Саттрия
![]() Выступление Кришнакши Кашьяпа [1] | |
Родное имя | Сатрия |
---|---|
Жанр | Индийский классический танец |
Источник | Ассам |
Саттрия ( ассамский : সত্ৰীয়া ), или Саттрия Нритья , — основной индийский классический танец . [2] [3] Первоначально он был создан как часть « Бхаоны» , представляющей собой постановку Анкия Нат , одноактных пьес, первоначально созданных Санкардевом , эрудитом 15-16 веков из Ассама . [4] [5] Эти танцы являются частью ныне живущих традиций Саттры , которые представляют собой сообщества живущих в доме преданных, принадлежащих к Экасарана Дхарме , индуистской секте, основанной Санкардевом. [2] [6] [7]
Воспроизводимые темы связаны с Кришной , а также с другими аватарами Вишну , такими как Рама . [8] и истории из эпосов Махабхарата и Рамаяна .
15 ноября 2000 года академия Сангит Натак Индийская признала Саттрия одним из восьми классических танцев Индии. Современная Саттрия исследует множество тем и пьес, а ее спектакли ставятся по всему миру. [9]
История
[ редактировать ]Саттрия — это классический индийский танец, уходящий своими корнями в древние драматические и музыкальные тексты Индии, в частности Бхараты Муни » в «Натья-шастру . [10] [11] Его первая полная компиляция датируется периодом между 200 г. до н.э. и 200 г. н.э. [12] [13] но оценки различаются между 500 г. до н.э. и 500 г. н.э. [14] Наиболее изученная версия текста Натья-шастры состоит из около 6000 стихов, разбитых на 36 глав. [12] [15] В тексте описывается теория танца Тандава ( Шива ), теория расы, бхавы, выражения, жестов, актерской техники, основных шагов, поз – все это является частью индийских классических танцев.
[12] [16] Танец и исполнительское искусство, говорится в этом древнем тексте, [17] являются формой выражения духовных идей, добродетелей и сути Священных Писаний. [18]
История танцевального искусства в Ассаме уходит корнями в древность, о чем свидетельствуют надписи на медных пластинах и скульптура, относящиеся к традициям шиваизма и шактизма . [19] Певческие и музыкальные традиции также восходят к ассамской традиции хорового пения индуистских эпосов: Рамаяны и Махабхараты . [19]
Современная форма Саттрии приписывается Шанкарадеве XV века, который систематизировал танец, используя древние тексты, и представил драму и выразительные танцы ( нритта и нритья ) как форму общинного религиозного искусства для эмоциональной преданности Кришне. [6] [20] [19]
С 15 века искусство сатрии росло как часть движения вайшнавского бхакти, в индуистских монастырях, называемых саттрами . [20] Это искусство развивалось и практиковалось монахами в форме танцевальных драм о легендах и мифах о Кришне, особенно из таких текстов, как « Бхагавата-пурана» . [21] Отличительной особенностью танца Саттрия в храмах и монастырях является то, что танец не празднуется перед каким-либо идолом, а исполняется перед копией Бхагавата-пураны, помещенной в восточном (восход солнца) углу, называемом Маникут танцевального зала ( намгхар ). [21]
Первоначально эти танцевальные драмы были написаны и поставлены ассамским поэтом-святым Шанкарадевой и его главным учеником Мадхавадевой. Большинство из них были написаны в 16 веке. [22] Когда-то это было прерогативой мужчин-монахов, теперь его исполняют как мужчины, так и женщины. Во второй половине 20 века Саттрия Нритья /монастырей Ассама перешел из святилища саттр на столичную сцену. [23]
В 2000 году Академия Сангит Натак признала Саттрия Нритью официальным классическим танцем Индии. Сейчас Саттрии исполняются на мировых сценах. [22]
Репертуар
[ редактировать ]Как и другие школы индийского классического танца, Саттрия включает в себя принципы, необходимые для классической танцевальной формы: трактаты о танце и драматургии, такие как «Натья Шастра» , «Абхиная Дарпана» и «Сангита Ратнакара » Шарнгадевы ; [24] Сангита Ратнакара Шарнгадевы дополняет его Бхакти Ратнакару , в которой прослеживаются темы Упанишад , Бхагавад-гиты , йоги и Веданты , этические ценности, такие как ненасилие ( ахимса ), правдивость ( сатья ) и другие, тем самым создавая теологическую основу для Саттрии. [25] Для Шанкарадевы религиозные ценности, этика, радости жизни и исполнительское искусство были тесно связаны, и он попросил руководителей индуистских монастырей сочинить хотя бы одну пьесу за время их пребывания в должности, прежде чем они умрут. [7]
