Музыка Бретани
С начала 1970-х годов в Бретани наблюдается колоссальное возрождение народной музыки . Наряду с процветающими традиционными формами, такими как пара бомбарда - биниу и ансамбли фест-ноз , включающие другие дополнительные инструменты, он также разветвился на многочисленные поджанры.
Традиционная бретонская музыка
[ редактировать ]Традиционная бретонская народная музыка включает в себя множество вокальных и инструментальных стилей. Героями возрождения корней во второй половине 20-го века стали чисто традиционные музыканты, в частности сестры Гоадек (Мэривонн, Тази и Эжени). В конце XIX века виконта Теодора Эрсара де ла Вильмарке сборник преимущественно националистических бретонских песен «Barzaz Breiz » также имел влияние и частично отвечал за сохранение бретонских традиций. [1]
Вокальная музыка
[ редактировать ]Кан ха дискан (примерно переводится как призыва и ответа пение ), вероятно, является наиболее распространенным типом бретонской вокальной музыки и наиболее типичным стилем для сопровождения танцевальной музыки . Он стал, пожалуй, наиболее неотъемлемой частью возрождения бретонских корней и первым жанром бретонской музыки, добившимся определенного успеха как в Бретани, так и за рубежом.
Ведущий певец – канер , второй певец – дисканер . Канер , затем поет фразу, а дисканер поет последние несколько строк вместе с канером повторяет ее в одиночку до тех же последних нескольких строк, когда снова присоединяется канер . Повторение фразы слегка меняется в каждом исполнении. Кан ха дискан может представлять собой песню на любую тему, но он должен соответствовать одному из нескольких размеров, используемых в народных танцах, в основном линейному или круговому . Вокабулы или бессмысленные слоги (обычно tra la la la leh no ) иногда используются для перетаскивания контуров. Обычно кан ха дискан длится от 5 до 20 минут.
Помимо Goadecs, певец Лоэиз Ропарс в значительной степени отвечал за поддержание жизнеспособности Кан Ха Дискана в середине 20-го века, а возрожденцы 1960-х и 1970-х годов во многом опирались на его творчество. Они также почитали таких исполнителей, как Ar Vreudeur Morvan и Les soeurs Goadec/Ar c'hoarezed Goadeg . Во время народного возрождения начинающие музыканты искали старших учителей, у которых можно было бы научиться кан ха дискан , что обычно считалось успешным, когда ученик мог выступать в роли дисканера для своего наставника. Среди учителей этой эпохи были Марсель Гийу и Янн-Фанч Кеменер .
Однако именно Ропарс адаптировал фест-ноз , «ночную вечеринку» в сельских общинах, к новому типу фест-ноза (усиления для певцов) и подготовил почву для народного возрождения.
Гимны
[ редактировать ]Кантик («кантик») — это тип гимна , который вокальный, но включает аккомпанемент различных инструментов, обычно включая арфу , трубы и орган . Среди современных исполнителей — Анн Оффре и хор Ensemble Choral du Bout du Monde .
Гверцио и сонио (плачи и баллады)
[ редактировать ]Gwerzioù и sonioù — две основные категории бретонских народных песен без сопровождения. Вокал для обоих типов обычно исполняется солистом. Гверц — это плач , характеризующийся мрачным тоном и тематикой. Гверц обычно описывает трагические события, такие как убийства, смерти, войны, вынужденная эмиграция или потерянная любовь.
Среди исполнителей в этой области - Жан Ле Мё из Ванна , чьи песни в основном относятся к разновидности сонио и обычно представляют собой пасторальные песни, посвященные любви и браку. Среди более современных певцов — Иффиг Троадег , который фокусируется на лирически шокирующем гверцио, Патрик Мари , Марта Вассало , Клерви Ривьер , Матье Хамон , Анни Эбрель , Эрик Маршан и Денез Приджент .
Морские песни
[ редактировать ]«Chants de Marins» — это лачуги , баллады о кораблекрушениях , плавании и гибели людей, часто сопровождаемые такими инструментами, как скрипка и аккордеон .
