Сотворение Адама
Сотворение Адама | |
---|---|
Русский : Сотворение Адама | |
Художник | Микеланджело |
Год | в. 1512 |
Тип | Фреска |
Размеры | 280 см × 570 см (9 футов 2 дюйма × 18 футов 8 дюймов) [1] |
Сотворение Адама ( итал . Creazione di Adamo ), также известное как Сотворение человека. [2] , : пластина 54 — фреска итальянского художника Микеланджело , которая является частью потолка Сикстинской капеллы , написанная ок. 1508 –1512. [3] Он иллюстрирует библейский рассказ о сотворении мира из Книги Бытия , в котором Бог дает жизнь Адаму , первому человеку . Фреска является частью сложной иконографической схемы и является четвертой в хронологическом порядке в серии панно, изображающих эпизоды из Книги Бытия.
Картина воспроизведена в бесчисленных подражаниях и пародиях. [4] Микеланджело «Сотворение Адама» — одна из наиболее тиражируемых религиозных картин всех времен. [5]
История
[ редактировать ]В 1505 году Микеланджело был приглашен обратно в Рим новоизбранным папой Юлием II . Ему было поручено построить гробницу Папы , которая должна была включать сорок статуй и была завершена за пять лет.
Под покровительством Папы Микеланджело постоянно прерывал работу над гробницей, чтобы выполнить множество других задач. Хотя Микеланджело работал над гробницей 40 лет, она так и не была закончена к его удовлетворению. [2] : 14–15 Он расположен в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме и наиболее известен своей центральной фигурой Моисея . [6] : 58, 112 завершено в 1516 г. [7] [ не удалось пройти проверку ] . Из других статуй, предназначенных для гробницы, две, известные как Героический пленник/Мятежный раб и Умирающий пленник/Умирающий раб , сейчас находятся в Лувре . [2] : 15, пластины 149–154. [6] : 62–63
В тот же период Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы, на создание которого ушло около четырех лет (1508–1512). [6] : 134 Согласно рассказу Кондиви, Браманте , который работал над строительством базилики Святого Петра , возмутился заказом Микеланджело на строительство гробницы Папы и убедил Папу поручить ему работу в незнакомой ему среде, чтобы он мог потерпеть неудачу в выполнении этой задачи. . [8] [6] : 43,116
Первоначально Микеланджело было поручено нарисовать Двенадцать апостолов на треугольных подвесках, поддерживающих потолок, и покрыть орнаментом центральную часть потолка. [2] : 12 Микеланджело убедил Папу Юлия дать ему свободу действий и предложил другую, более сложную схему. [6] : 43 представляющие Сотворение , Падение Человека , Обещание Спасения через пророков и родословную Христа . [2] : 12–14 Работа является частью более крупной схемы украшения часовни, которая представляет собой большую часть доктрины католической церкви.
Композиция занимает площадь потолка 45 × 128 футов (более 500 квадратных метров). [6] : 43 и содержит более 300 рисунков. [2] : 12 В ее центре девять эпизодов из Книги Бытия , разделенных на три группы: сотворение мира Богом; Сотворение Богом человечества и его отпадение от благодати Божией; и, наконец, состояние человечества и греха, представленное Ноем и его семьей. На подвесках, поддерживающих потолок, изображены двенадцать мужчин и женщин, предсказавших пришествие Иисуса; семь пророков Израиля (Иоиль, Иезекииль, Иона, Даниил, Иеремия, Захария и Исайя) и пять Сивилл (Эритрейская, Дельфийская, Ливийская, Кумейская и Персидская), [2] : пластины 127–144 пророческие женщины классического мира. [2] : 12–14, пластина 50 Среди самых известных картин на потолке — «Сотворение Адама» , «Адам и Ева в Эдемском саду» , « Потоп» , «Пророк Иеремия» и « Кумейская Сивилла» .