Репертуар саттрии (марг) включает нритту (чистый танец, соло), нритью (выразительный танец, соло) и натью (драматическую пьесу, группу). Как и все основные формы классического индийского танца, эти три категории представлений: [26] [27]
- Представление Нритты – это абстрактный, быстрый и ритмичный аспект танца. [28] [29] Зрителю предстает чистое движение в Нритте, где акцент делается на красоте движения, формы, скорости, диапазона и узора. Эта часть репертуара не имеет интерпретативного аспекта, никакого повествования. [30]
- Нритья — это более медленный и выразительный аспект танца, который пытается передать чувства, сюжетную линию, особенно на духовные темы. [28] [29] В нритье представление расширяется и включает в себя рассказывание историй, молчаливое выражение слов посредством жестов и движений тела, сопровождаемых музыкальными нотами. Эта часть репертуара – это больше, чем просто чувственное наслаждение, она направлена на то, чтобы задействовать эмоции и разум зрителя. [30]
- Натья . — это пьеса, обычно командная, но может быть разыграна и сольным исполнителем, где танцор использует определенные стандартизированные движения тела, чтобы указать на нового персонажа в основной истории Натья включает в себя элементы Нритьи . [29] Исторически Кучипуди опирался на команду танцоров-актеров, а в наше время постановки Кучипуди включают сольные выступления или выступления дуэтов. [31]
Жесты рук ( мудры ), работа ног ( пады ), позы, ритмы, подготовка артистов и другие аспекты танцевальной драмы Саттрия во многом соответствуют описанным в Натья-шастре и других классических текстах индуистского танца и очень похожи на другие основные классические танцы. такие как Одиши , Катхакали , Бхаратанатьям и другие, найденные в южной и северной Индии. [8] [32] Некоторые основные элементы и особенности Саттрии совпадают с элементами танца Манипури, распространенного в соседнем штате Манипур. [33]
Саттрия Нритья — это жанр танцевальной драмы, в котором мифические и религиозные истории рассказываются посредством мимики рук и лица. Базовая танцевальная единица и упражнение Саттрия называется Мати Акхара , равная 64, как и в Натья Шастре , и это основные наборы, которые танцоры изучают во время своего обучения. Акхары подразделяются на Ора, Саата, Джалак, Ситика, Пак, Джап, Лон и Хар. В представлении сочетаются два стиля: мужской ( Паурашик Бханги , энергичный и с прыжками), и женский ( Стри Бханги , Лася или деликатный). [34]
Традиционно Саттрия исполнялась только бхокотами (монахами-мужчинами) в монастырях как часть их ежедневных ритуалов или по случаю особых праздников. Сегодня, помимо этой практики, Саттрия также исполняется на сцене мужчинами и женщинами, не принадлежащими к саттрам , на темы, выходящие за рамки мифологических. [ нужна ссылка ]
Спектакли, поставленные в саттрии, взяты из индуистских текстов, таких как Бхагавата-пурана, эпос и сочинений ассамских ученых. [8]
Платья
[ редактировать ]Одежда для танца Саттрия бывает в основном двух типов: мужская одежда, состоящая из дхоти , чадара и пагури (тюрбана), и женская одежда, состоящая из гури , чадара и канчи (поясной ткани). Традиционно платья были белого цвета или цвета сырого шелка с использованием красного, синего и желтого цветов для определенных танцевальных номеров. Раньше для платьев чаще всего использовали бархат и атлас. С течением времени, когда эта форма танца превратилась из саттр на сцену, изменился дизайн и материалы танцевальных платьев. Пат (также пишется паат) — шелк, производимый в Ассаме, который получают из тутового растения, а шелк муга ( золотой шелк Ассама ) также используется при изготовлении танцевального платья. В женских платьях используются и другие яркие цвета. Эти тканые вручную материалы обычно имеют замысловатые местные мотивы, такие как Кингхап, Мири Мотив, Колка и т. д. [35] [36]
Использование специальной игровой одежды также можно увидеть в танце Саттрии. Одежда Кришны Нритьи и Надубханги Нритьи желтого и синего цвета соответствует одежде Господа Кришны. У Сутрадхары Нритьи также есть свое особое белое платье со специальным тюрбаном.
