Ирландская традиционная музыка
Ирландская традиционная музыка (также известная как ирландская традиция , ирландская народная музыка и другие варианты) — жанр народной музыки , развившийся в Ирландии .
В «Истории ирландской музыки» (1905) У. Х. Грэттан Флуд писал, что в гэльской Ирландии обычно используется не менее десяти инструментов. Это были cruit (небольшая арфа с натертыми струнами) и cláirseach (большая арфа с обычно 30 струнами), tiompán (небольшой струнный инструмент, на котором играют смычком или плектром ) , feadán ( дудка ), buinne ( гобой) . или флейта ), guthbuinne ( фаготного типа рог ), beannbhuabhal и кукуруза ( роговые трубы ), cuislenna ( волынки – см. Великие ирландские волынки ), stoc и storgán ( горны или трубы) и cnámha ( кости ). [1] Есть также свидетельства того, что скрипка использовалась в 8 веке. [1]
Существует несколько сборников ирландской народной музыки 18 века, но только в 19 веке в Дублине появились принтеры баллад. В число важных коллекционеров входят Колм О Лохлайнн , Джордж Петри , Эдвард Бантинг , Фрэнсис О'Нил , Джеймс Гудман и многие другие. Хотя в народной традиции предпочтение отдается сольному исполнению, группы или, по крайней мере, небольшие ансамбли, вероятно, были частью ирландской музыки, по крайней мере, с середины 19 века, хотя это является предметом серьезных разногласий среди этномузыкологов.
Ирландская традиционная музыка более устойчива к силам кино, радио и средств массовой информации, чем местная народная музыка большинства стран запада Европы. С конца Второй мировой войны и до конца пятидесятых годов народная музыка пользовалась низким уважением. Comhaltas Ceoltóirí Éireann (Ирландская традиционная музыкальная ассоциация) и популярность Fleadh Cheoil (музыкальный фестиваль) помогли возродить музыку. Английская народная музыкальная сцена также воодушевила ирландских музыкантов. [ нужна ссылка ] . После успеха Clancy Brothers и Tommy Makem в США в 1959 году ирландская народная музыка снова стала модной. Пышный сентиментальный стиль певцов, таких как Делия Мерфи, был заменен гитарными мужскими группами, такими как Dubliners . Ирландские шоу-бэнды представляли собой смесь поп-музыки и народных танцевальных мелодий, хотя в семидесятые годы они исчезли. Международный успех Chieftains и последующих музыкантов и групп сделал ирландскую народную музыку глобальным брендом.
Исторически сложилось так, что большая часть старинной музыки США выросла из музыки Ирландии, Англии и Шотландии в результате культурного распространения . К 1970-м годам ирландская традиционная музыка снова оказала влияние на музыку в США, а также за ее пределами в Австралии и Европе. Иногда его смешивали с рок-н-роллом , панк-роком и другими жанрами.
Музыкальные характеристики
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]Ирландская танцевальная музыка изометрична призыв и построена на основе длинных тактовых мелодических фраз, похожих на и ответ . Распространенным шаблоном является фраза A, фраза B, фраза A, частичное разрешение, фраза A, фраза B, фраза A, окончательное разрешение, хотя это не универсально; например, в мазурках перед частичной и окончательной резолюцией обычно присутствует фраза «до» вместо повторяющейся фразы «а». Во многих мелодиях есть ноты , ведущие к началу партий A или B. Мазурки и хорнпайпы имеют ощущение свинга , в то время как другие мелодии имеют прямолинейное звучание. [2]
Мелодии обычно имеют двоичную форму и разделены на две (а иногда и более) части, каждая из которых состоит из четырех-восьми тактов. Части называются A-частью, B-частью и так далее. Каждая партия играется дважды, а вся мелодия — трижды; ААВВ, ААВВ, ААВВ. Многие мелодии имеют одинаковые финальные фразы для партий A и B; Для хорнпайпов обычно вторая половина каждой части идентична. Кроме того, хорнпайпы часто имеют три дрожащих или четвертных ноты в конце каждой части, за которыми следуют ноты звукоснимания, ведущие назад к началу партии A и к партии B. Многие эфиры имеют форму AABA . [3]
В то время как арии обычно исполняются по отдельности, танцевальные мелодии обычно исполняются попурри из 2-4 мелодий, называемых сетами . [3]
Режимы
[ редактировать ]Ирландская музыка обычно является модальной , в ней используются ионические , эолийские , дорийские и миксолидийские лады, а также гексатонические и пентатонические версии этих гамм. В некоторых мелодиях есть случайности . [4]
Орнамент
[ редактировать ]Певцы и инструменталисты часто украшают мелодии посредством орнаментов , используя форшлаги , роллы, сокращения, краны или слайды . [3] [4]
Сопровождение
[ редактировать ]В то время как трубы uilleann могут использовать свои дроны и регуляторы для обеспечения гармонического резерва, а скрипачи часто используют двойные остановки в своей игре, из-за важности, придаваемой мелодии в ирландской музыке, гармония обычно остается простой или отсутствует. [4] Обычно инструменты играют в строгом унисон , всегда следуя за ведущим игроком. Настоящий контрапункт по большей части неизвестен традиционной музыке, хотя форма импровизированной « контрмелодии » часто используется в аккомпанементе бузуки и гитаристов. нет определенной последовательности аккордов В отличие от многих видов западной народной музыки, в мелодиях ; многие аккомпаниаторы используют мощные аккорды , чтобы мелодия определяла тональность, или используют частичные аккорды в сочетании со звонкими гудящими струнами, чтобы подчеркнуть тональный центр . Многие гитаристы используют настройку DADGAD , поскольку она обеспечивает гибкость в использовании этих подходов, как и настройка GDAD для бузуки. [5]
Музыка для пения
[ редактировать ]Как и вся традиционная музыка , ирландская народная музыка менялась медленно. Большинству народных песен менее 200 лет. Одним из показателей его возраста является используемый язык. Современные ирландские песни написаны на английском и ирландском языках . Большинство самых старых песен и мелодий имеют сельское происхождение и восходят к древней ирландской языковой традиции. Современные песни и мелодии часто приходят из городов и поселков, ирландские песни перешли с ирландского языка на английский. [ нужна ссылка ] В конце 1900-х годов Фрэнк Харт сочинял более непристойные песни для городских пабов; жанр легко переместился из деревни в город.
Песни Шона-носа
[ редактировать ]Вокал без сопровождения называется sean nos («в старом стиле») и считается высшим выражением традиционного пения. Обычно исполняется соло (иногда дуэтом). Пение Шон-но очень украшено, а голос находится в верхней части диапазона. Настоящий певец шон-нос , такой как Том Ленихан , будет варьировать мелодию каждого куплета, но не до такой степени, чтобы мешать словам, которые, как считается, имеют такое же большое значение, как и мелодия.
Sean-nós может включать в себя нелексические вокабулы , называемые лилтингом , также называемые звуками, такими как «diddly die-dely».
Традиционное пение несеон -но , даже когда используется аккомпанемент, использует образцы орнамента и мелодическую свободу, заимствованные из пения шон-но , и, как правило, аналогичную постановку голоса.
Плачущие песни
[ редактировать ]Caoineadh /kˠi:nʲə/ по-ирландски означает « плач» , песня, в текстах которой подчеркивается печаль и боль. Это слово англизировано как «острый». Традиционно песня Caoineadh содержала тексты, в которых певец оплакивал Ирландию после того, как был вынужден эмигрировать по политическим или финансовым причинам. Песня также может оплакивать смерть члена семьи или отсутствие новостей от близких. В ирландской музыке традиция каойниад когда-то была широко распространена, но с 18 века начала приходить в упадок и к середине 20 века почти полностью вымерла. Примеры Caoineadh песен : «Далеко в Австралии» , «Город, который я так хорошо любил» , «Возвращение в Донегал» и «Четыре зеленых поля» . [6] Согласно ряду ирландских источников, певцам Caoineadh изначально платили за то, чтобы они оплакивали усопших на похоронах. [ ВОЗ? ]
Танцевальная музыка
[ редактировать ]Социальные настройки
[ редактировать ]Ирландская традиционная музыка и танцы встречались в самых разных местах: от домашних вечеринок, деревенских танцев, танцев ceili , сценических представлений и конкурсов, свадеб, дней святых и других праздников. Наиболее распространенной атмосферой ирландской танцевальной музыки является сейсиун , в котором очень часто вообще нет танцев.
