Теология процветания
Теология процветания (иногда называемая евангелием процветания , евангелием здоровья и богатства , евангелием успеха , евангелием семени веры , движением веры или движением веры-слова ) [1] [А] — это религиозное убеждение некоторых христиан-харизматиков в том, что финансовое благословение и физическое благополучие всегда являются для них волей Бога и что вера , позитивные высказывания и пожертвования на религиозные цели увеличат материальное благосостояние . [2] Материальный и особенно финансовый успех рассматривается как знак божественной милости.
Теология процветания подвергалась критике со стороны лидеров различных христианских конфессий , в том числе некоторых пятидесятнических и харизматических движений, которые утверждают, что она безответственна, пропагандирует идолопоклонство и противоречит Библии . [3] Светские и христианские наблюдатели также критиковали теологию процветания как эксплуатацию бедных. Действия некоторых проповедников вызвали скандал, а некоторым были предъявлены обвинения в финансовом мошенничестве .
Теология процветания рассматривает Библию как договор между Богом и людьми: если люди верят в Бога, Бог обеспечит безопасность и процветание. [4] Доктрина подчеркивает важность расширения личных возможностей , предполагая, что благословение людей является волей Бога. Искупление ( примирение с Богом) интерпретируется как включающее облегчение болезней и бедности, которые рассматриваются как проклятия, которые нужно разрушить верой. Считается, что этого можно достичь за счет денежных пожертвований, визуализации и позитивного исповедания.
Именно во время « Пробуждения исцеления» 1950-х годов теология процветания впервые приобрела известность в Соединенных Штатах, хотя комментаторы связывают истоки ее теологии с движением «Новая мысль» , зародившимся в 19 веке. Учение о процветании позже заняло видное место в движении «Слово веры» и телеевангелизме 1980-х годов . В 1990-х и 2000-х годах он был принят влиятельными лидерами пятидесятнического и харизматического движения в США и распространился по всему миру. Среди выдающихся лидеров в развитии теологии процветания — Тодд Уайт , Бенни Хинн , Э. У. Кеньон , [5] Орал Робертс , [6] А.А. Аллен , [7] Роберт Тилтон , [8] Т. Л. Осборн , [9] Джоэл Остин , Крефло Доллар , [10] Кеннет Коупленд , [11] Преподобный Айк , [12] Кеннет Хейгин , [13] Джозеф Принс , [ нужна ссылка ] и Джесси Дюплантис . [14]
История [ править ]
Конец 19 - начало 20 века [ править ]
Внешние видео | |
---|---|
Интервью с Кейт Боулер на тему «Благословен: история американского Евангелия процветания» , 18 марта 2014 г. , C-SPAN |
По словам историка Кейт Боулер , евангелие процветания сформировалось на пересечении трех различных идеологий: пятидесятничества , новой мысли и «американского евангелия прагматизма, индивидуализма и восходящей мобильности». [15] Это «американское евангелие» лучше всего иллюстрируется « » Эндрю Карнеги и Евангелием богатства знаменитой проповедью Рассела Конвелла «Акры алмазов», в которой Конвелл приравнивал бедность к греху и утверждал, что любой может стать богатым благодаря упорному труду. Однако это евангелие богатства было выражением мускулистого христианства и понимало успех как результат личных усилий, а не божественного вмешательства. [16]
Движение «Новая мысль», возникшее в 1880-х годах, способствовало популяризации веры в силу разума для достижения процветания. Первоначально сосредоточившись на достижении психического и физического здоровья, учителя «Нового мышления», такие как Чарльз Филлмор, сделали материальный успех основным направлением движения. [17] К 20 веку концепции «Нового мышления» пропитали американскую массовую культуру, став общими чертами как по самопомощи литературы , так и популярной психологии . [18]
Э. У. Кеньону , баптистскому священнику и приверженцу движения «Высшая жизнь» , приписывают введение учения о силе разума в раннее пятидесятничество. [19] В 1890-х годах Кеньон учился в Эмерсонском колледже ораторского искусства , где познакомился с движением «Новая мысль». Позже Кеньон связался с известными лидерами пятидесятников и писал о сверхъестественных откровениях и позитивных заявлениях. Его произведения оказали влияние на лидеров зарождающегося движения за процветание во время послевоенного возрождения американского исцеления. Кеньон и более поздние лидеры движения за процветание отрицали, что он находился под влиянием движения «Новая мысль». Антрополог Саймон Коулман утверждает, что между учением Кеньона и «Новой мыслью» существуют «очевидные параллели». [20]
Христа Кеньон учил, что заместительное искупление обеспечило верующим право на божественное исцеление . Это достигалось посредством позитивной, наполненной верой речи; изреченное слово Бога позволило верующим обрести ту же духовную силу, которую Бог использовал для сотворения мира, и достичь условий, обещанных в смерти и воскресении Христа. [21] Молитва понималась как обязательный юридический акт. Вместо того, чтобы спрашивать, Кеньон учил верующих требовать исцеления, поскольку они уже имели законное право на его получение. [22]
Смесь Кеньона евангелической религии и убеждений о силе разума – то, что он назвал «преодолевающей верой» – нашла отклик у небольшой, но влиятельной части пятидесятнического движения. [23] Пятидесятники всегда были приверженцами исцеления верой, и это движение также обладало твердой верой в силу речи (в частности, говорение на языках и использование имен Бога , особенно имени Иисуса ). [24] Идеи Кеньона нашли отражение в учениях пятидесятнических евангелистов Ф. Ф. Босворта и Джона Г. Лейка возглавляли общину ). вместе с автором «Новой мысли» Альбертом Гриером (которые до 1915 года [25]
Возрождение исцеления года после 1945
Хотя учение Кеньона о преодолении веры заложило основу для евангелия процветания, первое поколение пятидесятников, находившихся под его влиянием и другими деятелями, такими как Босворт, не рассматривало веру как средство достижения материального процветания. Фактически, ранние пятидесятники были склонны рассматривать процветание как угрозу духовному благополучию человека. [26] [27] Однако к 1940-м и 1950-м годам узнаваемая форма доктрины начала формироваться внутри пятидесятнического движения через учения евангелистов об освобождении и исцелении. Сочетая учение о процветании с пробуждением и исцелением верой , эти евангелисты учили «законам веры («Просите, и получите») и законам божественной взаимности («дайте, и будет вам дано»)». [28]
Орал Робертс начал преподавать теологию процветания в 1947 году. [6] Он объяснил законы веры как «договор благословения», по которому Бог будет возвращать пожертвования «в семикратном размере». [29] пообещав, что доноры получат обратно из неожиданных источников пожертвованные ему деньги. Робертс предложил вернуть любое пожертвование, которое не привело к эквивалентному неожиданному платежу. [6] В 1970-х годах Робертс охарактеризовал свое учение о пакте благословения как доктрину «семенной веры»: пожертвования были формой «семени», ценность которого росла и возвращалась дарителю. [29] [30] Робертс начал набирать «партнеров», богатых доноров, которые получали эксклюзивные приглашения на конференции и доступ к служению в обмен на поддержку. [31]
В 1953 году целитель А. А. Аллен опубликовал «Секрет библейского финансового успеха » и продвигал такие товары, как «стружки от чудо-палатки» и молитвенные полотенца, помазанные «чудодейственным маслом». [7] В конце 1950-х годов Аллен все больше внимания уделял процветанию. Он учил, что вера может чудесным образом решить финансовые проблемы, и утверждал, что у него был чудесный опыт, когда Бог сверхъестественным образом превратил однодолларовые купюры в двадцатидолларовые, чтобы позволить ему оплатить свои долги. [32] Аллен учил «слову веры» или силе произнести что-то в жизнь. [7]
