Jump to content

Нептун (мифология)

(Перенаправлено с Нептуна (бога) )
Нептун
Бог моря
Член Dii Consentes
Велификаны запряженной Нептуна в коньком морским триумфальной колеснице, , середина III века нашей эры - Археологический музей Суса .
Другие имена Нептун
Обитель Море
Символ Лошадь , трезубец , дельфин
Фестивали Нептуналия ; Тумбочка прикроватная
Генеалогия
Родители Сатурн и Операции
Братья и сестры Юпитер , Плутон , Юнона , Церера , Веста
Супруга Салация
Эквиваленты
Греческий эквивалент Посейдон
Ирландский эквивалент Почему? [ 1 ]
Кентавр, Салация и Нептун, античная фреска из Помпеи , Италия

Нептун ( лат . Neptūnus [nɛpˈtuːnʊs] ) — бог пресной воды и моря в римской религии . [ 2 ] Он является аналогом греческого бога Посейдона . [ 3 ] В греческой традиции он является братом Юпитера и Плутона , вместе с которыми управляют небесными царствами , земным миром (включая подземный мир ) и морями. [ 4 ] Салация — его жена.

Изображения Нептуна на римских мозаиках , особенно в Северной Африке , находились под влиянием эллинистических условностей. [ 5 ] Вероятно, он был связан с пресноводными источниками перед морем; [ 6 ] его фестиваль «Нептуналия» состоялся 23 июля, в разгар лета, когда воды было меньше всего. Как и Посейдону, римляне поклонялись ему как богу лошадей Нептунусу Эквестрису, который также был покровителем скачек. [ 7 ] [ 8 ]

Поклонение

[ редактировать ]
См. подпись
Мозаика Нептуна ( Региональный археологический музей Антонио Салинаса , Палермо )
См. подпись
Римская мозаика на стене Дома Нептуна и Амфитриты, Геркуланум , Италия
См. подпись
Надпись в Чичестере гласит (на английском языке): «Нептуну и Минерве , во благо Божественного Дома, по поручению Тиберия Клавдия Когидубнуса , Великого Короля Британии, коллегия ремесленников и те, кто в ней, воздвигли этот храм из своих собственные ресурсы [...]енс, сын Пудентина, пожертвовал это место».
Статуя Нептуна и двух морских нимф.
Нептун (1802 г.) работы каталонского скульптора Николау Траве с двумя нереидами работы Антони Сола ( Барселона : Ллотха-де-Мар)
Богато украшенная мозаика
Триумф Нептуна , римская мозаика с временами года в каждом углу, сельскохозяйственными сценами и флорой (Ла-Шебба, Тунис, конец II века, Национальный музей Бардо)
Еще одна богато украшенная мозаика
Триумф Посейдона и Амфитриты с изображением пары в процессии . Деталь большой римской мозаики из Цирты , Римская Африка (ок. 315–325 гг. н.э., сейчас находится в Лувре )

Теология , чья теология позже была Нептуна ограничена его тесным отождествлением с греческим богом Посейдоном , одним из многих членов греческого пантеона связана с римским божеством . [ 9 ] В лектистернии 399 г. до н.э. указывалось, что греческие фигуры Посейдона, Артемиды и Геракла были представлены и поклонялись в Риме как Нептун, Диана и Геркулес. [ 10 ] Было высказано предположение, что Нептун отождествлялся с протоиндоевропейским пресноводным божеством; поскольку индоевропейцы жили внутри страны и мало что знали о море, римляне, возможно, повторно использовали теологию предыдущего пресноводного бога в своем поклонении Нептуну. [ 11 ] [ 12 ] Сервий прямо называет Нептуна богом рек, источников и вод; [ 13 ] он может быть параллелью ирландскому богу Нехтану , повелителю рек и колодцев. [ нужна ссылка ] Это контрастирует с Посейдоном, который был прежде всего богом моря. [ 14 ]

Нептун ассоциировался с рядом других римских божеств. К первому веку до нашей эры он вытеснил Портуна как бога морских побед; Секст Помпей называл себя «сыном Нептуна». [ 15 ] Какое-то время Нептун находился в паре в своей власти над морем с Салацией , богиней соленой воды . [ 16 ] Нептун считался легендарным богом-прародителем фалисков ( которые называли себя пролесами Нептунии ), наряду с Марсом , Янусом , Сатурном и Юпитером в качестве божественного отца латинского племени. [ 17 ]