Хотя это не только бретонцы, большое количество моряков в этом регионе придали этой форме музыкального выражения высокий статус. Самыми известными современными исполнителями являются Джибуджеп и Кабестан , а также многочисленные, но менее известные группы, такие как Tonnerre de Brest , L'Echo , Les Boucaniers или Taillevent . Есть и новые композиторы: Мишель Тоннер — известный современный автор « Песен де Марин» ; некоторые из его сочинений так же известны, как старинные песни ( «Quinze marins» , «Satanicles» , «Vire au cabestan» , «Mon petit garçon» ).
В маленьком городке Пемполь на севере Бретани ежегодно проводится конкурс «Chants de marins» , где встречаются самые известные трущобы мира. На любом портовом фестивале в Бретани Chants de Marins обычно можно услышать .
Инструментальная музыка
[ редактировать ]После возрождения бретонской народной музыки к бретонскому репертуару добавились шотландские волынки и ирландские арфы, хотя Бретань сохраняет свои собственные непрерывные традиции игры на волынках, а также такие основные инструменты, как бомбарда.
Кельтская арфа
[ редактировать ]Хотя арфа была распространена в Бретани в средние века. [ нужна ссылка ] , инструмент исчез к 18 веку, по крайней мере, в своем конкретном репертуаре и изготовлении. В начале 20 века бретонский арфист Поль Диверрес, живший в Уэльсе, несколько раз приезжал играть в Бретань. Незадолго до и после Второй мировой войны Гильдас Джаффрену построил арфу по чертежам XIV века по модели Брайана Бору . Но этого было недостаточно для возрождения.
В 1952–1953 годах Йорд Кошевелу построил первую бретонскую новокельтскую арфу. С тех пор и в течение 50-х годов кельтская арфа или бретонская арфа снова заняла свое место в бретонской музыке благодаря Йорду и его сыну Алану Кочевелу ; Алан был первым, кто сыграл ее публично, и стал всемирно известным под своим сценическим псевдонимом Алан Стивелл .
Среди современных бретонских исполнителей — Мирдин , Ан Трискелл , Кристен Ног и Доминиг Бушо .
Скрипка
[ редактировать ]Скрипка . — инструмент, на котором играют по всей Франции Возможно, из-за такой широкой привлекательности и отсутствия региональной уникальности, этот инструмент несколько игнорировался во время бретонского народного возрождения в середине 20 века. Тем не менее, этот инструмент и сегодня остается неотъемлемой частью бретонских фолк-групп.
На скрипке играли в Бретани, по крайней мере, с 17 века, и, возможно, к началу 20 века она была самым распространенным инструментом в стране. Однако лишь несколько десятилетий спустя аккордеон почти вытеснил скрипку, и большинство скрипачей присоединились к ирландским группам, перешли в джаз или иным образом оставили инструмент. Однако скрипка выжила. Алан Стивелл использовал скрипку и электрическую скрипку в своих аранжировках и композициях начиная со своего первого альбома в 1970 году, приглашая разных скрипачей для своих туров и записей. Он открыл путь новому поколению исполнителей, включая Кристиана Леметра , Джеки Молара и группу из шести скрипок Archétype .
Кларнет (тройенн-гаол)
[ редактировать ]Кларнет Германии изобретен в был в 18 веке. Он произошел от более ранних инструментов с одной тростью, таких как ренессансный шалюмо или шальмей. Кларнеты быстро вошли в состав оркестров , откуда они перешли в марширующие оркестры и музыкантов-любителей в них. К 19 веку кларнет вошел в ряд народных традиций и распространился во многие части мира. В Бретани инструмент называется treujenn-gaol ( по-бретонски ), что переводится как кочан капусты .
Традиционный бретонский кларнет обычно имеет всего 13 клавиш (хотя иногда и всего шесть), в отличие от более распространенного инструмента «Бем», используемого в джазе, классической музыке и других областях. Это связано с тем, что классические музыканты отказались от кларнетов с меньшим количеством клавиш в пользу более сложных и современных произведений.
После сокращения использования в традиционной музыке инструмент вернулся, особенно в музыке багада и в сочетании с аккордеоном.
В бретонской музыке два кларнетиста обычно играют вместе, хотя они также играют в ансамблях с аккордеонами и скрипками . Кларнет — распространенная часть бретонских джазовых оркестров, наряду с саксофонами и барабанами , исполняющих как джаз, так и традиционные песни.
