Первородный грех
Первородный грех — это христианская доктрина, согласно которой люди в результате рождения наследуют испорченную природу со склонностью к греховному поведению, требующей возрождения. [1] Библейское основание этой веры обычно находится в 3-й главе Бытия (история об изгнании Адама и Евы из Эдемского сада ), в строке Псалма 51:5 («В беззаконии я родился, и во грехе соделался»). моя мать зачала меня"), [2] и в Павла Послании к Римлянам , 5:12-21 («Итак, как грех вошел в мир через одного человека, и смерть через грех, так и смерть пришла ко всем людям, потому что все согрешили»). [3] [1]
Эта вера начала зарождаться в III веке, но полностью сформировалась только благодаря трудам Августина Гиппопотама (354–430 гг. н.э.), который был первым автором, использовавшим фразу «первородный грех» ( лат .: peccatum originale ). [4] [5] Под влиянием Августина соборы в Карфагене (411–418 гг. н. э.) и Оранже (529 г. н. э.) внесли богословские рассуждения о первородном грехе в официальный лексикон Церкви . [6]
Протестантские реформаторы, такие как Мартин Лютер и Жан Кальвин, приравнивали первородный грех к похоти (или «вредному желанию»), утверждая, что она сохраняется даже после крещения и полностью уничтожает свободу делать добро, предполагая, что первородный грех включает в себя потерю свободы воли, за исключением греха. . [7] Янсенистское в 1653 году, также утверждало , движение, которое Римско-католическая церковь объявила еретиком что первородный грех уничтожает свободу воли. [8] Вместо этого Католическая Церковь заявляет, что «Крещение, сообщая жизнь Христовой благодати , стирает первородный грех и обращает человека обратно к Богу, но последствия для природы, ослабленной и склонной ко злу, сохраняются в человеке и призывают его на духовную битву». ", [9] и что «ослабленная и уменьшенная в результате падения Адама свободная воля еще не уничтожена в расе». [10]
История учения [ править ]
основа и развитие раннее Библейская
Иудаизм не считает человеческую природу безвозвратно испорченной первородным грехом. [11] в то время как для апостола Павла поступок Адама высвободил в мир силу, благодаря которой грех и смерть стали естественным уделом человечества. [12] До IV века в раннем христианстве не было конкретной доктрины первородного греха. [13] Эта идея постепенно развивалась в трудах ранних отцов Церкви спустя столетия после написания Нового Завета. [14] Авторы «Дидахе » , « Пастыря Ермы» и «Послания Варнавы» , все из конца I или начала II века, предполагали, что дети рождаются без греха; Климент Римский и Игнатий Антиохийский того же периода считали всеобщий грех само собой разумеющимся, но не объясняли его откуда-либо происхождения; и хотя Климент Александрийский в конце II века действительно предположил, что грех был унаследован от Адама, он не сказал, каким образом. [15]
Библейские основания первородного греха обычно можно найти в следующих отрывках, первый и последний из которых объясняют, почему грех описывается как «первородный»:
- Бытие 3, история изгнания Адама и Евы из Эдемского сада ; [16]
- Псалом 51:5: «В беззаконии я зачат, и во грехе родила меня мать моя»; [17]
- Послание Павла к Римлянам, 5:12–21: «Итак, как грех вошел в мир через одного человека, и смерть через грех, так и смерть пришла ко всем людям, потому что все согрешили…» [1] [18]
В Бытии 3, истории Эдемского сада, не проводится никакой связи между полом и непослушанием Адама и Евы, а змей не связан с сатаной , а слова «грех», «преступление», «бунт» или «грех» не связаны. вина» упомянута; [19] слова Псалма 51:5 гласят: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя», но хотя говорящий прослеживает их греховность до момента их зачатия, мало что подтверждает идею о том, что оно должно было быть применимо ко всему человечеству. [20] Хотя Павел в Послании к Римлянам пишет, что «через одного человека (т. е. Адама) грех вошел в мир», он имеет в виду не то, что Бог наказывает последующие поколения за дела Адама, а то, что история Адама является репрезентативной для всего человечества. [12]
Второго Иудаизм Храма
Первыми произведениями, в которых обсуждался первый грех Адама и Евы, были ранние еврейские тексты периода Второго Храма . В этих писаниях нет представления о том, что грех присущ человеку или что он передается при зачатии. Вместо этого Адама чаще рассматривают как героическую фигуру и первого патриарха. Унизительные дискуссии о начале греха привлекают больше внимания к историям о Каине или сыновьях Божьих, упомянутых в 6-й главе Бытия . [ нужна ссылка ]
Несмотря на отсутствие понятия первородного греха, к I веку в ряде текстов все же обсуждалась роль Адама и Евы как первых, совершивших грех. Премудрость Соломона гласит, что «Бог создал человека для нетления [...] но смерть вошла в мир по зависти диавола» (2:23–24). [21] Экклезиастик описывает, что «грех начался с женщины, и всем нам надлежит умереть из-за нее» (25:24). [22] [а] Хотя этот перевод предполагает доктрину первородного греха, он также подвергался критике именно на этих основаниях. Идея наследственной передачи греха от Адама была отвергнута как 4-й книгой Ездры, так и 2-й книгой Варуха в пользу индивидуальной ответственности за грех. Несмотря на то, что смерть описывается как пришедшая ко всем людям через Адама, в этих текстах также придерживается мнения, что в конечном итоге ответственность за совершение своего греха по-прежнему несет человек и что это грех человека, а не грех Адама и Евы. , что Бог осуждает в человеке. [23] Ян Макфарланд утверждает, что именно контекст этого иудаизма позволяет лучше понять рассуждения Павла о падении Адама. [а]
Пол [ править ]
Сочинения Павла имели чрезвычайно важное значение с точки зрения развития учения о первородном грехе. Павел использует во многом те же выражения, что и в 4 Ездре и 2 Варуха, например, ассоциации со смертью Адама. Павел также подчеркивает индивидуальную ответственность человека за свои грехи, когда он описывает преобладание смерти над всеми, «потому что все согрешили» (Римлянам 5:12). [24] [25]
В течение первого столетия после написания сочинений Павла христиане мало писали об истории грехопадения или об Адаме и Еве в более широком смысле. Только когда во второй половине второго века были опубликованы сочинения таких авторов, как Иустин Мученик и Татиан , началось более активное обсуждение истории падения Адама. [а]
Греческие отцы до Августина [ править ]
и философ II века Джастин Мученик, христианский апологет , был первым христианским автором, обсудившим историю падения Адама после Павла. В трудах Юстина нет понятия первородного греха, и вина за грех лежит на человеке, совершившем его. В своем «Диалоге с Трифоном » Юстин писал: «Христос пострадал от распятия за род человеческий, который со времен Адама подпал во власть смерти и находился в заблуждении змея, каждый человек совершал зло по своей вине». (глава 86) и «Люди [...] были созданы подобными Богу, свободными от боли и смерти, при условии, что они подчинялись Его заповедям и были сочтены Им достойными называться Его сыновьями, и тем не менее, как Адам и Ева, принесли смерть на себя» (глава 124). [26] Ириней был одним из первых отцов, к которым Августин обращался по поводу доктрины первородного греха. [5] хотя он не верил, что грех Адама был настолько серьезным, как считали более поздние традиции, и не совсем понимал его последствия. [27] Одной из повторяющихся тем у Иринея является его мнение о том, что Адам в своем согрешении, по сути, является ребенком, который просто вкусил от дерева раньше своего времени. [28]
Климент Александрийский в конце II века предположил, что грех был унаследован от Адама, но не сказал, каким образом. [15] У Оригена Александрийского было понятие, похожее на первородный грех, но не то же самое. Для Оригена Бытие было в значительной степени историей-аллегорией. С другой стороны, он также верил в предсуществование души и предположил, что люди по своей природе предрасположены к совершению греха из-за проступков, совершенных в их домирском существовании.
