Доменико Гирландайо
Доменико Гирландайо | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Доменико Томмазо Курради Доффо Бигорди 2 июня 1448 г. |
Умер | 11 января 1494 г. Флоренция, Флорентийская республика | (45 лет)
Место отдыха | Базилика Санта-Мария-Новелла |
Национальность | итальянский |
Известный | Художник |
Заметная работа | Картины в: церкви Оньиссанти , Палаццо Веккьо , Санта-Тринита , капелле Торнабуони во Флоренции и Сикстинской капелле , Рим. |
Движение | Итальянский Ренессанс |
Доменико ди Томмазо Курради ди Доффо Бигорди (2 июня 1448 - 11 января 1494), профессионально известный как Доменико Гирландайо (также пишется как Гирландайо ), [а] итальянский художник эпохи Возрождения, родившийся во Флоренции . Гирландайо был частью так называемого «третьего поколения» флорентийского Возрождения , наряду с Верроккьо , братьями Поллайоло и Сандро Боттичелли .
Гирландайо руководил большой и эффективной мастерской, в которую входили его братья Давиде Гирландайо и Бенедетто Гирландайо , его зять Бастиано Майнарди из Сан-Джиминьяно , а позже его сын Ридольфо Гирландайо . [4] Через мастерскую Гирландайо прошло множество учеников, в том числе Микеланджело . [4]
Его особый талант заключался в способности помещать изображения современной жизни и портреты современных людей в контекст религиозных повествований, что принесло ему большую популярность и множество крупных заказов. [5]
Жизнь и творчество
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Гирландайо родился Доменико ди Томмазо ди Куррадо ди Доффо Бигорди. Он был старшим из шести детей, рожденных Томмазо Бигорди от его первой жены Антонии ди сер Паоло Паоли; из них только Доменико, его братья и сотрудники Давиде и Бенедетто Гирландайо пережили детство. У Томмазо было еще двое детей от второй жены, также по имени Антония, на которой он женился в 1464 году. Сводная сестра Доменико Алессандра (р. 1475) вышла замуж за художника Бастиано Майнарди в 1494 году. [6] И отец Гирландайо, и его дядя Антонио были setaiuolo a minuto (торговцами шелком и сопутствующими товарами в небольших количествах). [ нужна ссылка ]
Джорджо Вазари сообщил, что Доменико сначала был учеником своего отца, который был ювелиром . Прозвище «Il Ghirlandaio» (изготовитель гирлянд) досталось Доменико от его отца, который прославился созданием головных уборов, похожих на металлические гирлянды, которые носили флорентийские женщины. [4] По словам Вазари, Доменико делал портреты прохожих и посетителей лавки: «когда он рисовал деревенских жителей или любого, кто проходил через его мастерскую, он сразу же улавливал их подобие». [4] В конце концов он был отдан в ученики Алессо Бальдовинетти для изучения живописи и мозаики . [7] По словам историка искусства Гюнтера Пассавента, он был учеником во Флоренции у Андреа дель Верроккьо . [8] Он поддерживал тесные связи с другими флорентийскими художниками, включая Боттичелли и умбрийского художника Перуджино . [9]
Первые работы во Флоренции, Риме и Тоскане.
