Клезмер
Клезмер | |
---|---|
![]() | |
Родное имя | Музыкант |
Другие имена | Еврейская инструментальная народная музыка, музыка Фрейлеха |
Стилистическое происхождение |
|
Культурное происхождение | Ашкеназские еврейские церемонии, особенно свадьбы, в Восточной Европе. |
Типовые инструменты | Стандартные оркестровые инструменты, аккордеон , цимбалы. |
![]() ![]() Израильская музыка |
---|
Религиозный |
Светский |
Израиль |
Танец |
Музыка для праздников |
Клезмер ( идиш : כלעזמער или כלי-זמר ) — инструментальная музыкальная традиция евреев-ашкенази Центральной и Восточной Европы. [1] К важнейшим элементам традиции относятся танцевальные мелодии, ритуальные мелодии и виртуозные импровизации, исполняемые для прослушивания; их играли на свадьбах и других общественных мероприятиях. [2] [3] Музыкальный жанр включал в себя элементы многих других музыкальных жанров, включая османскую (особенно греческую и румынскую ) музыку, музыку барокко , немецкие и славянские народные танцы и религиозную еврейскую музыку. [4] [5] Когда музыка прибыла в Соединенные Штаты, она потеряла некоторые из своих традиционных ритуальных элементов и переняла элементы американского биг-бэнда и популярной музыки. [6] [7] Среди клезмеров европейского происхождения, популяризировавших этот жанр в США в 1910-х и 1920-х годах, были Дэйв Таррас и Нафтуле Брандвейн ; за ними последовали музыканты американского происхождения, такие как Макс Эпштейн, Сид Беккерман и Рэй Мьюзикер. [8]
После разрушения еврейской жизни в Восточной Европе во время Холокоста и общего падения популярности клезмерской музыки в Соединенных Штатах, в конце 1970-х годов музыка снова начала популяризироваться в рамках так называемого Клезмерского возрождения. [1] В течение 1980-х годов и далее музыканты экспериментировали с традиционными и экспериментальными формами жанра, выпуская фьюжн-альбомы, сочетающие этот жанр с джазом , панком и другими стилями. [9]
Этимология
[ редактировать ]Термин клезмер , используемый в языке идиш , имеет еврейскую этимологию: klei , что означает «инструменты, посуда или инструменты» и zemer , «мелодия»; ведущий к Клей Земер כְּלֵי זֶמֶר , что означает « музыкальные инструменты ». [10] [1] Это выражение было бы знакомо грамотным евреям всей диаспоры, а не только евреям-ашкенази в Восточной Европе. [11] Со временем слово « клезмер » в контексте идиша стало использоваться для описания музыкантов, а не их инструментов, сначала в Богемии во второй половине шестнадцатого века, а затем в Польше , возможно, как ответ на новый статус музыкантов, которые были в то время формировались профессиональные гильдии. [11] Раньше музыканта могли называть летсом ( לץ ) или другими терминами. [12] [13] После того, как термин «клезмер» стал предпочтительным термином для этих профессиональных музыкантов в идиш-говорящей Восточной Европе, другие типы музыкантов стали более широко известны как музыканты или музыканты .
Лишь в конце 20 века слово «клезмер» стало общеизвестным англоязычным термином. [14] В то время благодаря метонимии оно стало обозначать не только музыканта, но и музыкальный жанр, который он играл, - значение, которого оно не имело в идише. [15] [16] [17] В материалах звукозаписывающей индустрии и других произведениях начала 20-го века она называлась танцевальной музыкой на иврите, еврейском языке или идише, а иногда и с использованием идишского термина Freilech music («Веселая музыка»).
Российские ученые ХХ века иногда использовали термин «клезмер»; Иван Липаев его не использовал, а Моисей Береговский при публикациях на идише или украинском языке . [11]
Первый [ нужна ссылка ] Послевоенными записями, в которых термин «клезмер» использовался для обозначения музыки, были The Klezmorim группы «Свадьба в Ист-Сайде» и «Улицы золота» в 1977/78 году, за которыми последовали Энди Статмана и Зева Фельдмана «Еврейская клезмерская музыка» в 1979 году. [ нужна ссылка ]
Музыкальные элементы
[ редактировать ]Стиль
[ редактировать ]Традиционный стиль исполнения клезмерской музыки, включающий тон, типичные каденции и орнаментацию , выделяет ее среди других жанров. [18] Хотя клезмерская музыка возникла из более крупной восточноевропейской еврейской музыкальной культуры, которая включала еврейскую канторскую музыку , хасидскую музыку нигунов , а затем идишскую театральную музыку, она также заимствовала из окружающей народной музыки Центральной и Восточной Европы и из космополитических европейских музыкальных форм. [4] [19] Таким образом, он превратился в общий стиль, в котором есть узнаваемые элементы всех других жанров.
