Вилла Гамберая
Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Июль 2023 г. ) |
Расположение | Флоренция - Италия |
---|
Вилла Гамберая
[ редактировать ]Вилла Гамберайя, построенная в тосканском стиле флорентийским джентльменом-торговцем Заноби Лапи в начале 1600-х годов, расположена на склоне холма Сеттиньяно, с видом на город Флоренцию , Италия, и окружающую долину Арно. [Инжир. 1 Вид с верхней террасы] [1]
Вилла славится уникальным дизайном своих садов, первоначально заложенных Заноби Лапи и его племянниками в первой половине семнадцатого века и сохранившихся до сих пор с небольшими серьезными изменениями. [2] По словам Эдит Уортон, Гамберая была «вероятно, самым совершенным примером искусства производить большой эффект в небольших масштабах». [3] Этот дизайн вдохновил ландшафтных и садовых архитекторов всего мира, в том числе Чарльза Платта, А.Э. Хэнсона и Эллен Шипман в США, а также Сесила Пинсента и Пьетро Порчинаи в Италии и Великобритании. [4] В 2010 году Гамберая была выбрана в качестве модели для «Тосканского сада RCSF», воссозданного в Снаг-Харборе, Стейтен-Айленд, Нью-Йорк. [5]
История
[ редактировать ]Начало
Первое упоминание о собственности датируется концом четырнадцатого века и относится к дару Джованни Беноццо в 1398 году фермы и дома в месте под названием Гамберайя от аббатисы Сан-Мартино-а-Менсола. Топоним «гамберая», вероятно, относится к выращиванию пресноводных креветок в местных прудах. В течение пятнадцатого и шестнадцатого веков дом с землей, частично возделываемой, частично засаженной виноградниками, принадлежал семье Гамберелли: Маттео, его сыновьям, среди которых известные скульпторы и архитекторы Антонио и Бернардо «Росселлино», и их потомкам. . [6]
Эпоха ляписа, 1610–1718 гг.
В 1610 году поместье было приобретено Заноби Лапи, богатым и образованным флорентийским купцом, имеющим связи при дворе Медичи, и именно он и его племянники отвечали за строительство виллы на фундаменте более раннего дома синьоре . и последующая планировка садов. Свидетельства владения и покровительства лапи видны в надписи на архитраве двери у восточного входа на виллу («Zenobius Lapius erexit acfundavit AD MDCX») и в геральдических львах, вырезанных на вазах над воротами деревенского габинета. и в рельефных скульптурах нимфея ( или «грота Нептуна»). В документах времен Заноби упоминаются лимонайя , лужайка и илексовый лес, которые остаются важной частью плана сада, а также каналы, по которым вода из источников над нимфеем подается к нескольким фонтанам, сложная гидравлическая система, которая функционирует до сих пор. . Архитекторы, построившие виллу и реализовавшие масштабный инженерный проект, расширивший главную террасу виллы на юг, создав таким образом длинную ось с севера на юг поля для боулинга и территорию партера, не установлены. Однако недавние исследования указывают на флорентийские архитектурные традиции Бартоломео Амманнати, Бернардо Буонталенти и Джованни Баттиста Каччини, а также на влияние в садах и гротах театрального дизайнера Джулио Париджи. [7]
Эпоха Каппони, 1718–1854 гг.
В 1718 году, когда состояние выживших Лапи ухудшилось, собственность была разделена между семьями Каппони и Черретани. Вилла с ее садами перешла к Пьеро и Винченцо Каппони, которые взялись за ее реставрацию. Карта поместья Каппони, или кабрео , датируемая примерно 1725 годом, документирует их улучшения и украшения, в частности, добавление бюстов и статуй (аллегорий времен года) в деревенский габинетто . [8] На гравюре Джузеппе Дзокки, включенной в его «Ведуте делле Вилле и другие луга делла Тоскана» 1744 года, изображен ее красивый фасад, обращенный к Флоренции, ряд террас, на которых были построены дом и сады, недавние посадки молодых растений. кипарисы вдоль подъездной дороги и южного края садовой аллеи, а также фонтан. На двух других гравюрах изображены входные ворота на Виа дель Росселлино и проселочные дороги, огибающие виллу на северо-востоке. Гравюры Зокки пользовались особой популярностью среди посетителей Гранд-тура и свидетельствуют о растущем международном престиже Гамберайи.
