Гуна
Гуна ( санскрит : गुण ) — понятие в индуизме , которое можно перевести как «качество, особенность, атрибут, свойство». [ 1 ] [ 2 ]
Эта концепция изначально известна как особенность философии санкхьи . [ 3 ] Гуны в настоящее время являются ключевым понятием почти во всех школах индуистской философии . [ 4 ] Согласно этому мировоззрению, существуют три гуны ( тригуны ), которые всегда присутствовали и продолжают присутствовать во всех вещах и существах в мире. [ 4 ] Эти три гуны называются: саттва (добро, спокойствие, гармония), раджас (страсть, активность, движение) и тамас (невежество, инерция, лень). [ 5 ] Все эти три гуны присутствуют во всех и во всем, согласно индуистскому мировоззрению, их пропорция различна. Взаимодействие этих гун определяет характер кого-то или чего-то, природы и определяет развитие жизни. [ 4 ] [ 6 ]
В некоторых контекстах это может означать «подразделение, вид, вид, качество» или принцип действия или тенденцию чего-то или кого-то. [ 6 ] В исследованиях человеческого поведения Гуна означает личность, врожденную природу и психологические качества человека. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Как и многие технические термины на других языках, гуна может быть сложно выразить одним английским словом. Его первоначальное и общее значение — нить, подразумевающая оригинальные материалы, которые сплетаются вместе, образуя реальность. Обычный, но приблизительный перевод в обиходе — «качество». [ 10 ]
Терминология
[ редактировать ]Гуна появляется во многих древних и средневековых индийских текстах. В зависимости от контекста это означает: [ 1 ] [ 2 ] [ 11 ]
- веревка или нить, веревка, сухожилие, аккорд (музыка, фонология гласных и художественная литература) [ 12 ] [ 13 ]
- добродетель, заслуга, совершенство ( дхарма и сотериологическая литература) [ 11 ] [ 14 ]
- качество, особенность, тенденция, признак, свойство, вид ( шастры , сутры , эпос, пищевая и аналитическая литература) [ 15 ]
Корень и истоки
[ редактировать ]Гуна — это и корень, и слово на санскрите. Его различные контекстные значения происходят либо от корня, либо от слова. В стихе VI.36 «Нирукты» Яски , текста санскритской грамматики и языка 1-го тысячелетия до нашей эры, который предшествовал Панини , Гуна объявлена производной от другого корня Гана , [ 16 ] что означает «считать, перечислять». [ 17 ] Это значение привело к его использованию при видообразовании, подразделении, классификации чего-либо по особенностям, атрибутам или свойствам. Это значение также привело к его использованию с такими префиксами, как Двигуна (двойной), Тригуна (тройной) и так далее.
В других контекстах, таких как фонология, грамматика и искусство, «Гуна-» принимает значение амантры (आमन्त्रणा, обращение, приглашение) или абхьясы (अभ्यास, привычка, практика). [ 17 ] В главе 2 книги 6 книги Махабхараты значение гуны аналогичным образом проявляется в смысле обращения к каждой части (корень, подразумевающий амантрану), и, таким образом, оно означает авайаву (अवयव, член, подразделение, часть). В санскритских трактатах о еде и кулинарии гуна означает качество, склонность и природу ингредиента. Древние южноиндийские комментаторы, такие как Лингаясурин, объясняют, что значение слова «гуна» как «нить, струна» происходит от корня гуна- в смысле повторения ( абхьяса ), в то время как комментатор на телугу Маллинатха объясняет, что корень гуна- следует понимать в Шишупалавадхе как Амредана (आम्रेडन, повторение, повторение). [ 17 ] Ларсон и Бхаттачарья предполагают, что метафора «нить» относится к тому, что соединяет и проходит между тем, что мы объективно наблюдаем, и таттвой ( तत्त्व, элементарным свойством, принципом, невидимой сущностью) кого-то или чего-то. [ 11 ] [ 18 ]
