Римская мифология
Мифология |
---|
Римская мифология представляет собой совокупность мифов Древнего Рима , представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян , и является формой римского фольклора . «Римская мифология» может также относиться к современному изучению этих изображений, а также к предмету, представленному в литературе и искусстве других культур в любой период. Римская мифология основана на мифологии италийских народов и разделяет мифы с протоиндоевропейской мифологией .
Римляне обычно относились к своим традиционным повествованиям как к историческим, даже если в них есть чудесные или сверхъестественные элементы. Истории часто касаются политики и морали, а также того, как личная целостность человека связана с его или ее ответственностью перед обществом или римским государством. Героизм – важная тема. Когда истории освещают римские религиозные практики, они больше связаны с ритуалами, предсказаниями и институтами, чем с теологией или космогонией . [1]
Римская мифология также опирается на греческую мифологию , прежде всего в эллинистический период греческого влияния и во время римского завоевания Греции , посредством художественного подражания греческим литературным моделям римскими авторами. [2] Римляне отождествляли своих богов с богами древних греков и переосмысливали мифы о греческих божествах под именами своих римских аналогов. Влияние греческой мифологии, вероятно, началось еще в протоистории Рима .
Классическая мифология — это объединенная традиция греческой и римской мифологии, особенно распространенная латинской литературой в Европе на протяжении Средних веков , вплоть до эпохи Возрождения и вплоть до современного использования мифов в художественной литературе и кино. Интерпретации греческих мифов римлянами часто оказывали большее влияние на повествовательные и графические изображения мифов, чем греческие источники. версии греческих мифов в , Овидия «Метаморфозах» написанных во времена правления Августа стали считаться В частности, каноническими .
Природа римского мифа
Поскольку ритуалы играли центральную роль в римской религии, как и миф для греков, иногда возникают сомнения в том, что у римлян была значительная часть местной мифологии. Такое восприятие является продуктом романтизма и классической науки XIX века, которая ценила греческую цивилизацию как более «подлинно творческую». [3] Однако от эпохи Возрождения до XVIII века римские мифы были источником вдохновения, особенно для европейской живописи . [4] Римская традиция богата историческими мифами или легендами об основании и возвышении города. Эти повествования сосредоточены на людях-действующих лицах, лишь с редким вмешательством божеств, но с всеобъемлющим ощущением божественной судьбы. В самый ранний период существования Рима история и миф находились во взаимной и дополняющей друг друга взаимосвязи. [5] Как отмечает Т. П. Уайзман :
Римские истории по-прежнему имеют значение , так же как они имели значение для Данте в 1300 году, Шекспира в 1600 году и отцов-основателей Соединенных Штатов в 1776 году. Что нужно, чтобы быть свободным гражданином ? Может ли сверхдержава по-прежнему оставаться республикой ? Как благонамеренная власть превращается в убийственную тиранию ? [4]
Основные источники римских мифов включают « Энеиду и » Вергилия первые несколько книг по истории Ливия , а также «Римские древности » Дионисия . Другими важными источниками являются « Фасти» , Овидия поэма из шести книг, структурированная по римскому религиозному календарю , и четвертая книга элегий Проперция . Сцены из римского мифа также появляются в римской настенной живописи , монетах и скульптурах , особенно в рельефах .
Основополагающие мифы
Энеида основании и ранняя история Ливия являются лучшими из сохранившихся источников мифов об Рима . Материал из греческих героических легенд был привит к этому местному потомству уже давно. Троянский принц Эней был назван мужем Лавинии , дочери царя Латина , отчества предка латинян , и, следовательно, согласно запутанной ревизионистской генеалогии , предком Ромула и Рема . В более широком смысле, троянцы считались мифическими предками римского народа. [6]
Другие мифы
Характерные мифы Рима часто носят политический или моральный характер, то есть имеют дело с развитием римского правления в соответствии с божественным законом, выраженным римской религией , и с демонстрацией приверженности личности моральным ожиданиям ( mos maiorum ) или неудачам. сделать это.
- Изнасилование сабинянок , объясняющее важность сабинянок в формировании римской культуры и рост Рима посредством конфликтов и союзов.
- Нума Помпилиус , второй сабинский царь Рима , который общался с нимфой Эгерией и основал многие юридические и религиозные институты Рима.
- Сервий Туллий , шестой царь Рима, чье загадочное происхождение свободно мифологизировалось и который, как говорили, был любовником богини Фортуны .
- Тарпейская скала и почему ее использовали для казни предателей.
