Христианская антропология
В контексте богословия христианского христианская антропология — это изучение человека (антропоса) в его отношении к Богу . Она отличается от социальной науки антропологии . , которая в первую очередь занимается сравнительным изучением физических и социальных характеристик человечества в разные времена и места
Один из аспектов христианской антропологии изучает врожденную природу или конституцию человека, известную как природа человечества . Он посвящен взаимосвязи между такими понятиями, как тело , душа и дух , которые вместе образуют человека, на основе их описаний в Библии . Существуют три традиционных взгляда на конституцию человека — трихотомизм , дихотомизм и монизм (в смысле антропологии). [1]
Раннехристианские писатели
[ редактировать ]Григорий Нисский
[ редактировать ]Справочным источником по антропологии Григория является его трактат De opificio hominis . [2] [3] [4] Его концепция человека основана на онтологическом различении тварного и нетварного. Человек — материальное творение, и поэтому ограниченное, но бесконечное в том смысле, что его бессмертная душа обладает неопределенной способностью приближаться к божественному. [5] Григорий считал, что душа создается одновременно с созданием тела (в отличие от Оригена, который размышлял о предсуществовании души ), и что эмбрионы , таким образом, являются людьми. Для Григория человек — исключительное существо, созданное по образу Божию . [6] Человечество теоморфно как в обладании самосознанием, так и в свободе воли , последняя дает каждому индивидууму экзистенциальную силу, потому что, по мнению Григория, пренебрегая Богом, человек отрицает свое собственное существование. [7] В « Песне Песней » Григорий метафорически описывает жизнь человека как картины, созданные учениками мастера: ученики (воли человека) подражают делу своего мастера (жизни Христа) прекрасными красками ( добродетелями ), и таким образом человек стремится быть отражение Христа. [8] Григорий, в отличие от большинства мыслителей своего времени, видел в грехопадении великую красоту : из греха Адама из двух совершенных людей в конечном итоге возникло множество людей. [8]
Августин Гиппопотамский
[ редактировать ]Августин Гиппопотамский был одним из первых христианских древнелатинских авторов с очень ясным антропологическим видением. Он видел человека как совершенное единство двух субстанций: души и тела. [9] В этом антропологическом взгляде он был гораздо ближе к Аристотелю , чем к Платону . [10] [11] В своем позднем трактате «Об уходе за умершими» сек. 5 (420 г. н.э.) он настаивал на том, что тело принадлежит сущности человеческой личности :
Ни в коем случае нельзя отвергать сами тела. (...) Ибо они относятся не к украшению или помощи, применяемой извне, а к самой природе человека. [12]
Любимая фигура Августина, описывающая тела и души, единство — это брак : caro tua, coniunx tua — ваше тело — ваша жена . [13] Изначально эти два элемента находились в идеальной гармонии. После падения человечества они переживают драматическую битву друг с другом.
Это две категорически разные вещи. Тело — трехмерный объект, состоящий из четырех элементов, тогда как душа не имеет пространственных измерений. [14] Душа – это своего рода субстанция, участвующая в разуме, пригодная для управления телом. [15] Августин не был озабочен, в отличие от Платона и Декарта , слишком глубокими подробностями в попытках объяснить метафизику союза души и тела. Ему было достаточно признать, что они метафизически различны. Быть человеком — значит быть смесью души и тела, и что душа превосходит тело. Последнее утверждение основано на его иерархической классификации вещей на те, которые просто существуют, те, которые существуют и живут, и те, которые существуют, живут и обладают разумом или разумом. [16] [17]
По мнению Н. Бласкеса, дуализм субстанций тела и души у Августина не мешает ему видеть единство тела и души как самой субстанции. [11] [18] Вслед за античными философами он определил человека как разумное смертное животное – животное рациональное смертное . [19] [20]
Условия или компоненты
[ редактировать ]Тело
[ редактировать ]Тело ) — телесный или физический аспект (греч. σῶμα soma человеческого существа. Христиане традиционно верили, что тело воскреснет в конце века.