Репертуар
[ редактировать ]Традиционная танцевальная музыка включает барабаны ( 2
2 или 4
4 ), хорнпайпы ( 4
4 с качающимися восьмыми), а также приспособления (двойные и одинарные приспособления находятся в 6
8 раз). Джиг-джиги для танцев бывают и в других формах: джиг-джиг и джиг-хоп обычно пишутся на 9
8 раз. [3] [4]
Более поздние дополнения к репертуару включают вальс ( 3
4 с сильным акцентом на нижней доле ), а в графстве Донегол — мазурки того же тактового размера, но с акцентом на 2-й доле. Донегол также примечателен своим «хайлендом», своего рода ирландской версией шотландского стратспея , но по ощущениям ближе к катушке с редкими шотландскими снэпами . [3]
Польки – это разновидность 2
4 мелодия в основном встречается в районе Слиаб-Луахра , на границе графств Корк и Керри , на юге Ирландии. Еще один характерный Мюнстера ритм — Slide in. 12
8 раз. [3]
Стиль
[ редактировать ]Понятие «стиль» имеет большое значение для ирландских традиционных музыкантов. В начале прошлого века (1900 г.) существовали явные различия в региональных стилях исполнения. С выпуском американских записей ирландских традиционных музыкантов (например, Майкла Коулмана, 1927 г.) и расширением возможностей общения и путешествий региональные стили стали более стандартизированными. Тем не менее, региональные стили игры сохраняются, о чем свидетельствуют очень разные стили игры музыкантов из Донегола (например, Томми Пиплса), Клэр (например, братьев Джона и Джеймса Келли) и Слиаба Луахры (например, Джеки Дейли). Игра на скрипке Донегола характеризуется быстрым и энергичным смычком, при этом смычок составляет большую часть орнамента; Игра Клэр на скрипке характеризуется более медленным смычком, при этом аппликатура создает большую часть орнамента. В то время как смычковые триоли (три отдельные ноты с перевернутой смычком между каждой) более распространены в Донеголе, в Клэр очень распространены триоли с пальцами и роллы с пальцами (пять отдельных нот, исполняемых одним ударом смычка).
Исполнители сцены 1970-х и 1980-х годов (такие группы, как The Bothy Band , или солисты, такие как Кевин Берк ) использовали репертуар традиционной музыки для создания своих собственных групп мелодий, не принимая во внимание традиционные «наборы» или ограничения игры. для танцоров. Игра Берка является примером индивидуального, уникального, самобытного стиля, гибрида его классической подготовки, традиционного стиля игры на скрипке Слайго и различных других влияний. [ нужна ссылка ]
Инструменты, используемые в традиционной ирландской музыке
[ редактировать ]Наиболее распространенными инструментами, используемыми в ирландской традиционной танцевальной музыке, история которой насчитывает несколько сотен лет, являются скрипка, оловянный свисток, флейта и трубы Уиллинн . Такие инструменты, как баян и концертина, появились в ирландской традиционной музыке в конце 19 века. 4-струнное тенор- банджо , впервые использованное ирландскими музыкантами в США в 1920-х годах, теперь получило полное признание. Гитара использовалась еще в 1930-х годах, впервые появившись на некоторых записях Майкла Коулмана и его современников. Бузуки . вошли в традиционный ирландский музыкальный мир только в конце 1960-х годов
Слово bodhrán , обозначающее барабан, впервые упоминается в переведенном английском документе 17 века. [7] Саксофон использовался в записях начала 20-го века, особенно в оркестре Пэдди Киллорана «Гордость Эрин». Группы Cèilidh 1940-х годов часто включали в себя ударную установку и контрабас, а также саксофоны. Традиционная игра на арфе вымерла в конце 18 века и была возрождена семьей Макпиков из Белфаста, Дереком Беллом , Мэри О'Хара и другими в середине 20 века. Хотя он часто встречается, он играет второстепенную роль в традиционной ирландской танцевальной музыке.
Фортепиано обычно используется для аккомпанемента. В начале 20-го века фортепианный аккомпанемент преобладал на пластинках со скоростью вращения 78 об / мин, в которых участвовали Майкл Коулман, Джеймс Моррисон, Джон МакКенна, Пи Джей Конлон и многие другие. На многих из этих записей аккомпанемент фортепиано был ужасным, потому что спонсоры не были знакомы с ирландской музыкой. Однако Моррисон избегал использования студийных пианистов и отбирал своих собственных. Вампирский стиль, используемый этими сторонниками фортепиано, в основном сохранился. В последнее время появилось несколько новаторов, таких как Мишель О Суйлеабхайн, Брайан МакГрат, Лиам Брэдли, Жозефина Киган, Райан Моллой и другие.
Скрипка (скрипка)
[ редактировать ]На скрипке (или скрипке – физической разницы нет), на одном из наиболее важных инструментов традиционного репертуара играют по-разному в самых разных региональных стилях. [8] Он использует стандартную настройку GDAE. Самые известные региональные традиции игры на скрипке происходят из графств Донегол , Слайго , Клэр , а также Слиаб Луахра .
Скрипка имеет древние корни в Ирландии. Самое раннее упоминание о скрипке в Ирландии принадлежит О'Карри в VII веке. [9] В 1674 году Ричард Хед писал по поводу Ирландии: «По воскресеньям: На каждом поле скрипка, а девушки топчутся, пока не вспенятся». предполагая, что современная скрипка уже присутствовала в Ирландии. Ссылку на ирландскую скрипку можно также найти в книге Джона Дантона «Земля Тига: или Веселая прогулка по диким ирландцам» (1698), где он говорит: «По воскресеньям и праздникам все люди отправлялись с волынщиком и скрипачом на деревенскую лужайку» Томас Динели Посетив Ирландию в 1680 году, он говорит, что касается музыки, «с волынщиком, арфистом или скрипачом веселитесь и танцуйте всю ночь». [10] В 17 веке есть упоминание о том, как детей в Корке обучали игре на ирландской скрипке. [11] Когда скрипка производилась массово в Ирландии, в отличие от местных производителей, начиная с Дублина, таких как Томас Перри (мастер) , Томас Молино (мастер) и Джон Нил, они в значительной степени основывали свое ремесло на английских скрипичных мастерах. и большинство из них были импортированы в Дублин из Англии. [12] В 18 веке в Дублине был раскопан инструмент, датируемый 11 веком. Он был сделан из кизила с вырезанным на кончике животным. Считалось, что это был самый старый лук в мире, однако неясно, какой инструмент лук тоже принадлежал. Упоминание об ирландской скрипке также может быть в книге Ленстера (ок. 1160 г.). [13]
Традиция Слайго, пожалуй, наиболее узнаваема для посторонних благодаря популярности американских исполнителей, таких как Майкл Коулман , Джеймс Моррисон и Пэдди Киллоран . Эти скрипачи многое сделали для популяризации ирландской музыки в США в 1920-х и 1930-х годах. Среди других скрипачей Слайго были Мартин Винн и Фред Финн . [ нужна ссылка ]
Известные скрипачи из Клэр [ нужна ссылка ] Среди них Мэри Касти , Пэдди Кэнни , Патрик Келли , Пидар О'Локлин и Мартин Хейс . [ нужна ссылка ]
Донегол продюсировал Джеймса Бирна , Джона Доэрти и Томми Пиплса . [ нужна ссылка ]
Слиаб-Луахра, небольшая территория между графствами Керри и Корк , известна Джулией Клиффорд , ее братом Денисом Мерфи , Шоном Макгуайром , Пэдди Кронином и Падрейгом О'Киф . Среди современных скрипачей из Слиаб Луахры Мэтт Кранич и Конни О'Коннелл. [ нужна ссылка ]
В число современных исполнителей входят Кевин Берк , Мэйр Бритнак , Мэтт Кранич , Пэдди Кронин , Фрэнки Гэвин , Пэдди Глакин , Кэтал Хейден , Мартин Хейс , Питер Хоран , Шон Кин , Майреад Ни Маонай , Майреад Несбитт , Джерри О'Коннор , Каоимхин О Рагхаллай и Пол О'Шонесси . [ нужна ссылка ]
В последние годы было много известных скрипачей из США. [ когда? ] такие как Уинифред Хоран , Брайан Конвей , [14] Лиз Кэрролл и Эйлин Айверс .
