Они горят
Часть серии о |
Священство Древнего Рима |
---|
![]() |
Основные колледжи |
Другие колледжи или общества |
Священники |
Жрицы |
Связанные темы |
Фламен число (множественное фламинов ) [1] был священником древнеримской религии , который был назначен одним из пятнадцати божеств с официальными культами во время Римской республики . Самыми важными из них были три Flamines maiores (или «главные жрецы»), которые служили важным римским богам Юпитеру , Марсу и Квирину . Остальные двенадцать были Flamines Minores («меньшие жрецы»). Двое из миноров служили божествам, имена которых сейчас неизвестны; среди прочих есть божества, о которых мало что известно, кроме имени. В императорскую эпоху культ обожествленного императора ( divus ) также имел фламен.
Пятнадцать республиканских фламинов были членами Папской коллегии , которая управляла спонсируемой государством религией. Когда должность фламина была вакантной, понтифик мог служить временной заменой, хотя известно, что только великий понтифик заменял Flamen Dialis , одного из Flamenes maiores .
Этимология
[ редактировать ]Этимология слова фламен остается неясной и, возможно, неразрешимой. [2] Этот термин традиционно связан с протогерманским глаголом *blōtaną («приносить в жертву»; ср. готский blotan ), постулируя протоиндоевропейскую основу *bʰleh₂d-m(e)n- (или *bʰleh₂g-m( д)н- ), что первоначально могло означать «жертвоприношение». [3] [4] [5] Однако связь остается неопределенной, поскольку невозможно решить, отражает ли латинская форма более ранние flă-men , flăd-men или flag-smen . [4] [5]
Индоевропейский ученый Г. Дюмезиль предпринял попытку связать этот термин с санскритским словом брахман . [а] Сам Дюмезиль отмечает, что в этимологии есть проблемы с точки зрения фонологических сдвигов, а родственные слова не получили универсального признания современными учеными. [7] [5] [б] Эндрю Зилер утверждение о том, что фламен может быть родственником . ведического термина считает столь же правдоподобным Он отмечает, что гипотеза о связи с готским blotan и через протоиндоевропейский *bʰleh₂d-m(e)n- одинаково правдоподобна. [2]
История
[ редактировать ]Во времена религиозной реформации Августа происхождение и функции многих давно забытых богов, обитавших в Риме, сбивали с толку даже самих римлян. Неизвестность некоторых божеств, которым был присвоен фламен (например , Фалацер , Палатуа , Квирин и Вольтурн ), позволяет предположить, что эта должность восходит к архаическому Риму. Многие ученые [ ВОЗ? ] Предположим, что фламины существовали, по крайней мере, со времен ранних римских царей , до установления республики . Сами римляне приписывали основание священства Нуме Помпилию , второму царю Рима . По словам Ливия , Нума создал офисы трех flamines maiores и назначил каждому из них прекрасную служебную мантию и курульное кресло . [11] Фламины множеством были окружены табу .