- Лукреция , самопожертвование которой повлекло за собой свержение ранней римской монархии и привело к установлению республики.
- Клелия , римлянка, взятая в заложники Ларсом Порсеной , которая сбежала, но после переговоров добровольно вернулась, чтобы спасти других и сохранить мирный договор.
- Гораций на мосту , о значении индивидуальной доблести .
- Муций Сцевола , который сунул правую руку в огонь, чтобы доказать свою верность Риму.
- Цекул и основание Пренесте . [7]
- Манлий и гуси о божественном вмешательстве при галльской осаде Рима . [8]
- Рассказы о фестивалях Nonae Caprotinae и Poplifugia . [9]
- Кориолан , история политики и морали.
- Этрусский Кориф город . как «колыбель» троянской и итальянской цивилизации [10]
- Прибытие Великой Матери (Кибелы) в Рим. [11]
Религия и миф
Повествования о божественной деятельности играли более важную роль в системе греческих религиозных верований, чем у римлян, для которых ритуалы и культ были первичными. Хотя римская религия не была основана на Священных Писаниях и их толкованиях , жреческая литература была одной из самых ранних письменных форм латинской прозы . [12] Книги (libri) и комментарии (commentarii) Коллегии понтификов и авгуров содержали религиозные процедуры, молитвы, а также постановления и мнения по вопросам религиозного права. [13] Хотя по крайней мере некоторые из этих архивных материалов были доступны для ознакомления римскому сенату , часто это был occultum genus litterarum , [14] тайная форма литературы, к которой по определению имели доступ только священники. [15] Пророчества, относящиеся к всемирной истории и судьбе Рима, случайно всплывают в критические моменты истории и внезапно обнаруживаются в туманных книгах Сивилл , которые Тарквиний Гордый (согласно легенде) приобрел в конце VI века до нашей эры у Кумской Сивиллы . I века до нашей эры Некоторые аспекты архаичной римской религии сохранились в утерянных богословских трудах ученого Варрона , известного через других классических и христианских авторов.
Хотя традиционная римская религия была консервативной в ритуалах, а не догматической в доктрине, значение ритуалов, которые они увековечивали, могло быть адаптировано, расширено и переосмыслено за счет нарастания мифов, этиологии , комментариев и влияний других культур в ответ на социальные изменения. [16] Самый ранний пантеон включал Януса, Весту и так называемую Архаическую Триаду Юпитера, Марса и Квирина, три патрицианских фламина которой принадлежали к высшему порядку . Согласно традиции, Нума Помпилиус , сабинский второй царь Рима , основал римскую религию; Считалось, что Нума имел своей супругой и советницей римскую богиню или нимфу источников и пророчеств Эгерию . Юпитера, Юноны и Минервы, находящаяся под влиянием этрусков Капитолийская Триада , позже стала центральной в официальной религии, заменив Архаическую Триаду – необычный пример в индоевропейской религии высшей триады, состоящей из двух женских божеств и только одного мужского. Культ Дианы утвердился на Авентинском холме , но самым известным римским проявлением этой богини, возможно, является Диана Неморская , благодаря вниманию, уделяемому ее культу Дж. Г. Фрейзером в классическом мифографическом произведении «Золотая ветвь» . То, что современные ученые называют Авентинской триадой — Церера , Либер и Либера — развилось в связи с возвышением плебеев. к богатству и влиянию.
Боги отчетливо представляли практические нужды повседневной жизни, и римляне скрупулезно соблюдали для них соответствующие обряды и подношения. Ранние римские божества включали множество «богов-специалистов», чьи имена использовались при выполнении различных конкретных действий. Фрагменты древних ритуалов, сопровождавших такие действия, как вспашка или посев, показывают, что на каждом этапе операции вызывалось отдельное божество, причем имя каждого божества обычно происходило от глагола, обозначающего операцию. Божества-покровители имели особое значение в Древнем Риме.
Так, Янус и Веста охраняли дверь и очаг, Лары охраняли поле и дом, Палес — пастбище, Сатурн — посев, Церера — рост зерна, Помона — плоды, а Консус и Опс — урожай. Юпитера , повелителя богов, почитали за помощь, которую его дожди оказывали фермам и виноградникам. Благодаря своему более всеобъемлющему характеру, благодаря своему оружию молнии, он считался руководителем человеческой деятельности. Благодаря его обширным владениям римляне считали его своим защитником в своей военной деятельности за пределами своей собственной общины. В ранние времена выдающимися богами были Марс и Квирин , которых часто отождествляли друг с другом. Марс был богом войны и сельского хозяйства; его чествовали в марте и октябре. Квирин был покровителем вооруженного сообщества в мирное время.
