Нептун (мифология)
Нептун | |
---|---|
Бог моря | |
Член Dii Consentes | |
Другие имена | Нептун |
Обитель | Море |
Символ | Лошадь , трезубец , дельфин |
Фестивали | Нептуналия ; Тумбочка прикроватная |
Генеалогия | |
Родители | Сатурн и Операции |
Братья и сестры | Юпитер , Плутон , Юнона , Церера , Веста |
Супруга | Салация |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Посейдон |
Ирландский эквивалент | Почему? [ 1 ] |
Религия в Древний Рим |
---|
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Нептун ( лат . Neptūnus [nɛpˈtuːnʊs] ) — бог пресной воды и моря в римской религии . [ 2 ] Он является аналогом греческого бога Посейдона . [ 3 ] В греческой традиции он является братом Юпитера и Плутона , вместе с которыми управляют небесными царствами , земным миром (включая подземный мир ) и морями. [ 4 ] Салация — его жена.
Изображения Нептуна на римских мозаиках , особенно в Северной Африке , находились под влиянием эллинистических условностей. [ 5 ] Вероятно, он был связан с пресноводными источниками перед морем; [ 6 ] его фестиваль «Нептуналия» состоялся 23 июля, в разгар лета, когда воды было меньше всего. Как и Посейдону, римляне поклонялись ему как богу лошадей Нептунусу Эквестрису, который также был покровителем скачек. [ 7 ] [ 8 ]
Поклонение
[ редактировать ]Теология , чья теология позже была Нептуна ограничена его тесным отождествлением с греческим богом Посейдоном , одним из многих членов греческого пантеона связана с римским божеством . [ 9 ] В лектистернии 399 г. до н.э. указывалось, что греческие фигуры Посейдона, Артемиды и Геракла были представлены и поклонялись в Риме как Нептун, Диана и Геркулес. [ 10 ] Было высказано предположение, что Нептун отождествлялся с протоиндоевропейским пресноводным божеством; поскольку индоевропейцы жили внутри страны и мало что знали о море, римляне, возможно, повторно использовали теологию предыдущего пресноводного бога в своем поклонении Нептуну. [ 11 ] [ 12 ] Сервий прямо называет Нептуна богом рек, источников и вод; [ 13 ] он может быть параллелью ирландскому богу Нехтану , повелителю рек и колодцев. [ нужна ссылка ] Это контрастирует с Посейдоном, который был прежде всего богом моря. [ 14 ]
Нептун ассоциировался с рядом других римских божеств. К первому веку до нашей эры он вытеснил Портуна как бога морских побед; Секст Помпей называл себя «сыном Нептуна». [ 15 ] Какое-то время Нептун находился в паре в своей власти над морем с Салацией , богиней соленой воды . [ 16 ] Нептун считался легендарным богом-прародителем фалисков ( которые называли себя пролесами Нептунии ), наряду с Марсом , Янусом , Сатурном и Юпитером в качестве божественного отца латинского племени. [ 17 ]
Нептун
[ редактировать ]Нептуналия , римский праздник Нептуна, проводился в разгар лета (обычно 23 июля). Дата проведения фестиваля и строительство убежищ из ветвей деревьев позволяют предположить, что Нептун был богом водных источников во времена засухи и жары. [ 18 ] Самый древний римский календарь установил ферии Нептуна 23 июля, между фестивалем Лукарии в роще и фестивалем Фурриналия 25 июля. Все три праздника были связаны с водой в период летней жары ( canicula ) и засухи, когда пресноводные источники были самыми низкими. [ 19 ]
Было высказано предположение, что эти три фестиваля расположены в логическом порядке. Лукария . была посвящена расчистке разросшихся кустов, выкорчевыванию и сжиганию лишней растительности [ 19 ] Затем последовала Нептуналия, посвященная сохранению и осушению поверхностных вод. Кульминацией этих событий стала Фурриналия , посвященная Фуррине (богине источников и колодцев).
