Рашия
Рашия | |
---|---|
Культурное происхождение | Уттар-Прадеш , Индия |
Типовые инструменты | Бездельничать Фисгармония |
Расия — популярный жанр индийской народной музыки из Врадж региона штата Уттар-Прадеш . [ 1 ] Стиль расия состоит из множества поджанров и исполняется в самых разных контекстах. [ 2 ] Известно, что песни затрагивают широкий круг тем, однако чаще всего они поются под набор стандартных мелодий, которые часто изображают любовь индуистского бога Кришны и богини Радхи . [ 3 ] [ 4 ] Термин расия на хинди означает «эпикурейство». [ 5 ] что относится к женихам-мужчинам или самому богу Кришне , изображенному в песнях. Расию поют и обычно играют на различных инструментах, наиболее распространенными являются барабаны « дхолак », [ 6 ] саранги и фисгармония . [ 5 ] Этот стиль музыки обычно ассоциируется с популярным древним индуистским фестивалем Холи и часто исполняется сельскими жителями, профессиональными артистами, а также участниками храмовых песенных сессий. [ 5 ]
Характеристики
[ редактировать ]Для расий характерно частое использование набора стандартных мелодий, которые одинаково используются во всем жанре. [ 2 ] Существует около 20 стандартных мелодий, которые используются при исполнении расии, например, некоторые из названий этих мелодий включают «тарз», «бахр» и «дхун», однако есть и другие мелодии, особенно в поджанре хатраси. Также можно встретить расию. [ 7 ] Современные расии содержат эротические тексты и эвфемизмы. [ 8 ] в то время как традиционные расии представляют собой религиозные изображения Радхи и Кришны . [ 9 ] Чаще всего их поют на неформальных песенных собраниях члены сельской общины в Врадж регионе штата Уттар-Прадеш . Существуют разные варианты и стили расии, и жители деревни будут петь свои собственные региональные варианты во время местных праздников. [ 3 ] Во время сезона Холи в храмах широко совершаются расии. [ 3 ] Расияс, как правило, охватывает традиционный набор тем, однако диапазон тем, на которых могут быть основаны песни в рамках этого жанра, безграничен. [ 3 ] Автор Питер Мануэль утверждал, что «в некоторой степени расия отличается характерными мелодиями, стилями и контекстами, а не текстовым содержанием, и, таким образом, способна вместить любую текстовую тему». [ 3 ]
Вариации России
[ редактировать ]Религиозная Расия
[ редактировать ]Существует несколько различных форм расий. Первые — религиозные расии, их обычно играют во время фестиваля Холи, изображая любовь индуистских богов Радхи и Кришны . [ 3 ] Они часто написаны с женской точки зрения Радхи и изображают Кришну и его флирт с ней. [ 3 ] Тексты во многом основаны на традициях и не содержат никаких отсылок к современным объектам (например, автомобилям, холодильникам, вентиляторам), в отличие от других вариантов Rasiya.
Светская Россия
[ редактировать ]Нерелигиозные или светские расии, столь же популярные, как и религиозные расии, также широко пишутся и представляются с женской точки зрения. Они, как правило, включают в себя эротический язык и обычно вращаются вокруг молодой жены, обращающейся к своему мужу или любовнику. [ 3 ] В светских расиях любовник-мужчина по-прежнему может интерпретироваться как Кришна, независимо от того, упоминается ли в текстах бог Кришна или нет. [ 3 ] В этих светских расиях убеждения главной героини по отношению к своему возлюбленному часто двойственны и представляют собой смесь желания, стыда и тревоги. [ 3 ] Стоит отметить, что между кришнаитской и светской любовью существует значительное совпадение как в расиях, так и в любовной поэзии на хинди. [ 3 ] Как религиозные, так и светские расии имеют сходство с изображением Кришны и поклонника-мужчины. Обычно их изображают заботливыми, кокетливыми, желанными, но в то же время несколько разочаровывающими. Однако одно из различий между этими двумя типами заключается в используемых текстах. Часто можно услышать, что светские расии относятся к современным организациям, а не к религиозным расиям.
