Консус
Религия в Древний Рим |
---|
![]() |
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
В древнеримской религии бог Консус был защитником зерна. Он был представлен зерновым семенем. [ 1 ] Его жертвенник ( ара ) [ 2 ] (стр. 42) находился в первой мете Цирка Большого . [ 3 ] Оно находилось либо под землей, либо, по другим источникам, засыпано землей, которую сметали во время двух Консуалий , его праздников 21 августа, [ 4 ] 15 декабря, [ 4 ] [ 1 ] и 7 июля, когда понтифики совершили там жертвоприношение. [ 5 ] Таким образом, он был хтоническим богом. [ 2 ] (стр. 42)
Фламен Квириналис и весталки совершали его обряды. [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]Этимология . имени Консус неясна Он может иметь этрусское или сабинское происхождение. В народной этимологии древности [ 7 ] это имя было связано с латинским глаголом conserere , «сеять», как и титул богини Опс как Консивия или Консива .
Покойный республиканец теолог- Варрон сказал, что Консуалии были названы в честь Консуса. [ 8 ] Г. Дюмезиль [ 9 ] и Г. Капдевиль [ 10 ] глагол создавать рассмотреть [ 4 ] «хранить» — лучшая этимология: Consus — архаичное отглагольное существительное, обозначающее действие по хранению зерна.
Капдевиль утверждает, что Consus не может быть связан с conserere и прилагательным consivius , и выдвигает гипотезу о том, что condere, возможно, следует понимать в значении «основать» или «установить». [ 10 ] [ 11 ] (с. 177, прим. 140)
Древние источники, в том числе и Фест , очень любили сходное звучание Consus и consilium и аллегорически трактовали его имя. [ 7 ] что касается «совета» или «собрания» ( consilium ). Более того, Тертуллиан сообщает, что на одной из ворот была Большого цирка надпись: « Consus consilio, Mars duello, Lares coilillo po[tentes] ». [ 5 ] что может быть архаичным, учитывая co[v]illo и внешние факторы. Это тоже близко к «спрятаться», ср. абдере, (абс)кондере . Этот вывод очевиден, но, с другой стороны, как де Ваан [ 12 ] пишет об этимологии consilium , очень неясно, откуда происходит главное слово consulere-solere , хотя весьма вероятно, что это не от con-sideo .
Функция и ассоциации
[ редактировать ]Фестивали Опс ( Опиконсивиа или Опалия ) следовали за Консусом и проводились каждые 25 августа и 19 декабря, во время жатвы и посева сельскохозяйственных культур.
Консус стал богом, связанным с тайными конференциями. Грамматик Сервий говорит, что Консус — бог советов. [ 13 ] Этот факт связан с ролью Конса в похищении сабинянок, которое произошло по случаю Consualia aestiva и, как считалось, было совершено по совету самого бога. Эта сила скрытого консультирования, которой обладает Консус, по-видимому, связана с концепцией, высказанной Дионисием и Плутархом, о том, что он является «держателем» Земли, идеей, которая делает его параллелью Нептуну .
Таким образом, хотя несомненно, что condere и consulere лежал характер Консуса как скрытого хозяина Земли имеют два разных корня, похоже, что в основе отождествления с Нептуном , а также строгое родство двух богов с лошадью. .
По словам Ж. Капдевиля, обычным явлением было проведение игр при основании нового поселения. Они были связаны с ритуалами, которые включали спортивные игры, такие как бег и брачные игры, а также приглашения поселиться в новом городе: он упоминает случаи Цекула в Пренесте и других поселениях на Крите ( Дрерос , Иерапитна , Прайсос , Литтос , Кносс ). Все эти события имели религиозное значение. На Крите, как и в Риме, похоже, что этим богом был Вулкан ( Bελχάνος ), то есть критский мегас Курос , позже истолкованный как Зевс . В Риме связь Вулкана с Консусом очевидна в датах их праздников и в том факте, что Flamen volcanalis совершал в майских календах жертвоприношение Бона Деа .
Консуса, возможно, следует отождествлять с «Конным Нептуном» ( Neptunus Equestris ). [ 4 ] Главным событием фестиваля были скачки на мулах или лошадях. [ 3 ] Во время праздника лошадей и мулов украшали цветами и давали отдохнуть от работы. [ 3 ] Этот факт Капдевиль приписывает тому, что Посейдон был преемником неизвестного бога аркадской Гиппократии, упомянутого Дионисием Галикарнасским , который сам, быть может, был преемником бога-коня. [ 11 ] (с. 178, прим. 141) Тесная связь Консуса с двумя Пейлами и обоих с лошадью выглядит очевидной. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Фестиваль Консуса» . Колчестерский археолог . 12 декабря 2014 года . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Липка, Михаил (2009). Римские боги: концептуальный подход . Брилл.
- ^ Jump up to: а б с Олдингтон, Ричард; Эймс, Делано (1968). Новая энциклопедия мифологии Ларусса . Югославия: The Hamlyn Publishing Group Limited. п. 209.
- ^ Jump up to: а б с д Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 23.
- ^ Jump up to: а б с TertullianТертуллиан О очках В 7
- ^ Липка (2009), [ 2 ] (стр. 57) который цитирует Тертуллиана . [ 5 ]
- ^ Jump up to: а б дель Белло, Давиде (2007). Забытые тропы: этимология и аллегорический образ мышления . Издательство Католического университета Америки.
- ^
VarroВаррон De Lingua Latina [ О латинском языке ]. 6.20
названы Консуалии Консуса были честь в
- ^
Дюмезиль, Г. (1977). Архаичная римская религия [ Древнеримская религия ]. Милан, IT. п. 241.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Капдевиль, Г. (1973). «Культовые эпитеты Януса». МЕФРА . 85 (2): 434. doi : 10.3406/mefr.1973.953 .
- ^ Jump up to: а б с Капдевиль, Г. (1993). Спортивные игры и фундаментальные ритуалы . Публикации Французской школы Рима.
- ^ де Ваан, М. (2010). Этимологический словарь латинского и курсивного языков . Лейден. св
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^
Мавр Сервий Хонорат Комментарий « Энеиде к Вергилия » .
8636. Но Консус — бог совета.
- ^ Капдевиль (1993) [ 11 ] (с. 180, прим. 149) также цитируя
Дюмезиль, Г. (1956). « [статья о кобыле Вишпале из Ригведы] ». СОНОС . [ нужна полная цитата ]