Самыми известными бретонскими кларнетистами, вероятно, являются Эрик Маршан , бывший участник Quintet Clarinettes и Gwerz , галло-музыкант Ив Леблан и Кристиан Дуро, играющий в группе Termajik. Группы Darhaou, Tonnerre de Brest , L'Echo , Cabestan и Strobinell также использовали кларнеты.
Гитара
[ редактировать ]Возможно, первым популяризатором бретонской гитары был Дэн Ар Браз, который продолжает оставаться влиятельной фигурой в несколько джазовом и легком для прослушивания стиле. В мире традиционной музыки Сойг Сиберил стал выдающимся мастером «открытой настройки» в таких группах, как Gwerz и Kornog, разработав сложную технику аккомпанемента и сольную технику, легко сравнимую с таковой у таких артистов, как Джон Ренборн или Пьер Бенсюзан . Еще один известный гитарист - Жиль Ле Биго , который также выступал с Kornog и был опорой бретонской супергруппы Skolvan более 20 лет. Среди других известных бретонских гитаристов - Жак Пеллен , Пэт О'Мэй , Николя Кеменер , Фабрис Карре , Роланд Конк и Арно Ройе , который разработал уникальную и сложную технику самоаккомпанемента, основанную на семплировании, а затем игре вместе с лупами своего собственного произведения.
Деревянная флейта
[ редактировать ]Деревянная поперечная флейта проникла в Бретань лишь относительно недавно, популяризированная Жаном Мишелем Вейоном . Вейон был участником ряда известных групп, в том числе Pennoù Skoulm , Barzaz , Den и Kornog , а также продюсировал несколько влиятельных сольных альбомов. Среди других исполнителей - Юэнн Ле Кам из Pevar Den , Жан Люк Томас из Kej , Янниг Алори из Carré Manchot , Янн Херри Ар Гвичер из Strobinell и Эрве Гийо из Storvan , а также Жиль Леар , который является одним из самых уважаемых производителей деревянных флейт в Бретани.
Аккордеон
[ редактировать ]Аккордеон прибыл в страну в больших количествах только примерно в 1875 году, но его популярность быстро росла. Среди причин этого были дешевизна и долговечность инструмента, на котором можно было играть соло, и его было легче изучить. Однако, возможно, самой важной причиной была ассоциация этого инструмента с парами «коф-ха-коф», танцующими как вальсы и мазурки , что резко контрастировало с линиями и хороводами, знакомыми в бретонском народе; воспринимаемая сексуальность обычных танцев на инструменте, возможно, сделала его более привлекательным. К 1920-м годам этот инструмент был более популярен, чем любой другой. В 1930-х годах в Бретань прибыли хроматические аккордеоны, и были сформированы джазовые группы с саксофонами , ударными установками и банджо .
Среди современных аккордеонистов — Cocktail Diatonique , Реджис Уибан , Бруно Ле Трон , Патрик Лефевр , Янн Дур , Янн-Фанш Перрош и Ален Пеннек .
Волынки
[ редактировать ]Есть два типа волынок, произрастающих в Бретани. Вёз биниу очень похож на другие западноевропейские волынки, такие как Гаита из Галисии и Астурии, тогда как - кож ( старое биниу по-бретонски) намного меньше и используется для сопровождения бомбарды . Биниу, который играет ровно на октаву выше бомбарды, и дуэт бомбардировок ( пара сонер ар ) являются неотъемлемой и распространенной частью бретонской народной музыки и исторически использовались для танцевальной музыки. Два исполнителя играют попеременно пересекающиеся в конце строки, аналогично стилю пения Канха Дискан; Однако бомбардировка обычно не играет каждую строчку мелодии, обычно вместо этого играет каждую вторую строчку или три из четырех строк танцевальной мелодии. Хайлендскую волынку, импортированную в конце 19 века, часто называют binioù braz , иногда pib-veur (большой биниу, большая трубка). На изображении справа изображены бинио-браз, или горные волынки, с бомбардами в руках мужчин на заднем плане.