В 1960-х годах процветание стало основным направлением возрождения исцеления. [33] Т. Л. Осборн начал подчеркивать процветание в 1960-х годах и стал известен своей часто показной демонстрацией личного богатства. [9] В течение этого десятилетия Робертс и Уилльям Бранхам критиковали другие служения процветания, утверждая, что их тактика сбора средств несправедливо оказывает давление на участников. Эта тактика была частично вызвана расходами на развитие общенациональных радиосетей и графиков предвыборных кампаний. [33] В то же время лидеры деноминации Пятидесятнических Ассамблей Божьих часто критиковали акцент на процветании, который делают независимые евангелисты-исцелители. [34]
Телеевангелизация [ править ]
В 1960-е годы учителя Евангелия процветания стали заниматься телеевангелизацией и стали доминировать в религиозных программах в Соединенных Штатах. Орал Робертс был одним из первых, кто разработал синдицированную еженедельную программу, которая стала самым популярным религиозным шоу в Соединенных Штатах. К 1968 году телевидение вытеснило палаточные собрания в его служении. [35]
Преподобный Айк , пастор из Нью-Йорка, начал проповедовать о процветании в конце 1960-х годов. Вскоре он стал широко транслироваться по радио и телевидению и прославился своим ярким стилем. Его открытость в отношении любви к материальным благам и учение о «Науке разума» заставили многих евангелистов дистанцироваться от него. [12]
В 1980-х годах общественное внимание в Соединенных Штатах было привлечено к теологии процветания под влиянием таких выдающихся телеевангелистов, как Джим Баккер . Однако влияние Баккера ослабло после того, как он оказался замешан в громком скандале. [10] [С] Впоследствии Trinity Broadcasting Network (TBN) стала доминирующей силой в телеевангелизации процветания, что привело к известности Роберта Тилтона и Бенни Хинна . [8]
Слово веры [ править ]
Хотя почти все евангелисты-исцелители 1940-х и 1950-х годов учили, что вера может принести финансовое вознаграждение, в 1970-х годах появилось новое учение, ориентированное на процветание, которое отличалось от учения пятидесятнических евангелистов 1950-х годов. Это движение «Позитивное исповедание» или «Слово веры» учило, что христианин с верой может воплотить в жизнь все, что соответствует воле Бога. [36]
Кеннету Хейгину приписывают ключевую роль в распространении теологии процветания. В 1974 году он основал Библейский учебный центр РЕМА, и в течение следующих 20 лет школа обучила его богословию более 10 000 студентов. [37] Как и в случае с другими движениями за процветание, движение «Слово веры» не имеет богословского руководящего органа, и известные служения расходятся во мнениях по некоторым богословским вопросам. [38] хотя многие министерства неофициально связаны. [11] Учение Кеннета Хейгина было описано Кэнди Гюнтером Брауном из Университета Индианы как наиболее «ортодоксальная» форма учения о процветании «Слова веры». [13]
Кирк Р. МакГрегор из Университета Северной Айовы утверждает, что теология движения «Слово веры» уходит своими корнями в « Нацию ислама» и мормонизм . Например, «Нация ислама» считает, что Бог (Аллах) в буквальном смысле является человеком и что первоначальные люди были в точности подобны Богу. Фредерик К.С. Прайс , лидер движения «Слово веры», цитируя Илию Мухаммеда из «Нации ислама», также утверждал, что Бог в буквальном смысле является человеком и что Адам и Ева до грехопадения были в точности подобны Богу и, следовательно, «маленькими богами». [39]
Что касается мормонских корней, мормонизм учит, что « Бог-Отец когда-то был таким же смертным человеком, как и мы, который постепенно подчинялся заповедям мормонизма, чтобы достичь божественности. Следуя примеру Отца, все люди могут быть возвышены до божественности... Таким образом, обоснование Бога ибо создание людей [было] божественным воспроизводством». [39] Кеннет Коупленд , другой лидер движения «Слово веры», делает аналогичные заявления, а именно, что у Бога есть человеческое тело с глазами, ушами и т. д. и что причина, по которой Бог создал Адама, заключалась в том, чтобы воспроизвести самого себя. [39] Таким образом, люди, однажды рожденные заново в христианском смысле, возвращаются к своему божественности с божественной властью над своей жизнью, включая свое личное здоровье и процветание. Любая неспособность достичь того, что человек нуждается или хочет, является неспособностью человека по-настоящему понять свою божественность, как это объяснено в Священных Писаниях (т. е. в Библии). Как утверждает Прайс: «Выиграете вы или проиграете, не зависит от Бога. Достигнете ли вы успеха или потерпите неудачу, не зависит от Бога. Это зависит от вас… Бог в отпуске… работа [он] ] сделал для нашей пользы, уже сделано с [его] стороны». [39]
рост Международный
К концу 2000-х годов сторонники утверждали, что десятки миллионов христиан приняли теологию процветания. [40] Нео -пятидесятническое движение отчасти характеризовалось упором на теологию процветания, [41] который получил большее признание в харизматическом христианстве в конце 1990-х годов. [42] В 2000-х годах в евангелических-пятидесятнических церквях, преподающих теологию процветания, наблюдался значительный рост в странах глобального Юга и третьего мира . [43] [44] [45] [46] По словам Филипа Дженкинса из Университета штата Пенсильвания , бедные граждане бедных стран часто находят доктрину привлекательной из-за своего экономического бессилия и акцента доктрины на чудесах. [47] Одним из регионов, в котором наблюдается взрывной рост, является Западная Африка, особенно Нигерия. [43] [45] На Филиппинах движение Эль-Шаддай , часть Католического харизматического обновления , распространило теологию процветания за пределы протестантского христианства. [48] Одна южнокорейская церковь процветания, Церковь Полного Евангелия Ёидо , привлекла к себе внимание в 1990-х годах, заявив, что является крупнейшей общиной в мире. [49]
Опрос, проведенный Time в 2006 году , показал, что 17 процентов христиан в Америке заявили, что они идентифицируют себя с этим движением. [10] К 2000-м годам приверженцы теологии процветания в США были наиболее распространены в Солнечном поясе . [40] К 2006 году три из четырех крупнейших общин в Соединенных Штатах преподавали теологию процветания, и Джоэлу Остину приписывают распространение ее за пределами пятидесятнического и харизматического движения через его книги, которые были проданы тиражом более 4 миллионов экземпляров. [10] [Д] Книга Брюса Уилкинсона « Молитва Иависа» также была продана миллионным тиражом и призывала читателей искать процветания. [49]
Новейшая история [ править ]
В 2005 году Мэтью Ашимолово , основатель преимущественно африканского Международного христианского центра Kingsway на юге Англии, который проповедует евангелие «здоровья и богатства» и регулярно собирает десятину, получил от Комиссии по благотворительности приказ вернуть деньги, которые он выделил для личного пользования. . В 2017 году организация находилась под уголовным расследованием после того, как в 2015 году суд установил, что один из ее ведущих членов управлял схемой Понци в период с 2007 по 2011 год, потеряв или потратив 8 миллионов фунтов стерлингов денег инвесторов. [50]
В 2007 году сенатор США Чак Грассли начал расследование финансов шести служений телеевангелизации, которые пропагандировали теологию процветания: служения Кеннета Коупленда , служения Крефло Доллар , служения Бенни Хинна, служения епископа Эдди Лонга , служения Джойс Мейер и служения Паулы Уайт . В январе 2011 года Грассли завершил свое расследование, заявив, что, по его мнению, саморегулирование религиозных организаций предпочтительнее действий правительства. [51] [И] Только министерства, возглавляемые Мейером и Хинном, сотрудничали с расследованием Грассли. [51]