Ориген первым процитировал Римлянам 5:12–21, отвергая существование греховного состояния, унаследованного от Адама. Для Оригена грех Адама является примером, в котором участвует все человечество, но не является им по своей сути. Отвечая на теории Оригена и отвергая их, Мефодий Олимпийский отверг предсуществование души и аллегорическую интерпретацию Книги Бытия и при этом первым описал события жизни Адама как «Падение». [26]
Греческие отцы подчеркивали космическое измерение грехопадения, а именно то, что со времен Адама люди рождались в падшем мире, но твердо придерживались веры в то, что человек, хотя и падший, но свободен. [5] Таким образом, они не учили, что люди лишены свободы воли и погружены в полную развращенность , что является одним из представлений лидеров Реформации о первородном грехе . [29] [30] преподавали доктрины человеческой развращенности и греховной природы человеческой плоти В этот период гностики , а ортодоксальные христианские писатели прилагали большие усилия, чтобы противостоять им. [31] [32] Христианские апологеты настаивали на том, что будущий Божий суд над человечеством подразумевает, что человечество должно иметь способность жить праведно. [33] [34]
отцы Августина до Латинские
Тертуллиан , возможно, первый, кто поверил в наследственную передачу греха, сделал это на основе традуцианской теории . Он утверждал, что поможет объяснить происхождение души, утверждая, что душа каждого человека произошла от души двух его родителей, и, следовательно, поскольку каждый человек в конечном итоге является потомком Адама в результате полового размножения, души человечества частично произошли от души. Собственная душа Адама – единственная, непосредственно созданная Богом, и как греховная душа, греховны и производные души человечества. Киприан , напротив, считал, что люди рождаются уже виновными в грехе, и он был первым, кто связал свое представление о первородной вине с крещением младенцев . Киприан пишет, что младенец «родившийся ни в чем не согрешил, кроме того, что плотски рожденный по Адаму, он заразился заразой первой смерти от первого рождения». Еще одним текстом, утверждающим связь между первородным грехом и крещением младенцев, было « Письмо Манихея к Меноху» , хотя его подлинность оспаривается. [35]
Кроме того, был Кирилл Иерусалимский , который считал, что люди рождаются свободными от греха, но он также считал, что, будучи взрослыми, человечество естественным образом склонно грешить. Амвросий принял идею наследственного греха, также связав его, как и Киприан, с крещением младенцев, но в отличие от более ранних сторонников передаваемого греха он утверждал, что грех Адама был исключительно его собственной виной в его попытке достичь равенства с Богом. , а не вина дьявола. Одним из современников Амвросия был Амвросиастр , который первым представил перевод Римлянам 5:12, который заменил язык всего существа в смерти «потому что все согрешили» на «в нем все согрешили».
Основная формулировка первородного греха Августином была основана на неправильном переводе Римлянам 5:12. Этот неправильный перевод послужит основой для полного развития Августином учения о первородном грехе, и Августин будет цитировать Амвросиастра как источник. [36] Некоторые экзегеты до сих пор оправдывают учение о первородном грехе, основываясь на более широком контексте Римлянам 5:12–21. [37] [38]
Хилари из Пуатье не сформулировал четко концепцию первородного греха, хотя и предвосхитил взгляды Августина, поскольку он заявил, что все человечество замешано в падении Адама. [39]
Августин [ править ]
Августин Гиппонский (354–430) учил, что грех Адама [б] передается похотью или «вредным желанием», [40] [41] в результате человечество становится массой дамната (массой погибели, обреченной толпой) с сильно ослабленной, но не уничтоженной свободой воли. [5] Когда Адам согрешил, человеческая природа с тех пор изменилась. Он считал, что до грехопадения Адам имел свободу грешить и не грешить ( posse peccare, posse non peccare у людей нет свободы выбора не грешить ( non posse non peccare ). ), но после грехопадения [42] Августин считал первородный грех необъяснимым, учитывая понимание того, что Адам и Ева были «сотворены с совершенной природой», что не могло объяснить, как в них вообще возникло злое желание. [43]
Адам и Ева путем полового размножения воссоздали человеческую природу. Их потомки теперь живут в грехе, в форме похоти — термин, который Августин использовал в метафизическом , а не психологическом смысле. [с] Августин настаивал на том, что похоть — это не «существо», а «плохое качество», лишение добра или рана. [д] Он допускал, что половое похоть ( либидо ) могло присутствовать в совершенной человеческой природе в раю и что лишь позднее оно стало непослушным человеческой воле в результате непослушания первой пары воле Божией в первородном грехе. [и] С точки зрения Августина (называемой «реализмом»), все человечество действительно присутствовало в Адаме, когда он согрешил, и, следовательно, все согрешили. Первородный грех, по мнению Августина, состоит из вины Адама, которую наследуют все люди. Хотя более ранние христианские авторы учили элементам физической смерти, моральной слабости и склонности к греху в рамках первородного греха, Августин был первым, кто добавил концепцию унаследованной вины (reatus) от Адама, согласно которой младенец был навечно проклят при рождении. Августин придерживался традиционной точки зрения, согласно которой свобода воли была ослаблена, но не уничтожена первородным грехом, пока в 412 году нашей эры он не обратился к стоической точке зрения, согласно которой у человечества нет никакой свободы воли, кроме греха, в результате его антипелагианского взгляда на крещение младенцев. [44]
Августин сформулировал свое объяснение в ответ на свое понимание пелагианства , которое настаивало на том, что люди сами по себе, без необходимой помощи Божьей благодати, обладают способностью вести нравственно хорошую жизнь, тем самым отрицая как важность крещения, так и учение о том, что Бог есть Бог. податель всего хорошего. Согласно этому пониманию, влияние Адама на других людей было просто влиянием плохого примера. Августин считал, что последствия греха Адама передаются его потомкам не через пример, а через сам факт происхождения от этого предка. Уязвленная природа приходит в душу и тело нового человека от родителей, испытывающих либидо (или похотливость ). По мнению Августина, человеческое деторождение было способом осуществления передачи. Он порицал, однако, не саму половую страсть, а духовное похоть, присутствовавшую в человеческой природе, душе и теле даже после крещального возрождения. [ф] Родители-христиане передают детям свою израненную природу, потому что они дают им рождение, а не «возрождение». [г] Августин использовал Цицерона стоическую концепцию страстей , чтобы интерпретировать учение Павла о всеобщем грехе и искуплении. С этой точки зрения, само сексуальное желание, а также другие телесные страсти были следствием первородного греха, в котором чистые привязанности были ранены пороком и стали непослушны человеческому разуму и воле. Пока они несут угрозу господству разума над душой, они составляют нравственное зло, но так как они не предполагают согласия, то нельзя назвать их грехами. Человечество освободится от страстей, и чистые привязанности восстановятся только тогда, когда весь грех будет смыт и прекращен, то есть в воскресении мертвых . [час] [45]
Августин считал, что некрещеные младенцы попадают в ад вследствие первородного греха. [я] [46] латинской Отцы церкви , последовавшие за Августином, приняли его позицию, которая стала ориентиром для латинских богословов в средние века. [47] В период позднего средневековья некоторые богословы продолжали придерживаться точки зрения Августина. Другие считали, что некрещеные младенцы вообще не страдали от боли: не осознавая, что они лишены блаженного видения , они наслаждались состоянием естественного, а не сверхъестественного счастья. Начиная примерно с 1300 года, некрещеные младенцы часто обитали в « неопределенности младенцев ». [48] Катехизис Католической Церкви , 1261 г. [49] заявляет: «Что касается детей, умерших без Крещения, Церковь может только вверить их милости Божией, как она это делает в своем погребальном обряде для них. Действительно, великая милость Бога, желающего, чтобы все люди были спасены, и нежность Иисуса к детям, побудившая его сказать: «Пусть дети придут ко мне, не препятствуйте им», [50] позволим нам надеяться, что есть путь спасения для детей, умерших без Крещения. призыв Церкви не препятствовать приходу маленьких детей ко Христу через дар святого Крещения» . Тем более настоятелен ..] возможная богословская гипотеза». [51]
Августин также определил мужское семя как средство, с помощью которого первородный грех стал наследственным, оставив только Иисуса Христа, зачатого без семени, свободным от греха, переданного от Адама через половой акт. [52] Это мнение было поддержано еще в 1930 году Папой Пием XI в его Casti connubii : «Естественное зарождение жизни стало путем смерти, посредством которого первородный грех передается детям». [53]
Ответ Пелагия [ править ]
Богослов Пелагий крайне отрицательно отнесся к теории Августина о первородном грехе. Пелагиус считал оскорблением Бога то, что люди могут рождаться греховными по своей сути или склонными к греху, а Пелагиус считал, что душа была создана Богом при зачатии и, следовательно, не могла быть пропитана грехом, поскольку она была исключительно продуктом творческой деятельности Бога. . Адам не породил врожденный грех, но он принес в мир смерть. Более того, утверждал Пелагий, грех распространялся через личный пример, а не по наследству. Пелагий выдвинул еще один аргумент против идеи передачи греха: поскольку взрослые крестятся и очищаются от своего греха, их дети не способны унаследовать грех, которого изначально не было у родителей. [54]
Кассиан [ править ]
В трудах Иоанна Кассиана ( ок. 360–435 ) «Конференция XIII» рассказывает, как мудрый монах Херемон, о котором он пишет, отреагировал на недоумение, вызванное его собственным утверждением, что «человек, даже если он всеми силами стремится к хороший результат, но не может стать господином добра, если не приобретет его просто даром Божественной щедрости, а не усилиями своего собственного труда» (глава 1). В главе 11 Кассиан представляет Херемона, говорящего о случаях преследователя Павла и мытаря Матфея как о трудностях для тех, кто говорит, что «начало свободной воли в нашей власти», а также о случаях Закхея и доброго разбойника на Крест, как трудности для тех, кто говорит, что «начало нашей свободной воли всегда происходит по вдохновению благодати Божией», и как заключение: «Итак, эти два, а именно, благодать Божия и свободная воля кажутся противоположными друг другу». другие, но на самом деле находятся в гармонии, и мы понимаем из системы добра, что нам следует иметь и то и другое одинаково, чтобы, если мы отнимем одно из них от человека, нам не показалось, что мы нарушили правило церковной веры: ибо, когда Бог видит, что мы склонны желать добра, Он встречает, направляет и укрепляет нас: ибо «По голосу вопля твоего, как только Он услышит, Он ответит тебе» и: «Воззови ко Мне», говорит Он; «В день скорби Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». И снова, если Он найдет, что мы не хотим или охладели, Он возбуждает наши сердца спасительными увещеваниями, посредством которых либо добрая воля. обновлено или сформировано в нас». [55]
Кассиан не принял идею тотальной развращенности , на которой Мартин Лютер . должен был настаивать [56] Он учил, что человеческая природа падшая или испорченная, но не полностью. Августин Кэсидей утверждает, что в то же время Кассиан «беззастенчиво утверждает, что благодать Божия, а не свободная воля человека, несет ответственность за «все, что [что] относится к спасению» - даже за веру». [57] Кассиан отметил, что у людей по-прежнему есть моральная свобода и есть возможность следовать за Богом. Колм Луибхейд говорит, что, по мнению Кассиана, бывают случаи, когда душа делает первый маленький поворот: [58] но с точки зрения Кассиана, согласно Кэсидею, любые искры доброй воли, которые могут существовать, не вызванные непосредственно Богом, совершенно неадекватны, и только прямое божественное вмешательство обеспечивает духовный прогресс; [59] а Лорен Пристас говорит, что «для Кассиана спасение от начала до конца является следствием Божьей благодати». [60]
церкви Реакция
Оппозиция идеям Августина о первородном грехе, которую он развил в ответ на пелагианство , возникла быстро. [61] После долгой и ожесточенной борьбы несколько соборов, особенно Второй Оранский собор 529 года, подтвердили общие принципы учения Августина в западном христианстве. [5] Однако, хотя Западная церковь осудила Пелагия, она не поддержала Августина полностью, и, хотя авторитет Августина был принят, он был истолкован в свете таких писателей, как Кассиан. [62] Некоторые последователи Августина отождествляли первородный грех с похотью. [Дж] в психологическом смысле, но святой Ансельм Кентерберийский оспорил это отождествление в XI веке, определив первородный грех как «лишение праведности, которой должен обладать каждый человек», тем самым отделив его от похоти. В XII веке отождествление первородного греха с похотью поддержали Питер Ломбард и другие. [5] но был отвергнут ведущими теологами следующего столетия, в первую очередь Фомой Аквинским . Фома Аквинский отличал сверхъестественные дары Адама до грехопадения от того, что было просто естественным, и говорил, что именно первые были утрачены, привилегии, которые позволяли человеку сохранять свои низшие силы в подчинении разуму и направлять его на сверхъестественную цель. Таким образом, даже после грехопадения человек сохранил свои естественные способности разума, воли и страстей. Строгие взгляды, вдохновленные Августином, сохранялись среди францисканцев , хотя наиболее выдающиеся францисканские богословы, такие как Дунс Скот и Уильям Оккам , устранили элемент похоти и отождествили первородный грех с потерей освящающей благодати.