Лишь немногие клезмерские музыканты до конца девятнадцатого века имели формальное музыкальное образование, но они унаследовали богатую традицию с собственными передовыми музыкальными техниками. У каждого музыканта было свое понимание того, как следует «правильно» исполнять стиль. [20] [18] Использование этих украшений не было случайным; вопросы «вкуса», самовыражения, вариаций и сдержанности были и остаются важными элементами интерпретации музыки. [18]
Клезмерские музыканты применяют общий стиль к имеющимся конкретным приемам игры на каждом мелодическом инструменте. Они включают и развивают вокальные мелодии еврейской религиозной практики, в том числе хазоны , давенены и паралитургические песни, расширяя диапазон человеческого голоса до музыкального выражения, возможного на инструментах. [21] Среди стилистических элементов, которые считаются типично «еврейскими» в клезмерской музыке, есть те, которые общие с канторскими или хасидскими вокальными орнаментами, включая имитацию вздохов или смеха. [22] Для этих вокальных украшений использовались различные идишские термины, такие как קרעכץ ( Крехц , «стон» или «стон»), קנײטש ( кнейтш , «морщина» или «складка») и קװעטש ( кветш , «давление» или «напряжение»). "). [10] Другие орнаменты, такие как трели , форшлаги , апподжиатуры , глитшн ( глиссандо ), тшокс (разновидность изогнутых нот кудахтанного звука), флажолеты ( струнные гармоники ), [23] [24] Ноты педали , морденты , слайды и типичные клезмерские каденции также важны для стиля. [18] В частности, каденции, основанные на религиозной еврейской музыке, более четко идентифицируют произведение как клезмерскую мелодию, даже если ее более широкая структура была заимствована из нееврейского источника. [25] [19] Иногда термин дрейдлех употребляют только для обозначения трелей, другие – для всех клезмерских украшений. [26] В отличие от классической музыки, вибрато используется умеренно и рассматривается как еще один тип украшения. [22] [18]
В статье о еврейской музыке в Румынии Боб Коэн из Di Naye Kapelye описывает крехтс как «своего рода плачущую или икающую комбинацию скольжения назад и движения мизинца высоко над базовой нотой, в то время как смычок делает что-то… который удачно имитирует стиль еврейского литургического пения». Он также отметил, что единственное место, где он слышал этот конкретный орнамент, - это турецкая музыка на скрипке. [27] Йельский Стром писал, что использование дрейдлеха американскими скрипачами постепенно уменьшалось с 1940-х годов, но с возрождением клезмеров в 1970 году дрейдлех снова стал заметным. [28]
Стиль аккомпанемента аккомпаниатора или оркестра мог быть довольно импровизированным, называемым צוהאַלטן ( цухалтн , держась). [29]
Исторический репертуар
[ редактировать ]Репертуар клезмерских музыкантов был весьма разнообразен и привязан к конкретным социальным функциям и танцам, особенно традиционным свадебным. [2] [19] Эти мелодии могли иметь нееврейское происхождение или быть написаны клезмером, но лишь в редких случаях их приписывают конкретному композитору. [30] В целом клезмерскую музыку можно разделить на две большие категории: музыку для конкретных танцев и музыку для прослушивания (за столом, в процессиях, церемониях и т. д.). [30]
Танцы
[ редактировать ]- Фрейлехс. Самый простой и распространенный тип клезмерских танцевальных мелодий — это те, которые исполняются на 2
4 и предназначен для групповых хороводов. В зависимости от места расположения этот основной танец мог называться также редлем (кругом), гопке , караходом (хороводом, дословно белорусским переводом русского хоровода ), дрейдлем , рикудлем и т. д. [2] [31] [29] [10] - Булгар , или Болгар , стал самой популярной формой клезмерского танца в США. Считается, что его происхождение находится в Молдавии и имеет глубокую связь с местным жанром Сырбэ . [19]
- Шер — контра танец 2
4 . Береговский, писавший в 1930-х годах, отмечал, что, несмотря на то, что этот танец очень широко исполнялся на обширной территории, он подозревал, что его корни уходят в более древний немецкий танец. [2] Этот танец продолжал быть известен в США даже после того, как другие сложные европейские клезмерские танцы были забыты. [32] В некоторых регионах музыка Шера могла быть взаимозаменяема с Фрейлехом. [19] - Хосидль , или Хосид , названный в честь евреев -хасидов , представляет собой более достойный, украшенный танец в 2
4 или 4
4 . Танцевальные шаги могут выполняться по кругу или в линию. - Хора или Жок (от румынского Joc ) — хоровод в 3
8 . В США он стал одним из основных видов танца после булгарского. [19] - Бройгез-так много [30]
- Коломейка – быстрый и запоминающийся танец. 2
4 время, зародившееся в Украине и занимающее видное место в народной музыке этой страны. - Скотшне обычно считают более сложными фрейлехами , на которых можно играть либо для танцев, либо для прослушивания. [2]
- Нигун — очень широкий термин, который может относиться к мелодиям для прослушивания, пения или танцев. [10] Обычно это песня среднего темпа. 2
4 . - Вальсы были очень популярны, будь то классические, русские или польские. Падеспан — это разновидность русского/испанского вальса, известного клезмерам.
- Мазурку и польку , польский и чешский танцы соответственно, часто исполняли как для евреев, так и для язычников.
- Сирба – румынский танец. 2
2 или 2
4 (румынская сырба ). Он включает в себя подпрыгивающие шаги и короткие рывки бега, сопровождаемые триолями в мелодии .
Нетанцевальный репертуар
[ редактировать ]- Дойн из — это инструментальная форма произвольной формы, заимствованная румынской овчарки дойны . Хотя в Румынии и Молдове существует множество региональных типов дойны, еврейская форма обычно проще, с темой минорной тональности, которая затем повторяется в мажорной тональности, за которой следует фрейлехс . [30] Волехл - родственный жанр. [10]
- Тиш-нинь (настольная мелодия) [10]
- Моралиш , разновидность Нигуна , называемого Девекут на иврите , внушающего духовное возбуждение или благочестивое настроение. [10] [29]
- Вальс ), пьесы ( Вальс в 3
4, особенно в хасидском контексте, может быть медленнее, чем нееврейские вальсы, и предназначен для прослушивания, пока свадебные торжества сидят за своими столами. [10] - Формы, посвященные свадебным ритуалам, в том числе Кале-базецн (усаживание невесты).
- Марш ) может представлять ( Марш собой нееврейские маршевые мелодии, адаптированные к радостному пению или игре. [10]
- Процессионные мелодии, в том числе Гас-нигуним (уличные напевы), Цум тиш (на стол). По словам Береговского, « Газовая ночь» всегда была в наличии. 3
4 раз. [30] - Таксим руладами , название которого заимствовано от османского/арабского Таксим, представляет собой фантазию произвольной формы по определенному мотиву, украшенную трелями, и так далее; обычно это заканчивается Фрейлехсом . [30] К двадцатому веку он по большей части устарел и был заменен дойной. [33]
- Фантази или фантазия — это песня произвольной формы, которую традиционно исполняют на еврейских свадьбах перед гостями во время ужина. Это напоминает фантазии «легкой» классической музыки.