На инаугурации Дональда Трампа в качестве 45-го президента США прозвучали молитвы двух проповедников, известных своими сторонниками теологии процветания. [52] Паула Уайт , одна из духовных советниц Трампа, произнесла призыв. [53]
Теология [ править ]
Теология процветания учит, что христиане имеют право на благополучие, и, поскольку духовная и физическая реальности рассматриваются как одна неразделимая реальность, благополучие интерпретируется как физическое здоровье и экономическое процветание. [54] Преподаватели доктрины сосредотачивают внимание на расширении личных возможностей . [55] продвижение позитивного взгляда на дух и тело . Они утверждают, что христианам дана власть над творением, потому что они созданы по образу Божьему , и учат, что позитивное исповедание позволяет христианам осуществлять власть над своей душой и окружающими их материальными объектами. [55] Лидеры движения рассматривают искупление как средство облегчения болезней, бедности и духовного разложения; [56] бедность и болезни рассматриваются как проклятия, которые можно разрушить верой и праведными действиями. [49] Однако есть некоторые церкви процветания, которые стремятся к более умеренной или реформированной парадигме процветания. [13] Кирбиджон Колдуэлл , пастор методистской мегацеркви , поддерживает теологию жизни с избытком , учит процветанию всего человеческого существа, которое он видит как путь к борьбе с бедностью. [10] [Б]
В теологии процветания богатство интерпретируется как благословение Божие, полученное посредством духовного закона позитивного исповедания, визуализации и пожертвований. [57] Верующие могут рассматривать этот процесс почти механически; [58] Кеннет Коупленд , американский писатель и телеевангелист, утверждает, что процветание регулируется законами. [11] в то время как другие учителя описывают этот процесс шаблонно. [56] Журналисты Дэвид ван Биема и Джефф Чу из Time описали учение пастора «Слова веры » Крефло Доллара о процветании как нерушимом контракте между Богом и человечеством. [10]
Учение теологии процветания о позитивном исповедании проистекает из взгляда его сторонников на Священные Писания. Библия рассматривается как договор веры между Богом и верующими; Считается, что Бог верен и справедлив, поэтому верующие должны выполнить свою часть контракта, чтобы получить Божьи обещания. Это приводит к вере в позитивное исповедание: доктрине, согласно которой верующие могут требовать от Бога всего, чего пожелают, просто говоря об этом. Теология процветания учит, что Библия обещала процветание верующим, поэтому позитивное исповедание означает, что верующие с верой говорят то, что Бог уже сказал о них. Позитивное исповедание практикуется для того, чтобы добиться того, во что уже верят; вера сама по себе есть исповедь, и высказывание ее воплощает ее в жизнь. [59]
Учение часто зависит от нетрадиционных интерпретаций библейских стихов. [56] Книге Малахии часто уделяется особое внимание. В то время как христиане обычно прославляли Малахию за ее отрывки о Мессии , учителя теологии процветания обычно обращают внимание на ее описания физического богатства. [60] Часто цитируемые стихи включают:
- Малахия 3:10 : « Внесите все десятины в хранилище, чтобы было мясо в доме Моем, и испытайте Меня этим, говорит Господь Саваоф, если Я не открою вам окна небесные и не вылью вы выдаете благословение, так что не хватит места, чтобы получить его » ( KJV ) . [10]
- От Матфея 25:14–30 : Притча о талантах. [40]
- Иоанна 10:10 : « Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком » . ( KJV ) [10]
- Филиппийцам 4:19 : «Бог мой восполнит все нужды ваши по богатству Своему в славе через Христа Иисуса». (КЯВ) [56]
- 3 Иоанна 1:2 : «Возлюбленный! Больше всего желаю тебе, чтобы ты преуспевал и был здоров, как преуспевает душа твоя». (КЯВ) [6]
- Марка 11:24 : «Посему говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите это, и будет вам». (КЯВ)
Теология процветания позиционирует себя как восстановление истинной доктрины и, таким образом, как часть пути к христианскому господству над светским обществом. [42] В нем утверждается, что Божьи обещания процветания и победы Израилю в Ветхом Завете применимы и к христианам Нового Завета сегодня, и что вера и святые действия высвобождают это процветание. [55] К. Питер Вагнер , лидер Новоапостольской Реформации , утверждал, что, если христиане возьмут власть над аспектами жизни общества, на Земле наступит «мир и процветание». [61] Некоторые латиноамериканцы , принявшие теологию процветания, утверждают, что христианство исторически уделяло ненужное внимание страданиям . Они часто рассматривают это как римско-католическую доктрину, от которой следует отказаться и заменить ее упором на процветание. [62] Сторонники теологии процветания также утверждают, что библейские обещания благословений, ожидающих бедных, были излишне одухотворены и их следует понимать буквально. [63]
Практики [ править ]
Церкви процветания придают большое значение важности даяния. Некоторые услуги включают в себя обучение, посвященное даянию и процветанию, включая библейские упоминания о десятине ; а затем проповедь на другую тему, которая следует за подношением. Лидеры церквей процветания часто заявляют, что определенное благословение можно обменять на деньги, пожертвованные на их служение; Сообщается, что некоторые из них инструктировали верующих держать пожертвования над головой во время молитвы. [64]
Прихожанам церквей процветания рекомендуется высказывать позитивные заявления об аспектах своей жизни, которые они хотят улучшить. Говорят, что эти заявления, известные как «позитивные исповедания» (в отличие от исповеданий в грехах), чудесным образом меняют аспекты жизни людей, если они произнесены с верой. [65] Церкви процветания также призывают людей «жить без ограничений». [66] и культивировать оптимизм в отношении своей жизни. [67] Т. Д. Джейкс , пастор внеконфессиональной мегацеркви «Дом Поттера» , выступал в пользу процветания, отвергая то, что он считает демонизацией успеха. Он рассматривает бедность как препятствие для христианской жизни, предполагая, что легче оказать положительное влияние на общество, если человек богат. [66]
Хотя некоторые церкви процветания имеют репутацию манипулирующих бедными и отталкивающих их, [68] многие участвуют в социальных программах. В основе этих программ лежит теология расширения прав и возможностей и человеческого процветания с целью освобождения людей от менталитета «благосостояния» или «жертвы» . [68] Многие церкви процветания проводят семинары по финансовой ответственности. Кейт Боулер, ученый, изучающий теологию процветания, раскритиковала такие семинары, утверждая, что, хотя они и содержат некоторые здравые советы, на семинарах часто делается упор на покупку дорогих вещей. [40] Ханна Розин из The Atlantic утверждает, что теология процветания способствовала возникновению пузыря на рынке недвижимости , который стал причиной финансового кризиса конца 2000-х годов . Она утверждает, что церкви процветания уделяют большое внимание домовладению, полагаясь на божественное финансовое вмешательство, что приводит к неразумному выбору, основанному на реальных финансовых возможностях. [40]
Большинство церквей движения за процветание являются внеконфессиональными и независимыми, хотя некоторые группы сформировали сети. [11] Церкви процветания обычно отвергают пресвитерианскую политику (или управление) и идею о том, что пастор должен быть подотчетен старейшинам ; Пасторы церквей процветания обычно являются высшими авторитетными фигурами в организации. [69] Критики, в том числе Сара Познер и Джо Конасон , утверждают, что учителя процветания культивируют авторитарные организации . Они утверждают, что лидеры пытаются контролировать жизнь своих приверженцев, претендуя на дарованную Богом власть. [70] Дженкинс утверждает, что теология процветания используется как инструмент для оправдания высоких зарплат пасторов. [71]
