Jump to content

Познание Христа

Витраж Христа, Петропавловского собора , Санкт-Петербург , Россия.

Познание Христа относится к одной из двух возможных, а иногда и связанных между собой тем христологии : одна касается того, как христиане познают Христа, другая фокусируется на познании Христа о мире. [1] Дискуссии о познании Христа на протяжении веков занимали центральное место в христологии. [1] В XX веке взаимодействие этих двух концепций было воплощено в названии книги Ганса Урса фон Бальтазара : « Знает ли Иисус нас? Знаем ли мы Его? » [1] [2]

Христианские учения о том, что значит «познать Христа», фактически породили область христологии , начиная с апостола Павла дискуссии в Филиппийцам 2:5-6 об отношениях между Христом и Богом. [3] [4]

Различные христианские традиции рекомендуют разные пути для лучшего познания Христа. В то время как некоторые традиции сосредотачиваются на разделении страданий Христа, другие подчеркивают важность Священных Писаний; в то время как другие предлагают, чтобы чтение Священных Писаний сопровождалось конкретными духовными упражнениями и размышлениями .

В подходах к обсуждению «познания Христа» обычно используются две отдельные методологии: одна опирается исключительно на анализ самого текста Нового Завета , другая основана на теологических рассуждениях, позволяющих вывести дополнительные принципы, выходящие за рамки текста. Эти два подхода, а также способы толкования отдельных отрывков Евангелия породили разногласия среди христиан по этой теме. [1]

Познание Христа

[ редактировать ]

«Я хочу познать Христа — да, познать силу Его воскресения и участия в Его страданиях, уподобившись Ему в Его смерти и таким образом каким-то образом достигнув воскресения из мертвых» — Апостол Павел в Филиппийцам 3:10 -12

Послание к Филиппийцам стало предметом многочисленных христологических исследований. Ральф П. Мартин утверждает, что Филиппийцам 2 можно считать началом области христологии , в частности, ссылаясь на богатый анализ, который Апостол Павел начал в Филиппийцам 2:5-6 относительно отношений между Христом и Богом. [3] Вероника Коперски рассматривает 3-ю главу Послания к Филиппийцам как начало анализа того, как христиане познают Христа. [4]

Заявлению Павла в Послании к Филиппийцам 3:10-12 предшествует его утверждение в Послании к Филиппийцам 3:8-9 о высшей ценности познания Христа превыше всего. В Послании к Филиппийцам 3:10 Павел использует греческий глагол gignoskein (γιγνώσκω), который подразумевает «личное знание», а не интеллектуальное понимание. Целью Павла является не «узнать о Христе», а познать Христа. [5]

В 325 году в Никейском Символе веры упоминается Святой Дух , но только в 381 году на Константинопольском соборе было формально утверждено, что христиане познают Христа через Святого Духа, просвещающего их ко Христу. [6]

Святой Августин обсудил ссылку к Филиппийцам 3:10-12 на познание Христа в своей проповеди 169. Августин рассматривал силу воскресения не просто как силу воскресения из мертвых, но двойную власть, которую Христос проявляет над христианами: во-первых, в терминах их будущего воскресения , во-вторых, с точки зрения их искупления . [4] Многие другие христианские мыслители, от Амвросиастра до Иоанна Златоуста, следовали этой тенденции и приравнивали познание Христа к верной христианской жизни. [4]

Фома Аквинский часто ссылался на стремление Иисуса учить, но подчеркивал, что в отличие от слов других учителей, слова Иисуса нельзя было понять, просто слушая или читая их, а требовалось, чтобы их услышали через Святого Духа . Аквинский писал, что корнем и источником нашего познания Бога является Христос, Слово Божье, и что все познание Бога течет к верующим из источника, которым является Христос. [7] Фома Аквинский видел две группы людей, которые запрещали себе познавать Христа. Первая группа — это те, чья чувственность ограничивает их земным чувственным миром и не открыта для духовного роста. Вторая группа – это те, кто морально испорчен. [8]