Нептуналия проводилась под ветвями хижин в лесу между Тибром и Соляной дорогой , участники пили родниковую воду и вино, чтобы спастись от жары. [ 20 ] Это было время веселья, когда мужчины и женщины могли общаться без обычных римских социальных ограничений. [ 21 ] В фестивале присутствует дополнительный контекст сельскохозяйственного плодородия, поскольку Нептуну принесли в жертву быка. [ 22 ]
Храмы
[ редактировать ]У Нептуна был только один храм в Риме . Он стоял недалеко от цирка Фламиния , римского ипподрома в южной части Марсова поля , и датируется как минимум 206 годом до нашей эры. [ 23 ] Храм был восстановлен Гнеем Домицием Агенобарбом ок. 40 г. до н. э. , событие, изображенное на монете, отчеканенной консулом. Внутри храма находилась скульптура морской группы работы Скопаса Минора. [ 24 ] [ 25 ] Базилика Нептуни была позже построена на Марсовом поле и была посвящена Агриппой в честь морской победы Акциума . [ 26 ] Эта базилика заменила старый храм, заменивший древний алтарь. [ 27 ]
Жертвы
[ редактировать ]Нептун — один из четырех римских богов, которым считалось уместным приносить в жертву быка. Тремя другими были Аполлон , Марс и Юпитер , хотя Вулкан также был изображен с приношением красного быка и красного бычьего теленка. [ 28 ] Если по ошибке или по необходимости было принесено неправильное приношение, дополнительное умилостивление требовалось , чтобы избежать божественного возмездия. Этот вид подношения подразумевал более строгую связь божества с миром. [ 29 ]
Паредрас
[ редактировать ]Паредре — это сущности, сопровождающие бога, представляющие фундаментальные аспекты (или силы) этого бога. Под эллинским влиянием эти паредре стали считаться отдельными божествами и супругами связанного с ними бога. [ 30 ] Более ранние народные поверья могли также идентифицировать паредре как супругов своего бога. [ 31 ]
Салация и Венилия обсуждались древними и современными учеными. Варрон соединяет Салацию с salum (морем), а Венилию с ventus (ветер). [ 32 ] Фест приписывал Салации движение моря. [ 33 ] Венилия привела волны к берегу, а Салация заставила их отступить в море. [ 34 ] Их исследовал христианский философ Св. Августин , посвятивший главу « De Civitate Dei» высмеиванию несоответствий в теологическом определении сущностей; поскольку Салация олицетворяла морские глубины, Августин задавался вопросом, как она могла быть еще и отступающими волнами (поскольку волны — явление поверхностное). [ 34 ] В другом месте он писал, что Венилия будет «приходящей надеждой», аспектом (или силой) Юпитера, понимаемым как anima mundi . [ 35 ]
Сервий в своем комментарии к « Энеиде » писал о Салации и Венилии в 5 724 году: « ( Венера ) называется также Салацией, которую древние правильно называли богиней-блудницей »; «(Венеру) также называют Салацией, которую древние называли богиней проституток». В другом месте он написал, что Салация и Венилия — одно и то же существо. [ 36 ]
Среди современных ученых Дюмезиль и его последователи Блох и Шиллинг сосредотачивают свою интерпретацию Нептуна на прямой, конкретной, ограниченной ценности и функциях воды. Салация олицетворяет сильный, жестокий аспект хлещущей и переливающейся воды, а Венилия — спокойный, нежный аспект стоячей (или медленно текущей) воды. По мнению Дюмезиля, [ 37 ] Нептуна Две паредры (Саласия и Венилия) представляют собой подавляющие и спокойные аспекты воды, естественной и одомашненной: Салация — хлещущие, властные воды, а Венилия — спокойные (или тихо текущие) воды. [ 38 ]
Преллер, Фаулер, Петерсманн и Такач придают теологии Нептуна более широкое значение как бога всеобщего мирского плодородия, особенно имеющего отношение к сельскому хозяйству и воспроизводству человека. Они интерпретируют Салацию как олицетворение похоти, а Венилию как связанную с Венией : заискивающим влечением, связанным с любовью и стремлением к воспроизводству. Людвиг Преллер привел важный аспект Венилии; она была записана в indigitamenta как божество тоски или желания. По мнению Преллера, это могло бы объяснить теоним, подобный теониму Венеры. [ 39 ] Другие данные, похоже, согласуются; Салация будет соответствовать Фетиде как матери Ахилла, а Венилия будет матерью Турна и Ютурны от Даунуса (царя рутулийцев ) . По другому источнику, Венилия будет партнером Януса , с которым она станет матерью нимфы Каненс (любимой Пиком ). [ 40 ] Эти мифические данные подчеркивают репродуктивную функцию, предусмотренную в фигурах паредр Нептуна , особенно Венилии, при родах и материнстве. Легендарного короля Венула помнили в Тибуре и Лавиниуме . [ 41 ]
