи двух естеств Иисуса; осуждалось также учение Оригена о предсуществовании души и т. д.
  6. Шестой Вселенский Собор — третий Константинопольский в 681 году; оно заявило, что Христос имеет две воли двух своих природ, человеческую и божественную, вопреки учению монофелитов .
  7. Седьмой Вселенский Собор был созван при императрице-регентше Ирине Афинской в ​​787 году, известный как Второй Никейский. Он поддерживает почитание икон , но запрещает поклонение им. Его часто называют «Триумфом Православия».

Не все эти Соборы были общепризнаны как вселенские .

Кроме того, Католическая церковь созвала множество других соборов, которые, по ее мнению, обладают такой же властью, в результате чего в общей сложности насчитывается двадцать один Вселенский собор, признанный Католической церковью.

Ассирийская Церковь Востока принимает только первых двух, а восточное православие — только трех. Папа Сергий I отверг Пятишестый собор 692 г. (см. также Пентархия ). Четвертый Константинопольский собор 869–870 и 879–880 годов оспаривается католицизмом и восточным православием .

Современные нетринитарии , такие как унитарии , Святые последних дней и другие мормоны , а также Свидетели Иеговы , отвергают все семь Соборов.

Некоторые православные считают следующий собор вселенским, хотя это не является общепринятым:

  1. Пятый Константинопольский собор фактически представлял собой серию соборов, состоявшихся между 1341 и 1351 годами. Он подтвердил исихастское богословие св. Григория Паламы и осудил философа Варлаама Калабрийского .
  2. Помимо этих соборов, был проведен ряд важных соборов, призванных дать дальнейшее определение позиции восточно-православных. Это Константинопольские Синоды 1484 , 1583 , 1755 , 1819 и 1872 годов , Ясский Синод 1642 года и Всеправославный Иерусалимский Синод 1672 года .

Некоторые отдельные примеры казни православных еретиков действительно существуют, например, казнь Аввакума в 1682 году.

Высокое средневековье (800–1299), позднее средневековье и раннее Возрождение (1300–1520).

[ редактировать ]
На этой иллюстрации 1711 года к Index Librorum Prohibitorum изображен Святой Дух, дающий книгу горящему огню.

С конца XI века ересь снова стала вызывать беспокойство у католических властей, поскольку сообщения о ней становились все более распространенными. Причины этого до сих пор не до конца понятны, но причины этого нового периода ереси включают общественную реакцию на движение за реформу духовенства 11-го века, большее знакомство мирян с Библией , исключение мирян из сакраментальной деятельности и более строгое определение. и надзор за католической догмой . Вопрос о том, как следует пресекать ересь, не был решен, и первоначально существовало существенное сопротивление духовенства использованию светскими властями физической силы для исправления духовных отклонений. с растущей обеспокоенностью относилось к ереси Однако, поскольку папство , светская власть использовалась более часто и свободно в течение XII века и позже.

Средневековые ереси

[ редактировать ]

В средние века существовало множество христианских сект , культов , движений и отдельных лиц, чьи учения считались официальной церковью еретическими, например:

Инквизиция

[ редактировать ]

В начале 13-го века католическая церковь учредила папскую или монашескую инквизицию — официальный орган, занимавшийся пресечением ереси. Это началось как расширение и более строгое соблюдение ранее существовавших епископских полномочий (обладавших, но мало использовавшихся епископами в раннем средневековье) для расследования и пресечения ереси, но позже оно стало прерогативой избранных доминиканцев и францисканцев. [22] под прямой властью Папы. Применение пыток для получения признаний было санкционировано Иннокентием IV в 1252 году. [22]

Альбигойский крестовый поход (1209–1229) был частью католической церкви усилий по сокрушению катаров . Это связано с движением, ныне известным как средневековая инквизиция . Другим примером средневекового движения, признанного еретиком, является гуситское движение в Чехии в начале 15 века.

Последним человеком, сожженным заживо на костре по приказу из Рима, был Джордано Бруно , казненный в 1600 году за совокупность еретических верований, включая коперниканство , веру в безграничную вселенную с бесчисленными обитаемыми мирами, мнения, противоречащие католической вере о Троице, Божественность Христа и Воплощение.

Реформация и современная эпоха (1520 – настоящее время)

[ редактировать ]

Мартин Лютер и Филипп Меланхтон , сыгравшие важную роль в формировании лютеранских церквей, осудили Иоганна Агриколу и его учение об антиномианстве — убеждении, что христиане свободны от морального закона, содержащегося в Десяти заповедях , — как ересь. [23] Традиционное лютеранство, поддерживаемое самим Лютером, учит, что после оправдания «Закон Божий продолжает направлять людей в том, как им следует жить перед Богом». [23]

Среди позиций, противоречащих взглядам католической церкви, которые Лютер занял, когда был католическим священником, были: «Haereticos comburi est contra voluntatem Spiritus» (Сжигать еретиков противоречит Духу). Эта фраза была названием, данным краткой версии его комментариев, которые были включены в Exsurge Domine , папскую буллу 1520 года. [24] [25] в нем перечислены его антиеретические симпатии к убийствам, а также 40 других позиций, которые Лютер занял в своих трудах, которые якобы были еретическими и от которых ему было приказано отречься. Когда Лютеру не удалось принять буллу и дать широкое отречение от своих сочинений, он был отлучен от церкви в последующей папской булле 1521 года Decet Romanum Pontificem .

