Jump to content

Кельтский закон

Ряд сводов законов использовался в прошлом в различных кельтских странах со времен средневековья .Хотя они значительно различаются в деталях, есть определенные сходства.

Законы Брегона регулировали повседневную жизнь и политику в Ирландии до вторжения норманнов в 1171 году (слово «Брехон» является англизированным словом breithamh (ранее brithem ), ирландского слова, обозначающего судью). Законы были написаны в древнеирландский период (около 600–900 гг. н.э.) и, вероятно, отражают традиционные законы дохристианской Ирландии.

Кодификация валлийского законодательства традиционно приписывалась Хивелу Дда , королю большей части Уэльса между 942 годом и его смертью в 950 году. Однако это было частично адаптацией ранее существовавших законов. Валлийские законы оставались в силе в Уэльсе до смерти Лливелина ап Гриффита в 1282 году для уголовных дел и до принятия Законов Уэльса в середине шестнадцатого века для гражданских дел.

Общие черты этих кодексов включают акцент на выплате компенсации за преступление жертве или родственникам жертвы, а не на наказании со стороны правителя. Другими словами, все законы были правонарушениями , без каких-либо преступлений «без потерпевших» или преступлений против государства.

Кельтские законы в поздней предыстории

[ редактировать ]

Хотя случайные ссылки на «общее кельтское право» в академической литературе, например в « Фергюса Келли Руководстве по раннему ирландскому праву» , [1] подразумевается, что существовал один изначальный кельтский закон, из которого . различные более поздние кельтские законы, некоторые из которых исторически засвидетельствованы ( см Кажется , развились Кельтское право») всегда существовало как единое, не говоря уже о кодифицированном своде законов. Скорее, в настоящее время считается, что различные центрально- и западноевропейские общества в более поздней доисторической эпохе, обычно объединяемые под названием «кельты», имели индивидуально разные обычные законы, которые развились из схожих социальных потребностей, значительно влияли друг на друга на протяжении нескольких столетий или даже тысячелетиями и, таким образом, оказались достаточно похожими друг на друга.

Таким образом, «первоначальный (или общий) кельтский закон» может быть только реконструирован и только как обобщение. [2] Такое обобщение не отражает фактическую прошлую правовую практику, а может лишь показать, какие общие принципы, вероятно, были типичными для многих (но не обязательно всех) ранних кельтских законов.

Основные принципы работы

[ редактировать ]

Кельтское право возникло на основе решений частных конкурирующих судей. Мюррей Ротбард описывает систему следующим образом:

Основной политической единицей древней Ирландии был туат. Все «свободные люди», владевшие землей, все специалисты и все ремесленники имели право стать членами туата. Члены каждого туата образовывали ежегодное собрание, которое решало всю общую политику, объявляло войну или мир другим туатам, а также избирало или свергало их «королей». Важным моментом является то, что, в отличие от примитивных племен, никто не был привязан к определенному туату ни из-за королевской власти, ни из-за географического положения. Отдельные члены могли свободно выйти из туата и присоединиться к конкурирующему туату, что часто и происходило. [3]

Таким образом, кельтское право представляет собой форму права без гражданства, как и большинство форм обычного права. «...стороны споров консультировались с профессиональными юристами за советом относительно того, какое право применяется в конкретных случаях, и эти же самые люди часто выступали в качестве арбитров между истцами. Они всегда оставались частными лицами, а не государственными должностными лицами; их функционирование зависело от их знания закона и честности их судейской репутации». [4]

Как было исполнено решение – компенсация потерпевшему – после того, как частный судья, выбранный сторонами спора, вынес свое решение?

Через сложную, добровольно разработанную систему «страхования» или поручительства. Люди были связаны между собой различными поручительствами, посредством которых они гарантировали друг другу исправление ошибок, а также обеспечение справедливости и решений бреонов. Короче говоря, сами брегоны не участвовали в исполнении решений, которые снова возлагались на частных лиц, связанных поручительствами. [3]

Датировка и определение

[ редактировать ]

Датировать «Общее кельтское право» проблематично, и лучшее, к чему мы можем прийти, — это приблизительные оценки. Это совершенно очевидно из параллелей, существующих между кельтскими и другими индоевропейскими законами. [5] что, по крайней мере, некоторые правовые принципы, составляющие общее кельтское право, должны быть очень древними, возможно, восходящими к раннему бронзовому веку или даже к периоду неолита. [ нужна ссылка ] . Другие, возможно, возникли гораздо позже, возможно, даже только в результате контактов со средиземноморскими культурами (в основном греками и римлянами) в период позднего железного века и античности.

В некоторых случаях родственные термины, используемые для обозначения параллельных практик в ирландских и валлийских законах раннего средневековья, позволяют нам предположить, что эти практики уже использовались в период, который лингвисты называют «общим кельтским периодом», который обычно датируется примерно 1000 годом. э. (например, Kelly 1988, 231), хотя это в лучшем случае очень приблизительная оценка. Там, где в других индоевропейских законах существуют параллели таким практикам, но с неродственной терминологией, мы можем начать рассматривать родственные практики как специфически кельтские формы права. Точно так же, если такая родственная терминология существует для параллельных практик в кельтских законах раннего средневековья, но не в других индоевропейских законах, мы можем считать их специфически кельтскими законами.Поскольку вряд ли есть какие-либо характеристики кельтского права, которые нельзя было бы найти хотя бы в некоторых других, некельтских законах, наиболее разумным определением кельтского права кажется то, которое фокусируется на языке, на котором этот закон (обычно) выдан. Таким образом, «кельтский закон» будет любым законом (обычно), изданным на кельтском языке.

Источники

[ редактировать ]

В общем, самые старые текстовые источники кельтских законов, которые дают нам, по крайней мере, очень общее представление о реальной практике, датируются поздним железным веком , примерно двумя последними веками до нашей эры и первым веком нашей эры.