Нептун верхом на коне
[ редактировать ]До того, как Посейдон стал известен как бог моря, он был связан с лошадью и, возможно, первоначально изображался в форме лошади. Эта связь отражает жестокий и жестокий характер Посейдона-землетрясателя, связь лошадей и источников, а также психопомпичный характер животного. [ 42 ] Нептун, напротив, не имеет такой прямой связи с лошадьми. Римское божество Консус было связано с лошадью, а его подземный алтарь находился в долине Большого цирка у подножия Палатина (места проведения скачек). На летние Консуалии (21 августа) было принято приводить в процессию лошадей и мулов, увенчанных цветами, а затем проводить конные скачки в цирке. [ 43 ] На фестивале также традиционно воспроизводилось похищение сабинских (и латинских) женщин, что отражает сексуальную распущенность, характерную для таких фестивалей. [ 44 ] В этот день Фламен Квириналис и весталки принесли жертвы на подземном алтаре Консуса. Близость двух Консуалий к Опиконсивии (последние были на четыре дня позже зимнего праздника 19 декабря) указывает на отношения между двумя божествами, имеющими отношение к сельскому хозяйству. По мнению Дюмезиля, лошадь имеет совершенно иное символическое значение в теологии Посейдона и Консуса. Тертуллиан ( De Spectaculis V 7) писал, что, согласно римской традиции, Конс был богом, который посоветовал Ромулу похитить сабинян. [ 45 ]
Возможно, под влиянием Посейдона Ίππιος, Консус (праздник которого включал скачки) был переосмыслен как Neptunus equestris ; из-за своего подземного алтаря его отождествляли с Посейдоном Ένοσίχθων. Этимология Посейдона , происходящая от Posis (господин или муж) и De (зерно или земля), возможно, способствовала отождествлению Консуса с Нептуном. [ 46 ] природу божества Его тайный культ, требовавший раскопок алтаря, указывает на древность и хтоническую . Из Августина ( De Civitate Dei IV 8, о роли Тутилины в обеспечении безопасности хранимого зерна) Дюмезиль интерпретирует его имя как производное от condere (прятать или хранить) как отглагольное существительное, подобное Санкусу и Янусу : богу хранящиеся зерна. [ 47 ] Прямому отождествлению Консуса с Посейдоном препятствует тот факт, что Посейдону нигде не поклоняются в подземных святилищах или алтарях. [ 48 ]
Марсиан Капелла помещает Нептуна и Консуса вместе в область X Небес, возможно, следуя древнегреческой интерпретации Консуса или отражая этрусскую идею о хтоническом Нептуне, появляющуюся в рекомендации De Haruspicum Responso. [ 49 ] за умилостивление Нептуна за треск, доносившийся под землей в ager latiniensis . [ нужны разъяснения ] Этруски также любили скачки. [ 50 ]
Этрурия
[ редактировать ]Этрусское имя Нептуна — Нетунс . Считалось, что Нептун произошел от этрусков , но эта точка зрения оспаривается. [ 51 ] [ 52 ] Нетунс, по-видимому, был важен для этрусков . Его имя встречается в двух местах на Печени Пьяченцы : на внешнем крае седьмого раздела и на желчном пузыре в разделе 28. Это последнее место соответствует убеждению Плиния Старшего о том, что желчный пузырь был посвящен Нептуну. [ 53 ] Имя Нетунс встречается восемь раз в колонках VII, IX и XI Liber Linteus . [ 54 ]
На зеркале из Тускании (ES 1. 76) Нетунс изображен разговаривающим с Усилом (солнцем) и Тесаном (богиней зари). Нетунс сидит слева, держа в правой руке двусторонний трезубец, а левую руку поднял, словно давая указания. Усил стоит в центре, держа Аплу в правой руке лук . Тесан находится справа, держит правую руку на плече Усила; оба внимательно слушают слова Нетуна. Отождествление Усила с Аплу (и его связь с Нетуном) подчеркивается страдающим демоном, держащим на эксерге двух дельфинов . Сцена подчеркивает личности и связь Нетунов и Аплу (здесь обозначенных как Усил) как главных божеств мирского царства и жизненного цикла. Тесан и Усил-Аплу, которого отождествляют с Сури (Соранус Патер, бог солнца подземного мира), проясняют мимолетность земной жизни. [ 55 ]
