Часовня Сассетти
Часовня Сассетти ( итал . Cappella Sassetti ) — часовня в базилике Санта-Тринита во Флоренции , Италия. Он особенно примечателен своими фресками «Истории святого Франциска» , которые считаются Доменико Гирландайо шедевром .
История
[ редактировать ]Франческо Сассетти (1421–1490) был богатым банкиром и членом окружения Медичи , для которого он руководил банком Медичи . В 1478 году он приобрел часовню Святого Франциска в Санта-Трините после того, как его предложение добавить украшение с изображением святого было отклонено доминиканцами Санта - Мария-Новелла , где у его семьи была часовня (позже также расписанная фресками Гирландайо и ныне известная как капелла Торнабуони ) с 14 века.
Он заказал исполнение фресок самому знаменитому художнику города Доменико Гирландайо . Датой контракта является та, которая подписана рядом с портретами Сассетти и его жены (25 декабря 1480 г.), хотя работа велась только между 1483 и 1486 гг. Центральный алтарь, изображающий Поклонение пастухов , датирован 1485.
Гирландайо изобразил в сценах многочисленных деятелей современного флорентийского общества. Все произведения показывают важность влияния фламандской школы на Гирландайо, в частности Триптих Портинари Гуго ван дер Гуса , вывезенный им во Флоренцию в 1483 году и ныне находящийся в Уффици .
Часовня Сассетти была отреставрирована в 2004 году.
Структура
[ редактировать ]Часовня, как и церковь, в которой она расположена, выполнена в готическом стиле и характеризуется стрельчатой аркой .
Цикл фресок охватывает три стены, обрамленные архитектурными элементами в стиле тромпель . Алтарь также обрамлен расписным мраморным декором. В двух боковых стенах под позолоченной аркой, созданной Джулиано да Сангалло , находятся гробницы Франческо Сассетти и его жены Неры Корси . Сбоку от алтаря находятся коленопреклоненные портреты двух покровителей, Неры Корси слева и Сассетти справа: они направляют свои молитвы к центральному алтарю «Поклонение пастухов» , также работы Гирландайо.
Фрески Гирландайо также можно увидеть на верхней стене трансепта за пределами часовни. Эта территория была оштукатурена в 18 веке, картины были обнаружены заново только в 1895 году, что объясняет их плохую сохранность. Работы за пределами часовни Сассетти приписывают трем братьям Гирландайо (Доменико, Давиду и Бенедетто) и их помощникам. Его перспектива была разработана таким образом, чтобы обеспечить прекрасный вид снизу.
Первая сцена, написанная над часовней, — это « Тибуртинская Сивилла, возвещающая о приходе Иисуса к Августу ». Сивилла, вероятно, является портретом дочери Сассетти, Сибиллы. На пилястре, отделяющем капеллу Сассетти от последующей, находится расписная в стиле гризайль статуя Давида . В своде часовни изображены четыре Сивиллы, окруженные пылающими ореолами и держащими в руках бандероли, описывающие свою пророческую роль, возложенную на них Вергилием :
- Об этом свидетельствует Вергилий Великий, но в свои последние годы;
- Невидимое слово прорастет, если его похлопать.
Гирландайо приписывают только лица Сивилл; тела, вероятно, были казнены в его мастерской.
Истории Святого Франциска
[ редактировать ]Цикл фресок простирается на три стены часовни и включает шесть сцен:
- Отказ от мирских благ
- Подтверждение францисканского правления
- Испытание огнем
- Чудо стигматов
- Смерть Святого Франциска
- Воскрешение мальчика
Гирландайо, возможно, никогда не видел « Истории святого Франциска» в базилике Сан-Франческо в Ассизи , но он наверняка знал истории из капеллы Барди в Санта-Кроче во Флоренции, написанные Джотто в начале 14 века.
Отказ от мирских благ
[ редактировать ]Эта сцена расположена на верхней левой стене и изображает молодого Франциска, который, отказавшись от всех своих активов, публично сняв одежду, находится под защитой епископа Перуджи . Разъяренный отец Фрэнсиса изображен рядом с людьми, которые его удерживают. Действие происходит в североевропейском городе, который был идентифицирован как Женева или Лион , где Сассетти служил Медичи. Второстепенные фигуры могли быть работой братьев и мастерской Доменико.