Лангурия
[ редактировать ]Другая форма расии относится к поджанру «лангурия». Как поджанр, лангурии отличаются от типичной расии, поскольку чаще всего исполняются всего с двумя или тремя стандартными мелодиями. [ 3 ] У них есть несколько свободная ассоциация с индуистской богиней Кайлой Деви, чей храм расположен к юго-западу от города Агра . [ 3 ] Жанр назван в честь лангурии, которую часто считают стражем или помощницей богини Кайлы Деви . [ 3 ] Однако лангурия не имеет какого-либо формального представления в Священных Писаниях, поэтому этот человек может быть представлен любым образом «(например, мальчиком, любовником или младшим мужским божеством Кайлы Деви)». [ 8 ] Обычно в текстах изображается молодая женщина, говорящая с лангурией. Лангурию можно представить не только как сверхъестественное существо, но и как «надоедливого поклонника, озорного ребенка, развратного холостяка, товарища-преданного или просто ее мужа или любовника». [ 8 ] Точно так же, как и в случае со светскими расиями, авторы лангуриясс также сохраняют тексты современных, а песни часто содержат широкое использование модернизма. [ 3 ] Автор Питер Мануэль утверждал, что из-за негибкости религиозных расий (тексты которых во многом укоренены в традициях), поджанры светской расии и лангурии, которые допускают большую лирическую гибкость, во многом способствовали их нынешней популярности. . [ 3 ]
Хатрас Расия
[ редактировать ]Хатраси расия — еще один поджанр расии, названный в честь города Хатрас . [ 5 ] Его исполняют полупрофессиональные члены музыкальных клубов, известных как Ахарас. Ему также «покровительствует местная элита, и им наслаждаются ценители музыки, а также представители различных социальных слоев». [ 5 ] По словам автора Питера Мануэля, «он основан на сложном наборе просодических схем с вторичными мелодическими аспектами». [ 5 ] эти схемы включают элементы теории музыки. [ 5 ] «Хотя расия и тесно связанный с ней жанр лангурия, помимо своих традиционных форм, составляют основные жанры коммерческой фолк-поп-музыки Браджа. [ 8 ] Хатраси расия развилась как особенно сложная форма в более широкой категории Враджрасия».
Расия Ахарас
[ редактировать ]Акхары — это добровольные общественные собрания певцов и поэтов, на которых проходят выступления расия. Они открыты для мужчин всех социальных каст и религий, хотя в основном в них участвуют индуисты. [ 5 ] Обычно акхары взимают плату за исполнение расии. Акхара имеет особую структуру, в которой люди имеют определенные роли и различные титулы. [ 5 ] Самая важная фигура известна как устады, которые являются исполнителями, способными импровизировать на высоком уровне, хорошо образованными в области мифологии, истории и речевого ритма. [ 5 ] Устад избирается членами ахара, и проводится церемония, на которой ему дарят специальный тюрбан. [ 5 ] В свободное время устад обычно пишет стихи для представлений, однако у ахара также есть назначенный поэт, известный как кави, который будет помогать устаду. [ 5 ] Роль директора и организатора подпадает под роль халифа как директора, который организует программы и занимается покровителями ахара, а также выполняет другие обязанности. [ 5 ] Обычно в ахарасе стихи поет ведущий певец, хотя эта роль также может совпадать с ролью устада. [ 5 ] Большая часть пения происходит в верхних регистрах, поэтому у солиста должен быть мощный голос, это позволит его услышать в различных условиях и сценариях, где усиление недоступно. [ 5 ] Остальные участники ахара являются участниками хора, они завершают куплеты солистов, выкрикивая последнее слово. [ 5 ] Акхары часто сопровождает танцор, известный как джанана, который придает визуальный элемент выступлениям, а также инструменталисты. Инструменталисты обычно играют на различных инструментах, таких как фисгармония , дхолак , дол таша , нагара и кларнет . [ 5 ]