Восточно-христианская теология с самого начала подвергала сомнению идеи западного христианства о первородном грехе и не продвигает идею наследственной вины. [64]
Протестантская Реформация [ править ]
Мартин Лютер (1483–1546) утверждал, что люди наследуют адамическую вину и находятся в состоянии греха с момента зачатия. Вторая статья лютеранства Аугсбургского исповедания представляет учение о первородном грехе в краткой форме:
Нас также учат, что после грехопадения Адама все люди, рожденные согласно естественному порядку, зачаты и рождены во грехе. То есть все люди исполнены злых похотей и наклонностей еще от чрева матери и неспособны по природе иметь истинный страх Божий и истинную веру в Бога. Более того, эта врожденная болезнь и наследственный грех является поистине грехом и осуждает на вечный гнев Божий всех, кто не рожден свыше через Крещение и Святого Духа. В этой связи отвергаются пелагиане и другие, которые отрицают, что первородный грех является грехом, поскольку они считают, что природный человек становится праведным своими собственными силами, принижая тем самым страдания и заслуги Христа. [65]
Лютер, однако, также согласился с римско-католической доктриной непорочного зачатия (что Мария была зачата свободной от первородного греха), сказав:
[Мария] полна благодати, провозглашена совершенно безгрешной. Благодать Божия наполняет ее всем добром и делает лишенной всякого зла. Бог с ней, а это означает, что все, что она сделала или оставила невыполненным, божественно и действие Бога в ней. Более того, Бог охранял и защищал ее от всего, что могло причинить ей вред. [66]
Протестантский реформатор Джон Кальвин (1509–1564) разработал систематическое богословие августинского протестантизма, интерпретируя идею Августина Гиппопотама о первородном грехе. Кальвин считал, что люди наследуют адамическую вину и находятся в состоянии греха с момента зачатия. Эта по своей сути греховная природа (основа кальвинистской доктрины « полной развращенности ») приводит к полному отчуждению от Бога и полной неспособности людей достичь примирения с Богом на основе своих собственных способностей. Мало того, что люди наследуют греховную природу из-за падения Адама, но, поскольку он был федеральным главой и представителем рода человеческого, все, кого он представлял, наследуют вину за его грех путем вменения . Искупление Иисусом Христом – единственное лекарство.
Жан Кальвин определил первородный грех в своих «Институтах христианской религии» следующим образом:
Таким образом, первородный грех представляется наследственной испорченностью и испорченностью нашей природы, распространившейся во все части души, которая сначала делает нас подверженными гневу Божьему, а затем порождает в нас и те дела, которые Писание называет «делами плоти». (Гал. 5:19). Именно это Павел часто называет грехом. Вытекающие из этого дела, такие как прелюбодеяние, блуд, кражи, ненависть, убийства, кутеж, он соответственно называет «плодами греха» ( Гал. 5:19–21), хотя в Писании они также обычно называются «грехами». и даже самим Полом. [67]
Тридентский совет [ править ]
( Тридентский Собор 1545–1563), не высказываясь по вопросам, спорным среди католических богословов, осудил учение о том, что в крещении все, что принадлежит сущности греха, не отнимается, а лишь отменяется или не вменяется, и заявил, что похоть, остающаяся после крещения, не является по-настоящему и собственно «грехом» у крещаемого, а только для того, чтобы называться грехом в том смысле, что оно от греха и склоняет ко греху. [68]
В 1567 году, вскоре после закрытия Тридентского собора, папа Пий V пошел дальше Тридента, одобрив проведенное Фомой Аквинским различие между природой и сверхприродой в состоянии Адама до грехопадения, осудив отождествление первородного греха с похотью и одобрив точку зрения, согласно которой некрещеные мог бы правильно использовать волю. [5] В Католической энциклопедии говорится: «Хотя первородный грех изглаживается крещением, похотливость все еще остается в крещеном человеке; поэтому первородный грех и похотливость не могут быть одним и тем же, как считали ранние протестанты (см. Тридентский собор, сессия V). , может. в).". [69]
Современные богословы [ править ]
Сёрен Кьеркегор , Пауль Тиллих и Рейнхольд Нибур считали, что учение о первородном грехе не обязательно связано с каким-то актом непослушания со стороны первых людей; скорее, Падение описывает экзистенциальную ситуацию каждого человека. [70] Карл Барт отверг концепции первоначальной вины и изначальной коррупции как детерминистские, по его мнению, и подрывающие человеческую ответственность; вместо этого он выдвинул, как заметил Локи, «альтернативную концепцию первородного греха ( Ursünde ), которая основана на идее, что Бог видит, обращается и обращается с человечеством как с единством из-за всеобщего непослушания». [71] По мнению Барта, Адам не передавал грех как разложение. В ответ на проблему Августина о необъяснимости первородного греха Локи отвечает, что Бог не является первой причиной зла, а скорее созданные либертарианские агенты, которые свободно выбирают зло, являются первыми причинами зла. [72]
взгляды Конфессиональные
Римский католицизм [ править ]
В Катехизисе Католической Церкви говорится:
Своим грехом Адам, как первый человек, потерял первоначальную святость, которую он получил от Бога, не только для себя, но и для всех людей.
Адам и Ева передали своим потомкам человеческую природу, израненную их собственным первым грехом и потому лишенную изначальной святости и справедливости; это лишение называется «первородным грехом».
В результате первородного греха человеческая природа ослаблена в своих силах, подвержена невежеству, страданиям и господству смерти, склонна ко греху (эта склонность называется «похотью»). [73]
Ансельм Кентерберийский писал: «Грех Адама — это одно, а грех детей при их рождении — совсем другое: первый был причиной, второй — следствием». [74] Первородный грех ребенка отличается от вины Адама, он является одним из его последствий. Согласно Католической энциклопедии, последствия греха Адама следующие:
- Смерть и страдания: «Один человек передал всему человеческому роду не только смерть тела, которая есть наказание за грех, но даже самый грех, который есть смерть души».
- Похоть или склонность ко греху: крещение стирает первородный грех, но склонность ко греху остается.
