Jump to content

Христианский фундаментализм

Христианский фундаментализм , также известный как фундаментальное христианство или фундаменталистское христианство , представляет собой религиозное движение, делающее упор на библейский буквализм . [1] В своем современном виде оно зародилось в конце 19 — начале 20 веков среди британских и американских протестантов. [2] как реакция на теологический либерализм и культурный модернизм . Фундаменталисты утверждали, что богословы-модернисты XIX века неправильно поняли или отвергли некоторые доктрины , особенно библейскую безошибочность , которую они считали основами христианской веры. [3]

Фундаменталистов почти всегда описывают как сторонников убеждений в библейской непогрешимости и библейской безошибочности. [4] в соответствии с традиционными христианскими доктринами относительно библейской интерпретации , роли Иисуса в Библии и роли церкви в обществе. Фундаменталисты обычно верят в ядро ​​христианских верований, обычно называемое «Пятью основами», это возникло в результате издания пресвитерианской церковью «Доктринального освобождения 1910 года». [5] Включенные темы включают утверждения об исторической точности Библии и всех событий, записанных в ней, а также о Втором пришествии Иисуса Христа . [6]

Фундаментализм проявляется в различных конфессиях , которые верят в различные богословия, а не в одну деноминацию или систематическое богословие . [7] Идеология стала активной в 1910-х годах после выхода «Основ» — двенадцатитомного набора эссе, апологетических и полемических , написанных консервативными протестантскими богословами в попытке защитить убеждения, которые они считали протестантской ортодоксальностью . Движение стало более организованным внутри протестантских церквей США в 1920-х годах, особенно среди пресвитериан , а также баптистов и методистов . Многие церкви, принявшие фундаментализм, заняли воинственную позицию в отношении своих основных убеждений. [2] Реформатские фундаменталисты уделяют большое внимание историческим исповеданиям веры , таким как Вестминстерское исповедание веры , а также поддерживают теологию Принстона . [8] С 1930 года многие фундаменталистские церкви баптистской традиции (которые в целом поддерживают диспенсационализм ) были представлены Независимыми фундаментальными церквями Америки (переименованными в IFCA International в 1996 году), в то время как многие теологически консервативные связи в методистской традиции (которые придерживаются уэслианского богословия ) соответствовать Межцерковной конвенции святости ; в различных странах существуют национальные организации, такие как Американский совет христианских церквей, для поощрения диалога между фундаменталистскими организациями различного конфессионального происхождения. [9] Другие фундаменталистские конфессии мало контактируют с другими организациями. [10]

Некоторые ученые называют католиков , отвергающих современную христианскую теологию в пользу более традиционных доктрин, фундаменталистами. [11] Этот термин иногда ошибочно путают с термином евангелистский . [12]

Терминология [ править ]

Термин «фундаментализм» вошел в английский язык в 1922 году, и его часто пишут с заглавной буквы, когда он используется по отношению к религиозному движению. [1] К концу 20-го века термин «фундаментализм» приобрел уничижительный оттенок, обозначая религиозный фанатизм или экстремизм , особенно когда такое навешивание ярлыков выходило за рамки первоначального движения, которое придумало этот термин, и тех, кто идентифицировал себя как фундаменталист. [13]

Некоторые, кто придерживается определенных, но не всех убеждений, общих с первоначальным фундаменталистским движением, отвергают ярлык «фундаментализм» из-за его воспринимаемого уничижительного характера, в то время как другие считают его знаменем гордости. В некоторых частях Соединенного Королевства использование термина «фундаменталист» с целью разжечь религиозную ненависть является нарушением Закона о расовой и религиозной ненависти 2006 года.

История [ править ]

Движение берет свое начало в 1878 году на собрании «Встречи верующих по изучению Библии» ( Ниагарская библейская конференция ) в США, где евангельские пасторы установили 14 фундаментальных верований. [14]

Фундаментализм опирается на многочисленные традиции британского и американского богословия XIX века. [15] По мнению авторов Роберта Д. Вудберри и Кристиана С. Смита,

После Гражданской войны между северными евангелистскими лидерами возникла напряженность по поводу дарвинизма и более высокой библейской критики ; Южане остались едины в своей оппозиции обоим. ... Модернисты пытались обновить христианство , чтобы оно соответствовало их взглядам на науку. Они отрицали библейские чудеса и утверждали, что Бог проявляется через социальную эволюцию общества. Консерваторы сопротивлялись этим изменениям. Эта скрытая напряженность вышла на поверхность после Первой мировой войны в результате так называемого раскола фундаменталистов и модернистов . [16]

Однако раскол не означает, что существовало только две группы: модернисты и фундаменталисты. Были и люди, считавшие себя неоевангелистами, отделявшими себя от крайних составляющих фундаментализма. Эти неоевангелисты также хотели отделиться как от фундаменталистского движения, так и от основного евангелического движения из-за своих антиинтеллектуальных подходов. [16]

серию эссе под названием «Основы: свидетельство об истине» . С 1910 по 1915 год чикагское издательство Testimony Publishing Company опубликовало [17] [18]

Северная пресвитерианская церковь (ныне пресвитерианская церковь в Соединенных Штатах Америки ) повлияла на движение, дав определение пяти «основ» в 1910 году, а именно:

  1. Вдохновение следствие Библии как и Святым Духом Писания . непогрешимость этого
  2. Непорочное зачатие Христа.
  3. Вера в то, что смерть Христа была искуплением греха.
  4. Телесное воскресение Христа .
  5. Историческая реальность чудес Христовых . [19] [20] [21]
Принстонская семинария в 1800-х годах.

Принстонское богословие , которое ответило на более сильную критику Библии, разработав с 1840-х по 1920 годы доктрину безошибочности, оказало еще одно влияние на это движение. Эта доктрина, также называемая библейской безошибочностью, утверждала, что Библия была богодухновенной, религиозно авторитетной и безошибочной. [22] [23] Принстонской семинарии Профессор богословия Чарльз Ходж настаивал на том, что Библия безошибочна, потому что Бог вдохновил или «вдохнул» Его точные мысли в библейских авторов (2 Тимофею 3:16). Теологи Принстона считали, что Библию следует читать иначе, чем любой другой исторический документ, а также считали, что христианский модернизм и либерализм ведут людей в ад так же, как это делали нехристианские религии. [24]

Библейская безошибочность была особенно важным объединяющим фактором для фундаменталистов. [25] Такой подход к Библии связан с консервативными евангельскими герменевтическими подходами к Священному Писанию, варьирующимися от историко-грамматического метода до библейского буквализма . [26]

Далласская теологическая семинария , основанная в 1924 году в Далласе , будет иметь значительное влияние на движение, обучая студентов, которые создадут различные независимые библейские колледжи и фундаменталистские церкви на юге Соединенных Штатов. [27]

В 1930-е годы многие рассматривали фундаментализм как «последний вздох», пережиток чего-то из прошлого. [28] но совсем недавно, [ когда? ] ученые отошли от этой точки зрения. [29] [30]

В начале 1940-х годов пути евангелистов и христиан-фундаменталистов начали расходиться во мнениях: отделяться ли от современной культуры (фундаменталистский подход) или взаимодействовать с ней. [31] Организацией, стоящей на стороне отделения от современности, был Американский совет христианских церквей , основанный в 1941 году преподобным Карлом Макинтайром . Другой группой «для консервативных христиан, которые хотели заниматься культурной деятельностью» была Национальная ассоциация евангелистов (NAE), основанная в 1942 году Гарольдом Окенгой . [31]

Изменение интерпретаций [ править ]

Христианский демонстрант проповедует в Беле Шере.

