Библиотека Риккардианы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2017 г. ) |
Библиотека Риккардианы | |
---|---|
Расположение | Адрес: 10 Via Ginori, 50123 Флоренция, Италия — Регион: Тоскана |
Коллекция | |
Размер | 4460 рукописей в переплете, 5620 страниц без переплета, 73342 печатных тома, 725 инкунаблов, 3880 изданий шестнадцатого века, 258 периодических изданий. |
Другая информация | |
Директор | Франческа Галлори |
Веб-сайт | http://www.riccardiana.firenze.sbn.it/index.php/it/ |
Biblioteca Riccardiana — итальянская публичная библиотека под эгидой Министерства культуры , расположенная внутри Палаццо Медичи Риккарди на улице Виа де Джинори, 10 во Флоренции , по соседству с Центральным рыноком и базиликой Сан-Лоренцо . Его главная особенность — сохранение книг, собранных членами семьи Риккарди, и предоставление их в тех же комнатах, которые изначально были предназначены для этой цели. Итак, и сегодня библиотека может похвастаться великолепными книжными полками, аккуратно вырезанными и позолоченными, которые создают атмосферу аристократической библиотеки конца XVII века , все основные черты которой сохранились нетронутыми.
Рядом с этой библиотекой находится Библиотека Морениана; хотя эти библиотеки и связаны друг с другом, они имеют разную историю. Это также два отдельных образования с административной точки зрения, поскольку Морениана находится под эгидой городского совета Флоренции.
Индекс
- Библиотека: ее история и помещения
- Коллекции книг
- Самые ценные произведения
- Режиссеры
- Фотогалерея
- Примечания
- Библиография
- Связанные темы
- Другие проекты
- Дальнейшие ссылки
История библиотеки и ее помещений
[ редактировать ]Библиотека Риккардиана расположена в задней части здания, которое первоначально было Палаццо Медичи (позже и до сих пор известное как Палаццо Медичи-Риккарди ). Дворец был куплен Габриэлло Риккарди (1606–1675) в марте 1659 года. Вход в библиотеку находится на Виа де Джинори.
Замена семьи великих тосканских герцогов владельцами здания с такой богатой историей, как Палаццо Медичи, была своего рода посвящением для Риккарди, которые происходили из скромного происхождения и лишь недавно достигли своего дворянского статуса. В то время, когда наследство Риккарди уступало лишь наследию Медичи , Франческо ди Козимо (1648–1719) решил вложить огромную сумму в 115 000 «скуди» на восстановление, расширение и украшение дворца, который только что купила его семья. . [1] Сначала это привело к полному изменению жизни Риккарди и, в конечном итоге, к их финансовому краху.
Маркиз Франческо решил переоборудовать некоторые комнаты в задней части дворца (на нынешней улице Виа де Джинори), чтобы создать своего рода «частный музей», объединяющий различные семейные коллекции, которые до сих пор хранились в семейном доме на Виа де Джинори. Гуальфонда (в здании, которое сейчас находится на улице Виа Вальфонда, 4 во Флоренции ). Эти коллекции состояли из медальонов, бронзы, драгоценных камней, камей, слоновой кости и произведений ювелирного дела, а также библиотеки, которую начал собирать двоюродный дед Франческо Риккардо Ромоло (1558–1612). Работы по заказу Франческо продолжались около тридцати лет; они были временно остановлены около 1670 г. (для покупки нескольких прилегающих квартир, необходимых для расширения дворца), а затем возобновились быстрыми темпами. В 1689 году, когда эти работы (включая фасад на Виа Ларга) еще не были закончены, была открыта галерея, написанная Лукой Джордано . [2] Поводом стало событие, в котором участвовал весь город, а именно пышные торжества по случаю свадьбы Фердинандо Медичи (старшего сына великого герцога) и Виоланте Беатриче Баварской .
Художниками, ответственными за восстановление и расширение дворца, были (в хронологическом порядке) Фердинандо Такка , Пьер Мария Бальдини и Джованни Баттиста Фоджини . Последнему также было поручено оформление интерьеров, а Луке Джордано (одному из самых почитаемых художников того времени, получившему прозвище «Скорый Лука» из-за его способности быстро рисовать) пришлось украсить потолки основных помещений, т.е. , зал и библиотека. [3]
Галерея и библиотека (последняя соответствует нынешнему читальному залу «Библиотеки Риккардиана») изначально задумывались как единое целое. По этой причине они имеют одну и ту же декоративную программу. Зал (который следует считать позднего барокко Вундеркамерой ) служил величественным вестибюлем, ведущим в библиотеку. [4] Фрески делла Джордано следуют программе, разработанной сенатором Алессандро Сеньи (ученым, секретарем Академии Круска , уважаемым литератором и наставником Франческо). Фреска в зале изображает различные этапы человеческой жизни и ее последствия (либо награды, либо наказания); сцены изображают людей, занятых разнообразной деятельностью, олицетворения четырех времен года и мифологические фигуры на естественном фоне. [5] Вместо этого темой хранилища библиотеки является путь к мудрости, пониманию и знанию. Название этой сцены, также написанной Лукой Джордано (1685 г.), – «Разум понимает истину». По сравнению с фреской в зале эта работа менее сложна и с небольшим количеством фигур, т. е. олицетворение Божества вверху, обнаженной девушки (Истина), Теологии, Разума между Наукой и Философией. внизу. [6] Основной смысл таков: понимание (которое продвигает семья Риккарди) позволяет людям подняться над своим естественным состоянием, возносясь таким образом к свету истины. Последнее связано как с верой (благодаря теологии), так и с наукой, которой мы можем достичь в нашей земной жизни посредством исследований и использования человеческого интеллекта.