Происхождение
[ редактировать ]Как и в случае с другими региональными народными музыкальными стилями, возникновение хатраси расия несколько неясно. [ 5 ] Некоторые предполагают, что оно произошло из города Диг к северо-западу от Агры. Другие предполагают, что его происхождение пришло от четырех друзей, Лаллу, Бхаджны, Натты и Чиранджи, после посещения города Бхаратпур недалеко от Дига на фестивале . [ 5 ] На фестивале они вдохновились знакомством с местным пением расия. Вернувшись в Хатрас, они сформировали две акхары, приглашая к участию других любителей музыки. [ 5 ] С 1890-х годов были созданы другие расия-акхары, которые получили широкое распространение, позволив жанру развиться в свою собственную отличительную форму. [ 5 ] Для формулирования текстов певцы использовали ресурсы литературных кругов, вращающихся вокруг санскрита и классической Брадж-баша . поэзии [ 5 ] Хатраси расия также черпал вдохновение из множества форм акхар, в частности тех, которые посвящены борьбе, известной как Кушти . Значительное влияние также оказали народные песни, такие как джхулна, лавни и хьял , а также народный театр (Турра-Калаги). Джулна, Лавни и Турра-Калаги обычно характеризовались дуэлью между соперничающими акхарами. Хатраси расия заимствовал эту концепцию поединка между соперничающими акхарами, что привело к созданию расия-акхар. Расия-акхары усовершенствовали свое искусство, заимствовав местные музыкальные стили, такие как региональные мелодии расия и мелодии из соседних городов и регионов.
Распространение
В начале 1900-х годов народные песни «джхулна лавни» и «Турра-калаги», а также борцовские акхары пришли в упадок, в то время как расия-акхары распространились. В городе Хатрас есть несколько общественных и частных садов, в которых часто собираются горожане. Это внесло значительный вклад в культурную жизнь всего региона Враж, где местная элита спонсировала их выступления. Местная элита или дворянство также поддерживали акхары, предоставляя помещения для встреч или клубы, в которых происходили битвы расия (дангалы). К 1950-м годам акхары распространились и были основаны в соседних городах, таких как Алигарх , Матхура и Агра. Самый успешный период хатраси расия пришелся на середину 20 века, когда в регионе действовало около 70 акхаров, эти группы различались по навыкам и известности. [ 5 ]
Форматы и популярность
[ редактировать ]Появление печати на народном языке в середине 19 века привело к значительному росту популярности музыки Брадж в Северной Индии, поскольку это позволило получить более широкий доступ к музыке и ее распространение. [ 8 ] Кассетный бум в 1980-х годах привел к дальнейшему росту популярности расияса и особенно поджанра лангурии в регионе Врадж . Благодаря кассетной технологии кассеты с песнями лангурии были одними из первых, созданных и широко продававшихся на мелах (фестивалях или ярмарках) и в храмах. [ 8 ] Растущий спрос на свежий кассетный материал также стимулировал значительный творческий потенциал в этом жанре, особенно в отношении разнообразия, содержащего откровенно сексуальные тексты. [ 8 ] Появление VCD примерно в 2000 году придало музыке новое визуальное измерение; этот визуальный элемент также был добавлен во многие коммерческие записи Лангурии. [ 8 ] Многие кассетные компании быстро перешли на новую технологию VCD , и город Агра быстро стал центром медиапроизводства. Технологические достижения, наблюдаемые с появлением кассет, VCD и DVD, позволили внутреннему музыкальному рынку региона Брадж процветать. [ 8 ] Кроме того, местные певцы