Вторая половина девятнадцатого века
После продажи виллы в 1854 году последним владельцем Каппони Пьетро Фавро из Гваделупы, [9] собственность перешла к членам семьи Д'Утрело и, в свою очередь, к Фаццини, но с 1890-х годов ею, похоже, стали все больше пренебрегать. Карло Плаччи, Серж Волконский и Габриэле Д'Аннунцио, посетившие сады в 1890-х годах, отметили признаки упадка – хотя они также ощущали его таинственную, поэтическую атмосферу.[i] На самом деле это была сама тишина и спокойствие сада. место, которое привлекло румынскую принцессу Екатерину Жанну Гику, сестру королевы Сербии Натали, и вдохновило ее на покупку виллы в 1896 году. [10]
Женщины Гамберайи, 1896–1952 гг.
В последующие годы, с 1898 по 1900 год, принцесса Гика предприняла самое смелое вмешательство в сад с момента его создания – и единственное крупное нововведение на сегодняшний день – заменив старые клумбы партера Каппони, которые к тому времени превратились в простой сад. огород с элегантными зеркальными бассейнами, окаймленными яркими цветущими растениями. Хотя изначально новый дизайн вызвал как критику, так и аплодисменты, [11] Партер вскоре стал знаковым элементом Гамберайи, его рисовали, фотографировали и изучали художники, архитекторы и любители сада со всего мира.
Сады также были излюбленным местом сбора друзей и семей г-жи Гики и ее американской спутницы, художницы Флоренс Блад, а также англо-американских и европейских эмигрантов, поселившихся на холмах Сеттиньяно и Фьезоле, в том числе Бенарда. и Мэри Беренсон на вилле I Tatti, Джанет Росс на Poggio Gherardo, Вернон Ли на Il Palmerino, а также Сибил Каттинг и Джеффри Скотт на вилле Медичи. Среди соседей и посетителей также были Лео и Нина Штайн, Нейт Бойс и ее муж Хатчинс Хэпгуд, художник Эдвард Брюс, художник по сцене и костюмам Леон Бакст, скульптор Адольф фон Хильдебранд, коллекционеры Сезанна Эджисто Фаббри и Чарльза Лезера, а также Артур Эктон. . Как позже вспоминал Бернард Беренсон, «в течение многих лет Гамберайя оставался одним из фари [ маяков], одним из прибежищ моей жизни». [12]
Однако вскоре Первая мировая война и русская революция нарушили неторопливый и относительно беззаботный образ жизни двух женщин в Гамберайе. В 1925 году Флоренс Блад умерла после продолжительной болезни, заразившейся во время ее службы в больнице во Франции во время войны, и принцесса Гика, потерявшая большую часть своих земель и доходов во время русской революции, продала виллу и переехала в дом поменьше неподалеку. Говорили, что она не одобряла изменения, которые в партере внесла новая владелица, американка Мод Касс Ледьярд, вдова немецкого дипломата барона фон Кеттелера, где цветущие границы бассейнов были заменены подстриженным коробом. и скульптурные тисы и кипарисы, создающие более формальный, вечнозеленый и архитектурный эффект в стиле неоренессанса.