Флейта и свисток
[ редактировать ]Флейта была неотъемлемой частью ирландской традиционной музыки примерно с середины XIX века, когда музыканты-искусствоведы в значительной степени отказались от деревянной флейты простой системы (с коническим отверстием и меньшим количеством клавиш) в пользу металлических флейт системы современных Бема. день классической музыки. Фабричные свистки начали производить в Манчестере в 1840 году, а ирландский оловянный свисток Feadóg был самой популярной моделью массового производства в Ирландии. [15]
Хотя выбор деревянной флейты по системе Альберта вместо металлической изначально был обусловлен тем фактом, что, будучи «устаревшими» отходами, старые флейты можно было дешево купить в бывших в употреблении, деревянный инструмент имеет отчетливый звук и по-прежнему широко используется. по сей день предпочитают традиционные музыканты. Ряд музыкантов ( Джоани Мэдден) самой известной из них, пожалуй, является используют западную концертную флейту , но многие другие считают, что флейта простой системы лучше всего подходит для традиционной флейты. Оригинальные флейты добемовской эпохи продолжают использоваться, но с 1960-х годов ряд мастеров возродили искусство изготовления деревянных флейт. Некоторые флейты даже сделаны из ПВХ ; они особенно популярны среди новичков и в качестве дорожных инструментов, поскольку они дешевле деревянных инструментов и гораздо более устойчивы к изменениям влажности.
Также популярен оловянный свисток или металлический свисток, который с почти идентичной аппликатурой можно назвать родственником флейты простой системы. Он массово производился в Манчестере, Англия, в XIX веке как недорогой инструмент. Свистки Кларка, почти идентичные первым, выпущенным этой компанией, все еще доступны, хотя исходная версия, написанная в C, в основном была заменена для традиционной музыки на версию, написанную в D, «базовой тональности» традиционной музыки. Другая распространенная конструкция состоит из ствола из бесшовной трубки, вставленного в пластиковый или деревянный мундштук .
Квалифицированные мастера изготавливают прекрасные свистки по индивидуальному заказу из различных материалов, включая не только алюминиевые, латунные и стальные трубки, но и синтетические материалы и тропические лиственные породы; Несмотря на это, немало профессионалов со стажем предпочитают обычные свистки заводского изготовления.
Ирландских школьников обычно учат азам игры на свистке, точно так же, как школьников во многих других странах учат игре на блокфлейте сопрано. Когда-то многие традиционные музыканты считали свисток просто разновидностью «флейты для начинающих», но это отношение исчезло перед лицом талантливых свистунов, таких как Мэри Бергин , чья классическая запись начала семидесятых годов Feadóga Stáin (с бузуки в сопровождении Алеку Финну ) часто приписывают революцию в месте свистка в традиции.
Низкий свисток , производный от обычного оловянного свистка, также популярен, хотя некоторые музыканты считают его менее удобным для сессионной игры, чем флейта или обычный свисток D.
Среди известных современных флейтистов (иногда называемых «флейтистами» или «флейтерами») Мэтт Моллой , Кевин Кроуфорд , Питер Хоран , Майкл МакГолдрик , Дези Уилкинсон, Конал О'Града, Джеймс Карти, Эмер Мэйок, Джоани Мэдден , Майкл Табриди. и Кэтрин МакЭвой , а в число вистеров входят Пэдди Молони , Кармел Ганнинг , Пэдди Кинэн , Шон Райан , Андреа Корр , Мэри Бергин , Пакки Бирн и Кормак Бретнак. [16] [17] [18]
Угловые трубы
[ редактировать ]Трубка Uilleann (произносится как ил-ин или илл-юн ) — сложный инструмент. Традиция гласит, что требуется семь лет обучения, семь лет практики и семь лет игры, прежде чем можно будет сказать, что волынщик освоил свой инструмент. [19] Трубки uilleann возникли примерно в начале 18 века, история которых изображена в резьбе и изображениях из современных источников как в Великобритании, так и в Ирландии как пасторальные и союзные трубки. [20] Его современная форма возникла к концу 18-го века, и на нем играли джентльмены-волынщики, такие как волынщик середины 18-го века Джексон из Лимерика и трубочный мастер Тандраджи Уильям Кеннеди, англиканский священнослужитель каноник Джеймс Гудман (1828–1896) и его друг Джон Хингстон из Скибберина . В 20-м веке за ними последовали такие музыканты, как Симус Эннис , Лео Роусом и Уилли Клэнси , игравшие изысканные и богато украшенные пьесы, а также эффектные, орнаментированные формы, которые играли странствующие волынщики, такие как Джон Кэш и Джонни Доран . [21] Традиция игры на волынке уиллен почти умерла, прежде чем она была вновь популяризирована такими игроками, как Пэдди Молони (из «Вождей »), и созданием Na Píobairí Uilleann , организации, открытой для волынщиков, в которую входили такие игроки, как Роусом и Эннис, а также исследователь и коллекционер Бреандан Бретнах . Лиам О’Флинн — один из самых популярных современных исполнителей наряду с Пэдди Кинаном , Дэви Спиллейном , Джерри О’Салливаном и Миком О’Брайеном . Многие семьи Пави (Путешественники), такие как Фьюри, Дораны и Кинаны, известны своими волынщиками. [ нужна ссылка ]
Трубки Uilleann — одна из самых сложных форм волынок ; у них есть певец с двойной тростью и двухоктавным диапазоном, три дрона с одной тростью и, в полной версии, известной как полный набор, трио ( регуляторов ), все с двойными тростями и клавишами, приводимыми в действие предплечьем волынщика. , способный обеспечить гармоническую поддержку мелодии. (Практически все волынщики-уиллинны начинают играть с половинным набором, без регуляторов и состоящим только из мехов, мешка, пения и дронов. Некоторые предпочитают никогда не играть полным набором, а многие мало используют регуляторы.) Мешок наполняется воздухом с помощью мехов, удерживаемых между локтем и боком волынщика, а не легкими исполнителя, как в горных волынках и почти во всех других формах волынки, за исключением шотландских маленьких волынок , пасторальных трубок (которые также играют с регуляторами), Нортумбрийские трубки на севере Англии и трубки Border, обнаруженные в обеих частях страны англо-шотландской границы.
Трубы uilleann играют заметную роль в форме инструментальной музыки под названием Fonn Mall, тесно связанной с пением без сопровождения sean nos («в старом стиле»). Уилли Клэнси , Лео Роусом и Гаррет Барри были среди многих знаменитых волынщиков своего времени; Пэдди Кинан и Дэви Спиллейн сегодня исполняют эти традиционные мелодии, среди многих других. [ нужна ссылка ]
Арфа
[ редактировать ]Арфа является одним из главных символов Ирландии. На кельтской арфе, которую можно увидеть на ирландских монетах и в рекламе книги «Гиннесс», играли еще в 10 веке. В древние времена арфисты пользовались большим уважением и, наряду с поэтами и писцами, занимали высокое место среди наиболее значительных вассалов старого гэльского ордена лордов и вождей. Пожалуй, самым известным представителем этой традиции игры на арфе сегодня является Турлох О Кэролан , слепой арфист 18-го века, которого часто считают неофициальным национальным композитором Ирландии. Томас Коннеллан , несколько более ранний арфист графства Слайго, сочинил такие известные арии, как « Рассвет дня » / «Рэглан-роуд» и «Сон Кэролана» .