англиканской 39 статей общины и статьи религии методистских церквей осуждают пелагианство . [26]

Джон Уэсли , основатель методистской традиции, резко критиковал антиномизм. [27] считая это «худшей из всех ересей». [28] Он учил, что верующие христиане обязаны следовать моральному закону для своего освящения . [27] Таким образом, христиане-методисты учат необходимости следовать моральному закону, содержащемуся в Десяти заповедях, цитируя учение Иисуса : «Если любите Меня, соблюдите заповеди Мои» (ср. Иоанна 14:15). [29]

В 17 веке янсенизм , учивший доктрине предопределения , считался католической церковью ересью; Иезуиты . были особенно сильными противниками янсенизма [30] Текст Августина , пропагандировавший янсенистские верования, был отвергнут Святым Престолом . [31]

В Testem benevolentiae nostrae , изданном 22 января 1899 года, Папа Лев XIII осудил как ересь американизм , «отказ от внешнего духовного руководства как более ненужного, превознесение естественных добродетелей над сверхъестественными, предпочтение активных добродетелей над пассивными, неприятие религиозных обетов как несовместимых с христианской свободой, а также принятие нового метода апологетики и подхода к некатоликам». [32] Кардинал Джеймс Гиббонс ответил Папе Льву XIII, что ни один образованный христианин-католик в Соединенных Штатах не присоединился к этим осужденным доктринам. [32]

Последняя казнь еретика

[ редактировать ]

Последним случаем казни инквизицией стал школьный учитель Каэтано Риполь , которого обвинила в деизме убывающая испанская инквизиция и повесила 26 июля 1826 года в Валенсии после двухлетнего суда. [33]

Современный римско-католический ответ протестантизму

[ редактировать ]