- Отсутствие освящающей благодати у новорожденного ребенка является также следствием первого греха, ибо Адам, получив от Бога святость и справедливость, потерял ее не только для себя, но и для человечества. Крещение дарует первородную освящающую благодать, утраченную из-за греха Адама, устраняя тем самым первородный грех и любой личный грех. [69]
Католическая церковь учит, что каждый человек, рожденный на земле, создан по образу Бога. [75] [76] Внутри человека «есть как мощный порыв к добру, потому что мы созданы по образу Божьему, так и более темные импульсы ко злу из-за последствий первородного греха». [77] Более того, он явно отрицает, что вина наследуется от кого-либо, утверждая, что вместо этого человечество наследует свою собственную падшую природу. В этом она отличается от кальвинистской позиции, согласно которой каждый человек фактически наследует вину Адама, и вместо этого учит, что «первородный грех не имеет характера личной вины ни у кого из потомков Адама [...], но имеет последствия для природы, ослабленной и склонны ко злу, упорствуют в человеке». [78]
Католическая церковь всегда считала, что крещение предназначено для отпущения грехов, включая первородный грех, и, как упоминается в Катехизисе Католической Церкви , 403, [79] младенцев тоже традиционно крестили, хотя и не считали виновными в каких-либо реальных личных грехах. Грех, который им отпускается через крещение, может быть только первородным грехом. Крещение дарует первородную освящающую благодать, которая стирает первородный грех и любой реальный личный грех. Первое всестороннее богословское объяснение этой практики крещения младенцев, не виновных в реальном личном грехе, было дано Августином Гиппонским, не все идеи которого о первородном грехе были приняты католической церковью – церковь осудила интерпретацию некоторых его идей некоторыми лидерами [ ВОЗ? ] протестантской Реформации .
В Катехизисе Католической Церкви объясняется, что «поддавшись искусителю, Адам и Ева совершили личный грех , но этот грех затронул человеческую природу , которую они затем передадут в падшее состояние. [...] Первородный грех называется» грех» только в аналогичном смысле: это грех, «заключенный», а не «совершенный» – состояние, а не действие» ( «Катехизис Католической Церкви» , 404). [80] Это «состояние лишения первоначальной святости и справедливости [...] передалось потомкам Адама вместе с человеческой природой» ( Сборник Катехизиса Католической Церкви , 76). [81] не предполагает никакой личной ответственности или личной вины с их стороны (ср. Катехизис Католической Церкви , 405). Личная ответственность и вина лежали на Адаме, который из-за своего греха не смог передать своим потомкам человеческую природу с той святостью, которой она в противном случае была бы наделена, тем самым вовлекая их в свой грех. Таким образом, учение о первородном грехе не вменяет грех отца его детям, а просто утверждает, что они наследуют от него «человеческую природу, лишенную изначальной святости и справедливости», которая «передается путем размножения всему человечеству». [82]
В богословии католической церкви первородный грех — это отсутствие изначальной святости и справедливости, в которых рождаются люди, в отличие от реальных грехов , которые человек совершает. Отсутствие освящающей благодати или святости у новорожденного ребенка есть следствие первого греха, ибо Адам, получив от Бога святость и справедливость, потерял ее не только для себя, но и для человечества. [69] В этом учении прямо говорится, что «первородный грех не имеет характера личной вины ни у одного из потомков Адама». [78] Другими словами, люди не несут никакой «первородной вины» за конкретный грех Адама, который принадлежит только ему. Преобладающая точка зрения, которой придерживается и восточное православие, состоит в том, что люди не несут никакой вины за грех Адама. Католическая церковь учит: «Грехом наших прародителей дьявол приобрел определенную власть над человеком, хотя человек и остается свободным». [83]
Католическое учение о непорочном зачатии Марии заслуг состоит в том, что Мария была зачата свободной от первородного греха: «Пресвятая Дева Мария с первого момента своего зачатия была по исключительной благодати и привилегии всемогущего Бога и в силу Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, сохранившего иммунитет от всякого пятна первородного греха». [84] Доктрина рассматривает ее как исключение из общего правила, согласно которому люди не застрахованы от реальности первородного греха.
Поскольку Мария была зачата без первородного греха, это утверждение открывает четвертый Марианский догмат о Вознесении Марии на Небеса телом и душой, согласно неизменному догматическому определению, публично провозглашенному Папой Пием XII . Вознесение на небо без тления тела стало возможным благодаря рождению Марии без первородного греха, тогда как, по мнению Фомы Аквинского , другим людям необходимо дождаться окончательного воскресения плоти , чтобы получить освящение целое человеческое существо. [85]
Постсоборные события
Вскоре после Второго Ватиканского Собора библейский богослов Герберт Хааг поднял вопрос: «Есть ли в Писании первородный грех?». [86] Согласно его толкованию, Бытие 2:25. [87] означало бы, что Адам и Ева были созданы с самого начала обнаженными от божественной благодати , изначальной благодати, которой они тогда никогда бы не имели и тем более не потеряли бы из-за последующих повествуемых событий. С другой стороны, поддерживая преемственность в Библии об отсутствии сверхъестественных даров ( лат . dona praeternaturalia ) [88] Что касается офитного события , Хааг никогда не упоминает о прерывании потери доступа к древу жизни . Бытие 2:17 [89] утверждает, что если кто-то съест плод дерева познания добра и зла , он обязательно умрет, и наречие указывает на то, что, избегая этого типа выбора, у человека будет возможность, но не уверенность в доступе к другое дерево. Поэтому в 1970 году латиноамериканский библеист Карлос Местерс задался вопросом, является ли «Эдем золотым веком или побуждением к действию», протологией или эсхатологией , ностальгией по идеализированному прошлому или надеждой на что-то, что еще не произошло, как утверждается в Откровении 2. :7 [90] и Откровение 22:2. [91] [92]
Некоторые предостерегают от слишком буквального понимания Бытия 3. Они принимают во внимание, что «Бог имел в виду церковь прежде основания мира» (как в Ефесянам 1:4). [93] [94] как и во 2 Тимофею 1:9: [95] «...Его цель и благодать, данная нам во Христе Иисусе прежде начала мира». [96] В своей книге 1986 года В начале... » « Папа Бенедикт XVI назвал термин «первородный грех» «вводящим в заблуждение и неточным». [97] Бенедикт не требует буквального толкования Книги Бытия или происхождения зла, но пишет: «Как это было возможно, как это произошло? Это остается неясным. [...] Зло остается загадочным. Оно было представлено в великих образы, как и в 3-й главе Бытия, с видением двух деревьев, змея и грешного человека». [98] [99]
Лютеранство [ править ]
Лютеранские церкви учат, что первородный грех «является корнем и источником всех действительных грехов». [100]
Восточное христианство [ править ]
Восточного Православия и Византийского обряда Версия восточно-католической церкви о первородном грехе - это точка зрения, согласно которой грех происходит от Дьявола, «ибо дьявол грешит от начала (1 Иоанна 3:8)». [101] Восточная церковь никогда не разделяла идеи Августина Гиппопотама о первородном грехе и наследственной вине. Церковь не интерпретирует «первородный грех» как имеющий какое-либо отношение к переданной вине, а как к передаваемой смертности. Поскольку Адам согрешил, все человечество разделяет не его вину, а одно и то же наказание . [102]
Восточные церкви принимают учение Иоанна Кассиана , равно как и католические церкви Восточная и Западная. [56] в отрицании доктрины тотальной испорченности, преподавая, что человеческая природа «падшая», то есть испорченная, но не полностью. Августин Кэсидей утверждает, что Кассиан «беззастенчиво утверждает, что благодать Божия, а не свободная воля человека, несет ответственность за «все, что [что] относится к спасению» - даже за веру». [57] Кассиан отмечает, что у людей все еще есть моральная свобода и у каждого есть возможность следовать за Богом. Колм Луибхейд говорит, что, по мнению Кассиана, бывают случаи, когда душа делает первый маленький поворот: [58] в то время как Августин Кэсидей говорит, что, по мнению Кассиана, любые искры доброй воли, которые могут существовать, не вызванные непосредственно Богом, совершенно неадекватны, и только прямое божественное вмешательство обеспечивает духовный прогресс. [59] Лорен Пристас говорит, что «для Кассиана спасение от начала до конца является следствием Божьей благодати». [60]
Восточное христианство принимает учение о первородном грехе : «Первородный грех передается по наследству. Он не остался только у Адама и Евы. Как жизнь переходит от них ко всем их потомкам, так и первородный грех». [103] «Как из зараженного источника естественно вытекает зараженный поток, так и от отца, зараженного грехом и, следовательно, смертного, естественно происходит потомство, зараженное, как и он, грехом и как он, смертное». [104]
Православная церковь в Америке ясно разграничивает «падшую природу» и «падшего человека», и это подтверждается в раннем учении церкви, роль которой заключается в том, чтобы действовать как катализатор, ведущий к истинному или внутреннему искуплению. Каждый человек, рожденный на этой земле, несет в себе неискаженный образ Божий. [105] В восточно-христианском понимании явно отрицается, что человечество унаследовало от кого-либо вину или падшую природу; скорее, человечество наследует последствия греха и падшее окружение: «хотя человечество несет последствия первородного, или первого, греха, человечество не несет личной вины, связанной с этим грехом. Адам и Ева виновны в своих умышленных действиях; мы нести последствия, главным из которых является смерть». [106]