Нептуналия , римский праздник Нептуна, проводился в разгар лета (обычно 23 июля). Дата проведения фестиваля и строительство убежищ из ветвей деревьев позволяют предположить, что Нептун был богом водных источников во времена засухи и жары. [ 18 ] Самый древний римский календарь установил ферии Нептуна 23 июля, между фестивалем Лукарии в роще и фестивалем Фурриналия 25 июля. Все три праздника были связаны с водой в период летней жары ( canicula ) и засухи, когда пресноводные источники были самыми низкими. [ 19 ]

Было высказано предположение, что эти три фестиваля расположены в логическом порядке. Лукария . была посвящена расчистке разросшихся кустов, выкорчевыванию и сжиганию лишней растительности [ 19 ] Затем последовала Нептуналия, посвященная сохранению и осушению поверхностных вод. Кульминацией этих событий стала Фурриналия , посвященная Фуррине (богине источников и колодцев).

Нептуналия проводилась под ветвями хижин в лесу между Тибром и Соляной дорогой , участники пили родниковую воду и вино, чтобы спастись от жары. [ 20 ] Это было время веселья, когда мужчины и женщины могли общаться без обычных римских социальных ограничений. [ 21 ] В фестивале присутствует дополнительный контекст сельскохозяйственного плодородия, поскольку Нептуну принесли в жертву быка. [ 22 ]

У Нептуна был только один храм в Риме . Он стоял недалеко от цирка Фламиния , римского ипподрома в южной части Марсова поля , и датируется как минимум 206 годом до нашей эры. [ 23 ] Храм был восстановлен Гнеем Домицием Агенобарбом ок. 40 г. до н. э. , событие, изображенное на монете, отчеканенной консулом. Внутри храма находилась скульптура морской группы работы Скопаса Минора. [ 24 ] [ 25 ] Базилика Нептуни была позже построена на Марсовом поле и была посвящена Агриппой в честь морской победы Акциума . [ 26 ] Эта базилика заменила старый храм, заменивший древний алтарь. [ 27 ]

Нептун — один из четырех римских богов, которым считалось уместным приносить в жертву быка. Тремя другими были Аполлон , Марс и Юпитер , хотя Вулкан также был изображен с приношением красного быка и красного бычьего теленка. [ 28 ] Если по ошибке или по необходимости было принесено неправильное приношение, дополнительное умилостивление требовалось , чтобы избежать божественного возмездия. Этот вид подношения подразумевал более строгую связь божества с миром. [ 29 ]

Паредрас

[ редактировать ]

Паредре — это сущности, сопровождающие бога, представляющие фундаментальные аспекты (или силы) этого бога. Под эллинским влиянием эти паредре стали считаться отдельными божествами и супругами связанного с ними бога. [ 30 ] Более ранние народные поверья могли также идентифицировать паредре как супругов своего бога. [ 31 ]

Салация и Венилия обсуждались древними и современными учеными. Варрон соединяет Салацию с salum (морем), а Венилию с ventus (ветер). [ 32 ] Фест приписывал Салации движение моря. [ 33 ] Венилия привела волны к берегу, а Салация заставила их отступить в море. [ 34 ] Их исследовал христианский философ Св. Августин , посвятивший главу « De Civitate Dei» высмеиванию несоответствий в теологическом определении сущностей; поскольку Салация олицетворяла морские глубины, Августин задавался вопросом, как она могла быть еще и отступающими волнами (поскольку волны — явление поверхностное). [ 34 ] В другом месте он писал, что Венилия будет «приходящей надеждой», аспектом (или силой) Юпитера, понимаемым как anima mundi . [ 35 ]

Сервий в своем комментарии к « Энеиде » писал о Салации и Венилии в 5 724 году: « ( Венера ) называется также Салацией, которую древние правильно называли богиней-блудницей »; «(Венеру) также называют Салацией, которую древние называли богиней проституток». В другом месте он написал, что Салация и Венилия — одно и то же существо. [ 36 ]

Среди современных ученых Дюмезиль и его последователи Блох и Шиллинг сосредотачивают свою интерпретацию Нептуна на прямой, конкретной, ограниченной ценности и функциях воды. Салация олицетворяет сильный, жестокий аспект хлещущей и переливающейся воды, а Венилия — спокойный, нежный аспект стоячей (или медленно текущей) воды. По мнению Дюмезиля, [ 37 ] Нептуна Две паредры (Саласия и Венилия) представляют собой подавляющие и спокойные аспекты воды, естественной и одомашненной: Салация — хлещущие, властные воды, а Венилия — спокойные (или тихо текущие) воды. [ 38 ]