Подтверждение правила
[ редактировать ]Эта сцена на верхней центральной стене изображает принятие Святого Франциска Папой Иннокентием III в 1209 году в соборе Сан-Джованни-ин-Латерано во время Францисканского ордена одобрения Папой . Фигуры изображены в интерьере собора, поэтому свод часовни напоминает триумфальную арку церкви. Действие происходит во Флоренции, а не в Риме, на заднем плане изображена площадь Синьории , Палаццо Веккьо и Лоджия деи Ланци , на которой в то время не было статуй). Выбор города был намеком на власть и статус, которые взяла на себя Флоренция; в гуманистических кругах его считали новым Римом или Иерусалимом.
Рисунок, находящийся сейчас в Берлине, показывает, что изначально Гирландайо намеревался использовать более традиционную иконографию, следующую за фресками в Санта-Кроче и без портретов. Позже он видоизменил его, разделив живописное пространство на три плоскости: ступени, церковь и фон. Справа, на переднем плане, зять Сассетти, гонфалоньер ди Джустиция Антонио ди Пуччио Пуччи ; Работодатель Сассетти, Лоренцо Медичи ; Сам Франческо Сассетти и его сын Федерико. Лоренцо поднимает руку, чтобы поприветствовать Анджело Полициано , наставника своих сыновей, поднимающихся по лестнице. Это Джулиано , Пьеро и Джованни , будущий Папа Лев X, за ним следуют другие члены Гуманистической Академии Луиджи Пульчи и Маттео Франко . Сассетти указывает на своих старших сыновей по другую сторону лестницы: Галеаццо, Теодоро и Козимо.
Эта картина, считающаяся одним из шедевров Гирландайо, представляет собой наиболее достоверные портреты различных людей XV века, поскольку, в отличие от работ Боттичелли, который также рисовал членов семьи Медичи, они не стилизованы и не кажутся стилизованными. быть идеализированным.
Испытание огнем
[ редактировать ]Эта сцена расположена на верхней правой стене. На нем изображен Святой Франциск, проповедующий султану Аль Айюбидов -Камилю , который попросил его пройти через огонь, чтобы продемонстрировать свою святость. Эта пьеса очень похожа на картину Джотто в Санта-Кроче с султаном в центре, Святым Франциском справа и его братьями-монахами, но с нововведением Гирландайо в виде фигуры на переднем плане, спиной к наблюдателю. Это одна из наиболее выполненных частей цикла.
Чудо стигматов
[ редактировать ]На нижней левой стене изображен святой Франциск, преклонивший колени с распростертыми объятиями и принимающий божественный знак от явления распятого Христа, поддерживаемого группой херувимов. Фреска была выполнена за десять дней. Хотя иконография Гирландайо аналогична работам Джотто в Санта-Кроче, более вероятно, что Гирландайо был вдохновлен мраморным рельефом кафедры Бенедетто да Майано , также в Санта-Кроче. Изображенное чудо произошло в Ла-Верне , замки которой можно увидеть на заднем плане, характеризующемся натуралистической прорисовкой выдающегося качества, включая хорошо выполненного оленя . Справа виден город на озере, причудливое изображение Пизы с ее Дуомо и Пизанской башней .
Смерть Святого Франциска
[ редактировать ]Последняя сцена цикла находится на правой нижней стене и была исполнена за 28 дней. На нем изображен мертвый святой, лежащий на катафалке посреди большой церкви эпохи Возрождения, в окружении многочисленных фигур. То, что композиция заимствована из работы Джотто в Санта-Кроче, ясно видно по различным элементам, включая жесты монахов, хотя Гирландайо добавил различные детали, такие как монументальный фон и разные реакции разных фигур.
Трое человек справа, отец с сыном и племянником, вероятно, связаны с семьей Сассетти. Справа наставник Полициано снова изображен рядом с Бартоломео Фонцио .