Взгляды восточного христианства различаются в зависимости от того, свободна ли Мария от всякого фактического греха или похоти . Некоторые святоотеческие источники подразумевают, что она очистилась от греха при Благовещении , тогда как богослужебные упоминания единодушны в том, что она всесвята со времени своего зачатия. [107] [108]
Англиканство [ править ]
Оригинальные формуляры англиканской церкви также продолжают реформационное понимание первородного греха. В « Тридцати девяти статьях » статья IX «О первородном или родовом грехе» гласит:
Первородный грех заключается не в следовании Адаму (как тщетно говорят пелагиане); но это ошибка и испорченность Природы каждого человека, которая естественным образом зарождается от потомка Адама; посредством чего человек очень далек от первоначальной праведности и по своей природе склонен ко злу, так что плоть всегда желает вопреки духу; и потому в каждом человеке, рожденном в этот мир, заслуживает гнев Божий и проклятие. И эта зараза природы остается, да, в тех, кто возрождается; при этом похоть плоти, называемая по-гречески Φρονεμα σαρκος , которую некоторые объясняют мудростью, некоторые чувственностью, некоторые привязанностями, некоторые желанием плоти, не подчиняется Закону Божию. И хотя нет осуждения верующим и крестящимся, тем не менее Апостол исповедует, что похоть и похоть имеют сами по себе природу греха. [109]
Однако более поздние доктринальные заявления (например, доклад «Доктрина англиканской церкви » 1938 года ) допускают большее разнообразие пониманий этой доктрины. В отчете 1938 года резюмируется:
Человек по своей природе способен к общению с Богом, и только через такое общение он может стать тем, кем он был создан. «Первородный грех» означает тот факт, что с момента, по-видимому, предшествующего любому ответственному акту выбора, человеку недостает этого общения, и, если он предоставлен своим собственным ресурсам и влиянию своего естественного окружения, он не может достичь своего предназначения в детстве. Бога. [110]
Методизм [ править ]
Методистская церковь поддерживает статью VII в Статьях религии в Книге дисциплины Объединенной методистской церкви :
Первородный грех заключается не в следовании Адаму (как тщеславно говорят пелагиане), а в испорченности природы каждого человека, которая естественным образом порождается потомками Адама, вследствие чего человек очень далек от первоначальной праведности, и по своей природе склонен ко злу, и то постоянно. [111]
Методистская теология учит, что верующий освобождается от первородного греха, когда он полностью освящен : [112]
Мы верим, что полное освящение — это действие Бога, следующее за возрождением, посредством которого верующие освобождаются от первородного греха или разврата и приводятся в состояние полной преданности Богу, а святое послушание любви становится совершенным. Оно осуществляется посредством крещения или наполнения Святым Духом и включает в себя в одном опыте очищение сердца от греха и постоянное, постоянное присутствие Святого Духа, дающее верующему силу для жизни и служения. Полное освящение обеспечивается кровью Иисуса, совершается мгновенно по благодати через веру, которому предшествует полное посвящение; и об этом деле и состоянии благодати свидетельствует Святой Дух. [112]
Адвентизм седьмого дня [ править ]
Адвентисты седьмого дня верят, что люди по своей природе греховны из-за падения Адама. [113] но они не полностью принимают августинианское / кальвинистское понимание первородного греха, преподаваемое с точки зрения первородной вины, а больше придерживаются того, что можно было бы назвать традицией « полной развращенности ». [114] Адвентисты седьмого дня исторически проповедовали доктрину наследственной слабости, но не доктрину наследственной вины. [115] По мнению Августина и Кальвина, человечество унаследовало не только развращенную природу Адама, но и фактическую вину за его проступок, а адвентисты больше склоняются к уэслианской модели. [116]
Частично позиция адвентистов в отношении первородного греха гласит:
Природу наказания за первородный грех, то есть грех Адама, следует рассматривать как буквальную, физическую, временную или фактическую смерть – противоположность жизни, то есть прекращение существования. Ни при каких обстоятельствах библейские факты не могут одухотворить смерть как разврат. Бог не наказал Адама, сделав его грешником. Это было дело рук самого Адама. Все умирают первой смертью из-за греха Адама, независимо от их морального облика, включая детей. [116]
Ранние адвентистские пионеры (такие как Джордж Сторрс и Урия Смит ) имели тенденцию преуменьшать значение морально развращенной природы, унаследованной от Адама, одновременно подчеркивая важность реальных личных грехов, совершенных человеком. Они думали о «греховной природе» с точки зрения физической смертности, а не моральной развращенности. [116] Традиционно адвентисты смотрят на грех с точки зрения умышленных проступков и верят, что Христос восторжествовал над грехом.
Несмотря на веру в концепцию унаследованного от Адама греха, адвентисты не имеют догматической позиции в отношении первородного греха.
Свидетели Иеговы [ править ]
Согласно богословию Свидетелей Иеговы , все люди рождаются грешниками из-за того, что унаследовали грех, разложение и смерть от Адама. Они учат, что Адам изначально был создан совершенным и безгрешным, но со свободной волей; что Дьявол , который изначально был совершенным ангелом , но позже развил чувство гордости и самомнения, соблазнил Еву , а затем через нее убедил Адама не повиноваться Богу и вместо этого повиноваться Дьяволу, восстав против владычества Бога, тем самым сделав сами грешники и из-за этого передают греховную природу всему своему будущему потомству. [117] [118] Вместо того, чтобы сразу уничтожить Дьявола, а также уничтожить непослушную пару, Бог решил проверить верность остального человечества и доказать, что они не могут успешно быть независимыми от Бога, а теряются без Божьих законов и норм, и никогда не сможет принести мир на землю, и что сатана был обманщиком, убийцей и лжецом. [119]
Свидетели Иеговы верят, что все люди обладают «унаследованным грехом» от «одного человека» Адама, и учат, что такие стихи, как Римлянам 5:12–22, Псалом 51:5, Иов 14:4 и 1 Коринфянам 15:22 показывают, что человечество рождается испорченным и умирает из-за унаследованного греха и несовершенства, и этот унаследованный грех является причиной и причиной болезней и страданий, усугубляемых злым влиянием Дьявола. Они верят, что Иисус — это « второй Адам », безгрешный Сын Божий и Мессия , и что он пришел, чтобы искупить грех Адама; и что спасение и вечная жизнь могут быть получены только через веру и послушание второму Адаму. [117] [118] [119] [120] [121] [122] [ чрезмерное цитирование ] Они верят, что «грех» «не соответствует» Божьему стандарту совершенства и что каждый рождается грешником, поскольку является потомком грешника Адама. [123]
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней [ править ]
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) отвергает учение о первородном грехе. церкви Второй Символ веры гласит: «Мы верим, что люди будут наказаны за свои грехи, а не за преступления Адама». [124] Основатель церкви Джозеф Смит учил, что люди имеют по существу богоподобную природу и не только святы в предземном состоянии, но и обладают потенциалом вечно прогрессировать, чтобы стать подобными Богу. [125] Святые последних дней воспринимают это похожее на вероучение заявление как отказ от доктрины первородного греха и любого представления о наследственной греховности. [125] Таким образом, хотя современные члены Церкви СПД согласны с тем, что падение Адама повлекло за собой последствия для мира, включая возможность греха, они в целом отвергают идею о том, что любая вина автоматически передается потомству Адама и Евы. [126] Дети в возрасте до восьми лет считаются свободными от всех грехов и поэтому не требуют крещения. [127] Считается, что дети, умирающие до восьмилетнего возраста, спасаются в высшей степени небес . [128]
Церкви СПД В «Книге Моисея» говорится, что Господь сказал Адаму, что «дети твои зачаты во грехе». [129] Апостол Брюс Р. Макконки заявил, что это означает, что дети «родились в мире греха». [130]
Сведенборгианство [ править ]
В сведенборгианстве . экзегеза первых 11 глав Книги Бытия Первой Церкви придерживается мнения, что Адам не является отдельной личностью Скорее, он является символическим изображением «Древнейшей Церкви», имеющей более прямой контакт с небом, чем все другие последующие церкви. [131] [132] Взгляд Сведенборга на первородный грех называется «наследственным злом», которое передается из поколения в поколение. [133] Оно не может быть полностью уничтожено отдельным человеком, но может быть смягчено, когда кто-то преобразует свою жизнь. [134] и поэтому несут ответственность только за свои собственные грехи. [135]
Квакерство [ править ]
Большинство квакеров (также известных как Религиозное общество друзей), включая основателя квакерства Джорджа Фокса , верят в доктрину внутреннего света , доктрину, которая утверждает, что «в каждом есть свет Божий». [136] Это привело к общему убеждению среди многих либеральных и универсалистских квакеров, связанных с Генеральной конференцией Друзей и Британским Годовым собранием , основанному на идеях квакера Руфуса Джонса среди других, что вместо того, чтобы быть обремененными первородным грехом, люди по своей сути добры. и доктрина всеобщего примирения , то есть что все люди в конечном итоге будут спасены и примирены с Богом.
Однако с этим отказом от доктрины первородного греха или необходимости спасения не большинство консервативных или евангелических квакеров, связанных с Объединенным собранием друзей или Международной церковью евангелических друзей склонны соглашаться . Хотя более консервативные и евангельские квакеры также верят в доктрину внутреннего света, они интерпретируют ее в соответствии с доктриной первородного греха, а именно, что люди могут или не могут слушать голос Бога внутри себя и быть спасенными. и люди, которые не слушают, не спасутся.