Преллер, Фаулер, Петерсманн и Такач придают теологии Нептуна более широкое значение как бога всеобщего мирского плодородия, особенно имеющего отношение к сельскому хозяйству и воспроизводству человека. Они интерпретируют Салацию как олицетворение похоти, а Венилию как связанную с Венией : заискивающим влечением, связанным с любовью и стремлением к воспроизводству. Людвиг Преллер привел важный аспект Венилии; она была записана в indigitamenta как божество тоски или желания. По мнению Преллера, это могло бы объяснить теоним, подобный теониму Венеры. [ 39 ] Другие данные, похоже, согласуются; Салация будет соответствовать Фетиде как матери Ахилла, а Венилия будет матерью Турна и Ютурны от Даунуса (царя рутулийцев ) . По другому источнику, Венилия будет партнером Януса , с которым она станет матерью нимфы Каненс (любимой Пиком ). [ 40 ] Эти мифические данные подчеркивают репродуктивную функцию, предусмотренную в фигурах паредр Нептуна , особенно Венилии, при родах и материнстве. Легендарного короля Венула помнили в Тибуре и Лавиниуме . [ 41 ]

Нептун верхом на коне

[ редактировать ]

До того, как Посейдон стал известен как бог моря, он был связан с лошадью и, возможно, первоначально изображался в форме лошади. Эта связь отражает жестокий и жестокий характер Посейдона-землетрясателя, связь лошадей и источников, а также психопомпичный характер животного. [ 42 ] Нептун, напротив, не имеет такой прямой связи с лошадьми. Римское божество Консус было связано с лошадью, а его подземный алтарь находился в долине Большого цирка у подножия Палатина (места проведения скачек). На летние Консуалии (21 августа) было принято приводить в процессию лошадей и мулов, увенчанных цветами, а затем проводить конные скачки в цирке. [ 43 ] На фестивале также традиционно воспроизводилось похищение сабинских (и латинских) женщин, что отражает сексуальную распущенность, характерную для таких фестивалей. [ 44 ] В этот день Фламен Квириналис и весталки принесли жертвы на подземном алтаре Консуса. Близость двух Консуалий к Опиконсивии (последние были на четыре дня позже зимнего праздника 19 декабря) указывает на отношения между двумя божествами, имеющими отношение к сельскому хозяйству. По мнению Дюмезиля, лошадь имеет совершенно иное символическое значение в теологии Посейдона и Консуса. Тертуллиан ( De Spectaculis V 7) писал, что, согласно римской традиции, Конс был богом, который посоветовал Ромулу похитить сабинян. [ 45 ]

Возможно, под влиянием Посейдона Ίππιος, Консус (праздник которого включал скачки) был переосмыслен как Neptunus equestris ; из-за своего подземного алтаря его отождествляли с Посейдоном Ένοσίχθων. Этимология Посейдона , происходящая от Posis (господин или муж) и De (зерно или земля), возможно, способствовала отождествлению Консуса с Нептуном. [ 46 ] природу божества Его тайный культ, требовавший раскопок алтаря, указывает на древность и хтоническую . Из Августина ( De Civitate Dei IV 8, о роли Тутилины в обеспечении безопасности хранимого зерна) Дюмезиль интерпретирует его имя как производное от condere (прятать или хранить) как отглагольное существительное, подобное Санкусу и Янусу : богу хранящиеся зерна. [ 47 ] Прямому отождествлению Консуса с Посейдоном препятствует тот факт, что Посейдону нигде не поклоняются в подземных святилищах или алтарях. [ 48 ]

Марсиан Капелла помещает Нептуна и Консуса вместе в область X Небес, возможно, следуя древнегреческой интерпретации Консуса или отражая этрусскую идею о хтоническом Нептуне, появляющуюся в рекомендации De Haruspicum Responso. [ 49 ] за умилостивление Нептуна за треск, доносившийся под землей в ager latiniensis . [ нужны разъяснения ] Этруски также любили скачки. [ 50 ]

Этрусское имя Нептуна — Нетунс . Считалось, что Нептун произошел от этрусков , но эта точка зрения оспаривается. [ 51 ] [ 52 ] Нетунс, по-видимому, был важен для этрусков . Его имя встречается в двух местах на Печени Пьяченцы : на внешнем крае седьмого раздела и на желчном пузыре в разделе 28. Это последнее место соответствует убеждению Плиния Старшего о том, что желчный пузырь был посвящен Нептуну. [ 53 ] Имя Нетунс встречается восемь раз в колонках VII, IX и XI Liber Linteus . [ 54 ]