Прием [ править ]
анализ - экономический Социально
В Соединенных Штатах движение привлекло множество последователей из среднего класса. [55] и наиболее популярен в пригородах и городских районах . [40] В книге «Экспорт американского Евангелия: глобальный христианский фундаментализм» Стив Брауэр, Пол Гиффорд и Сьюзен Роуз предполагают, что это движение было вызвано преобладающим пренебрежением к социальному либерализму в Соединенных Штатах, которое началось в 1970-х годах. [42] [Г] Розин утверждает, что теология процветания возникла из-за более широких тенденций, в частности американского экономического оптимизма 1950-х и 1990-х годов. Тони Лин из Университета Вирджинии также сравнил учение с проявлением судьбы : [40] убеждение XIX века в том, что Соединенные Штаты имеют право на Запад . Марвин Харрис утверждает, что сосредоточенность доктрины на материальном мире является симптомом секуляризации американской религии. Он рассматривает это как попытку осуществить американскую мечту , используя сверхъестественную силу. [72]
Теология процветания стала популярной среди бедных американцев , особенно среди тех, кто стремится к личному и социальному развитию. [55] В нем наблюдается значительный рост числа черных и латиноамериканских церквей, и он особенно популярен среди иммигрантов. [40] Апологеты движения отмечают его этническое разнообразие и утверждают, что оно включает в себя множество взглядов. [10] Джоэл Роббинс из Кембриджского университета отмечает, что большинство антропологов объясняют привлекательность этой теологии для бедных, особенно на Глобальном Юге , тем фактом, что она обещает безопасность и помогает объяснить капитализм. Саймон Коулман разработал теорию, основанную на риторике доктрины и ощущении принадлежности, которое она давала прихожанам. Изучая Шведскую церковь «Слово жизни» , он отметил, что ее члены чувствовали себя частью сложной системы обмена дарами, отдавая Богу, а затем ожидая дара взамен (либо от Бога напрямую, либо через другого члена церкви). [73] Церковь Хиллсонг , крупнейшая община в Австралии, преподает форму теологии процветания, которая подчеркивает личный успех. Мэрион Мэддокс утверждает, что это послание привлекло значительное количество мобильных австралийцев. [74] Скотт Моррисон , ставший 30-м премьер-министром Австралии в августе 2018 года, является членом церкви Horizon Church , пятидесятнической церкви, которая верит в теологию процветания. [75] [76]
В интервью журналу «Христианство сегодня» в 1998 году Бонг Рин Ро из Азиатской высшей школы теологии предположил, что рост популярности теологии процветания в Южной Корее отражает сильное «шаманское влияние». Бонг указал на параллели между традицией платить шаманам за исцеление и договорной доктриной теологии процветания о даянии и благословениях. Экономические проблемы Азии, утверждал он, способствовали распространению этой доктрины в Южной Корее, хотя он утверждает, что она игнорирует бедных и нуждающихся. Во время интервью он заявил, что видит, что проблема начинает решаться, сославшись на призывы к обновлению веры и другим практикам. [77] Чо Ён Ги , пастор церкви Полного Евангелия Ёидо в Сеуле, подвергся критике за шаманство христианства. Эта критика была сосредоточена на его служении исцеления и экзорцизма, а также на его обещаниях материальных благ. Малазийский христианский писатель Хва Юнг защищал служение Чо в области исцеления и экзорцизма, утверждая, что он успешно контекстуализировал Евангелие в культуре, где шаманизм все еще был распространен. Однако Хва критикует учение Чо о земных благословениях за то, что оно не отражает доверия к ежедневному обеспечению Бога и за их сильное внимание к земному богатству. [78]
Сравнения с другими движениями [ править ]
Историк Картер Линдберг из Бостонского университета провел параллели между современной теологией процветания и средневековой торговлей индульгенциями . [79] Сравнения также делались с кальвинизмом , но Джон Т. Макнил оспаривает широко распространенную полувеберианскую идею о том, что кальвинизм продвигал идею процветания как признака избранности . [80] Коулман отмечает, что несколько христианских движений в Соединенных Штатах до 20 века учили, что святой образ жизни — это путь к процветанию и что тяжелый труд, предписанный Богом, принесет благословение. [27]
Коулман предположил, что современная теология процветания во многом заимствована у движения «Новая мысль» , хотя он признает, что связь иногда неясна. [81] Дженкинс отмечает, что критики проводят параллель между теологией процветания и феноменом карго-культа . [49] Ссылаясь на популярность теологии процветания в аграрных африканских общинах, он утверждает, что она также может иметь сходство с традиционными африканскими религиозными ритуалами. [82] Дж. Мэтью Уилсон из Южного методистского университета сравнивает это движение с черным богословием из-за его сосредоточенности на подъеме угнетенных групп, хотя он отмечает, что оно отличается своей концентрацией на индивидуальном успехе, а не на корпоративных политических изменениях. [83]
Наблюдатели предположили, что некоторые доктрины и убеждения, существующие в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД), напоминают теологию процветания. [84] Это включает в себя аналогичную интерпретацию Малахии 3:10, встречающуюся среди членов СПД, а также в протестантской теологии процветания и в учебных пособиях СПД, обучающих «циклу процветания», который показывает, что материальное богатство следует из послушания Богу. [85] В редакционной статье журнала Harper's Magazine от 2011 года утверждалось, что эти сходства лежат в основе экономической политики Республиканской партии, а также утверждалось, что «по сравнению с большинством других протестантских конфессий мормонизм имеет устоявшуюся традицию предпринимательства и меньше двойственности в отношении стремления к богатству». Однако в нем также прямо отмечено, что «никто из сторонников евангелия процветания сам по себе не является мормоном». [84]
Критика [ править ]
Господствующее евангелическое движение последовательно выступает против теологии процветания как еретической. [40] и министерства процветания часто вступают в конфликт с другими христианскими группами, в том числе внутри пятидесятнического и харизматического движений. [42] Критики, такие как евангелический пастор Майкл Кэтт , утверждают, что теология процветания имеет мало общего с традиционной христианской теологией. [86] Выдающиеся евангелические лидеры, такие как Рик Уоррен , [10] Бен Уизерингтон III , [10] и Джерри Фалуэлл , [87] резко критиковали это движение, иногда называя его еретическим. [10] Уоррен предполагает, что теология процветания пропагандирует идолопоклонство деньгам, а другие утверждают, что учение Иисуса указывает на презрение к материальному богатству. [10] В книге Марка: Иисус, слуга и спаситель Р. Кент Хьюз отмечает, что некоторые раввины I века изображали материальные благословения как знак благосклонности Бога. В качестве доказательства против такого мышления он цитирует утверждение Иисуса в Марка 10:25 о том, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие» (KJV). [88]
Другие критики движения критикуют обещания, данные его лидерами, утверждая, что широкая свобода от проблем, которую они обещают, безответственна. [42] Телеевангелистов часто критикуют за то, что они злоупотребляют верой своих слушателей, обогащаясь за счет крупных пожертвований. [89] Теология процветания подвергалась критике за то, что она не могла адекватно объяснить бедность апостолов . Например, некоторые богословы считают, что жизнь и писания апостола Павла , который, как полагают, пережил значительные страдания во время своего служения, особенно противоречат теологии процветания. [90] Кэтлин Фалсани , обозреватель религии, в авторской статье в The Washington Post указывает на конфликт с основными христианскими учениями: «Иисус родился бедным и умер бедным. Во время своего земного пребывания он снова и снова говорил о важности духовного богатства и Здоровье, когда он говорил о материальном богатстве, обычно это было частью предостережения». [91]