Некоторые из доктрин протестантизма, которые католическая церковь считает ересью, - это вера в то, что Библия является единственным наиболее авторитетным источником и правилом веры и практики в христианстве ( sola scriptura ), что только верой можно когда-либо принять благодать спасения. а не следованием заповедям Божьим ( sola fide ), и что единственным христианским священством может быть всеобщее священство всех верующих . [34]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Православие и ересь в древнейшем христианстве, Тюбинген, 1934 г. (второе издание под редакцией Георга Шлитцера, Тюбинген, 1964 г., было переведено как «Православие и ересь в раннем христианстве», 1971 г.).
  2. ^ Бауэр (1964:3f) упомянул Оригена , Комментарий II в Cant. и Сел. в Пословице. и Тертуллиан , «О прескрипте». хаер. 36 как сторонник традиционной теории отношения к ереси.
  3. По словам Грегори и Такетта, Бок «не является экспертом по христианским апокрифам, и его недостатки часто очевидны». [15]
  4. ^ На Соборе присутствовало 300 архиереев, а также Константин I. Константин пригласил все 1800 епископов христианской церкви (около 1000 на востоке и 800 на западе). Число участвующих епископов невозможно точно указать; Сократ Схоластик и Епифаний Саламинский насчитали 318; Евсевий Кесарийский, всего 250.
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джей Ди Дуглас (ред.). Новый международный словарь христианской церкви Paternoster Press / Зондерван, Эксетер / Гранд-Рапидс, 1974, художественная ересь
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кросс и Ливингстон (редакторы) Оксфордский словарь христианской церкви , 1974 г., художественная ересь
  3. ^ Оксфордский словарь английского языка
  4. ^ LSJ , Определение древнегреческого герезиса
  5. ^ Bible Hub , Все виды использования герезиса в Новом Завете.
  6. ^ Йостейн Адна (редактор), Формирование ранней церкви (Мор Зибек, 2005 г.) ISBN   978-316148561-9 ), с. 342
  7. ^ Прюммер, Доминик М. Справочник по моральному богословию Mercer Press 1963, раздел. 201 и далее
  8. ^ Кросс и Ливингстон (редакторы) Оксфордский словарь христианской церкви , 1974 г., искусство отступничества , раскол
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бауэр, Уолтер (1971). Православие и ересь в раннем христианстве . ISBN  0-8006-1363-5 .
  10. ^ Бер, Джон (2013). Ириней Лионский: определение христианства . ОУП Оксфорд. стр. 5–6. ISBN  978-0-19-166781-7 . [Вальтер Бауэр утверждал], что христианство с самого начала было разнообразным явлением, что «разновидности христианства» возникли в районе Средиземноморья и что в некоторых местах то, что позже будет названо «еретическим», изначально было нормативным [...] Хотя некоторые из Реконструкции Бауэра неточны и от них отказались, теперь общепринятой является идея о том, что христианство изначально было многообразным явлением.
  11. ^ Пейджелс, Элейн (1979). Гностические Евангелия . ISBN  0-679-72453-2 .
  12. ^ Эрман, Барт Д. (2003). Утраченные христианства: битвы за Писание и веры, которых мы никогда не знали . Нью-Йорк: Оксфорд. ISBN  0-19-514183-0 .
  13. ^ Барт Д. Эрман (2005). Утраченные христианства: битвы за Писание и веры, которых мы никогда не знали . Издательство Оксфордского университета. п. 176. ИСБН  978-0-19-518249-1 .
  14. ^ HEW Turner (2004), Образец христианской истины: исследование отношений между православием и ересью в ранней церкви , Wipf and Stock Publishers, из аннотации к книге .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Грегори и Такетт 2015 , с. 453.
  16. ^ Бок, Даррелл Л. Пропавшие Евангелия: раскрывая правду об альтернативных христианствах / ISBN   978-0-7852-1294-2
  17. ^ Фрэнсис М. Янг (2006), Кембриджская история христианства, том 1: Истоки Константина , Серия: Кембриджская история христианства ISBN   978-0-521-81239-9 .
  18. ^ История ереси в древнем и средневековом христианстве
  19. ^ Р. Гербердинг и Дж. Х. Моран Круз, Средневековые миры (Нью-Йорк: Houghton Mifflin Company, 2004), с. 58
  20. ^ Джей Э. Томпсон (2009). Повесть о пяти городах: история пяти патриарших городов ранней церкви . Wipf и Stock Publishers. п. 138. ИСБН  978-1-4982-7447-0 .
  21. ^ Мария Виктория Эскрибано Паньо (2010). «Глава третья. Еретические тексты и малефициум в Кодексе Феодосия ( КФ. 16.5.34)» . У Ричарда Линдси Гордона; Франсиско Марко Симон (ред.). Магическая практика на Латинском Западе: материалы международной конференции, состоявшейся в Университете Сарагосы, 30 сентября – 1 октября 2005 г. Брилл. стр. 135–136. ISBN  978-90-04-17904-2 .
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Католическая энциклопедия инквизиции» . Новый Адвент . Проверено 3 октября 2018 г.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сили, Джеймс Э.; Селби, Шон (2018). Формирование Северной Америки: от исследований к американской революции . АВС-КЛИО . п. 50. ISBN  978-1440836695 .
  24. ^ Бейнтон, Роланд Х. (1950). Вот я стою: Жизнь Мартина Лютера . Абингдон-Коксбери Пресс. , стр. 145–147.
  25. ^ Фредерик, Пол (1900). Корпус документов голландской еретической инквизиции (на латыни). п. 27.
  26. ^ Уилсон, Кеннет (2011). Методистское богословие . Издательство Блумсбери. п. 87. ИСБН  978-0567317469 .
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Иригойен, Чарльз младший; Уоррик, Сьюзен Э. (2013). Исторический словарь методизма . Пугало Пресс. п. 30. ISBN  978-0810878945 .
  28. ^ Херст, Джон Флетчер (1903). Джон Уэсли Методист: простой отчет о его жизни и работе . Итон и сеть. п. 200 .
  29. ^ Журнал Уэслианской методистской ассоциации . Том. 12. Р. Аберкромби. 1849. с. 368.
  30. ^ Браун, Старт Дж.; Браун, Стюарт Дж.; Браун, Стюарт Джей; Тэкетт, Тимоти; Боуи, К. Скотт; Янг, Фрэнсис Маргарет; Митчелл, Маргарет Мэри; Кэсидей, Августин; Норрис, Фредерик В.; Ангольд, Майкл; Ноубл, Томас FX; Барановский, Роберта А.; Смит, Джулия М.Х.; Рубин, Мири; Ся, Р. По-цзя; Гилли, Шеридан; Саймонс, Уолтер; Маклеод, Хью; Стэнли, Брайан (2006). Кембриджская история христианства: Том 7, Просвещение, пробуждение и революция 1660–1815 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 307. ИСБН  978-0521816052 .
  31. ^ Бречка, Фрэнк Т. (2012). Джерард Ван Свитен и его мир 1700–1772 гг . Springer Science & Business Media. ISBN  978-9401032230 .
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хеффрон, Кристофер (14 октября 2011 г.). «Спросите францисканца: что такое американизм?» . Францисканские СМИ . Проверено 6 июня 2019 г.
  33. ^ «Daily TWiP – Испанская инквизиция сегодня казнит свою последнюю жертву в 1826 году» . 26 июля 2010 г. Проверено 8 июня 2013 г.
  34. ^ «Католическая энциклопедия: протестантизм» . www.newadvent.org . Проверено 25 января 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Грегори, Эндрю; Такетт, Кристофер, ред. (2015). Оксфордский справочник раннехристианских апокрифов . Издательство Оксфордского университета.
  • Китинг, Карл (1990), Католицизм и фундаментализм: атака на католицизм со стороны библейских христиан , Сан-Франциско: Ignatius Press, ISBN  9780898701777

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98d75ddf3587d69d9c5c747ad7cd88e9__1720835220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/e9/98d75ddf3587d69d9c5c747ad7cd88e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Heresy in Christianity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)