Нептун — бог плодородия, в том числе человеческого. [ 56 ] По словам Стивена Вайнстока, Юпитер присутствует в каждом из первых трех регионов с различными аспектами, связанными с каждым регионом; Нептун должен был находиться во втором регионе, а Плутон в третьем. Причина смещения Нептуна в область X неясна. [ 57 ] Это согласуется с расположением в третьем квадранте божеств, относящихся к человеческому миру. [ 58 ]
Этрусские пенаты
[ редактировать ]Арнобиус предоставляет информацию о теологии Нептуна. Нептун и Аполлон считались этрусскими пенатами , и этим божествам приписывали то, что они подарили Илиону его стены. В другой традиции, основанной на том же источнике, этрусскими пенатами были Фортуна , Церера , Гений Иовиалис и Палес . [ 59 ]
Этимология
[ редактировать ]Этимология латинского Нептуна неясна и спорна. [ 60 ] Древний грамматист Варрон получил это имя от nuptus («покрытие», opertio ), намекая на nuptiae («брак Неба и Земли»). [ 61 ]
Среди современных ученых Пауль Кречмер предложил происхождение от индоевропейского * neptu- («влажное вещество»). [ 62 ] Раймонд Блох также предположил, что это может быть прилагательная форма ( -no ) от *nuptu- («тот, кто влажный»). [ 63 ]
Жорж Дюмезиль сказал, что слова, происходящие от корня *nep-, не встречаются в индоевропейских языках, кроме ведического санскрита и авестийского языка . Он предложил этимологию, которая объединяет Нептуна с индийскими и иранскими теонимами Апам Напат и Апам Напа и древнеирландским теонимом Нехтан , что означает «потомок вод». При сравнительном подходе индоиранские, авестийские и ирландские фигуры имеют общие черты с римскими легендами о Нептуне. Дюмезиль предложил вывести существительные от индоевропейского корня népōts- («потомок, сын сестры»). [ 64 ] [ 65 ] Его бывший ученик, индоевропейист Яан Пухвел , предполагает, что это имя могло означать «дитя ( неве , племянник) воды» как часть индоевропейского мифа об огне в воде . [ 66 ]
Иную этимологию, основанную на легендарной истории Лациума и Этрурии, предложили учёные XIX века Людвиг Преллер , Карл Отфрид Мюллер и Вильгельм Дик . Имя этрусского божества Нетуна или Нетуна ( NÈDVNVZ ) было бы прилагательной формой топонима Непе(т) или Непете (современный Непи ), близ Фалерии . Этот район традиционно был связан с культом Нептуна, а Мессап и Галес (одноименный герой Фалерии) считались его сыновьями. Мессап повел Фалиски (и других) на войну в Энеиде . [ 67 ] Непи и Фалерии известны с древности качеством своей луговой родниковой воды. Непет можно считать гидронимическим топонимом доиндоевропейского происхождения от существительного, означающего «влажная широкая долина, равнина», родственного протогреческому νάπη ( «лесистая долина, пропасть»). [ 68 ]
Божество плодородия и божественный предок
[ редактировать ]В лекциях, прочитанных в 1990-х годах, немецкий ученый Хуберт Петерсманн предложил этимологию от индоевропейского корня *nebh- («влажный, мокрый») с суффиксом -tu (для абстрактного отглагольного существительного) и суффиксом прилагательного -no (домен деятельности). Корень *nebh- дает санскритское nabhah , хеттское nepis , латинское nubs , nebula , немецкое Nebel и славянское nebo . Это понятие было бы близко к тому, которое выражено в имени греческого бога Όυράνος ( Уран ), происходящем от корня *h 2 wórso- («поливать или орошать») и *h 2 worsó- («орошатель»). [ 69 ] [ 70 ]