В своей книге «Здоровье, богатство и счастье » богословы Дэвид Джонс и Рассел Вудбридж характеризуют эту доктрину как плохую теологию. [92] Они предполагают, что праведность невозможно заслужить и что Библия не обещает легкой жизни. [93] Они утверждают, что это несовместимо с Евангелием Иисуса, и предлагают, чтобы центральным посланием Евангелия была жизнь, смерть и воскресение Иисуса. [93] Джонс и Вудбридж считают важность Иисуса жизненно важной, критикуя евангелие процветания за то, что оно отодвинуло его на второй план в пользу сосредоточения внимания на человеческих нуждах. [94] В другой статье Джонс критикует теологическую интерпретацию завета с Авраамом , Божьего обещания благословить потомков Авраама, утверждая, что это благословение является духовным и уже должно применяться ко всем христианам. Он также утверждает, что сторонники доктрины неверно истолковывают искупление, критикуя их учение о том, что смерть Иисуса унесла бедность, а также грех. Он считает, что это учение основано на неправильном понимании жизни Иисуса, и критикует учение Джона Аванзини о том, что Иисус был богат, как искажение фактов. [95] отмечая, что Павел часто учил христиан отказываться от своего материального имущества. Хотя он считает даяние «достойным похвалы», [95] он подвергает сомнению мотивы теологии процветания и критикует «Закон компенсации», [95] который учит, что, когда христиане щедро жертвуют, Бог вернет взамен больше. Скорее, Джонс цитирует учение Иисуса «отдавать, не надеясь ничего взамен». [95] Джонс и Вудбридж также отмечают, что Иисус поручил своим последователям сосредоточиться на духовных наградах, цитируя его повеление в Евангелии от Матфея 6:19–20: «Не собирайте себе сокровищ на земле… Но собирайте себе сокровища на небесах» (KJV). [96] Джонс критикует взгляд на веру в этой доктрине: он не считает, что ее следует использовать как духовную силу для материальной выгоды, а рассматривать как бескорыстное принятие Бога. [95]
Генеральный совет Ассамблей Божьих США раскритиковал доктрину позитивного исповедания в 1980 году. [97] отмечая примеры негативных исповеданий в Библии (где библейские персонажи выражают страхи и сомнения), которые имели положительные результаты, и противопоставляя эти примеры акценту на позитивных исповеданиях, которым учит теология процветания. Совет утверждает, что библейское греческое слово, которое часто переводят как «исповедоваться», буквально переводится как «говорить одно и то же» и относится как к положительному, так и к отрицательному исповеданию. [98] В заявлении также критикуется доктрина за неспособность признать волю Бога: воля Бога должна иметь приоритет над волей человека. [99] включая их стремление к богатству, и христиане должны «признать суверенитет Бога». [97] В заявлении также критикуется теология процветания за то, что она упускает из виду важность молитвы, утверждая, что молитва должна использоваться для всех просьб, а не просто для положительного исповедания. [100] Собор отметил, что христианам следует ожидать страданий в этой жизни. [97] Они призывают читателей применять практические тесты к позитивному исповеданию, утверждая, что доктрина привлекает тех, кто уже живет в богатых обществах, но что многие христиане в других обществах обеднеют или находятся в заключении. [101] Наконец, статья критикует различие, проводимое сторонниками теологии процветания в двух греческих словах, означающих «говорить», утверждая, что это различие ложно и что в греческом тексте они используются как синонимы. [101] [Ф] Совет обвинил теологию процветания в том, что она вырывает отрывки из контекста для удовлетворения своих собственных нужд, в результате чего доктрина позитивного исповедания противоречит целостному посланию Библии. [102]
Президент Нигерийской баптистской конвенции раскритиковал теологию процветания как вредное учение, которое отходит от главного послания Библии , а именно от креста Иисуса. [103]
В апреле 2015 года СПД апостол Даллин Х. Оукс заявил, что люди, которые верят в «теологию процветания», обманываются богатством. Он продолжил, сказав, что «обладание богатством или значительным доходом не является признаком небесной милости, а их отсутствие не является свидетельством небесной немилости». Он также привел пример того, как Иисус различал отношение к деньгам молодого богача из Евангелия от Марка 10:17–24 , доброго самаритянина и Иуды Искариота в его предательстве. Оукс завершил эту часть своей проповеди, подчеркнув, что «корень всего зла - не деньги, а любовь к деньгам». [104]
В том же году известный пастор и сторонник евангелия процветания Крефло Доллар начал кампанию по сбору средств для замены предыдущего частного самолета на Gulfstream G650 стоимостью 65 миллионов долларов . [105] В эпизоде своего HBO еженедельного сериала «На прошлой неделе сегодня вечером» высмеял теологию процветания , от 16 августа 2015 года Джон Оливер объявив, что он основал свою собственную освобожденную от налогов церковь под названием «Богоматерь вечного освобождения» . В длинном отрывке Оливер сосредоточил внимание на том, что он охарактеризовал как хищническое поведение телеевангелистов, призывающих к повторным подаркам от людей, находящихся в финансовом затруднении или личном кризисе, и раскритиковал очень мягкие требования к организациям для получения статуса освобожденных от налогов церквей, находящихся под налогообложением США. закон. Оливер сказал, что в конечном итоге он пожертвует все деньги, собранные церковью, организации «Врачи без границ» . [106]
Антонио Спадаро и Марсело Фигероа в иезуитском журнале La Civiltà Cattolica исследовали истоки евангелия процветания в Соединенных Штатах и описали его как упрощенную версию американской мечты , которая предлагала возможности успеха и процветания, недоступные в Старом Свете . Авторы отличают евангелие процветания от Макса Вебера , протестантской этики отмечая, что протестантская этика связывает процветание с религиозно вдохновленной строгой экономией, в то время как евангелие процветания рассматривает процветание как простой результат личной веры. Они раскритиковали многие аспекты евангелия процветания, особо отметив склонность верующих испытывать недостаток сострадания к бедным, поскольку их бедность рассматривалась как признак того, что они не следовали правилам и, следовательно, не любимы Богом. [107] [108]
В документальном фильме 2019 года под названием « Американское Евангелие: Христос один» представлен ряд критических анализов Евангелия процветания, а также рассказы людей, чьи жизни пересекались с учениями о процветании, в том числе Кости Хинн , племянник Бенни Хинна . [109]
Реалити-шоу « Проповедники Лос-Анджелеса» рассказывает о жизни пасторов, придерживающихся теологии процветания. В обзоре Кэтлин Фалсани описала его как имитацию других реалити-шоу с «Макмансионами, роскошью, наращиванием волос, роскошными автомобилями, проповедями, прихорашиванием и эпической манией величия». [110]
Джон Пайпер сказал, что «Евангелие процветания не заставит никого славить Иисуса; оно заставит людей восхвалять процветание». [111]
защитников Известные работы
Известные работы, пропагандирующие теологию процветания, включают: [49] [10] [112]
- Хилл, Эдвард (2019). Процветающий христианин: 10 заповедей благочестивого процветания . Пенсакола. ISBN 978-1-949535-38-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Линдси, Гордон (1960). Божий главный ключ к процветанию . Даллас: Христос для Института Наций . ISBN 978-0-89985-001-6 .