Традиционные ассамские украшения используются в танце Сатрия. Украшения изготовлены по уникальной технике из Kesa Sun (необработанного золота). Артисты носят копали на лбу, мути кхару и гам кхару (браслеты), разные типы шейных украшений, такие как мата мони (для танцоров-мужчин), голпата , дхулбири (в форме музыкального инструмента дхол), бена (подвеска в форме полумесяца). , Джетхипата (в форме ящерицы), Дугдуги (в форме листа), Сенпата (в форме орла), Дхансира (прядь рисового зерна) и Локапаро (в форме голубя). Серьги выполнены в похожем дизайне, а также Тука Суна и Керу носят танцоры. Танцовщицы носят в волосах белые цветы. [35] [36]
Наряды Анкия Наат (драмы) красочны и характерны. Использование Мукхи (Маски) для изображения демонов и особых персонажей также является уникальным для этой танцевальной формы. Искусство изготовления масок является неотъемлемой частью культуры Саттрии и зародилось в Саттрах Ассама. используются красиво украшенные тюрбаны и короны, изготовленные местными мастерами В Анкия Наат . [35] [36]
Макияж лица в танце Саттрия напоминает другие классические танцевальные формы Индии. Однако раньше для макияжа использовались традиционные материалы и травы. [36]
Музыка и инструменты
[ редактировать ]Саттрия Нритья сопровождается музыкальными композициями, называемыми баргитами (сочиненными, среди прочего, Санкардевой и Шри Шри Мадхавдевом ), которые основаны на классических рагах . [ нужна ссылка ]
Ключевым музыкальным инструментом, сопровождающим выступления Саттрии, является кхол (двусторонний асимметричный барабан, сильно отличающийся от остальной части Индии), на котором играют пальцами. [37] Особая форма и материалы конструкции — глина, дерево, кожа, рисовое тесто, железные опилки, веревочные ремни — Саттрия хол производит высокий звук с правой стороны ( Дайна ), а также глубокий бас с левой стороны ( Бева ). . [37]
сопутствуют Кхолу различные типы Тала или тарелок (Манджира, Бортал, Бихутал, Патитал, Хутитал) и флейта ( бансури ). Другие инструменты, такие как скрипка и фисгармония, появились недавно. [37] [примечание 1]
Стили
[ редактировать ]Представления Саттрии представлены во многих стилях, таких как Сутрадхара (или Сутра-бханги), Бханги для конкретного персонажа , Прабеш , Нритья и Джумура . [8] Сутрадхара — это стиль , рассказывающий историю и представляющий духовные ценности вайшнавизма в полном классическом формате: нритта, нритья и натья. Одной из особенностей стиля Сутрадхара (или Сутрадхари) является включение комментариев для аудитории на местном языке. [39]
Анкия Нат — поджанр, состоящий из одноактных пьес Саттрии . Это специальные композиции, но в них есть баллада, танец и драма. [4] [5]
Различные стили Саттрии, характерные для персонажей, имеют свои собственные вариации одежды и сосредоточены на различных этапах жизни и деятельности Радхи, Кришны и гопи. [34]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Забронируйте Кришнакши Кашьяпа для мероприятия | Запросите Кришнакши Кашьяпа на выступление | Изучите классический вокал хиндустани, катхак, таблу, легкий вокал, флейту, фисгармонию, ситар, современные танцевальные формы, бхаратнатьям» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фрэнк Берч Браун (2014). Оксфордский справочник по религии и искусству . Издательство Оксфордского университета. стр. 193–195. ISBN 978-0-19-517667-4 .