Интерпретации, данные фундаменталистскому движению, со временем изменились, причем большинство старых интерпретаций основаны на концепциях социального смещения или культурного отставания. [29] Некоторые в 1930-х годах, в том числе Х. Рихард Нибур , понимали конфликт между фундаментализмом и модернизмом как часть более широкого социального конфликта между городами и страной. [29] С этой точки зрения фундаменталистами были жители деревень и маленьких городов, выступавшие против прогрессизма горожан. [29] В 1950-е годы фундаментализм рассматривался как форма антиинтеллектуализма; в начале 1960-х годов американский интеллектуал и историк Ричард Хофштадтер интерпретировал это с точки зрения статусной тревоги, социального смещения и «манихейского менталитета». [29] [32]

Начиная с конца 1960-х годов, это движение стало рассматриваться как «достоверное религиозное, теологическое и даже интеллектуальное движение само по себе». [29] Вместо того, чтобы интерпретировать фундаментализм как простой антиинтеллектуализм, Пол Картер утверждал, что «фундаменталисты были просто интеллектуалами, отличными от их оппонентов». [29] В 1970-е годы Эрнест Р. Сандин рассматривал фундаментализм как результат слияния принстонской теологии и милленаризма . [29]

Джордж Марсден определил фундаментализм как «воинственно антимодернистский протестантский евангелизм» в своей работе 1980 года «Фундаментализм и американская культура» . [29] Воинственный в этом смысле не означает «насильственный», он означает «агрессивно активный в каком-либо деле». [33] Марсден видел фундаментализм, возникший в результате ряда существовавших ранее евангелических движений, которые ответили на различные предполагаемые угрозы, объединив свои силы. [29] Он утверждал, что христианские фундаменталисты были американскими христианами-евангелистами, которые в 20 веке выступали против «как модернизма в теологии, так и культурных изменений, которые одобрял модернизм. Воинственная оппозиция модернизму была тем, что наиболее явно выделило фундаментализм». [34] Среди других, кто считает воинственность основной характеристикой фундаменталистского движения, — Филип Меллинг, Унг Кю Пак и Рональд Уизеруп. [35] [36] [37] Дональд МакКим и Дэвид Райт (1992) утверждают, что «в 1920-х годах воинствующие консерваторы (фундаменталисты) объединились, чтобы организовать консервативное контрнаступление. Фундаменталисты стремились спасти свои конфессии от роста модернизма дома». [38]

По словам Марсдена, недавние ученые отличают «фундаменталистов» от «евангелистов», утверждая, что первые более воинственны и менее склонны сотрудничать с группами, считающимися «модернистскими» в теологии. В 1940-х годах более умеренная фракция фундаменталистов придерживалась той же теологии, но начала называть себя «евангелистами», чтобы подчеркнуть свою менее воинственную позицию. [39] Роджер Олсон (2007) выделяет более умеренную фракцию фундаменталистов, которую он называет «постфундаменталистами», и говорит, что «большинство постфундаменталистских евангелистов не хотят, чтобы их называли фундаменталистами, хотя их основная богословская ориентация не сильно отличается». По словам Олсона, ключевым событием стало образование Национальной ассоциации евангелистов (NAE) в 1942 году. [40] Барри Ханкинс (2008) придерживается аналогичной точки зрения, говоря, что «начиная с 1940-х годов… воинствующих и сепаратистских евангелистов стали называть фундаменталистами, в то время как евангелистов, вовлеченных в культуру и не воинствующих, следовало называть евангелистами». [41]

Тимоти Вебер рассматривает фундаментализм как «довольно характерную современную реакцию на религиозные, социальные и интеллектуальные изменения конца 1800-х и начала 1900-х годов, реакцию, которая в конечном итоге обрела собственную жизнь и значительно изменилась с течением времени». [29]

По регионам [ править ]

В Северной Америке [ править ]

Фундаменталистские движения существовали в большинстве протестантских конфессий Северной Америки к 1919 году после нападок на модернистское богословие в пресвитерианской и баптистской конфессиях. Фундаментализм вызывал особенно споры среди пресвитериан. [42]

В Канаде [ править ]

В Канаде фундаментализм был менее заметен, [43] но одним из первых лидеров был уроженец Англии Томас Тодхантер Шилдс (1873–1955), который в 1927 году вывел 80 церквей из Баптистской федерации Онтарио и сформировал Союз регулярных баптистских церквей Онтарио и Квебека. Он был связан с Баптистским библейским союзом, базирующимся в Соединенных Штатах. Его газета «Свидетель Евангелия» имела 30 000 подписчиков в 16 странах, что принесло ему международную репутацию. Он был одним из основателей международного Совета христианских церквей. [44]

Освальд Дж. Смит (1889–1986), выросший в сельской местности Онтарио и получивший образование в церкви Муди в Чикаго, основал Народную церковь в Торонто в 1928 году. Энергичный проповедник и лидер канадского фундаментализма, Смит написал 35 книг и занимался миссионерской деятельностью. во всем мире. Билли Грэм назвал его «величайшим пастором, автором гимнов, государственным миссионером и евангелистом нашего времени». [45]

В США [ править ]

Ведущим организатором фундаменталистской кампании против модернизма в Соединенных Штатах был Уильям Белл Райли , северный баптист, базирующийся в Миннеаполисе, где его Северо-западная школа библейской и миссионерской подготовки (1902 г.), Северо-западная евангелическая семинария (1935 г.) и Северо-западный колледж (1944 г.) выпустил тысячи выпускников. На большой конференции в Филадельфии в 1919 году Райли основал Всемирную ассоциацию по основам христианства (WCFA), которая стала главной межконфессиональной фундаменталистской организацией в 1920-х годах. Некоторые отмечают эту конференцию как публичное начало христианского фундаментализма. [46] [47] Хотя фундаменталистское стремление взять под контроль основные протестантские конфессии потерпело неудачу на национальном уровне в 1920-е годы, сеть церквей и миссий, созданная Райли, показала, что движение росло в силе, особенно на Юге США . Как сельское, так и городское по своему характеру, это процветающее движение действовало как суррогат деноминации и способствовало развитию воинствующей евангелической христианской ортодоксальности. Райли был президентом WCFA до 1929 года, после чего значение WCFA утратило свою значимость. [48] Независимые фундаменталистские церкви Америки стали ведущей ассоциацией независимых фундаменталистских церквей США с момента ее основания в 1930 году. Американский совет христианских церквей был основан для фундаментальных христианских конфессий в качестве альтернативы Национальному совету церквей .

Мемориальный зал Дж. Грешама Мейчена

Большая часть энтузиазма по мобилизации фундаментализма исходила от протестантских семинарий и протестантских «библейских колледжей» в Соединенных Штатах. Двумя ведущими фундаменталистскими семинариями были диспенсационалистская Далласская теологическая семинария , основанная в 1924 году Льюисом Сперри Чейфером , и реформатская Вестминстерская духовная семинария , образованная в 1929 году под руководством и финансированием бывшего Принстонской теологической семинарии профессора Дж. Грешема Мейчена . [49] Многие библейские колледжи были созданы по образцу Библейского института Муди в Чикаго. Дуайт Муди оказал влияние на проповедь неизбежности Царства Божьего, которое было так важно для диспенсационализма. [50] в колледже или семинарии, с интенсивным изучением Библии, часто используя Справочную Библию Скоуфилда 1909 года, короля Иакова версию Библии Библейские колледжи готовили служителей, которым не хватало опыта учебы с подробными примечаниями, в которых отрывки интерпретируются с точки зрения устроения.