Состав
[ редактировать ]Бог изображен в виде пожилого белобородого мужчины, завернутого в развевающийся плащ, а Адам в левом нижнем углу полностью обнажен . Правая рука Бога простерта, чтобы передать искру жизни из Его собственного пальца в руку Адама, чья левая рука вытянута в позе, отражающей позу Бога, что является напоминанием о том, что Бог сказал: «Сотворим человечество по образу Нашему, по подобию Нашему». ( Быт. 1:26 ). Вдохновением для трактовки этой темы Микеланджело может послужить средневековый гимн « Veni Creator Spiritus », в котором «палец отцовской правой руки» ( digitus paternae dexterae ) просит произнести верную речь. [9] Однако два указательных пальца разделены небольшим зазором. 3 ⁄ дюйма (1,9 см)], [10] и некоторые ученые думают, что оно символизирует недостижимость человеком божественного совершенства. [11]
Было сформулировано множество гипотез относительно личности и значения двенадцати фигур вокруг Бога. Согласно интерпретации, впервые предложенной английским искусствоведом Уолтером Патером (1839–1894) и ныне широко принятой, человек, защищенный левой рукой Бога, представляет Еву из-за женственного внешнего вида фигуры и взгляда на Адама. [12] [13] а остальные одиннадцать фигур символически представляют души нерожденного потомства Адама и Евы, весь человеческий род. [12] [13] Эта интерпретация была оспорена, главным образом, на том основании, что католическая церковь считает учение о предсуществовании душ еретическим. [12] [13] Следовательно, фигурой Бога также считается Дева Мария , София (олицетворение мудрости, упомянутое в Книге Мудрости ), олицетворенная человеческая душа или «ангел мужского телосложения». [12] [13]
Источники
[ редактировать ]Основным источником вдохновения Микеланджело для создания Адама в «Сотворении Адама», возможно, была камея, показывающая обнаженного Августа Цезаря, едущего в боковом седле на Козероге . Эта камея сейчас находится в замке Алнвик , Нортумберленд . [14] : 14 [15] Камея принадлежала кардиналу Доменико Гримани , который жил в Риме, пока Микеланджело расписывал потолок. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что Микеланджело и Гримани были друзьями. [14] : 12–13 Эта камея предлагает альтернативную теорию для тех ученых, которые были недовольны теорией о том, что Микеланджело был главным образом вдохновлен Адамом Лоренцо Гиберти в его «Сотворении Адама» .
Анализ
[ редактировать ]Было выдвинуто несколько гипотез о значении весьма оригинальной композиции «Сотворение Адама » , многие из которых взяли за отправную точку хорошо документированные знания Микеланджело в области анатомии человека.
Изображение человеческого мозга
[ редактировать ]В 1990 году в Андерсоне, штат Индиана , врач Фрэнк Мешбергер отметил в Журнале Американской медицинской ассоциации , что фоновые фигуры и формы, изображенные за фигурой Бога, оказались анатомически точным изображением человеческого мозга . [16] При внимательном рассмотрении границы на картине соотносятся с основными бороздами головного мозга на внутренней и внешней поверхности мозга, стволом мозга , лобной долей , основной артерией, гипофизом и перекрестом зрительных нервов . [16] [17]
Изображение процесса родов
[ редактировать ]С другой стороны, было замечено, что красная ткань вокруг Бога имеет формучеловеческая матка (один искусствовед назвал ее «маточной мантией» [18] ) и что свисающий шарф зеленого цвета может быть только что перерезанной пуповиной . [19] : 112 В 2015 году группа итальянских исследователей опубликовала в журнале Mayo Clinic Proceedings статью, в которой изображения мантии и послеродовой матки перекрывались. [20] По словам Энрико Брускини (2004), «это интересная гипотеза, которая представляет сцену творения как идеализированное представление физического рождения человека («Сотворение»). Она объясняет появление пупка у Адама , что поначалу сбивает с толку. потому что он был создан, а не рожден от женщины». [19] : 112
Изображение ребра Евы
[ редактировать ]Кроме того, в 2019 году Дейвис Кампос отметил в журнале Clinical Anatomy Journal левой стороне имеется туловища Адама , что на дополнительное скрытое ребро . [21] Из-за глубоких познаний Микеланджело в анатомии человека он намекает, что этот контур ребра сделан намеренно и представляет собой ребро Евы . [21]
Кампос предполагает, что это дополнительное ребро было для Микеланджело способом изобразить Адама и Еву, сотворенных бок о бок, что отличается от католической традиции, согласно которой Ева была создана после Адама. [21] Есть существенные свидетельства того, что Микеланджело радикально не соглашался со многими католическими традициями и имел бурные отношения с комиссаром потолка, Папой Юлием II . Таким образом, Кампос предполагает, что включение ребра было преднамеренным способом пренебречь Папой Юлием II и Католической церковью без необходимости признавать вину, поскольку в то время очень немногие люди знали что-либо об анатомии человека и могли оспорить это произведение. [21]
Критические зарисовки