- ^ Уильямс 2004 , стр. 83–84, другими основными классическими индийскими танцами являются: Бхаратанатьям, Катхак, Одисси, Катхакали, Кучипуди, Чау, Манипури, Якшагана и Бхагавата Мела.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Анкия Нат , ЮНЕСКО: Азиатско-Тихоокеанская база данных нематериального культурного наследия (ICH), Япония
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лаванья Вемсани (2016). Кришна в истории, мысли и культуре: энциклопедия индуистского бога многих имен . АВС-КЛИО. стр. 12–13. ISBN 978-1-61069-211-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шована Нараян (2011). Настоящая книга ИНДИЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА . Стерлинговые издательства. стр. 73–74. ISBN 978-81-207-9078-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фарли П. Ричмонд, Дариус Л. Суонн и Филипп Б. Заррилли, 1993 , с. 22.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Махешвар Неог (1980). Ранняя история веры и движения вайшнавов в Ассаме: Шанкарадева и его времена . Мотилал Банарсидасс. стр. 294–299. ISBN 978-81-208-0007-6 .
- ^ Сунил Котари (2012). Урмимала Саркар Мунси и Стефани Берридж (ред.). Пересекая традиции: прославляя танец в Индии . Рутледж. стр. 23–24. ISBN 978-1-136-70379-9 .
- ^ Танви Баджадж; Свасти Шримали Вохра (2015). Исполнительское искусство и терапевтические последствия . Рутледж. стр. 6–7. ISBN 978-1-317-32572-7 .
- ^ Рагини Деви 1990 , стр. 60–68.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Наталья Лидова 2014 .
- ^ Тарла Мехта 1995 , стр. XXIV, 19–20.
- ^ Уоллес Дэйс 1963 , с. 249.
- ^ Эмми Те Нейенхейс 1974 , стр. 1–25.
- ^ Капила Вацяян 2001 .
- ^ Гай Л. Бек (2012). Звуковая литургия: ритуал и музыка в индуистской традиции . Издательство Университета Южной Каролины. стр. 138–139. ISBN 978-1-61117-108-2 .
Цитата: «Обобщение важности Натьяшастры для индуистской религии и культуры было предоставлено Сьюзан Шварц». Короче говоря, Натьяшастра представляет собой исчерпывающее энциклопедическое исследование искусств, в котором основное внимание уделяется исполнительскому искусству как его центральной черте. Он также полон обращений к божествам, признающих божественное происхождение искусств и центральную роль исполнительских искусств в достижении божественных целей (...)».
- ^ Курмарасвами и Дуггирала (1917). «Зеркало жеста» . Издательство Гарвардского университета. п. 4. ; См. также главу 36.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Махешвар Неог (1980). Ранняя история веры и движения вайшнавов в Ассаме: Шанкарадева и его времена . Мотилал Банарсидасс. стр. 292–293. ISBN 978-81-208-0007-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сиюань Лю (2016). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 19–21. ISBN 978-1-317-27886-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фарли Ричмонд (2016). Сиюань Лю (ред.). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 20–21. ISBN 978-1-317-27886-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Котари, Сунил (ред.). Саттрия – классический танец Ассама . Марг, Фонд Марг, Мумбаи, 2013 г.
- ^ Котари, Сунил (ред.). Саттрия – классический танец Ассама . Марг, Фонд Марг, Мумбаи, 2013 г., рекламное объявление.
- ^ Махешвар Неог (1980). Ранняя история веры и движения вайшнавов в Ассаме: Шанкарадева и его времена . Мотилал Банарсидасс. стр. 208–221. ISBN 978-81-208-0007-6 .
- ^ Махешвар Неог (1980). Ранняя история веры и движения вайшнавов в Ассаме: Шанкарадева и его времена . Мотилал Банарсидасс. стр. 209, 222–229, 233–234. ISBN 978-81-208-0007-6 .
- ^ Шована Нараян (2011). «Кучипуди». Настоящая книга индийского классического танца . Стерлинг. стр. 48–49. ISBN 978-81-207-9078-0 .
- ^ Реджинальд Мэсси 2004 , стр. 83–84.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эллен Коскофф (2008). Краткая энциклопедия мировой музыки Garland: Ближний Восток, Южная Азия, Восточная Азия, Юго-Восточная Азия . Рутледж. п. 955. ИСБН 978-0-415-99404-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Реджинальд Мэсси 2004 , стр. 33–38, 83–84.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джанет Декатнер (2010). Азиатский танец . Информационная база. стр. 45–46. ISBN 978-1-4381-3078-1 .