Во время Второй мировой войны вилла была экспроприирована фашистским правительством (вместе с другой собственностью по всей Италии, принадлежавшей евреям и гражданам «вражеских наций») и частично оккупирована Военным географическим институтом Флоренции, а частично, с весны 1944 года, немецкое командование. В августе он был разрушен пожаром, устроенным отступающими немецкими войсками, уничтожившим большую часть внутренних помещений. В 1952 году баронесса фон Кеттелер, вернувшаяся в Штаты, передала в дар Ватикану имущество, которое она оставила в руках своего смотрителя.
Новейшая история, с 1954 г. по настоящее время.
Недавняя история поместья связана с именем Марчелло Марки, флорентийского промышленника, который приобрел виллу у Ватикана в 1954 году и который тесно сотрудничал с архитектором Рафаэлло Тринчи над перестройкой и обновлением дома, а также восстановлением садов. В 1956 году они были объявлены национальными историческими и художественными значимыми и открыты для публики. Десять лет спустя американский архитектор и фотограф венгерского происхождения Бальтазар Кораб увековечил сады в своем знаменитом фотоэссе «Гамберая» . [13]
В 1994 году собственность перешла к Франке Марки (ум. 1998) и ее мужу Луиджи Залуму, которые продолжили улучшать и улучшать виллу и сады, а также предоставлять место для проведения частных мероприятий и культурных инициатив.
Галерея
[ редактировать ]- Полуцикл
- Водный партер
- Деревенский кабинет
- Нимфей
- Вид с верхней террасы
Выберите библиографию
[ редактировать ]История и дизайн виллы и садов
Вилла Гамберайя : Источники и интерпретации , специальный выпуск «Исследований по истории садов и спроектированных ландшафтов» , 22 (2002), приглашенный редактор, П. Осмонд.
Включает эссе о Гамберайе Марио Бевилаква, Марчелло Фаджиоло, Майи Гахтан, Маргариты Капуто, Патрисии Осмонд, Винченцо Каццато.
Возвращение к Гамберайе: Антология эссе , изд. с предисловием, введением и примечаниями П. Дж. Осмонда
Включает исторические эссе о Гамберайе (1901–1973) Джанет Росс, Эдит Уортон, Э. Марча Филлиппса (с фотографиями Чарльза Лэтэма), Х. Иниго Триггса, Генри В. Хаббарда, Джеффри Джеллико (с рисунками Дж. К. Шеперда), Джорджина Массон и Гарольд Эктон с введением, предисловиями к каждому эссе и примечаниями.
Джудит Киннард, «Вилла Гамберая в Сеттиньяно: улица в саду», Журнал истории сада 6 (1986): 1–18.
Джан Лука Симонини. «Сад Гамберая и дополнение Кэтрин Жанны Гика», Urban History 85 (1998) 151–70.
Луиджи Зангери. «Пьетро Порчинай и Ла Гамберайя», в книге «Сады двадцатого века: работы Пьетро Порчинаи» , изд. Мария Кьяра Поццана (Флоренция: Алинея, 1998), 131–138.
_____________. «Исламские влияния в европейском садовом искусстве на примере виллы Гамберая», в журнале «Исторические сады сегодня » , изд. М. Роде и Р. Шоманн (Лейпциг: 2003), 52–57.
Путеводители
Мариакьяра Поццана, Вилла Гамберая (Флоренция: Edizioni Casalta, 2015).
Фотографические исследования
Бальтазар Кораб, Гамберая . Фотоэссе с текстом Гарольда Эктона. (Флоренция: Centro Di, 1971).
Примечания
[ редактировать ]- ^
Ссылка на изображение: вид с верхней террасы
- ^ Марио Бевилаква, «К истории виллы Гамберая: вопросы патронажа», Исследования по истории садов и спроектированных ландшафтов [далее SHGDL ] 22 (2002) 4-16; Марчелло Фаджиоло, «Сад Гамберая в Сейченто: Тайны вод, стихий и землетрясений», Там же, 17–33; Маргарита Капуто, «Постоянство и изменение», Там же, 56–67.