[ редактировать ]Гирландайо преуспел в написании фресок , и именно благодаря своим циклам фресок он наиболее известен. В 1470-х годах к нему поступил заказ из коммуны Сан-Джиминьяно на украшение часовни Санта-Фина в коллегиальной церкви этого города. Фрески, выполненные с 1477 по 1478 год, изображают два чудесных события, связанных со смертью святой Фины . [10]

В 1480 году Гирландайо нарисовал «Святого Иеронима в своем кабинете» как дополнение к Боттичелли « Святому Августину в своем кабинете» в церкви Оньиссанти во Флоренции . [5] в натуральную величину Тайную вечерю Он также нарисовал в трапезной . С 1481 по 1485 год он работал над фресками в Палаццо Веккьо , нарисовав среди других работ « Апофеоз святого Зенобия» (1482) в Зале дель Джильо , произведение в натуральную величину с тщательно продуманным архитектурным каркасом, фигурами римских героев и других светских деталей, поражающих своей перспективой и композиционным мастерством. [11]
В 1481 году Гирландайо был вызван в Рим папой Сикстом IV в составе команды флорентийских и умбрийских художников, которым он поручил создать серию фресок с изображением пап и сцен из Ветхого и Нового Заветов на стенах Сикстинской капеллы . [12] Гирландайо написал « Призвание апостолов» . [13] Он также нарисовал ныне утраченное Воскресение Христово . [13] Ему также приписывают «Пересечение Красного моря» , но оно соответствует стилю Козимо Роселли, который также входил в состав комиссии. [13] Известно, что Гирландайо создал в Риме и другие произведения, ныне утерянные. [7] Его будущий зять, Себастьяно Майнарди, помогал ему в этих заказах и в первых фресках в Сан-Джиминьяно, где, как теперь полагают, Майнарди написал Благовещение, которое иногда приписывают Гирландайо. [ нужна ссылка ]
В 1484 году агент Людовико иль Моро написал своему господину, описывая работы отдельных художников, чьи работы он видел во Флоренции: «Доменико Гирландайо [является] хорошим художником на панно и лучше на настенных фресках; его стиль очень хороший; он активный и очень творческий». [14]
Более поздние работы в Тоскане
[ редактировать ]
Между 1482 и 1485 годами Гирландайо написал цикл фресок в капелле Сассетти Санта -Тринита для банкира Франческо Сассетти , могущественного директора банка Медичи , римский филиал которого возглавлял Джованни Торнабуони , будущий покровитель Гирландайо. Цикл состоял из шести сцен из жизни святого Франциска Ассизского , в том числе получения святым Франциском от Папы Гонория одобрения правил своего ордена святого , смерти и похорон , а также воскрешения умершего ребенка из семьи Спини. в результате падения из окна. [4] Первая из этих картин содержит портреты Лоренцо Медичи , Сассетти и детей Лоренцо с их наставником Аньоло Полициано . В «Реанимации» показано собственное подобие художника.
В 1483 году во Флоренцию прибыл шедевр фламандского художника Гуго ван дер Гуса . Теперь известный как Алтарь Портинари , это было « Поклонение пастухов» , выполненное по заказу Томмазо Портинари , служащего банка Медичи. Картина была написана масляной краской, а не темперой, используемой во Флоренции, и продемонстрировала гибкость этой среды в изображении текстур и интенсивности света и тени. Аспектом картины, который оказал глубокое влияние на Гирландайо, был натурализм, с которым были изображены пастухи. [5]

Гирландайо написал алтарный образ капеллы Сассетти « Поклонение пастухов » в 1485 году. Именно в этой картине он особенно показывает свою признательность алтарю Портинари . Пастухи, среди которых находится автопортрет художника, изображены с реализмом, который был достижением флорентийской живописи того времени. [5] Алтарь до сих пор находится в Санта-Трините, окруженный шестью фресками, изображающими жизнь святого Франциска , центральным элементом которых он стал. По обе стороны расположены портреты коленопреклоненных дарителей, и хотя фигуры находятся на фреске на стене, они занимают то же положение и отношение к центральной сцене Поклонения, что и дарители на внешних панелях триптиха Портинари. [15]
Сразу после заказа капеллы Сассетти Гирландайо попросили обновить фрески в хоре Санта-Мария-Новелла , составлявшем капеллу семьи Риччи. Семьи Торнабуони и Торнаквинчи, которые были гораздо более известными, чем Риччи, взяли на себя расходы по реставрации при определенных договорных условиях. [б] Фрески капеллы Торнабуони были написаны четырьмя рядами вокруг трех стен между 1485 и 1490 годами, сюжетами которых были жизни Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя . [4]
В этом цикле не менее двадцати одного портрета семей Торнабуони и Торнаквинчи. В « Ангеле, являющемся Захарии» , есть портреты членов Академии Медичи: Аньоло Полициано , Марсилио Фичино и других. [4] Часовня Торнабуони была завершена в 1490 году, а алтарь, вероятно, был выполнен при помощи братьев Доменико, Давиде и Бенедетто; [4] и витраж по собственному дизайну Гирландайо. [ нужна ссылка ] Доменико написал алтарь Джованни Торнабуони в память о его первой жене, умершей при родах, как и мать Джованни. Богоматерь с двумя Мариями сейчас находится в Лувре. Это единственный раз, когда двух Марий видят без Марии Магдалины. Обычно их изображают вместе как Три Марии. Однако Мария Магдалина никогда не была беременна. [ нужна ссылка ] так что это неподходящая тема для этого алтаря.