Рудольф Бультманн утверждает следующее: [21]
- «То, что сома неотъемлемо, конститутивно принадлежит человеческому существованию, наиболее ясно видно из того факта, что Павел не может представить себе даже будущее человеческое существование после смерти, «когда наступит совершенное», как существование без сомы – в отличие от мнение тех в Коринфе, которые отрицают воскресение (1 Кор. 15, особенно ст. 35 и дал.)». [22]
- «У человека нет сомы , он есть сома »
Душа
[ редактировать ]Семантическая область библейской души основана на еврейском слове nepes , которое предположительно означает «дыхание» или «дышащее существо». [23] Это слово никогда не означает бессмертную душу [24] или бестелесная часть человеческого существа [25] который может пережить смерть тела как дух умершего. [26] Этим словом обычно обозначают человека в целом [27] или его физическая жизнь. В Септуагинте nepes чаще всего переводится как психика ( ψυχή ) и, в исключительных случаях, в Книге Иисуса Навина как empneon ( ἔνμπεον ), то есть «дышащее существо». [28]
Новый Завет следует терминологии Септуагинты и , таким образом, использует слово «психика» в манере, перформативно аналогичной еврейской семантической области: [29] то есть как невидимая сила (или даже больше, для платоников , бессмертная и нематериальная), которая дает жизнь и движение телу и отвечает за его атрибуты.
В святоотеческой мысли к концу II века психика понималась скорее по-гречески, чем по-еврейски, и противопоставлялась телу. В III веке под влиянием Оригена произошло утверждение учения о неотъемлемом бессмертии души и ее божественной природе. [30] Ориген также учил о переселении душ и их предсуществовании, однако эти взгляды были официально отвергнуты в 553 году на Пятом Вселенском Соборе . Неотъемлемое бессмертие души признавалось среди западных и восточных богословов на протяжении всего Средневековья , а также после Реформации, о чем свидетельствует Вестминстерское исповедание .
С другой стороны, ряд современных протестантских учёных приняли взгляды, аналогичные условному бессмертию , в том числе Эдвард Фадж и Кларк Пиннок ; однако большинство приверженцев придерживаются традиционной доктрины. [ нужна ссылка ] > В последние шесть десятилетий условное бессмертие или, лучше сказать, «бессмертие по благодати» ( κατὰ χάριν ἀθανασία , ката чарин атанасия ) души также получило широкое признание среди восточно-православных богословов, вернувшись к взглядам конца II века. , где бессмертие все еще рассматривалось как дар, дарованный ценой смерти и воскресения Иисуса. [31] Церковь адвентистов седьмого дня придерживается условного бессмертия с середины XIX века.
Дух
[ редактировать ]Дух (ивр. ruach , греч. πνεῦμα , пневма , что также может означать «дыхание») также является нематериальным компонентом. Его часто используют как синоним слова «душа», психика , хотя трихотомисты считают, что дух отличается от души.
- «Когда Павел говорит о пневме человека, он имеет в виду не какой-то высший принцип внутри него или какую-то его особую интеллектуальную или духовную способность, а просто его «я», и единственный вопрос заключается в том, рассматривается ли это «я» в каком-то конкретном аспекте, когда оно называемое пневмой . Во-первых, оно, по-видимому, рассматривается так же, как когда его называют психикой , а именно как самость, живущая в позиции человека, в ориентации его воли». [32]
» утверждал Чарльз Тейлор в книге «Источники самости: создание современной идентичности , что попытка свести дух или душу к «я» — это анахронический проект, претендующий на исторический приоритет, тогда как на самом деле это современное, западное, светское прочтение Священного Писания. .
Конституция или природа человека
[ редактировать ]Христианские богословы исторически расходились во мнениях по вопросу о том, из скольких различных компонентов состоит человеческое существо.
Две части (дихотомизм)
[ редактировать ]Самая популярная точка зрения, поддерживаемая большим количеством мирян и богословов многих христианских традиций, состоит в том, что человек состоит из двух компонентов: материального (тело/плоть) и духовного (душа/дух). Душа или дух покидает тело после смерти и воссоединяется с телом при воскресении .
Три части (трихотомия)
[ редактировать ]Значительное меньшинство богословов конфессионального и богословского спектра, как на Востоке , так и на Западе , считало, что человек состоит из трех различных компонентов: тела или плоти, души и духа. Технически это известно как трихотомизм. Библейские тексты, которые обычно используются в поддержку этой позиции, — это 1 Фессалоникийцам 5:23 и Евреям 4:12 . [33]
В личности Иисуса Христа Бога есть Тело, разумная Душа и третье лицо Святого Духа Бога, которого Он принял в Крещении .