Ученый XIX века Георг Виссова. [17] считали, что римляне различали два класса богов: di indigetes и di novensides или novensiles : indigetes были первоначальными богами римского государства, их имена и природа обозначались титулами первых жрецов и установленными праздниками римского государства. календарь, в котором 30 таких богов почитаются специальными праздниками; новенсиды были более поздними божествами , чьи культы были представлены городу в исторический период, обычно в известную дату и в ответ на конкретный кризис или ощущаемую потребность. Однако Арнальдо Момильяно и другие утверждают, что это различие невозможно сохранить. [18] Во время войны с Ганнибалом любое различие между «местными» и «иммигрантскими» богами начинает исчезать, и римляне приняли различных богов из разных культур как знак силы и всеобщего божественного благоволения. [19]
Иностранные боги
Поглощение соседних местных богов произошло по мере завоевания римским государством соседних территорий. Римляне обычно оказывали местным богам завоеванной территории те же почести, что и более ранним богам римской государственной религии . Помимо Кастора и Поллукса , завоеванные поселения в Италии, по-видимому, внесли свой вклад в римский пантеон Дианы , Минервы , Геркулеса , Венеры и божеств меньшего ранга, некоторые из которых были италийскими божествами, другие первоначально произошли из греческой культуры Магны. Греция . В 203 г. до н.э. Рим импортировал культовый объект, олицетворяющий Кибелу, из Пессинуса во Фригии и приветствовал его прибытие с должной церемонией . И Лукреций , и Катулл , поэты-современники середины I века до нашей эры, предлагают неодобрительные взгляды на дико экстатический культ Кибелы.
В некоторых случаях божества вражеской державы были официально приглашены посредством ритуала эвокации поселиться в новых святилищах в Риме.
Сообщества иностранцев ( перегрини ) и бывших рабов (либертини) продолжали свою религиозную практику в пределах города. Таким образом Митра прибыл в Рим, и его популярность в римской армии распространила его культ даже за пределы Римской Британии . Важные римские божества в конечном итоге стали отождествляться с более антропоморфными греческими богами и богинями и переняли многие из их атрибутов и мифов.
Астрономия
Многие астрономические объекты названы в честь римских божеств, например, планеты Меркурий , Венера , Марс , Юпитер , Сатурн и Нептун .
В римской и греческой мифологии Юпитер помещает своего сына, рожденного от смертной женщины, младенца Геркулеса , на грудь Юноны , пока она спит, чтобы ребенок выпил ее божественное молоко и, таким образом, стал бессмертным. богоподобные качества. Когда Юнона проснулась и поняла, что кормит грудью неизвестного младенца, она оттолкнула его, часть ее молока пролилась, и бьющее молоко стало Млечным Путем . В другой версии мифа Минерва отдает брошенного Геракла Юноне на кормление, но сила Геракла заставляет Минерву от боли оторвать его от груди. Вытекающее молоко образует Млечный Путь. [20] [21] [22]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2022 г. ) |
См. также
- Список «Метаморфоз» Овидия персонажей
- Список римских божеств
- Римский политеистический реконструкционизм
- Столп Изер-сюр-Крез
Ссылки
- ^ Джон Норт, Римская религия (Издательство Кембриджского университета, 2000), стр. 4 и далее.
- ^ Ренгель, Мариан; Дейли, Кэтлин Н. (2009). Греческая и римская мифология, от А до Я. США: факты в архиве, Incorporated. п. 66.
- ^ Т.П. Уайзман, Мифы Рима (Университет Эксетера Press, 2004), предисловие (np).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уайзман, «Римские мифы» , предисловие.
- ^ Александр Грандацци , Основание Рима: миф и история (Cornell University Press, 1997), стр. 45–46.
- ^ См. также Троянские игры .
- ^ Дж. Н. Бреммер и Н. М. Хорсфолл, Римский миф и мифография (Институт классических исследований Лондонского университета, 1987), стр. 49–62.
- ^ Бреммер и Хорсфолл, стр. 63–75.
- ^ Бреммер и Хорсфолл, стр. 76–88.
- ^ Бреммер и Хорсфолл, стр. 89–104; Ларисса Бонфанте, Этрусская жизнь и загробная жизнь: Справочник по этрусским исследованиям (Wayne State University Press, 1986), стр. 25.
- ^ Бреммер и Хорсфолл, стр. 105–111.