Коренная ирландская традиция игры на арфе представляла собой аристократическую художественную музыку со своим собственным каноном, правилами аранжировки и композиционной структуры, лишь косвенно связанную с фольклорной музыкой простых людей, которая является прародительницей современной ирландской традиционной музыки. Некоторые из поздних представителей традиции игры на арфе, такие как О'Кэролан, находились под влиянием художественной музыки итальянского барокко таких композиторов, как Вивальди, которую можно было услышать в театрах и концертных залах Дублина. Традиция игры на арфе недолго пережила местную гэльскую аристократию, которая ее поддерживала. К началу 19 века ирландская арфа и ее музыка были практически мертвы. Мелодии арфовой традиции сохранились только как негармонизированные мелодии, которые были подхвачены фольклорной традицией или сохранены как записанные в сборниках, таких как сборник Эдварда Бантинга (он присутствовал на Белфастском фестивале арфы в 1792 году), в котором мелодии чаще всего видоизменялись. чтобы сделать их пригодными для фортепиано в гостиной англизированного среднего и высшего класса. [ нужна ссылка ]
Первые поколения возрожденцев 20-го века, в основном игравшие на неокельтской арфе с жилочными струнами (часто заменяемыми нейлоном после Второй мировой войны) подушечками пальцев, а не на старой арфе с медными струнами, перещипанной длинными ногтями, имели тенденцию взяли танцевальные мелодии и песенные мелодии ирландской традиционной музыки, а также те старые арфовые мелодии, которые они смогли найти, и применили к ним приемы, заимствованные из оркестровой (педальной) арфы, и подход к ритму, аранжировке и темпу, который часто имел больше больше общего с основной классической музыкой, чем со старой традицией игры на арфе или с живой традицией ирландской музыки. Отдельная белфастская традиция народного пения под аккомпанемент арфы сохранилась в семье Макпиков. В наши дни возрождение ранней ирландской арфы растет с использованием копий средневековых инструментов с использованием струн из латуни, серебра и даже золота. Это возрождение выросло благодаря работе ряда музыкантов, включая Арнольда Долмеча. в Англии 1930-х годов, Алан Стивелл в Бретани 1960-х годов и Энн Хейманн в США с 1970-х годов по настоящее время. [ нужна ссылка ]
Среди известных игроков современной арфы Дерек Белл (из «Вождей »), Лаоиза Келли (из «Шмелей»), Грайн Хэмбли , Мэр Ни Чатасай , Мэри О'Хара , Антуанетта МакКенна , Айн Миноуг и Патрик Болл . [ нужна ссылка ]
Тем не менее, арфа продолжает занимать нишу в традиционной ирландской музыке, в основном для сольного инструментального исполнения или в качестве единственного аккомпанемента отдельного певца. Его мелодичная роль на переднем плане и роль фонового аккомпанемента в качестве щипкового или струнного инструмента были отнесены к гитаре , мандолине , ирландскому бузуки и т. Д. В ансамблевом исполнении.
Аккордеон и концертина
[ редактировать ]Аккордеон играет важную роль в современной ирландской музыке. Аккордеон распространился в Ирландии в конце 19 века. десятиклавишная форма ( мелодеон Утверждается, что ) была популярна по всему острову. Он был записан в США Джоном Киммелом , The Flanagan Brothers, Эдди Херборном и Питером Конлоном . Хотя это и редкость, на мелодеоне все еще играют в некоторых частях Ирландии, в частности, в Коннемаре Джонни Коннолли .
Современные ирландские аккордеонисты обычно предпочитают двухрядный баян. В отличие от аналогичных аккордеонов, используемых в других европейских и американских музыкальных традициях, ряды настраиваются на полтона друг от друга. Это позволяет играть на инструменте хроматически в мелодии. В настоящее время наиболее популярными системами являются аккордеоны, настроенные на тональность B/C и C#/D.
Аккордеон B/C подходит для плавного стиля; его популяризировали Пэдди О'Брайен из графства Типперэри в конце 1940-х и 1950-х годах, Джо Берк и Сонни Броган в 1950-х и 60-х годах. Уроженец Дублина Джеймс Кин привез инструмент в Нью-Йорк, где он сделал влиятельную записывающую и исполнительскую карьеру с 1970-х годов по настоящее время. Среди других известных игроков B/C — Пэдди О'Брайен из графства Оффали, Бобби Гардинер , Финбарр Дуайер , Джон Нолан, Джеймс Кин и Билли Маккомиски. [22]
Аккордеон C#/D создает более энергичный стиль и особенно популярен в слайдах и польках Kerry Music. Среди известных игроков Тони МакМахон , Майртин О'Коннор , Шэрон Шеннон , Чарли Пигготт , Джеки Дейли , Джо Кули и Джонни О'Лири . [ нужна ссылка ]
Фортепианный аккордеон стал очень популярен в 1950-х годах и до сих пор процветает в оркестрах céilí и старой ирландской танцевальной музыке. Их больший диапазон, простота смены тональности, более плавное действие, а также сильная настройка мюзета органично сочетались с другими инструментами и высоко ценились в этот период. [ нужна ссылка ] Они являются опорой ведущих ирландских и шотландских ceilidh-групп. [ нужна ссылка ] Дермот О'Брайен , Мэлаки Дорис, Шон Куинн и Мик Фостер — хорошо известные ирландские мастера сольной игры на этом инструменте, которые хорошо записывались. [ нужна ссылка ] Последнее возрождение традиционной музыки конца 1970-х годов также возродило интерес к этому универсальному инструменту. [ нужна ссылка ] Как и в случае с кнопочным аккордеоном, появился новый стиль игры с сухой настройкой, более легким стилем игры и более ритмично разнообразным басом. Среди известных игроков этого современного стиля Карен Твид (Англия) и Алан Келли (Роскоммон). [ нужна ссылка ]
Концертины производятся в нескольких типах, наиболее распространенной в ирландской традиционной музыке является англоязычная система, и сейчас несколько музыкантов играют по английской системе. Каждый отличается от другого конструкцией и техникой игры. Наиболее отличительной особенностью системы Anglo является то, что каждая кнопка издает разную ноту в зависимости от того, сжимаются или расширяются сильфоны. Англо-концертины обычно имеют два или три ряда кнопок, издающих ноты, а также «кнопку воздуха», расположенную рядом с большим пальцем правой руки, которая позволяет игроку наполнять или опорожнять мехи, не издавая ни одной ноты.
Двухрядные англо-концертины обычно имеют 20 кнопок, издающих ноты. Каждый ряд из 10 кнопок содержит ноты в рамках общей тональности. Таким образом, два основных ряда содержат ноты двух музыкальных клавиш, таких как C и G. Каждый ряд разделен на две части с пятью кнопками, играющими более низкие ноты данной клавиши на левом конце инструмента, и пятью кнопками, играющими более высокие ноты на правом конце. Ряд кнопок в верхней клавише находится ближе к запястью каждой руки. 20 ключевых гармоник имеют ограниченное применение в ирландской традиционной музыке из-за ограниченного количества доступных случайных звуков.
Трехрядные гармошки добавляют третий ряд акциденций (т. е. диезов и бемолей, не включенных в тональности, представленные двумя основными рядами) и избыточных нот (т. е. нот, дублирующих таковые в основных тональностях, но расположенных в третьем, крайнем ряду). ряд), которые позволяют играть на инструменте практически в любой тональности. Серию последовательных нот можно воспроизвести в рядах домашних клавиш, нажав кнопку, сжимая сильфон, нажимая ту же кнопку и вытягивая сильфон, переходя к следующей кнопке и повторяя процесс и так далее. Следствием такого расположения является то, что игрок часто сталкивается с ситуациями, требующими изменения направления мехов, что обеспечивает четкое разделение между звуками двух соседних нот. Это придает музыке более акцентированный, упругий звук, который особенно хорошо подходит для хорнпайпа или джиг-гитары.