Вез
[ редактировать ]есть У вёза певец с коническим отверстием, оснащенный двойной тростью , и дрон, оснащенный одной тростью, оба прикреплены к надувному мешку. Его звучание и конструкция схожи с фламандскими дудками и галисийской гайтой . В 20 веке термин вёз стал применяться к диатоническому аккордеону , который был недавно импортирован, и использование волынки сократилось. Хотя это все еще не распространено, оно восстановилось после возрождения бретонского народа.
Большие контейнеры
[ редактировать ]( Бюстгальтеры binioù буквально «большой binioù»), или волынка Great Highland , были импортированы в конце 19 века и стали популярными в 1930-х годах. Сейчас он используется в сольных выступлениях, наряду с бомбардой в дуэте, и в составе багада — своеобразного дудочного оркестра .
Идея багада пришла во времена Второй мировой войны : бретонские солдаты увидели в Шотландии оркестры волынщиков и привезли с собой идею и инструмент в Бретань. Там к барабанам волынки добавили бомбарды и назвали ансамбль багад («компания» по-бретонски). Эти ансамбли приобрели популярность в 1950-е годы, незадолго до начала народного возрождения, и остаются очень популярными по сей день.
Binioù kozh
[ редактировать ]Биниоу -кож более традиционен и появился еще до появления горных волынок в Бретани. Изначально он был разработан на основе вёза для игры в более высоком регистре. Звук у нее выше, а певчий меньше, чем у любой другой европейской волынки. Первоначально это было распространено в бретоноязычном регионе. Его часто играют в дуэте с бомбардой для танцевального сопровождения.
Бомбардировать
[ редактировать ]Бомбарда бомбарда (бретонское, фр. ) — конический двухязычковый инструмент, похожий на гобой , и, как и гобой, использует трости, сделанные из тростника.
В своей самой примитивной форме бомбарда имеет шесть открытых отверстий и, возможно, седьмое, которое часто закрывается ключом. Его диапазон чуть больше октавы. Бомбарды бывают разных типов в зависимости от региона или предполагаемого использования. Си-бемоль — популярный выбор для тех, кто играет на багаде вместе с бинио-бразом (шотландской горной трубкой). В современной обстановке бомбарды также могут иметь сложную простую систему клавиш, обеспечивающую значительные хроматические возможности. В Бретоне бомбардир также известен как талабард , а игрок на бомбардировке — как талабард .
Бомбарда используется с 15 века, а со времен Французской революции на ней традиционно играли в дуэте с биниоу-кожом . Позже, в 19 веке, в Бретани была завезена биньо браз (горная волынка).
Дуэты Бинью и бомбард включают Жана Барона и Кристиана Анне , Юэна Ле Биана и Патрика Молара , а также Пьера Крепийона и Лорана Биго .
В последние годы бомбарду стали сочетать и записывать с другими инструментами, традиционно не связанными с бретонской народной музыкой, такими как орган. Духовной музыке хорошо служит чистый, сильный звук бомбарды в сочетании с традиционным органом. Покойные Джегат и Юэль известны своим использованием бомбарды.
Поршень
[ редактировать ]Бретонский музыкант, педагог и мастер Юэнн Ле Биан изобрел поршень в 1983 году. Поршень представляет собой современное развитие гобоя или гобоя в стиле барокко, созданного под влиянием бомбарды. Обычно он основан на тональности D и имеет простую системную работу с клавишами, позволяющую расширить его диапазон. Звук поршня представляет собой теплую и богатую золотую середину между трубным тоном бомбарды и барочным тоном гобоя.
Бретонская поп-музыка
[ редактировать ]Этот раздел может представлять собой приблизительный перевод с французского языка . Он мог быть создан полностью или частично с помощью компьютера или переводчика без двойной квалификации. ( сентябрь 2022 г. ) |
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2022 г. ) |
Несомненно, самым известным именем в современной бретонской музыке является Алан Стивелл , который популяризировал кельтскую арфу сначала в пятидесятых и шестидесятых годах, а на более широком уровне с 1970-х годов, выпустив серию альбомов, среди которых наиболее известный Renaissance de la Harpe Celtique (1971). Его первые арфы построил его отец; о кельтской арфе раньше в Бретани давно забыли.
В 1955 году он начал играть на бомбарде , уменьшенной версии шаума с двумя тростями (которая позже превратилась в гобой ). Позже он начал играть на шотландской волынке и стал трубачом. Алан Стивелл начал (в середине 60-х) записывать бретонский фолк, кельтскую арфу и другую кельтскую музыку, смешивая влияние американского рок-н-ролла и основных музыкальных жанров.