- ^ Моисей Хадас (1952). История латинской литературы . Издательство Колумбийского университета. п. 15. ISBN 978-0-231-51487-3 .
- ^ СО Бринк (1963). Гораций о поэзии: Послания, книга II: Письма к Августу и Флору . Архив Кубка. п. 64. ИСБН 978-0-521-20069-1 .
- ^ Цицерон, De domo sua 138.
- ^ Ежи Линдерски , «The libri reconditi », Гарвардские исследования классической филологии 89 (1985) 207–234.
- ^ Молли Паско-Прангер, «Со снятой вуалью: общественная нагота женщин в ранней Римской империи», Classical Antiquity 38:2 (2019), стр. 218.
- ^ Георг Виссова , De dis Romanores indigetibus et novensidibus disputatio (1892), полный текст (на латыни) онлайн.
- ^ Арнальдо Момильяно , «От Бахофена до Кюмона», в AD Momigliano: Исследования современной науки (University of California Press, 1994), стр. 319; Франц Альтхайм, «История римской религии » в переводе Гарольда Маттингли (Лондон, 1938), стр. 110–112; Мэри Бирд , Дж. А. Норт и SRF Прайс. Религии Рима: История (Издательство Кембриджского университета, 1998), том. 1, с. 158, примечание 7.
- ^ Уильям Уорд Фаулер , Религиозный опыт римского народа (Лондон, 1922), стр. 157 и 319; Дж. С. Вахер, Римский мир (Routledge, 1987, 2002), с. 751.
- ^ «Мифы о Млечном Пути» . Джуди-волкер.com . Проверено 21 марта 2022 г.
- ^ Лиминг, Дэвид Адамс (1998). Мифология: Путешествие героя (Третье изд.). Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 44. ИСБН 978-0-19-511957-2 .
- ^ Паш, Корин Ундина (2010). «Геркулес». В Гаргарине, Майкл; Фэнтем, Элейн (ред.). Древняя Греция и Рим . Том. 1: Академия-Библия. Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. п. 400. ИСБН 978-0-19-538839-8 .
Источники
- Борода, Мэри. 1993. «В поисках (сложнее) римского мифа: Дюмезиль, декламация и проблемы определения». В «Мифах в Mythenloser Gesellschaft: Das Paradigma Roms». Под редакцией Фрица Графа, 44–64. Штутгарт, Германия: Тойбнер.
- Браунд, Дэвид и Кристофер Гилл, ред. 2003. Миф, история и культура в республиканском Риме: исследования в честь Т. П. Уайзмана. Эксетер, Великобритания: Univ. Эксетер Пресс.
- Кэмерон, Алан. 2004. Греческая мифография в римском мире. Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать.
- Дюмезиль, Жорж. 1996. Архаичная римская религия . Преподобный изд. Перевод Филипа Крэппа. Балтимор: Университет Джонса Хопкинса. Нажимать.
- Фокс, Мэтью. 2011. «Миф о Риме» в справочнике по греческой мифологии. Блэквеллские спутники древнего мира. Литература и культура. Под редакцией Кена Даудена и Найла Ливингстона. Чичестер; Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл.
- Гарднер, Джейн Ф. 1993. Римские мифы: легендарное прошлое . Остин: Университет. Техас Пресс.
- Грандацци, Александр. 1997. Основание Рима: миф и история. Перевод Джейн Мари Тодд. Итака, Нью-Йорк: Корнельский университет. Нажимать.
- Холл, Эдит 2013. «Пантомима: визуализация мифа в Римской империи». В выступлении в греческом и римском театре. Под редакцией Джорджа Харрисона и Джорджа Уильяма Мэллори, 451–743. Лейден; Бостон: Брилл.
- Миллер, Пол Аллен. 2013. «Мифология и отвратительное в имперской сатире». В классическом мифе и психоанализе: древние и современные истории о себе. Под редакцией Ванды Зайко и Эллен О'Горман, 213–230. Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Ньюби, Зара . 2012. «Эстетика насилия: миф и опасность в домашних римских пейзажах». Классическая античность 31.2: 349–389.
- Уайзман, Т.П. 2004. Мифы Рима. Эксетер: Университет. Эксетер Пресс.
- Вудард, Роджер Д. 2013. Миф, ритуал и воин в римской и индоевропейской древности. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
- Иконографический лексикон классической мифологии (ЛИМК) (1981–1999, Артемида-Верлаг, 9 томов), Приложение (2009, Артемида_Верлаг).
- LIMC-Франция (LIMC): базы данных, посвященные греко-римской мифологии и ее иконографии.