Одна часть (монизм)
[ редактировать ]Современные богословы все чаще придерживаются мнения, что человек представляет собой неразрывное единство. [33] Это известно как холизм или монизм. Тело и душа рассматриваются не как отдельные составляющие человека, а как две грани единого целого. [34] Утверждается, что это более точно отражает еврейскую мысль, тогда как дуализм тела и души более характерен для классической греческой платонической и картезианской мысли. Монизм — официальная позиция Церкви адвентистов седьмого дня , которая придерживается учения о « сне души ». Монизм также кажется более совместимым с некоторыми физикалистскими интерпретациями современной нейробиологии , которые указывают на то, что так называемые «высшие функции» разума зависят от структуры мозга или возникают из нее, а не от независимой работы нематериальной души, как это было ранее. мысль. [35]
Влиятельным сторонником этой точки зрения был либеральный богослов Рудольф Бультман . [36] Оскар Каллманн сыграл важную роль в его популяризации. [37]
Происхождение человечества
[ редактировать ]Библия учит , в книге Бытия что люди были созданы Богом. Некоторые христиане полагают, что это, должно быть, было связано с чудесным творческим актом, в то время как других устраивает идея, что Бог действовал посредством эволюционного процесса.
Образ Божий в человеке
[ редактировать ]Книга Бытия также учит, что люди, мужчины и женщины, были созданы по образу Бога. Точный смысл этого слова был предметом богословских дебатов на протяжении всей истории церкви.
Происхождение/передача души
[ редактировать ]Существуют два противоположных взгляда на то, как душа зарождается в каждом человеке. Креационизм учит, что Бог создает «свежую» душу внутри каждого человеческого эмбриона во время или вскоре после зачатия . Примечание. Это не следует путать с креационизмом как взглядом на происхождение жизни и Вселенной.
Традуцианство , напротив, учит, что душа наследуется от родителей человека вместе с его или ее биологическим материалом.
Человеческая природа
[ редактировать ]Большинство христианской теологии традиционно учит, что человеческая природа возникла святой, но испорчена падением . Часть развития церковной доктрины исторически была связана с выяснением того, какую роль играет человек в «искуплении» от этого падения. [38] [39] [40]
Спор о человеческой природе между Августином и Пелагием касался природы греха и его связи с состоянием человека. Пелагий считал, что природа человека по своей сути добра, и учил, что все дети рождаются «как свежее творение Божие и потому добрые». [40] «Для Пелагия свобода является неотъемлемой частью человеческой природы. [41] Способность человечества выбирать передается по наследству и, следовательно, незапятнана. Человек способен следовать божественным законам (таким как Десять заповедей ) и жить нравственно. Унаследованная способность выбирать сама по себе является благодатью творения. [41] Августин считал, что все люди рождены во грехе, потому что каждый из них унаследовал греховную природу из-за первородного греха Адама . [42] Без благодати Божией человечество неспособно выбирать добро и, следовательно, стремиться к Богу. [43] Спасение тогда становится либо сотрудничеством между человеческой волей и божественной благодатью (см. Синергизм ), либо актом божественной воли без участия человека (см. Монергизм ). Позиция Пелагия была осуждена на Карфагенском соборе (418 г.) , Эфесском соборе и Втором Оранском соборе . Однако соборы смягчили позицию Августина в отношении предопределения . [44]
Во время протестантской Реформации монергизм возродился благодаря выдвижению Жаном Кальвином доктрины тотальной порочности .
В протестантских кругах ) происходили дебаты между последователями Жана Кальвина ( кальвинисты или реформатская традиция ) и последователями Якоба Арминия ( арминиане о природе благодати в процессе спасения. Кальвин и Арминий следуют за Августином в учении о полной развращенности. Однако арминиане считают, что Бог восстанавливает свободную волю человечества в отношении способности выбирать спасение, тогда как классический кальвинизм придерживается строгого монергизма.
Синергизм и его утверждение участия человеческой воли в спасении являются классической патристической позицией, а также позицией Римско-католической , Восточной Православной Церкви , а также многих протестантских церквей, находящихся под арминианским влиянием . Тогда как монергизм стал позицией большинства церквей, являющихся частью реформатской традиции .