- Теркишер – разновидность виртуозного сольного произведения в 4
4 в исполнении ведущих клезморимов, таких как Дэйв Таррас и Нафтуле Брандвейн . Для этого типа мелодии нет танца, скорее она отсылает к османскому или «восточному» стилю, а мелодии могут включать отсылки к греческому Хасапико в ашкеназскую музыкальную эстетику. - Напутственные мелодии, исполняемые в начале или в конце свадебного дня, например , Зай гезунт (будь здоров), Гас-нинь , Добриден (добрый день), Добранотш или А гутэ нахт (спокойной ночи) и др. [30] [34] Эти типы произведений иногда были в 3
4 , что могло придать вид достоинства и серьезности. [35]
оркестровка
[ редактировать ]Клезмерская музыка - это инструментальная традиция, не имеющая особой истории песен и пения. В Восточной Европе клезмеры традиционно сопровождали вокальные партии бадхена ( свадебного конферансье), хотя их выступления, как правило, представляли собой импровизированные куплеты и призывы к церемониям, а не песням. [36] [37] (К двадцатому веку значение Бадхена постепенно уменьшилось, хотя в некоторых традициях они все еще сохранялись. [38] )
Что касается клезмерского оркестра, то его размер и состав менялись в зависимости от времени и места. Клезмерские оркестры восемнадцатого и начала девятнадцатого веков были небольшими, примерно от трех до пяти музыкантов, игравших на деревянных духовых или струнных инструментах . [20] Другая распространенная конфигурация в ту эпоху была похожа на современные венгерские группы : обычно это ведущий скрипач, вторая скрипка, виолончель и цимбал . [39] [40] В середине девятнадцатого века кларнет начал появляться и в этих небольших клезмерских ансамблях. [41] К последним десятилетиям века в Украине оркестры выросли, насчитывая в среднем от семи до двенадцати участников, а также духовые инструменты и до двадцати для престижного мероприятия. [42] [43] (Однако на плохую свадьбу большой клезмерский ансамбль мог прислать только трех-четырех своих младших участников. [42] ) В этих более крупных оркестрах, помимо основного инструментария из струнных и деревянных духовых инструментов, используются корнеты , кларнеты до , тромбоны , контрабас , большой турецкий барабан и несколько дополнительных скрипок. [30] Включение евреев в оркестры царской армии в XIX веке, возможно, также привело к появлению в клезмерах типичных инструментов военного оркестра. В таких больших оркестрах музыка была аранжирована так, чтобы в ключевые моменты все еще можно было услышать солиста оркестра. [44] В Галиции и Беларуси меньший струнный ансамбль с цимбалами оставался нормой и в двадцатом веке. [45] [30] Американский клезмер в том виде, в каком он появился в танцевальных залах и на свадебных банкетах в начале двадцатого века, имел более полную оркестровку, мало чем отличавшуюся от тех, которые использовались в популярных оркестрах того времени. Для мелодии они используют кларнет, саксофон или трубу, а также широко используют тромбон для слайдов и других элементов.

Мелодия в клезмерской музыке обычно исполняется на ведущей скрипке, хотя иногда и на флейте, а иногда и на кларнете. [30] Другие инструменталисты обеспечивают гармонию, ритм и некоторый контрапункт (последний обычно исходит от второй скрипки или альта). Кларнет теперь часто играет эту мелодию. Медные духовые инструменты, такие как французский корнет с клапанами и немецкая труба с клавишами, в конечном итоге унаследовали роль контрголоса. [46] На современные клезмерские инструменты чаще влияют инструменты военных оркестров XIX века, чем более ранних оркестров.
Перкуссия в клезмерских записях начала 20-го века, как правило, была минимальной - не более чем деревянный брусок или малый барабан . В Восточной Европе ударные инструменты часто обеспечивал барабанщик, игравший на рамочном барабане , или пойке , иногда называемом барабаном . Пойк похож на большой барабан и часто имеет установленную сверху тарелку или кусок металла, по которому ударяют колотушкой или небольшой тарелкой, привязанной к руке.