28 февраля 1972 года ознаменовано беспрецедентным выступлением бретонского музыканта в «Олимпия» парижском мюзик-холле , которое транслировалось в прямом эфире на одной из трех радиосетей Франции (семь миллионов слушателей радио «Европа 1» ). «Три Мартолод» , «Сюита Сударморикаин» , «Ан Аларх » и «Поп Плинн» стали знаменитыми гимнами. Альбом «Олимпия» был продан ошеломляющим тиражом в 1 500 000 копий. Если его работа в качестве композитора, продюсера и автора была очень важна, то же была и его работа по продвижению и общению с основной аудиторией в Бретани, Франции, Европе и англоязычных странах.
Однако самым важным вкладом Стивелла на бретонскую музыкальную сцену, вероятно, стало его импортирование рока и других американских стилей, а также формирование идеи бретонской группы. От альбома Reflets до нового Explore , не забывая Chemins de Terre (1973), Алан Стивелл записал 22 альбома и гастролировал по всему миру, оказывая влияние на многих музыкантов повсюду, экспериментируя со множеством различных фьюжн (рок, джаз-рок , блюз). , симфонический, индийский, африканский, электро, хип-хоп и др.).
Вдохновленная Аланом Стивеллом , выросла очень большая бретонская сцена, особенно после его концерта в Олимпии в 1972 году. Это была настоящая революция: в следующем году выросли сотни групп, тысячи музыкантов, Festoù-noz и т. д. Возникли такие группы, как Kornog и Gwerz , адаптировав элементы ирландской и шотландской кельтской музыкальной сцены.
Самая известная группа бретонских музыкантов после Алана Стивелла — Tri Yann из Нанта (их первоначальное название — Tri Yann an Naoned , буквально «Три Иоанна из Нанта»). Они образовались в 1972 году и до сих пор остаются очень популярными, называя себя создателями прогрессивной рок-фолк-кельто-средневековой музыки. Они создали несколько музыкальных жемчужин, ставших теперь стандартами, таких как « Les filles des Forges », « Les Prisons de Nantes », « La Jument de Michao », « Pelot d'Hennebont », а также новую интерпретацию ирландской музыки, например « Cad é». sin don té sin », « Si mort a mors » (первоначально An Cailín Rua ), « La ville que j'ai tant amée » (из «Города, который я так любил»), «Миссис МакДермотт» (из 17-го числа). ирландская арфистка века О Кэролан ) и « Калонкадур » (из « Планксти Ирвин »).
Другая известная группа — Soldat Louis из Порт-Луи , через гавань от города Лорьян . Более ориентированные на рок, они играют современные композиции о Бретани и жизни на море (" Durhum, des Femmes ", " Martiniquaise ", " Pavillon noir "). Также из 80-х Ar Re Yaouank исполнял зажигательные фолк-рок-песни на пробретонские темы.
Ред Карделл сочетает музыку корней Бретани , Украины или Северной Африки с роком и французскими реалистическими песнями. Много раз они играют на сцене с такими гостями, как Дэйв Пегг ( Fairport Convention , Jethro Tull ), Джимми О'Нил ( The Silencers ), Дэн Ар Браз , Доктор Дас ( Asian Dub Foundation ) или Стефан Меллино ( Les Négresses Vertes ). Их альбом "soleil blanc" был записан и сведен английским продюсером Клайвом Мартином ( Queen , Sting , David Byrne ...). Аналогичным образом EV объединили финские влияния в своем стиле бретонского фолк-рока, назвав его кельто-финским роком.
С тех пор в Бретани появилась новая сцена бретонских авторов песен ( Жерар Жафрес , Нолвенн Корбелл , Дом Дафф ).
Les Ramoneurs de menhirs исполняют кельтский панк , исполняя оригинальные песни, традиционные и кавер-версии, в основном на бретонском языке .
Помимо фолк-рока, последние группы, а также Алан Стивелл включили в свой репертуар элементы мировой музыки, особенно молодые группы, такие как Wig-a-Wag . Хип-хоп с кельтским оттенком поддерживают такие группы, как Manau из Парижа.