Петерсманн предлагает иную интерпретацию теологии Нептуна. [ 71 ] Развивая свое понимание теонима, уходящего корнями в индоевропейское *nebh , он пишет, что бог будет древним божеством облачного, дождливого неба в компании (и в оппозиции) Зевса / Юпитера , бога ясного неба. . Подобно Целу , он станет отцом всего земного благодаря оплодотворяющей силе дождя. Hieros gamos Нептуна и Земли отражен в «Энеиде V 14» Вергилия ( pater Neptunus ). Сила Нептуна будет отражена Салацией , одной из его паредре , которая также обозначает пасмурное небо. Другая его паредра , Венилия , связана как с ветром, так и с морем. Теоним vánati Venilia может иметь корни от *venilis , постулируемого прилагательного, происходящего от корня IE *ven(h) («любить или желать») в санскритском , vanóti («он любит»), немецком Wonne и латинском языке. Венера , Веня . Двойственная природа Нептуна встречается у Катулла 31.3: « uterque Neptunus ». [ 72 ]
Согласно Петерсманну, древние индоевропейцы также почитали бога влаги как генератора жизни; на это указывают хеттские теонимы nepišaš (D)IŠKURaš или nepišaš (D)Tarhunnaš («господин мокрого неба»), повелитель Земли и человечества. [ 73 ] Хотя эта функция была передана Зевсу/Юпитеру (повелителям погоды), старая функция сохранилась в литературе: Энеида V 13-14 гласит: « Heu, quianam tanti cinxerunt aethera nimbi?/ quidve, pater Neptune, paras? » ( «Что, почему столько туч затянуло небо? Что ты готовишь, отец Нептун?») [ 74 ] Незаменимость воды и ее связь с воспроизводством общеизвестны. [ 75 ]
Мюллер и Дик интерпретировали теологию Нептуна как божественного предка латинских фалисканцев: отца Мессапа и Галеса, их героических основателей. Уильям Уорд Фаулер считал Салацию олицетворением мужественной силы, породившей латинский народ, параллельно Марсу, Сатурну, Янусу и Юпитеру. [ 76 ]
Изображения в искусстве
[ редактировать ]Этрусские изображения Нептуна редки, но важны. четвертого века до нашей эры скарабей Самым старым, возможно, является вырезанный из сердолика из Вульчи из Нетунского, пинающий камень и создающий источник (Париж: Национальная библиотека, Кабинет медалей . Другой этрусский артефакт ( Нетунус , из коллекции Люина) изображает бога, вызывающего лошадь выскочить из земли с ударом своего трезубца. [ 77 ]
Бронзовое зеркало конца четвертого века в музеях Ватикана (Museo Gregoriano Etrusco: CSE Vaticano 1.5a) изображает Нептуна с Амимоной (дочерью Данауса ), которую он спасает от нападения сатира и обучает искусству создания источников. На бронзовом зеркале из Тускании, датированном 350 г. до н.э., также находящемся в музеях Ватикана (Museo Gregoriano Etrusco ES 1. 76), Нетунс разговаривает с Усилем и Тесаном. Он держит двусторонний трезубец, что позволяет предположить, что он может владеть молниями. [ 78 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Аньоло Бронзино , Портрет Андреа Дориа в образе Нептуна (ок. 1530-е или 1540-е гг.)
-
» Антуана Койсевокса ( «Нептун 1705 г.) в Лувре Альтовом
-
Джованни Баттиста Тьеполо , Нептун, преподносящий дары Венере (1748–1750)
-
Хуан Паскуаль де Мена , Фонтан Нептуна, Мадрид (1780–1784)
-
«Нептун» Табачная этикетка (1860–1870 гг.)
-
Фонтан Нептуна в Нюрнберге
-
Памятник Нептуну в Гданьске
-
в Берлине Нептунбруннен
-
Памятник Нептуну в Ла-Корунье , ( Испания )
Библиография
[ редактировать ]- Блох, Раймонд (1981). «Некоторые замечания о Посейдоне, Нептуне и Нетуне». Отчеты сессий Академии надписей и изящной словесности . Полет. 2.стр. 341–352.
- Нэнси Томсон Де Граммонд 2006. Этрусская мифология, священная история и легенды: введение, Музей археологии Пенсильванского университета, ISBN 1-931707-86-3 .
- Жорж Дюмезиль 1977. Архаичная римская религия. С приложением о религии этрусков. Издание и перевод Фурио Джези: Милано Риццоли (итальянский перевод выполнен на основе расширенной версии 2-го издания La Religion romaine Archaïque Paris Payot, 1974).
- Фаулер, Уильям Вард (1912). Религиозный опыт римского народа . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Саролта А. Такач 2008. Весталки, сивиллы и Матроны: женщины в римской религии , University of Texas Press.
- Георг Виссова 1912. Религия и культ римлян Мюнхен.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Культура , с. 754, со ссылкой на Дюмезиля . См. также [1]
- ^ Ж. Тутэн, Языческие культы Римской империи , том. Я (1905:378) уверенно определил курсивный Нептун как источник соленой воды, а также море.