Мелодические режимы
[ редактировать ]Западная, канторская и османская музыкальная терминология
[ редактировать ]Клезмерская музыка — это жанр, который развился частично в западной музыкальной традиции , но также и в Османской империи , и представляет собой прежде всего устную традицию, не имеющую устоявшейся литературы, объясняющей ее модусы и модальное развитие. [47] [48] Но, как и другие виды ашкеназской еврейской музыки, она имеет сложную систему ладов, использованных в ее композициях. [10] [49] Многие из его мелодий не очень хорошо вписываются в мажорную и минорную терминологию, используемую в западной музыке, и музыка не является систематически микротональной , как музыка Ближнего Востока . [47] Вместо этого часто используется нусахская терминология, разработанная для канторской музыки в девятнадцатом веке, и действительно, многие клезмерские композиции в значительной степени опираются на религиозную музыку. [34] Но он также включает в себя элементы барокко и восточноевропейской народной музыки, что делает описание, основанное только на религиозной терминологии, неполным. [25] [29] [50] Тем не менее, после возрождения клезмера в 1970-х годах термины, обозначающие еврейские молитвенные режимы, являются наиболее распространенными для описания тех, которые используются в клезмере. [51] Термины, используемые на идише для этих модусов, включают нусах ( נוסח ); штейгер ( שטײגער ), «манера, образ жизни», описывающий типичный мелодический характер, важные ноты и гамму; и порыв ( גוסט ), слово, означающее «вкус», которое обычно использовал Моисей Береговский . [29] [30] [48]
Береговский, писавший в сталинскую эпоху и вынужденный преуменьшать религиозные аспекты клезмера, не использовал терминологию синагогальных режимов , за исключением некоторых ранних работ 1929 года. Вместо этого он полагался на вдохновленную немцами музыкальную терминологию мажора , второстепенный и «другие» режимы, которые он описал в технических терминах. [30] [52] В своих работах 1940-х годов он отмечал, что большая часть клезмерского репертуара, по-видимому, была написана в минорной тональности, будь то натуральный минор или другие, что около четверти материала было на фрейгишском языке и что около пятой части репертуара было в мажорной тональности. ключ. [30]
Другой набор терминологии, иногда используемый для описания клезмерской музыки, - это термин макамов, используемый в османской и другой музыке Ближнего Востока . [51] [53] Этот подход восходит к Идельсону в начале двадцатого века, который был хорошо знаком с ближневосточной музыкой, и был развит в последнее десятилетие Джошуа Горовицем. [54] [50] [51] [47]
Наконец, некоторая клезмерская музыка, особенно написанная в Соединенных Штатах с середины двадцатого века, может быть написана не с использованием этих традиционных ладов, а скорее построена на аккордах . [25]
Описание
[ редактировать ]Поскольку не существует согласованной полной системы описания ладов клезмерской музыки, этот список несовершенен и может объединять понятия, которые некоторые ученые считают отдельными. [49] [54] Другая проблема при включении этих терминов в список простых восьминотных ( октатонических ) гамм заключается в том, что становится сложнее понять, как клезмерские мелодические структуры могут работать как пятинотные пентахорды , как обычно взаимодействуют части разных ладов и каково культурное значение данный режим может быть в традиционном клезмерском контексте. [47] [48]
- Фрейгиш , Ахаво Раббо , или Фригийский доминирующий лад , напоминает фригийский лад , имеющий плоскую секунду , но также и постоянную приподнятую треть . [55] Это один из наиболее распространенных модусов в клезмере, который тесно связан с еврейской идентичностью; Береговский подсчитал, что примерно четверть собранной им клезмерской музыки была на фрейгишском языке. [30] [47] Среди наиболее известных произведений, написанных в этом стиле, — « Хава Нагила » и « Майофус ». Его можно сравнить с макамом хиджазом, встречающимся в арабской музыке . [47]

- Ми Шеберах , Ав ха-Рахамим , «изменённый Дориан» или украинский дорийский строй — минорный лад с приподнятой четвертой . [55] Его иногда сравнивают с Никризом Маками . Он тесно связан с Фрейгишем, поскольку у них одинаковые интервалы высоты тона . [47] Этот лад часто встречается в Дойнсе и других клезмерских формах, связанных с румынской или украинской музыкой .

- Адоной Молох или Адойшем Молох - форма синагоги с плоской септимой . [29] Его иногда называют «еврейским майором». [54] Он имеет некоторое сходство с миксолидийским ладом. [55]

- Моген Овос – это форма синагоги, напоминающая западный натуральный минор . [29] В клезмерской музыке он часто встречается в приветственных и напутственных пьесах, а также в танцевальных напевах. [47] Он имеет некоторое сходство с макамом Баяти, используемым в арабской и турецкой музыке.
- Иштабах похож на Моген Овос и Фрейгиш . Это вариант шкалы Моген Овос , который часто выравнивает вторую и пятую ступени. [56]
История
[ редактировать ]Европа
[ редактировать ]Развитие жанра
[ редактировать ]В Библии есть несколько описаний оркестров и левитов , создающих музыку, но после разрушения Второго Храма в 70 году н. э . многие раввины не одобряли использование музыкальных инструментов. [57] Таким образом, хотя с тех пор еврейские музыканты, возможно, и существовали в разное время и в разных местах, «клезмеры» возникли гораздо позже. [58] Самое раннее письменное упоминание об использовании этого слова было идентифицировано Исааком Ривкиндом на заседании еврейского совета в Кракове в 1595 году. [59] [60] Возможно, они существовали в Праге еще раньше , поскольку упоминания о них были найдены еще в 1511 и 1533 годах. [61] Именно в 1600-х годах положение еврейских музыкантов в Польше улучшилось, поскольку они получили право образовывать гильдии ( хевры ), а значит, устанавливать собственные гонорары, нанимать христиан и так далее. [62] Поэтому со временем эта новая форма профессиональных музыкантов развила новые формы музыки и распространила эту традицию на широкую сферу еврейской жизни Восточной Европы. Возникновение хасидского иудаизма в конце восемнадцатого века и позже также способствовало развитию клезмеров из-за их акцента на танцах и бессловесных мелодиях как компоненте еврейской практики. [17]

Восточноевропейская профессия клезмера (1700–1930-е гг.)