Английские гармоники, напротив, издают одну и ту же ноту для любой кнопки, независимо от направления движения сильфона. Таким образом, любую ноту можно сыграть, пока сильфон либо расширен, либо сжат. Как следствие, можно воспроизводить последовательные ноты, не меняя направления мехов. Это позволяет воспроизводить последовательности нот плавным и непрерывным потоком без прерывания изменения направления мехов.
Несмотря на присущую Anglo упругость и плавность английской системы концертины, опытные исполнители ирландской традиционной музыки могут добиться любого эффекта на каждом типе инструмента, адаптируя стиль игры. Например, в Anglo ноты в разных рядах частично перекрываются, а третий ряд содержит дополнительные повторяющиеся ноты, так что одну и ту же ноту можно произнести более чем одной кнопкой. Часто, в то время как одна кнопка будет звучать заданную ноту при сжатии сильфона, альтернативная кнопка в другом ряду будет звучать ту же ноту при расширении сильфона. Таким образом, играя по рядам, игрок может избежать изменения направления мехов от ноты к ноте, когда музыкальная цель - более плавный звук. Точно так же английская система учитывает стили игры, которые противодействуют присущей ей плавности и непрерывности между нотами. В частности, когда этого требует музыка, игрок может изменить направление мехов на противоположное, в результате чего последовательные ноты будут более четко выражены. [23]
Популярный [ по мнению кого? ] Среди исполнителей на концертине Мохсен Амини , Найл Валлели , Китти Хейс , Gearoid Ó hAllmhuráin , Ноэль Хилл и Падрейг Ринн. Лиам Клэнси (из Clancy Brothers и Makem and Clancy ) также играл на концертине до своей смерти в 2009 году. [ нужна ссылка ]
Банджо
[ редактировать ]На четырехструнном тенор-банджо ирландские традиционные музыканты играют как мелодичный инструмент, и его обычно настраивают GDAE, на октаву ниже скрипки. В Ирландию его завезли вернувшиеся эмигранты из США, где его разработали африканские рабы . В ирландской музыке на нем редко играют (хотя в старых записях иногда банджо используется в качестве вспомогательного инструмента), вместо этого на нем играют как на мелодическом инструменте с использованием плектра или «наперстка». [24]
Барни Маккенне из «Дублинера» часто приписывают то, что он проложил путь к нынешней популярности банджо, и он все еще активно играл до своей смерти в 2012 году в возрасте 72 лет. Среди известных игроков - Киран Ханрахан , Чарли Пигготт , Джон Карти , Анджелина Карберри, Джерри О' Коннор , Энда Скахилл , Кевин Гриффин и всеирландский чемпион Флид Брайан Сканнелл. [ нужна ссылка ]
За некоторыми исключениями, например Томом Хэнвеем , [25] Пятиструнное банджо не играло особой роли в ирландской традиционной музыке как мелодический инструмент. Его использовали для сопровождения певцы Маргарет Барри , Пекер Данн , Люк Келли , Эл О'Доннелл, Бобби Клэнси и Томми Макем .
Мандолина
[ редактировать ]Мандолина стала распространенным инструментом среди ирландских традиционных музыкантов. Мелодии скрипки легко доступны мандолинисту из-за эквивалентного диапазона двух инструментов и практически идентичной (с учетом отсутствия ладов на скрипке) аппликатуры левой руки.
Хотя почти любая разновидность акустической мандолины может подойти для ирландской традиционной музыки, практически все ирландские музыканты предпочитают инструменты с плоской спинкой и овальными звуковыми отверстиями мандолинам с чашеобразной спинкой в итальянском стиле или мандолинам с резным верхом и эфовыми отверстиями, предпочитаемым мятликом. мандолинисты. Первые часто имеют слишком мягкий тон, чтобы выдержать сессию (а также имеют тенденцию не оставаться на месте на коленях у игрока), в то время как вторые имеют тенденцию звучать резко и властно для традиционного уха. Для официальных выступлений и записи очень предпочтительны мандолины с плоским верхом в «ирландском стиле» (напоминающие армейско-флотскую мандолину Мартина времен Первой мировой войны) и мандолины с резной (арочной) верхушкой и овальными звуковыми отверстиями, такие как мандолины Gibson A в стиле А. 1920-е годы. Резонаторные мандолины, такие как RM-1 от National Resophonic, начинают появляться на ирландских сессиях в США, потому что они достаточно громкие, чтобы их можно было легко услышать. [ нужна ссылка ]
Среди заслуживающих внимания ирландских мандолинистов Энди Ирвин (который, как и Джонни Мойнихан , почти всегда настраивает ноту E до D), [26] : 38 Мик Молони , Пол Келли , Деклан Кори и Клодин Ланжиль. Джон Шихан и Барни МакКенна , скрипач и тенор-банджоист соответственно, вместе с дублинцами также являются опытными игроками на мандолине.
Гитара
[ редактировать ]Гитара не является традиционной в ирландской музыке, но получила широкое распространение в современных сессиях . На них обычно играют медиатором, чтобы обеспечить поддержку мелодистам или, иногда, певцу. В ирландской поддержке обычно используются аккорды вверх и вниз по шее, а не базовые «ковбойские аккорды» первой или второй позиции; в отличие от тех, которые используются в джазе, эти аккорды редко включают в себя тактовую аппликатуру и часто используют одну или несколько открытых струн в сочетании со струнами, остановленными на пятом или более высоких ладах. Модальные аккорды (основной и пятый без третьего, ни мажорного, ни минорного) широко используются наряду с обычными мажорными и минорными аккордами, а также приостановленными, а иногда и более экзотическими дополненными аккордами; однако мажорные и минорные септаккорды используются меньше, чем во многих других стилях музыки.
В идеале гитарист точно следует за ведущим мелодистом или певцом, а не пытается контролировать ритм и темп. Большинство гитарных партий черпают вдохновение и направление из мелодии, а не управляют ею, как в других акустических жанрах. [27]
Многие из первых известных гитаристов, работавших в традиционной музыке, такие как Дайти Спроул и The Bothy Band из Мишель О Домнайл , настраивали свои инструменты в настройке «DADGAD», хотя многие музыканты используют «стандарт» (EADGBE) и «drop D». (DADGBE) настройки: среди прочих, Стив Куни , Арти МакГлинн и Джон Дойл. [ нужна ссылка ] Некоторые игроки также используют множество других альтернативных настроек. Отличительной особенностью этих строев является то, что одна или несколько открытых струн, играемых вместе с пальцевыми аккордами, составляют гудящей ноты. часть аккорда [ нужна ссылка ]
Гитаристы и игроки на бузуки могут играть мелодию из одной ноты вместо гармонизирующего аккомпанемента, но в живых акустических сессиях с участием более двух или трех музыкантов трудно добиться достаточной громкости, чтобы ее можно было услышать сквозь барабаны и пронзительный звук скрипок и свистков. [ нужна ссылка ]
Бузуки
[ редактировать ]Ирландское бузуки хоть и не традиционное, но [26] нашел свое место на современной ирландской традиционной музыкальной сцене. Греческий бузуки был представлен ирландской традиционной музыке в конце 1960-х годов Джонни Мойниханом , а затем популяризирован Доналом Ланни , Энди Ирвином и Алеком Финном .
Сегодняшние ирландские бузуки (обычно) имеют четыре ряда по две струны (обычно) с настройкой G2-D3-A3-D4. Басовые партии чаще всего настраиваются в унисон, что отличает ирландский бузуки от его греческого предшественника, хотя некоторые музыканты предпочитают октавы в басу. Вместо круглой спинки греческого бузуки, ирландские бузуки обычно имеют плоскую или слегка изогнутую спину. Питер Абнетт, первый производитель инструментов, создавший ирландское бузуки (для Донала Ланни в 1970 году), изготавливает трехсекционный бузуки с загнутой спинкой. Верх либо плоский, либо резной, как у гитары или мандолины с арочным верхом , хотя некоторые строители вырезают и заднюю, и верхнюю часть.