На зеркале из Тускании (ES 1. 76) Нетунс изображен разговаривающим с Усилом (солнцем) и Тесаном (богиней зари). Нетунс сидит слева, держа в правой руке двусторонний трезубец, а левую руку поднял, словно давая указания. Усил стоит в центре, держа Аплу в правой руке лук . Тесан находится справа, держит правую руку на плече Усила; оба внимательно слушают слова Нетуна. Отождествление Усила с Аплу (и его связь с Нетуном) подчеркивается страдающим демоном, держащим на эксерге двух дельфинов . Сцена подчеркивает личности и связь Нетунов и Аплу (здесь обозначенных как Усил) как главных божеств мирского царства и жизненного цикла. Тесан и Усил-Аплу, которого отождествляют с Сури (Соранус Патер, бог солнца подземного мира), проясняют мимолетность земной жизни. [ 55 ]

Нептун — бог плодородия, в том числе человеческого. [ 56 ] По словам Стивена Вайнстока, Юпитер присутствует в каждом из первых трех регионов с различными аспектами, связанными с каждым регионом; Нептун должен был находиться во втором регионе, а Плутон в третьем. Причина смещения Нептуна в область X неясна. [ 57 ] Это согласуется с расположением в третьем квадранте божеств, относящихся к человеческому миру. [ 58 ]

Этрусские пенаты

[ редактировать ]

Арнобиус предоставляет информацию о теологии Нептуна. Нептун и Аполлон считались этрусскими пенатами , и этим божествам приписывали то, что они подарили Илиону его стены. В другой традиции, основанной на том же источнике, этрусскими пенатами были Фортуна , Церера , Гений Иовиалис и Палес . [ 59 ]

Этимология

[ редактировать ]
Нептун и Амимона , фреска в Стабиях , Италия, I век.

Этимология латинского Нептуна неясна и спорна. [ 60 ] Древний грамматист Варрон получил это имя от nuptus («покрытие», opertio ), намекая на nuptiae («брак Неба и Земли»). [ 61 ]

Среди современных ученых Пауль Кречмер предложил происхождение от индоевропейского * neptu- («влажное вещество»). [ 62 ] Раймонд Блох также предположил, что это может быть прилагательная форма ( -no ) от *nuptu- («тот, кто влажный»). [ 63 ]

Жорж Дюмезиль сказал, что слова, происходящие от корня *nep-, не встречаются в индоевропейских языках, кроме ведического санскрита и авестийского языка . Он предложил этимологию, которая объединяет Нептуна с индийскими и иранскими теонимами Апам Напат и Апам Напа и древнеирландским теонимом Нехтан , что означает «потомок вод». При сравнительном подходе индоиранские, авестийские и ирландские фигуры имеют общие черты с римскими легендами о Нептуне. Дюмезиль предложил вывести существительные от индоевропейского корня népōts- («потомок, сын сестры»). [ 64 ] [ 65 ] Его бывший ученик, индоевропейист Яан Пухвел , предполагает, что это имя могло означать «дитя ( неве , племянник) воды» как часть индоевропейского мифа об огне в воде . [ 66 ]

Иную этимологию, основанную на легендарной истории Лациума и Этрурии, предложили учёные XIX века Людвиг Преллер , Карл Отфрид Мюллер и Вильгельм Дик . Имя этрусского божества Нетуна или Нетуна ( NÈDVNVZ ) было бы прилагательной формой топонима Непе(т) или Непете (современный Непи ), близ Фалерии . Этот район традиционно был связан с культом Нептуна, а Мессап и Галес (одноименный герой Фалерии) считались его сыновьями. Мессап повел Фалиски (и других) на войну в Энеиде . [ 67 ] Непи и Фалерии известны с древности качеством своей луговой родниковой воды. Непет можно считать гидронимическим топонимом доиндоевропейского происхождения от существительного, означающего «влажная широкая долина, равнина», родственного протогреческому νάπη ( «лесистая долина, пропасть»). [ 68 ]

Божество плодородия и божественный предок

[ редактировать ]

В лекциях, прочитанных в 1990-х годах, немецкий ученый Хуберт Петерсманн предложил этимологию от индоевропейского корня *nebh- («влажный, мокрый») с суффиксом -tu (для абстрактного отглагольного существительного) и суффиксом прилагательного -no (домен деятельности). Корень *nebh- дает санскритское nabhah , хеттское nepis , латинское nubs , nebula , немецкое Nebel и славянское nebo . Это понятие было бы близко к тому, которое выражено в имени греческого бога Όυράνος ( Уран ), происходящем от корня *h 2 wórso- («поливать или орошать») и *h 2 worsó- («орошатель»). [ 69 ] [ 70 ]