Некоторые доказательства можно получить от «обычных подозреваемых», таких как , Цезаря Де Белло Галлико который обсуждает некоторые аспекты кельтских законов в своем отчете о галльских войнах, в частности, в своем знаменитом экскурсе по галлам, [6] но и в некоторых других отрывках. [7] Некоторые из этих отрывков позволяют нам подтвердить существование в некоторых кельтских законах железного века некоторых правовых принципов, которые можно реконструировать на основе кельтских законов раннего средневековья как вероятных элементов общего кельтского права. [8] увеличивая вероятность любой такой обобщенной реконструкции. Другие отрывки могут рассказать нам об особых юридических практиках в отдельных галльских обществах, которые специфичны только для описываемого общества, не допуская при этом каких-либо более широких обобщений. [9]

Помимо некоторых ссылок на классических авторов, существует небольшое количество текстов на кельтских языках железного века, некоторые из которых (могут) также содержать юридическую информацию. Наиболее явно законническими источниками являются кельтиберийские надписи на бронзовых табличках из Контребии Белаиска ( Боторрита ), датируемые вскоре после римской оккупации этой территории. [10] Боторрита IV могла бы даже начаться с юридической формулы: «[ там : тирикантам : энторкуе : тутам [|] : суа комбал[ке]з : ...» [11] что, возможно, можно было бы истолковать как «...сенат и народ решили...», [12] зеркальное отображение римского эквивалента. Однако эти тексты, как известно, сложны для интерпретации и не очень длинные. Как таковые, они имеют лишь ограниченную ценность и в лучшем случае позволяют размышлять о местных правовых обычаях.

В некоторой степени исключительно короткие текстовые свидетельства на кельтиберийском языке также позволяют получить некоторую информацию о том, что, возможно, могло быть широко распространенной кельтской юридической практикой. В Испании известно несколько так называемых tesserae Hospitales, «табличек гостеприимства», написанных на кельтиберийском языке, часто состоящих не более чем из одного слова, иногда с очень короткими предложениями. Они могут указывать на обычай оказывать гостеприимство иностранцам. [13] которое могло иметь основу в обычном праве и, возможно, позволяло предоставлять правовую защиту иностранцам, как это также встречается во многих других индоевропейских обществах и в ранних ирландских и валлийских законах. [14]

Наконец, существуют археологические источники, которых много, но их практически невозможно интерпретировать с точки зрения их возможного юридического значения. Конечно, иногда можно предположить, что археологический объект, скажем, остатки забора, мог выражать некоторую юридическую концепцию, например, право собственности на собственность. Но в остальном археология по большей части хранит молчание. В лучшем случае археологические данные могут помочь укрепить аргумент, основанный на реконструктивных обобщениях раннесредневековых ирландских и валлийских законов, в идеале таких, которые также подкрепляются данными из исторических текстов. [15]

Принципы кельтских законов в поздней предыстории

[ редактировать ]

Ряд таких правовых принципов, которые, скорее всего, были широко распространены в ранних кельтских законах, можно реконструировать с разумной степенью вероятности. В основном они сосредоточены на родственных и договорных отношениях, хотя мы имеем некоторые представления и об уголовном праве и судопроизводстве. В отношении всего этого мы также находим достаточно схожие принципы как в римских , так и в германских законах , а в большинстве случаев также и в других индоевропейских законах, что делает весьма вероятным, что эти реконструкции в целом точны, даже если им не хватает деталей. Учитывая, что многие, если не большинство из них, имеют внутреннюю родственную кельтской терминологию, маловероятно, что они на самом деле являются поздними заимствованиями, например, из римского провинциального права, хотя следует предположить некоторые пересечения в юридических обычаях. По крайней мере в некоторых случаях, например, в договорном праве, вероятна совместная эволюция римской, германской и кельтской правовых систем, основанная на интенсивных контактах, даже несмотря на то, что договорное право каждой подгруппы этих более крупных коллективов, возможно, уже начало разумно развиваться. похожий.

Родство, без сомнения, играло очень важную роль в кельтских обществах поздней доисторической эпохи. Важность происхождения для поздних доисторических кельтов подчеркивается несколькими классическими авторами: [16] и, по-видимому, – по крайней мере, для некоторых областей и в некоторые периоды – также подтверждается в археологии усилиями, приложенными к захоронениям. [17] Структуру кельтских родственных групп можно в некоторой степени реконструировать. [18] но лишь немногие из внутренних родственных отношений будут формализованы таким образом, чтобы их можно было считать законом. Однако существует ряд важных правовых принципов, которые можно реконструировать, связанных с родством или внешними родственными групповыми отношениями. Имеются относительно убедительные доказательства традиционного требования к членам семьи поддерживать и помогать друг другу как в повседневной жизни, так и в юридических спорах. Это очевидно из исторических источников. [19] и хорошо согласуется с тем, что мы находим в раннесредневековых ирландских и валлийских законах. [20]

Одним из наиболее важных правовых принципов, который, по-видимому, был связан с родством, является принцип частной собственности , особенно права собственности на землю и ресурсы. По крайней мере, различный доступ к собственности и ресурсам для разных групп общества очевиден в археологии, о чем свидетельствуют как различное погребальное богатство, так и различное погребальное богатство. [21] и относительно последовательное ограждение расселения. [22] Скорее всего, права доступа, по крайней мере частично, основывались на родстве/происхождении, как это имеет место не только в раннесредневековых ирландских и валлийских законах, но также в соседних римских и германских законах. Несмотря на то, что мы не можем быть в полной уверенности, наследственное индивидуальное владение собственностью и ресурсами, при котором юридическое право собственности принадлежит более широкой родственной группе, является наиболее вероятной формой регулирования дифференцированного доступа к собственности и ресурсам в кельтских обществах поздней доисторической эпохи.