Фламен ; был священным положением в римском обществе однако его можно использовать в политических целях. Определенных людей можно было назначить фламинами , чтобы помешать им прийти к власти. Например, фламинам не разрешалось ездить на лошади; следовательно, такому человеку будет чрезвычайно трудно руководить армией и командовать ею. [12] Достигнув такого положения, фламинам не разрешили занимать политические посты. Возможно, были назначены фламины просто для того, чтобы остановить их продвижение к власти и политике по таким причинам, как наживание врагов или просто зависть. [13]
В послеантичном использовании обозначение «фламен» может применяться, в более широком смысле, к священникам в целом. [14]
Встреча
[ редактировать ]Фламен . занимал высокое положение в римском обществе и религии Поэтому процесс отбора был трудным для желающих быть выбранным фламеном . В случае Flamen Dialis они были назначены Великим Понтификом . Папская коллегия выдвинула три кандидатуры на верховного понтифика — тех, кого римляне считали наиболее достойными такой должности. Великий Понтифик не просто выбрал нового Flamen Dialis , но «тщательно изучил квалификацию каждого кандидата, чтобы убедиться, что он и его жена годны к службе». [15] После того, как фламен и его жена были выбраны, им пришлось принять участие в римской традиции и церемонии, известной как captio . Эту церемонию проводил авгур . Работа авгура заключалась в том, чтобы убедиться, что боги примут новый фламен . Это было сделано путем просьбы царя богов, благословения Юпитера, и боги отвечали, подавая людям соответствующие знаки. Эти церемонии были известны как comitia Calata («собрания коллатов») и проводились на Капитолийском холме . [16]
Привилегии и недостатки
[ редактировать ]Такое положение в римском обществе давало множество привилегий, которые, в свою очередь, давали Фламину уникальную власть. В юридических и уголовных судах фламен обладал огромной властью. Когда человека считали преступником, он мог обратиться к фламену, который имел право прощать преступников. Было также несколько других привилегий, которыми обладал фламен . По словам Сирила Бейли, к ним относятся: освобождение от Patria Potestas (букв. Власть отца) его отца; ношение тоги претекста ; а также привилегии иметь собственного ликтора, сидеть на курульном стуле и иметь место по должности в Сенате. [17] Во время разграбления Рима галлами в 390 г. до н.э. фламинам также была поручена особая задача. Пытаясь сохранить римскую культуру и историю, фламины и другие религиозные ордена, такие как весталки, отвечали за священные и религиозные предметы Рима. Их целью было вывезти эти сокровища из Рима, чтобы их не уничтожили галлы. Ральф Матисен пишет: «Их священный культ не следует оставлять, пока выжил хоть один человек, соблюдающий его». [18]
Фламинам также было запрещено совершать множество различных действий и ритуалов. В случае смерти фламины отвечали за совершение ритуального жертвоприношения. Однако, кроме этого, контакт со всем, что связано со смертью, был запрещен, чтобы фламен мог участвовать в своих религиозных обязанностях. Крайним примером является случай с женой фламина (лат. flaminica ). Им не разрешалось носить Calcei Morticini , «обувь, сделанную из кожи животного, умершего естественной смертью». Поскольку животное не было частью религиозного ритуала и не предлагалось богам, такая обувь считалась нечистой и неуважительной по отношению к богам. [19]
Еще одним недостатком фламинов было то, что им «также запрещалось прикасаться, видеть или упоминать о дрожжах, сыром мясе, козах, собаках, плюще или бобах», поскольку считалось, что это может помешать . религиозным практикам фламинов . Большинство из них были связаны с антисанитарией или смертью. Когда этим фламинам приходилось совершать ритуальные жертвоприношения, фламинам было практически невозможно избежать контакта с сырым мясом. Однако римские отчеты не включают такие события в свои сочинения. [19] Еще одна вещь, фламинам, которую запрещали — это связывание. Они не могли быть ни к чему привязаны, потому что это могло помешать и поставить под угрозу их положение как фламена . Таким образом, единственным связующим звеном, к которому они были привязаны, было их религиозное положение и священство. [20]
Свадьба