- ^ Справочная энциклопедия Larousse Desk , The Book People , Haydock, 1995, стр. 215.
- ^ Об отношениях господина нашего земного мира с водой(ами) Блох, с. 342-346, дает следующие пояснения:
- Первоначально Посейдон задумывался как хтонический бог, повелитель и муж Земли (от этимологического гироида γαιήοχος, тот, кто владеет Землей, εννοσίδας, тот, кто заставляет Землю сотрясаться) в форме лошади. Он спаривается с Деметрой под этой формой в аркадском мифе из Тельпуса , они рождают скакового коня Ариона и безымянную дочь тех мистерий (рассказ у Павсания VIII 25, 3).
- Посейдон гиппиос (лошадь) — бог Земли, и поскольку из-под земли выходят источники, это также метафора (или лучше образ) зарождения жизни на Земле; лошадь повсеместно считается обладательницей психопомпатического характера, а Посейдон известен как укротитель лошадей ( дамайос ) и отец Пегаса , который своим копытом может открыть источник.
- Посейдон — бог, которому поклонялись в главном храме острова Атлантида в мифе, рассказанном Платоном в диалогах «Тимей» и «Критий»; неподалеку находился ипподром.
- Остров был поглощен землетрясением, вызванным самим Посейдоном. Этот фактор соединил бы власть над землей и над водой. Греки помнили взрыв на острове Санторини и вызванное им моретрясение, а также другие последствия, повлиявшие на климат.
- ^ Ален Кадот, «Нептун Африканский», Phoenix 56. 3/4 (осень/зима 2002:330-347) обнаружил синкретические следы ливийского/пунического аграрного бога источников пресной воды с эпитетом Frugifer , «приносящий плод». ; Кадот перечислил (стр. 332) некоторые североафриканские римские мозаики, изображающие вполне характерный Триумф Нептуна , едущего ли на своей колеснице или восседающего прямо на дельфинах-альбиносах.
- ^ Дюмезиль, Архаичная римская религия , 381, Париж, 1966.
- ^ Сравните Эпону .
- ^ «Нептун, Музей Прадо, Мадрид» . Испания – это культура . Министерство культуры и спорта . Проверено 20 декабря 2021 г.
- ^ Блох 1981 , стр. 341–344.
- ^ Шауэрман, Грант (1901). Великая Мать Богов . Мэдисон, Висконсин: Университет Висконсина, Мэдисон. п. 223 . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ Виссова, Георг (1902). Религия и культ римлян (на немецком языке). Мюнхен: CH Бек.
- ^ Домашевский, Альфред (1909). Трактаты о римской религии (на немецком языке). Лейпциг и Берлин: Тойбнер.
- ^ Блох 1981 , с. 346.
- ^ Блох 1981 .
- ^ Фокс, Робин Лейн (2006). Классический мир . Основные книги. п. 412. ИСБН 0-465-02496-3 .
- ^ ван Акен, ARA (1961). Мифологическая энциклопедия Elsevier . Амстердам: Эльзевир.
- ^ Фаулер 1912 , с. 186.
- ^ «То есть в разгар лета, во время великой засухи, там были построены хижины из листвы в качестве убежищ от солнца» (Cadotte 2002:342, отмечая Секста Помпея Феста , De verborum Significatu [ed. Линдсей 1913] 519.1)
- ^ Перейти обратно: а б Ж. Дюмезиль Римские праздники лета и осени. Далее следуют десять римских вопросов. Париж, 1975 г. 1. «Воды и леса», с. 25-31.
- ^ CIL , том. 1, п. 2:323; Варрон , De lingua Latina vi.19.
- ^ Саролта А. Такач Весталки, Сивиллы и Матроны: женщины в римской религии 2008, University of Texas Press, стр. 53 и сл., цитируя Горация Кармину III 28.
- ^ Саролта А. Такач 2008; цитируя Макробия Сатурналий III 10,
- ^ Кассий Дион 17, фрагмент 57. 60, цитируется Л. Ричардсоном-младшим. Новый топографический словарь Древнего Рима 1992 с. 267.
- ^ По вопросу об этой группе Скопаса ср. Ф. Коарелли «Время Домиция Энобарба и художественная культура Рима во втором веке до нашей эры» в «Диалогах археологии» II 3 1968 г., с. 302–368.