[ редактировать ]
В девятнадцатом веке также появилось множество клезмерских скрипачей-виртуозов, которые объединили технику классических скрипачей, таких как Иван Хандошкин , и бессарабских народных скрипачей, а также сочиняли танцевальные и демонстрационные пьесы, которые получили широкое распространение даже после ухода композиторов. [63] Among these figures were Aron-Moyshe Kholodenko " Pedotser ", Yosef Drucker " Stempenyu ", Alter Goyzman " Alter Chudnover " and Josef Gusikov . [64] [65] [66] [67]
В отличие от США, где существовала развитая клезмерская звукозаписывающая индустрия, в Европе в начале двадцатого века записывалось относительно меньше. Большинство европейских записей еврейской музыки состояло из канторской и идишской театральной музыки, и известно лишь несколько десятков клезмерской музыки. [68] К ним относятся скрипичные пьесы таких художников, как Оскар Зенгут , Х. Штайнер , Леон Аль и Йозеф Солински; пьесы для флейты С. Коша, ансамблевые записи Румынского оркестра Белфа , Русско-еврейского оркестра, Еврейского свадебного оркестра, Оркестра Титуншнайдера. [68] [69]
Клезмеры в поздней Российской империи и советской эпохе
[ редактировать ]Ослабление ограничений для евреев в Российской империи и их новый доступ к академическому и консерваторскому образованию создали класс ученых, которые начали пересматривать и оценивать клезмеров, используя современные методы. [30] Авраам Цви Идельсон был одной из таких фигур, стремившихся найти древнее ближневосточное происхождение еврейской музыки в диаспоре. [70] Появился также новый интерес к сбору и изучению еврейской музыки и фольклора, включая песни на идиш, народные сказки и инструментальную музыку. Первой экспедицией был Джоэл Энгель , где он родился, , который собрал народные мелодии в Бердянске в 1900 году. Первым человеком, собравшим большое количество клезмерской музыки, был Сусман Кисельгоф , совершивший несколько экспедиций в черту оседлости с 1907 по 1915 год. [71] Вскоре за ним последовали другие ученые, такие как Моисей Береговский и София Магид , советские исследователи идиша и клезмерской музыки. [72] [30] Большая часть материалов, собранных в этих экспедициях, сейчас хранится в Национальной библиотеке Украины имени Вернадского . [73]

Береговский, писавший в конце 1930-х годов, сетовал на то, как мало ученые знают о разнообразии техники игры и социальном контексте клезмеров прошлых эпох, за исключением конца девятнадцатого века, который можно было исследовать через пожилых музыкантов, которые все еще помнили его. [2]
Еврейская музыка в Советском Союзе и продолжающееся использование клезмерской музыки прошли несколько этапов официальной поддержки или цензуры. Официально поддерживаемая советская еврейская музыкальная культура 1920-х годов включала произведения, основанные на традиционных мелодиях и темах или высмеивающие их, тогда как произведения 1930-х годов часто представляли собой «русские» культурные произведения, переведенные в контекст идиш. [74] После 1948 года советская еврейская культура вступила в фазу репрессий, а это означало, что концерты еврейской музыки, будь то на иврите, идише или инструментальном клезмере, больше не разрешалось проводить. [75] Научная деятельность Моисея Береговского была прекращена в 1949 году, а в 1951 году он был арестован и депортирован в Сибирь . [76] [77] Репрессии были ослаблены в середине 1950-х годов, когда некоторым еврейским и идишским спектаклям снова разрешили вернуться на сцену. [78] Однако основным местом проведения клезмеров всегда были традиционные общественные мероприятия и свадьбы, а не концертная площадка или академический институт; согласно антирелигиозной советской политике, эти традиционные места проведения были репрессированы вместе с еврейской культурой в целом. [79]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Ранний американский клезмер (1880–1910-е гг.)
[ редактировать ]Первые клезмеры, прибывшие в Соединенные Штаты, последовали за первыми крупными волнами еврейской иммиграции из Восточной Европы, которая началась после 1880 года и обосновались в основном в крупных городах, таких как Нью-Йорк, Филадельфия и Бостон. [17] Клезмеры — часто более молодые члены клезмерских семей или менее авторитетные музыканты — начали прибывать из Российской империи, Королевства Румыния и Австро-Венгрии . [80] Некоторые из них нашли работу в ресторанах, танцевальных залах, профсоюзных митингах, винных погребах и других современных заведениях в таких местах, как Нижний Ист-Сайд Нью-Йорка . [81] [82] Но основным источником дохода клезмерских музыкантов, похоже, оставались свадьбы и симчи , как и в Европе. [83] Эти ранние поколения клезмеров документированы гораздо хуже, чем те, которые работали в 1910-х и 1920-х годах; многие никогда не записывали и не публиковали музыку, хотя некоторых помнят в семейной или общественной истории, например, семья Лемишей-клезмеров из Ясс , Румыния, которая прибыла в Филадельфию в 1880-х годах и основала там династию клезмеров. [84] [83]
Биг-бэнд-клезмерские оркестры (1910–1920-е гг.)
[ редактировать ]
Жизнеспособность еврейской музыкальной индустрии в крупных американских городах привлекала в 1910-е годы все больше клезмеров из Европы. Это совпало с развитием звукозаписывающей индустрии, которая записала ряд этих клезмерских оркестров. Ко времени Первой мировой войны индустрия обратила свое внимание на этническую танцевальную музыку, и ряд руководителей групп были наняты звукозаписывающими компаниями, такими как Edison Records , Emerson Records , Okeh Records и Victor Recording Company , для записи дисков со скоростью 78 об/мин. [85] Первым из них был Эйб Эленкриг , цирюльник и корнетист из семьи клезмеров в Украине, чья запись 1913 года «Fon der Choope» («Со свадьбы») была признана Библиотекой Конгресса . [86] [87] [88]