Смерть и загробная жизнь
[ редактировать ]Христианская антропология имеет значение для представлений о смерти и загробной жизни . Христианская церковь традиционно учит, что душа каждого человека отделяется от тела после смерти, чтобы воссоединиться при воскресении . Это тесно связано с учением о бессмертии души. Например, Вестминстерское исповедание (глава XXXII) гласит:
- «Тела человеческие после смерти обращаются в прах и видят тление: а души их, которые ни умирают, ни спят, имея бессмертное существование, тотчас же возвращаются к Богу, даровавшему их»
Промежуточное состояние
[ редактировать ]Тогда возникает вопрос: куда именно «уходит» бестелесная душа после смерти? Богословы называют этот субъект промежуточным состоянием . В Ветхом Завете говорится о месте под названием шеол , где обитают духи умерших. В Завете Новом занимает хадес , классическое греческое царство мертвых место шеола . В частности, Иисус учит в Евангелии от Луки 16: 19–31 ( Лазарь и Див ), что ад состоит из двух отдельных «частей»: одной для праведных и одной для неправедных. Его учение согласуется с межзаветной еврейской мыслью по этому вопросу. [45]
Полностью развитое христианское богословие идет еще дальше; На основании таких текстов, как Луки 23:43 и Филиппийцам 1:23, традиционно учат, что души умерших немедленно принимаются либо в рай, либо в ад, где они испытают предвкушение своей вечной участи перед воскресение. ( Римский католицизм учит о третьем возможном месте — Чистилище это отрицают , хотя протестанты и православные .)
- «Души праведников, достигнув тогда совершенства в святости, принимаются на самые высокие небеса, где они видят лик Божий в свете и славе, ожидая полного искупления своих тел. А души нечестивых брошены в ад, где они остаются в муках и кромешной тьме, предназначенные для суда великого дня». ( Вестминстерское исповедание )
Некоторые христианские группы, подчеркивающие монистическую антропологию, отрицают, что душа может сознательно существовать отдельно от тела. Например, Церковь адвентистов седьмого дня учит, что промежуточное состояние — это бессознательный сон; это учение неофициально известно как « сон души ».
Конечное состояние
[ редактировать ]воскреснут и праведники, и неправедные По христианской вере, на Страшном суде . Праведники получат нетленные, бессмертные тела (1 Коринфянам 15), а неправедные будут отправлены в « озеро огненное » или « геенну ». Традиционно христиане верили, что ад будет местом вечных физических и психологических наказаний. За последние два столетия аннигиляционизм и универсализм стали более популярными.
См. также
[ редактировать ]- Человеческая природа , Человек
- Философская антропология
- Список важных публикаций по антропологии
- Христианская психология
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эриксон, Миллард (1998). Христианское богословие (2-е изд.). Бейкер Академик. п. 537. ИСБН 0-8010-2182-0 .
- ^ Греческий текст: PG 44, 123–256; СЧ 6, (1944) Жан-Жак Куртио (ред.)
- ^ Этьен Жилсон , с. 56
- ^ Калиан, Флорин Джордж (01 декабря 2020 г.). «Андре Скрима, пер. Октавиан Габор, Перспективы философии и религиозной мысли 17, Пискатауэй, Нью-Джерси, Gorgias Press 2016, 259 стр., ISBN: 978-1-4632-0565-2» . Обзор экуменических исследований Сибиу . 12 (3): 535–539. дои : 10.2478/ress-2020-0039 . S2CID 231919881 .
- ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 38
- ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 39
- ^ Масперо и Мэтью Драй, с. 41
- ^ Jump up to: а б Масперо и Мэтью Драй, с. 42
- ^ См. А. Джанни, стр. 148–149.
- ^ Хендрикс, Э., с. 291.
- ^ Jump up to: а б Массути, Э., стр.98.
- ^ Об уходе за умершими CSEL 41, 627 [13–22]; PL 40, 595: Ни в коем случае нельзя разбрасывать сами тела. (...) Ибо они принадлежат не к украшению или вспомогательному средству, употребляемому внешне, а к самой природе человека ; Против Фауста , 22,27; ПЛ 44 418.
- ^ Комментарии к псалмам , 143, 6; CCL 40, 2077 [46] – 2078 [74]); О пользе поста , 4:4-5; CCL 46, 234–235.
- ^ О количестве души 1.2; 5,9
- ^ О количестве души 13.12: Вид субстанции, которая причастна разуму и приспособлена к управляющему органу .
- ^ О свободе воли ( De libero arbitrio ) 2.3.7–6.13
- ^ см . У.Э.Манн, стр.141-142
- ^ Понятие субстанции по святому Августину , стр. 305–350.
- ^ Под заказ , II, 11.31; CCL 29, 124 [18]; ПЛ 32,1009; О количестве души 25:47-49; ЧСЭЛ 89, 190–194; ПЛ 32, 1062–1063 гг.
- ^ См. Ч. Кутюрье SJ, с. 543
- ^ Бультманн, Рудольф (1953). Theologie des Neuen Fathers (на немецком языке). Тюбинген : Мор. стр. 189–249. (Английский перевод «Богословие Нового Завета», 2 тома, Лондон: SCM, 1952, 1955)
- ^ Бультманн, I: 192.