Протестантская Реформация уделяла больше внимания познанию Христа через Священные Писания, чем через разделение Его страданий или через Святое Причастие . [9] Концепция благодати была в центре богословия Мартина Лютера , и он считал, что спасительное дело Христа было передано через Евангелие, рассматривая дела и слова Христа как путь к познанию Его. [10] Великий соратник Лютера Филипп Меланхтон критически относился к подходу Фомы Аквинского и схоластической христологии. Его подход, ориентированный на спасение, перекликался с вниманием Лютера к оправданию и привел к тому, что он придумал утверждение: «Знать Христа — значит знать Его преимущества, а не размышлять о Его природе и способах воплощения». Меланхтон удалил это утверждение из более поздних изданий Loci Communes , но оно было связано с его взглядами и взглядами последователей Лютера. [10] [11]

Жан Кальвин рассматривал понимание миссии Христа как важнейший элемент познания Его: познание Христа предполагает понимание того, почему Он был послан. По мнению Кальвина, люди не способны понять Бога сами по себе и могут начать познавать Бога только через Христа. [12] В «Институтах христианской религии» (II.xv) Кальвин критиковал тех, кто знает Христа «только по названию», например, тех, кто просто учит, что Христос — Искупитель, не понимая и не уча, как Он искупает. Для Кальвина познание Христа предполагает знание Его силы и достоинства с точки зрения тройственного служения : священника, пророка и царя. [13]

Для современника Лютера, Игнатия Лойолы , способность познать Христа могла быть улучшена с помощью особых форм медитативных упражнений. Лойолы Духовные упражнения требуют около 30 дней христианской медитации , созерцания и мысленных образов с целью более близко познать Христа и более горячо любить Его. [14] Упражнения продолжают использоваться иезуитами до сих пор.

Примерно к XIV веку в Византийской империи традиция исихазма сложилась (вероятнее всего, св. Григория Синайского ) и была поддержана св. Григорием Паламой . Этот стиль мистической молитвы и созерцания продолжает использоваться в восточно-православной традиции как духовная практика, способствующая познанию Христа. [15] [16]

В католической традиции святые, помимо Игнатия Лойолы, предлагают молитву и размышление над Священными Писаниями как путь к лучшему познанию Христа. В книге «Путь к совершенству » св. Тереза ​​Авильская учила своих монахинь тому, как попытаться познать Христа посредством мысленной молитвы . [17] Хотя Католическая церковь поддерживает христианскую медитацию как пользу для познания Христа, в письме «Аспекты христианской медитации» она конкретно предостерегает от использования нехристианских (например, модифицированных буддийских ) стилей медитации в качестве попытки познать Христа. [18]

Христово знание

[ редактировать ]

В апостольскую эпоху в еврейской традиции было принято предполагать, что пророки вообще обладали особым просветлением, которое позже в христианском богословии стало называться «внутренним знанием». Пример ссылки приведен в Евангелии от Луки 7:39 , где фарисей ожидал, что пророк узнает о женщине, которая прикоснулась к нему. [19]

В христологии часто обсуждаются три конкретных уровня знания как блаженное , вселившееся и приобретенное знание. [20] Те (такие как Фома Аквинский ), которые придерживаются принципа совершенства Христа , рассуждают, что он, должно быть, имел блаженное познание всего сущего из Слова с самого начала благодаря своему совершенству. [20] Однако взгляды Фомы Аквинского общеприняты не всеми христианами. [21]

Конкретные отрывки из Евангелия, такие как Матфея 11:25–27 и Луки 10:21–22, указывают на то, что Иисус был открывателем новых знаний, основанных на его особых отношениях с Богом Отцом : «никто не знает Сына, кроме Отца; знает ли кто Отца, кроме Сына». [19] Более того, эти два отрывка можно прочитать как подразумевающие равенство в отношениях между Сыном и Отцом. [19]

Однако вопрос о том, обладал ли Христос полными знаниями на земле до своего Вознесения, был предметом дискуссий. При анализе Евангелий одним из спорных моментов были два параллельных стиха в Евангелиях от Матфея и Марка, в которых говорится о знании «дня и часа». Хотя в Евангелии от Марка 13:32 говорится: «Но о том дне и часе не знает ни человек, ни Ангелы, которые на небесах, ни Сын, но Отец», в большинстве рукописей Евангелие от Матфея 24:36 не включает слова «ни Сын». [22]