Другой весьма важный юридический аспект, связанный с родственными отношениями, — это сексуальные союзы и воспроизводство. Наследование, судя по всему, передавалось преимущественно по отцовской линии. [23] как таковое, выяснение отношений между партнерами, которые, вероятно, довольно часто были членами разных родственных групп, а также их детьми, должно было быть весьма существенным. Удивительно близкие параллели между раннесредневековыми ирландскими и валлийскими законами, касающимися сексуальных союзов, [24] и сходство описанного в них самого престижного союза с галльским браком, описанным Цезарем, [25] указывают на то, что отношение к различным половым союзам было весьма схожим на обширных территориях Западной Европы, начиная с поздней доисторической эпохи и вплоть до средневековья.

Мы также знаем, что, по крайней мере, среди галльской и ирландской знати раннего средневековья, многоженство было широко распространенной практикой. [26] Учитывая детализацию различных видов полового союза в раннем средневековом валлийском законодательстве, кажется разумным предположить, что многоженство было также распространено в Уэльсе за некоторое время до того, как тексты законов были записаны. [27] Учитывая, что основное внимание в ирландских законах раннего средневековья, касающихся сексуальных союзов, уделяется вкладу и разделу имущества союза в случае развода, а также ответственности перед детьми, возникающими в результате этих союзов, вполне вероятно, что аналогичные положения также лежали в основе более ранних кельтских законов, регулирующих вопросы сексуальных союзов. Это также, по-видимому, соответствует тому значению, которое Цезарь придавал равному вкладу активов. [28] а тот факт, что он предполагает, что мужчина владел бы большей собственностью, чем вложила жена [29] хорошо согласуется с возможностью нескольких различных видов признанных сексуальных союзов, некоторые с большим, некоторые с меньшим вкладом или вообще без участия партнерши.

Хотя у нас нет прямых свидетельств из поздней доисторической эпохи о том, что развод был возможен, вполне вероятно, что такая возможность существовала – опять же, на это, по-видимому, указывает акцент на совместном учете вложений и прибылей, полученных за время существования брака. [30] что оказалось бы, по крайней мере, столь же полезным в случае развода, как и по причине, указанной Цезарем, для определения наследства партнера, пережившего другого.

Вполне вероятно, что в ранних кельтских законах были и другие элементы, охватывающие различные вопросы родственных отношений, например, касающиеся усыновления, изгнания антиобщественных членов семьи и правил наследования в случае, если вся линия останется без наследника, но доступной информации слишком мало. по этому вопросу из поздней доисторической эпохи, чтобы позволить сделать нечто большее, чем обобщение сходств в этих областях, обнаруженных в раннем средневековом ирландском и валлийском праве. [31]

Искусственное родство

[ редактировать ]

Поскольку родство было важным элементом в ранних кельтских правовых системах, вполне вероятно, что искусственное родство в форме воспитания также было важным элементом этих ранних обычных законов. Свидетельства обмена детьми в качестве заложников часто можно найти в исторических источниках. [32] которые, поскольку большинство из них были детьми важных дворян, должны были получить образование в это время, поскольку ожидалось, что они сами станут важными дворянами в будущем. Точно так же упоминание у Цезаря о том, что многие галлы отправляют своих детей изучать друидство , которое лучше всего изучать в Британии в предполагаемом месте его происхождения, [33] вместе с его замечанием, что галлы не позволяют появляться на публике со своими детьми, [34] может указывать на то, что практика приемной семьи была широко распространена. Это, по-видимому, подтверждается тем фактом, что воспитание было важно как в ирландском, так и в валлийском обществах раннего средневековья. [35] и что на ирландском и валлийском языках существует родственная терминология для обозначения приемного отца/учителя, позволяющая реконструировать кельта. * altros , «кормилец, приемный отец, учитель», а также близкий друг/приемный брат из кельта. * komaltros , «совместно воспитанные, воспитанные, выпускники». [36] Сети воспитания, устанавливающие искусственное родство и, таким образом, сети политического и информационного обмена, также являются хорошим объяснением распространения некоторых аспектов «кельтской» материальной культуры, таких как, например, искусство Ла Тена . [37]

Классифицировать

[ редактировать ]

Другой принцип, который, по-видимому, был довольно широко распространен в ранних кельтских законах, — это принцип важности социального ранга . Неясно, было ли в поздней доисторической эпохе оно столь же подробным, как это, судя по всему, предписывает ирландское законодательство для раннесредневековой Ирландии. [38] Однако из заявлений, подобных высказываниям Цезаря, кажется вполне очевидным, что «... наиболее выдающиеся по происхождению и богатству имеют вокруг себя наибольшее число вассалов и клиентов. Они признают только это как влияние и власть», [39] который представляет собой почти идеальное изложение требований, установленных для различных дворянских рангов в тексте ирландского закона раннего средневековья « Крит Габлах» , [40] этот ранг, должно быть, также был важным элементом галльского обычного права железного века.

Хотя мы не знаем, какие именно преимущества мог иметь более высокий социальный статус, вполне вероятно, что существовали некоторые юридические привилегии для людей более высокого социального ранга. Как сообщает Цезарь, лидеры галльских фракций обладают наибольшим влиянием и к чьему мнению прислушиваются больше всего: [41] вполне вероятно, что такие различия в рангах также имели последствия в судебных разбирательствах, как и в случае с Ирландией. [42]

Контракты

[ редактировать ]

Регулирование договорных отношений является одним из наиболее важных элементов любой правовой системы, особенно в обществах, где отсутствует сильное центральное государство, обеспечивающее соблюдение кодифицированного права. Что касается кельтских обществ поздней доисторической эпохи, все данные указывают на отсутствие сильного центрального государственного контроля и в значительной степени основанное на родстве соблюдение юридических требований. [43] Таким образом, регулирование договорных отношений, скорее всего, составляло единственный наиболее важный элемент всех ранних кельтских законов.