Франческо Риккарди также выбрал мебель и породу дерева, из которой будет изготовлена мебель. С этой целью он нанял двух флорентийских мастеров, Томмазо и Джузеппе Стекки, которые должны были доставить древесину и построить книжные полки . Вместо этого для зала, где он устраивал вечеринки, Франческо заказал несколько шкафов, привезенных из Рима , и поставил их рядом с зеркалами, написанными Антоном Доменико Габбиани , Бартоломео Бимби и Пандольфо Рески . [7]
В 1691 году две комнаты внутри библиотеки, известные сегодня как «Зал Эспозиционе» и «Зал Каталого», также были расписаны, чтобы продолжить декоративную программу, которая до сих пор охватывала только самые важные помещения внутри здания. В обоих случаях темой фресок является судьба человека. Художниками, которым было поручено украсить эти комнаты, были Томмазо Назини (1663–1746) и его двоюродный брат Джузеппе Никола (1657–1736). [8] Фреска в Зале Эспозиционе известна как « Геркулес на распутье » (или « Геркулес в саду Гесперид »), а в Зале Каталого изображена «Юпитер, поражающий гигантов своей молнией». [9]
Библиотека Риккардиана была расширена во второй половине XVIII века, после того как иподиакон Габриэлло Риккарди (1705–1798) приобрел в 1786 году дополнительную недвижимость. Настоящий библиофил , Габриэлло построил в неоклассическом стиле то, что сейчас является кабинетом директора. , которую он посвятил Музам и Минерве . Отсылки к классической культуре также можно увидеть в углах потолка, четыре нарисованные камеи которого намекают на древние произведения из полудрагоценных камней с портретами известных философов и поэтов, таких как Цицерон , Вергилий , Гомер и Платон . Внушительные книжные полки, украшающие стены на обоих уровнях кабинета директора и прилегающего к нему Зала Эспозиционе, также относятся к тем же годам; Доступ на второй этаж осуществляется по лестнице, расположенной за вращающимися книжными полками.
Когда в начале XIX века Риккарди обанкротился, семейная библиотека и музей были проданы с аукциона. В связи с аукционом каталог (под названием Inventario e stima della Libreria Riccardi в 1810 году был опубликован ), который распространялся как в Италии , так и в основных городах к северу от Альп . [10] Через два года на аукционе группа книготорговцев (Пиятти, Пагани, Тодини и Казини) купила всю библиотечную коллекцию за 98 тысяч «франши». Вскоре они попытались продать его городу Флоренции за 130 000 «франши». В конце концов было достигнуто соглашение о выплате 110 000 «франши» в течение трех лет. Получив от Министерства внутренних дел разрешение на расходование этой суммы, 29 апреля 1813 года городской совет объявил, что библиотека куплена.
В результате не менее 3590 рукописей , 617 инкунаблов и редких изданий, а также 18 257 печатных томов стали государственной собственностью. Двум библиотекарям Риккарди – Франческо Фонтани и Луиджи Риголи – было поручено отвечать за недавно приобретенную книжную коллекцию; они должны были служить бесплатно и сделать библиотеку доступной для публики. В 1815 году, во времена так называемого «Периода Реставрации», библиотека стала собственностью Великого Герцогства Тосканы и перешла под его контроль. Тем не менее его общественный характер был сохранен и 9 октября того же года он вновь был открыт для публики. Однако все было далеко не так просто, особенно после того, как в 1819 году скончался один из двух библиотекарей, упомянутых в завещании Габриэлло Риккарди – Фонтани. В этот момент единственный библиотекарь, оставшийся во главе Риккардианы – Риголи – был вынужден выступить против проекта целью которого было слияние этой библиотеки с Библиотекой Маручеллиана .
В 1876 году «префетто» Национальной библиотеки Флоренции было поручено также управлять Риккардианой. Он продолжал занимать эту должность до 1884 года. В конце концов, в 1898 году директору Библиотеки Лауренциана было поручено курировать и Риккардиану. После Первой мировой войны Риккардиана была закрыта более двадцати лет, до 1942 года, когда она снова открылась как отдельная библиотека со своей администрацией. Как и все государственные библиотеки, она подчинялась Министерству культуры Италии (в частности, отделу, известному как Direzione Generale Biblioteche e Diritto d'Autore).
Создание книжных коллекций
[ редактировать ]Библиотека может похвастаться значительным количеством книг, состоящих как из печатных томов, так и из рукописей ; в последних хранится множество текстов, которые еще не были опубликованы или должным образом каталогизированы. Поэтому нет ничего необычного в том, чтобы делать новые открытия, читая эти источники. В настоящее время в Риккардиане хранится 4460 переплетенных рукописей и 5620 несвязанных фолиантов, включая коллекции, когда-то принадлежавшие таким ученым, как Джованни Лами , Джован Баттиста Фаджуоли , Лоренцо Мехус и Марио Пьери. Что касается печатных книг, то Риккардиана содержит коллекцию из 73 342 томов, включая 725 инкунаблий и 3880 изданий шестнадцатого века.