Среди клезмеров европейского происхождения, записывавшихся в это десятилетие, были некоторые с украинской территории Российской империи (Абе Эленкриг, Дэйв Таррас , Шлоймке Беккерман , Йозеф Франкель и Исраэль Дж. Хохман ), некоторые из Австро-Венгерской Галиции ( Нафтуле Брандвейн , Гарри Кандель и Бериш Кац), а также некоторые из Румынии ( Эйб Шварц , Макс Лейбовиц , Макс Янковиц , Джозеф Московиц ). [89] [90] [91] [92]
В середине 1920-х годов также появился ряд популярных новаторских «клезмерских» групп, выступавших на радио или на сценах водевиля . В их число входил идиш-американский джаз-бэнд Иосифа Чернявского , участники которого одевались пародийно на казаков или хасидов . [93] Другой такой группой была Boibriker Kapelle, которая выступала на радио и на концертах, пытаясь воссоздать ностальгическое, старомодное галицкое клезмерское звучание. [94] С принятием Закона об иммиграции 1924 года , который значительно ограничил еврейскую иммиграцию из Европы, а затем с началом Великой депрессии в 1930 году, рынок записей на идише и клезмере в Соединенных Штатах резко упал, что, по сути, положило конец записи. карьеры многих популярных руководителей оркестров 1910-х и 1920-х годов и сделало большой клезмерский оркестр менее жизнеспособным. [95]
Знаменитые кларнетисты
[ редактировать ]Наряду с появлением клезмерских «биг-бэндов» в 1910-х и 1920-х годах горстка еврейских кларнетистов, возглавлявших эти оркестры, стала самостоятельными знаменитостями, чье наследие сохранялось и в последующие десятилетия. Самыми популярными среди них были Нафтуле Брандвейн , Дэйв Таррас и Шлоймке Беккерман . [96] [97] [98]
Клезмерское возрождение
[ редактировать ]В середине-конце 1970-х годов в Соединенных Штатах и Европе произошло возрождение клезмеров, возглавляемое Гиорой Фейдманом , The Klezmorim , Зевом Фельдманом, Энди Стэтманом и оркестром Клезмерской консерватории . Свой репертуар они черпали из записей и сохранившихся музыкантов клезмеров США. [99] такие кларнетисты, как Дэйв Таррас и Макс Эпштейн. В частности, наставниками нового поколения клезмерских музыкантов стали [100] В 1985 году Генри Сапозник и Эдриен Купер основали KlezKamp для обучения клезмеру и другой музыке на идише. [101]

В 1980-е годы произошла вторая волна возрождения, поскольку вырос интерес к более традиционно вдохновленным выступлениям на струнных инструментах, в основном среди неевреев из Соединенных Штатов и Германии. Музыканты начали выслеживать старых европейских клезмеров, прослушивая записи, находя транскрипции и делая полевые записи немногих клезморимов, оставшихся в Восточной Европе. Ключевые исполнители в этом стиле — Джоэл Рубин , Будовиц , Хевриса, Ди Найе Капелье, Йель Стром, The Chicago Klezmer Ensemble, The Maxwell Street Klezmer Band , скрипачки Алисия Свигальс , Стивен Гринман, [102] Куки Сигельштейн и Эли Розенблатт , флейтистка Эдрианн Гринбаум и на цимбле игрок Пит Рушефски . такие группы, как Brave Old World , Hot Pstromi и The Klezmatics В этот период также появились .
В 1990-е годы музыканты из района залива Сан-Франциско способствовали дальнейшему интересу к клезмерской музыке, выведя ее на новую территорию. Такие группы, как New Klezmer Trio, вдохновили новую волну групп, объединяющих клезмер с другими формами музыки, такими как Masada и Bar Kokhba Джона Зорна , Dream Naftule, проект Микки Каца Дона Байрона и скрипача Дэниела Хоффмана. клезмер/джаз/средне-средний стиль Восточная фьюжн-группа Davka. [99] Матч всех звезд клезмеров Нового Орлеана [103] также образовалась в 1991 году из смеси новоорлеанского фанка, джаза и клезмерского стиля.
Начиная с 2008 года проект «Другие европейцы», финансируемый несколькими культурными учреждениями ЕС, [104] провел год, проводя интенсивные полевые исследования в регионе Молдавии под руководством Алана Берна и ученого Зева Фельдмана. Они хотели изучить корни клезмеров и лэутари и объединить музыку двух «других европейских» групп. Образовавшаяся группа теперь выступает на международном уровне.
Отдельная клезмерская традиция сложилась в Израиле в ХХ веке. Кларнетисты Моше Берлин и Аврум Лейб Бурштейн — известные представители клезмерского стиля в Израиле. Чтобы сохранить и популяризировать клезмерскую музыку в Израиле, Бурштейн основал Иерусалимскую клезмерскую ассоциацию, которая стала центром изучения и исполнения клезмерской музыки в стране. [105]
, каждое лето проводится ежегодный клезмерский фестиваль С конца 1980-х годов в Цфате , на севере Израиля . [106] [107]
Популярная культура
[ редактировать ]В музыке
[ редактировать ]В то время как традиционные исполнения, возможно, пришли в упадок, многие еврейские композиторы, имевшие массовый успех, такие как Леонард Бернштейн и Аарон Копленд , продолжали находиться под влиянием клезмерских идиом, услышанных в юности (как и Густав Малер ). Джордж Гершвин был знаком с клезмерской музыкой, и вступительное кларнетное глиссандо « Рапсодии в стиле блюз » предполагает это влияние, хотя композитор не сочинял клезмер напрямую. [108] Некоторые стили кларнета руководителей свинг-джаз-бэндов Бенни Гудмана и Арти Шоу можно интерпретировать как заимствованные из клезмера, как и игра «фрейлахского свинга» других еврейских артистов того периода, таких как трубач Зигги Эльман .
В то же время композиторы-неевреи также обращались к клезмеру за богатым источником увлекательного тематического материала. Дмитрий Шостакович особенно восхищался клезмерской музыкой за то, что она объединяет в себе экстаз и отчаяние человеческой жизни, и цитировал несколько мелодий в своих камерных шедеврах - Фортепианом квинтете соль минор, соч. 57 (1940), Фортепианное трио № 2 ми минор, соч. 67 (1944) и Струнный квартет № 8 до минор, соч. 110 (1960).