- ^ Иврит-английский лексикон, Brown, Driver & Briggs, Hendrickson Publishers.
- ^ Евангелический словарь библейского богословия Бейкера.
- ^ Словарь библейского богословия, отец Ксавье Леон Дюфур, 1985.
- ^ Новый международный словарь .
- ^ Новый словарь библейского богословия
- ^ «Тщательное изучение библейского материала, особенно слов нефеш, нешама и руах, которые часто слишком широко переводятся как «душа» и «дух», показывает, что их не следует понимать как относящиеся к психической стороне человека. психофизическая пара. Человек не обладал нефешем, а был нефешем, как сказано в Быт. 2:7: «вайехи ха-адам ле-нефеш хаййа» («...и стал человек живым существом»). Для большинства библейских авторов это было то, что называлось «единицей жизненной силы», а не двойственное существо, разделяемое на две отдельные части, имеющие неравную важность и ценность. В то время как это понимание природы человека доминировало в библейской мысли, в апокалиптическом смысле. В литературе (2 век до н. э. – 2 век н. э.) термин нефеш стал рассматриваться как отдельная психическая сущность, существующая отдельно от тела.... Библейский взгляд на человека как на неотделимую психосоматическую единицу означал, что смерть понималась как его растворение. .»—Британника, 2004.
- ^ Экзегетический словарь Нового Завета
- ^ Ранние евреи, по-видимому, имели представление о душе, но не отделяли ее от тела, хотя более поздние еврейские писатели развили идею души дальше. Ветхозаветные упоминания о душе связаны с концепцией дыхания и не устанавливают различия между эфирной душой и телесным телом. Христианские концепции дихотомии тела и души возникли у древних греков и были рано введены в христианское богословие св. Григорием Нисским и св. Августином. — Британника, 2004 г.
- ^ Бессмертие души, Георгий Флоровский.
- ^ Бультманн, I: 206
- ^ Jump up to: а б Брюс Милн. Знай правду . ИВП. стр. 120–122.
- ^ «Традиционная антропология сталкивается с серьезными проблемами в Библии и ее преимущественно целостном взгляде на людей. Бытие 2: 7 является ключевым стихом: «Тогда Господь Бог образовал человека из праха земного и вдохнул в ноздри его дыхание жизнь, и человек стал живым существом» (НРСВ). «Живое существо» (традиционно «живая душа») — это попытка перевода еврейского слова «нефеш хайя», которое в контексте означает «живой человек». один переводчик отметил, что в этом тексте не говорится, что человек имеет душу, а, скорее, является душой. Х. Уилер Робинсон резюмировал этот вопрос в своем заявлении: «Евреи представляли человека как одушевленное тело, а не как воплощенную душу. (Мартин Э. Тейт, «Всеобъемлющая природа спасения в библейской перспективе», Евангелический обзор богословия, том 23.)
- ^ Эй Джей Гейсберс (2003). «Диалог между нейронаукой и теологией» (PDF) . ИСКАСТ. Архивировано из оригинала (PDF) 26 июля 2011 г. Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ Мартина К.Л. Олдхофф (2018). Душа в Библии: монизм в библейской науке? Анализ библейских исследований с систематической точки зрения (PDF) . п. 154. Архивировано из оригинала (PDF) 20 января 2023 г. Проверено 20 января 2023 г.
- ^ Луис Иван Мартинес-Толедо (2016). Обнаженное состояние человека: значение слова «Гимнос» во 2 Коринфянам 5:3 и его богословское значение . Wipf и Stock Publishers. стр. 11–12. ISBN 978-1-62564-998-0 .
- ^ Тиллих, Пауль, 1886–1965. (1972). История христианской мысли: от ее иудейских и эллинистических истоков до экзистенциализма . Бротен, Карл Э., 1929-. Нью-Йорк. п. 122. ИСБН 0-671-21426-8 . ОСЛК 871159 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Калиан, Флорин Джордж (01 декабря 2020 г.). «Андре Скрима, пер. Октавиан Габор, Перспективы философии и религиозной мысли 17, Пискатауэй, Нью-Джерси, Gorgias Press 2016, 259 стр., ISBN: 978-1-4632-0565-2» . Обзор экуменических исследований Сибиу . 12 (3): 535–539. дои : 10.2478/ress-2020-0039 . S2CID 231919881 .