Алек Финн и Мик Коннили - единственные известные музыканты, до сих пор использующие греческий бузуки, один из старого стиля триксордо с настройкой D3-A3-D4. трехструнных (шестиструнных) инструментов [ нужна ссылка ]
Бодран и другие ударные
[ редактировать ]Барабан с каркасом , обычно изготовленный из гнутого дерева и козьей кожи, бодран считается относительно современным дополнением к традиционной танцевальной музыке. Некоторые музыковеды предполагают, что первоначально его использование ограничивалось крапивниками в День Святого Стефана и другими квазиритуальными шествиями. Он был представлен и популяризирован в 1960-х годах Шоном О Риадой (хотя есть упоминания о «бубенах» без зилов, на которых играли еще в середине 19 века), и быстро стал популярным. [ нужна ссылка ] В число известных игроков входят Лиам О Маонлай (из «Hothouse Flowers»), Джонни «Ринго» МакДонах, Томми Хейс, Имон Мюррей из «Беоги» , Колм Мерфи, Джон Джо Келли из «Флука» и Кэролайн Корр из «Коррс» . [ нужна ссылка ]
Здесь также следует упомянуть о костях – двух тонких изогнутых кусках кости или дерева – и «ложках». Пары каждого из них держат вместе в одной руке и ритмично ударяют вместе, чтобы издать ударный, щелкающий звук.
Иногда на сессиях в пабе используются некоторые нетрадиционные ручные барабаны , такие как западноафриканский барабан Джембе , который может производить как низкую басовую ноту, так и высокий тон, и карибский барабан Бонго . Эти барабаны используются как разновидность бодрана или в сочетании с ним во время сеансов. [ нужна ссылка ]
Гармоника
[ редактировать ]Хотя ирландская традиция гармошки не так хорошо задокументирована, как другие инструменты со свободными язычками, ее представляют Рик Эппинг , Мик Кинселла, Пол Моран, семья Мерфи из графства Уэксфорд, Эдди Кларк и Брендан Пауэр (последний из Нью-Йорка) . Зеландия ). [28] Пэдди Клэнси стал первым всемирно известным ирландским фолк- гармонистом в начале 1960-х годов в составе Clancy Brothers и Tommy Makem.
Возрождение традиционной ирландской музыки
[ редактировать ]Возрождение конца 19 века и начала 20 века.
[ редактировать ]Возрождение интереса к ирландской традиционной культуре было тесно связано с призывами националистов к независимости и катализировалось основанием Гэльской лиги в 1893 году. Это было направлено на поощрение повторного открытия и утверждения ирландского традиционного искусства путем сосредоточения внимания на ирландском языке, но также и на В 1903 году учредил ежегодный конкурс Feis Ceoil в качестве основного направления своей деятельности.
В США традиционные музыканты оставались популярными в ирландских общинах крупных городов, таких как Чикаго . Фрэнсис О'Нил (1848–1936) был коллекционером и пропагандистом ирландской традиционной музыки, чье творчество оказало «огромное влияние на эволюцию ирландской традиционной танцевальной музыки в двадцатом веке». [29] Помимо публикации больших сборников мелодий, О'Нилу приписывают создание некоторых из самых ранних записей ирландских музыкантов на восковых цилиндрах Эдисона. [30] В 1920-х и 1930-х годах пластинки таких музыкантов-эмигрантов, как Эд Риви , Майкл Коулман, Джеймс Моррисон и Джон Маккенна вдохнули новую жизнь в музыку, исполнявшуюся в Ирландии. [31]
Религия также сыграла роль в возрождении ирландской культуры. Фактическое достижение независимости от Британии тесно совпадало с желанием нового ирландского истеблишмента отделить ирландскую культуру от европейского мейнстрима, но новое ирландское правительство также прислушалось к призывам духовенства ограничить «джазовые танцы» и другим предложениям о нарушении ирландской морали. - хотя только в 1935 году Закон о общественных танцевальных залах ограничил право любого человека проводить свои собственные мероприятия; с тех пор никакие публичные музыкальные или танцевальные мероприятия не могли проводиться в общественных местах без лицензии, и большинство из них обычно предоставлялись только «подходящим» людям - часто приходскому священнику.
В сочетании с продолжающейся эмиграцией и неизбежным рвением духовенства в закрытии нелицензированных мероприятий результатом стало возвращение традиционной музыки и танцев в коттедж, где они оставались до тех пор, пока вернувшиеся мигранты не убедили владельцев пабов проводить занятия в начале 1960-х годов.
Второе возрождение в 1960-х и 1970-х годах.
[ редактировать ]Шона О Риады в The Chieftains , The Clancy Brothers , The Irish Rovers , The Dubliners и Sweeney's Men значительной степени были ответственны за вторую волну возрождения ирландской народной музыки в 1960-х годах, за которой последовали Planxty , Bothy Band и Clannad в 70-е годы. Частично этому возрождению способствовало свободное движение музыкантов, основанное в 1951 году с целью сохранения традиционной музыки, Comhaltas Ceoltóirí Éireann , что привело к популярному Fleadh Cheoil (музыкальному фестивалю).
В 1960-е годы появился ряд исполнителей-новаторов. Кристи Мур и Донал Ланни , например, сначала выступали дуэтом, а позже создали две самые известные группы той эпохи, Planxty и Moving Hearts (в 1980-х). The Clancys открыли поле деятельности в США в начале десятилетия, вдохновив вокальные группы, такие как Dubliners, а инструментальная музыка Сеолтоири Чуаланна породила, пожалуй, самую известную ирландскую традиционную группу The Chieftains, которая образовалась в 1963 году.
К 1970-м годам Планксти и Кланнад подготовили почву для расцвета ирландской музыки. [32] Основанная в 1974 году группа The Bothy Band стала копьем этого движения; их дебютный альбом 1975 (1975) вдохновил легион поклонников. [33] Вслед за ними появились новые группы, в том числе Moving Hearts, созданные Доналом Ланни и Кристи Мур, с участием Дэви Спиллейна на трубке uilleann - впервые это произошло в рок-музыке. [34] Общество народной музыки Ирландии было основано в 1971 году. [35] а Архив ирландской традиционной музыки . в 1987 году был создан [36]
Ван Моррисон также известен на сцене традиционного рока и известен тем, что сочетает в себе соул и R&B . [ нужна ссылка ]
Кельтский рок
[ редактировать ]Кельтский рок — это жанр фолк-рока и форма кельтского фьюжн, впервые появившаяся в Ирландии, которая включает кельтскую музыку , инструменты и темы в контекст рок-музыки. Его можно рассматривать как ключевую основу для развития весьма успешных мейнстримовых кельтских групп и популярных музыкальных исполнителей, а также как создание важных производных от дальнейшего слияния. [37] Пожалуй, самым успешным продуктом этой сцены стала группа Thin Lizzy . Их первые два альбома, созданные в 1969 году, явно были написаны под влиянием традиционной ирландской музыки, а их первый хит-сингл " Whiskey in the Jar " 1972 года представлял собой рок-версию традиционной ирландской песни. [38] С этого момента они начали двигаться в сторону хард-рока, что позволило им выпустить серию хитовых синглов и альбомов, но сохранило некоторые случайные элементы кельтского рока на более поздних альбомах, таких как Jailbreak (1976). Сформированные в 1970 году Horslips были первой ирландской группой, к которой применили термин «кельтский рок». Они выпустили произведения, включающие традиционную ирландскую/кельтскую музыку и инструменты, кельтские темы и образы, концептуальные альбомы, основанные на ирландской мифологии таким образом, что это вошло в территория прогрессивного рока, основанная на звучании хард-рока . [39] Horslips считаются важными в истории ирландского рока, поскольку они были первой крупной группой, добившейся успеха, не покидая родную страну, и их можно рассматривать как образец для кельтского рока в Ирландии и других странах. [40]
Конец 20 века: фолк-рок и не только
[ редактировать ]Традиционная музыка, особенно пение Шона Носа, сыграла важную роль в ирландской популярной музыке в конце века: Ван Моррисон , Hothouse Flowers и Шинейд О'Коннор использовали традиционные элементы в популярных песнях. Enya добилась огромного международного успеха благодаря слиянию New Age и Celtic. Pogues , возглавляемые Шейном Макгоуэном , помогли соединить ирландский фолк с панк-роком . В результате он попал в десятку лучших в Ирландии, Великобритании и США. Afro-Celt Sound System объединила кельтскую инструментальную музыку с западноафриканскими влияниями и драм-н-бэйсом 1990-х годов.
