Сады Боболи
Сады Боболи | |
---|---|
Тип | Сад удовольствий |
Расположение | Флоренция, Италия |
Координаты | 43 ° 45'45 "N 11 ° 14'54" E / 43,76250 ° N 11,24833 ° E |
Область | 45 000 квадратных метров (11 акров) |
Веб-сайт | www |
Сады Боболи ( итал . Giardino di Boboli /'bo.bo.li/) — исторический парк города Флоренции , открытый для публики в 1766 году. Первоначально спроектированный для Медичи , он представляет собой один из первых и самых важные образцы итальянского сада , которые позже послужили источником вдохновения для многих европейских дворов. Статуи разных стилей и периодов, древних и ренессансных, усеивают сад. Здесь также есть большие фонтаны и искусственные пещеры, в частности грот, построенный художником, архитектором и скульптором Бернардо Буонталенти между 1536 и 1608 годами.
История и планировка
[ редактировать ]Сады, расположенные прямо за дворцом Питти , главной резиденцией Медичи великих герцогов Тосканы во Флоренции , являются одними из первых и наиболее известных формальных итальянских садов 16-го века. Садовый стиль середины XVI века, в том виде, в котором он был здесь развит, включал в себя более длинные осевые застройки, широкие гравийные аллеи, значительный «построенный» элемент камня, щедрое использование скульптур и фонтанов, а также множество деталей, скоординированных в полу -Частные и общественные пространства, наполненные классическими акцентами: гроты , нимфеи , садовые храмы и тому подобное. Открытость сада с обширным видом на город была нетрадиционной для своего времени. Сады были очень роскошными, учитывая, что доступ к ним был запрещен никому, кроме ближайших родственников Медичи, и, как известно, в садах никогда не проводилось никаких развлечений или вечеринок.
Сады Боболи были заложены для Элеоноры ди Толедо , жены Козимо I Медичи . [1] Название может быть искажением слова «Боголи». [2] или «Борголи», [3] возможно, имя семьи, ранее владевшей этой землей. [4] едва начал первый этап. Никколо Триболо [1] когда он умер в 1550 году, после чего строительство продолжил Бартоломео Амманати . Джорджо Вазари участвовал в планировании, а Бернардо Буонталенти создал скульптуры. [5] а также сложная архитектура грота во дворе, отделяющего дворец от сада.
В саду отсутствует природный источник воды. Для полива растений был построен трубопровод для подачи воды из близлежащей реки Арно в сложную ирригационную систему. [1]
Основная ось, сосредоточенная на заднем фасаде дворца, поднимается на холме Боболи из глубокого амфитеатра ; [5] его форма напоминает половину классического ипподрома или ипподрома. В центре амфитеатра, довольно маленький по своему положению, находится древнеегипетский обелиск Боболи. [1] привезен с виллы Медичи в Риме. Эта главная ось заканчивается фонтаном Нептуна (известным непочтительным флорентийцам как «Фонтан вилки» от трезубца Нептуна); Скульптура Нептуна работы Столдо Лоренци видна на фоне горизонта, когда посетитель поднимается по склону.
Джулио Париджи проложил длинную вторичную ось, Виоттолоне или Кипрскую дорогу, под прямым углом к главной оси. Эта дорога вела через ряд террас и водных сооружений, главным из которых был комплекс Изолотто с боскетами по обе стороны, а затем вела к выходу из садов почти у Порта Романа, которые были одними из главных ворот город-крепость. В 1617 году Париджи построил Грот Вулкана ( Grotticina di Vulcano вдоль этой оси ).
Сады прошли несколько этапов работ по расширению и реструктуризации. В 17 веке они были расширены до нынешних размеров в 45 000 метров² (111 акров). [5] Сады Боболи превратились в музей садовой скульптуры под открытым небом, в котором представлены римские древности, а также произведения 16 и 17 веков.
На первом этапе строительства амфитеатр был вырыт на склоне холма за дворцом. Первоначально сформированный из обрезанных краев и зелени, он позже был формализован путем перестройки из камня, украшенного статуями, основанными на римских мифах, такими как Фонтан Океана (вылепленный Джамболоньей , позже перенесенный в другое место в том же саду). Малый грот Мадамы и Большой грот были начаты Вазари и завершены Амманнати и Буонталенти между 1583 и 1593 годами. [5]
Даже во время реставрационных работ в 2015 году статуи Большого грота все еще были выставлены на обозрение; они являются определяющими примерами маньеристской скульптуры и архитектуры. Грот, украшенный внутри и снаружи сталактитами и изначально оснащенный гидротехническими сооружениями и пышной растительностью, разделен на три основные части. Первый был расписан фресками, чтобы создать иллюзию естественного грота — убежища, позволяющего пастухам защититься от диких животных; Первоначально здесь находились «Узники Микеланджело » (теперь замененные копиями), статуи, которые сначала предназначались для гробницы Папы Юлия II . В других комнатах грота находятся Джамболоньи знаменитая «Купающаяся Венера» и группа « Париж и Елена» XVIII века работы Винченцо де Росси .