Таким образом, неудивительно, что существуют некоторые из наиболее очевидных сходств и самый большой объем родственной терминологии из поздней доисторической эпохи, а также между ирландцами и валлийцами, в случае двух последних, связанных с параллельными практиками. [44] Близкие терминологические сходства или родственные слова можно найти для свидетелей, поручителей, залогов и залогов, которые частично даже распространяются на германскую юридическую терминологию. [45] последний поддерживает археологический аргумент о том, что между поздними доисторическими кельтскими и германскими обществами существовали тесные торговые связи. [46] Вообще говоря, все эти элементы характерны и для других ранних индоевропейских законов. [47] Исторические тексты также содержат убедительные доказательства того, что более поздние доисторические контракты были обеспечены либо залогами, либо поручительствами, лучший пример еще раз подан Цезарем, который сообщает, что для обеспечения скоординированного восстания против Цезаря галлы, «поскольку они не могли взять обычная мера предосторожности при передаче и приеме заложников, поскольку это выдала бы их планы, они попросили принести торжественную клятву на своих военных штандартах, тем самым сделав их самые священные обязательства обязательными». [48] Тот факт, что дети дворян часто использовались в качестве заложников (то есть залогов) в государственных контрактах, в том числе между кельтскими и германскими государствами, также хорошо задокументирован в исторических свидетельствах. [49]

Кельтское договорное право, по-видимому, различало два основных типа контрактов: те, которые либо предусматривали немедленное исполнение, либо краткосрочные и/или включали лишь очень небольшой риск, и такие, которые были либо долгосрочными, либо устанавливали полупостоянные отношения, и/ или сопряжено с высоким риском. Хотя для обеспечения первого, казалось бы, было достаточно просто предоставить поручительства, вторые обычно требовали как поручительства, так и залога. Вполне вероятно также, что существовала, по крайней мере, некоторая степень различия между двумя разными видами залогов: мелкими залогами, с одной стороны, и заложниками, с другой; и два вида поручителей: один, который будет заменять первоначальную договаривающуюся сторону, если она не выполнит свои обязательства, и другой, который будет иметь право обеспечивать исполнение обязательств указанной стороны. [50] В частности, последний также играл важную роль в развитии иерархии в поздних доисторических кельтских обществах, к которым регулярно обращались с поручителями, которые в какой-то момент могли институционализировать свое положение в качестве социального начальника над теми, кто часто нуждался в их услугах, особенно если к ним обращались в качестве обеспечения исполнения всеми договаривающимися сторонами. [50]

Договорные отношения, скорее всего, имели особенно большое значение в обычном натуральном хозяйстве. Одним из близких сходств, существующих между раннесредневековыми ирландскими и валлийскими законами, является кооперативное земледелие, особенно совместная вспашка, основанное на контрактах, заключенных между мелкими фермерами, у которых слишком мало волов, чтобы создать полную пахоту. [51] Учитывая, что археология, по-видимому, указывает на то, что на средней поздней доисторической ферме в большей части Европы с умеренным климатом содержалось около 5–10 голов крупного рогатого скота, из которых максимум 2–3 были быками, [52] и что Плиний сообщает, что команды до 8 быков использовались на более тяжелых почвах Галлии Цизальпины (возможно, для более северных районов с еще более тяжелыми почвами требовались еще более крупные команды), [53] кажется весьма вероятным, что аналогичные правила кооперативного земледелия также были распространены во многих поздних доисторических кельтских законах. Реконструируется как Кельт. * komarom , «совместная пахота», это одна из областей, где раннее право могло даже проникнуть во внутренние процессы отдельной родственной группы, особенно там, где некоторые члены пахотного кооператива не были родственниками, в то время как другие были: как между всеми членами кооператива требовались бы формальные договоры, они также связывали бы членов одного и того же рода формальными договорами.

Другая важная область, где контракты, скорее всего, имели большое значение, — это установление долгосрочных или даже полупостоянных социальных отношений между явно социально превосходящими и низшими сторонами, особенно контракты с клиентурой. Сходство между ирландским и галльским способом установления дворянского звания уже отмечалось выше. Похожее сходство, по-видимому, существовало и во взаимных обязанностях между благородным покровителем и клиентом. [54] Значение договорных отношений в поздних доисторических кельтских законах также раскрывается в эпизоде ​​из рассказа Цезаря о Галльских войнах, в его описании того, как Думнориг , эдуанский дворянин, приобрел свое огромное богатство: «В течение очень многих лет он имел обыкновение заключать договоры об уплате таможенных и всех других налогов с эдуями по небольшой цене, потому что, когда он предлагает цену, никто не осмеливается предложить цену против него». [55] Даже отношения между дворянами и государством в позднегалльских государствах основывались на контрактах, контракты, несомненно, строились на основе более общей модели между лордами и их клиентами: доступ к собственности или ресурсам в обмен на ренту.