В 1980-е годы среди известных фолк-групп были De Dannan , Altan , Dervish и Патрик Стрит . Растущий интерес к ирландской музыке в это время помог многим артистам получить большее признание за рубежом, в том числе Мэри Блэк и Шэрон Шеннон . BBC ( показала документальный сериал о влиянии ирландской музыки под названием « Вернув все это домой» отсылка как к альбому Боба Дилана , так и к тому, как путешествовала ирландская традиционная музыка, особенно в Новом Свете вслед за ирландской диаспорой , которая в в свою очередь снова оказал влияние на современную ирландскую рок-музыку). Эта серия также помогла повысить известность многих художников, относительно малоизвестных за пределами Ирландии.
В 2000-е годы Beoga , Gráda , Danú и Teada были одними из самых молодых крупных инструментальных групп преимущественно традиционного направления.
Есть много других ирландских групп, сочетающих местную и ирландскую музыку, такие как Flook , Kíla , Gráda и The Dave Munnelly Band.
Коллекции
[ редактировать ]Несколько организаций занимаются сбором и продвижением традиционной ирландской музыки. К ним относятся Comhaltas Ceoltóirí Éireann , Общество народной музыки Ирландии , Архив ирландской традиционной музыки и Ирландская всемирная академия музыки и танца ( Университет Лимерика ). [41]
Регионально ориентированные организации включают Ionad Cultúrtha, региональный культурный центр традиционного и современного искусства в Балливурни , графство Корк. [42] Здесь также проводятся мероприятия в области музыки и изобразительного искусства. [ нужна ссылка ]
Сеансы в пабе
[ редактировать ]Сессии в пабах теперь являются домом для большей части ирландской традиционной музыки, которая звучит на неформальных собраниях в деревенских и городских пабах. Первые известные сеансы в современных пабах произошли в 1947 году в лондонском Камден-Тауне в баре под названием Devonshire Arms (хотя некоторые этномузыкологи полагают, что ирландские иммигранты в Соединенных Штатах, возможно, проводили сеансы и до этого); эта практика была введена в Ирландии лишь позже. К 1960-м годам пабы, такие как O'Donoghues в Дублине, проводили свои собственные пабы.
См. также
[ редактировать ]- Список ирландских музыкантов
- Список традиционных музыкантов графства Клэр
- Список чемпионов Ирландии
- Список традиционных ирландских певцов
- Традиционная гэльская музыка
- Ирландская ассоциация звукозаписывающей музыки
- Ирландские темы
- Ирландская повстанческая музыка
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б История ирландской музыки: Глава III: Древние ирландские музыкальные инструменты , Уильям Х. Грэттан Флад (1905)
- ^ Маккей, Кевин (2006). От Мазовии до Менбанада . Генеральный директор Тео. п. 16. ISBN 9780955903106 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кранич, Мэтт (июнь 1996 г.). Книга ирландских скрипок . Корпорация музыкальных продаж. ISBN 0825693845 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бретнах, Брендан (1977). Народная музыка и танец Ирландии . Мерсер Пресс, ООО. ISBN 0853425094 .
- ^ Смит, Крис (1999). Celtic Back-up для всех инструменталистов . МелБэй. ISBN 9780786688746 .
- ^ Лисахт, Патрисия (1997). «Caoineadh os Cionn Coirp: Плач по мертвым в Ирландии». Фольклор . 108 (1–2). Великобритания: Тейлор и Фрэнсис : 65–82. дои : 10.1080/0015587X.1997.9715938 . JSTOR 1260709 .
Предварительный просмотр
- ^ Ирландия, Комхальтас Сеолтойри. «Членство: Бодран: его происхождение, значение и история» . членство.ie .
- ↑ Irish Fiddle. Архивировано 23 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Древние ирландские музыкальные инструменты» .
- ^ Ширли, Эвелин Филип; Дайнли, Томас; Прендергаст, Джон П. (1856). «Выдержки из дневника Томаса Динли, эсквайра, в котором рассказывается о его визите в Ирландию во время правления Карла II» . Журнал Археологического общества Килкенни и Юго-Восточной Ирландии . 1 (1): 143–188. JSTOR 25502503 .
- ^ Валлели, Финтан (1999). Компаньон ирландской традиционной музыки . Издательство Коркского университета. ISBN 978-1-85918-148-5 .
- ^ https://mural.maynoothuniversity.ie/15773/1/John%20Keneth%20Rice-08.03.2022%2016-12-02.pdf
- ^ «Ирландские музыкальные инструменты» .
- ^ Хитчнер, Эрл. «Брайан Конвей — лучший традиционный артист 2008 года по версии Irish Echo». Irish Echo [Нью-Йорк] 28 января 2009 г., ежемесячное издание. н. стр. Распечатать. Цифровое издание доступно по адресу: http://irishecho.com/?p=62163.
- ^ «История ирландского оловянного свистка» . Ирландское место. 8 сентября 2017 года . Проверено 15 февраля 2020 г.
- ^ Киган, Найл (2010). «Параметры стиля в ирландской традиционной музыке» . Традиционные стили и флейтовая музыка . Inbhear - Журнал ирландской музыки и танца. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 6 июля 2014 г.
- ^ «Музыканты Северного Коннахта участвуют в шоу TG4» . Чемпион Слайго. 31 октября 2007 года . Проверено 10 апреля 2016 г. .
- ^ «Мик Малви» . Проверено 10 апреля 2016 г. .
- ^ Уолш, Том (7 декабря 2000 г.). «Чистый трубопровод» . Обзор Pure Piping Лео Рикарда (Claddagh CCF33CD) . Интернет-журнал «Музыкальные традиции» . Проверено 24 апреля 2012 г.
- ^ См. также Джеймс Босуэлл: Тур по Ирландии (1786).
- ^ Туохи, Дэвид; О Аода, Михаил (2008). Постколониальный художник: Джонни Доран и традиции ирландских путешественников . Великобритания: Издательство Cambridge Scholars Publishing. ISBN 978-1-84718-441-2 .
- ^ Смит, Грэм (2008). «Ирландский баян: от нажатия, рисования и обратно» . Мир музыки . 50 (3): 15–36. JSTOR 41699846 . Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ Смит, Грэм (1997). «Современная игра на ирландском аккордеоне: история, биография и класс» . Этномузыкология . 41 (3): 433–463. дои : 10.2307/852759 . JSTOR 852759 – через JSTOR.
- ^ Салливан 1979, стр. 16.
- ^ Хэнвей, Том (1998). Полная книга ирландского и кельтского пятиструнного банджо . Мел Бэй Публикации, Инк. ISBN 0-7866-6582-3 .
- ^ Перейти обратно: а б О Калланейн, Найл; Уолш, Томми (1989). Ирландский бузуки . Ирландия: Уолтонс. ISBN 0-7866-1595-8 .
- ^ «Какие музыкальные инструменты используются в традиционной ирландской музыкальной группе?» . Архивировано из оригинала 13 июля 2014 года . Проверено 2 августа 2014 г.
- ^ «Ирландское музыкальное обозрение» .
- ^ Кэролан, Николас (1997). Спасенный урожай: Фрэнсис О'Нил и ирландская музыка в Чикаго . Оссианские публикации. ISBN 1-900428-11-3 .