Хотя фундаментализм США зародился на Севере , наибольшая база народной поддержки движения находилась на Юге, особенно среди южных баптистов , где отдельные лица (а иногда и целые церкви) покидали конвенцию и присоединялись к другим баптистским деноминациям и движениям, которые, по их мнению, были «более консервативными». «таких как Независимое баптистское движение. К концу 1920-х годов национальные СМИ отождествляли его с Югом, по большей части игнорируя проявления в других местах. [51] В середине двадцатого века несколько методистов покинули основную методистскую церковь и основали фундаментальные методистские конфессии, такие как Евангелическая методистская церковь и Фундаментальная методистская конференция (ср. консервативное движение святости ); другие предпочитали собираться в независимых методистских церквях, многие из которых связаны с Ассоциацией независимых методистов , которая является фундаменталистской по своей теологической ориентации. [52] К 1970-м годам протестантский фундаментализм глубоко укоренился и сконцентрировался на Юге США. В 1972–1980 годах в рамках Общего социального опроса 65 процентов респондентов из региона «Восток-Юг-Централ» (включая Теннесси , Кентукки , Миссисипи и Алабаму ) идентифицировали себя как фундаменталисты. Доля фундаменталистов составляла около 50 процентов или около 50 процентов в «Западно-южно-центральном регионе» ( от Техаса до Арканзаса ) и «Южной Атлантике» (от Флориды до Мэриленда), а также на уровне 25 процентов или ниже в других частях страны, с самым низким показателем в девять процентов в Новая Англия. Эта закономерность сохранилась и в 21 веке; в опросах 2006–2010 годов средняя доля фундаменталистов в Восточно-Южно-Центральном регионе составляла 58 процентов, тогда как в Новой Англии она немного выросла до 13 процентов. [53]

Эволюция [ править ]

В 1920-х годах христианские фундаменталисты «разошлись во мнениях относительно того, как понимать описание творения в книге Бытия», но они «согласились, что Бог был автором творения и что люди были отдельными существами, отдельными от животных и созданными по образу Божьему». [54] В то время как некоторые из них защищали веру в креационизм Старой Земли , а некоторые даже защищали веру в эволюционное творение , другие «ярые фундаменталисты» защищали креационизм молодой Земли и «связывали эволюцию с атеизмом последних дней». [54] Эти «ярые фундаменталисты» в 1920-х годах посвятили себя борьбе против преподавания теории эволюции в школах и колледжах страны, особенно путем принятия законов штата, которые затрагивали государственные школы. Уильям Белл Райли взял на себя инициативу в судебном процессе Скоупса 1925 года , пригласив известного политика Уильяма Дженнингса Брайана и наняв его помощником местного прокурора, который помог привлечь внимание национальных СМИ к процессу. За полвека после процесса Скоупса фундаменталисты не добились большого успеха в формировании государственной политики, и в целом они потерпели поражение в своих попытках изменить основные конфессии , которые отказались присоединиться к фундаменталистским атакам на эволюцию. [24] В частности, после процесса Скоупса либералы увидели раскол между христианами, выступающими за учение об эволюции, которых они считали образованными и толерантными, и христианами, выступающими против эволюции, которых они считали ограниченными, племенными и мракобесами. [55]

Эдвардс (2000), однако, бросает вызов общепринятому мнению среди ученых о том, что после суда над Скоупсом фундаментализм отступил на политический и культурный фон, и эта точка зрения отражена в фильме « Наследовать ветер» и большинстве современных исторических отчетов. Скорее, утверждает он, причиной отступления фундаментализма стала смерть его лидера Брайана. Большинство фундаменталистов рассматривали этот процесс как победу, а не поражение, но смерть Брайана вскоре после этого создала пустоту в руководстве, которую не смог заполнить ни один другой лидер фундаменталистов. В отличие от других лидеров фундаменталистов, Брайан принес с собой известность, респектабельность и способность создать широкую коалицию религиозных групп фундаменталистов, чтобы отстаивать антиэволюционистскую позицию. [56]

Гейтвуд (1969) анализирует переход от крестового похода против эволюции 1920-х годов к движению креационистской науки 1960-х годов. Несмотря на некоторое сходство между этими двумя причинами, движение креационистской науки представляло собой переход от религиозных псевдонаучным возражений против теории Дарвина к . Креационная наука также различалась с точки зрения народного лидерства, риторического тона и узкоспециализированной направленности. У нее не было такого престижного лидера, как Брайан, она использовала псевдонаучные аргументы, а не религиозную риторику, и была продуктом Калифорнии и Мичигана, а не Юга. [57]

Уэбб (1991) прослеживает политическую и правовую борьбу между строгими креационистами и дарвинистами за влияние на то, в какой степени эволюция будет преподаваться как наука в школах Аризоны и Калифорнии. После того, как Скоупс был осужден, креационисты по всей территории Соединенных Штатов добивались принятия подобных антиэволюционных законов для своих штатов. В их число входили преподобные Р.С. Бил и Обри Л. Мур из Аризоны, а также члены Общества креационных исследований в Калифорнии, которых поддерживали выдающиеся миряне. Они стремились запретить эволюцию как тему для изучения или, по крайней мере, низвести ее до статуса недоказанной теории, возможно, преподаваемой наряду с библейской версией творения. Педагоги, ученые и другие выдающиеся миряне выступали за эволюцию. Эта борьба произошла на Юго-Западе позже, чем в других регионах США, и продолжалась на протяжении всей эпохи Спутника. [58]

В последнее время суды рассматривали дела о том, следует ли преподавать рассказ о сотворении Книги Бытия в классах естественных наук наряду с эволюцией, особенно в деле федерального суда 2005 года «Китцмиллер против школьного округа Дувра» . [59] Креационизм был представлен под лозунгом разумного замысла книга «О пандах и людях» , а его учебником стала . Суд закончился тем, что судья постановил, что преподавание разумного замысла на уроках естествознания является неконституционным, поскольку это религиозная вера, а не наука. [60]

Первоначальное фундаменталистское движение разделилось по четко определенным линиям внутри консервативного евангелического протестантизма по мере развития проблем. В результате этого раскола образовалось множество группировок, больших и малых. Неоевангелизм , движение «Наследие» и палеоортодоксальность — все они развили отдельные идентичности, но ни одно из них не признает ничего, кроме исторического совпадения с фундаменталистским движением, и этот термин редко используется по отношению к ним. Более широкий термин « евангелисты » включает фундаменталистов, а также людей со схожими или идентичными религиозными убеждениями, которые не столь активно бросают вызов Библии извне. [61]

В своей статье в 2023 году консервативный христианский журналист Дэвид Френч цитирует бывшего президента Южной баптистской конвенции Комиссии по этике и религиозной свободе Ричарда Лэнда , который определяет фундаментализм как «скорее психологию, чем теологию», с характеристиками, общими для конкурирующих христиан теологии и конкурирующие религии. По мнению Френча, эта психология имеет «три ключевые черты»: уверенность (разум, не затуманенный сомнениями), свирепость (против предполагаемых врагов своей религии) и солидарность (товарищей в окопе), добродетель, превосходящая даже благочестие. по важности). [62]

Христианское право [ править ]
Джерри Фалуэлл , чье создание « Морального большинства» стало ключевым шагом в формировании «Новых христианских правых».