[ редактировать ]Фламен должен был быть женат. Фламен церемонии и его жена Фламиника должны были быть патрициями, а их родители должны были пожениться посредством древней confarreatio . Это относилось только к фламэну, потому что, когда они поженились, его жена стала частью его семьи. [ противоречивый ] [21] В процессе confarreatio жена переходила из руки отца в руку мужа . Это передало власть отца ее мужу, который также стал частью религиозного культа. [22] Жена должна была быть девственницей и ранее незамужней перед браком с будущим фламеном . [23] Фламен и жена служили вместе. В случае смерти любого из них выживший священник уйдет со своей должности. Считалось несчастливым быть вдовцом. [24]
Фламен и Фламиника не могли расстаться или развестись. Единственным способом избежать брака была смерть, потому что, достигнув своего положения, они становились собственностью божества, которому были назначены. [25] Поскольку они правили вместе, они также несли ответственность за совместное выполнение определенных ритуалов. Во время определенных практик и ритуалов фламен и фламиника должны были следовать определенным правилам, например, выходить во время ритуалов очищения. [17] Другой ритуал, практиковавшийся жрецом и жрицей, касался их постели. Только фламинам и фламиникам разрешалось спать в постели по ритуальным причинам, и ни при каких обстоятельствах они не могли проводить ночь вдали от кровати дольше трех дней. Это было призвано создать и обеспечить крепкие отношения между парой. Конец кровати был выложен «тонким слоем глины». [26]
одежда
[ редактировать ]Официальным костюмом фламэна , предположительно глубокой древности, была шляпа, называемая апексом , и тяжелый плащ, называвшийся лаэна . Лаэна представляла собой фламэна шерстяной плащ двойной толщины с бахромой по краю, который носили поверх тоги с застежкой, удерживающей ее на шее. [27] Навершие . представляло собой кожаную тюбетейку с подбородочным ремнем и острием из оливкового дерева наверху, похожим на веретено, с небольшим пухом шерсти у основания веретена [28] Это был традиционный наряд во время ритуала или жертвоприношения, совершаемого фламеном . Фламен . не носил лаэну каждый день Фламены как также носили специальную обувь, известную кальцеи . [29] Платье фламен символизировало статус. только фламины Такой костюм могли носить . Это отделяло их от обычных граждан, политиков и военных деятелей. Ответственность за создание такого костюма легла на руки Фламиники . Костюм был изготовлен вручную, ритуальный клинок, известный как сесеспикта . при этом использовался [29] Лаэна должна была быть сделана из шерсти, поскольку шерсть считалась чистой и наиболее подходящей одеждой для служения богам.
Обязанности и обязательства
[ редактировать ]Фламен выполняли особые роли , и фламиника которые не могли выполнять другие. Эта позиция в римском обществе соответствовала определенным стандартам и строгим правилам. Фламен а не могла выполнять обязанности фламиники , она не могла выполнять обязанности мужа. Одним из примеров может быть убийство чести и жертвоприношение барана, которое было известно как подношение Юпитеру и могло быть совершено фламиникой только в рыночные дни. [30] Фламен без не мог выполнять свои священные обязанности фламиники . Эти должности служения богам предполагалось выполнять вместе, как муж и жена. Это было партнерство, в котором каждый зависел от другого. Вот почему, когда один умирал, другой должен был уйти в отставку, потому что им не разрешалось заменить своего партнера или продолжить работу самостоятельно.
Большое пламя
[ редактировать ]Три Flamines maiores должны были быть патрициями :
- Фламен Диалис курировал культ Юпитера , небесного божества и правителя богов.
- Фламен Марсиалис курировал культ Марса , бога войны, проводя публичные обряды в дни, посвященные Марсу. Священные копья Марса ритуально потрясали Боевые Пламены, когда легионы готовились к войне.
- Flamen Quirinalis курировал культ Квирина , который руководил организованной римской общественной жизнью и был связан с мирным аспектом Марса. Фламен Квириналис проводил публичные обряды в дни, посвященные Квирину.
Четвертый Flamen Maior был посвящен Юлию Цезарю как божеству ( divus ) Римского государства. [31] После этого любой умерший император мог стать божеством голосованием сената и с согласия его преемника, и в качестве божества ему будет служить фламен. Роль фламэна по отношению к живым императорам неясна; Известно, что ни один из ныне живущих императоров не получал официального божественного поклонения; [32] см . Имперский культ .
Фламен ( мог быть представлен профламеном или членом без этого титула, который мог заменять фламен также qui vice flaminis fungebatur ). [33]
Малое пламя
[ редактировать ]Двенадцать минорных фламинов могли быть плебеями . [34] Некоторые из божеств, чей культ они поддерживали, были довольно малоизвестными, и только десять известны по именам:
- Фламен Карменталис , фламен Карментиса.