Коллекция рукописей показывает, как Biblioteca Riccardiana сумела объединить большое количество необычных частных библиотек (в основном флорентийских и тосканских, датируемых XV и XVI веками), которые семья Риккарди покупала в течение длительного периода времени. При этом Риккарди приобрели значительную часть книжных коллекций, которые первоначально принадлежали таким известным личностям, как Фичино , Ландино , Браччолини , Кринито, Фонцио, Никодемо Франческо Транчедини и Бенедетто Варки , или важным семьям, таким как Пандольфини, Минербетти, Нези, Адимари, и Медичи .
Опись 1632 года сообщает нам, что библиотека Риккарди в то время насчитывала почти 500 книг (включая как рукописные , так и печатные издания). Серьезное изменение произошло, когда после смерти Винчецио Каппони в 1688 году в библиотеку было добавлено более 5000 печатных книг и 249 рукописей . Это пополнение было частью приданого его дочери Кассандры, которая вышла замуж за Франческо Риккарди; это существенно увеличило семейную книжную коллекцию. [11] Тем временем Франческо, помимо получения бывшей библиотеки Каппони, пополнил коллекцию собственной семьи, приобретя множество книг, в основном во время своего большого путешествия и во время проживания в Риме с 1699 по 1705 год. Вернувшись во Флоренцию в семейный дом на Виа Ларга, он заказал описи собственных музейных коллекций. Каталог книг был подготовлен в 1706 году первым библиотекарем Риккарди, священником Филиппо Модесто Ланди (ум. 1756), которого в 1733 году сменил Джованни Лами (1679–1770). В конце концов, Лами опубликовал несколькими выпусками – между 1744 и 1756 годами – то, что можно считать первым алфавитным каталогом рукописей Риккарди.
Четверо сыновей Козимо в своей страсти к книгам пошли вслед за своим дедом Франческо. Особенно это касалось Габриелло (1705–1798). Священнослужитель, а точнее иподиакон, Габриелло сыграл исключительную роль как в увеличении, так и в сохранении семейной библиотеки. Прежде всего он решил отделить судьбу библиотеки от судьбы ее различных коллекций; С этой целью он сделал библиотеку экономически самодостаточной и открытой для публики в обычное рабочее время, а также разрешил выдавать некоторые книги.
Габриелло также реорганизовал Библиотеку Риккардиана в том виде, в каком мы видим ее сегодня. Что касается книг, которые давались взаймы ученым с 1737 г., то подробную информацию можно найти в рукописном реестре, который до сих пор хранится в библиотеке (MS Ricc. 3481). [12] Габриэлло не только покупал книги, но и уделял пристальное внимание их внешнему виду, переплетая их мастерами, которых он знал лично и высоко ценил за их мастерство. Кроме того, привилегированные отношения Габриэлло с религиозными общинами – благодаря его статусу священнослужителя – облегчили ему частую покупку книг. [13]
Книги, которые купил Габриэлло, никогда не классифицировались отдельно; вместо этого все они были добавлены в существующую коллекцию. По этой причине, в отличие от большинства публичных библиотек, Biblioteca Riccardiana до сих пор организована как единое собрание, и ее книги не каталогизированы по нескольким различным описям. Текущий список рукописей в основном такой же, как тот, который зарегистрирован в Inventario e stima 1810 года . [14] По этому случаю две книжные коллекции, составляющие библиотеку Риккарди (одну основал Франческо, другую Габриэлло), были объединены – независимо от их происхождения – и организованы в соответствии со следующей прогрессивной серией:
- Рикк. 1-98: Греческие и еврейские рукописи.
- Рикк. 99-166: Греческие и латинские рукописи.
- Рикк. 167-220: Арабские рукописи.
- Рикк. 221-1001: Латинские рукописи
- От Рикка. 100 и далее: рукописи итальянской классики
С 1810 г. и по настоящее время коллекция рукописей пополнилась благодаря обоим приобретениям; сейчас он состоит из 4460 экземпляров. [15]
Коллекция рисунков
Библиотека Риккардиана владеет 276 рисунками . Эскизы и иллюстрации, до сих пор сохранившиеся в библиотеке, являются остатками наследия, которое изначально было намного больше и богаче и являлось частью той коллекции знаменитых картин, которой по понятным причинам гордилась семья Риккарди. [16] Некоторые рисунки фигур выполнены Джованни Баттистой Фоджини , Джулио Кампи , Бернардино Поччетти , Якопо Чименти (также известным как «Л'Эмполи»), Антоном Доменико Габбиани , Джузеппе Дзокки , Пьером Дандини , Якопо Кьявистелли и другими флорентийскими мастерами семнадцатого века, а также как архитектурные эскизы Доменико Крести (также известного как «Пассиньяно»), братьев Валериани (Джузеппе и Доменико) и других. [17]
Пожертвования
Со временем наследие библиотеки увеличилось как за счет приобретений, так и за счет пожертвований. Среди последних — 134 тома различных драгоценных материалов, которые когда-то принадлежали Джузеппе Дель Россо (подарены в 1831 году), Марио Пьери 55 рукописей и его переписка (1852 год), богатая коллекция политических документов, завещанная Абрамо Басеви в 1873 году, письма (в основном по политическим и литературным вопросам), которые Леопольдо Галеотти оставил в Библиотеке Риккардиана в своем завещании 1879 года.