[ редактировать ]Микеланджело был плодовитым рисовальщиком , поскольку он обучался во флорентийской мастерской в динамичное время на художественной сцене, когда бумага стала легкодоступной в достаточном количестве. [22] Таким образом, эскизы были первым шагом в творческом процессе Микеланджело, поскольку они помогали ему планировать свои последние картины и скульптуры. [22] : 416–418 Таким образом, эскизы Микеланджело обеспечивают важнейшую связь между его творческим замыслом и окончательными композициями. [23] Это особенно очевидно в его листах, «наполненных многочисленными фигурами и тщательными исследованиями анатомии человека». [24]
Предварительные исследования
[ редактировать ]Микеланджело выполнил два эскиза в Риме, готовясь к сцене «Сотворение Адама» . Оба они находятся в Британском музее в Лондоне, демонстрируя тщательный процесс планирования Микеланджело потолочной композиции Сикстинской капеллы и его серьезное внимание к перспективе и теням. [22]
Первый — « Схема украшения свода Сикстинской капеллы: этюды оружия» . [25] Правая сторона страницы была зарисована черным мелом в 1508 году и представляет собой изображение безвольной руки Адама до того, как она зажглась даром жизни от Бога в сцене «Сотворение Адама». помощью свинцового стилуса . Микеланджело нарисовал это поверх предыдущего коричневого рисунка сводчатого потолка Сикстинской капеллы с [25] Вся композиция имеет высоту 274 миллиметра и ширину 386 миллиметров. [25] Второй эскиз называется « Этюды лежащего обнаженного мужчины: Адам на фреске «Сотворение человека». Он был создан в 1511 году темно-красным мелом поверх стилуса под рисунок. [26] Красный мел был любимым материалом Микеланджело в тот период, так как его можно было сбрить до более тонкой точки, чем черный мел. Микеланджело использовал эту острую точку для создания сверкающей поверхности кожи, которая была уникальной для этого конкретного эскиза и не встречалась в его более поздних работах. [22] Рисунок на лицевой стороне имеет высоту 193 миллиметра и ширину 259 миллиметров. [26]
Этюды лежащего обнаженного мужчины
[ редактировать ]На хорошо известном исследовании, выполненном красным мелом в Британском музее, Адам покоится на земле, опираясь на предплечье, раскинув бедра и слегка повернув туловище в сторону. [26] Микеланджело использовал мужскую модель, чтобы запечатлеть эту позу, и с помощью красного мела нарисовал толстые контуры, чтобы создать четкую форму, чтобы каждый посетитель часовни мог ясно распознать мускулистое тело, стоя на полу, на высоте 68 футов под потолком. [26]
На последней фреске Микеланджело на потолке Адам физически прекрасен, но духовно еще несовершенен. [27] Эскиз предшествует этой истории, поскольку он также является неполным в том смысле, что единственным завершенным компонентом рисунка является искривленное туловище Адама. Другие конечности Адама кровоточат на обрезанной странице в незрелом виде. [22] Однако работа не является «незаконченной», поскольку для Микеланджело она достигла своей цели: проработать детали туловища мелом, поэтому он был уверен в композиции, когда приступил к созданию настоящей постоянной фресковой панели. . [28] [ нужен лучший источник ]
Контекст
[ редактировать ]Микеланджело за свою творческую карьеру тщательно изучал человеческое тело и препарировал множество трупов , а со временем увлекся мужским торсом. [28] [ нужен лучший источник ] В своих трактатах по живописи и скульптуре Леон Баттиста Альберти определял мужскую фигуру как «геометрическую и гармоничную сумму своих частей». [22] Однако Микеланджело считал, что туловище является движущей силой мужского тела и поэтому требует значительного внимания и массы в своих произведениях искусства. [29] [ не удалось пройти проверку ] Таким образом, торс в Этюде представляет собой идеализацию мужской формы, «символ совершенства Божьего творения до грехопадения ». [26]
Источники
[ редактировать ]Считается, что источником вдохновения Микеланджело для создания туловища в эскизе Британского музея послужил Бельведерский торс . [30] Бельведерский торс — это фрагментарная мраморная статуя , представляющая собой римскую копию древнегреческой скульптуры I века до нашей эры. Микеланджело исторически использовал древнюю классическую скульптуру как источник вдохновения для создания человеческого телосложения в своих великих шедеврах. [30] В 2015 году Бельведерский торс с эскизом Микеланджело был представлен на выставке «Определение красоты: тело в древнегреческом искусстве» в Британском музее в Лондоне . [31]
Прекрасный, как молодые люди из мрамора Элджина , Адам из Сикстинской капеллы не похож на них полным отсутствием того баланса и завершенности, которые так хорошо выражают чувство замкнутой, независимой жизни. В этой томной фигуре есть что-то грубое и сатирическое , что-то похожее на скалистый склон холма, на котором она лежит. Вся его форма собрана в выражение простого ожидания и приема; у него едва хватает сил поднять палец и коснуться пальца творца; однако прикосновения кончиков пальцев будет достаточно.