- ^ Вукич, Томас К., Фестиваль Нептуналия
- ^ Болл Платнер, Сэмюэл; Эшби, Томас (1929), Топографический словарь Древнего Рима, «Базилика Нептуни» , Лондон: Oxford University Press
- ^ Дюмезиль 1977 с. 340, который цитирует Ливия Аб Урбе Condita Libri XXVIII 11, 4. Bloch 1981 p. 347 н. 19.
- ^ Макробий Сатурналии III 10,4
- ^ Г. Дюмезиль «Quaestiunculae Indo-Italicae: 11. Недопустимо убивать быка Юпитера бараном» Revue d' Etudes Latins 39 1961 с. 241-250.
- ^ Уильям Уорд Фаулер Религиозный опыт римского народа Лондон, 1912, с. 346ф.
- ^ Авл Геллий Ноктес Аттические XIII 24, 1-18
- ^ Varro Lingua Latina V 72.
- ^ Фестус с. л ул
- ^ Перейти обратно: а б Варрон в Августине De Civitate Dei VII 22
- ^ Августин выше II 11.
- ^ Уильям Уорд Фаулер Религиозный опыт римского народа Лондон, 1912, Приложение II.
- ^ Дюмезиль принимает и повторно предлагает интерпретации Висовой и фон Домашевского.
- ^ Дюмезиль выше, стр.31.
- ^ Людвиг Преллер Römische Mythologie Berlin, 1858, часть II, стр.121-2; Сервий Ад Энеида VIII 9
- ^ Овидия Метаморфозы XIV 334.
- ^ Людвиг Преллер выше, цитируя Сервия; Си Джей Маки «Турнус и его предки» в The Classical Quarterly (новая серия) 1991, 41, стр. 261–265.
- ^ Блох 1981 с. 343
- ^ Уильям Уорд Фаулер Римские фестивали периода республики Лондон, 1899, с.
- ^ WW Фаулер, цитируя Джеймса Дж. Фрейзера.
- ^ С. Душанич, Ж. Петкович «Фламен Квириналис в Консуалии и всадник озера Курций» в Aevum 2002 1. стр. 63.
- ^ Саролта А. Такач Весталки, Сивиллы и Матроны Техасского университета Press 2008 стр. 55-56, также цитируя Скалларда о влиянии скачек на идентификацию. Блох 1981 со ссылкой на Чантрена ДЕЛЬГА с Посейдоном.
- ^ См. родственные божества цирка Семония, Сейя, Сегеция, Тутилина: Тертуллиан Де Спектакулис VIII 3.
- ^ Г. Капдевиль «Спортивные игры и основополагающие ритуалы» Revue de l'histoire des religies .
- ^ Цицерон Де Гаруспикум Респонсо 20. Нептун упоминается третьим после Юпитера и Сатурна и перед Теллусом.
- ^ Р. Блох 1981; Г. Капдевиль «Боги Марсиана Капеллы» в «Обзоре истории религий» 213-3, 1996, с. 282 н. 112
- ^ Блох 1981 с. 348. Бонфанте, Джулиано ; Бонфанте, Лариса (2002). Этрусский язык: введение . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 0-7190-5540-7 . п. 202.
- ^ Де Граммонд, Нэнси Томсон (2006). Этрусская мифология, священная история и легенды: введение . Музей археологии Пенсильванского университета. ISBN 1-931707-86-3 . п. 59.
- ^ Р. Блох 1981; Плиний Нат. Хист. XI 195
- ^ Н. Томас Де Граммонд Этрусский миф, священная история и легенды Univ. Пенсильвания Пресс, 2006 г., стр. 145.
- ^ Эрика Саймон «Боги в гармонии: этрусский пантеон» в книге Н. Томаса Де Граммонда (редактор) «Этрусская религия», 2006 г., с. 48; G. Колонка «Алтари и керамика: южный район Пирги после восьми лет исследований» Отчеты Папской академии археологии 64 стр. 63-115; «Сакральная архитектура и религия этрусков» в NT DeGrummond 2006, стр.139.