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
Такие конструкции, как там же. , лок. цит. и idem руководством не рекомендуются в Википедии по стилю сносок , поскольку их легко сломать. Пожалуйста, улучшите эту статью , заменив ее именованными ссылками ( краткое руководство ) или сокращенным заголовком. ( Апрель 2022 г. ) |
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с МакФарланд 2011 , с. 30, н. 5 дополнительно цитирует: «2 Еноха 41 (ср. 30–2); Апокалипсис Авраама 23–4; 2 Варуха 48:42; 54:15; 56:5–6; и 4 Ездры 3:21–3; 4:30. 7:11–12, 116–18».
- ^ Августин учил, что грех Адама был одновременно актом глупости , гордости и непослушания Богу Адама и Евы. Он думал, что это очень тонкая работа — различить, что первично: эгоцентризм или неспособность увидеть истину. Августин писал Юлиану Экланскому : «Но если нам нужно очень тонкое и очень ясное обсуждение, чтобы мы могли узнать, заставила ли глупость первых людей гордиться, или гордость сделала их глупыми». ( Contra Julianum , V, 4.18; PL 44, 795). Этот конкретный грех не имел бы места, если бы сатана не посеял в их чувства «корень зла» ( radix Mali ): «Если только корень зла не был тогда воспринят чувствами» ( Contra Julianum , I, 9.42; PL 44) , 670)
- ↑ Фома Аквинский объяснил учение Августина, указав, что либидо («вожделение»), которое заставляет первородный грех передаваться от родителей к детям, не является libido actalis , то есть сексуальной похотью, а либидо привычным , то есть раной всего человеческого существа. природа: «Похоть, которая передает первородный грех потомству, не является настоящей похотью, потому что, учитывая, что она была дарована божественной силой тому, кто не чувствовал никакой беспорядочной похоти в акте зарождения, он все равно передал бы первородный грех к потомству. Но эту похоть следует понимать привычно, исходя из того, что чувственный аппетит не заключен в узах изначальной справедливости, и такая похоть одинакова во всех». (STh Iª – IIae q. 82 a. 4 ad 3).
- ^ «Похоть не должна оставаться существенной, как какое-то тело или дух; но это должна быть определенная привязанность плохого качества, как истома». ( De nuptiis et concupiscentia , I, 25, 28; PL 44, 430; ср . Против Юлиана , VI, 18.53; PL 44, 854; там же VI, 19.58; PL 44, 857; там же, II, 10.33; PL 44, 697; Против Второго Манихея , 15, PL 42, 590;
- ^ Августин писал Юлиану Экланскому : «Ибо кто отрицает, что половой акт должен был произойти, даже если ему не предшествовал грех? похотью возбужденной; или хотя бы самой похотью - чтобы ты не давал нам слишком горевать - не так, как теперь, а по воле раба". ( Против Юлиана , IV. 11. 57; ПЛ 44, 766). См. также его позднюю работу: Против второго ответа Юлиана на несовершенный труд , II, 42; ПЛ 45,1160; там же. II, 45; ПЛ 45,1161; там же, 6, 22; ПЛ 45, 1550–1551. См. Шмитт 1983 , с. 104
- ^ Сексуальное желание, по мнению епископа Гиппона, является лишь одним, хотя и самым сильным, из многих физических проявлений этого духовного либидо: но то, что возбуждает непристойные части тела, и это затрагивает не только все тело, но и внутренность и возбуждает всего человека привязанностью души, соединенной и смешанной с аппетитом плоти, чтобы он мог следовать тому удовольствию, которое превосходит любое из телесных удовольствий, т. е. наслаждению. в тот самый момент, когда оно достигает своего конца, почти каждая строка и как бы часы мысли перегружаются. ( De civitate Dei , XIV, 16; CCL 48, 438–439 [1–10]). См. также: Шмитт 1983 , с. 97. См. также Августин: О воздержании , 8.21; ПЛ 40, 363; Против Юлиана VI – 19,60; ПЛ 44, 859; там же. IV, 14.65, з. 2, с. 62; ПЛ 44, 770; О Троице , 12:9, 14; CCL 50, 368 [стихи: 9 1–8]; О Бытии против манихеев , II, 9.12, s. 60; CSEL 91, 133 [v. 31–35]).
- ^ «Ибо возрождающийся не возрождает детей плоти, но рождает; и тем самым передает им не то, что было возрождено, но то, что было рождено». ( О благодати Христовой и о первородном грехе , II, 40.45; CSEL 42, 202[23-25]; PL 44, 407.
- ^ См. De civitate Dei , гл. IX и XIV; О Евангелии от Иоанна , LX (чувства Христа при смерти Лазаря, Ин 11)
- ^ Infernum , буквально «преисподняя», позже идентифицированная как неопределенность .
- ^ В католическом богословии слово «похоть» означает движение чувственного аппетита, противоречащее действию человеческого разума. Апостол Павел отождествляет это с бунтом «плоти» против «духа». «Похоть проистекает из непослушания первому греху. Она расстраивает моральные способности человека и, не будучи сама по себе преступлением, склоняет человека к совершению грехов». [63]
Цитаты [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ваутер 1983 , с. 420.
- ^ Псалом 51:5
- ^ Римлянам 5: 12–21.
- ^ Лапа 2019 , с. 892.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Кросс 1966 , с. 994.
- ^ Уайли 2002 , с. 56.
- ^ Уилсон 2018 , стр. 157–187.
- ^ Забудьте 1910 год .
- ^ Катехизис Католической церкви 405
- ^ Тридентский собор (сессия VI, глава i и v)
- ^ Пирожки 2000 , с. XVIII.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Скучно 2012 , с. 301.
- ^ Обач 2008 , с. 41.
- ^ Wiley 2002 , стр. 37–38.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уайли 2002 , стр. 38–39.
- ^ Бытие 3
- ^ Псалом 51:5
- ^ Римлянам 5: 12–21.
- ^ Тэйвс 2013 , с. 13.
- ^ Альтернатива 2009 , с. 181.
- ^ Мудрость Соломона 2: 23–24.
- ^ Экклезиастик 25:24
- ^ Тэйвс 2013 , стр. 26–32.
- ^ Римлянам 5:12
- ^ Тэйвс 2013 , стр. 38–47.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тэйвз, 2013 , стр. 48–61.
- ^ Wiley 2002 , стр. 40–42.
- ^ Бутенефф 2008 , с. 79.
- ^ Уоллес и Раск 2011 , стр. 255, 258.
- ^ Тернер 2004 , с. 71.
- ^ Лозе 1966 , с. 104.
- ^ Уоллес и Раск 2011 , с. 258.
- ^ Макгифферт 1932 , с. 101.
- ^ Уоллес и Раск 2011 , стр. 258–259.
- ^ БеДум и Миреки, Свет и тьма: исследования манихейства и его мира , Brill 2020, стр. 154
- ^ Тэйвс 2013 , стр. 62–72.
- ^ Му 1996 .
- ^ Моррис 1988 .
- ^ Уильямс, Д.Х. (октябрь 2006 г.). «Оправдание верой: святоотеческое учение» (PDF) . Журнал церковной истории . 57 (4): 649–667. дои : 10.1017/S0022046906008207 . S2CID 170253443 .
- ^ «Первородный грех» . Библейские апологетические исследования . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Николсон 1842 , с. 118.
- ^ Локи, Эндрю Тер Эрн (2022). Зло, грех и христианский теизм . Рутледж. п. 123.
- ^ Локи, Эндрю (2022). Зло, грех и христианский теизм . Лондон: Рутледж. п. 63.
- ^ Wilson 2018 , стр. 16–18, 157–159, 269–271, 279–285.
- ^ Брахтендорф 1997 , с. 307.
- ^ «Прошлые заявления католиков о Лимбе и месте назначения умирающих некрещеных младенцев?» . Religioustolerance.org . Архивировано из оригинала 28 мая 2013 года . Проверено 24 января 2017 г.
- ↑ Исследование Международной теологической комиссии (19 января 2007 г.), «Надежда на спасение младенцев, которые умирают, не будучи крещеными» , 19–21.
- ↑ Исследование Международной теологической комиссии (19 января 2007 г.), «Надежда на спасение младенцев, которые умирают, не будучи крещеными» , 22–25.
- ↑ Катехизис Католической Церкви , 1261 г.
- ^ Марка 10:14 ; ср. 1 Тимофею 2:4
- ^ Исследование Международной теологической комиссии (19 января 2007 г.), «Надежда на спасение младенцев, которые умирают, не будучи крещеными» , второстепенный предварительный абзац; ср. пункт 41.
- ^ Шторц 2001 , стр. 93–94.
- ^ Обач 2008 , с. 43.
- ^ Тэйвс 2013 , стр. 73–89.
- ^ Никейские и постникейские отцы: Серия II/Том XI/Иоанн Кассиан/Конференции Иоанна Кассиана, Часть II/Конференция XIII/Глава 11 : Никейские и постникейские отцы: Серия II/Том XI/Иоанн Кассиан/Конференции Иоанн Кассиан, Часть II/Конференция XIII/Глава 11
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Элтон 1963 , с. 136.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кэсидей 2006 , с. 103.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кассиан, Джон (1985). Конференции . Паулист Пресс. стр. 27 –. ISBN 978-0-8091-2694-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мосс 2009 , с. 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Лорен Пристас, Богословская антропология Джона Кассиана » . Архивировано из оригинала 10 июня 2010 года . Проверено 30 ноября 2010 г.