Хотя Гирландайо в основном известен своими циклами фресок, он написал ряд алтарных образов, в том числе « Богоматерь, которой поклоняются святые Зенобий», «Юстус» и другие , написанную для церкви Святого Юстуса, которая сейчас находится в галерее Уффици , и «Поклонение волхвов во флорентийском приюте». Ospedale degli Innocenti , в которую он включил автопортрет. Среди других панно - «Христос во славе с Ромуальдом и другими святыми » в Бадии Вольтерра и « Посещение» , которое сейчас находится в Лувре , где указана последняя установленная дата (1491 г.) всех его работ. [11] Гирландайо написал ряд портретов известных личностей, например, профильный портрет Джованны Торнабуони, заказанный в 1488 году. [15] Пожалуй, самым известным его является « Портрет старика и его внука» , отличающийся как нежностью выражения, так и реализмом, с которым изображен изуродованный нос ( ринофима ) старика. [5]
По словам Вазари, Гирландайо также написал несколько сцен классических сюжетов с обнаженными фигурами, в том числе Вулкана и его помощников, выковывающих молнии , для Лоренцо II Медичи , но которых больше не существует. Он также создал проекты для ряда мозаик, включая Благовещение на портале Флорентийского собора . [4]
Смерть
[ редактировать ]Гирландайо умер 11 января 1494 года от «чумовой лихорадки» и был похоронен в Санта-Мария-Новелла . [4] [16] День и месяц его рождения остаются недокументированными, но записано, что он умер в начале января на своем сорок пятом году жизни. Он был дважды женат и оставил шестерых детей. Один из трех его сыновей, Ридольфо Гирландайо , также стал художником. Хотя у него была длинная линия потомков, фамилия вымерла в семнадцатом веке, когда ее последние члены ушли в монастыри. [11]
Критическая оценка и наследие
[ редактировать ]Гирландайо работал в основном фресками, ряд важных работ был выполнен темперой. Вазари утверждает, что Гирландайо был первым, кто по большей части отказался от использования позолоты в своих картинах, изображая росписью любые предметы, сделанные из золота. Это неприменимо ко всему его творчеству, так как детали в некоторых картинах, например, в алтарном образе « Поклонение пастухов» (ныне во Флорентийской академии ), выполнены сусальным золотом. [7]

По словам Уильяма Майкла Россетти , «схема композиции [Гирландайо] величественна и прилична; его светотени превосходны, и особенно его перспективы, которые он мог бы создать в очень сложном масштабе только на глаз; его цвет более открыт для критики, но это замечание гораздо менее применимо к фрескам, чем к темперным картинам, которые иногда бывают слишком широкими и грубо яркими». [11] По словам Вазари, его чувство перспективы было настолько острым, что он делал рисунки древнеримских памятников, таких как Колизей, оказались математически точными пропорциями и линейной перспективой . над которыми он работал полностью на глаз, которые позже при измерении [4]
Гирландайо считается учителем Микеланджело . Франческо Граначчи — еще один его ученик. [4] По словам Вазари, эти двое были отправлены Гирландайо в Академию Медичи, когда Лоренцо Медичи пригласил двух своих лучших учеников. Хотя Микеланджело считал себя прежде всего скульптором, в шестнадцатом веке он последовал за своим учителем как художник фресок в Сикстинской капелле . [17]
Вазари высоко оценил Гирландайо: «[Гирландайо] который по своему таланту, величию и огромному количеству своих работ может быть назван одним из самых важных и превосходнейших мастеров эпохи...» В девятнадцатом веке века Джейкоб Буркхардт и другие хвалили его за композиции, за его технические способности и за реалистичность его фигур, которые Арчибальд Джозеф Кроу и Джованни Баттиста Кавальказелле считали такими же новаторскими, как и фигуры Джотто . [9] К концу девятнадцатого века признание его творчества ослабло, и только в 1994 году, к пятисотлетию со дня смерти художника, интерес к нему возродился. [9] [с] В это время был проведен симпозиум и впоследствии были опубликованы подробные монографии о художнике. Розенауэр комментирует полезность картин Гирландайо в качестве иллюстрированных записей для историка. [9]
Работы Гирландайо
[ редактировать ]Портреты
[ редактировать ]Алтари
[ редактировать ]свежий
[ редактировать ]Подробности
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Великобритания : / ˌ ɡ ɪər l æ n ˈ d aɪ oʊ / GHEER -lan- DY -oh , США : / ˌ ɡ ɪər lə n ˈ d aɪ oʊ , ˌ ɡ ɪər lə n ˈ d ɑː -lən- j oʊ / GHEER DY GHEER , -lən- DAH , -yoh -oh [1] [2] [3] Итальянский: [doˈmeːniko ɡirlanˈdaːjo] .