Преступление и наказание

[ редактировать ]

В поздних доисторических кельтских законах в основном отсутствуют доказательства того, что представляло собой уголовные преступления и какое наказание за них считалось соответствующим. То немногое, что можно найти, опять-таки в основном в описании Цезаря о галльских войнах, по-видимому, снова достаточно хорошо согласуется с тем, что мы могли бы реконструировать как «общие принципы» из раннесредневекового ирландского и валлийского права. Преступления, упомянутые в рассказе Цезаря, — это убийство. [56] воровство и грабеж, [57] а также преступления, характерные только для некоторых галльских обществ, например, узурпация королевской власти среди гельветов . [58] По мнению Цезаря, самым суровым наказанием среди галлов является запрет преступникам участвовать в религиозных обрядах. [59] что, вероятно, лучше понимать как объявление их вне закона. Однако он также упоминает смертную казнь. [60] предположительно преступников, а не как обычная форма наказания. Однако обычной формой наказания, судя по всему, было наложение штрафов. Цезарь упоминает как praemia poenasque , «премии, так и штрафы». [61] может указывать на то, что система с двумя отдельными видами штрафов, сравнимая со штрафом за тело/реституцией и ценой чести в ранних ирландских и валлийских законах, [62] уже существовало в поздних доисторических кельтских законах. Поскольку штрафы и объявление вне закона являются предпочтительными формами наказания не только в раннесредневековых ирландских и валлийских законах, но и в ранних германских законах, [63] кажется вполне разумным предположить, что то же самое относилось и к большинству поздних доисторических кельтских законов.

Процедура

[ редактировать ]

Как и в случае с преступлениями и наказаниями, у нас мало прямых свидетельств из более поздней доисторической эпохи, касающихся юридических процедур. Цезарь утверждает, что друиды являются судьями во всех видах юридических споров, как уголовных, так и гражданских. [61] Что касается последнего, то примерами, которые упоминает Цезарь, являются ссоры по поводу наследства и границ, что указывает на то, что такие конфликты считались его источниками особенно важными. То, что друиды были философами-моралистами, также известно из других исторических источников, таких как Страбон , [64] что может указывать на то, что по крайней мере часть друидов обучалась как профессиональные юристы.

Хотя у нас нет прямых доказательств этого, весьма вероятно, что судебное разбирательство начиналось только в том случае, если был истец, либо потерпевшая сторона, либо ее представитель, причем последний почти наверняка был родственником потерпевшей стороны. Судебное разбирательство, вероятно, будет начато с подачи жалобы тому, кто считался ответственным за поддержание справедливости, которым мог быть друид, в некоторых поздних галльских политиках чиновник или, возможно, благородный покровитель либо потерпевшей стороны, либо обидчика, либо, возможно, самого пришлось обратиться к самому преступнику. Вероятнее всего, если бы правонарушитель не явился добровольно для разрешения спора в суд, он мог бы быть задержан истцом. Хотя у нас нет прямых доказательств последнего, это кажется вполне вероятным, учитывая, что эта практика хорошо засвидетельствована в раннем средневековом ирландском и валлийском праве. [65] с родственной терминологией, [66] но и в ранних германских законах, [67] и даже в раннем римском праве. [68]

Какими небольшими доказательствами мы располагаем (почти исключительно несколько строк в « De Bello Gallico » Цезаря ) [69] казалось бы, указывает на то, что будет назначен день для судебного разбирательства, вероятно, с предоставлением залогов или поручительств, которые ответчик действительно продемонстрирует, и и истец, и ответчик принесут клятву, что их соответствующее заявление или отчет о событиях являются правдивым представлением что произошло. Скорее всего, они могли быть подкреплены аналогичными клятвами, принесенными их родственниками, вассалами, клиентами или кем-либо, кто хотел их поддержать, в качестве свидетелей-персонажей первоначального истца или ответчика, что вполне сопоставимо с процедурой, предусмотренной раннесредневековыми ирландскими, валлийскими и германскими законами. . [70] Учитывая, что по крайней мере некоторые контракты, скорее всего, были заключены в присутствии свидетелей и обеспечены поручителями, вполне вероятно, что их могли вызвать для дачи показаний, также подтверждая свои показания аналогичными клятвами.

У нас нет прямых доказательств того, что произошло после вынесения приговора, и были ли возможны какие-либо процедуры апелляции, но, скорее всего, от осужденной стороны ожидалось, что она уплатит к определенной дате какие-либо штрафы или премии. вручается победившей стороне. Вероятно, была бы применена и любая другая форма наказания, если бы прямое наказание было возможно даже прямо на месте. Если какие-либо присужденные штрафы или премии не были уплачены, вполне вероятно, что выигравший дело истец получил право наложить арест на осужденную сторону и тем самым взыскать сумму, эквивалентную невыплаченным штрафам или премиям.

Иностранцы и закон

[ редактировать ]

У нас нет прямых доказательств того, как ранние кельтские законы относились к иностранцам в большей части позднего доисторического кельтского мира. Однако уже упомянутые тессерные госпитали из Кельтиберии, [13] а также обычная практика в ранних европейских правовых системах, в принципе, рассматривать иностранцев без местного принимающего лица как без правовой защиты, [71] мы можем предположить, что то же самое имело место в большинстве, если не во всех, поздних доисторических кельтских законах. Хотя иностранцы, не имевшие местных родственников или местного хозяина, таким образом, были бы «честной добычей», вполне вероятно, что, по крайней мере, некоторые представители поздних доисторических кельтских государств были в состоянии предоставить юридическую защиту иностранцам (гостям). Это снова хорошо соответствует ситуации в ирландском и валлийском праве раннего средневековья, где снова существует родственная терминология для параллельных практик оказания гостеприимства иностранцам. [72] Конечно, нет никаких свидетельств того, кто на самом деле мог оказать такое гостеприимство, но кажется, если мы посмотрим на госпитали tesserae , что, по крайней мере, в Кельтиберии эта практика не обязательно ограничивалась правящими родственниками в более крупных государствах, а была доступна в более крупных государствах. относительно локальный уровень, [13] что может указывать на то, что, как и в раннесредневековой Ирландии и Уэльсе, многие члены любого данного государства могли оказать гостеприимство.