- ^ Уоллес и Раск 2011 , стр. 284–285.
- ^ Гонсалес 1987 , стр. 58-.
- ^ Катехизис Католической Церкви , н. 2515
- ^ МакГакин 2010 .
- ^ Теодор Г. Тапперт, Книга согласия: Исповедь евангелическо-лютеранской церкви (Филадельфия: Fortress Press, 1959), 29.
- ^ Произведения Лютера, американское издание, том. 43, с. 40, изд. Х. Леманн, Крепость, 1968 г.
- ^ Джон Кальвин, Институты христианской религии , II.1.8, LCC, 2 тома, пер. Форд Льюис Баттлс, изд. Джон Т. Макнил (Филадельфия: Вестминстер, 1960), 251 (стр. 217 издания CCEL). См. Институты христианской религии в Эфирной библиотеке христианской классики
- ^ «Трентский собор Павла III-5» . Ewtn.com . Архивировано из оригинала 22 июня 2019 года . Проверено 24 января 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Харент 1911 г.
- ^ Локи, Эндрю Тер Эрн (2022). Зло, грех и христианский теизм . Лондон: Рутледж. п. 124.
- ^ Локи, Эндрю Тер Эрн (2022). Зло, грех и христианский теизм . Лондон: Рутледж. п. 124.
- ^ Локи, Эндрю Тер Эрн (2022). Зло, грех и христианский теизм . Лондон: Рутледж. п. 69.
- ^ «Катехизис Католической Церкви – IntraText» . Ватикан.ва . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ О непорочном зачатии, xxvi.
- ^ «Катехизис Католической Церкви – IntraText» . Ватикан.ва . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ «Человек, образ Божий в мягкой обложке - Кристоф Кардинал Шенборн: Ignatius Press» . Игнатий.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ «Мораль» . Usccb.org . 14 августа 2015 года . Проверено 24 января 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Катехизис Католической Церкви — ИнтраТекст» . www.vatican.va . 405 . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ Катехизис Католической Церкви , 403 г.
- ↑ Катехизис Католической Церкви , 404 г.
- ^ Сборник Катехизиса Католической Церкви , 76.
- ^ «Катехизис Католической Церкви — IntraText, 404» . www.vatican.va . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ Пункт 407 раздела 1.2.1.7.
- ^ Пий IX, Ineffabilis Deus (1854), цитируется в Катехизисе Католической Церкви , 491 [1]
- ^ Святой Фома Аквинский , Summa Theologiae , III, q. 27. а. 2, упомянутый в Норберто Дель Прадо (1919). Дивус Фома и догматический босс «Невыразимый Бог» (на латыни). п. хв. Архивировано из оригинала 5 декабря 2018 года — на archive.org . , с разрешения монаха Леонарда Леху, Вик. Генеральный Мастер, ОП
- ^ Гаага 1966 .
- ^ Бытие 2:25
- ^ Гаага, 1966 , стр. 11, 49–50.
- ^ Бытие 2:17
- ^ Откровение 2:7
- ^ Откровение 22:2.
- ^ Мастера 1970 .
- ^ Ефесянам 1:4
- ^ «Дух Святой и Троица (Часть 1) (Проповедь)» . www.bibletools.org . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ 2 Тимофею 1:9.
- ^ «Прежде начала мира» . Институт креационных исследований . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ Ратцингер 1986 , с. 72.
- ^ «Главная аудиенция 3 декабря 2008 г.: Святой Павел (15). Учение Апостола об отношениях между Адамом и Христом | БЕНЕДИКТ XVI» . vatican.va . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ «Папа размышляет о первородном грехе, говорит о современном стремлении к переменам» . Католическое информационное агентство . Проверено 6 мая 2020 г.
- ^ «Твердая декларация формулы согласия» . Книга Согласия . 1580 . Проверено 25 октября 2018 г.
- ^ «Большой катехизис Православной, Католической, Восточной Церкви • Pravlavieto.com» . www.pravlavieto.com . вопрос 157 . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ « Православный взгляд на непорочное зачатие», Антиохийская христианская архиепархия Австралии, Новой Зеландии и Филиппин» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2012 года.
- ^ Ставрос Мосхос. «Первородный грех и его последствия» . Бисерика.org . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ « Пространный катехизис Православной, Католической, Восточной Церкви , 168» .
- ^ «Не возмущайтесь, не реагируйте, сохраняйте внутреннее спокойствие | Слава Богу за все» . Fatherstephen.wordpress.com . 4 января 2010 г. Проверено 24 января 2017 г.
- ^ «Святой Августин и первородный грех» .
- ^ Мать Мария и Уэр, Каллист , «Праздничная Минея», с. 47. Издательство Свято-Тихоновской семинарии, 1998.
- ^ Клиневерк 2008 , с. 410.
- ^ «Тридцать девять статей» . Англиканцы онлайн. 1 декабря 2015 года . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ Доктрина англиканской церкви , 1938, Лондон: SPCK; п. 64
- ^ Объединенная методистская церковь: Догматы религии методистской церкви - Статья V - О достаточности Священного Писания для спасения. Архивировано 10 июля 2012 г., archive.today.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Христианская святость и полное освящение» . Церковь Назарянина Руководство 2017–2021 . Церковь Назарянина . Проверено 25 октября 2018 г.
- ^ Библейский комментарий АСД, том. 5, с. 1131.
- ^ Вудро В. Уидден. «Адвентистское богословие: Уэслианская связь» (PDF) . Bibelschule.info . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ Э. Г. Уайт, Признаки времени , 29 августа 1892 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Герхард Пфандл. «Некоторые мысли о первородном грехе» (PDF) . Институт библейских исследований. Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября 2013 года . Проверено 13 января 2013 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Божьего . Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов. 1993. стр. 144–145.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чему на самом деле учит Библия? . Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов. 2005. с. 32.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Сторожевая башня 1973 г., стр. 724» – «Декларация и резолюция», «Сторожевая башня» , 1 декабря 1973 г., стр. 724. 724.
- ^ Пентон, MJ (1997). Апокалипсис отложен . Университет Торонто Пресс. стр. 26–29. ISBN 9780802079732 .
- ^ «Ангелы. Как они влияют на нас». Сторожевая башня : 7. 15 января 2006 г.
- ^ АДАМ – jw.org. Проверено 10 января 2013 г.
- ^ Грех Адама – время истинного подчинения Богу – jw.org. Проверено 10 января 2013 г.
- ^ Символы веры 1:2
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Александр, с. 64.
- ^ Меррилл, Байрон Р. (1992). «Первородный грех» . В Ладлоу, Дэниел Х (ред.). Энциклопедия мормонизма . Нью-Йорк: Издательство Macmillan . стр. 1052–1053. ISBN 0-02-879602-0 . ОСЛК 24502140 .
- ^ Мороний 8 ; «Глава 20: Крещение» , Принципы Евангелия , (Солт-Лейк-Сити, Юта: Церковь СПД, 2011), стр. 114–119.
- ^ «Учение и Заветы 137» . www.churchofjesuschrist.org . стих 10 . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ «Моисей 6» . www.churchofjesuschrist.org . стих 55 . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ Брюс Р. Макконки (1985), Новый свидетель Символов веры (Солт-Лейк-Сити: Книга Дезерет), с. 101.
- ^ Сведенборг 1749–56 , с. 410.
- ^ Эмануэль Сведенборг. Аркана Целестия, Том. 1 из 8 . Забытые книги. ISBN 9781606201077 . Проверено 24 января 2017 г.
- ^ Сведенборг 1749–56 , с. 96, н. 313: «А что касается наследственного зла, то дело обстоит так. Каждый, кто совершает действительный грех, тем самым навязывает себе природу, и зло от нее внедряется в его детей и становится наследственным. Таким образом, оно происходит от каждого родителя, от отца, деда, прадеда и их предков последовательно, и таким образом умножается и увеличивается в каждом нисходящем потомстве, оставаясь при каждом человеке и увеличиваясь в каждом из-за его действительных грехов, и никогда не рассеиваясь так, чтобы стать безвредным, кроме как в возрождаемых Господом всякий внимательный наблюдатель может видеть доказательство этой истины в том, что злые наклонности родителей остаются видимыми в их детях, так что этим можно отличить одну семью, а то и целый род. каждый другой.».
- ^ Сведенборг 1749–56 , с. 229, н.719: «Есть пороки в человеке, [которые] должны быть рассеяны, пока он возрождается, то есть которые должны быть ослаблены и смягчены добром; ибо никакое действительное и наследственное зло в человеке не может быть рассеяно настолько, чтобы оно все еще остается внедренным и может быть ослаблено и исправлено только благами Господа, чтобы оно не причиняло вреда и не проявлялось, что является тайной, до сих пор неизвестной. а не наследственное зло; что тоже неизвестно».