В различных христианских традициях на протяжении веков предлагались разные решения этой проблемы. Кирилл Александрийский утверждал, что Христос «без сомнения» знал час, но подчеркивал это с мимолетной человеческой точки зрения. [23] Другие решения в этом направлении предполагают, что у Христа не было «передаваемого знания» в форме, которую могли бы понять апостолы. Дальнейшие подходы предполагают многоуровневую структуру знаний Христа с точки зрения того, что может быть открыто человеку и т. д. [19]

Исторически в ортодоксальном христианстве вопрос об Ипостасном союзе ставил вопрос о том, тождественно ли знание, заключенное в Божественной составляющей, с Божьим знанием. [24]

Авторы церковной истории, начиная с Луи Эллиса дю Пена в «Истории церкви» (1712 г.), также отмечали роль Марка 13:32 в спорах вокруг арианства . [25]

Римский католицизм

[ редактировать ]

В V веке святой Августин (считавший необходимым Воплощение Логоса ) утверждал, что «человеческий Христос» обладал совершенным знанием с самого момента Воплощения. Августин отверг любое невежество со стороны Христа, заявив, что Иисус обладал совершенным знанием с момента Воплощения , приняв участие в познании Слова . [26] [27] Взгляд Августина на утверждение Евангелия от Луки о том, что юный Иисус возрастал в знании и благодати, заключался в том, что Иисус просто постепенно проявлял свои знания. [27] [28]

Страница из экземпляра Summa Theologiæ 1482 года .

В XIII веке в «Сумме теологии» святой Фома Аквинский предпринял систематический анализ познания Христа. Он задавал широкий круг вопросов, анализировал их и давал ответы. Например, по вопросу «экспериментального познания Христа» и «блаженного познания души Христа» он поставил и ответил на разные группы вопросов:

  • Христос учился посредством экспериментов? Растет ли он в своих знаниях? Учился ли он у других людей? Учился ли он у ангелов? [29]
  • Постигла ли душа Христа Слово или Божественную Сущность? Знало ли оно все, что есть в Слове? Познала ли душа Христа бесконечность в Слове? Видело ли оно Слово или Божественную Сущность яснее, чем любое другое существо? [30]

После длительного анализа Фома Аквинский пришел к выводу, что Христос с самого начала обладал совершенным знанием. [29] [30]

В 1918 году Святая Канцелярия издала указ Circa quasdam propositiones de scientia animae Christi , который отверг интерпретацию Марка 13:32 о том, что Христос не знал часа, и поддержал веру в то, что Христос обладал полным знанием во все времена, ввиду Ипостасного союз . [31] В Катехизисе Католической Церкви (ст. 472) говорится, что, поскольку Христос был наделён истинными человеческими знаниями, то это могло «преуспевать в мудрости и в возрасте», потому что оно осуществлялось в исторических условиях Его существования в пространстве и времени. Однако в пункте 474 говорится, что Христос также разделял все божественное знание, а именно: [32]

Благодаря соединению с божественной мудростью в лице воплощенного Слова Христос наслаждался в своем человеческом познании полнотой понимания вечных планов, которые Он пришел открыть. То, что он, по его признанию, не знал в этой области, в другом месте он заявил, что его не посылают раскрывать.

В XX веке Ганс Урс фон Бальтазар , опираясь на концепцию «совпадения Личности и миссии Христа», писал, что Сын Божий не мог быть послан на свою миссию без знания, что делать — только для того, чтобы расскажу позже. По его мнению, с «посланным», будучи частью Троицы , следовало бы посоветоваться, прежде чем приступить к своей миссии. Таким образом, Бальтазар рассуждал, что через Логоса Христос с самого начала обладал всем знанием. [33] [34]

протестантизм

[ редактировать ]

Взгляды Жана Кальвина на познание Христа отличаются от взглядов, например, Афанасия . [35] Кальвин использует утверждение Луки о том, что младенец Иисус «возрастал в мудрости», чтобы показать, что предсуществующий Бог-Сын «желал… на время быть лишенным разумения». [36] Этой точки зрения сегодня придерживаются многие протестанты-евангелисты. [37] Другие писатели, такие как Боуман (2007). [38] и Куллманн (1980) [39] Бога говорят о парадоксе между всеведением и ограничениями этого всеведения во Христе. Роль Святого Духа в познании Христа продолжает оставаться ключевой частью протестантского учения о познании Христа. [40]