- Уолтер Патер , Возрождение: исследования искусства и поэзии , «Поэзия Микеланджело»
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гарднер, Хелен ; Кляйнер, Фред С. (2016) [2008]. Искусство Гарднера сквозь века. Краткая глобальная история (4-е изд.). Стэмфорд, Коннектикут : Cengage Learning . п. 285 . ISBN 978-1-305-57780-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гольдшайдер, Людвиг (1967). Микеланджело: картины, скульптура, архитектура (Полное издание). Лондон и Нью-Йорк: Файдон. OCLC 987446 .
- ^ Маринаццо, Адриано (2022). «Микеланджело как творец. Автопортрет из Архива Буонарроти, XIII, 111 р» . Критика д'Арте (13–14): 99–107.
- ^ Кац, Джейми (9 апреля 2009 г.). «Мера гениальности: Сикстинская капелла Микеланджело в 500 году» . Смитсоновский журнал . Архивировано из оригинала 21 июня 2023 года . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ «20 самых известных произведений искусства в мире» . HistoryLists.org . 14 октября 2023 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2023 года . Проверено 23 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Барц, Габриэле; Кениг, Эберхард (2013). Микеланджело . Мастера итальянского искусства. Издательство HF Ullmann. ISBN 978-3-8480-0557-4 . OL 9348545M - из Интернет-архива.
- ^ Барц и Кениг, с. 134.
- ^ Кофлан, с. 112. (Основываясь на ограниченном предварительном просмотре в Google Книгах 0zmv8qpFvKcC и d6tPAAAAMAAJ , я думаю, что это «Мир Микеланджело, 1475–1564 гг.» Роберта Кофлана, опубликованный Time, Inc. в 1966 г. . Я могу запросить печатную копию OCLC 711977) из внешней коллекции моего университета, если это будет кому-то полезно.)
- ^ Мартин, Майкл В. «Вени, Creator Spiritus / Приди, Святой Дух, Благословенный Создатель» . Thesaurus Precum Latinarum / Сокровищница латинских молитв . Архивировано из оригинала 2 декабря 2023 года . Проверено 15 марта 2023 г.
Тр. (?). Снисхождение можно найти в Enchiridion Indulgentiarium , 1999, № 26.
- ^ Лаббок, Том (5 января 2007 г.). «Буонарроти, Микеланджело: Сотворение Адама (1510)» . Независимый . Нортклифф Хаус , Кенсингтон . Архивировано из оригинала 30 апреля 2023 года . Проверено 26 апреля 2023 г.
- ^ Таллис, Раймонд (2010). Палец Микеланджело. Исследование повседневной трансцендентности . Дом Ормонда в Блумсбери , лондонский район Камден : Atlantic Books . стр. v - vi . ISBN 978-1-848-87552-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Гивенс, Террил Л. (2009). «Пролог» . Когда у души были крылья. Предземное существование в западной мысли . Оксфорд, Англия : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-190-91448-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Стейнберг, Лео (декабрь 1992 г.). Микеланджело «Кто есть кто в «Сотворении Адама» : хронология неохотного самораскрытия картины». Художественный вестник . 74 (4): 553–554. дои : 10.2307/3045910 . JSTOR 3045910 .
- ^ Jump up to: а б Сазерленд, Брюс (зима 2013 г.). «Камео-появления на Сикстинском потолке» . Источник: Записки по истории искусства . 32 (2). Фонд Арс Бревис: 12–18. дои : 10.1086/sou.32.2.23292907 . eISSN 2328-207X . ISSN 0737-4453 . JSTOR 23292907 . S2CID 191382624 - через журналы печати Чикагского университета . Замок Алнвик находится в Нортумберленде, а не в Нортгемптоне, как говорится в подписи. Герцог Нортумберлендский, которому принадлежат камеи, о которых идет речь в статье, выразил свою признательность в письме автору.
- ^ Сазерленд, Брюс (11 декабря 2012 г.) [статья опубликована 14 сентября 2012 г.]. «[1-й комментарий] «Сотворение Адама» Микеланджело» . ItalianRenaissance.org . Архивировано из оригинала 1 сентября 2023 года . Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Мешбергер, Фрэнк Линн (10 октября 1990 г.). «Интерпретация создания Адама Микеланджело на основе нейроанатомии» (PDF) . ДЖАМА . 264 (14): 1837–41. дои : 10.1001/jama.1990.03450140059034 . ПМИД 2205727 . Отрывок с сайта Mental Health & Illness.com. Проверено 21 сентября 2010 г.