Среди пожертвований двадцатого века — корреспонденция и книги Никколо Родолико (которые наконец поступили в библиотеку в 2019 году после многолетнего хранения), те, которые когда-то принадлежали Ренато Фучини и Джованни Розади, а также письма Элеоноры Дузе и рисунки Италы (также известной как Миппия) Фучини.
Риккардиане также принадлежат Collezione Segre и Collezione Uzielli (в основном посвященные Франсису Петрарке и географии соответственно). Наконец, в библиотеке хранится коллекция, которая когда-то принадлежала модельеру Сестилии Киостри и двум ее сестрам; он состоит из рисунков, эскизов, фотокопий, кроки и фотографий, относящихся к деятельности этой модной фирмы с 1920-х по 1970-е годы.
Самые ценные произведения библиотеки
[ редактировать ]Среди наиболее замечательных работ — четырнадцать табличек девятнадцатого века на полинезийском языке (MS Ricc. 4125); написанные на обеих сторонах коры дерева, они сообщают о магических/религиозных формулах. Также особого внимания заслуживают три свитка (на греческом, арабском и иврите соответственно, ныне MSS Ricc. I-III). РС. Ricc 1071 содержит одну из самых ранних книг о тосканской кухне ; он был посвящен «братству, ищущему удовольствий», известному как I Dodici Ghiottoni ( «Двенадцать обжор »). Другие рукописи содержат тексты, написанные от руки Петраркой , Боккаччо и некоторыми из величайших гуманистов эпохи Возрождения (такими как Пико делла Мирандола , Леон Баттиста Альберти , Марсилио Фичино и Аньоло Полициано ) или известными художниками, такими как Пьеро делла Франческа и Бартоломео Амманнати .
Не менее впечатляющим является собрание театральных текстов, в котором представлены очаровательные сценические эскизы, в том числе специально сделанные для великого герцога Фердинанда III (MS Ricc. 2444), сценарии для актеров, комедийные сюжеты и другие столь редкие материалы, помогающие мы пролили свет на постановочную технику, театральное производство и ряд связанных с этим вопросов. Также примечателен раздел Данте в Библиотеке Риккардиана, включающий такие рукописи, как Рикк. 1005 г. (также известный как «Риккардиано Брайденсе »), то есть болонская копия « Божественной комедии» , украшенная миниатюрами, состоящая из первых двух книг, то есть «Ада» и «Чистилища» ( вместо этого «Рай» хранится в Biblioteca Braidense в Милане ) с комментарием Якопо делла Лана; МС Рикк. 1035 (краткое описание см. ниже) и MS Ricc. 1040, экземпляр пятнадцатого века, на первой странице которого изображен знаменитый портрет Данте , демонстрирующий те физические черты, которые традиция всегда приписывала ему.
Помимо рукописей , Риккарди также собрал драгоценные инкунабулы, такие как Мануэля Хрисолораса » « Эротематы (возможно, первая книга, когда-либо напечатанная на греческом языке), и знаменитые издания, в том числе ( Библия Савонаролы ред. Ред. 640) , наполненная заметками, написанными в его собственной руке.
Рукописи
- Трактаты Архимеда (Рис. 106): В этой рукописи собрано несколько трактатов Архимеда . Более 200 иллюстрирующих их рисунков на полях (в том числе эскизы различных видов спиралей) выполнены рукой Пьеро делла Франческа , что свидетельствует о внимании этого знаменитого художника к авторам-классикам.
- «Атлантическая Библия» (Рис. 221): Эта рукописная копия Священного Писания первого десятилетия XII века также известна как «Атлантическая Библия» из-за ее необычного размера (908 х 415 мм). Она принадлежит к классу так называемых римских и умбро-римских «гигантских Библий», наиболее известными из которых являются Библии Святой Цецилии, Пантеона , Тоди и Библиотеки Ангелики .
- Фридриха II Псалтирь (Ricc. 323): датируется ок. 1235–1237 гг., этот экземпляр был заказан императором Фридрихом II для своей третьей жены. Его иллюминация, выполненная в типичном южно-итальянском стиле, отличается точными очертаниями византийской моды в сочетании с блестящими цветами и обилием золота в отделке.
- Легенды о Святой Маргарите и Святой Аньезе (Ricc. 453). Этот небольшой, но чрезвычайно изысканный экземпляр, созданный в Болонье в конце XIII века книжным магазином, специализирующимся на изготовлении драгоценных кодексов, должен был быть заказан членами самого высокого ранга.