В контексте философии, морали и понимания природы «Гуна-» с более дентальным на принимает значение обращения к качеству, субстанции, тенденции и собственности. [ 11 ] [ 17 ] В абстрактном рассуждении оно включает в себя все оттенки качеств – желательные, нейтральные или нежелательные; но если оно не указано, то в индийской философии оно добросовестно считается добрым и божественным. Таким образом, Гуни от корня «Гуна-» означает кого-то или что-то с «божественными качествами», как в гимне Шветашватара Упанишад VI.2. [ 17 ]
Гуны в различных философиях
[ редактировать ]Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Врожденные качества и тенденции — ключевые древние концепции индийской литературы. Майтраяния-упанишада — один из самых ранних текстов, в котором явно упоминается индуистская троица Брахмы, Вишну и Шивы и связывается с их Гуной — как создателем/деятельностью, хранителем/чистотой, разрушителем/переработчиком соответственно. [ 19 ] Однако идея трех типов гун , врожденной природы и сил, которые вместе трансформируют и продолжают изменять мир, встречается во многих ранних и поздних индийских текстах. [ 20 ]
Школа индуизма санкхья
[ редактировать ]В санкхьи философии гуна — это одно из трёх «атрибутов, тенденций, качеств»: саттва , раджас и тамас . Эта категория гун была широко принята различными школами индуизма для классификации поведения и природных явлений. Эти три качества:
- Саттва — это гуна баланса, гармонии, добра, чистоты, универсальности, холизма, строительства, творчества, позитивности, миролюбия и добродетели. [ 21 ]
- Раджас — это гуна страсти, активности, ни хорошей, ни плохой, а иногда и того и другого, эгоцентризма, эгоизма, индивидуализации, целеустремленности, движения и динамизма. [ 5 ] [ 22 ]
- Тамас — это гуна дисбаланса, беспорядка, хаоса, беспокойства, нечистоты, разрушения, заблуждения, негативности, тупости или бездействия, апатии, инерции или летаргии, насилия, порочности и невежества. [ 22 ] [ 23 ]
В индийской философии эти качества не рассматриваются по принципу «или-или». Скорее, все и вся имеют все три, только в разных пропорциях и в разных контекстах. [ 4 ] Живое существо или субстанция рассматривается как конечный результат совместного действия этих трех качеств. [ 4 ] [ 5 ]
Согласно школе Санкья, никто и ничто не является ни чисто саттвическим, ни чисто раджасическим, ни чисто тамасическим. [ 5 ] Природа и поведение человека представляют собой сложное взаимодействие всех трех гун, в различной степени. У некоторых поведение раджасическое со значительным влиянием саттвической гуны; в некоторых это Раджасик со значительным влиянием Тамасик-гуны и так далее. [ 5 ]
Баланс гун всего и вся может измениться и меняется. Однако изменение одного качества сталкивается с инерцией со стороны двух других качеств в индийском мировоззрении. Изменения требуют внутреннего или внешнего влияния или подкрепления, а также знаний и силы для трансформации. Сила перемен исходит от гуны Раджас , гуна Саттва дает возможность двигаться к гармоничным и конструктивным изменениям, тогда как гуна Тамас сдерживает или замедляет процесс.
В индийской мифологии Вишну представлен с большим количеством Саттвы , Брахма — с большим количеством Раджаса , а Шива — со всеми тремя Гунами . [ 20 ]
Ньяя школа индуизма
[ редактировать ]В школе индуизма Ньяя (общность или общие черты) ведутся обширные споры о том, что означает Гуна и является ли качество врожденным, субъективным или поддающимся описанию. Ранние учёные этой школы выделили 17 качеств, которые позднее учёные расширили до 24 гун . Разные ученые этой школы перечисляют эти 24 человека по-разному; например, Бхасарваджна отвергает 6 из 24, общепринятых древними учеными. [ 10 ] Наиболее общепринятый список: цвет, вкус, запах, прикосновение, число, контакт, разъединение, дальность, близость, измерение, обособленность, знание, удовольствие, разочарование, желание, ненависть, усилие, вес, текучесть, вязкость, склонность к диспозиции, Достоинства, недостатки и здравость. [ 24 ]