Восточное православие

[ редактировать ]

Восточно -православный взгляд на познание Христа отличается как от римско-католической, так и от протестантской точки зрения. Ссылаясь на Марка 13:32, православный богослов Сергей Булгаков резюмировал православную позицию, заявив, что этот отрывок не исключает возможности того, что Христос знает час, но Он может знать его в форме, которая не может быть передана апостолам как людям, потому что человеческое сознание не способно понять этот класс событий. [41]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Познание Христа Рэймонда Молони, 2000 г. ISBN   0-8264-5130-6 стр. 4–11.
  2. ^ Знает ли Иисус нас - знаем ли мы его? Ганс Урс фон Бальтазар, 1983 г. ISBN   0-89870-023-X стр. 11
  3. ^ Перейти обратно: а б Где началась христология: очерки к Филиппийцам 2 Ральфа П. Мартина, Брайана Дж. Додда, 1998 г. ISBN   0-664-25619-8 страницы 1–3
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Познание Христа Иисуса Вероника Коперски 1996 г. ISBN   90-390-0132-4 страницы 5-17
  5. Письма к филиппийцам, колоссянам и фессалоникийцам , Уильяма Барклая 2003 г. ISBN   0-664-22676-0 стр. 72–75.
  6. ^ Вера наших отцов: исследование Никейского символа веры Л. Чарльза Джексона, 2007 г. ISBN   1-59128-043-5, стр. xxviii
  7. ^ Чтение Иоанна со Св. Фомой Аквинским Майклом Дофине и Мэтью Леверингом, 2005 г. ISBN   0-8132-1405-X стр. 89
  8. ^ Чтение Иоанна со Св. Фомой Аквинским Майклом Дофине и Мэтью Леверингом, 2005 г. ISBN   0-8132-1405-X стр. 205
  9. ^ Иисус: полное руководство Лесли Хоулден , 2006 г. ISBN   0-8264-8011-X стр. 219
  10. ^ Перейти обратно: а б Иисус: полное руководство Лесли Хоулден, 2006 г. ISBN   0-8264-8011-X стр. 565
  11. ^ Христология: библейская и историческая , Мини С. Джонсон, 2005 г. ISBN   81-8324-007-0 страниц 8081
  12. ^ Христология Кальвина Стивена Эдмондсона, 2004 г. ISBN   0-521-54154-9 страницы 86-87
  13. ^ Христология Кальвина Стивена Эдмондсона, 2004 г. ISBN   0-521-54154-9 страниц 170
  14. ^ Преподавание мировой цивилизации с радостью и энтузиазмом Бенджамин Ли Рен, 2004 г. ISBN   0-7618-2747-1 стр. 236
  15. ^ Византийская империя Роберта Браунинга, 1992 г. ISBN   0-8132-0754-1 стр. 238
  16. ^ Последние века Византии, 1261-1453 гг. , Дональд МакГилливрей Никол, 2008 г. ISBN   0-521-43991-4 стр. 211
  17. ^ Путь к совершенству Терезы Авильской, 2007 г. ISBN   1-4209-2847-3 стр. 145
  18. ^ Веб-сайт Ватикана: Аспекты христианской медитации.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Познание Христа Рэймонда Молони, 2000 г. ISBN   0-8264-5130-6 стр. 30-39
  20. ^ Перейти обратно: а б Иисус Христос , Томас Джерард Вейнанди, 2003 г. ISBN   1-931709-68-8 страницы 88-91
  21. ^ Фома Аквинский в диалоге Джеймса Фодора, Фредерика Кристиана Бауэршмидта, 2004 г. ISBN   1-4051-1931-4 стр. 19
  22. ^ Джон П. Мейер «Как нам решить, что исходит от Иисуса» в «Историческом Иисусе» в недавнем исследовании под ред. Джеймс Д.Д. Данн, Скот Макнайт. стр.127
  23. ^ Справочник Карла Магона по патрологии и истории церковной литературы , том 1, стр. 850, 1864 г. «Возражение столь же необоснованно: никто не знает этого часа, ни Сын, ни ангелы небесные, а только один Отец, несколько хитро. это, чтобы представить то, что соответствовало его человечности, чтобы он хорошо это знал»
  24. ^ Православное христианство Карла С. Тайне, 2002 г. ISBN   1-59033-466-3 страницы 67-69