- Вирджилио Риккардиано (Ricc. 492): Это самая известная рукопись Библиотеки Риккардиана, в книжное собрание которой она вошла не позднее 1706 года. Переписано «Николаем Рикциусом Спинозом» — одним из самых известных переписчиков Флоренции пятнадцатого века. – и иллюстрированный Аполлонио ди Джованни и членами его мастерской, он содержит основные стихотворения Вергилия (то есть « Буколики» , «Георгики » и « Энеиду» ). Точнее, нижние поля рукописи украшены 88 миниатюрами (19 из которых неполные), иллюстрирующими тексты.
- Данте » «Божественная комедия рукой Джованни Боккаччо , датируемый 1360-ми годами, (Рик. 1035): Этот экземпляр основного стихотворения Данте переписан Боккаччо , который также украсил его семью рисунками – на нижних полях листов. – с изображением сцен из ада.
- Данте» « Стихи (Ricc. 1040): Написанный между 1440 и 1450 годами, первый лист этого кодекса (ф. IV) представляет собой знаменитый портрет Данте , демонстрирующий черты лица, которые Боккаччо приписывал ему, возможно, основываясь на погребальном материале. маска поэта.
- Поваренная книга или рецепты приготовления хороших блюд (Рик. 1071): Датированная первой четвертью XIV века, она считается старейшей итальянской кулинарной книгой . Сейчас он содержит 57 рецептов; однако изначально их должно было быть не менее 72.
- ( Джулиано Медичи «Счеты или математический трактат» Ricc. 2669): Эта драгоценная рукопись была заказана Лоренцо «Великолепным» для его сына Джулиано , будущего герцога Немурского. Будучи Liber Abaci ( Книга расчетов ), этот текст дает фундаментальную информацию для изучения коммерции. Тем не менее, этот текст не только является школьным учебником, в котором преподаются основы конкретного предмета, но и несет более тонкое послание, поскольку он восхваляет дом Медичи через гербы и зарисовки, намекающие на сцены из повседневной жизни Флоренции, которые должны быть с основными местными промыслами. Таким образом, иллюминации, украшающие эту рукопись, дают ценную информацию о технике и утвари, использовавшихся во Флоренции во второй половине XV века.
- Франческо Гисольфо Морские атласы (Ricc. 3615–3616): эти богато украшенные шедевры морской картографии , представляющие собой два атласа, созданные генуэзским картографом Франческо Гисольфо, принадлежали семье Медичи . Вероятно, они датируются первой половиной XVI века. МС Рикк. Номер 3616 первоначально был изготовлен для Мартеллисов, но в конечном итоге был подарен Франческо I Медичи (сыну Козимо I ) с сопутствующим посвящением и хвалебным сонетом. МС Рикк. Вместо этого № 3615 на обложке изображен герб под кардинальской шляпой; это может относиться либо к Фердинандо де Медичи (который был избран кардиналом в 1563 году), либо к Джованни де Медичи. Гисольфо, вероятно, черпал вдохновение для своих атласов в более чем семидесяти морских картах, которые мастерская Баттисты Аньезе производила в Венеции с 1536 по 1564 год.
- Рукописная копия книги Макиавелли « Государь » (Ricc. 2603). Переписанная Бьяджо Буонаккорси (ум. 1521), эта рукопись является одной из самых ранних рукописных копий знаменитого трактата Макиавелли до издания 1532 года .
- Трактат об архитектуре или тетрадь для рисования Бартоломео Амманнати (ред. ред. 120): Собранные в течение XIX века без соблюдения какого-либо точного хронологического порядка, эти 114 листов покрыты рисунками, эскизами и заметками, сделанными . рукой Амманнати которые затрагивают такие разнообразные предметы, как математика, геометрия, архитектура, исследования крепостей и системы измерения. Все они задумывались как проекты семьи Медичи , некоторые из которых со временем были реализованы. Среди различных этюдов Амманнати , собранных в этом томе, есть один, посвященный бюсту великого герцога Козимо I (ок. 45r) в классическом стиле.
Печатные книги
- Жизнь Франческо Сфорца (ред. ред. 428): великолепная копия этой биографии, посвященная императору, с богато украшенным фронтисписом.
- Библия с примечаниями Джироламо Савонаролы (ред. ред. 640): этот небольшой текст (украшенный синими и красными инициалами для каждого раздела), хранившийся в монастыре Санта-Лючия в Кампореджи до второй половины XVIII века, имеет множество небольших толкований. автор Савонарола . Ввиду проповедей, которые он произносил, знаменитый доминиканский проповедник исписывал мелкими пометками поля своих богослужебных книг и экземпляров Библии .
- Данте » «Божественная комедия (ред. ред. 691): это первое флорентийское издание комментариями основной поэмы Данте с Кристофоро Ландино и 21 гравюрой на дереве по Сандро Боттичелли рисункам . Скорее всего, Боттичелли является также автором рисунка (крылатая женская фигура, держащая армиллярную сферу, вероятно, отождествляемую с Уранией) в изысканной уменьшенной копии Fiore di virtù (Ricc. 1711, ф. 1v), иллюминированной Антонио. ди Никколо.
Директора
[ редактировать ]- Алессандро Булгарини (1859–1875)
- 1876–1898: Библиотека Риккардиана находится под эгидой Национальной центральной библиотеки Флоренции . Главными библиотекарями Риккардианы являются Просперо Виани (1884–1888) и Саломоне Морпурго (1888–1898).