- ^ Филдс, Р. Дуглас (27 мая 2010 г.). «Секретное послание Микеланджело в Сикстинской капелле: сопоставление Бога и человеческого мозга» . Гостевой блог. Научный американец . Архивировано из оригинала 24 августа 2023 года . Проверено 9 июня 2016 г.
- ^ Стоукс, Адриан , изд. (2013) [1955]. Микеланджело: Исследование природы искусства . Международная библиотека поведенческих и социальных наук; Классика из Тависток Пресс. Абингдон-на-Темзе : Рутледж , отпечаток группы Тейлора и Фрэнсиса. п. 89 . ISBN 978-1-136-44293-3 .
- ^ Jump up to: а б Брускини, Энрико (2004). Шедевры Ватикана . Ватикан : Издания музеев Ватикана. ISBN 978-8-881-17088-3 .
- ^ Ди Белла, Стефано (2015). «Рождение» Адама: медицинская интерпретация Микеланджело . Труды клиники Мэйо . 90 (4): 505–508. дои : 10.1016/j.mayocp.2015.02.007 . ПМИД 25841253 .
- ^ Jump up to: а б с д Кампос, Дейвис де (2019). «Скрытое ребро, найденное на фреске Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Клиническая анатомия . 32 (5): 648–653. дои : 10.1002/ca.23363 . ISSN 1098-2353 . ПМИД 30820963 . S2CID 196529248 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Райт, Элисон (1 июня 2007 г.) [Впервые опубликовано: 23 мая 2007 г.]. «Рисунки Микеланджело: ближе к мастеру (Британский музей, Лондон, 23 марта – 25 июня 2006 г.). Каталог Хьюго Чепмена. Лондон: Британский музей, 2005. 203 цветных и 80 черно-белых иллюстраций, 25 фунтов стерлингов. ISBN 13 978-0- 7141-2648-7 (hb), ISBN 0 7141-2648-9 (pb)». Обзоры выставок. Исследования эпохи Возрождения . 21 (3): 415–422. дои : 10.1111/j.1477-4658.2007.00414.x . ISSN 1477-4658 . S2CID 162184919 .
- ^ Доджсон, Кэмпбелл (декабрь 1926 г.). «Микеланджело, Этюд к сикстинскому «Адаму» » . Ежеквартальный журнал Британского музея . 1 (3): 60–61 и табл. XXXII. дои : 10.2307/4420761 . ISSN 0007-151X . JSTOR 4420761 – через JSTOR.
- ^ kmagerkurth (11 марта 2019 г.) [с воскресенья, 22.09.2019 по воскресенье, 05.01.2020 в Выставочном зале Фонда Кельвина и Элеоноры Смит]. «Микеланджело: Разум мастера» . Кливлендский художественный музей . Архивировано из оригинала 13 ноября 2023 года . Проверено 6 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Микеланджело (1508 г.). «Схема украшения свода Сикстинской капеллы; этюды оружия и кистей» . Британский музей . Номер музея: 1859,0625,567. Архивировано из оригинала 9 августа 2020 года . Проверено 6 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Микеланджело (ок. 1511 г.). «Этюды лежащего обнаженного мужчины: Адам на фреске «Сотворение человека» на своде Сикстинской капеллы» . Британский музей . Номер музея: 1926,1009.1. Архивировано из оригинала 2 февраля 2020 года . Проверено 6 декабря 2019 г.
- ^ Барольский, Пол (2001). «Несовершенство Адама Микеланджело». Источник: Записки по истории искусства . 20 (4): 6–8. дои : 10.1086/су.20.4.23206730 . ISSN 0737-4453 . JSTOR 23206730 . S2CID 191374246 .
- ^ Jump up to: а б «Картины, скульптуры и произведения искусства Микеланджело» . www.micelangelo.net . Проверено 6 декабря 2019 г.
- ^ Пирс, JMS (весна 2018 г.). «Анатомия Микеланджело (1475-1564)» . Художественные очерки. Hektoen International: Журнал медицинских гуманитарных наук . Ист-Йоркс, Англия. Архивировано из оригинала 13 ноября 2023 года . Проверено 6 декабря 2019 г.
Выделено на фронтисписе, том 11, выпуск 2 – весна 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Касконе, Сара (8 января 2015 г.). «Бельведерский торс Ватикана направляется в Лондон» . Искусство и выставки. Новости артнета . Архивировано из оригинала 22 июня 2023 года . Проверено 6 декабря 2019 г.
- ^ Монтгомери, Хью (21 марта 2015 г.). «Определение красоты: тело в древнегреческом искусстве в Британском музее поражает посетителей» . Культура > Искусство > Особенности. Независимый . Архивировано из оригинала 13 ноября 2023 года . Проверено 6 декабря 2019 г.