Группа Мержин использует традиционные кельтские инструменты наряду с электрогитарами и басом. Их мелодии и гармонии вдохновлены кельтской музыкой, а также современным рок-н-роллом. [2]
В США группу Trouz Bras («Большой шум») возглавляет валлиец Рэй Прайс. Группа базируется в Род-Айленде и включает в себя бомбарду и бретонскую волынку. В Сиэтле, штат Вашингтон, группа Fest Noz под названием Sonerion включает поршневую, бомбарду, гитару/бузуки, аккордеон и бас. В Остине, штат Техас, группа Poor Man's Fortune [1] хорошо известна исполнением бретонской музыки с участием биниу, бомбарды, аккордеона, субуа (похожего на «поршень»), скрипки, флейты и биниу-браза.
В Бретани ежегодно проводится множество рок- и поп-фестивалей, не связанных с традиционной музыкой. Самый крупный в Бретани и Франции и один из самых важных в Европе — фестиваль Vieilles Charrues (проводится в конце июля в Каре, Финистер). См. также Route du Rock (середина августа, Сен-Мало ) и Transmusicales в Ренне , проводимые в начале декабря.
В 2014 году Festival des Vieilles Charrues (Фестиваль старых плугов) объявляет о своем новом творении: The Celtic Social Club , супергруппе из семи бретонских музыкантов и других, в которую входили Джимми О'Нил ( The Silencers ), Ронан Ле Барс. ( Héritage des Celtes ) и три члена Red Cardell .
Преданные певцы
[ редактировать ]Chanteur engage (буквально [идеологически] вовлеченный певец ) — певец, примерно аналогичный исполнителю песен протеста . Эти песни обычно националистичны и прославляют бретонскую культуру. В основном это современная традиция, хотя известны и более старые песни этого типа, и эта традиция уходит корнями в древнее прошлое Бретани. Ангаженные певцы часто также исполняют более традиционный материал.
Первым певцом, которого следует упомянуть, является индивидуалист Гленмор (1931–1996), или, если дать ему настоящее имя, Эмиль Ле Сканф (или Милиг Ар Сканв по-бретонски). Он имел некоторое влияние, в основном на бретонское движение и его окрестности, а также на некоторых новичков, например, самого известного из них Жиля Сервата , чья « La Blanche Hermine » была популярным бретонским гимном с 1970-х годов.
Галло
[ редактировать ]Хотя бретонское народное возрождение было сосредоточено на песнях на бретонском языке , в районе Пайс-Галло в восточной Бретани возрождение репертуара в Галло было более ограниченным , и здесь рождаются певцы и группы, включая Квинтет Хамона-Мартина , Ôbrée Alie , Янн Дур , а также различные группы, такие как в роли Три Янна исполните подборку песен Галло.
Бретонские художники
[ редактировать ]Бретонские певцы и музыканты
[ редактировать ]- Жан-Мишель Альаитс
- Дэн Ар Браз (гитара, голос)
- Андреа Ар Гуй (голос)
- Энн Оффре (голос)
- Стивен Боденес (бомбард)
- Джордж Ботуха
- François Budet
- Кевин Камю (локоть)
- Луи Капарт (голос)
- Жан-Мишель Карадек (голос)
- Сесиль Корбель (арфа, голос)
- Дом Дафф (голос)
- Дидье Дрео (гитара)
- Энни Эбрел (голос)
- Луиза Эбрель (голос)
- Ивон Этьен (голос)
- Иффиг Флатрес (голос)
- Гленмор (голос)
- Сестры Гоадек (сестры Гоадек), (голоса)
- Бриг Гервено (гитара, голос)
- Братья Гишен (Братья Гишен), (гитара, аккордеон)
- пчелы (голос)