- 1898 – 1 марта 1942: С административной точки зрения Biblioteca Riccardiana сливается с Biblioteca Medicea Laurenziana .
- Март 1942 г. - апрель 1953 г.: Ирма Мероль Тонди.
- Май 1953 г. - декабрь/январь 1954/1955 г.: Джованни Семерано.
- Январь/февраль 1955 г. - сентябрь 1956 г.: Альберто Джиральди.
- Октябрь 1956 г. - май / июнь 1967 г.: Берта Марачки Бьяджарелли.
- Июнь 1967 – ноябрь 1970: Ирма Мероль Тонди.
- Декабрь 1970 г. - май 1973 г.: Антониетта Морандини.
- Июнь 1973 г. - май 1983 г.: Мария Джоле Миникуччи (в отпуске с 1974 по 1976 год).
- 1983–1985: Карла Гуидуччи Бонанни.
- 1985–1986: Мария Джоле Миникуччи.
- 1986–1995: Мария Прунаи Фальчиани.
- 1996 – 2015: Джованна Лацци.
- 2015–2018: Фульвио Сильвано Стакетти.
- 2018 – настоящее время: Франческа Галлори.
Галерея
[ редактировать ]- Лука Джордано, «Разум понимает истину», фреска, читальный зал Библиотеки Риккардиана.
- Джузеппе Никола и Томмазо Назини, Геркулес на распутье или Геркулес в саду Гесперид, фреска, Библиотека Риккардиана, Зал Эспозиционе.
- Читальный зал Библиотеки Риккардиана.
- Выставочный зал.
- Вид на кабинет директора с балкона библиотеки.
- Джован Баттиста Фоджини, Бюст Винченцио Каппони, читальный зал Библиотеки Риккардиана.
- МС Рикк. 1040, ф. 1т: Портрет Данте .
- МС Рикк. 492, гр. 89r ( Вирджилио Риккардиано ).
- Эд. редкий 120, ф. 45р: Альбом для рисования Бартоломео Амманнати ( бюст Козимо I Медичи в классических доспехах ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ См. Ф. Бюттнер, «Сокращение до современного использования»; вмешательства Риккарди , в ред. Дж. Керубини – Дж. Фанелли, Il Palazzo Medici-Riccardi di Firenze , Флоренция, 1990, стр. 150-152. Об истории семьи Риккарди см. P. Malanima, I Riccardi di Firenze. Семья и наследие в Медичи, Тоскана , Флоренция, 1977 год.
- ↑ Галерею начали украшать в конце 1682 года; его украшение затем было приостановлено более чем на два года и в конечном итоге было завершено в 1685 году. В 1688-1689 годах семейные коллекции были перевезены из дворца на Виа Гуальфонда в новую резиденцию. См. М. Дж. Миникучи, Un tesoro disperso: il museo riccardiano , Флоренция, 1980, стр. 114–121; Я Риккарди во Флоренции и на вилле. Tra fasto e Culture , каталог выставки, Флоренция, 1983, стр. 112–121.
- ^ Франческо Риккарди также поручил Луке Джордано работать над несколькими картинами; некоторые из них в конечном итоге были проданы английскому коллекционеру произведений искусства сэру Денису Махону, тогда как другие попали в различные коллекции. См. Джаннини К. Между «моделью» и «памятью». Пятна Луки для Риккарди и вкус позднего барокко для Инаккомпли в «Тайных комнатах: художники Риккарди». Воспоминания о Луке Джордано и Ольтре , каталог выставки, ред. К. Джаннини и С. Мелони Тркуля, Флоренция, 2005 г., с. 5.
- ^ Вечеринки, которые семья Риккарди часто устраивала в своем дворце, давали возможность открыть не только шкафы с драгоценными камнями, медальонами, бронзой и многими древними монетами (в дополнение к бесценным византийским слоновым костьм, собранным их предком Риккардо Ромоло), но и двери, ведущие в библиотеку. Таким образом, хозяева предоставили гостям возможность полюбоваться выдающейся книжной коллекцией Риккарди.
- ^ Основным источником вдохновения Сеньи для иконографии этих сцен были так называемые Tabulae Cebetis (анонимная греческая поэма об истории человечества, основанная на сложном наборе символов и аллегорий) и иконографический репертуар Чезаре Рипа, Джованни Андреа Альчиати. и Винченцо Картари. См. К. Ацидини Лучинат, La volta della Galleria di Luca Giordano: percorsi terreni, trionfi stellari , in Stanze segrete , каталог выставки, Флоренция, 2005, с. 29.
- ^ См. К. Ацидини Лучинат, Хранилище галереи Луки Джордано: земные пути, звездные триумфы , в Тайных комнатах , каталог выставки, Флоренция, 2005, стр. 52-54.
- ^ О расписных зеркалах см. М. Грегори, Расписные зеркала галереи Риккарди , в Paragone , XXIII, 1972, 267, стр. 74-82; Н. Барболани ди Монтауто, Пандольфо Рески , Флоренция, 1996, стр. 45-46, н. 107; Бартоломео Бимби. Художник растений и животных при дворе Медичи , ред. С. Мелони Тркуля и Л. Тонгиорги Томази, Флоренция, 1998, 64–65.