Петерсманн предлагает иную интерпретацию теологии Нептуна. [ 71 ] Развивая свое понимание теонима, уходящего корнями в индоевропейское *nebh , он пишет, что бог будет древним божеством облачного, дождливого неба в компании (и в оппозиции) Зевса / Юпитера , бога ясного неба. . Подобно Целу , он станет отцом всего земного благодаря оплодотворяющей силе дождя. Hieros gamos Нептуна и Земли отражен в «Энеиде V 14» Вергилия ( pater Neptunus ). Сила Нептуна будет отражена Салацией , одной из его паредре , которая также обозначает пасмурное небо. Другая его паредра , Венилия , связана как с ветром, так и с морем. Теоним vánati Venilia может иметь корни от *venilis , постулируемого прилагательного, происходящего от корня IE *ven(h) («любить или желать») в санскритском , vanóti («он любит»), немецком Wonne и латинском языке. Венера , Веня . Двойственная природа Нептуна встречается у Катулла 31.3: « uterque Neptunus ». [ 72 ]

Согласно Петерсманну, древние индоевропейцы также почитали бога влаги как генератора жизни; на это указывают хеттские теонимы nepišaš (D)IŠKURaš или nepišaš (D)Tarhunnaš («господин мокрого неба»), повелитель Земли и человечества. [ 73 ] Хотя эта функция была передана Зевсу/Юпитеру (повелителям погоды), старая функция сохранилась в литературе: Энеида V 13-14 гласит: « Heu, quianam tanti cinxerunt aethera nimbi?/ quidve, pater Neptune, paras? » ( «Что, почему столько туч затянуло небо? Что ты готовишь, отец Нептун?») [ 74 ] Незаменимость воды и ее связь с воспроизводством общеизвестны. [ 75 ]

Мюллер и Дик интерпретировали теологию Нептуна как божественного предка латинских фалисканцев: отца Мессапа и Галеса, их героических основателей. Уильям Уорд Фаулер считал Салацию олицетворением мужественной силы, породившей латинский народ, параллельно Марсу, Сатурну, Янусу и Юпитеру. [ 76 ]

Изображения в искусстве

[ редактировать ]
Храм Нептуна в парке Монрепо в Выборге, Россия.

Этрусские изображения Нептуна редки, но важны. четвертого века до нашей эры скарабей Самым старым, возможно, является вырезанный из сердолика из Вульчи из Нетунского, пинающий камень и создающий источник (Париж: Национальная библиотека, Кабинет медалей . Другой этрусский артефакт ( Нетунус , из коллекции Люина) изображает бога, вызывающего лошадь выскочить из земли с ударом своего трезубца. [ 77 ]

