Датская традиционная музыка
Датская традиционная музыка ( датский : Spillemandsmusik ) — музыкальный жанр, уходящий корнями в досовременную Данию . В этот период в городах было обычным явлением иметь одного или нескольких городских музыкантов ( датский : Spillemand ), которые играли на танцах, шествиях и некоторых ритуалах. В 17-18 веках профессиональные музыкальные выступления были монополизированы городскими музыкантами, которые также выезжали с выступлениями в соседние сельские районы. Городские музыкальные и танцевальные стили, часто пришедшие из других частей Европы, проникли в сельскую местность и почти искоренили более ранние стили. В этот период также была введена скрипка как наиболее важный инструмент и отказ от более ранних цепных танцев в пользу парных танцев. Примерно до 1900 года традиционная музыка была общей музыкальной культурой Дании, но с ростом урбанизации и распространением классической музыки она стала маргинализироваться в сельских районах. [1]
История
[ редактировать ]В средние века и вплоть до XIX века имеются сообщения о « цепных танцах », шествиях и церемониальных танцах, сопровождавшихся дудками, барабанами и пением.
В 17 и 18 веках по всей Дании музыкальная практика находилась в монополии назначенных городских музыкантов ( stadsmusikant ), которые со своими подмастерьями и учениками были единственными музыкантами, которым разрешалось играть за зарплату на закрепленной территории. Поскольку городских музыкантов обучали в городах, это означало, что придворный репертуар проник в сельскую местность и что в большинстве районов в то время не сохранялись местные музыкальные традиции. Лишь некоторые области, такие как Борнхольм и Амагер , никогда не имели монополии stadsmusikant , а некоторые другие, такие как Фано, поддерживали местную традицию путем соглашения, согласно которому местные музыканты арендовали право выступать на острове у городского музыканта Рибе . Поскольку городские музыканты не одобряли использование инструментов, считавшихся нечистыми, таких как барабаны , волынки и шарманки , в этот период также наблюдался подъем скрипки как основного инструмента танцевальной музыки. [2]
Примерно с 1500 года средневековые цепные танцы были вытеснены парными танцами. Самый старый известный парный танец в Дании — это полс , адаптированный вариант польского танца , который был популярен в Швеции еще в 16 веке. Предполагается, что полс был распространен в датской деревне ко второй половине 17 века, а в 18 веке он был самым распространенным народным танцем наряду с менуэтом . Эти польские танцы обычно исполнялись в двух частях: медленном марше и более быстрой части на 3/4 секунды. Часто в самых старых рукописных сборниках мелодий была написана только первая часть, поскольку скрипач импровизировал вторую половину на основе первой.
С конца 18 века стали популярны контра и кадриль в английском стиле . В XIX веке вальс стал самым популярным танцем в городах, некоторое время был известен и в деревне. Другими видами танцев начала 19 века являются хопса , рейнлендер , галоп , свейтрит и шоттиш, все из которых были интегрированы в популярные танцы английского стиля, а позже развили свои собственные местные танцевальные формы. Около 1850 года полька и мазурка вошли в народный репертуар. В конце 19 века ранние танцевальные традиции начали уступать свое место современным танцам из Англии, Южной Европы и Америки. [3] Из местной традиции острова Фано типы мелодий «сондерхонинг» и «фанник» вошли в стандартный репертуар датской традиционной музыки и являются остатками ранней традиции танцев польского происхождения. [4]
Чтобы противостоять утрате традиционных танцев, в 1901 году была основана Ассоциация содействия народному танцу, целью которой было сохранение популярных танцев периода 1750-1850 годов. Многие местные отделения таких обществ охраны природы появились в первые десятилетия 20-го века, и в 1929 году их число насчитывало уже 16 000 членов. Эти танцевальные ассоциации оказали гомогенизирующее влияние на популярные танцы, создав стандартный репертуар датских народных танцев. Они часто танцевали в народных костюмах . В ответ на этот гомогенизирующий эффект гильдий народного танца были также созданы неформальные танцевальные организации, работающие над сохранением местных танцевальных традиций в неформальной обстановке, под названием «Старый танец». Некоторые сельские районы Дании, такие как Фано , Лесё , Эрё и некоторые части Западной Ютландии, сохранили живые традиции танца с конца 18 века вплоть до 20 века. [2] [5]
Источники и история науки
[ редактировать ]Самая ранняя известная датская традиционная музыка происходит из рукописных сборников мелодий музыкантов, таких как большая коллекция мелодий Расмуса Сторма (около 1760 г.). Сбор датских народных мелодий начался в начале 19 века, и такие деятели, как Свенд Грундтвиг (1824–83), А. П. Берггрин (1801–80) и Эвальд Тан Кристенсен (1843–1929), опубликовали значительные сборники мелодий и песен. В начале 20 века, с созданием области этнологии в Дании, всерьез началось сбор народных традиций, включая музыку, песни и танцы. [6]
Цитаты
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Брук, Джон. 2006. Музыка датских скрипачей 1660–1999 гг. — с особым упором на стиль игры . Магистерская диссертация, Орхусский университет. [1] Архивировано 25 апреля 2012 г. в Wayback Machine (на датском языке).
- Кудаль, Йенс Хенрик. 1997. «Влияние Stadsmusikant на народную музыку» в Дорис Стокманн и Йенс Хенрик Кудал (редакторы). 1997. Исторические исследования народной и традиционной музыки: Исследовательская группа ICTM по историческим источникам народной музыки, отчет конференции, Копенгаген, 24–28 апреля 1995 г. Музей Тускуланум Пресс
- Уруп, Хеннинг. 1976. «Предпосылки, источники и особенности датской скрипичной музыки» в Musik og forskning 2, Копенгаген [2] (на датском языке)
- Кудаль, Йенс Хенрик Кудал. 2000. Для горожан и фермеров: городская музыкальная организация в Дании ок. 1660-1800. Музей Тускуланум Пресс