расия часто выступали на радиостанциях, таких как «All India Radio», базирующейся в городе Матхура. [ 5 ] также приобрел популярность. Однако, по сравнению с этим, музыкальная сцена региона Врадж не так популярна, как его коллеги из Бходжпури и Пенджаба , которые «пережили культурный ренессанс». [ 5 ] С точки зрения общеиндийского признания традиционные кришнаитские расия были единственным жанром расия, который пользовался широкой популярностью в Индии из-за своей религиозной природы. [ 5 ] В 21 веке в регионе произошел дальнейший технологический прогресс в области музыки: USB и мобильные телефоны стали легкодоступными и приобрели взрывную популярность. Эти технологии позволили хранить большое количество музыки на одном устройстве. Однако многие местные продюсерские компании, производившие музыку расия и ее поджанры, закрылись по ряду причин, таких как пиратство , уклонение от уплаты налогов и нарушение законов о цензуре. [ 8 ] что привело к значительному уменьшению выпуска народной музыки Брадж. Продюсеры расии адаптировались к технологиям 21 века и загрузили свою музыку в потоковую онлайн-трансляцию через индийские сервисы, такие как Gaana , Saavn , Musicindiaonline и YouTube, для признания и саморекламы. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нандан Джа, Дургеш (9 апреля 2011 г.). «Джаты присоединяются к Расии» . Таймс оф Индия . Проверено 12 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Мануэль (2015). «Промежуточная сфера в музыкальной культуре Северной Индии: между «фолком» и «классикой» и за ее пределами » . Этномузыкология . 59 (1): 82–115. doi : 10.5406/ethnomusicology.59.1.0082 . JSTOR 10.5406/ethnomusicology.59.1.0082 . S2CID 132886231 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Мануэль, Питер (1994). «Синкретизм и адаптация в Расии, жанре народной песни Браджа. Департамент афроамериканских исследований Колледжа уголовного правосудия Джона Джея» . Онлайн-справочник по африканистским исследованиям . дои : 10.1163/_afco_asc_000ah . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ Кумар, Мукеш (2019). «Искусство сопротивления: ответ бардов и менестрелей на антисинкретизм/антилиминальность в северной Индии» . Журнал Королевского азиатского общества . 29 (2): 225. дои : 10.1017/S1356186318000597 . S2CID 165691487 – через издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Мануэль, Питер (2015). «Хатраси Расия: промежуточный жанр песни Северной Индии» . Азиатская музыка . 46 (2): 3–24. дои : 10.1353/аму.2015.0012 . ISSN 1553-5630 . S2CID 193207786 .
- ^ Единство в культурном разнообразии . Нью-Дели: Национальный совет образовательных исследований и обучения. 2018. с. 157. ИСБН 978-93-5292-059-4 .
- ^ Генри, Эдвард О. (2000). «Жанры народных песен и их мелодии в Индии: использование музыки и жанровый процесс» . Азиатская музыка . 31 (2): 71–106. дои : 10.2307/834398 . ISSN 0044-9202 . JSTOR 834398 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Мануэль, Питер (октябрь 2014 г.). «Региональная индустрия популярной музыки Северной Индии в 2014 году: от кассетной культуры к киберкультуре» . Популярная музыка . 33 (3): 389–412. дои : 10.1017/S0261143014000592 . ISSN 0261-1430 .
- ^ Ланглуа, Тони (2016). Незападная популярная музыка . Нью-Йорк: Рутледж . п. 318. ИСБН 9780754629849 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хатраси расия тадда расия - https://www.youtube.com/watch?v=PvMq3LmVNqk
- Паппу (Прадип Кумар) Шарма поет и объясняет Хатраси расию (хинди) - https://www.youtube.com/watch?v=yq8fxDsa93Q&t=2s
- Хиты «Врадж расия», конец 1980-х - https://www.youtube.com/watch?v=1OpJkrW0Jh8
- Хатраси расия - чханд https://www.youtube.com/watch?v=JIRWgL4gzaM