  25. ^ Луи Эллис Дю Пен Новая история церковных писателей, стр. 69 Английский перевод Уильяма Уоттона 1693 г. «Ни один человек не знает Судного дня, ни Ангелы, ни Сын, но только Отец: откуда ариане заключили. Что Знание поскольку Отец более обширен, чем Сын, его Природа должна быть более превосходной».
  26. Августин: от ритора к богослову Джоан МакВильям, 1992 г. ISBN   0-88920-203-6 стр. 191
  27. ^ Перейти обратно: а б Словарь Христа и Евангелий: Том II (Часть вторая) Джеймса Гастингса, 2004 г. ISBN   1-4102-1788-4 стр. 854
  28. ^ Питер Ломбард, Том 1 Марсии Л. Колиш, 1994 г. ISBN   90-04-09859-3 стр. 439
  29. ^ Перейти обратно: а б Summa Theologiae: Том 49, Благодать Христа: 3а. 7–15 Фомы Аквинского, Лиама Г. Уолша, 2006 г. ISBN   0-521-02957-0 стр. 143-148.
  30. ^ Перейти обратно: а б «SUMMA THEOLOGICA: Блаженное познание души Христа (Tertia Pars, Q. 10)» .
  31. Личность Христа Геррита Корнелиса Беркувера, 1954 г. ISBN   0-8028-4816-8 стр. 213
  32. ^ Веб-сайт Ватикана «Катехизис», пункты 472–474.
  33. ^ Ганс Урс фон Бальтазар: богословский стиль Анджело Скола, 1995 г. ISBN   0-8028-0894-8 стр. 58
  34. ^ Ганс Урс фон Бальтазар: его жизнь и творчество Дэвида Л. Шиндлера, 1991 г. ISBN   0-89870-378-6, стр. 140–141.
  35. ^ Ричард Хэнсон Поиск христианского учения о Боге 2005, стр. 454 «становился мудрее, постепенно выходя за пределы человеческой природы»
  36. ^ Комментарий Кальвина к изданию Исаии 1850 года: «Сын Божий снизошел из-за нас, так что Он не только был готов питаться нашей пищей, но и на время быть лишенным понимания и терпеть все наши слабости». (Евр. 2.14.) Это относится к Его человеческой природе, ибо не может быть применимо к Его Божественности».
  37. ^ Ричард Р. Данн в книге «Достижение поколения для Христа: всеобъемлющее руководство по молодежному служению» , 1997 г. «Тайна Иисуса, как Богочеловека, заключается в том, что Он добровольно решил временно отказаться от Своей способности знать все. Поэтому в Послании к Евреям 5:8 в Библии говорится: «Он был сыном, но научился послушанию».
  38. ^ Поставив Иисуса на его место: аргументы в пользу божественности Христа, стр. 110 Роберт М. Боуман-младший, Дж. Эд Комошевски, Даррел Л. Бок - 2007 «Похожий парадокс относится к его всеведению. В силу того, что он является божественным Сыном , Иисус был в каком-то смысле всеведущ,... Но о дне и часе том никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, а только Отец».
  39. ^ Оскар Куллманн «Христология Нового Завета» , стр. 288 - 1980 «... событие: 'Но о том дне или том часе никто не знает, ни ангелы на небесах, ни Сын, а только Отец. ... 11.27 , указывающее на всеведение Иисуса, соответствует высказыванию Марка 13:32 с его ограничением этого всеведения...»
  40. ^ Реформатское богословие: идентичность и экуменичность Майкла Велкера, 2003 г. ISBN   0-8028-4776-5 стр. 188
  41. ^ The Lamb of God by Sergeĭ Nikolaevich Bulgakov, Boris Jakim 2008 ISBN   0-8028-2779-9 стр. 426-427.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Молони, Рэймонд (1999). Познание Христа . Лондон: Континуум. ISBN  0-8264-5130-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4605995087cf6ed4cb3977a031256d16__1684242360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/16/4605995087cf6ed4cb3977a031256d16.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Knowledge of Christ - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)