Эволюция кельтских законов

[ редактировать ]

Закон не статичен; оно постоянно меняется в соответствии с потребностями общества, которое оно регулирует. Однако это не обязательно означает, что принципы, на которых основаны эти законы, меняются с одинаковой скоростью. Что касается кельтских законов, то создается впечатление, что руководящие правовые принципы оставались весьма схожими на протяжении длительного периода, от поздней доисторической эпохи до средневековья. Конечно, это не подразумевает полной идентичности правовых систем общин поздней доисторической Галлии и раннесредневековой Ирландии. Скорее, это результат схожих социальных, политических и экономических требований обществ, регулируемых этими законами, которые, по-видимому, были достаточно схожи на этой довольно большой территории как в пространстве, так и во времени, что сделало ненужными фундаментальные изменения правовых принципов.

Акцент на определенных элементах права, например, на тех, которые касаются отношений и договоров между родственными группами, делает вероятным, что эти принципы развились из потребностей обществ, все еще преимущественно основанных на родстве. Похоже, они оставались достаточно полезными даже в те времена, когда формы социальной организации, основанные преимущественно на родстве, были заменены более основанными на территориальности формами, в которых родство, тем не менее, оставалось очень важным структурирующим фактором в обществе.

Хотя мы не можем датировать или определить происхождение различных принципов, составляющих кельтские законы, в более позднюю доисторическую эпоху (некоторые из них, вероятно, возникли в глубокой древности, даже когда они стали частью кельтских законов, другие, возможно, возникли уже в железном веке), как только мы если найти их выражение в кельтской юридической терминологии, мы можем с полным основанием назвать их «кельтскими законами». Такое развитие кельтской юридической терминологии, по-видимому, произошло где-то в более поздней доисторической эпохе, при этом общепринятой датой считается примерно 1000 г. до н. э., хотя это может быть и несколько столетий назад.

Хотя в целом правовая эволюция основывалась на схожих принципах, она происходила на местном или, в лучшем случае, региональном уровне, чтобы соответствовать требованиям того или иного общества. Взаимодействие между этими различными обществами должно было привести к тому, что полезные инновации были приняты и адаптированы для своих собственных нужд многими обществами, и в результате от менее полезных практик отказались. Таким образом, вполне вероятно, что и ирландские, и валлийские законы раннего средневековья, два из которых сохранились для потомков в достаточной детализации, чтобы их можно было разумно интерпретировать, являются местными разработками, возникшими там, где они задокументированы, но постоянно подверженными внешнему влиянию и внутренним инновациям. и, таким образом, не особенно отличаются от других законов, действовавших в их окрестностях в то время, когда они были записаны.

  1. ^ Келли 1988, 231–2.
  2. ^ Карл 2005а.
  3. ^ Jump up to: а б За новую свободу, Мюррей Н. Ротбард, стр.240.
  4. ^ Джозеф Р. Педен, «Общества без гражданства», с. 4.
  5. ^ например, Диллон и Чедвик 1967, 11–2; Д. А. Бинчи, 1972 г.; Чарльз-Эдвардс 1980, 35–8; Келли 1988, 231–2, FN 19.
  6. ^ фон 1.11–20, а точнее 6.13.4–10, 6.16.4, 6.19–20.
  7. ^ egbg 1.4, 7.2.2–3.
  8. ^ яйцо 6.13.6, 7.2.2
  9. ^ egbg 1.4.1, 1.18.3.
  10. ^ например, Мейд 1993; Виллар и др. 2001.
  11. ^ Виллар и др. 2001, 75, 83
  12. ^ Штифтер 2001, 100–4.
  13. ^ Jump up to: а б с Санчес-Морено 2001 г.
  14. ^ например, Келли 1988, 139–41; Карл 2006, 229–42.
  15. ^ См., например, Карл, который скоро появится.
  16. ^ яйцо 6.15.2; Диодор Сицилийский 5.29.5
  17. ^ например, Шпиндлер 1976; Бурмейстер 2000; Байтингер и Пинскер 2002.
  18. ^ Карл 2006, 77–133.
  19. ^ egbg 1.4.2, 6.11.3–4
  20. ^ Чарльз-Эдвардс 1993.
  21. ^ Бурмейстер 2000, 99.
  22. ^ например, Карл 1996; Канлифф 2005.
  23. ^ Келли 1988; Чарльз-Эдвардс, 1993 г.; Карл 2006.
  24. ^ Чарльз-Эдвардс 1980
  25. ^ бг 6.19.1–3
  26. ^ бг 1.53.4, 6.19.3; Келли 1988, 70–3.
  27. ^ Чарльз-Эдвардс 1980.
  28. ^ бг 6.19.1.
  29. ^ бг 6.19.1
  30. ^ бг 6.19.2
  31. ^ возможности см. в Charles-Edwards 1993.
  32. ^ egbg 5.4.2, 5.27.2; дополнительные примеры см. Krauße 1998, 334–5.
  33. ^ бг 6.13.11–14.3
  34. ^ бг 6.18.3
  35. ^ Чарльз-Эдвардс 1993, 78–9; Паркс 2006.
  36. ^ Вендриес 1959, А-57; Деламар 2003, 58–9.
  37. ^ Карл 2005б.
  38. ^ Келли 1988, 7–12.
  39. ^ фон 6.15.2
  40. ^ МакНил 1923.
  41. ^ бг 6.11.3.
  42. ^ Келли 1988, 7–10.
  43. ^ Карл 2006, 124–30; Карл на подходе.
  44. ^ Бинчи 1972; Стейси 1986а; 1986б; 1990 год; Прайс 1986; Уолтерс, 1986 г.; Келли 1988, 158–89; Маклеод 1992; Карл 2006, 183–225; Карл на подходе.
  45. ^ Карл 2006, 190–8; предстоящий.
  46. ^ Кристиансен 1998, 89–90, 147–9, 163–5, 238, 362, 366; Рикхофф и Биль 2001, 41, 50, 89, 243.
  47. ^ например, Миттейс и Либерих, 1992; Джонстон 1999.
  48. ^ бг 7.2.2.
  49. ^ Крауссе 1998, 334–5.
  50. ^ Jump up to: а б Карл на подходе.
  51. ^ Дженкинс 1982; Келли 1988, 101–2; 1995, 445–77; Чарльз-Эдвардс 1993, 446–56.
  52. ^ например, Пешке 1984; 1993, 157–62; Пучер 1998, 57–8.
  53. ^ Ночь. Хист . 18.171-2
  54. ^ Венскус 1961, 346–74; Добеш 1980, 417–32; Келли 1988, 26–35; Чарльз-Эдвардс, 1993 г.; Карл 2006, 270–304.
  55. ^ бг 1.18.3
  56. ^ яйцо 6.13.5
  57. ^ бг 6.16.5
  58. ^ бг 1.4.1.
  59. ^ бг 6.13.6–8.
  60. ^ бг 1.4.1, 6.16.4–5
  61. ^ Jump up to: а б бг 6.13.5
  62. ^ Келли 1988, 125–7; Дженкинс 1990; Чарльз-Эдвардс 1993 г.
  63. ^ Миттейс и Либерих 1992, 60–3; Лупой 2000, 293–5.
  64. ^ Страбон 4.4.4
  65. ^ Бинчи 1973; Келли 1988, 177–86; Дженкинс 1990 г.
  66. ^ Келли 1988, 177 FN 1
  67. ^ Миттейс и Либерих 1992, 38–48.
  68. ^ Келли 1988, 177; Корнелл 1995, 272–92.
  69. ^ фон 1.4
  70. ^ Келли 1988, 190–213; Миттейс и Либерих 1992, 44–8; Карл 2006, 124–5.
  71. ^ Венскус 1961, 366; Бенвенист 1969, 92–7; Добеш 1980, 280–315; Келли 1988, 5–6; Миттейс и Либерих 1992, 23–6; Чарльз Эдвардс 1993, 181–200, 402–3
  72. ^ Вендриес 1974, S 146-7; Келли 1988, 140