- Юэнн Гверниг (голос)
- Жерар Жафрес (гитара, голос)
- Янн-Фанч Кеменер (голос)
- Нолвенн Корбелл (голос)
- Крисменн (голос)
- Паскаль Ламур (голос)
- Кларисса Лаванан (голос)
- Ронан Ле Барс (локти, низкий свисток)
- Жан-Луи Ле Энаф (бомбардировщик)
- Жиль Леар
- Эрве Ле Мёр (волынка)
- Нолвенн Лерой (голос)
- Эрик Маршан (голос)
- Патрис Марзин (гитара)
- Мисс Блю (диджей)
- Кристоф Миоссек (голос)
- Гильдас Моал и Рене Капеллан
- Жан-Мишель Моал (аккордеон)
- Жаки Молар (скрипка)
- Братья Морван (голоса)
- Кристен Николас (голос)
- Жак Пеллен (гитара)
- Янн-Фанш Перрош
- Денез Приджент (голос)
- Лоэиз Ропарс (волынка)
- Эрван Ропарз (волынка)
- Жан-Люк Рудо (голос)
- Сойг Сиберил (гитара)
- Дидье Скибан (фортепиано)
- Алан Стивелл (арфа, бомбарда, голос)
- Бернес Танги (голос)
- Янн Тирсен (скрипка, аккордеон, гитара)
- Мишель Тоннер (голос)
- Марта Вассало (голос)
- Жан Мишель Вейон (флейта)
- Вандербраз (диджей)
Бретонские банды
[ редактировать ]- Армена
- Ар Ре Яуанк
- Блейзи руз
- шпиль
- Пингвин-сквер
- Кельтский социальный клуб
- Даонет
- Дьяволы горы
- невыносимый
- Джибуже
- ЭТОТ
- Форж Пенаос
- Гвелтаз Ар Мех
- Гвендаль
- Гвенфол
- Керн
- Крайц Брейж Академия
- Матматах
- Merzhin
- Кафе Осьминог
- Пустая голова
- Плантек
- Подметальные машины из менгиров
- Красный Карделл
- вручную
- Школьная привычка
- Солдат Луи
- Сонерьен Дю
- Стартьенн
- Большой локомотив
- Три Янна
Бретонские багады (трубочные оркестры)
[ редактировать ]- Запеченный Ан Хантерноз
- Багад Ар Миллс Глаз
- Багад Ар Ре Гоз
- Группа дикой природы мыса
- Багад Блеймор
- Багад Блуарзель
- Куча Брига
- Ободья моста Багад
- За Бро Кемперле
- За Бро Ландерном
- Багад Кепка Кавал
- Багад из Сесон-Севинье
- За рекой
- Багад Эостигед Ар Мене
- Багад Эрге-Армель
- Багад Глазикед Пулдергат
- Багад Гвенгамп
- Багад Кадудал
- Это похоже на огонь
- Багад Караез
- Багад Кемпер
- Багад Кериз
- Багад Керленн Понди
- Оркестр Общества Алре
- Багад Кевренн Брест Сант Марк
- Bagad Kombrid
- Назад Конк Керне
- Багад Ланди
- Багад де Ланн-Биуэ
- Багад Мелинерион
- Багад Наонед
- Багад Панврид
- Багад Пенхарс
- Багад Плугастель
- Багад Куик-ан-Груань
- Багад Ронсед-Мор
- Багад Сант Бриг
- Багад Сен-Назер
- Багад Сонериен Ан Ориент
- Багад Сонериен Бро Дрегер
- Багад Дух Ветра
Ссылки
[ редактировать ]- ^ См . Fest Noz Spezet .
- ^ «Мержин.Нет — официальный сайт Мержина» . Архивировано из оригинала 28 августа 2002 года.
Источники
[ редактировать ]- Джонатин Бриггс, « Звучит по-французски: глобализация, культурные сообщества и поп-музыка во Франции, 1958–1980» , Oxford University Press , 2015, глава 4 «Звучит регионально: мир в бретонской народной музыке» ISBN 9780199377091
- Виник, Стивен Д. «Бретань». 2001. Мэтисон, Кенни (ред.), Кельтская музыка , стр. 110–139. Книги о бэкбите. ISBN 0-87930-623-8
- Ронан Горгиард «Удивительная бретонская музыкальная сцена», Палантин (ред.), сборник: Культура и наследие, 2008 г., 255 страниц. ISBN 978-2-911434-98-3
Фильмы
[ редактировать ]- О волынщиках и крапивниках (1997). Продюсер и режиссер Гей Занцингер в сотрудничестве с Дастумом. Лоис В. Кутер, консультант по этномузыкологии. Деволт, Пенсильвания: Constant Spring Productions.