Школа ньяя считает качество неповторимым - концептуальная тема, отсутствующая в западной философии, где «качество» предполагается повторяемым. Его также нет в некоторых параллельных школах индуизма. Повторяемость означает, что белый цвет в одном объекте такой же, как белый в другом объекте, а белый означает одно и то же. Ученые ньяи считают, что «белизна» - это гуна «белого», но она отличается от «белизны» объекта или живого существа. Для них белый цвет имеет много оттенков, и «белизна» субъективна. [ 24 ]
В «Лаксанавали», древнеиндийском тексте Удаяны, Гуна обсуждается с большим количеством нюансов. Например, пишет он, «качество земли» является специфическим лишь в том случае, если оно отвечает трем условиям: оно встречается в земле, не встречается ни в чем не земном и является отличительным качеством, которое нельзя описать как сочетание других качеств. [ 25 ]
Школа индуизма Вайшешика
[ редактировать ]В индуистской школе Вайшешика , которая больше всего связана со школой Ньяя, утверждается, что наше осознание, понимание и суждения о любом человеке и предмете в мире относительны. Все отношения, согласно мнению этой школы индуизма, являются диадическими между ануйогином (референтом) и пратийогином (референтом). [ 26 ] Гуна (качество) считается одной из семи падартх (категорий) отношений. Остальные таковы: неотъемлемость ( самавайя ), бытие ( бхава ), род ( саманья ), вид ( вишеша ), субстанция ( дравья ) и движение/действие ( карман ). В отличие от Вайшешики, Ньяя рассматривает неотъемлемость как разновидность гуны (качества). [ 26 ]
Гангеша , ученый ньяи, предлагает несколько иную теорию, утверждая, что наше осознание бывает двух типов – истинное и ложное. Истинное осознание возникает, когда мы стремимся наблюдать какое-то совершенство ( гуна ) в его причине, тогда как ложное осознание возникает в результате наблюдения недостатка ( доши ) в его причине. Другими словами, с точки зрения Гангеши, состояние ума и отношение наблюдателя влияют на осознание отношений. [ 27 ]
Бхагавад Гита
[ редактировать ]Главы 2, 3, 7, 13, 14, 17 и 18 Бхагавад-гиты обсуждают Гуну . [ 28 ] В стихе 17.2 говорится о трех Гунах – саттвической, раджасической и тамасической – как о врожденной природе (психологии или личности человека). [ 29 ] [ 30 ] Саттвическая гуна – это то, что движимо чистым, истинным, сострадательным, без жажды, поступающим правильно, потому что это правильно, позитивно и хорошо. Тамасическая гуна – это то, что движимо нечистым, темным, разрушительным, направленным на причинение вреда другому, презрительным, негативным и порочным. Раджасическая гуна – это та, которая движима эго, руководствуется личными страстями, активна, показна и ищет одобрения других. [ 28 ] [ 30 ]
В главах 17 и 18 Бхагавад-гита иллюстрирует различные предметы и действия с помощью трех гун . Например, обсуждаются три типа благотворительности и то, что делает благотворительность саттвичной, раджасической или тамасической. Подобным образом, еда, отношения, знания и действия подробно описаны с точки зрения трех Гун . [ 28 ] Например, в главе 18: [ 31 ]
Это делается без привязанности, привязанности или ненависти. То действие, которое совершает тот, кто не желает награды, называется саттвичным.
Какое бы действие ни совершал тот, кто желает похоти или эгоизма То, что делается с большим усилием, считается раджасичным.
Контракты, разрушения, насилие и мужественность не требуются. То действие, которое совершается из-за заблуждения, называется тамасическим.
Добродетельное, продуманное, свободное от привязанностей и без стремления к результатам действие считается саттвическим; Действие, вызванное исключительно жаждой удовольствий, эгоизмом и большими усилиями, является раджасичным; Действие, которое предпринимается из-за заблуждения, игнорируя последствия, не учитывая потери или вреда другим или самому себе, называется тамасичным.