- ^ Jump up to: а б История христианского учения . Канлифф-Джонс, Хьюберт, Древери, Бенджамин, Фишер, Джордж Парк, 1827–1909. (изд. 1st Fortress Press). Филадельфия: Фортресс Пресс. 1980. с. 160. ИСБН 0-8006-0626-4 . OCLC 5447623 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б История христианского учения . Канлифф-Джонс, Хьюберт. Лондон. 16 марта 2006 г. с. 159. ИСБН 978-0-567-35921-6 . OCLC 882503323 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ История христианского учения . Канлифф-Джонс, Хьюберт. Лондон. 16 марта 2006 г. с. 162. ИСБН 978-0-567-35921-6 . OCLC 882503323 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ История христианского учения . Канлифф-Джонс, Хьюберт. Лондон. 16 марта 2006 г. с. 166. ИСБН 978-0-567-35921-6 . OCLC 882503323 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ История христианского учения . Канлифф-Джонс, Хьюберт. Лондон. 16 марта 2006 г. с. 169. ИСБН 978-0-567-35921-6 . OCLC 882503323 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Д.К. Иннес, «Шеол» в Новом библейском словаре , IVP 1996.
Библиография
[ редактировать ]- Агаесс, Пол, SJ (2004). Христианская антропология по святому Августину: образ, свобода, грех и благодать . Париж: Медиасевр. п. 197. ИСБН 2-900388-68-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Бласкес, Н., Концепция субстанции по Св. Августину , «Августин» 14 (1969), стр. 305–350; 15 (1970), стр. 369–383; 16 (1971), стр. 69–79. .
- Бейнвел, Дж. «Душа. Учение первых трех веков; Развитие учения с 4 по 13 века». Словарь католического богословия . Полет. 1.стр. 977–1006.
- Бультманн, Рудольф (1953). Theologie des Neuen Fathers (на немецком языке). Тюбинген : Мор. стр. 189–249. (Английский перевод «Богословие Нового Завета», 2 тома, Лондон: SCM, 1952, 1955). Ведущий научный справочник, поддерживающий целостную антропологию.
- Куллманн, Оскар . Бессмертие души или воскресение мертвых?: свидетельство Нового Завета . Архивировано из оригинала 26 октября 2009 г.
- Гилсон, Этьен , Григорий Нисский, Антропология, в: История христианской философии в средние века (1980, переиздано в 1985 году), Лондон: Sheed & Ward, стр. 56–59, ISBN 0-7220-4114-4 .
- Кутюрье, Шарль, С.Дж., Метафизическая структура человека по мнению святого Августина , в: Augustinus Magister. Международный августинский конгресс. Связь , (1954), Париж, вып. 1, стр. 543–550
- Хендрикс, Э. Платон и библейская мысль у Августина , в: Augustinus Magister. Международный конгресс Августиния. Связь , (1954), Париж, вып. 1.
- Джуитт, Р. (1971). Антропологические термины Павла . Лейден : Брилл .
- Тмин, WG (1948). Образ человека в Новом Завете (на немецком языке). Цюрих : Цвингли. (Английский перевод « Человек в Новой Зеландии» . Лондон: Эпворт, 1963)
- Лэдд, Джордж Элдон (1974). Богословие Нового Завета . Гранд-Рапидс , Мичиган : Эрдманс. стр. 457–78 . ISBN 978-0-8028-3443-0 .
- Карпп, Генрих (1950). Проблемы раннехристианской антропологии. Библейская антропология и философская психология среди отцов церкви третьего века . Гютерсло: Г. Бертельсманн Верлаг.
- Манн, МЫ, Этика внутренней жизни , в: Мэтьюз, Великобритания, изд. (1999). Августинианская традиция . Философские традиции. Беркли-Лос-Анджелес-Лондон: Издательство Калифорнийского университета. стр. 138–152 . ISBN 0-520-20999-0 .
- Масутти, Эджидио, Проблема тела в Сан-Агостино , Рим: Борла, 1989, с. 230, ISBN 88-263-0701-6
- Рондо, Мари Жозеф (1962). «Замечания по антропологии святого Илера». Студия Патристика . 6 (Документы, представленные на Третьей Международной конференции по патристическим исследованиям, проходившей в Крайст-Черч, Оксфорд, 1959 г., Часть IV Theologica, Augustiniana, изд. FL Cross). Берлин: Akademie-Verlag: 197–210.
- Стинберг, MC (2009). О Боге и Человеке: богословие как антропология от Иринея до Афанасия . Лондон: Т&Т Кларк.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мик Поуп, Теряя наши души?