Вторая половина двадцатого века стала свидетелем всплеска интереса к организованному политическому активизму со стороны американских фундаменталистов. Диспенсационные фундаменталисты рассматривали создание государства Израиль в 1948 году как важный знак исполнения библейских пророчеств, и поддержка Израиля стала центральным элементом их подхода к внешней политике США. [63] Решения Верховного суда США также разожгли интерес фундаменталистов к организованной политике, в частности дело Энгель против Витале в 1962 году, которое запрещало санкционированную государством молитву в государственных школах, и решение Школьного округа Абингтон против Шемппа в 1963 году, которое запрещало обязательное чтение Библии в государственных школах. . [64] К тому времени, когда Рональд Рейган баллотировался на пост президента в 1980 году, проповедники-фундаменталисты, как и служители-субгибиционисты начала 20-го века, организовывали свои общины для голосования за поддерживающих кандидатов. [65]

Лидерами нового политического фундаментализма были Роб Грант и Джерри Фалуэлл . Начиная с «Американского христианского дела» Гранта в 1974 году, «Христианского голоса» » Фалвелла на протяжении 1970-х годов и «Морального большинства в 1980-х годах, правые христиане начали оказывать серьезное влияние на американскую политику. В 1980-х и 1990-х годах христианские правые влияли на выборы и политику с помощью таких групп, как Совет по исследованию семьи (основанный в 1981 году Джеймсом Добсоном ) и Христианская коалиция (сформированная в 1989 году Пэтом Робертсоном ), помогая консервативным политикам, особенно республиканцам , побеждать. государственные и национальные выборы. [66]

В Австралии [ править ]

Крупнейшей организацией фундаменталистских пятидесятнических церквей в Австралии является Международная сеть церквей , ранее известная как «Христианский информационно-просветительский центр». [67]

Бывшей влиятельной группой был Фонд Логос . Фонд «Логос», возглавляемый Говардом Картером , был противоречивым христианским служением в 1970-х и 1980-х годах, которое продвигало реконструктивистское , реставраторское и доминионистское богословие. Они также активно проводили кампанию за нескольких кандидатов на государственные должности в Квинсленде, Австралия , которые разделяли их ценности (например, против абортов). Фонд «Логос» распался вскоре после того, как в 1990 году стало известно о супружеской измене Картера. [68] [67] [69] [70]

В России [ править ]

В России христианский фундаментализм часто базируется вокруг Русской Православной Церкви или Русской Православной Старообрядческой Церкви . Православный христианский фундаментализм часто был тесно связан с чувством русского национализма , поскольку Русская Православная Церковь часто имеет прочную связь с российским государством . Эта связь между Церковью и государством, возможно, существовала со времен обращения Владимира Великого .

В 2013 году композитор Андрей Кормухин и спортсмен Владимир Носов основали православную фундаменталистскую и консервативную христианскую организацию, известную как « Движение Сорок-Сороков» . Движение «Сороки-Сороковы» было основано в ответ на протесты Pussy Riot в 2012 году, которые сами по себе были направлены против все более консервативной в обществе политики в России, включая шаги по декриминализации избиения жен и криминализации гомосексуализма . Движение «Сороки-Сороков» получило поддержку многих священников Русской Православной Церкви, в первую очередь прославляемого священника Всеволода Чаплина . Чаплин, в частности, поддержал создание «Православных дружин» с целью наказания людей за совершение «кощунственных действий» в религиозных местах. Некоторые утверждают, что движение «Сороки-сорковы» участвовало в защите строительства русских православных церквей в Москве , хотя факты трудно проверить. Точно так же многие источники утверждают, что эти действия больше соответствовали жестокому бдительности. против ЛГБТ в России. [71] «Движение Сорок-Сороков» также связано с российскими крайне правыми , в том числе с неонацистами и сторонниками «третьей позиции» . [72] У «Движения Сорок-Сороков» также есть своя политическая партия « За семью» .

Многие крайне правые русские христианские националисты активно поддерживают неспровоцированную войну России с Украиной . Одной из таких групп, поддерживающих русский православный фундаменталистский национализм, является Союз православных знаменосцев . Их основная цель , известная своими сжиганиями книг и политическими митингами , – добиться возвращения русского царя в качестве верховного самодержца России . [73] Группа как особая близость к царю Николаю II . [74] Группа время от времени называла президента России Владимира Путина современным царем, хотя неясно, является ли это посланием поддержки Путина или нет. [75]

По номиналу [ править ]

Независимый баптист [ править ]

Независимые баптисты отказываются от любой формы церковной власти, кроме власти поместной церкви. Большое внимание уделяется буквальному толкованию Библии как основному методу изучения Библии, а также библейской безошибочности и непогрешимости их толкования . [76] Диспенсационализм распространен среди независимых баптистов. Они выступают против любого экуменического движения с конфессиями, которые имеют разные убеждения. [77] Многие независимые фундаменталистские баптистские церкви (IFB) придерживаются только версии короля Иакова , позиции, известной как толькоизм короля Иакова . [78]

Методизм [ править ]

Фундаментальный методизм включает в себя несколько связей , таких как Евангелическая методистская церковь и Фундаментальная методистская конференция , а также их семинарии, такие как Библейский колледж Брекбилла . [79] Кроме того, методистские связи в консервативном движении святости , такие как Методистская организация Аллегейни Уэсли и Конференция евангелической методистской церкви , провозглашают убеждения об «отделении от мира, от ложных доктрин, от других церковных связей», а также уделяют большое внимание практике стандарты святости . [80]

Внеконфессионализм [ править ]

Во внеконфессиональном христианстве разновидности евангелической слово «библейский» или «независимый» часто появляется в названии церкви или деноминации. [27] Заявляется о независимости церкви, а присоединение к христианской конфессии встречается нечасто, хотя существуют фундаменталистские конфессии. [81]

фундаментализм Реформатский

Реформатский фундаментализм включает в себя те конфессии реформатской традиции (которые включают континентальную реформатскую , пресвитерианскую , реформатскую англиканскую и реформатскую баптистскую церкви), которые придерживаются доктрины библейской непогрешимости и уделяют большое внимание историческим исповеданиям веры, таким как Вестминстерское исповедание . [82] [8]

Примеры реформатских фундаменталистских конфессий включают православную пресвитерианскую церковь. [82] и Свободная пресвитерианская церковь Ольстера .