- Flamen Cerealis для Цереры
- Фламен Фаласер , для Фаласера
- Flamen Floralis для Флоры
- Фламен Фурриналис для Фуррины
- Flamen Palatualis для Палатуа
- Flamen Pomonalis для Помоны
- Фламен Портуналис для Портуна
- Flamen Volcanalis для Вулкана
- Flamen Volturnalis , от Вольтурна
В республиканский период существовало еще два минорных фламина , но имена божеств, которых они культивировали, неизвестны. , Малые фламины похоже, в основном связаны с сельским хозяйством или местными культами. Переход к городскому образу жизни может объяснить, почему эти божества потеряли свое значение или канули в забвение. [ нужна ссылка ]
Флоралис . и Помоналис не записаны в календарях, поскольку их фестивали были передвижными Существует некоторая информация о ритуальных ролях Портуналис в связи с культом бога Квирина и Вулканалиса в связи с культом богини Майи в календы . майские [35] Сохранился также список божеств, к которым призывал фламен Цериалис , когда он совершал жертвоприношения богиням Церере и Теллу . [36]
Ученые расходятся во мнениях относительно некоторых различий между Flamines maiores и Minores . Некоторые утверждают, что разница не была существенной. [37] Другие, в том числе Дюмезиль , [38] считают, что внутренние различия заключаются в праве auspicia maiora и ритуале инаугурации , который касался только maiores [39] по рождению как Farreati , то есть как дети родителей, вступивших в брак посредством ритуала confarreatio , который был формой брака, в свою очередь, необходимой для maiores . Майоры , помощников , также имели привилегию иметь калаторов которые занимались повседневными делами. [40] Таким образом, разница будет аналогична разнице между магистратурами с империумом и магистратурами только с потестами . [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Санскритский брахман... должен происходить, с обратной гуной , от *bhelgh-men- или *bholgh-men-. Латинский фламен должен происходить от соседней формы *bhlagh-smen-, которая, наряду с формами, имеющими радикал -эль- или -ол- представляет тот же сдвиг». — Дюмезиль [6]
- ^ Дюмезиль знал о технических трудностях, но защищал слабое звено, основываясь на более широких основаниях: связь между брахманом и фламеном была частью пары диадических терминов, второй из которых был санскр. ráj- / латинское rēg- , которые играли ключевую роль в его гипотетической трехсторонней идеологии, лежащей в основе социальной организации индоевропейцев. Он утверждал, что эта сравнительная социологическая концепция усилила заявленные родственные идентичности между двумя парами терминов. [8] [9] [10]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Фламен | Определение фламена Мерриам-Вебстер» . Мерриам-Вебстер . Проверено 6 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эндрю Зилер, «Новая сравнительная грамматика греческого и латыни», Oxford University Press, 1995, стр. 198: «То, что такие случаи, строго говоря, неразрешимы, не только не успокаивает дебаты, но, по-видимому, стимулирует споры в научной литературе».
- ^ Хеллквист, Элоф (1922). «голый» . Шведский этимологический словарь - через runeberg.org.
- ^ Перейти обратно: а б Кроонен, Гус (2013). Этимологический словарь прагерманского языка . Брилл. п. 70. ИСБН 978-90-04-18340-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с де Ваан, Мишель (2018). Этимологический словарь латыни и других курсивных языков . Брилл. ISBN 978-90-04-16797-1 .
- ^ Дюмезиль, Г. (1988) [1940]. Митра-Варуна . Перевод Колтмана Д. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Zone Books. п. 26.
- ^ Сигал, Роберт А. (1996). Структурализм в мифе: Леви-Стросс, Барт, Дюмезиль и Пропп . Тейлор и Фрэнсис. п. 159. ИСБН 978-0-8153-2260-3 .
Дюмезиль... попытался филологически связать слова Фламен и Брахман . Это не является общепринятым, но культурные сравнения... безусловно, наводят на размышления.
- ^ Дюмезиль, Ж. (1938). Предыстория главных фламинов . перепечатано в
Дюмезиль, Г. (1969). Римские идеи (2-е изд.). Галлимар. стр. 155–166, особенно. 158. - ^ Дюмезиль, Г. (1968). Мифы и былины . Том. 1. Галлимар. стр. 12–16.
