Тесан
Тесан | |
---|---|
Богиня рассвета | |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Эос |
Римский эквивалент | Аврора и Матер Матута |
Тесан (Эос), Утро, Рассвет, Аврора.
В этрусской религии и мифологии Тесан — этрусская богиня рассвета . [ 1 ] Тесан — римский эквивалент Авроры . [ 2 ] В Этрурии она получала подношения вместе с богом солнца Усилем, как описано в liber linteus . [ 1 ] Ей особенно поклонялись в Пирги гавани Цере , где ей был посвящен храм и была раскопана уникальная серия «антефиксов рассвета». [ 1 ]
Тесан изображался с крыльями, а иногда и обнаженным, как, например, глиняный акротерий из долины Астрон. [ 3 ] По словам ученого Де Граммонда: «Хотя Тезан часто сравнивают с греческой Эос и римской Авророй, греческие тексты предполагают, что они понимали ее культовый образ в Пирги скорее как аналог Леукотеи , «Белой Богини», которая имела особую связь с морем, и которая, в свою очередь, была уподоблена римской Матери Матуте , богине утра и деторождения». [ 2 ]
В отличие от Эос в греческой религии, Тесану поклоняются в этрусской религии. Ее имя встречается на обертках загребской мумии ( Liber Linteus ) и на бронзовой табличке из Пирги. [ 4 ]
Этимология
[ редактировать ]Тесан изображалась на нескольких бронзовых этрусских зеркалах с парой огромных крыльев на спине, как и у многих других этрусских богинь, что особенно подходило богине неба. Одно из значений ее имени — просто «рассвет», а родственные слова — теси , что означает «освещение», и тесвити , «ясный или знаменитый». Другое значение ее имени связывает ее со способностью видеть будущее, поскольку тесан также означает «гадание», как видно из родственного этрусского слова thesanthei , «предсказывающего», «освещающего» или «блестящего». Это относится к ее функции как богини рассвета – поскольку гадание проливает свет на темное будущее и позволяет увидеть, что может произойти, подобно рассвету, который освещает то, что раньше было темно. Некоторые называли ее богиней родов , так как она присутствовала в начале дня, что находит свою параллель в начале жизни нового ребенка. Подобна римской богине Люцине , богине света и родов, которая вывела младенца на свет божий. [ 5 ]
Мифология
[ редактировать ]Проклятие Афродиты
[ редактировать ]Этруски зари отождествляли своего Тесана с греческой богиней Эос . В греческой легенде Афродита нашла Эос в постели со своим возлюбленным Аресом ; Чтобы наказать Эос , Афродита «истязалась с постоянной страстью, и Эос прославилась своими многочисленными молодыми любовниками. [ 6 ] Этрускам, похоже, очень понравились эти истории, и они легко передали их своей богине зари Тесан; истории, изображенные на зеркалах, как правило, взяты прямо из греческих мифов. [ 3 ] Тесан, богиня зари, «», изображена похищающей молодого смертного на нескольких гравированных этрусских зеркалах, датированных 530–450 гг.
Тесанский мотив в искусстве
[ редактировать ]со своей колесницей
[ редактировать ]В верхнем эксерге изображена Тесан (Эос), богиня зари, в своей квадриге , колеснице, запряженной четырьмя лошадьми. Номер актива 812745001
с Кефалом (Цефалом)
[ редактировать ]Распространенное изображение Тесана — унос Кефала. Красавец-охотник — сын Гермеса. Эос часто изображается несущей или обнимающей Кефала перед тем, как вернуть его жене Прокриде в Афины. [ 7 ]
Мотив Тесан и ее возлюбленного можно найти на этрусских зеркалах, керамике и фресках гробниц.
На одном зеркальном изображении 480–470 гг. До н. э. в Музее Грегориано Этруско Тезан убегает с Кефалом. Крылатая и с нимбом, Тесан изображена бегущей или летящей с Кефалом на руках после его похищения. Вероятно, это первая версия мифа, согласно которой Тесан влюбляется в молодого героя-охотника, сына Гермеса и Герсе, который затем становится мужем Тесан. Это зеркало из Вульчи, из раскопок Лучано и Александрины Бонапартов, принцев Канино; приобретен в 1840 г. кат. 12241. По данным музея:
«Работники по бронзе из Вульчи в позднеархаический период умели отливать безупречные зеркала со сложным декором, уже используя восковые модели, а не холодную гравировку. Очень низкий рельеф обогащен гравированными каллиграфическими деталями, на раме были листья, инкрустированные серебром. "
Еще одно рельефное зеркало из Британского музея - музейный номер 1865,0712.14. Тесан изображен в процессе похищения Цефала , молодого человека из Афин , который был женат на дочери царя Эрехтея , Прокриде . Здесь Тесан крылат, одет в хитон и диагональный гиматий , развевающийся на ветру; вокруг ее головы нимб , подчеркивающий ее функцию богини света . Она убегает влево, неся на руках Цефала, который изображен обнаженным и намного меньше ее. Он не выглядит расстроенным ситуацией и лежит у нее на руках, положив правую руку ей на плечо. Как и многие изображения этрусских женщин и их любовников, она изображена крупнее и, следовательно, более важной и могущественной, чем мужчина: это было воспринято как указание на высокий статус этрусских женщин.