- Остин, Джоэл (2004). Ваша лучшая жизнь сейчас: 7 шагов к тому, чтобы жить в полную силу . Нью-Йорк: FaithWords. ISBN 978-0-446-53275-4 .
- Робертс, Орал ; Монтгомери, GH (1966). Божья формула успеха и процветания . Талса: Публикация «Обильная жизнь». OCLC 4654539 .
- Уилкинсон, Брюс ; Копп, Дэвид (2000). Молитва Иависа: прорыв к благословенной жизни . Колорадо-Спрингс, Колорадо: Книги Малтнома. ISBN 978-1-57673-733-0 .
- Зиглар, Зиг (1975). Увидимся на вершине . Гретна, Луизиана: Паб «Пеликан». компании ISBN 0-88289-126-Х .
- Зиглар, Зиг (2006). Лучше, чем хорошо: создание жизни, жить которой не терпится . Нэшвилл: Издательство Томаса Нельсона. ISBN 978-0-7852-8919-7 .
- Зиглар, Зиг ; Зиглар, Том (2012). Рожденные побеждать: найдите свой код успеха . Даллас: УСПЕХ Медиа. ISBN 9780983156512 .
См. также [ править ]
Пояснительные примечания [ править ]
- ^ К этой теологии были присвоены уничижительные прозвища, в том числе «назови и заяви» и «болтай и хватай». [113]
- ^ Тема изобильной жизни иногда используется лидерами движения «Слово веры» для обозначения опыта прихожан, которые совместно испытывают результаты веры. [114]
- ^ Баккер отказался от теологии процветания после того, как был заключен в тюрьму за мошенничество. [115]
- ^ Учение Остина часто называют умеренной формой теологии процветания. [10]
- ^ После открытия расследования компания Joyce Meyer Ministries добровольно присоединилась к Евангелическому совету по финансовой отчетности . [116]
- ^ Совет отмечает, что слова «Рема» и «Логос» используются в Новом Завете как синонимы, а еврейским оба слова переводятся в разных отрывках Септуагинты словом . [117]
- ^ Теология процветания часто рассматривается как поддержка экономики невмешательства . [71]
Цитаты [ править ]
- ^ Девака Премавардхана (май 2012 г.). «Трансформационная десятина: жертва и взаимность в неопятидесятнической церкви» (PDF) . Нова Религио . 15 (4). Калифорнийский университет Press: 85–109. дои : 10.1525/номер.2012.15.4.85 . JSTOR 10.1525/№2012.15.4.85 .
- ^ Уилсон 2007 , стр. 140–142.
- ^ Коулман 2016 , стр. 276–296.
- ^ Уолтон 2009 , с. 94.
- ^ Боулер 2013 , стр. 14–16.
- ^ Jump up to: а б с д Коулман 2000 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Робинс 2010 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б Робинс 2010 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Харрелл 1975 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Чу, Джефф; Ван Биема, Дэвид (10 сентября 2006 г.). «Хочет ли Бог, чтобы вы были богатыми?» . Время . Архивировано из оригинала 13 июля 2015 года . Проверено 4 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Коулман 2000 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Харрелл 1975 , стр. 234–235.
- ^ Jump up to: а б с Браун 2011 , с. 152.
- ^ Уиллингем, Эй Джей (30 мая 2018 г.). «Этот телепроповедник просит своих последователей купить ему частный самолет за 54 миллиона долларов» . CNN . Архивировано из оригинала 10 декабря 2023 г. Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Боулер 2013 , с. 11.
- ^ Боулер 2013 , стр. 31–32.
- ^ Боулер 2013 , с. 32.
- ^ Боулер 2013 , стр. 35–36.
- ^ Боулер 2013 , стр. 14, 16.
- ^ Коулман 2000 , стр. 44–45.
- ^ Боулер 2013 , стр. 18–19.
- ^ Боулер 2013 , с. 20.
- ^ Боулер 2013 , с. 21.
- ^ Боулер 2013 , стр. 23, 25.
- ^ Боулер 2013 , стр. 21, 23.
- ^ Боулер 2013 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Коулман 2000 , с. 40.
- ^ Робинс 2010 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Робинс 2010 , с. 87.
- ^ Коулман 2000 , с. 42.
- ^ Робинс 2010 , с. 88.
- ^ Харрелл 1975 , стр. 74–75.
- ^ Jump up to: а б Харрелл 1975 , с. 105.
- ^ Харрелл 1975 , с. 108.
- ^ Робинс 2010 , с. 89.
- ^ Робинс 2010 , с. 131.
- ^ Коулман 2000 , стр. 29–30.
- ^ Биллингсли 2008 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с д Кирк Р. МакГрегор (март 2007 г.). «Движение «Слово-Вера»: теологическое объединение нации ислама и мормонизма?» . Журнал Американской академии религии . 75 (1): 87–120. doi : 10.1093/jaarel/lfl063 . JSTOR 4139841 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Розин, Ханна (декабрь 2009 г.). «Христианство вызвало крах?» . Атлантика . Архивировано из оригинала 11 сентября 2011 года . Проверено 2 августа 2011 г.
- ^ Коулман 2000 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б с д и Коулман 2000 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Смит, Дэниел Дж. (март 2021 г.). «Пятидесятническое евангелие процветания в Нигерии: парадоксы коррупции и неравенства» . Журнал современных африканских исследований . 59 (1). Кембридж : Издательство Кембриджского университета : 103–122. дои : 10.1017/S0022278X2000066X . ISSN 1469-7777 . LCCN 2001-227388 . OCLC 48535892 . ПМЦ 10312994 . ПМИД 37398918 . S2CID 232223673 .
- ^ Хейнс, Наоми (март 2012 г.). «Пятидесятничество и мораль денег: процветание, неравенство и религиозная социальность в Медном поясе Замбии» (PDF) . Журнал Королевского антропологического института . 18 (1). Уайли-Блэквелл от имени Королевского антропологического института : 123–139. дои : 10.1111/j.1467-9655.2011.01734.x . ISSN 1467-9655 . JSTOR 41350810 . S2CID 142926682 . Архивировано (PDF) из оригинала 18 июля 2018 года . Проверено 25 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Дженкинс 2011 , с. 99.
- ^ Фрестон, Пол (2008). «Изменяющееся лицо христианского прозелитизма: новые игроки с глобального Юга» . В Хакетте, Розалинд Эй-Джей (ред.). Возвращение к прозелитизму: разговоры о правах, свободные рынки и культурные войны (1-е изд.). Нью-Йорк и Лондон : Рутледж . стр. 109–138. ISBN 9781845532284 . LCCN 2007046731 .
- ^ Дженкинс 2006 , с. 95.