- ^ Бруно Неттл; Рут М. Стоун; Джеймс Портер; и др. (1998). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент . Рутледж. стр. 516–518. ISBN 978-0-8240-4946-1 .
- ^ Шована Нараян (2011). Настоящая книга индийского классического танца . Стерлинговые издательства. стр. 74–75. ISBN 978-81-207-9078-0 .
- ^ Махешвар Неог (1980). Ранняя история веры и движения вайшнавов в Ассаме: Шанкарадева и его времена . Мотилал Банарсидасс. п. 298. ИСБН 978-81-208-0007-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сунил Котари (2013). Саттрия: Классический танец Ассама . Фонд Марг. ISBN 978-81-921106-6-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с П. Н. Сундаресан (1999). Шрути, ежемесячный журнал об индийском исполнительском искусстве . Том. 172–183. стр. 40–41.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Костюм | Кришнакши Кашьяп» . www.sattriyakristi.com . 13 января 2017 года . Проверено 11 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дилип Ранджан Бартакур (2003). Музыка и музыкальные инструменты Северо-Восточной Индии . Публикации Миттала. стр. 81, 89–90. ISBN 978-81-7099-881-5 .
- ^ Дилип Ранджан Бартакур (2003). Музыка и музыкальные инструменты Северо-Восточной Индии . Публикации Миттала. стр. 11–12. ISBN 978-81-7099-881-5 .
- ^ Лаванья Вемсани, доктор философии. (2016). Кришна в истории, мысли и культуре . АВС-КЛИО. стр. 12–13. ISBN 978-1-61069-211-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Сунил Котари, редактор, Саттрия, Классический танец Ассама , с фотографиями Авинаша Пасричи. Фонд Марг, Мумбаи, 2013 г. ISBN 978-81-921106-6-0
- Неог, Махешвар . Эстетический континуум: очерки ассамской музыки, драмы, танца и живописи . Нью-Дели: Публикации Омсонс, 2008.
- Неог, Махешвар и Кешав Чангкакати. Саттрийские танцы Ассама и их ритмы . Гувахати: Ассам Пракашан Паришан, 1973.
- Рагини Деви (1990). Танцевальные диалекты Индии Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0674-0 .
- Natalia Lidova (2014). Natyashastra . Oxford University Press. doi : 10.1093/obo/9780195399318-0071 .
- Наталья Лидова (1994). Драма и ритуал раннего индуизма . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1234-5 .
- Уильямс, Дрид (2004). «В тени голливудского ориентализма: аутентичные ост-индийские танцы» (PDF) . Визуальная антропология . 17 (1). Рутледж: 69–98. дои : 10.1080/08949460490274013 . S2CID 29065670 .
- Тарла Мехта (1995). Производство санскритских пьес в Древней Индии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1057-0 .
- Реджинальд Мэсси (2004). Танцы Индии: их история, техника и репертуар . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-434-9 .
- Эмми Те Нидженхейс (1974). Индийская музыка: история и структура . БРИЛЛ Академик. ISBN 90-04-03978-3 .
- Капила Вацяян (2001). Бхарата, Натьяшастра . Сахитья Академия. ISBN 978-81-260-1220-6 .
- Капила Вацяян (1977). Классический индийский танец в литературе и искусстве . Академия Сангит Натак. OCLC 233639306 . , Оглавление
- Капила Вацяян (1974). Индийский классический танец . Академия Сангит Натак. ОСЛК 2238067 .
- Капила Вацяян (2008). Эстетические теории и формы в индийской традиции . Мунширам Манохарлал. ISBN 978-8187586357 . OCLC 286469807 .
- Капила Вацяян. Танец в индийской живописи . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-153-9 .
- Уоллес Дэйс (1963). «Понятие «Раса» в санскритской теории драмы». Учебно-театральный журнал . 15 (3): 249–254. дои : 10.2307/3204783 . JSTOR 3204783 .
- Фарли П. Ричмонд; Дариус Л. Суонн; Филип Б. Заррилли (1993). Индийский театр: традиции исполнения . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0981-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Саттрией , на Викискладе?