Критика [ править ]

фундаменталистами Буквальное толкование Библии подверглось критике со стороны практиков библейской критики за неспособность принять во внимание обстоятельства, в которых была написана христианская Библия. Критики утверждают, что такое «буквальное толкование» не соответствует посланию, которое Священное Писание намеревалось передать, когда оно было написано. [83] и он также использует Библию в политических целях, представляя Бога «скорее как Бога суда и наказания, чем как Бога любви и милосердия». [84]

В отличие от более высокой критики, фундаментализм утверждает, что держит Библию открытой для людей. Однако из-за сложности диспенсационной системы она фактически вынудила читателей-непрофессионалов оставаться зависимыми от индуктивных методов учителей Библии и служителей. [85]

Христианский фундаментализм также был связан с жестоким обращением с детьми. [86] [87] [88] и телесные наказания , [89] [90] [91] при этом большинство практикующих считают, что Библия требует от них шлепать своих детей. [92] [93] Художники обратились к проблемам христианского фундаментализма, [94] [95] один из них содержал слоган «Лучший американский бренд в области жестокого обращения с детьми». [96]

Исследователи находят доказательства, связывающие христианский фундаментализм с верой в теории заговора [97] [98] и связь крайнего религиозного рвения с психическими заболеваниями . [99] [100] [101] Фундаменталисты пытались и продолжают пытаться преподавать разумного замысла теорию , основанную на креационизме , а не на теории эволюции в государственных школах . Это привело к юридическим проблемам, таким как федеральное дело Кицмиллер против школьного округа Дувра , в результате которого Окружной суд США Среднего округа Пенсильвании постановил, что преподавание разумного замысла является неконституционным из-за его религиозных корней. [102]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Фундаментализм» . Мерриам-Вебстер . Проверено 28 июля 2011 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марсден (1980), стр. 55–62, 118–23.
  3. ^ Сандин (1970), с. 6
  4. ^ Мелтон, Дж. Гордон (1988). Энциклопедия американских религий, Религиозные верования: сборник более чем 450 вероучений, исповеданий, заявлений веры и краткого изложения доктрин религиозных и духовных групп в Соединенных Штатах и ​​Канаде . Исследовательская компания Гейла. п. 565. ИСБН  978-0-8103-2132-8 . Заявления о вере фундаменталистских церквей часто подтверждают непогрешимость и безошибочность.
  5. ^ «Доктринальное освобождение 1910 года» . pcahistory.org . Проверено 26 ноября 2022 г.
  6. ^ «Британика Академик» . академический.eb.com . Проверено 9 декабря 2016 г.
  7. ^ Самора, Лоис Паркинсон (1982). Апокалиптическое видение в Америке: междисциплинарные очерки мифа и культуры . Популярная пресса Университета Боулинг-Грин. п. 55. ИСБН  978-0-87972-190-9 . Следовательно, невозможно говорить о фундаменталистах как о дискретной группе. Скорее, следует говорить о баптистах-фундаменталистах, методистах-фундаменталистах, пресвитерианах-фундаменталистах, независимых фундаменталистах и ​​им подобных.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Картер, Пол (18 марта 2019 г.). «Что такое реформатский фундаменталист?» . Евангельская коалиция . Проверено 4 июля 2021 г.
  9. ^ Гаспер, Луи (18 мая 2020 г.). Фундаменталистское движение . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 39. ИСБН  978-3-11-231758-7 .
  10. ^ Джонс, Джули Скотт (15 апреля 2016 г.). Быть избранным: исследование христианского фундаменталистского мировоззрения . Рутледж. ISBN  978-1-317-17535-3 .
  11. ^ Хилл, Бреннан; Книттер, Пол Ф.; Мэджес, Уильям (1997). Вера, религия и теология: современное введение . Двадцать третьи публикации . п. 326. ИСБН  978-0-89622-725-5 . Католические фундаменталисты, как и их протестантские коллеги, опасаются, что церковь отказалась от неизменной истины прошлой традиции ради развивающихся спекуляций современного богословия. Они опасаются, что христианские общества заменили системы абсолютных моральных норм субъективным принятием решений и релятивизмом. Подобно протестантским фундаменталистам, католические фундаменталисты предлагают строгое и ясное мировоззрение.
  12. ^ Уолдман, Стив; Грин, Джон К. (29 апреля 2004 г.). «Евангелисты против фундаменталистов» . pbs.org/wgbh . Линия фронта: Фактор Иисуса. Бостон: PBS/WGBH . Проверено 9 октября 2021 г.
  13. ^ Брюс Арриго, Хизер Берсот, Справочник Routledge по исследованиям международной преступности и правосудия , Routledge, Абингдон-на-Темзе, 2013, стр. 522
  14. ^ Гэри Дж. Дорриен, Переделка евангелического богословия , Вестминстер Джон Нокс Пресс, США, 1998, стр. 15
  15. ^ Сандин (1970), глава 1
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вудберри, Роберт Д.; Смит, Кристиан С. (1998). «Фундаментализм и др.: консервативные протестанты в Америке». Ежегодный обзор социологии . 24 (1): 25–56. doi : 10.1146/annurev.soc.24.1.25 – через файл AcademicOne.
  17. ^ Рэндалл Герберт Балмер, Энциклопедия евангелизма: исправленное и расширенное издание , Baylor University Press, США, 2004, стр. 278
  18. ^ « Основы – свидетельство истины » . Архивировано из оригинала 1 января 2003 года . Проверено 25 октября 2009 г.
  19. ^ Джордж М. Марсден, Фундаментализм и американская культура , Oxford University Press, Великобритания, 1980, стр. 20
  20. ^ Люк Шартран, Библия буквально, Фундаментализм под вопросом , Mediaspaul, Франция, 1995, стр. 20
  21. ^ Суини, Дуглас А. (2005). Американская евангелическая история: история движения . Издательская группа Бейкер. п. 165. ИСБН  978-0-8010-2658-4 . Проверено 11 декабря 2023 г.
  22. ^ Марсден (1980), стр. 109–118.
  23. ^ Сандин (1970), стр. 103–31.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ки, Говард Кларк; Эмили Альбу ; Картер Линдберг; Дж. Уильям Фрост; Дана Л. Роберт (1998). Христианство: социальная и культурная история . Река Аппер-Седл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. п. 484. ИСБН  0-13-578071-3 .
  25. ^ Марсден, Джордж М. (1995). Реформирующий фундаментализм: семинария Фуллера и новый евангелизм . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 118. ИСБН  978-0-8028-0870-7 .
  26. За пределами библейского буквализма и безошибочности: консервативные протестанты и герменевтическая интерпретация Священного Писания. Архивировано 20 апреля 2010 г. в Wayback Machine , Джон Бартковски, Социология религии, 57, 1996.
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сэмюэл С. Хилл, Новая энциклопедия южной культуры: Том 1: Религия , University of North Carolina Press, США, 2006, с. 77