Композиции израильского композитора Офера Бен-Амотса включают в себя аспекты клезмерской музыки, в первую очередь его композицию 2006 года «Клезмерский концерт» . Пьеса для клезмерского кларнета (написана для еврейского кларнетиста Давида Кракауэра ), [109] струнный оркестр, арфа и ударные. [110]
В изобразительном искусстве
[ редактировать ]
Фигура клезмера, как романтический символ еврейской жизни девятнадцатого века, появилась в искусстве ряда еврейских художников двадцатого века, таких как Анатолий Львович Каплан , Иссахар Бер Рыбак , Марк Шагал и Хаим Гольдберг . Каплан, творивший в Советском Союзе , был весьма увлечен романтическими образами клезмеров в литературе, и в частности в » Шолом - «Стемпенью Алейхема , и изобразил их в богатых подробностях. [111]
В кино
[ редактировать ]- Йидл Митн Фидл (1936), режиссер Джозеф Грин
- Скрипач на крыше (1971), режиссер Норман Джуисон
- Приключения раввина Джейкоба (1973), режиссер Жерар Ури
- Еврейская соул-музыка: Искусство Гиоры Фейдмана (1980), режиссер Ури Барбаш
- Ночь прыжков в райском саду (1988), режиссер Михал Гольдман
- Скрипачи на копыте (1989), режиссер Саймон Бротон
- Последний клезмер: Леопольд Козловский: его жизнь и музыка (1994), режиссер Йель Стром
- Beyond Silence (1996), о кларнетисте, играющей на клезмере, режиссер Шарлотта Линк.
- Щекотка в сердце (1996), режиссер Стефан Швитерт [112]
- Ицхак Перлман: В доме скрипача (1996), вышел в эфир 29 июня 1996 года на канале Great Performances (телесериал PBS / WNET)
- Мужчина - такая же женщина, как и все остальные (1998, режиссер Жан-Жак Зильберман, саундтрек Гиора Фейдман)
- Манекен (2002), режиссер Грег Притикин
- Клезмер на Фиш-стрит (2003), режиссер Йель Стром
- Ле Танго Рашевского (2003), режиссер Сэм Гарбарски
- Клезмер в Германии (2007), режиссеры Крыжстоф Занусси и К. Голди
- Великий день на Элдридж-стрит (2008), режиссер Йель Стром
- «Так называемый» фильм (2010), режиссер Гарри Бейтель
В литературе
[ редактировать ]В еврейской литературе клезмер часто изображался как романтическая и несколько сомнительная фигура. [113] Однако в произведениях девятнадцатого века такие писатели, как Менделе Мохер Сфорим и Шолом-Алейхем, они также изображались как великие художники и виртуозы, восхищавшие массы. [30] Клезмеры также появлялись в нееврейской восточноевропейской литературе, например, в эпической поэме « Пан Тадеуш» , в которой изображен персонаж по имени Янкиель Цимбалист, или в рассказах Леопольда фон Захера-Мазоха . [12] В Джорджа Элиота произведении « Даниэль Деронда » (1876) немецкого еврейского учителя музыки зовут герр Юлиус Клесмер. [114] Позднее роман был адаптирован Аврамом Гольдфаденом в мюзикл на идиш под названием «Бен Ами» (1908). [115]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Стром, Йельский университет (зима 2024 г.). «Завораживающие звуки Клезмера» . Гуманитарные науки: Журнал Национального фонда гуманитарных наук . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Береговский, Мойше (1982). «4. Еврейская инструментальная народная музыка (1937)». В Слобине, Марк (ред.). Старая еврейская народная музыка: сборники и сочинения Моше Береговского . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 530–548. ISBN 081227833X .
- ^ Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. п. 29. ISBN 9781580465984 .
- ^ Jump up to: а б Слобин, Марк (2000). Скрипач в движении: исследуя клезмерский мир . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 7. ISBN 9780195161809 .
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 208–210. ISBN 9780190244514 .
- ^ Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. стр. 71–74. ISBN 9781580465984 .
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 216–8. ISBN 9780190244514 .
- ^ Фельдман, Зев. «Музыка: традиционная и инструментальная музыка» . Энциклопедия YIVO . ЙИВО.
- ^ Киршенблатт-Гимблетт, Барбара (1998). «Звуки чувств». Иудаизм . 47 : 49–55.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мазор, Джейкоб; Серусси, Эдвин (1990). «К хасидскому лексикону музыки» Орбис Музыка 10 : 118–43.
- ^ Jump up to: а б с Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 61–67. ISBN 9780190244521 .
- ^ Jump up to: а б Фельдман, Зев. «Музыка: традиционная и инструментальная музыка» . Энциклопедия YIVO . Институт ЙИВО . Проверено 20 июня 2021 г.
- ^ Липцин, Соломон (1972). История литературы на идише . Мидл-Виллидж, Нью-Йорк: Джонатан Дэвид. ISBN 0824601246 .
- ^ Шульц, Юлия (сентябрь 2019 г.). «Влияние идиша на английский язык: обзор лексических заимствований в различных предметных областях и сферах жизни, на которые с течением времени повлиял идиш». Английский сегодня . 35 (3): 2–7. дои : 10.1017/S0266078418000494 . S2CID 150270104 .
- ^ Александр, Фил (2021). Звучит по-еврейски в Берлине: клезмерская музыка и современный город . Оксфорд, Нью-Йорк, [Нью-Йорк]: Издательство Оксфордского университета. п. 87. ИСБН 9780190064433 .
- ^ Слобин, Марк (2000). Скрипач в движении: исследуя клезмерский мир . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 6. ISBN 9780195161809 .
- ^ Jump up to: а б с Нетски, Ханкус (зима 1998 г.). «Обзор клезмерской музыки и ее развития в США». Иудаизм . 47 (1): 5–12.
- ^ Jump up to: а б с д и Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. п. 176. ИСБН 9781580465984 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фельдман, Зев (2022). «Музыкальный сплав и аллюзии в основном и переходном клезмерском репертуаре» . Шофар: Междисциплинарный журнал иудаики . 40 (2): 143–166. дои : 10.1353/шо.2022.0026 . ISSN 1534-5165 . S2CID 253206627 .
- ^ Jump up to: а б Рубин, Джоэл (2009). « Как нитка жемчуга»: размышления о роли духовых инструменталистов в еврейской инструментальной клезмерской музыке и образе «еврейского джаза» . В Вайнер, Ховард Т. (ред.). Идиомы духовых инструментов начала двадцатого века . Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press. стр. 77–102. ISBN 978-0810862456 .
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 39. ИСБН 9780190244514 .