- ↑ Оба родились в Кастель-дель-Пьяно, прошли обучение в Риме (в мастерской Чиро Ферри), прежде чем переехать в Венецию. В последнее десятилетие XVII века Томмазо работал с Джузеппе Никола не только над украшением Палаццо Риккарди, но также Палаццо Питти и церкви Санта-Мария-дель-Кармине в Пизе. Богатая и сложная рама, окружающая их фрески в Палаццо Медичи-Риккарди, была написана в те же годы Франческо Саккони.
- ^ См. С. Мелони Тркуля, Галактика художников , в «Тайных комнатах» , каталог выставки, Флоренция, 2005, стр. 113.
- ^ Опись и смета книжного магазина Riccardi доступны онлайн в формате PDF по адресу ricardiana.firenze.sbn.it.
- ↑ В память об этом важном завещании бюст Винченцио Каппони работы Джована Баттисты Фоджини и двойной герб Риккарди-Каппони были установлены друг напротив друга на противоположных сторонах библиотеки (соответственно на западе и востоке).
- ^ Об этом см. Дж. Бартолетти, Частная библиотека маркиза Суддекано Габриелло Риккарди. Рукописный сборник , Флоренция, 2017, с. 27.
- ↑ В 1742 году Габриэлло купил в монастыре Монтальве бумаги с автографами Джованни Баттисты Фаджуоли, в том числе его знаменитый 27-томный дневник, в котором содержится множество информации о флорентийском обществе и культуре того времени. Несколько лет спустя, в 1748 году, он купил в монастыре Санта-Марта ценнейшую серию романских кодексов (многие из них «атлантического» типа, названные так из-за их больших размеров). Он также купил всю библиотеку Дони (включающую 937 рукописей), а также группы рукописей, в том числе некоторые очень старые, из книжных коллекций нескольких важных флорентийских семей, таких как Строцци, Даванцати, Сальвини, Кваратези и Де Риччи. Кроме того, ему удалось получить автографы выдающихся ученых восемнадцатого века, среди которых Джованни Лами и Лоренцо Мехус. Переписка последнего в девяти томах вошла в состав Biblioteca Riccardiana. Как будто этого было недостаточно, Габриелло также приобрел 3349 книг (как рукописных, так и печатных изданий, из которых 1200 были аннотированы) в библиотеке Антона Марии Сальвини. Наконец, он купил рукописи в библиотеке гуманиста Никодемо Транчедини и получил в дар книги, принадлежавшие Джузеппе и Бенедетто Аверани.
- ^ См . «Инвентаризация и смета книжного магазина Riccardi» , доступные онлайн в формате PDF по адресу ricardiana.firenze.sbn.it.
- ^ Лами Хотя Catalogus Codicum Manuscriptorum (1756 г.) и Inventario e stima (1810 г.) по-прежнему служат наиболее полезными введениями в коллекцию рукописей Риккардианы, для позывных Ricc. 1002–1700 гг. Основной печатный каталог - это каталог, отредактированный в 1900 г. Саломоне Морпурго. Для звонков на номера Ricc. 3235-3421 см. каталог под редакцией Марии Фальчиани Прунай. Более позднюю оценку см. в: G. Bartoletti, La libreria privata del Marchese Suddecano Gabriello Riccardi. Il Fondo Manoscritti , Флоренция, 2017.
- ↑ Рисунки, которые в настоящее время принадлежат библиотеке, представляют собой лишь небольшой процент того, что когда-то принадлежало Риккарди, вместе с работами, написанными в основном теми же художниками, которых они наняли для украшения семейного дворца. Помимо рисунков, которые до сих пор можно увидеть в Библиотеке Риккардиана, в семейную коллекцию, вероятно, входили эскизы Луки Джордано для фресок, которые он выполнил в галерее и читальном зале библиотеки. См. К. Джаннини, Fra «modello» e «ricordo». Le macchie di Luca per i Riccardi e il gusto tardo barocco per l'Innacompli , in Stanze segrete , каталог выставки, Флоренция, 2005, с. 5.
- ^ Полный каталог рисунков Библиотеки Риккардианы см. в «Чертежи Флорентийской библиотеки Риккардиана» , каталог выставки, изд. М. Кьярини, Флоренция, 1999 г.
Библиография
[ редактировать ]- К. Ачидини Лучинат, Реставрации Палаццо Медичи-Риккарди. Ренессанс и барокко , Чинизелло Бальзамо, изд. Сильваны, 1992.
- Н. Барболани ди Монтауто, Пандольфо Рески , Флоренция, 1996 год.
- Дж. Бартолетти, Частный книжный магазин маркиза Суддекано Габриелло Риккарди. Коллекция рукописей , Флоренция, издательство Флорентийского университета, 2017.
- Дж. Бьяджи, Историческая, библиографическая и статистическая информация из Флорентийской библиотеки Риккардиана в MDCCCXCVIII , Рим, 1900.
- Библиотека Риккардиана во Флоренции. Окружающая среда, коллекции, услуги , под ред. Г. Лацци, Флоренция, Полистампа, 2009.
- Библиотеки Риккардиана и Морениана в Палаццо Медичи Риккарди , ред. Дж. Чиприани, Г. Лацци и В. Фратичелли, Фьезоле, 1998 г.