- ^ Блог Шефа О'Нила (18 июня 2017 г.). «Семейная коллекция записей О'Нила Даннов» .
- ^ Comhaltas Ceoltóirí Éireann. «Джон МакКенна». Гид . 21 (4).
- ^ М. Скэнлан, Культура и обычаи Ирландии (Гринвуд, 2006), стр. 169–170.
- ^ Т. Браун, Ирландия: Социальная и культурная история, 1922–79, (Фонтана, 1981), стр. 276.
- ^ Дж. Клири, Возмутительная удача: столица и культура в современной Ирландии (Field Day Publications, 2007), стр. 265.
- ^ «Ирландская песня и музыка в Дублине XVIII века, библиография, дискография: публикации FMSI, 1984» . itma.ie . Архив ирландской традиционной музыки . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ «ИМТА – История» . itma.ie . Архив ирландской традиционной музыки . Проверено 24 декабря 2021 г.
- ^ Дж. С. Сойерс, Кельтская музыка: Полное руководство (Da Capo Press, 2001), стр. 1–12.
- ^ А. Бирн, Тонкая Лиззи (SAF Publishing Ltd, 2006).
- ^ Дж. Клири, Возмутительная удача: столица и культура в современной Ирландии , (Field Day Publications, 2007), стр. 272–3.
- ^ Дж. С. Сойерс, Кельтская музыка: Полное руководство (Da Capo Press, 2001), стр. 267.
- ^ «Музыка — Ссылки — Ирландская традиционная музыка» . nli.ie . Национальная библиотека Ирландии . Проверено 31 декабря 2021 г.
- ^ «Центр искусств Ionad Culturtha, Бэйле Мхуирне, Корк: музыка, занятия и художественные мероприятия» . www.ionadculturtha.ie .
Библиография
[ редактировать ]- Бултон, Гарольд; Сомервелл, Артур, ред. (1893). Песни четырех народов . Лондон: JB Cramer & Co.
- Бойделл, Барра (1985). Музыка и картины в Национальной галерее Ирландии . Дублин: Национальная галерея Ирландии. ISBN 0-903162-22-9 .
- Бренак, Брендан (1971). Народная музыка и танцы Ирландии . Ирландия: Мерсье Пресс. ISBN 0-85342-509-4 .
- Карсон, Кьяран (1986). Ирландская традиционная музыка . Белфаст: Appletree Press. ISBN 0-86281-168-6 .
- Карсон, Кьяран (1996). Развлечение прошлой ночью: книга об ирландской традиционной музыке . Лондон: Джонатан Кейп. ISBN 0-224-04141-Х .
- Купер, Дэвид (2016) [Впервые опубликовано Ashgate в 2009 году]. Музыкальные традиции Северной Ирландии и ее диаспоры (изд. в твердом переплете). Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-7546-6230-3 .
- Флейшманн, Алоис, изд. (1998). Источники ирландской традиционной музыки около 1600–1855 гг.: Аннотированный каталог гравюр и рукописей, 1583–1855 гг . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Garland Publishing. ISBN 0-8240-6948-Х .
- Хантингтон, Гейл; Херрманн, Лани; Доктор Молден, Джон, ред. (2010). Народные песни Сэма Генри . Афины, Джорджия и Лондон: Издательство Университета Джорджии. ISBN 978-0-8203-3625-1 .
- Ирвин, Энди (1988). Стремясь к сердцу (1-е изд.). Германия: Heupferd Musik Verlag GmbH. ISBN 3-923445-01-6 .
- Ирвин, Энди (2008) [Впервые опубликовано в 1988 году]. Стремясь к сердцу: дела ирландской песни (2-е расширенное изд.). Германия: Heupferd Musik Verlag GmbH. ISBN 978-3-923445-05-9 .
- Ирвин, Колин (2003). В поисках Краика . Лондон: Андре Дойч. ISBN 0-233-00004-6 .
- Джойс, Патрик Уэстон, Старая ирландская народная музыка и песни: сборник из 842 ирландских мелодий и песен, до сих пор не публиковавшихся , Лондон: Лонгманс, Грин и Дублин: Ходжес, Фиггис, 1909 г. (Нью-Йорк: Cooper Square Publishers, 1965).
- Крассен, Майлз (1976). Музыка Ирландии О'Нила . Нью-Йорк: Дубовые публикации. ISBN 0-8256-0173-8 .
- Мур, Кристи (2000). Один Голос . Лондон: Лир/Ходдер и Стоутон. ISBN 0-340-76839-8 .
- О Калланейн, Найл; Уолш, Томми (1989). Ирландский бузуки . Дублин: Уолтонс. ISBN 0-7866-1595-8 .
- О'Коннор, Нуала. «Танцы на виртуальном перекрестке». 2000. В: Бротон, Саймон и Эллингем, Марк с МакКонначи, Джеймс и Дуэйн, Орла (редактор), World Music, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток , стр. 170–188. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN 1-85828-636-0
- О'Нил, Фрэнсис, Танцевальная музыка Ирландии: 1001 драгоценный камень, составленный и отредактированный капитаном Фрэнсисом О'Нилом, аранжировка Джеймса О'Нила, Lyon & Healy, Чикаго, 1907.
- О'Салливан, Донал (1952). Ирландская народная музыка и песни . Дублин: Под знаком Трех Свечей; обр. издание (1961 г.). ASIN B0007JGCJC .
- О'Тул, Лиги (2006). Юморы Планксти . Дублин: заголовок Ходдера. ISBN 0-340-83796-9 .
- Петри, Джордж, Полное собрание ирландской музыки Петри: 1582 традиционных мелодии, подготовленное на основе оригинальных рукописей Чарльза Вильерса, Стэнфорд, Лондон: Boosey & Co., 1902–5 (перепечатка: Лондон: Dover Publications, 2003).
- Петри, Джордж, Коллекция Петри древней музыки Ирландии, под редакцией Дэвида Купера, Корк: Издательство Коркского университета, 2002.
- Стивенсон, сэр Джон; Мур, Томас (ок. 1820 г.). Ирландские мелодии . Лондон: Генри Рассел.
- Салливан, Энтони (1979). Книга Салли об ирландском банджо . Манчестер: Музыка Хэлшоу. ASIN B0000D3WE8 .
- Туохи, Дэвид; О Аода, Михаил (2008). Постколониальный художник: Джонни Доран и традиции ирландских путешественников . Ньюкасл: Издательство Cambridge Scholars. ISBN 978-1-84718-441-2 .
- Валлели, Финтан (1998). Компаньон ирландской традиционной музыки . Корк: Издательство Коркского университета. ISBN 1-85918-148-1 .
- Уоллис, Джефф; Уилсон, Сью (2001). Грубый путеводитель по ирландской музыке . Лондон: Грубые гиды. ISBN 1-85828-642-5 .
- Уильямсон, Робин (1976). Fiddle Tunes (английский, валлийский, шотландский и ирландский) . Нью-Йорк: Дубовые публикации. ISBN 0-8256-0165-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Традиционные ирландские музыкальные инструменты Каталог традиционных ирландских музыкальных инструментов и их истории, связанной с ними мифологии и известных исполнителей.
- Архив ирландской традиционной музыки Национальный публичный справочный архив и ресурсный центр традиционной песни, инструментальной музыки и танцев Ирландии
- Индекс мелодий ирландской традиционной музыки База данных традиционных танцевальных мелодий с возможностью поиска, которая определяет источники мелодий в коммерческих записях и сборниках мелодий.
- Центр современной музыки, Дублин, национальный ресурсный и архивный центр современной ирландской классической музыки Ирландии.
- История ирландской музыки , автор WH Flood
- Историческое общество арфистов Ирландии
- Clarsach.net
- Ирландская народная музыка. Народные песни, собранные Томом Маннелли в 1971 и 1972 годах, записи доступны в Интернете. Коллекция цифровой библиотеки UCD .