Бронзовое зеркало конца четвертого века в музеях Ватикана (Museo Gregoriano Etrusco: CSE Vaticano 1.5a) изображает Нептуна с Амимоной (дочерью Данауса ), которую он спасает от нападения сатира и обучает искусству создания источников. На бронзовом зеркале из Тускании, датированном 350 г. до н.э., также находящемся в музеях Ватикана (Museo Gregoriano Etrusco ES 1. 76), Нетунс разговаривает с Усилем и Тесаном. Он держит двусторонний трезубец, что позволяет предположить, что он может владеть молниями. [ 78 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Блох, Раймонд (1981). «Некоторые замечания о Посейдоне, Нептуне и Нетуне». Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . Полет. 2.стр. 341–352.
  • Нэнси Томсон Де Граммонд 2006. Этрусская мифология, священная история и легенды: введение, Музей археологии Пенсильванского университета, ISBN   1-931707-86-3 .
  • Жорж Дюмезиль 1977. Архаичная римская религия. С приложением о религии этрусков. Издание и перевод Фурио Джези: Милано Риццоли (итальянский перевод выполнен на основе расширенной версии 2-го издания La Religion romaine Archaïque Paris Payot, 1974).
  • Фаулер, Уильям Вард (1912). Религиозный опыт римского народа . Лондон. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Саролта А. Такач 2008. Весталки, сивиллы и Матроны: женщины в римской религии , University of Texas Press.
  • Георг Виссова 1912. Религия и культ римлян Мюнхен.
  1. ^ Культура , с. 754, со ссылкой на Дюмезиля . См. также [1]
  2. ^ Ж. Тутэн, Языческие культы Римской империи , том. Я (1905:378) уверенно определил курсивный Нептун как источник соленой воды, а также море.
  3. ^ Справочная энциклопедия Larousse Desk , The Book People , Haydock, 1995, стр. 215.
  4. ^ Об отношениях господина нашего земного мира с водой(ами) Блох, с. 342-346, дает следующие пояснения:
    1. Первоначально Посейдон задумывался как хтонический бог, повелитель и муж Земли (от этимологического гироида γαιήοχος, тот, кто владеет Землей, εννοσίδας, тот, кто заставляет Землю сотрясаться) в форме лошади. Он спаривается с Деметрой под этой формой в аркадском мифе из Тельпуса , они рождают скакового коня Ариона и безымянную дочь тех мистерий (рассказ у Павсания VIII 25, 3).
    2. Посейдон гиппиос (лошадь) — бог Земли, и поскольку из-под земли выходят источники, это также метафора (или лучше образ) зарождения жизни на Земле; лошадь повсеместно считается обладательницей психопомпатического характера, а Посейдон известен как укротитель лошадей ( дамайос ) и отец Пегаса , который своим копытом может открыть источник.
    3. Посейдон — бог, которому поклонялись в главном храме острова Атлантида в мифе, рассказанном Платоном в диалогах «Тимей» и «Критий»; неподалеку находился ипподром.
    4. Остров был поглощен землетрясением, вызванным самим Посейдоном. Этот фактор соединил бы власть над землей и над водой. Греки помнили взрыв на острове Санторини и вызванное им моретрясение, а также другие последствия, повлиявшие на климат.
  5. ^ Ален Кадот, «Нептун Африканский», Phoenix 56. 3/4 (осень/зима 2002:330-347) обнаружил синкретические следы ливийского/пунического аграрного бога источников пресной воды с эпитетом Frugifer , «приносящий плод». ; Кадот перечислил (стр. 332) некоторые североафриканские римские мозаики, изображающие вполне характерный Триумф Нептуна , едущего ли на своей колеснице или восседающего прямо на дельфинах-альбиносах.
  6. ^ Дюмезиль, Архаичная римская религия , 381, Париж, 1966.
  7. ^ Сравните Эпону .
  8. ^ «Нептун, Музей Прадо, Мадрид» . Испания – это культура . Министерство культуры и спорта . Проверено 20 декабря 2021 г.
  9. ^ Блох 1981 , стр. 341–344.
  10. ^ Шауэрман, Грант (1901). Великая Мать Богов . Мэдисон, Висконсин: Университет Висконсина, Мэдисон. п. 223 . Проверено 10 августа 2021 г.
  11. ^ Виссова, Георг (1902). Религия и культ римлян (на немецком языке). Мюнхен: CH Бек.
  12. ^ Домашевский, Альфред (1909). Трактаты о римской религии (на немецком языке). Лейпциг и Берлин: Тойбнер.
  13. ^ Блох 1981 , с. 346.
  14. ^ Блох 1981 .
  15. ^ Фокс, Робин Лейн (2006). Классический мир . Основные книги. п. 412. ИСБН  0-465-02496-3 .