- ↑ По словам Вазари, вопрос о сохранении оружия Риччи стал поводом для судебных разбирательств.
- ↑ Обратите внимание, что в статье Розенауэра ошибочно указан 1994 год как годовщина рождения, а не смерти художника.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Гирландайо" (США) и «Гирландайо» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 22 марта 2020 года.
- ^ «Гирландайо» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ «Гирландайо» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Вазари, Джорджо . «Доменико Гирландайо». Жизнь художников . Архивировано из оригинала 10 марта 2015 года . Проверено 11 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Томан, Рольф [ нужна полная цитата ]
- ^ Кадоган, Жан К., Доменико Гирландайо: Художник и ремесленник , Издательство Йельского университета, (2000), ISBN 9780300087208
- ^ Jump up to: а б с Россетти 1911 год .
- ^ Пассаван, Гюнтер: Скульптуры Веррочио, картины и рисунки (Phaidon. Лондон.1969) стр.45
- ^ Jump up to: а б с д Розенауэр, Артур, Обзор Доменико Гирландайо: Художник и ремесленник Джин К. Кадоган, Mutual Art.com, [1] (сентябрь 2003 г.)
- ^ Вантаджи, Розелла, Сан-Джиминьяно, Город Файн Тауэрс , Плюриграф (1979)
- ^ Jump up to: а б с д свободном доступе : Россетти, Уильям Майкл (1911). « Гирландайо, Доменико ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 922–923. Сноски:
- Биография Гирландайо тщательно разработана в книге Кроу и Кавалькаселле.
- Недавняя немецкая работа по этому вопросу принадлежит Эрнсту Штейнману (1897).
- См. также Codex Escurialensis, альбом для рисования из мастерской Доменико Гирландайоса (тексты и листы) Хюльсена , Адольфа Михаэлиса и Германа Эггера в Sonderschrift des österr. Институт в Вене (2 тома, 1906 г.)
- ср. Т. Эшби в Classical Quarterly (апрель 1909 г.).
- ^ Кадоган, Жан К. и Андреа Муцци. 2003 «Семья Гирландайо». Гроув Арт онлайн .
- ^ Jump up to: а б с Частель 1983 , с. 98.
- ^ Частель 1983 , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Паолетти, Джон Т.; Радке, Гэри М. (2005). Искусство в Италии эпохи Возрождения (3-е изд.). Издательство Лоуренса Кинга. стр. 275–79. ISBN 9781856694391 .
- ^ Биографический словарь Треккани: «Б. умер от чумы 11 января 1494 года во Флоренции и был похоронен в Санта-Мария-Новелла».
- ^ Гольдшайдер, Людвиг, Микеланджело , Файдон, (1953)
Источники
[ редактировать ]- Частель, Андре (1983). Искусство итальянского Возрождения . Великобритания: Коллекция альпийского изящного искусства. ISBN 0-88168-139-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Доменико Гирландайо, на Викискладе?
- Картины Доменико Гирландайо с подробностями о каждой
- ghirlandaio.it , Музеи и выставки Флоренции
- Интернет-галерея искусств
- Гирландайо в виртуальной художественной галерее Паноптикум
- Фрески капеллы Сассетти работы Гирландайо.
- Где найти работы Гирландайо во Флоренции
- Выставка «Гирландайо и ренессансная Флоренция»
- «Итальянская живопись: Флорентийская школа» — каталог коллекции, содержащий информацию о художнике и его работах (см. страницы: 128–137).
- Доменико Гирландайо в Национальной галерее искусств
- Карл Брэндон Стрелке, « Муж скорби (Христос, увенчанный шипами) Доменико Гирландайо (кат. 1176a) [ постоянная мертвая ссылка ] » в коллекции Джона Дж. Джонсона: история и избранные произведения. [ постоянная мертвая ссылка ] , бесплатное цифровое издание Художественного музея Филадельфии.
- Итальянские художники эпохи Возрождения.
- Художники из Флоренции
- Художники-фрески
- 1449 рождений
- 1494 смерти
- Картины Доменико Гирландайо
- Жители Флорентийской республики XV века.
- Церковные фрески в Италии
- Итальянские католики
- Итальянские художники-мужчины
- Художники кватроченто
- Католические художники
- Итальянские художники XV века.