- ^ Сведенборг 1749–56 , с. 336, н.966: «Следует заметить, что в другой жизни никто не подвергается никаким наказаниям и пыткам из-за своего наследственного зла, а только из-за действительного зла, [которое] он сам совершил».
- ^ Джон Л. Никалс, изд. (1975). Журнал Джорджа Фокса . Религиозное общество друзей. п. 774. свет Христов, xl, xliii, xliv, 12, 14, 16, 29, 33–5, 60, 64, 76, 80, 88, 92, 115, 117, 135, 143–4, 150, 155, 173, 174–6, 188, 191, 205, 225–6, 234–7, 245, 274–5, 283–4, 294–6, 303–5, 309, 312, 317–335, 339–40, 347–8, 361, 471–2, 496–7, 575, 642
Библиография [ править ]
- Альтер, Роберт (2009). Книга Псалмов . WW Нортон. ISBN 9780393337044 .
- Бленкинсопп, Джозеф (2011). Сотворение, несотворение, воссоздание: дискурсивный комментарий к Бытию 1-11 . Блумсбери Т&Т Кларк. ISBN 9780567372871 .
- Скучно, М. Юджин (2012). Введение в Новый Завет . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 9780664255923 .
- Бутенефф, Питер К. (2008). Начало: древнехристианские чтения библейских повествований о сотворении мира . Бейкер Академик. ISBN 978-1-4412-0183-6 .
- Брахтендорф, Дж. (1997). «Цицерон и Августин о страстях». Ревю этюдов Августинцев . 43 (2). Париж: Институт исследований августинцев: 289–308. дои : 10.1484/J.REA.5.104767 .
- Бродд, Джеффри (2003). Мировые религии: путешествие открытий . Пресса Сент-Мэри. ISBN 978-0-88489-725-5 .
- Кэсидей, AMC (2006). Традиция и богословие у святого Иоанна Кассиана . Оксфорд: Университетское издательство. ISBN 978-0-19-929718-4 .
- Клиневерк, Лоран (2008). Его сломанное тело: понимание и исцеление раскола между Римско-католической и восточно-православной церквями . Издательство Евклидского университета. ISBN 978-0-615-18361-9 .
- Коллинз, К. Джон (2014). «Адам и Ева в Ветхом Завете» . В Ривзе, Майкл Р.Э.; Мадуэме, Ганс (ред.). Адам, грехопадение и первородный грех: теологические, библейские и научные перспективы . Бейкер Академик. ISBN 9781441246417 .
- Кросс, Фрэнк Лесли (1966). Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. ОЛ 5382229М .
- Фокс, Робин Лейн (2006). Несанкционированная версия: правда и вымысел в Библии . Лондон: Пингвин. ISBN 9780141022963 .
- Келли, JND (2000). Раннехристианские доктрины (5-е изд.). Лондон: Континуум . ISBN 978-0-8264-5252-8 .
- Элтон, Джеффри Рудольф (1963). Реформационная Европа, 1517–1559 гг . Коллинз. п. 136.
- Забудьте, Жак (1910). Католическая энциклопедия . Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Гонсалес, Хусто Л. (1987). История христианской мысли . Том. 2: От Августина до кануна Реформации. Абингдон Пресс. ISBN 978-0-687-17183-5 .
- Хааг, Герберт (1966). Библейское учение о творении и церковное учение о первородном грехе (на немецком языке). Издательство «Католическое Библейское дело». стр. 11, 49-50 . Английский перевод: Хааг, Герберт (1969). Есть ли первородный грех в Писании? . Нью-Йорк: Шид и Уорд . ISBN 9780836202502 .
- Харент, С. (1911). Католическая энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Левисон, Джек (1985). «Виновата Ева? Контекстуальный анализ Сираха 25: 24». Католический библейский ежеквартальный журнал . 47 (4): 617–623. JSTOR 43717056 .
- Лозе, Бернхард (1966). Краткая история христианского учения . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-0423-4 .
- МакФарланд, Ян А. (2011). В падении Адама: размышление о христианской доктрине первородного греха . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781444351651 .
- Макгифферт, Артур К. (1932). История христианской мысли . Том. 1, Ранний и Восточный. Нью-Йорк; Лондон: сыновья К. Скрибнера.
- МакГакин, Джон Энтони (2010). Энциклопедия восточного православного христианства . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-9254-8 .
- Местерс, Карлос (1970). Земной рай: ностальгия или надежда? (на португальском языке). Бонум. OCLC 981273435 . Английский перевод: Местерс, Карлос (1974). Эдем, золотой век или побуждение к действию? . Книги Орбис. ISBN 978-0-8028-2317-5 .
- Му, Дуглас Дж. (1996). Послание к Римлянам . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2317-5 .
- Моррис, Леон (1988). Послание к Римлянам . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8834-4103-9 .
- Мосс, Родни (май 2009 г.). «Обзор традиции и богословия Кэсидея в Евангелии от Иоанна Кассиана» (PDF) . Studia Historiae Ecclesiasticae . ХХХV (1). Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2012 года.
- Николсон, Уильям (1842). Экспозиция Катехизиса англиканской церкви . Джон Генри Паркер.
- Обач, Роберт (16 декабря 2008 г.). Католическая церковь о супружеских отношениях: от Святого Павла до Папы Иоанна Павла II . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-3089-6 .
- Патт, Дэниел (2019). «Первородный грех». В Дэниеле Патте (ред.). Кембриджский христианский словарь, двухтомный набор . Випф и Сток. ISBN 978-1-5326-8943-7 .
- Пироги, Рональд В. (2000). Этика мудрецов: межконфессиональный комментарий к Пиркей Авот . Джейсон Аронсон. ISBN 9780765761033 .
- Ратцингер, кардинал Джозеф (1986). В начале...». Католическое понимание истории сотворения и грехопадения (PDF) . Перевод Бонифация Рэмси . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2022 года . Проверено 27 декабря 2021 г.
- Шмитт, Э. (1983). Христианский брак в творчестве святого Августина. Крещальное богословие супружеской жизни . Августинские исследования (на французском языке). Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Шторц, Марта Эллен (2001). «Где или когда был невиновен твой слуга?» . В Бунге, Марсия Дж. (ред.). Ребенок в христианской мысли . Эрдманс. ISBN 9780802846938 .
- Сведенборг, Эмануэль (1749–56). Аркана Целестия, Том. 1 из 8 . Перевод Джона Ф. Поттса (переиздание 2008 г.). Забытые книги. ISBN 978-1-60620-107-7 .
- Тэйвс, Джон (2013). История первородного греха . Випф и Сток. ISBN 9781620323694 .
- Трапе, Агостино (1987). Св. Августин, введение в учение о благодати . Серия августинианских исследований 4. Том I – Природа и благодать. Рим: Новая библиотека Августина. п. 422. ИСБН 88-311-3402-7 .
- Тернер, HEW (2004). Патристическая доктрина искупления: исследование развития доктрины в течение первых пяти столетий (переиздание 2004 г.). Юджин, штат Орегон: Wipf & Stock Publishers . ISBN 978-1-59244-930-9 .
- Католическая церковь США (2003 г.). Катехизис Католической Церкви: с изменениями из Editio Typica (2-е изд.). Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 978-0-385-50819-3 .
- Вотер, Брюс (1983). «Первородный грех». В Ричардсоне, Алан; Боуден, Джон (ред.). Вестминстерский словарь христианского богословия . Вестминстер Джон Нокс. ISBN 9780664227487 .
- Уоллес, Эй Джей; Раск, Р.Д. (2011). Нравственное преобразование: оригинальная христианская парадигма спасения . Новая Зеландия: Издательство Bridgehead Publishing. ISBN 978-1-4563-8980-2 .
- Уайли, Тата (2002). Первородный грех: истоки, развитие, современные значения . Паулист Пресс. ISBN 978-0-8091-4128-9 .
- Уильямс, Патрисия А. (2001). Обойтись без Адама и Евы: социобиология и первородный грех . Крепость Пресс. ISBN 9781451415438 .
- Уилсон, Кеннет М. (25 мая 2018 г.). Преобразование Августина от традиционного свободного выбора к «несвободной свободе воли»: комплексная методология . Тюбинген: Мор Зибек. ISBN 978-3-16-155753-8 .
- Ву, Б. Хун (2014). «Является ли Бог автором греха? — Теодицея Джонатана Эдвардса» . Пуританский реформатский журнал . 6 (1): 98–123.
См. также [ править ]
Внешние ссылки [ править ]
- Статья «Первородный грех» в Католической энциклопедии.
- Книга согласия. Архивировано 5 июля 2008 г. в Wayback Machine. Защита Аугсбургского исповедания , Статья II: О первородном грехе; с ранней протестантской точки зрения, часть Аугсбургского исповедания .
- Первородный грех по мнению Святого Павла, Джон С. Романидес
- «Народный и первородный грех», отец Энтони Хьюз, Антиохийская православная церковь Святой Марии, Кембридж, Массачусетс
- Первородный грех Майкла Бреммера
- Католическая церковь
- Тридентский собор (17 июня 1546 г.). «Каноны и догматические постановления Тридентского Собора: Пятая сессия, Постановление о первородном грехе» . на сайте ccel.org Проверено 1 ноября 2013 г.