  16. ^ ван Акен, ARA (1961). Мифологическая энциклопедия Elsevier . Амстердам: Эльзевир.
  17. ^ Фаулер 1912 , с. 186.
  18. ^ «То есть в разгар лета, во время великой засухи, там были построены хижины из листвы в качестве убежищ от солнца» (Cadotte 2002:342, отмечая Секста Помпея Феста , De verborum Significatu [ed. Линдсей 1913] 519.1)
  19. ^ Перейти обратно: а б Ж. Дюмезиль Римские праздники лета и осени. Далее следуют десять римских вопросов. Париж, 1975 г. 1. «Воды и леса», с. 25-31.
  20. ^ CIL , том. 1, п. 2:323; Варрон , De lingua Latina vi.19.
  21. ^ Саролта А. Такач Весталки, Сивиллы и Матроны: женщины в римской религии 2008, University of Texas Press, стр. 53 и сл., цитируя Горация Кармину III 28.
  22. ^ Саролта А. Такач 2008; цитируя Макробия Сатурналий III 10,
  23. ^ Кассий Дион 17, фрагмент 57. 60, цитируется Л. Ричардсоном-младшим. Новый топографический словарь Древнего Рима 1992 с. 267.
  24. ^ По вопросу об этой группе Скопаса ср. Ф. Коарелли «Время Домиция Энобарба и художественная культура Рима во втором веке до нашей эры» в «Диалогах археологии» II 3 1968 г., с. 302–368.
  25. ^ Вукич, Томас К., Фестиваль Нептуналия
  26. ^ Болл Платнер, Сэмюэл; Эшби, Томас (1929), Топографический словарь Древнего Рима, «Базилика Нептуни» , Лондон: Oxford University Press
  27. ^ Дюмезиль 1977 с. 340, который цитирует Ливия Аб Урбе Condita Libri XXVIII 11, 4. Bloch 1981 p. 347 н. 19.
  28. ^ Макробий Сатурналии III 10,4
  29. ^ Г. Дюмезиль «Quaestiunculae Indo-Italicae: 11. Недопустимо убивать быка Юпитера бараном» Revue d' Etudes Latins 39 1961 с. 241-250.
  30. ^ Уильям Уорд Фаулер Религиозный опыт римского народа Лондон, 1912, с. 346ф.
  31. ^ Авл Геллий Ноктес Аттические XIII 24, 1-18
  32. ^ Varro Lingua Latina V 72.
  33. ^ Фестус с. л ул
  34. ^ Перейти обратно: а б Варрон в Августине De Civitate Dei VII 22
  35. ^ Августин выше II 11.
  36. ^ Уильям Уорд Фаулер Религиозный опыт римского народа Лондон, 1912, Приложение II.
  37. ^ Дюмезиль принимает и повторно предлагает интерпретации Висовой и фон Домашевского.
  38. ^ Дюмезиль выше, стр.31.
  39. ^ Людвиг Преллер Römische Mythologie Berlin, 1858, часть II, стр.121-2; Сервий Ад Энеида VIII 9
  40. ^ Овидия Метаморфозы XIV 334.
  41. ^ Людвиг Преллер выше, цитируя Сервия; Си Джей Маки «Турнус и его предки» в The Classical Quarterly (новая серия) 1991, 41, стр. 261–265.
  42. ^ Блох 1981 с. 343
  43. ^ Уильям Уорд Фаулер Римские фестивали периода республики Лондон, 1899, с.
  44. ^ WW Фаулер, цитируя Джеймса Дж. Фрейзера.
  45. ^ С. Душанич, Ж. Петкович «Фламен Квириналис в Консуалии и всадник озера Курций» в Aevum 2002 1. стр. 63.
  46. ^ Саролта А. Такач Весталки, Сивиллы и Матроны Техасского университета Press 2008 стр. 55-56, также цитируя Скалларда о влиянии скачек на идентификацию. Блох 1981 со ссылкой на Чантрена ДЕЛЬГА с Посейдоном.
  47. ^ См. родственные божества цирка Семония, Сейя, Сегеция, Тутилина: Тертуллиан Де Спектакулис VIII 3.
  48. ^ Г. Капдевиль «Спортивные игры и основополагающие ритуалы» Revue de l'histoire des religies .
  49. ^ Цицерон Де Гаруспикум Респонсо 20. Нептун упоминается третьим после Юпитера и Сатурна и перед Теллусом.
  50. ^ Р. Блох 1981; Г. Капдевиль «Боги Марсиана Капеллы» в «Обзоре истории религий» 213-3, 1996, с. 282 н. 112
  51. ^ Блох 1981 с. 348. Бонфанте, Джулиано ; Бонфанте, Лариса (2002). Этрусский язык: введение . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN  0-7190-5540-7 . п. 202.
  52. ^ Де Граммонд, Нэнси Томсон (2006). Этрусская мифология, священная история и легенды: введение . Музей археологии Пенсильванского университета. ISBN  1-931707-86-3 . п. 59.
  53. ^ Р. Блох 1981; Плиний Нат. Хист. XI 195
  54. ^ Н. Томас Де Граммонд Этрусский миф, священная история и легенды Univ. Пенсильвания Пресс, 2006 г., стр. 145.
  55. ^ Эрика Саймон «Боги в гармонии: этрусский пантеон» в книге Н. Томаса Де Граммонда (редактор) «Этрусская религия», 2006 г., с. 48; G. Колонка «Алтари и керамика: южный район Пирги после восьми лет исследований» Отчеты Папской академии археологии 64 стр. 63-115; «Сакральная архитектура и религия этрусков» в NT DeGrummond 2006, стр.139.