- ^ Дюмезиль, Г. (1974). Архаичная римская религия . Галлимар. стр. 94–97.
- ^ Ливий , Из основанного города , 1:20
- ^ ДиЛуцио, Меган (2016). Место у алтаря . Издательство Принстонского университета. стр. 32–33.
- ^ Гольдберг, Чарльз (зима 2015 г.). «Священники и политики: rex Sacrorum и Flamen Dialis в Средней республике». Феникс . 69 (3): 334–354. дои : 10.7834/phoenix.69.3-4.0334 . S2CID 163251922 .
- ^ «фламен» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ ДиЛуцио, Меган (2016). Место у алтаря . Издательство Принстонского университета. стр. 19–20.
- ^ ДиЛуцио, Меган (2016). Место у алтаря . Издательство Принстонского университета. п. 22.
- ^ Перейти обратно: а б Бейли, Сирил (1972). Этапы религии Древнего Рима . Издательство Greenwood Press. п. 155.
- ^ Матисен, Ральф (2019). Древнеримская цивилизация: история и источники с 753 г. до н.э. по 640 г. н.э. Издательство Оксфордского университета. п. 103.
- ^ Перейти обратно: а б ДиЛуцио, Меган (2016). Место у алтаря . Издательство Принстонского университета. стр. 34–35.
- ^ ДиЛуцио, Меган (2016). Место у алтаря . Издательство Принстонского университета. п. 36.
- ^ Гольдберг, Чарльз (зима 2015 г.). «Священники и политики: rex Sacrorum и Flamen Dialis в Средней республике». Феникс . 69 (3): 334–354. дои : 10.7834/phoenix.69.3-4.0334 . S2CID 163251922 .
- ^ ДеЛизуо, Меган (2016). Место у алтаря . Издательство Принстонского университета. п. 20.
- ^ ДиЛуцио, Меган (2016). Место у алтаря . Издательство Принстонского университета. п. 21.
- ^ ДиЛуцио, Меган (2016). Место у алтаря . Издательство Принстонского университета. п. 23.
- ^ ДиЛуцио, Меган (2016). Место у алтаря . Издательство Принстонского университета. стр. 32–33.
- ^ ДеЛуцио, Меган (2016). Место у алтаря . Издательство Принстонского университета. п. 31.
- ^ Мавр Сервий Хонорат , Комментарий к Энеиде Вергилия iv.262; Цицерон Брут 14.56
- ^ Комментарий Сервия к Энеиде Вергилия II.683, VIII.664, X.270.
- ^ Перейти обратно: а б ДиЛуцио, Меган (2016). Место у алтаря . Издательство Принстонского университета. п. 37.
- ^ ДеЛуцио, Меган (2016). Место у алтаря . Издательство Принстонского университета. п. 43.
- ↑ Первым фламеном Цезаря был Марк Антоний .
- ^ Цезарь, возможно, получил активный фламен при жизни; доказательства двусмысленны.
- ^ Словарь греческих и римских древностей (1890 г.) (ред. Уильям Смит, доктор юридических наук, Уильям Уэйт, Дж. Э. Мариндин) [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Сейндал, Рене. «большое пламя» . Проверено 26 сентября 2016 г.
- ^ Фест. с.321 Л1 св "петрушка"; Макроб. Сб. 1, 12, 18
- ↑ Утерянный трактат De jure pontificio Квинта Фабия Пиктора содержал список, который, в свою очередь, был записан Варроном и через Сервия позже сохранен Августином в De civitate Dei .
- ^ Курт Латте , Римская религиозная история 1960, стр. 36-37.
- ^ Г. Дюмезиль Архаическая римская религия Париж, 1974, Предварительные соображения, XI
- ^ Гай 1, 112; Авл Геллий 13, 15, цитирующий Messala De Auspicis ; Фест п. 274-275 Л2.
- ^ Фест. п. 354 Л2; Йорг Рюпке , Религия римлян (Polity Press, 2007, первоначально опубликовано на немецком языке в 2001 году), стр. 227 онлайн.