  28. ^ Родитель, Марк (1998). Духовные пейзажи: картографирование духовной и научной территории на заре нового тысячелетия . Wood Lake Publishing Inc. с. 161. ИСБН  978-1-77064-295-9 . К началу 1930-х годов [...] фундаментализм, казалось, повсюду находился в беспорядке. Появились научные исследования, в которых утверждалось, что фундаментализм был последним вздохом умирающего религиозного порядка, который быстро исчезал.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Рид, Д.Г., Линдер, Р.Д., Шелли, Б.Л., и Стаут, Х.С. (1990). В словаре христианства в Америке. Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press. Статья о фундаментализме
  30. ^ Хэнкинс, Барри (2008). « Теперь мы все евангелисты»: экзистенциальная и обратная историография евангелизма двадцатого века». В Харпере, Кейт (ред.). Американская деноминационная история: взгляды на прошлое, перспективы на будущее . Религия и американская культура. Том. 68. Издательство Университета Алабамы. п. 196. ИСБН  978-0-8173-5512-8 . » Эрнеста Шандина [...] в 1970 году [...] «Корни фундаментализма [...] изменили интерпретацию от точки зрения, что фундаментализм был последней попыткой сохранить умирающий образ жизни.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Фундаменталистско-евангелический раскол» . Белифнет . Проверено 13 декабря 2023 г.
  32. ^ Марсден. (1980), 211.
  33. ^ «Воинствующий» в Третьем полном словаре Мерриама Вебстера (1961), в котором в качестве примера приводятся «воинствующий суфражист» и «воинственный тред-юнионизм».
  34. ^ Марсден (1980), Фундаментализм и американская культура , с. 4
  35. ^ Филип Х. Меллинг, Фундаментализм в Америке: милленаризм, идентичность и воинствующая религия (1999). Как отмечает другой учёный: «Одной из главных особенностей фундаментализма является воинственность».
  36. ^ Унг Кю Пак, Милленаризм в Корейской протестантской церкви (2005), стр. 211.
  37. Рональд Д. Уитеруп, католический учёный, говорит: «По сути, фундаменталисты считают себя защитниками подлинной христианской религии… Воинственный аспект помогает объяснить желание фундаменталистов принять активное участие в политических изменениях». Рональд Д. Уизеруп, Библейский фундаментализм: что должен знать каждый католик (2001), стр. 2
  38. ^ Дональд К. МакКим и Дэвид Ф. Райт, Энциклопедия реформатской веры (1992), с. 148
  39. ^ Джордж М. Марсден (1995). Реформирующий фундаментализм: семинария Фуллера и новый евангелизм . Вм. Б. Эрдманс. п. xi. ISBN  978-0-8028-0870-7 .
  40. ^ Роджер Э. Олсон, Карманная история евангелического богословия (2007), с. 12
  41. ^ Барри Хэнкинс, Фрэнсис Шеффер и формирование евангелической Америки (2008), стр. 233
  42. ^ Марсден, Джордж М. (1995). Реформирующий фундаментализм: семинария Фуллера и новый евангелизм . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 109–118. ISBN  978-0-8028-0870-7 .
  43. ^ Джон Г. Стэкхаус, Канадский евангелизм в двадцатом веке (1993)
  44. ^ К. Аллин Рассел, «Томас Тодхантер Шилдс: канадский фундаменталист», Foundations , 1981, Vol. 24 Выпуск 1, стр. 15–31.
  45. ^ Дэвид Р. Эллиотт, «Не зная границ: вклад Канады в американский фундаментализм», в книге Джорджа А. Роулика и Марка А. Нолла, ред., « Удивительная благодать: евангелизм в Австралии, Великобритании, Канаде и Соединенных Штатах » (1993).
  46. ^ Троллингер, Уильям (8 октября 2019 г.). «Фундаментализму исполняется 100 лет, что является важной вехой для правых христиан» . Чикаго Трибьюн . Проверено 5 ноября 2019 г.
  47. ^ Саттон, Мэтью Эйвери (25 мая 2019 г.). «День, когда родился христианский фундаментализм» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 ноября 2019 г.
  48. ^ Уильям Вэнс Троллингер-младший «Империя Райли: Северо-западная библейская школа и фундаментализм на Верхнем Среднем Западе». История Церкви 1988 57 (2): 197–212. 0009–6407
  49. ^ Марсден, Джордж М. (1995). Реформирующий фундаментализм: семинария Фуллера и новый евангелизм . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 33. ISBN  978-0-8028-0870-7 .
  50. ^ Ки, Говард Кларк; Эмили Альбу ; Картер Линдберг; Дж. Уильям Фрост; Дана Л. Роберт (1998). Христианство: социальная и культурная история . Река Аппер-Седл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. п. 484.
  51. ^ Мэри Бет Светнэм Мэтьюз, Переосмысление Сиона: как печатные СМИ поместили фундаментализм на Юг (2006), стр. xi
  52. ^ Креспино, Джозеф (2007). В поисках другой страны: Миссисипи и консервативная контрреволюция . Издательство Принстонского университета. п. 169. ИСБН  978-0-691-12209-0 .
  53. ^ «База данных Общего социального обследования» .
  54. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Саттон, Мэтью Эйвери (25 мая 2019 г.). «День, когда родился христианский фундаментализм» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 мая 2019 г. Хотя фундаменталисты разошлись во мнениях о том, как понимать повествование о творении в Бытии, они согласились, что Бог был автором творения и что люди были отдельными существами, отдельными от животных и созданными по образу Бога. Некоторые считали, что древнюю Землю можно согласовать с Библией, а другие были готовы обучать некоторым формам эволюции, направляемой Богом. Однако Райли и более ярые фундаменталисты связывали эволюцию с атеизмом последних дней и поставили перед собой задачу изгнать его из школьных классов.
  55. ^ Дэвид Гетц, «Испытание обезьяны». Христианская история 1997 16 (3): 10–18. 0891–9666; Бертон В. Фолсом-младший «Пересмотр дела Скоупса». Непрерывность 1988 (12): 103–127. 0277–1446, ведущий консервативный ученый.
  56. ^ Марк Эдвардс, «Переосмысление провала фундаменталистского политического антиэволюционизма после 1925 года». Fides et Historia 2000 32 (2): 89–106. 0884–5379
  57. ^ Уиллард Б. Гейтвуд-младший, изд. Споры в двадцатые годы: фундаментализм, модернизм и эволюция (1969)
  58. ^ Уэбб, Джордж Э. (1991). «Спор об эволюции в Аризоне и Калифорнии: с 1920-х по 1980-е годы». Журнал Юго-Запада . 33 (2): 133–150. См. также Кертис, Кристофер К. (1986). «Закон Миссисипи о борьбе с эволюцией 1926 года». Журнал истории Миссисипи . 48 (1): 15–29.
  59. ^ «Китцмиллер против Дувра: Разумный замысел на суде» . Национальный центр научного образования . 17 октября 2008 года . Проверено 21 июня 2011 г.
  60. ^ s: Кицмиллер против школьного округа Дувр и др. , Х. Заключение
  61. ^ Харрис, Харриет А. Фундаментализм и евангелисты (2008), стр. 39, 313.
  62. ^ Френч, Дэвид (7 декабря 2023 г.). «Почему фундаменталисты любят Трампа» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 декабря 2023 г.
  63. ^ Аарон Уильям Стоун, Диспенсационализм и внешняя политика США с Израилем (2008), отрывок [ постоянная мертвая ссылка ]
  64. ^ Брюс Дж. Диренфилд, Битва за школьную молитву (2007), стр. 236.
  65. ^ Оран Смит, Рост баптистского республиканизма (2000)