- ^ Вигеле 2005 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и Дженкинс 2006 , с. 91.
- ^ Бут, Роберт (12 февраля 2017 г.). «Полиция открыла расследование мошенничества после «неумелого руководства» в евангелической церкви» . Хранитель . Архивировано из оригинала 13 февраля 2017 года . Проверено 13 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Гудштейн, Лори (7 января 2011 г.). «Освобожденные от налогов министерства избегают новых правил» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 6 мая 2012 года . Проверено 1 августа 2011 г.
- ^ Золл, Рэйчел (28 декабря 2016 г.). «Инаугурация Трампа будет включать молитвы проповедников процветания» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 29 декабря 2016 года . Проверено 29 декабря 2016 г.
- ^ Познер, Сара (2 февраля 2017 г.). «Изучение влияния националистов и правых христиан на Трампа» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 4 февраля 2017 года . Проверено 5 февраля 2017 г.
- ^ Хант 2000 , с. 332.
- ^ Jump up to: а б с д и Коулман 2000 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с д Хант 2000 , с. 333.
- ^ Уилсон 2007 , стр. 141–142.
- ^ Коулман 2000 , с. 28: «[...] ассоциация личности и духовных практик с механическими процессами является общей чертой разговоров верующих».
- ^ Уолтон 2009 , стр. 93–94.
- ^ Дженкинс 2006 , с. 92.
- ^ Вагнер, К. Питер (1 ноября 2011 г.). «Правда о Новоапостольской Реформации» . Харизма . Архивировано из оригинала 14 мая 2012 года . Проверено 21 декабря 2011 г.
- ^ Паттерсон и Рыбарчик 2007 , с. 77.
- ^ Смит 2010 , с. 43.
- ^ Занятия 2009 года , с. 133.
- ^ Браун 2011 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Уолтон 2009 , с. 109.
- ^ Элиша 2011 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Клифтон 2009 , с. 199.
- ^ Коулман 2000 , с. 95.
- ^ Познер и Конасон 2008 , стр. 61–62.
- ^ Jump up to: а б Дженкинс 2006 , с. 93.
- ^ Харрис 1981 , с. 141.
- ^ Роббинс 2010 , стр. 170–171.
- ^ Мэддокс 2012 , с. 205.
- ^ Бэдхэм, Ван (28 августа 2018 г.). «Доктрина процветания» и неолиберальное иезуинг в стиле Скотта Моррисона | Ван Бэдхэм» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Архивировано из оригинала 13 мая 2020 г. Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Дженнингс, Марк (30 сентября 2018 г.). «Объяснитель: что такое пятидесятничество и как оно может повлиять на политику Скотта Моррисона?» . Разговор . Архивировано из оригинала 1 мая 2021 г. Проверено 30 апреля 2021 г.
- ^ Ро, Бонг Рин (16 ноября 1998 г.). «Банкротство Евангелия процветания» . Христианство сегодня . Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года . Проверено 19 января 2012 г.
- ^ Хва 1997 , стр. 205–209.
- ^ Линдберг 2010 , стр. 59–60.
- ^ Макнил 1954 , с. 222: «Сегодня популярное представление о том, что Кальвин считал процветание верующих доказательством их избрания, является извращением Вебера и инверсией Кальвина».
- ^ Коулман 2000 , стр. 42–43.
- ^ Дженкинс 2006 , с. 72.
- ^ Уилсон 2007 , с. 142.
- ^ Jump up to: а б Леманн, Крис (1 октября 2011 г.). «Гроши с небес: как мормонская экономика формирует Республиканскую партию» Журнал Harper's Magazine . Нью-Йорк . Архивировано из оригинала 29 июля 2013 года . Проверено 1 мая 2021 г.
- ^ Джон Ларсен, « Мормонизм и Евангелие процветания, архивировано 1 августа 2019 г. в Wayback Machine », лекция в январе 2011 г. в Sunstone Foundation .
- ^ Ву, Мишель (20 марта 2010 г.). «Пастор: Евангелие процветания препятствует возрождению церкви» . Христианская почта . Архивировано из оригинала 13 мая 2013 года . Проверено 21 ноября 2011 г.
- ^ «Фолуэлл избегает «теологии процветания» » . Свободное Копье-Стар . Ассошиэйтед Пресс . 6 июня 1987 года. Архивировано из оригинала 12 апреля 2023 года . Проверено 1 августа 2011 г.
- ^ Хьюз 1989 , стр. 64–65.
- ^ ван Биема, Дэвид (3 октября 2008 г.). «Может быть, нам следует винить Бога в неурядице с ипотечными кредитами» . Время . Архивировано из оригинала 4 октября 2008 года . Проверено 5 августа 2011 г.
- ^ Чампа и Рознер 2010 , стр. 180.
- ^ Фалсани, Кэтлин. «Худшие идеи десятилетия: Евангелие процветания» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 1 сентября 2022 года . Проверено 25 июня 2015 г.
- ^ Джонс и Вудбридж 2011 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Джонс и Вудбридж, 2011 , стр. 82–84.
- ^ Jones & Woodbridge 2011 , стр. 85–86.
- ^ Jump up to: а б с д и Джонс, Дэвид В. (осень 1998 г.). «Банкротство Евангелия процветания: упражнение в библейской и теологической этике» . Вера и миссия . 16 (1): 79–87. Архивировано из оригинала 11 декабря 2011 г. Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ Джонс и Вудбридж 2011 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б с Полома 1989 , с. 152.
- ^ Генеральный совет Ассамблей Божьих 1980 , с. 3.
- ^ Генеральный совет Ассамблей Божьих 1980 , с. 4.
- ^ Генеральный совет Ассамблей Божьих 1980 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Генеральный совет Ассамблей Божьих 1980 , с. 8.
- ^ Генеральный совет Ассамблей Божьих 1980 , с. 9.
- ↑ Всемирный альянс баптистов, Проблема Евангелия процветания. Архивировано 19 октября 2022 г. на Wayback Machine , baptistworld.org, США, 29 июня 2013 г.
- ^ Старейшина Даллин Х. Оукс (4 апреля 2015 г.). «Притча о сеятеле» . www.churchofjesuschrist.org . Архивировано из оригинала 27 августа 2019 года . Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ АбОльхайзер (3 июня 2015 г.). «Пастор Крефло Доллар в конце концов может получить свой частный самолет за 65 миллионов долларов» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 11 июня 2015 года . Проверено 11 июня 2015 г.
- ↑ Мелисса Локер, « Джон Оливер становится телеевангелистом и, наконец, открывает свою собственную церковь. Архивировано 24 августа 2015 г. в Wayback Machine », Time , 17 августа 2015 г.
- ^ Спадаро, Антонио ; Фигероа, Марсело (18 июля 2018 г.). «Евангелие процветания: опасное и разное» . Ла Цивилита Каттолика . 2 (7). Архивировано из оригинала 18 июля 2018 года . Проверено 18 июля 2018 г.
- ^ Спадаро, Антонио ; Фигероа, Марсело (21 июля 2018 г.). «Теология процветания. Опасность «иного евангелия» » . La Civilità Cattolica (на итальянском языке). 3 (4034): 105–111. Архивировано из оригинала 18 июля 2018 года . Проверено 18 июля 2018 г.
- ^ Страчан, Оуэн (17 января 2019 г.). « Американское Евангелие» пробивает дыру в Евангелии процветания» . ТГК . Архивировано из оригинала 17 февраля 2020 года . Проверено 21 января 2020 г.