Библиография

[ редактировать ]
  • Байтингер Х. и Пинскер Б. 2002. Загадка кельтов из Глауберга. Вера-миф-реальность . Штутгарт: Тайсс.
  • Бенвенист, Э. 1969. Словарь индоевропейских институтов. 1. экономика, родство, общество. 2. власть, закон, религия . Париж: Editions de Minuit.
  • Бинчи, Д.А., 1972. «Кельтское поручительство, окаменелый индоевропейский институт?» Ирландский юрист 7, 360–72.
  • – 1973. «Суета в ирландском законодательстве». Селтика 10, 22–71.
  • Бурмейстер, С. 2000. Пол, возраст и правление в конце Гальштатского периода в Вюртемберге . Тюбингенские сочинения по доисторической и ранней исторической археологии 4, Мюнстер: Ваксманн.
  • Чарльз-Эдвардс, Т. 1980. "Нау Кинведи Тейтиаук". В Д. Дженкинсе и М. Е. Оуэне (ред.), «Валлийский женский закон». Исследования, представленные профессору Дэниелу А. Бинчи в день его восьмидесятилетия, 3 июня 1980 года . Кардифф: Издательство Уэльского университета, 23–39.
  • – 1993. Раннее ирландское и валлийское родство . Оксфорд: Кларендон.
  • Корнелл, Т.Дж. 1995. Начало Рима. Италия и Рим от бронзового века до Пунических войн (ок. 1000–264 до н.э.) . Рутледж История древнего мира, Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • Канлифф, Барри В. 2005. Сообщества железного века в Великобритании . 4-е издание, Лондон и Нью-Йорк: Routledge.
  • Деламар, X. 2003. Словарь галльского языка. Лингвистический подход к континентальному древнекельтскому языку . 2-е исправленное и дополненное издание. Париж: ошибка издания.
  • Диллон, М. и Чедвик, Северная Каролина, 1967. Кельтские королевства . Лондон: Вайденфельд и Николсон.
  • Добеш, Г. 1980. Кельты в Австрии согласно древнейшим сообщениям древности. Норикское царство и его отношения с Римом во II веке до нашей эры. БК Вена и Грац: Бёлау.
  • Дженкинс, Д. 1982. Сельскохозяйственное сотрудничество в средневековом праве Уэльса. Св. Фэганс: Национальный музей Уэльса.
  • – 1990 (пер.). Закон Хивела Дда. Юридические тексты средневекового Уэльса. Валлийская классика, том. 2, Гомер: Гомер Пресс.
  • Джонстон, Д. 1999. Римское право в контексте. Ключевые темы древней истории. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Карл, Р. 1996. Поселения периода Ла Тен в Нижней Австрии. Historica Austria Vol. 2 и 3, Вена: ÖAB.
  • – 2005а. Общество и право в континентальной кельтской Европе. В Х. Бирхане (ред.), Строительные блоки для изучения кельтских исследований. Вена: Настоящее издание, 383–9.
  • – 2005б. Мастер и ученик, рыцарь и оруженосец. Оксфордский журнал археологии 24 (3), 255–71.
  • – 2006. Древнекельтские социальные структуры. Archaeolingua 18, Инсбрук и Будапешт: Archaeolingua.
  • – предстоящий. Краткосрочный и долгосрочный бизнес. Основы старого европейского договорного права. В М. Шенфельдере, Х. Штойбле и Ф. Фалькенштейне (ред.), Долгосрочные явления и разрывы от бронзового к железному веку. Файлы с совместного заседания рабочих групп по бронзовому и железному векам на 5-м Немецком археологическом конгрессе, Франкфурт-на-Одере, 2005 г. Вайсбах: Бейер и Беран.
  • Келли, Фергус (1988). Путеводитель по раннему ирландскому праву . Серия 3 раннего ирландского права. Дублин: DIAS . ISBN  0901282952 .
  • – 1995. Раннее ирландское земледелие. Серия ранних ирландских законов, том IV, Дублин: DIAS.
  • Крауссе, Д. 1998. Детоубийство. Теоретические соображения об отношениях между родителями и детьми в доисторические и древние времена. В А. Мюллер-Карпе, Х. Брандте, Х. Йонсе, Д. Крауссе, А. Вигг (ред.), Исследования по археологии кельтов, римлян и германских народов в Центральной и Западной Европе. Festschrift А. Хаффнер . Международная археология, Studia Honoraria 4, Раден/Вестфалия: Verlag Marie Leidorf, 313–52.
  • Кристиансен, К. 1998. Европа до истории. Новые исследования в археологии , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Лупои, М. 2000. Истоки европейского правопорядка . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Макнил, Э. 1923. «Древний ирландский закон: закон о статусе или франшизе». Труды Королевской ирландской академии 36 C, 265–316.