- Ф. Бюттнер, «Сведенный к современному использованию»: вмешательства Риккарди , в Г. Керубини – ред. Г. Фанелли, Il Palazzo Medici-Riccardi di Firenze , Флоренция, 1990, стр. 150–152.
- Риккардиан Дантес: слова и цифры , каталог выставки (Флоренция, Biblioteca Riccardiana, 26 ноября – 30 декабря 1988 г.), ред. Г. Лацци – Г. Савино, Флоренция, Полистампа, 1996 г.
- Чертежи Флорентийской библиотеки Риккардиана , каталог выставки, изд. М. Чайрини, Флоренция, 1999 г.
- М. Грегори, Расписные зеркала галереи Риккарди , в «Парагоне», XXIII, 1972, 267, стр. 74–82.
- Опись и смета книжного магазина Riccardi доступны онлайн в формате PDF по адресу ricardiana.firenze.sbn.it.
- Дж. Ландо Пассерини, Риккардианский дворец Медичи и его недавние реставрации , Турин, Unione Tipografico Editrice, 1913.
- П. Маланима, Флорентийский Риккарди. Семья и наследие Медичи в Тоскане , Флоренция, Л.С.Ольшки, 1977.
- Р. Миллен, Лука Джордано в Палаццо Риккарди , в «Парагоне», 1974, 289, стр. 22–46.
- Р. Миллен, Лука Джордано в Палаццо Риккарди. 2. Масляные зарисовки , Флоренция-Мюнхен, 1976, стр. 295–312.
- Р. Миллен, Палаццо Медичи в Палаццо Риккарди: расширение фасада вдоль Виа Ларга , в «Mitteilungen des Kunsthistorisches Institutes во Флоренции», 31, 1987, 1, стр. 81–120.
- Живая миниатюра: коды, факсимиле, современные миниатюристы , каталог выставки (Флоренция, Biblioteca Riccardiana, 31 мая – 26 июля 2013 г.), изд. Г. Малафарина, Падуя, 2013 г.
- М.Дж.Миникуччи, Любовь к книгам и мирскому во дворце Риккарди , в Miscellanea di studi в честь Анны Сайтты Ревиньяс , Флоренция, Л.С.Ольшки, 1978.
- М. Дж. Миникучи, Библиотека на аукционе: Риккардиана , Флоренция, 1979.
- М. Дж. Миникуччи, маркиз Франческо Риккарди. Исследования молодежи, опыт путешествий, дипломатическая деятельность основателя библиотеки Риккардиана, Флоренция, Л.С.Ольшки, 1985.
- М. Дж. Миникуччи, К истории библиотеки Риккардианы. Библиотекарь Луиджи Риголи и нереализованный проект , в «Деяниях и воспоминаниях Тосканской академии наук и письмах La Colombaria» , 52, 1987, стр. 203–226.
- М. Дж. Миникучи, Потерянное сокровище: Риккардианский музей , в Трудах Третьего Международного конгресса друзей музеев (Флоренция, 6-11 июня 1978 г.), Флоренция, 1980, стр. 114–121.
- С. Морпурго, Риккардианские кодексы Божественной комедии , Рим, 1893.
- Дворец Медичи-Риккарди во Флоренции , ред. Дж. Керубини – Дж. Фанелли, Флоренция, Джунти, 1990.
- М. Прунаи Фальчиани, Библиотека Риккардианы , в Biblioteche d'Italia , Рим, 1991, стр. 93–103.
- М. Прунаи Фальчиани, Библиотека Риккардианы от семейной библиотеки к публичной библиотеке , в книге «Книжные активы, клиенты и художники во флорентийских коллекциях» , Флоренция, 1987, стр. 205–217.
- М. Прунаи Фальчиани, Факты и преступления Риккардо. Полтора века реставраций , в Академиях и библиотеках Италии , 56, 1988, 3, стр. 5–16.
- Риккарди во Флоренции и на вилле. Между великолепием и культурой , каталог выставки, Флоренция, 1983 год.
- Б. Санти, Палаццо Медичи-Риккарди , Флоренция, Бекокчи, [1983].
- Секретные комнаты: художники Риккарди. Воспоминания о Луке Джордано и Ольтре , каталог выставки (Флоренция, Палаццо Медичи-Риккарди, 15 апреля — 17 июля 2005 г.), ред. К. Джаннини и С. Мелони Тркуля, Флоренция, 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Biblioteca Riccardiana. Архивировано 15 апреля 2021 г. на Wayback Machine. официальном сайте
- Цифровая витрина
- Каталоги
- Каталог печатной продукции
- Онлайн привязки
- БНКФ Опак
- Манус Онлайн
- Реестр итальянских библиотек
- Министерство культуры (МИК)
- Библиотеки во Флоренции
- Культура во Флоренции
- Партнеры Всемирной цифровой библиотеки
- Палаццо Медичи Риккарди
- Национальные библиотеки Италии
- 1600 заведений в Великом Герцогстве Тоскана
- 1600 заведений в Италии
- Здания и сооружения, построенные в 1600 году.
- 1600 в литературе
- Образовательные организации, основанные в 1600-х годах.
- Организации, основанные в 1600 году
- Библиотеки, основанные в 16 веке.