Фонтан Нептуна
[ редактировать ]На склоне холма над амфитеатром находится двойной пандус, ведущий к фонтану Нептуна . Его главной особенностью является большой бассейн с центральной бронзовой статуей Нептуна , сделанный Столдо Лоренци где-то между 1565 и 1568 годами. Фонтан был построен одновременно со своим более известным аналогом, Амманнати Фонтаном Нептуна , который находится на углу Палаццо. Веккьо на площади Синьории в центре Флоренции. Выше на склоне холма находится статуя Изобилия ( Довиция ). В совокупности эти произведения кажутся отсылкой к легенде, в которой боги Афина и Нептун соревнуются за роль покровителя Афин. В этой легенде Нептун ударяет своим трезубцем по земле, в результате чего из нее бьет вода. [6]
Фонтан Баккино
[ редактировать ]Фонтана дель Баккино - это скульптурное произведение 1560 года Валерио Чоли (1529–1599), представляющее собой статую, похожую на знаменитого карлика -шута при дворе Козимо I Медичи, великого герцога Тосканы , Нано Морганте, созданного по образцу Вакха и верхом на лошади. черепаха . [7] В 1572 году статую превратили в фонтан. [8]
Островок
[ редактировать ]Изолотто представляет собой остров овальной формы в огороженном деревьями пруду, расположенный почти в конце альтернативной оси Виоттолоне. В центре острова находится Фонтан Океана, а в окружающем его рву – статуи Персея и Андромеды (школа Джамболоньи ). Изолотто было заложено Джулио и Альфонсо Париджи около 1618 года.
Галерея
[ редактировать ]- Амфитеатр
- Островок'
- Флоренция. Вид из садов Боболи , Жан-Батист-Камиль Коро , после 1834 года.
- Группа Париса и Елены работы Винченцо де Росси в гроте Буонталенти.
- Маньеристские горельефы в гроте Буонталенти.
- Фонтан Нептуна
- Фонтан Баккино
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Сады Боболи . Британская энциклопедия. 2007.
- ^ Сольдини, Франческо Мария (1789). Королевские сады Боболи в плане и статуях . неизвестный. п. 3 . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ «Сады Боболи во Флоренции: посетите сад Боболи за Палаццо Питти во Флоренции» .
- ^ Хибберт, Кристофер (1979). Взлет и падение дома Медичи . Пингвин Букс Лимитед. п. 271. ИСБН 9780141927145 . Проверено 28 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Зуккони, Гвидо (1995). Флоренция: Архитектурный путеводитель (переиздание 2001 г.). Сан-Джованни Лупатото (VR): Арсенале Эдитрис.
- ^ Итальянский сад: искусство, дизайн и культура , статья: Тяжелые времена во Флоренции в стиле барокко: Сад Боболи и управление общественными работами великого герцога, Малкольм Кэмпбелл, редактор: Джон Диксон Хант, стр. 178.
- ^ «Гном Морганте из сада Боболи» . Галерея Фрилли . Архивировано из оригинала 3 августа 2021 года . Проверено 14 августа 2021 г.
- ^ Фрей, Анжелика (29 марта 2021 г.). «Морганте: изображения шута эпохи Возрождения, ставшего герцогом» . Искусство и объект . Архивировано из оригинала 3 августа 2021 года . Проверено 14 августа 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эттли, Хелена (2006). Итальянские сады – история культуры . Лондон: Фрэнсис Линкольн. ISBN 978-0-7112-3392-8 .
- Гурриери, Ф.; Дж. Чатфилд (1972). Сады Боболи (Флоренция) .
- Бернардо Буонталенти и Большой грот Боболи , изд. Серджио Рисалити, Maschietto Editore, Флоренция, 2012 г. ISBN 978-88-6394-041-1
- Марко Вичи В саду Боболи , художественная книга для детей, иллюстрации Франческо Кьяккио, фото Яри Марчелли, пер. Стивен Сартарелли , Maschietto Editore, Флоренция, 2015 г. ISBN 978-88-6394-094-7