- Бхагавад-гита, глава 18, стихи 23–25. [ 31 ]
Точно так же знание, которое привязано к объекту действия, не заботясь о понимании причины, не заботясь о цели или значении, является тамасическим знанием; знание, которое отделено, которое считает все несвязанным, индивидуалистическим и бессмысленным, является раджасичным; Знание, которое видит одно существо во всех существах, которое ищет целое, единство в разнообразии и сходство в разделенных компонентах, является саттвическим. [ 32 ]
Более того, в главе 2 «Бхагавад-гиты» Кришна советует Арджуне превзойти три способа существования и другие формы двойственности . [ 33 ]
Гуна в теории этики
[ редактировать ]Гуна — один из четырех важных элементов в рамках этических теорий индийской философии. [ 5 ] [ 34 ] Боммер и др. предполагают, что этическое/неэтическое поведение является результатом индивидуальных качеств, личного окружения, социального окружения и институциональных правил и законов. [ 35 ] Теория Гуны — это древнеиндийская философия индивидуальных качеств, тогда как теории Дхармы и Ашрамов касаются личной и социальной среды, а также части ее институциональной структуры. Теория Гуны, утверждает Кроуфорд, [ 34 ] представляет собой иерархическую теорию ценностей, в которой предполагается, что относительный порядок иерархии варьируется внутри каждого человека вместе с относительной пропорцией каждой гуны . Взаимодействие трех гун влияет на ценности человека, и в индуистском мировоззрении эти ценности влияют на действия человека, а также на счастье и спокойствие, испытываемые человеком. [ 4 ] [ 36 ] [ 37 ] Гуны не считаются статичными и неизменными. Индуистская литература, такая как Бхагавад-гита, утверждает, что она динамична и изменчива благодаря знанию, самоанализу и пониманию сва-дхармы . Осознание своей сва-дхармы и «Я» подчеркивается в индийских этических теориях. Высшее состояние существования и блаженства, например, в школе адвайты индуизма — это дживанмукти (Самореализация) и мокша . [ 38 ] [ 39 ]
Гуны на ценности, составляющие человеческую личность, уникален, но согласуется с другими этическими теориями. Взгляд теории [ 40 ]
Гуна в космологии
[ редактировать ]санкхьи Космология сочетает три гуны с первичной материей (вселенной, Пракрити ). [ 41 ] [ 42 ] Они присутствуют во всех вещах и существах в мире, и именно их взаимодействие определяет физический и психологический характер и природу. [ 41 ] Они служат фундаментальными принципами действия или «тенденциями» пракрити , которые называются: саттва -гуна , раджас -гуна и тамас -гуна . [ 6 ] [ 43 ] Школа санкхья предполагает, что когда какая-либо из гун в существе или объекте выходит из равновесия, начинается закономерность эволюции, влияющая не только на него самого, но и на окружающую среду. [ 41 ] Пуруша , или сознание, считается отделенным от Пракрити и неизменным. [ 41 ]
Гуна в других контекстах
[ редактировать ]Санскритская грамматика
[ редактировать ]В санскритской грамматической традиции ( вьякарана ) гуна относится к набору гласных нормальной длины, которые менее редуцированы, чем базовый набор (в современных терминах, нулевая ступень ), но более редуцированы, чем гласные вриддхи (в современных терминах, удлиненный сорт ). Например, ṛ, i, u — это базовые гласные (нулевой степени), с соответствующими гласными гуны (полной степени) ar, e, o и вриддхи (удлиненной степени) гласными ar, ai, au . (Это становится более понятным, если осознать, что на более ранней стадии развития санскритские e и o были ai и au , а санскритские ai и au были āi и au .) Гуна называется полной ступенью соответствует тому, что сейчас в индийском языке . -Европейский абляут . Другая концепция орфографии и фонологии, связанная с Гуной, - это Вриддхи . [ 44 ] Эти нововведения не являются уникальными для санскрита, они встречаются также в греческом, латинском, итальянском и в некоторой степени русском языках. [ 45 ] Гуна и другие правила языка санскрита описаны Панини в его «Аштадхьяи» . [ 46 ]
Аюрведа
[ редактировать ]В терминологии Аюрведы (традиционной медицины) гуна может относиться к одному из двадцати фундаментальных свойств, которые может проявлять любое вещество, разделенных на десять пар антонимов, а именно. тяжелый/легкий, холодный/горячий, маслянистый/сухой, тусклый/острый, устойчивый/подвижный, мягкий/твердый, несклизкий/склизкий, гладкий/грубый, мелкий/грубый, вязкий/жидкий. [ 47 ]
Гуна также является концепцией в аюрведической медицине как система оценки состояния и диеты . По этой причине тригуна и тридоша считаются родственными в традициях Аюрведы.
См. также
[ редактировать ]- Гуна (джайнизм) — концепция в джайнизме.
- Джайн (Сатвика)
- Майя
- Ниргуна Брахман , Сагуна Брахман
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Санскритско-английский словарь Guna Monier Williams, Cologne Digital Sanskrit Lexicon, Германия
- ^ Jump up to: а б guNa , Кельнский университет, Германия Санскритско-английский словарь
- ^ Ларсон, Джеральд Джеймс. Классическая санкхья: интерпретация . п. 37. Ссылаясь на мнение Сурендранатха Дасгупты. Цитата: «Старую школу санкхьи можно увидеть в Чарака-самхите и в доктринах Панчасикхи в Махабхарате 12.219. Эта школа признавала только двадцать четыре принципа. Она включала пурушу в авьякта-пракрити. У нее не было теории гун , и окончательное состояние спасения было своего рода бессознательным уничтожением».