Воскрешение мальчика
[ редактировать ]Эта сцена изображает посмертное чудо святого Франциска, связанное с семьей Сассетти и по этой причине расположенное в центре часовни, хотя и не в хронологическом порядке со смертью святого Франциска. На нем изображено воскресение мальчика, погибшего при падении с Палаццо Спини Ферони , дворца на площади, обращенной к Санта-Трините. По мнению некоторых авторитетов, Гирландайо был вдохновлен картиной Мазаччо « Деньги в дань в капелле Бранкаччи».
Воскресший мальчик находится в середине композиции, сидит, сложив руки, на кровати, покрытой драпировками в восточном стиле. Святой Франциск, явившись в виде привидения, благословляет его с неба, в то время как с обеих сторон на сцене присутствует группа людей. Среди изображенных людей — многочисленные деятели современной Флоренции. Пять женщин слева, вероятно, дочери Сассетти, их мужья или невесты видны справа на переднем плане. Последний мужчина в первом левом ряду — сам Гирландайо. Также примечательно присутствие мавританской служанки. Другие фигуры, изображенные справа, включают Мазо дельи Альбицци , Анджело Аччиайоли , Паллу Строцци и Нери ди Джино Каппони . Последние два человека справа — это, вероятно, Полициано и Фонцио.
Сцена также важна, поскольку она подробно показывает внешний вид площади Санта-Тринита в 15 веке, со старым романским фасадом церкви, Палаццо Спини Ферони, все еще напоминающим крепость, и неукрашенным мостом Санта-Тринита . Три фигуры за носилками относятся к помощникам.
Алтарь
[ редактировать ]Картина «Поклонение пастухов» написана в 1485 году. [1] Он признан одним из шедевров Гирландайо, а также одним из флорентийских школ живописи. В работе видно явное влияние фламандской школы : художник изучал Хьюго ван дер Гуса » «Алтарь Портинари , который был привезен во Флоренцию в 1483 году семьей Портинари для церкви Сант-Эджидио. Вдохновение Гирландайо этой работой проявляется в расположении и реалистичной обработке трех пастухов справа, один из которых является автопортретом художника. На рамке надпись «Ipsum quem genuit adoravit Maria» («Мария поклонялась тому, кого родила»).
На фламандскую живопись также повлияло внимание к деталям: каждый объект имеет четкую символическую роль; и хорошо прорисованная воздушная перспектива, где пейзаж плавно переходит в детальное изображение холма и города. Самый дальний город справа — символический Иерусалим с куполообразным зданием; перед ним мертвое дерево, намек на его завоевание. Левый город представляет собой Рим с двумя гробницами «пророческих» императоров, Августа и Адриана (которые в то время считались похороненными под Торре -делле-Милицие ). Однако в городе можно увидеть церковь, напоминающую Санта-Марию-дель-Фьоре , что намекает на роль Флоренции как нового Рима.
Алтарь окружен двумя коленопреклоненными портретами жертвователей .
Сцена происходит на цветущей лужайке, Мария слева на переднем плане стоит на коленях перед Младенцем. Ясли, перед которыми лежит Младенец, представляют собой древнеримский саркофаг с надписью «Ense cadens soly mo Pompei Fulvi[us] augur Numen aitquae me conteg[it] urna dabit», намеком на пришествие Христа через пророчество Фульвий, убит Помпеем Великим во время римского завоевания Иерусалима. В пророчестве говорилось, что из саркофага, в котором хранятся его останки, восстанет Бог, что является отсылкой к победе христианства над язычеством.
Рядом с Марией изображен святой Иосиф , смотрящий вверх, на заднем плане ангел возвещает пастухам о пришествии Христа, а слева длинная процессия волхвов проходит под триумфальной аркой . На арке имеется надпись: «Gn[eo] Pompeo Magno Hircanus Pont[ifex] P[osuit]» («Жрец Гиркан воздвиг [эту арку] в честь Гнея Помпея Великого»). Слева два ближайших волхва смотрят на свет, видимый над крышей хижины, исходящий, возможно, от звезды. За саркофагом находятся бык и осел, символы евреев и язычников .
Три скалы на самом переднем плане намекают на Сассетти, название которых в переводе с итальянского означает «Маленькие скалы». На одном из них восседает щегол Христова , символ Страстей и Воскресения .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дата MCCCCLXXXV видна на капители одной из римских пилястр, поддерживающих крышу хижины.