- ↑ Кэтлин Фалсани, Фалсани: Станьте реальностью, «Проповедники Лос-Анджелеса». Архивировано 3 ноября 2020 г. на Wayback Machine , ocregister.com, США, 7 октября 2013 г.
- ^ Пайпер, Джон. «Ослабят ли страдания мое служение?» . Желание Бога . Проверено 20 июня 2024 г.
- ^ Харрелл 1975 , с. 248.
- ^ Гарбер, Кент (15 февраля 2008 г.). «За Евангелием процветания» . Новости США и мировой отчет . Архивировано из оригинала 2 февраля 2011 года . Проверено 4 декабря 2011 г.
- ^ Браун 2011 , с. 165.
- ^ Балмер 2002 , с. 44.
- ^ Пул, Шелия (7 января 2011 г.). «Новая комиссия сформирована для изучения вопросов, связанных с церковными финансами» . Атланта Журнал-Конституция . Архивировано из оригинала 18 августа 2021 года . Проверено 2 августа 2011 г.
- ^ Генеральный совет Ассамблей Божьих 1980 , стр. 8–9.
Общие и цитируемые ссылки [ править ]
- Балмер, Рэндалл Герберт (2002). Энциклопедия евангелизма . Вестминстер Джон Нокс Пресс . ISBN 978-0-664-22409-7 .
- Биллингсли, Скотт (2008). Это новый день: раса и гендер в современном харизматическом движении . Пресса Университета Алабамы . ISBN 978-0-8173-1606-8 .
- Боулер, Кейт (2013). Блаженный: История американского Евангелия процветания . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199827695 .
- Браун, Кэнди Гюнтер (2011). Глобальное пятидесятническое и харизматическое исцеление . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-539341-5 .
- Чампа, Рой Э.; Рознер, Брайан С. (2010). Первое письмо к коринфянам . Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс . ISBN 978-0-8028-3732-5 .
- Клифтон, Шейн (2009). Пятидесятнические церкви в переходный период: анализ развивающейся экклезиологии Ассамблей Божьих в Австралии . Глобальные пятидесятнические и харизматические исследования. Том. 3. Издательство «Брилл Академик» . ISBN 978-90-04-17526-6 .
- Коулман, Саймон (2016). «Евангелие процветания: обсуждение харизмы, противоречий и капитализма». В Ханте, Стивен Дж. (ред.). Справочник глобального современного христианства: движения, институты и преданность . Справочники Брилла по современной религии. Том. 12. Лейден : Издательство «Брилл» . стр. 276–296. дои : 10.1163/9789004310780_014 . ISBN 978-90-04-26539-4 . ISSN 1874-6691 .
- Коулман, Саймон (2000). Глобализация харизматического христианства: распространение Евангелия процветания . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-66072-3 .
- Элиша, Омри (2011). Моральные амбиции: мобилизация и социальная работа в евангелических мегацерквях . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-26751-0 .
- Генеральный совет Ассамблей Божьих (1980). Верующий и позитивное исповедание (PDF) . Ассамблеи Божьи. ОСЛК 15063312 . Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2012 года.
- Харрелл, Дэвид Эдвин (1975). Все возможно: исцеление и харизматическое возрождение в современной Америке . Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-253-10090-0 .
- Харрис, Марвин (1981). Америка сейчас: антропология меняющейся культуры . Саймон и Шустер . ISBN 978-0-671-43148-8 .
- Хьюз, Р. Кент (1989). Марк: Иисус, Слуга и Спаситель . Том. 2. Книги Кроссвэй . ISBN 978-0-89107-537-0 .
- Хант, Стивен (2000). « Пути победы»: глобализация и влияние Евангелия здоровья и богатства». Журнал современной религии . 15 (3): 332. дои : 10.1080/713676038 . S2CID 145184658 .
- Хва, Юнг (1997). Манго или бананы?: В поисках подлинного азиатского христианского богословия . Регнум Интернешнл. ISBN 978-1-870345-25-5 .
- Дженкинс, Филип (2006). Новые лица христианства: вера в Библию на глобальном Юге . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530065-9 .
- Дженкинс, Филип (2011). Следующий христианский мир: приход глобального христианства . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-976746-5 .
- Джонс, Дэвид; Вудбридж, Рассел (2011). Здоровье, богатство и счастье: затмило ли Евангелие процветания Евангелие Христа? . Публикации Крегеля . ISBN 978-0-8254-2930-9 .
- Классен, Майкл Дж. (2009). Странный огонь, священный огонь: исследование плюсов и минусов вашего харизматического опыта . Издательская группа Бейкер . ISBN 978-0-7642-0549-1 .
- Линдберг, Картер (2010). Европейские реформации (2-е изд.). Уайли-Блэквелл . ISBN 978-1-4051-8067-2 .
- Мэддокс, Мэрион (2012). Фархадиан, Чарльз Э. (ред.). Знакомство с мировым христианством . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4051-8248-5 .
- Макнил, Джон Т. (1954). История и характер кальвинизма . Лондон: Издательство Оксфордского университета. п. 222. ИСБН 9780199727995 .
- Паттерсон, Эрик; Рыбарчик, Эдмунд Джон (2007). Будущее пятидесятничества в Соединенных Штатах . Лексингтонские книги . ISBN 978-0-7391-2103-0 .
- Полома, Маргарет (1989). Ассамблеи Божьи на распутье: харизма и институциональные дилеммы . Университет Теннесси Пресс . ISBN 978-0-87049-607-3 .
- Познер, Сара; Конасон, Джо (2008). Божья прибыль: вера, мошенничество и республиканский крестовый поход за ценности избирателей . Полипойнт Пресс . ISBN 978-0-9794822-1-2 .
- Робинс, Р.Г. (2010). Пятидесятничество в Америке . АВС-КЛИО . ISBN 978-0-313-35294-2 .
- Роббинс, Джоэл (2010). Аллан Андерсон (ред.). Изучение глобального пятидесятничества: теории и методы . Майкл Бергундер, Андре Другерс и Корнелис ван дер Лаан. Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-26662-9 .
- Смит, Джеймс К.А. (2010). Мышление на языках: вклад пятидесятников в христианскую философию . Издательство Уильяма Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6184-9 .
- Уолтон, Джонатан Л. (2009). Посмотрите это! Этика и эстетика черного телеевангелизма . Нью-Йорк Пресс . ISBN 978-0-8147-9417-3 .
- Вигеле, Кэтрин Л. (2005). Инвестиции в чудеса: Эль-Шаддай и трансформация народного католицизма на Филиппинах . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-2861-5 .
- Уилсон, Дж. Мэтью (2007). От скамеек до избирательных участков: вера и политика в американской религиозной мозаике . Издательство Джорджтаунского университета . ISBN 978-1-58901-172-4 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Коэн, Беньямин (2009). Мой год Иисуса: сын раввина бродит по библейскому поясу в поисках своей веры . ХарперУан . ISBN 978-0-061-24518-3 .
- Митчем, Стефани Ю. (2007). Назовите это и заявите об этом?: Проповедь о процветании в Черной церкви . Пилигрим Пресс. ISBN 978-0-8298-1709-6 .
- Фортнер, Майкл Д. (2011). Разоблачение Евангелия процветания; и другие ложные доктрины . ISBN 978-1463737986 .
Внешние ссылки [ править ]
- Цитаты, связанные с теологией процветания, в Wikiquote