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джеймс Г. Лохтефельд, «Гуна», в Иллюстрированной энциклопедии индуизма : AM, Vol. 1, Розен Паблишинг, ISBN 978-0823931798 , с. 265
- ^ Jump up to: а б с д и ж Албан Виджери (1930), «Принципы индуистской этики», Международный журнал этики , Vol. 40, № 2, стр. 234–237.
- ^ Jump up to: а б с Теос Бернард (1999), Индуистская философия , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120813731 , стр. 74–76
- ^ Эланкумаран, С (2004). «Личность, организационный климат и вовлеченность в работу: эмпирическое исследование». Журнал человеческих ценностей . 10 (2): 117–130. дои : 10.1177/097168580401000205 .
- ^ Дешпанде, С; Нагендра, HR; Нагаратна, Р. (2009). «Рандомизированное контрольное исследование влияния йоги на Гуны (личность) и самооценку у нормальных здоровых добровольцев» . Международный журнал йоги . 2 (1): 13–21. дои : 10.4103/0973-6131.43287 . ПМК 3017961 . ПМИД 21234210 .
- ^ Шилпа, С; Венкатеша Мурти, CG (2011). «Понимание личности с аюрведической точки зрения для психологической оценки: случай» . АЮ . 32 (1): 12–19. дои : 10.4103/0974-8520.85716 . ПМК 3215408 . ПМИД 22131752 .
- ^ Jump up to: а б Карл Х. Поттер (2011), Энциклопедия индийской философии , Том 2: Индийская метафизика и эпистемология, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120803091 , с. 112
- ^ Jump up to: а б с д Джеральд Джеймс Ларсон и Рам Шанкар Бхаттачарья (2014), Энциклопедия индийской философии - Самкхья, Дуалистическая традиция в индийской философии, Том 4, Princeton University Press, ISBN 978-0691604411 , стр. 65–66
- ^ W Раффе (1952), Рагас и Рагинис: ключ к индуистской эстетике, Журнал эстетики и художественной критики, 11 (2): 105–117.
- ^ Бенджамин Вудбридж Дуайт, Современная филология: Сравнительная фонология. Сравнительная английская этимология в Google Книгах
- ^ Э. Ямагути (1967), «Рассмотрение Пратьяя-Сарги», Журнал индийских и буддийских исследований , 15, 16–22.
- ^ Клостермайер, К. (1984). «Время в Йогасутре Патанджали». Философия Востока и Запада . 34 (2): 205–210. дои : 10.2307/1398919 . JSTOR 1398919 .
- ^ gaNana Санскритско-английский словарь, Германия
- ^ Jump up to: а б с д и Капила Ватсьяян, Калататтвакоша: Проявление природы: Сришти вистара, Том 4, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120815476 , стр. 144–148
- ^ tattva , Кельнский университет, Германия Санскритско-английский словарь
- ^ GM Bailey (1979), Трифункциональные элементы в мифологии индуистского Тримурти, Numen , Vol. 26, Фаск. 2, стр. 152–163.
- ^ Jump up to: а б Гонда, Ян (1968). «Индуистская Троица». Антропос . 63 : 215–219.
- ^ Альтер, Джозеф С., Йога в современной Индии , 2004 Princeton University Press, стр. 55
- ^ Jump up to: а б Фейерштейн, Георг. Энциклопедия йоги Шамбалы, Shambhala Publications, 1997.