  56. ^ Людвиг Преллер Римская мифология Берлин, 1858, II стр. 1
  57. ^ Г. Дюмезиль «Роменская архаичная религия», Париж, 1974, 2-е, Приложение; Это тр. п. 584; цитируя Стивена Вайнстока «Марсиан Капелла и космическая система этрусков» в Журнале римских исследований 36, 1946, стр. 104 сл.; Дж. Капдевиль «Les dieux de Martianus Capella» в Revue de l'Histoire des Religions 213-3, 1996, с. 280-281
  58. ^ См. М. Паллоттино «Deorum sedes» в Saggi di antitá. II. Документы по истории этрусской цивилизации Рим 1979 с. 779-790. Для краткого изложения содержания этой работы читатель отсылается к статье Юнона , раздел Этрурский университет, примечание n. 201.
  59. ^ Арнобиус Adversus Nationes III 40, 1-2
  60. ^ Мишель де Ваан, Этимологический словарь латыни и других курсивных языков , Лейден/Бостон, 2004, стр. 406.
  61. ^ Varro Lingua Latina V 72: Нептун, что море покрывало землю, как облака небо, от nuptus, то есть покрытия, как в древности, по которому браки назывались брачными. : "Н., потому что море покрывало земли, как облака небо, от nuptus , т.е. "покрывающего", как древние (говорили), откуда nuptiae брак, называлось nuptus ".
  62. ^ П. Кречмер Введение в историю греческого языка, Геттинген, 1896, с. 33.
  63. ^ Р. Блох «Quelques remarques sur Poseidon, Neptunus et Nethuns» в Revue de l'Histoire des Religions (1981), стр. 347.
  64. ^ Ю. Боннефой, В. Донигер «Римские и индоевропейские мифологии», Чикаго, 1992, с. 138-139, св. Нептун, со ссылкой на Г. Дюмезиля Миф и Эпос, т. 138-139. III, с. 41 и Альфред Эрно-Атуан Мейе, Этимологический словарь латинского языка, Париж, 1985 г., 4-й, св. Нептун.
  65. ^ Г. Дюмезиль Римские фестивали лета и осени, за которыми следуют десять римских вопросов , с. 25, Париж, 1975.
  66. ^ Яан Пухвел, Сравнительная мифология , Балтимор, 1987, стр. 277-283.
  67. ^ Вергилий Эней , VII, с. 691: Л. Преллер Римская мифология , вып. 2, Берлин, 1858 г.; Мюллер-Дик Этрускер II 54 н. 1 б; Дик Фалискер с. 103, цитируется Уильямом Уордом Фаулером. Римские фестивали периода республики Лондон, 1899, стр. 103. 185 и н. 3.
  68. ^ Роберт С.П. Бикс, Этимологический словарь греческого языка , Лейден/Бостон, 2010, стр. 996.
  69. ^ Х. Петерсманн ниже, Геттинген, 2002 г.
  70. ^ М. Петерс «Исследования изображения индоевропейской гортани в греческом языке» в Австрийской академии наук, философско-исторический класс , том. 372, Вена, 1980, с. 180.
  71. ^ Хуберт Петерсманн Lingua et Religio: избранные небольшие сочинения по древней религиозной истории на лингвистической основе под редакцией Бернда Хессена. Гипомнематы: Серия дополнений 1. Геттинген: Ванденхук и Рупрехт, 2002. Стр. 304. ISBN   3-525-25231-5 .
  72. ^ Катулл 31. 3: «Почти острова, Сирмио, острова / ocelle, quascumque in liquentibus pondis / огромное море несет обоих Нептуна /...»: цитируемые слова принадлежат отрывку, в котором поэт, кажется, намекает на двойная природа Нептуна как бога пресной воды и моря.
  73. ^ Эрик Нойн Текст Анитты , Висбаден, 1974, стр. 118.
  74. ^ Х. Петерсманн «Первоначальная роль Нептуна в римском пантеоне. Этимологическая и религиозно-историческая попытка объяснения» в Lingua et religio. Избранные небольшие вклады в древнюю религиозную историю и лингвистическую основу. Геттинген, 2002, стр. 226–235.
  75. ^ см . Festus sv aqua : "которое нам помогает", откуда мы получаем жизнь, р 2 Л.; св к воде и огню : "...как они берутся замуж, а именно потому, что сии две вещи...содержат жизнь", стр.2-3 Л; св факел : "на свадьбах в честь Цереры предпочитали факелу, молодожену кропили водой... чтобы она разделила с мужем огонь и воду", с.87 Л.
  76. ^ Уильям Уорд Фаулер Римские фестивали периода республики Лондон, 1899, с. 126
  77. ^ Жак Эргон , в Блохе, 1981, с. 352.
  78. ^ NT Де Граммонд 2006 стр. 145.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bab85e5875bf6fc3f5d37debfc1bf24d__1723209600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/4d/bab85e5875bf6fc3f5d37debfc1bf24d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neptune (mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)