  • Мейд, В. 1993. Первая надпись Боторрита. Интерпретация кельтиберийского языкового памятника . Вклад Инсбрука в лингвистику 76, Инсбрук: Институт лингвистики Инсбрукского университета.
  • Миттейс Х. и Либерих Х. 1992. История права Германии . 19-е изд., Мюнхен: CH Beck.
  • Паркс, П. 2006. «Кельтское воспитание: приемное родство и клиентство в Северо-Западной Европе». Сравнительные исследования общества и истории 48, 359–95.
  • Прайс, Х. 1986. «Duw yn Lle Mach: Briduw yng Nghyfraith Hywel». В Че. Чарльз-Эдвардс, М.Э. Оуэн и Д.Б. Уолтерс (ред.), Юристы и непрофессионалы. Исследования по истории права, представленные профессору Дэфиду Дженкинсу в день его семидесятипятилетия, Гвил Ддеви, 1986. Кардифф: University of Wales Press, 47–71.
  • Пешке, Л. 1984. «Анализ Tierknochen». Археологические памятники 75, 201.
  • – 1993. «Остеологический анализ материала из Радовешице (23): Животноводство в период Ла Тена». В книге Дж. Вальдхаузера (ред.), Поселение периода Гальштата и Ла Тена с могильником недалеко от Радовешице в Богемии . II. Archeologický výzkum v severních Čechách 21, Прага: CSAV, 156–72.
  • Пухер, Э. 1998. «Костные отходы из поселения позднего периода Гальштата / Ла Тена недалеко от Инцерсдорфа-об-дер-Трайзена (Нижняя Австрия)». В PC Ramsl (ред.), Инцерсдорф-Вальперсдорф. Исследования поселения позднего периода Гальштата/Ла Тена в Трайзентале, Нижняя Австрия. Найдите отчеты из Австрии, буклет с материалами A6, Вена: Федеральное управление памятников, 56–67.
  • Рикхофф С. и Биль Дж. 2001. Кельты в Германии . Штутгарт: Тайсс.
  • Санчес-Морено, Э. 2001. «Межкультурные связи в древней Иберии: социально-экономическая анатомия гостеприимства». Оксфордский журнал археологии 20 (4), 391–414.
  • Шпиндлер, К. 1976. Магдалененберг возле Филлингена . Штутгарт: Тайсс.
  • Стейси, Р.Ч. 1986а. «Архаическое ядро ​​Ллифра Йорверта ». В Че. Чарльз-Эдвардс, М.Э. Оуэн и Д.Б. Уолтерс (ред.), Юристы и непрофессионалы. Исследования по истории права, представленные профессору Дэфиду Дженкинсу в день его семидесятипятилетия, Гвил Ддеви, 1986 г. Кардифф: Издательство Уэльского университета, 15–46.
  • – 1986б. « Беррад Айрехта : старый ирландский трактат о поручительствах». В Че. Чарльз-Эдвардс, М.Э. Оуэн и Д.Б. Уолтерс (ред.), Юристы и непрофессионалы. Исследования по истории права, представленные профессору Дэфиду Дженкинсу в день его семидесятипятилетия, Гвил Ддеви, 1986 г. Кардифф: Издательство Уэльского университета, 210–33.
  • – 1990. «Связывающие узы: иммунитеты в законодательстве Ирландии и Уэльса». Кембриджские средневековые кельтские исследования 20, 39–60.
  • Стифтер, Дэвид. 2001. «Новости из Кельтиберии: Заметки о Боторрите IV». Язык 38/3, 1996 [2001] = Chronicalia Indoeuropeea 38, 91–112.
  • Вендриес, Дж. 1959: Этимологический словарь древнеирландского языка . А. Дублин – Париж: ДИАС.
  • – 1974. Этимологический словарь древнеирландского языка . РС. Дублин – Париж: ДИАС.
  • Вильяр, Ф., Диас Санс, Массачусетс, Медрано Маргес, М.М. и Джордан Колера, К. 2001. IV Бронза Боторриты (Контребия Белайска): Археология и лингвистика . Acta salmanticensia, Estudios Filológicos 286, Саламанка.
  • Уолтерс, Д.Б. 1986. «Общие характеристики архаичного европейского поручительства». В Че. Чарльз-Эдвардс, М.Э. Оуэн и Д.Б. Уолтерс (ред.), Юристы и непрофессионалы. Исследования по истории права, представленные профессору Дэфиду Дженкинсу в день его семидесятипятилетия, Гвил Ддеви, 1986 г. Кардифф: Издательство Уэльского университета, 92–116.
  • Венскус, Р. 1961. Формирование и конституция племени. Возникновение раннесредневековых родов . Кельн и Грац: Бёлау.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f9091d947a55434d94b757f0264656f3__1716056280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/f3/f9091d947a55434d94b757f0264656f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Celtic law - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)