- ^ Людвиг Преллер Римская мифология Берлин, 1858, II стр. 1
- ^ Г. Дюмезиль «Роменская архаичная религия», Париж, 1974, 2-е, Приложение; Это тр. п. 584; цитируя Стивена Вайнстока «Марсиан Капелла и космическая система этрусков» в Журнале римских исследований 36, 1946, стр. 104 сл.; Дж. Капдевиль «Les dieux de Martianus Capella» в Revue de l'Histoire des Religions 213-3, 1996, с. 280-281
- ^ См. М. Паллоттино «Deorum sedes» в Saggi di antitá. II. Документы по истории этрусской цивилизации Рим 1979 с. 779-790. Для краткого изложения содержания этой работы читатель отсылается к статье Юнона , раздел Этрурский университет, примечание n. 201.
- ^ Арнобиус Adversus Nationes III 40, 1-2
- ^ Мишель де Ваан, Этимологический словарь латыни и других курсивных языков , Лейден/Бостон, 2004, стр. 406.
- ^ Varro Lingua Latina V 72: Нептун, что море покрывало землю, как облака небо, от nuptus, то есть покрытия, как в древности, по которому браки назывались брачными. : "Н., потому что море покрывало земли, как облака небо, от nuptus , т.е. "покрывающего", как древние (говорили), откуда nuptiae брак, называлось nuptus ".
- ^ П. Кречмер Введение в историю греческого языка, Геттинген, 1896, с. 33.
- ^ Р. Блох «Quelques remarques sur Poseidon, Neptunus et Nethuns» в Revue de l'Histoire des Religions (1981), стр. 347.
- ^ Ю. Боннефой, В. Донигер «Римские и индоевропейские мифологии», Чикаго, 1992, с. 138-139, св. Нептун, со ссылкой на Г. Дюмезиля Миф и Эпос, т. 138-139. III, с. 41 и Альфред Эрно-Атуан Мейе, Этимологический словарь латинского языка, Париж, 1985 г., 4-й, св. Нептун.
- ^ Г. Дюмезиль Римские фестивали лета и осени, за которыми следуют десять римских вопросов , с. 25, Париж, 1975.
- ^ Яан Пухвел, Сравнительная мифология , Балтимор, 1987, стр. 277-283.
- ^ Вергилий Эней , VII, с. 691: Л. Преллер Римская мифология , вып. 2, Берлин, 1858 г.; Мюллер-Дик Этрускер II 54 н. 1 б; Дик Фалискер с. 103, цитируется Уильямом Уордом Фаулером. Римские фестивали периода республики Лондон, 1899, стр. 103. 185 и н. 3.
- ^ Роберт С.П. Бикс, Этимологический словарь греческого языка , Лейден/Бостон, 2010, стр. 996.
- ^ Х. Петерсманн ниже, Геттинген, 2002 г.
- ^ М. Петерс «Исследования изображения индоевропейской гортани в греческом языке» в Австрийской академии наук, философско-исторический класс , том. 372, Вена, 1980, с. 180.
- ^ Хуберт Петерсманн Lingua et Religio: избранные небольшие сочинения по древней религиозной истории на лингвистической основе под редакцией Бернда Хессена. Гипомнематы: Серия дополнений 1. Геттинген: Ванденхук и Рупрехт, 2002. Стр. 304. ISBN 3-525-25231-5 .
- ^ Катулл 31. 3: «Почти острова, Сирмио, острова / ocelle, quascumque in liquentibus pondis / огромное море несет обоих Нептуна /...»: цитируемые слова принадлежат отрывку, в котором поэт, кажется, намекает на двойная природа Нептуна как бога пресной воды и моря.
- ^ Эрик Нойн Текст Анитты , Висбаден, 1974, стр. 118.
- ^ Х. Петерсманн «Первоначальная роль Нептуна в римском пантеоне. Этимологическая и религиозно-историческая попытка объяснения» в Lingua et religio. Избранные небольшие вклады в древнюю религиозную историю и лингвистическую основу. Геттинген, 2002, стр. 226–235.
- ^ см . Festus sv aqua : "которое нам помогает", откуда мы получаем жизнь, р 2 Л.; св к воде и огню : "...как они берутся замуж, а именно потому, что сии две вещи...содержат жизнь", стр.2-3 Л; св факел : "на свадьбах в честь Цереры предпочитали факелу, молодожену кропили водой... чтобы она разделила с мужем огонь и воду", с.87 Л.
- ^ Уильям Уорд Фаулер Римские фестивали периода республики Лондон, 1899, с. 126
- ^ Жак Эргон , в Блохе, 1981, с. 352.
- ^ NT Де Граммонд 2006 стр. 145.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иконографическая база данных Института Варбурга (около 600 изображений Нептуна). Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 385.