  66. ^ Альберт Дж. Менендес, Евангелисты у урны для голосования (1996), стр. 128–74.
  67. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Грегг Робертс, «Сексуальный скандал разделяет библейский пояс», Sydney Morning Herald, 13 октября 1990 г., стр.74.
  68. ^ Лайонс, Дж., «Бог остается проблемой в Квинсленде», Sydney Morning Herald , 18 ноября 1989 г.
  69. ^ Привет, Сэм (сентябрь 2010 г.). «Бог в пригородах и за их пределами: появление австралийской мегацеркви и деноминации» (PDF) . Докторская диссертация Университета Гриффита. дои : 10.25904/1912/3059 . Архивировано из оригинала 12 апреля 2019 года.
  70. ^ Харрисон, Джон (2006). Фонд «Логос»: взлет и падение христианского реконструкционизма в Австралии . Школа журналистики и коммуникации Университета Квинсленда.
  71. ^ «Анализ: сексизм, гомофобия и антизападные нарративы в российских социальных сетях» . ДФРЛаб . 3 июня 2020 г.
  72. ^ «Анализ: сексизм, гомофобия и антизападные нарративы в российских социальных сетях» . ДФРЛаб . 3 июня 2020 г.
  73. ^ «Русские православные националисты надеются на возвращение царя» . Рейтер .
  74. ^ «Русские православные националисты надеются на возвращение царя» . Рейтер .
  75. ^ Новости, ABC "Русские националисты надеются на возвращение царя" . Новости АВС . {{cite web}}: |last1= имеет общее имя ( справка )
  76. ^ У. Гленн Джонас младший, Баптистская река: очерки о многих притоках разнообразной традиции , Mercer University Press, США, 2008, стр. 125: «Независимые утверждают, что Библия — это единый документ, содержащий последовательные пропозициональные истины. Они принимают сверхъестественные элементы Библии, утверждают, что она непогрешима во всех областях реальности, и утверждают, что в подавляющем большинстве случаев ее следует интерпретировать буквально. В конечном счете, они придерживаются не просто непогрешимости Священного Писания, но и непогрешимости своей интерпретации Писания. Доктрина премилленаризма служит тому примером. Когда Норрис сформировал свое Премилленарское миссионерское баптистское сообщество (1933), он сделал премилленаризм требованием для членства. Он считал эту доктрину единственной приемлемой библейской позицией, обвиняя конвенционализм в постмилленаризме. ориентации».
  77. ^ Билл Дж. Леонард, Баптисты в Америке , издательство Колумбийского университета, США, 2005, стр. 115
  78. ^ Билл Дж. Леонард, Баптисты в Америке , издательство Колумбийского университета, США, 2005, стр. 141
  79. ^ Куриан, Джордж Томас; Лэмпорт, Марк А. (10 ноября 2016 г.). Энциклопедия христианства в Соединенных Штатах . Роуман и Литтлфилд. п. 931. ИСБН  978-1-4422-4432-0 .
  80. ^ Грэм, Эндрю Джеймс (2013). Способность консервативных пасторов святости оценивать депрессию и их готовность обращаться к специалистам в области психического здоровья . Университет Свободы . п. 16.
  81. ^ Сэмюэл С. Хилл, Чарльз Х. Липпи, Чарльз Рейган Уилсон, Энциклопедия религии на Юге , издательство Mercer University Press, США, 2005, стр. 336
  82. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дорриен, Гэри Дж. (1 января 1998 г.). Переделка евангелического богословия . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 42. ИСБН  978-0-664-25803-0 .
  83. ^ «Критика фундаментализма» . infidels.org . Проверено 2 февраля 2017 г.
  84. ^ Бреннан Хилл; Пол Ф. Книттер; Уильям Мэджес (1997). Вера, религия и теология: современное введение . Двадцать третьи публикации . ISBN  978-0-89622-725-5 . В кругах фундаменталистов, как католических, так и протестантских, Бога часто представляют скорее как Бога суда и наказания, чем как Бога любви и милосердия.
  85. ^ Эдвардс, Джонатан Дж. (1 апреля 2015 г.). Суперцерковь: риторика и политика американского фундаментализма . МГУ Пресс. п. 12. ISBN  978-1-62895-170-7 .
  86. ^ «Фундаменталистское христианство и жестокое обращение с детьми: запретная тема» . Психология сегодня . Проверено 4 октября 2017 г.
  87. ^ Брайтбилл, Кэтрин. «Большая проблема сексуального насилия в евангелических кругах» . chicagotribune.com . Проверено 27 ноября 2017 г.
  88. ^ «Сообщения о смерти «Белой вдовы» и ее 12-летнего сына должны заставить нас признать некоторые неопровержимые факты» . Независимый . 12 октября 2017 г. Проверено 27 ноября 2017 г.
  89. ^ Грасмик, Х.Г.; Бурсик, Р.Дж.; Кимпель, М. (1991). «Протестантский фундаментализм и отношение к телесным наказаниям детей». Насилие и жертвы . 6 (4): 283–298. дои : 10.1891/0886-6708.6.4.283 . ISSN   0886-6708 . ПМИД   1822698 . S2CID   34727867 .
  90. ^ «Религиозное отношение к телесным наказаниям» . Проверено 4 октября 2017 г.
  91. ^ «Христианские фундаменталистские школы «проводили леденящие кровь экзорцизмы над детьми» » . Независимый . 16 сентября 2016 года . Проверено 4 октября 2017 г.
  92. ^ Ньюхолл, Барбара Фалконер (10 октября 2014 г.). «Джеймс Добсон: Бей свою собаку, отшлепай своего ребенка, попади в рай» . Хаффингтон Пост . Проверено 8 октября 2017 г.
  93. ^ «Порка в духе?» . КТ Женщины . Архивировано из оригинала 9 сентября 2018 года . Проверено 8 октября 2017 г.
  94. ^ «Может ли искусство спасти нас от фундаментализма?» . Религиозные послания . 2 марта 2017 года . Проверено 4 октября 2017 г.
  95. ^ Гессен, Иосия (5 апреля 2016 г.). «Апокалиптическое воспитание: как я оправился от ужасающего евангелического детства» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 4 октября 2017 г.
  96. ^ «ESC Дэниела Вандера Лея» . www.artprize.org . Проверено 4 октября 2017 г.
  97. ^ Ольшанский, Алекс; Писли, Роберт М.; Ландрам, Эшли Р. (2 апреля 2020 г.). «Плоский шлепок! Переход к плоскоземельству» . Журнал СМИ и религии . 19 (2): 46–59. дои : 10.1080/15348423.2020.1774257 . ISSN   1534-8423 . S2CID   221063171 .
  98. ^ Диас Руис, Карлос; Нильссон, Томас (2023). «Дезинформация и эхо-камеры: как дезинформация распространяется в социальных сетях через противоречия, основанные на идентичности» . Журнал государственной политики и маркетинга . 42 (1): 18–35. дои : 10.1177/07439156221103852 . ISSN   0743-9156 . S2CID   248934562 .
  99. ^ Беннетт-Смит, Мередит (31 мая 2013 г.). «Кэтлин Тейлор, нейробиолог, говорит, что религиозный фундаментализм можно рассматривать как психическое заболевание» . Хаффингтон Пост . Проверено 4 октября 2017 г.
  100. ^ Моррис, Натаниэль П. «Как отличить религиозный пыл от психического заболевания?» . Сеть блогов Scientific American . Проверено 27 ноября 2017 г.
  101. ^ «Религиозный фундаментализм — психическое заболевание? | Последние новости и обновления в Daily News & Analysis» . ДНК . 6 ноября 2016 г. Проверено 27 ноября 2017 г.
  102. ^ «Победа в вызове разумному замыслу» . Американский союз гражданских свобод . АКЛУ . Проверено 23 апреля 2017 г.