Эта же сцена изображена на ручке зеркала в горельефном ажуре; Цефал снова намного меньше (и моложе), чем Тесан, которая на этот раз не имеет крыльев, но чей плащ развевается на ветру за ее спиной. Она улыбается юному Кефалу, поднимая его, и он обнажен, если не считать короткого плаща и охотничьих ботинок.
Это же изображение изображено в Британском музее под номером 1847,0806.130.

с Мемнумом (Мемрун)
[ редактировать ]Другая любимая сцена Тесана/Эос изображает гораздо более мрачное событие. Этрусское имя ее сына записано как Мемнум (Мемрун). [ 4 ] и латинизирован как Мемнон . Этого сына от Тифона , еще одного молодого человека, которого она похитила, чтобы сделать своим любовником, прозвали Тинтуном этруски и убили во время Троянской войны . Эос горевала так ужасно, что грозилась никогда больше не вызвать рассвет. В конце концов ее уговорили вернуться, но в Своем горе она каждое утро плачет слезами росы по Своему любимому сыну. На одном зеркале Она изображена перед Тинией ( Зевсом ) с Тетисой ( Фетидой ), матерью Ахле ( Ахиллеса ). Обе богини умоляют Тинию сохранить жизни их сыновей; но оба уже были обречены на смерть. Это известно как Мемнон Пьета. [ 9 ] Упомянутое рельефное зеркало (справа) изображает Тесан, уносящую тело своего мертвого сына Мемнуна. Часто в древнем искусстве встречаются разные интерпретации, так как часто фигуры не обозначались. Однако рядом с этрусскими зеркалами с фигурками выгравированы имена. [ 10 ]
с Тинией
[ редактировать ]
Как и в случае с изображениями греческого искусства, Тесан изображен в бронзовых зеркалах, умоляющих Тинию вместе с Тетисом (= Фетидой) сохранить жизни их сыновей, Мемнуна и Ахле соответственно. Богини поручили ему влиять на судьбу своих сыновей в их битве друг против друга.
с Усилем и Нетуном
[ редактировать ]Liber Lintaeus связывает Тесана с этрусским богом солнца Усилем , эквивалентным греческому Гелиосу и римскому Солу . [ 3 ] [ 12 ] Она обнимает Усила за спину , подразумевая связь, которой Гелиоса и Эос . нет у [ 12 ] четвертого века Зеркало теперь показывает ее в разговоре с Усилем и Нетуном (этрусским Нептуном / Посейдоном ). [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Саймон, Эрика (2006). Де Граммонд, Нэнси Томсон (ред.). Религия этрусков . Издательство Техасского университета. п. 60. ИСБН 978-0292721463 .
- ^ Jump up to: а б Де Граммонд, Нэнси Томсон (2006). Этрусский миф, священная история и легенда . Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета. стр. 19, 54, 107. ISBN. 9781931707862 .
- ^ Jump up to: а б с
Макинтош Турфа, Джин , изд. (2013). Этрусский мир . Рутледж. ISBN 978-0-415-67308-2 , ISBN 978-1-134-05523-4 . - ^ Jump up to: а б Бонфанте, Джулиано; Бонфанте, Ларисса (2002). Этрусский язык: Введение (2-е изд.). Манчестер, Англия: Издательство Манчестерского университета. стр. 100-1 201, 206–207. ISBN 978-0719055409 .
- ^ Крейн, Мэри (2006–2012). «Тесан» . Интернет-каталог «Неясной богини» (thaliatook.com) . Проверено 25 июня 2014 г.
- ^ Псевдо- Аполлодор Библиотека книга 1, глава 4, раздел 4
- ^ «Словарь греческой и римской биографии и мифологии, Эос» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 9 августа 2024 г.
- ^ «Бронзовое зеркало | Этрусское | Классическое» . Метрополитен-музей . Проверено 9 августа 2024 г.
- ^ «Запись иконографии КОНА» . www.getty.edu . Проверено 9 августа 2024 г.
- ^ «Зеркало с выгравированной сценой: Тесан и Мемнун (Эос и Мемнон) | Художественный музей Кливленда» . www.clevelandart.org . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ «Гравированное зеркало с надписью Тан: Зевс, Эос, Фетида и Афина» . Григорианско-этрусский музей . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б
де Граммонд, Нэнси Томсон; Саймон, Эрика, ред. (2006). Религия этрусков . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0292-78233-4 , ISBN 0-292-78233-0 . - ^ Карпино, Александра Энн (2003). Диски великолепия: рельефные зеркала этрусков . Издательство Университета Висконсина. п. 109. ИСБН 0-299-18990-2 – через Google Книги.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Тесаном, на Викискладе?