- ^ Уичер, Ян «Целостность йога-даршана» , 1998 SUNY Press, стр. 110
- ^ Jump up to: а б Карл Х. Поттер (2011), Энциклопедия индийской философии, Том 2: Индийская метафизика и эпистемология, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120803091 , стр. 112–132
- ^ Карл Х. Поттер (2011), Энциклопедия индийской философии, Том 2: Индийская метафизика и эпистемология, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120803091 , стр. 113–114
- ^ Jump up to: а б Карл Х. Поттер и Сибаджибан Бхаттачарья (1994), Энциклопедия индийской философии, Том 6: Индийский философский анализ, Princeton University Press, ISBN 978-0691073842 , стр. 15–24
- ^ Карл Х. Поттер и Сибаджибан Бхаттачарья (1994), Энциклопедия индийской философии, Том 6: Индийский философский анализ, Princeton University Press, ISBN 978-0691073842 , стр. 97–117
- ^ Jump up to: а б с Кристофер Ки Чаппл, Бхагавад-гита: издание к двадцатипятилетнему юбилею, State University of New York Press, ISBN 978-1438428420 , стр. 185–194, 330–332, 634–661
- ^ Кристофер Ки Чаппл, Бхагавад-гита: издание к двадцатипятилетию, State University of New York Press, ISBN 978-1438428420 , с. 635
- ^ Jump up to: а б Гидеон Арулмани и др. (2014), Справочник по развитию карьеры: международные перспективы, Springer, ISBN 978-1461494591 , стр. 139–143
- ^ Jump up to: а б 1-й английский перевод : Кристофер Ки Чаппл, Бхагавад-гита: издание к двадцатипятилетнему юбилею, State University of New York Press, ISBN 978-1438428420 , стр. 684–686;
2-й английский перевод : Бхагавад-гита: глава 18, стихи 23–25;
С 11 интерпретациями/комментариями (санскрит): Бхагавад-гита, главы 18.23–25; стр. 333–336 - ^ Кристофер Ки Чаппл, Бхагавад-гита: издание к двадцатипятилетию, State University of New York Press, ISBN 978-1438428420 , стр. 681–683
- ^ Свами Мукундананда. «Бхагавад-гита: Глава 2, стих 45» .
- ^ Jump up to: а б С. Кромвель Кроуфорд (2003), Глава: Индуистская этика, в книге «Индуистская биоэтика XXI века», State University of New York Press, ISBN 978-0791457801 , стр. 11–30
- ^ Майкл Боммер и др. (1987), Поведенческая модель этического и неэтичного принятия решений, Журнал деловой этики, 6 (4): 265–280.
- ^ Н. Пани (2009), Индуизм, в Справочнике по экономике и этике (редакторы: Ян Пейл и Ирен Ставерен), Эдвард Элгар, ISBN 978-1845429362 , 216–221.
- ^ Н.К. Шастри, Управление ценностями в профессиях, ISBN 978-8180693410 , стр. 21–30
- ^ Клаус Клостермайер (1985), Мокша и критическая теория, Философия Востока и Запада, 35 (1): 61–71
- ^ Карл Поттер (2008), Энциклопедия индийской философии: Адвайта Веданта до Шанкары и его учеников, Том. 3, Мотилал Банарсидасс, стр. 210–215.
- ^ М. Иннес-Браун и С. Чаттерджи (1999), Актуальность теории гуны в соответствии восточных ценностей и западной практики управления, Журнал человеческих ценностей, 5 (2): 93–102
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс Г. Лохтефельд (2001), Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM, Rosen Publishing, ISBN 978-0823931798 , стр. 224, 265, 520
- ^ Аксель Майклс (2003), Представления о природе в традиционном индуизме, Окружающая среда в разных культурах, Springer, ISBN 978-3642073243 , стр. 111–121
- ^ Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите, новом переводе и комментариях, главы 1–6. Книги Пингвина, 1969, стр. 128 (т. 45) и с. 269 т. 13
- ^ М.В. Вулластон, Практическая грамматика санскритского языка в Google Книгах , Эдвард Холл, Лондон
- ^ HA Woodham, Труды Филологического общества, Vol. 1 в Google Книгах , № 9, стр. 98–101.
- ^ Макдональд, Артур Энтони (1927 [1886]), Санскритская грамматика для студентов, с. 11. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0198154666
- ^ Чопра, Ананда С. (2003). «Аюрведа» . В Селин, Хелейн (ред.). Медицина в разных культурах: история и практика медицины в незападных культурах . Норвелл, Массачусетс: Kluwer Academic Publishers . стр. 75–83. ISBN 1402011660 , п. 76, со ссылкой на Сушрутасамхиту 25.36.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нараин, Харш. «В поисках английского эквивалента слову Гуна». Философия Востока и Запада 11.1 (1961): 45.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Саттва, Раджас и Тамас из Махабхараты
- о Гуне Дебаты 1 , Один из многих в «Веданта-сутрах», взгляды Рамануджи, Жорж Тибо (переводчик)
- о Гуне Дебаты 2 , Одна из многих «Веданта-сутр», взгляды Шанкары, Жорж Тибо (переводчик)
- Глава 2: Каждый велик на своем месте Саттва, Раджас и Тамас – гуны и карма-йога, Вивекананда
- Саттва, Раджас и Тамас с шаманской точки зрения. Архивировано 26 января 2021 г. в Wayback Machine.