- ^ Эдит Уортон, Итальянские виллы и их сады (Нью-Йорк, 1904), перепечатано в книге «Возвращение к Гамберайе: Антология эссе» , изд. Патрисия Дж. Осмонд (Флоренция, 2004 г.; версия 2014 г.), 31–36 в 33 года.
- ^ Винченцо Каццато, «Повторное открытие виллы Гамберая в изображениях и проектах начала 1900-х годов», SHGDL 22 (2002) 80-99. См. также Маргариту Ацци Визентини, «Итальянский сад в Америке 1890-1920-х годов», в книге Ирмы Б. Яффе, изд. Итальянское присутствие в американском искусстве, 1860-1920 (Нью-Йорк, 1989), чья книга была разработана, чтобы привить американцам более тонкое понимание итальянского садового искусства. Об Эллен Шипман см. Джудит Б. Танкард, Эллен Шипман и американский сад (Афины, Джорджия, ред. 2018 г.); о Сесиле Пинсенте, Этне Кларк, «Бесконечность граций: Сесил Росс Пинсент, английский архитектор в итальянском пейзаже» (Нью-Йорк, 2013); о Порчинаи, Пьетро Порчинаи, Architetto del giardino e del paesaggio (Милан, 1991).
- ^ Сад был спроектирован итальянским архитектором Мариэллой Цоппи. https://snug-harbor.org/botanical-garden/tuscan-garden .
- ^ Алессандро Карлино, Вилла Гамберая. Сеттиньяно, пер. П. Осмонд (Флоренция, 2014). В документах того периода она описывается как «Вилла Синьориле, расположенная в Пополо ди Сан Мария а Сеттиньяно Потестерия дель Галлуццо и в месте Лега дель Баньо под названием Гамберайя».
- ^ Бевилаква, цит. н. 1; Фаджиоло, цит. н. 1.
- ^ Майя Гахтан, «Стоя на садовой стене или собираясь в« деревенском кабинете »: сезонная скульптура на вилле Гамберая», SHGDL 22 (2002) 34-55.
- ^ Филипп Нучо-Троплен, Мюрат: Семья Мари-Галант и ее жилище (Париж, 2013).
- ^ О Pr.ss Ghyka, мисс Флоренс Блад и баронессе фон Кеттелер см. Osmond, Revisiting the Gamberaia , «Введение» и «Биографические заметки».
- ^ Эдит Уортон критиковала нововведение, которое, по ее мнению, не гармонировало с остальной частью сада (Уортон, в «Итальянских виллах» , перепечатано в «Возвращение к Гамберайе» , 33). Эвелин Марч Филлипс, однако, хвалит талант и воображение г-жи Гики и мисс Блад, которые, возможно, также сыграли свою роль в создании нового партера (Филиппс, «Гамберайя», « Сады Италии», с фотографиями Чарльз Лэтэм (190), перепечатано в книге «Возвращение к Гамберайе» , 37–48, в 39.
- ^ Бернард Беренсон, Закат и сумерки: Из дневников 1947-1958 годов , изд. Ники Мариано (Лондон, 1964), 65–66.
- ^ Гамберая . Фоторепортаж с текстом Гарольда Эктона (Флоренция, 1971).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Патрисия Осмонд, «Вилла Гамберая, Сеттиньяно» — с библиографией .
- Официальный сайт Виллы Гамберая.
- «Вилла Гамберая: интерпретирующий текст», под ред. П. Осмонд, в Катене, Цифровой архив исторических садов и ландшафтов, Центр аспирантуры Барда (Нью-Йорк, около 2005 г.). Катена: Цифровой архив исторических садов + пейзажей (bard.edu)
- «Гамберайя» в книге Тейлора и Фрэнсиса, SHGDL 22 (2002). Интернет: https://www.tandfonline.com/action/doSearch?AllField=gamberaia&SeriesKey=tgah20&content=standard&target=default&queryID=46%2F5092643766&AfterYear=2002&BeforeYear=2002 .