Библиография [ править ]

  • Алмонд, Габриэль А., Р. Скотт Эпплби и Эммануэль Сиван, ред. (2003). Сильная религия: рост фундаментализма во всем мире.
  • Армстронг, Карен (2001). Битва за Бога . Нью-Йорк: Ballantine Books. ISBN   0-345-39169-1 .
  • Балмер, Рэндалл (2-е изд. 2004 г.). Энциклопедия евангелизма
  • Балмер, Рэндалл (2010). Становление евангелизма: от возрождения к политике и не только , 120 стр.
  • Балмер, Рэндалл (2000). Благословенное заверение: история евангелизма в Америке
  • Беббингтон, Дэвид В. (1990). «Баптисты и фундаменталисты в межвоенной Британии». В Ките Роббинсе, изд. Протестантский евангелизм: Великобритания, Ирландия, Германия и Америка ок. 1750 – ок. 1950 год . Исследования по истории церкви, субсидия 7, 297–326. Оксфорд: Издательство Блэквелл, ISBN   0-631-17818-X .
  • Беббингтон, Дэвид В. (1993). «Мученики за правду: фундаменталисты в Великобритании». В Дайане Вуд, изд. Мученики и мартирологи, Исследования по истории церкви Том. 30, 417–451. Оксфорд: Издательство Блэквелл, ISBN   0-631-18868-1 .
  • Барр, Джеймс (1977). Фундаментализм. Лондон: СКМ Пресс. ISBN   0-334-00503-5 .
  • Каплан, Лайонел (1987). Исследования религиозного фундаментализма. Лондон: Макмиллан Пресс, ISBN   0-88706-518-X .
  • Карпентер, Джоэл А. (1999). Возродите нас снова: пробуждение американского фундаментализма. Издательство Оксфордского университета, ISBN   0-19-512907-5 .
  • Коул, Стюарт Грант (1931). История фундаментализма , Greenwood Press ISBN   0-8371-5683-1 .
  • Донер, полковник В. (2012). Христианский джихад: неофундаменталисты и поляризация Америки , Samizdat Creative
  • Эллиотт, Дэвид Р. (1993). «Не зная границ: канадский вклад в фундаментализм». В Джордже А. Роулике и Марке А. Нолле, ред. Удивительная благодать: евангелизм в Австралии, Великобритании, Канаде и США. Гранд-Рапидс: Бейкер. 349–374, ISBN   0-7735-1214-4 .
  • Доллар, Джордж У. (1973). История фундаментализма в Америке. Гринвилл: Издательство Университета Боба Джонса.
  • Хэнкинс, Барри. (2008). Американские евангелисты: современная история основного религиозного движения.
  • Харрис, Харриет А. (1998). Фундаментализм и евангелисты. Оксфордский университет. ISBN   0-19-826960-9 .
  • Харт, Д.Г. (1998). «Связь, которая разделяет: пресвитерианский экуменизм, фундаментализм и история американского протестантизма двадцатого века». Вестминстерский богословский журнал . 60 : 85–107.
  • Хьюз, Ричард Томас (1988). Американские поиски первобытной церкви , 257 стр. Отрывок и текстовый поиск
  • Лаатс, Адам (февраль 2010 г.). «Создание фундаменталистской «одной лучшей системы»: борьба за учебную программу и философию образования для христианских дневных школ, 1970–1989», History of Education Quarterly , 50 (февраль 2010 г.), 55–83.
  • Лонгфилд, Брэдли Дж. (1991). Пресвитерианский спор. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-508674-0 .
  • Марсден, Джордж М. (1995). «Фундаментализм как американский феномен». В Д.Г. Харте, изд. Расплата с прошлым, 303–321. Гранд-Рапидс: Бейкер.
  • Марсден; Джордж М. (1980) . Архивировано 30 марта 2012 года в Wayback Machine . Фундаментализм и американская культура. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-502758-2 ; стандартная научная история; отрывок и текстовый поиск
  • Марсден, Джордж М. (1991). Понимание фундаментализма и евангелизма.
  • МакКьюн, Роллан Д. (1998). «Формирование нового евангелизма (Часть первая): исторические и богословские предшественники» (PDF) . Журнал Детройтской баптистской семинарии . 3 :3–34. Архивировано из оригинала 10 сентября 2005 года. {{cite journal}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  • Маклахлан, Дуглас Р. (1993). Возвращение к подлинному фундаментализму . Индепенденс, Миссури: Американская ассоциация христианских школ. ISBN   0-918407-02-8 .
  • Нолл, Марк (1992). История христианства в Соединенных Штатах и ​​Канаде. . Гранд-Рапидс: Wm. Издательство Б. Эрдманс. 311–389. ISBN   0-8028-0651-1 .
  • Нолл, Марк А., Дэвид В. Беббингтон и Джордж А. Роулик, ред. (1994). Евангелизм: сравнительные исследования популярного протестантизма в Северной Америке, на Британских островах и за его пределами, 1700–1990.
  • Роулик, Джордж А. и Марк А. Нолл, ред. (1993). Удивительная благодать: евангелизм в Австралии, Великобритании, Канаде и США .
  • Ренни, Ян С. (1994). «Фундаментализм и разновидности североатлантического евангелизма». в ред. Марка А. Нолла, Дэвида В. Беббингтона и Джорджа А. Роулика. Евангелизм: сравнительные исследования популярного протестантизма в Северной Америке, на Британских островах и за его пределами, 1700–1990. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 333–364, ISBN   0-19-508362-8 .
  • Рассел, К. Аллин (1976), Голоса американского фундаментализма: семь биографических исследований , Филадельфия: Westminster Press , ISBN  0-664-20814-2
  • Рутвен, Малис (2007). Фундаментализм: очень краткое введение.
  • Сандин, Эрнест Роберт (1970). Корни фундаментализма: британское и американское милленаризм, 1800–1930 , Чикаго: University of Chicago Press, ISBN   0-226-73467-6
  • Сиденье, Лерой (2007). Устали от фундаментализма: историческая, теологическая и личная оценка христианского фундаментализма . Либерти, Миссури: Публикации 4-L. ISBN   978-1-59526-859-4
  • Смолл, Робин (2004). Восхитительное наследство (1-е изд.). Уилсонтон, Квинсленд: Робин Смолл. ISBN  978-1-920855-73-4 .
  • Стэкхаус, Джон Г. (1993). Канадский евангелизм в двадцатом веке
  • Троллингер, Уильям В. (1991). Империя Бога: Уильям Белл Райли и фундаментализм Среднего Запада.
  • Утцингер, Дж. Майкл (2006). Тем не менее, святые несут свою стражу: фундаменталисты, модернисты и развитие евангелической экклезиологии, 1887–1937 гг ., Мейкон: издательство Mercer University Press, ISBN   0-86554-902-8
  • Уитеруп, С.С., Рональд, Д. (2001). Библейский фундаментализм: что должен знать каждый католик , 101 стр.
  • Вудс, Томас Э. и др. «Фундаментализм: какую роль фундаменталисты сыграли в американском обществе 1920-х годов?» в истории в споре Vol. 3: Американские социальные и политические движения, 1900–1945: В погоне за прогрессом (Гейл, 2000), 13 стр. Онлайн на сайте Гейла.
  • Янг, Ф. Лайонел, III (2005). «Справа от Билли Грэма: крестовый поход Джона Р. Райса 1957 года против нового евангелизма и конец фундаменталистско-евангелической коалиции». Т.е. Магистр диссертации, Троицкая евангелическая богословская школа.

Первоисточники [ править ]

  • Хэнкинс, Барр, изд. (2008). Евангелизм и фундаментализм: читатель документальных фильмов.
  • Торри, Р.А., Диксон, AC, и др. (ред.) (1917). «Основы: свидетельство об истине», частичная версия на web.archive.org. По состоянию на 26 июля 2011 г.
  • Троллингер, Уильям Вэнс младший, изд. (1995). Антиэволюционные брошюры Уильяма Белла Райли. (Креационизм в Америке двадцатого века: Десятитомная антология документов, 1903–1961. Том 4.) Нью-Йорк: Гарленд, 221 стр.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 11645e886b3a7209ff6d413e0be103c8__1718962620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/11/c8/11645e886b3a7209ff6d413e0be103c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christian fundamentalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)