- ^ Jump up to: а б Слобин, Марк (2000). Скрипач в движении: исследуя клезмерский мир . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 98–122. ISBN 9780195161809 .
- ^ Йель Стром , «Абсолютно полный клезмерский песенник», 2006, ISBN 0-8074-0947-2 , Введение
- ^ Текущий 2012 г., стр. 101, 102.
- ^ Jump up to: а б с Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 375–385. ISBN 9780190244521 .
- ^ Крис Хей, The Fiddle Handbook , 2009, Пример 4.9
- ^ Коэн.
- ^ Yale Strom, Shpil: The Art of Playing Klezmer , 2012, p. 94
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Авенари, Ханох (1960). «Музыкальный словарь ашкеназских хазаним». Исследования библейского и еврейского фольклора . Блумингтон, Индиана: 187–198.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Beregovski, M. (1941). "Yidishe klezmer, zeyer shafn un shteyger" . Literarisher Alamanakh "Sovetish" (in Yiddish). 12 . Moscow: Melukhe-farlag "Der Emes": 412–450.
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 275–298. ISBN 9780190244514 .
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 261–273. ISBN 9780190244514 .
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 147. ИСБН 9780190244521 .
- ^ Jump up to: а б Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 220–227. ISBN 9780190244521 .
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 232–233. ISBN 9780190244521 .
- ^ Пиерусская, Сымча (1932). Юдише entsiḳlopedye для Yudishe geshikhṭe, ḳulṭur, религия, filozofye, liṭeraṭur, biografye, bibliografie un andere Yudishe inyonim (в Идиш). Warsaw: Yehudiyah. pp. 163-166.
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 146–156. ISBN 9780190244514 .
- ^ Рубин, Рут (1973). Голоса народа: история народной песни на идише (2-е изд.). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. п. 251. ИСБН 0070541949 .
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 100–111. ISBN 9780190244514 .
- ^ Гиффорд, Пол М. (2001). Чеканные цимбалы: история . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. стр. 106–107. ISBN 9781461672906 .
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 111–113. ISBN 9780190244514 .
- ^ Jump up to: а б Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 93–96. ISBN 9780190244521 .
- ^ Левик, Сергей Юрьевич (1962). Записки оперного певца (in Russian). Искусство. pp. 18–19.
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 115. ИСБН 9780190244514 .
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 100–116. ISBN 9780190244514 .
- ^ «КЛЕЗМЕР МУЗЫК» . пользователи.ч . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Горовиц, Джошуа. «Клезмер Ахава Раббо Штейгер: режим, подрежим и модальная прогрессия» (PDF) . Budowitz.com . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. стр. 122–74. ISBN 9781580465984 .
- ^ Jump up to: а б Тарси, Боаз. «Полный текст: Межрепертуарные мотивы в литургической музыке ашкеназской традиции: Первоначальное землеустройство Боаза Тарси» . Еврейский музыкальный исследовательский центр . Проверено 27 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Фригеси, Юдит Лаки (1982–1983). «Модуляция как неотъемлемая часть ладовой системы в еврейской музыке» . Музыка иудаики . 5 (1): 52–71. JSTOR 23687593 .
- ^ Jump up to: а б с Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. п. 361. ИСБН 9781580465984 .
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 40. ИСБН 9780190244521 .
- ^ Алфорд-Фаулер, Джулия (май 2013 г.). В погоне за идишкайтом: Концерт в контексте клезмерской музыки (PDF) (Докторская диссертация). Университет Темпл . Проверено 16 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Тарси, Вооз (3 июля 2017 г.). «На стыке теории музыки и идеологии: А. З. Идельсон и ашкеназский молитвенный режим Маген Авот» . Журнал музыковедческих исследований . 36 (3): 208–233. дои : 10.1080/01411896.2017.1340033 . ISSN 0141-1896 . S2CID 148956696 .
- ^ Jump up to: а б с Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. п. 364. ИСБН 9781580465984 .
- ^ Горовиц, Джош. «Основные клезмерские лады» . Клезмерская хижина Ари Давидова . Проверено 24 июня 2022 г.
- ^ Нетский, Ханкус (2015). Клезмер: музыка и община в еврейской Филадельфии двадцатого века . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. стр. 19–21. ISBN 9781439909034 .
- ^ Штутчевский, Иоахим (1959). Клезмеры: их история, образ жизни и труды (на иврите). Иерусалим: Институт Бялика. стр. 29–45.
- ^ Ривкинд, Исаак (1960). Перек бе-Толдот Ха-Аманут Ха-Амамит (на иврите). Нью-Йорк: Будущая пресса. п. 16.
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 62–63. ISBN 9780190244521 .
- ^ Заагсма, Гербен (2000). «Клезморимы Праги: О гильдии еврейских музыкантов». Восточноевропейские встречи по этномузыковедению . 7 : 41–47.
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 71–73. ISBN 9780190244521 .
- ^ Горовиц, Джошуа (2012). «9. Клезмерский аккордеон». В Симонетт, Хелена (ред.). Аккордеон в Америке: клезмер, полька, танго, зидеко и многое другое! . Урбана: Издательство Университета Иллинойса. п. 195. ИСБН 9780252094323 .
- ^ Штутчевский, Иоахим (1959). Клезмеры: их история, образ жизни и труды (на иврите). Иерусалим: Институт Бялика. стр. 110–114.
- ^ Рубин, Джоэл (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Рочестерский университет. п. 28. ISBN 9781580465984 .
- ^ Береговский, Моше; Ротштейн, Роберт; Бьёрлинг, Курт; Альперт, Майкл; Слобин, Марк (2020). Еврейская инструментальная народная музыка: сборники и сочинения Моше Береговского (Второе изд.). Эванстон, Иллинойс. стр. I7–I9. ISBN 9781732618107 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 149. ИСБН 9780190244514 .
- ^ Jump up to: а б Воллок, Джеффри (весна 1997 г.). «Европейские записи еврейской инструментальной народной музыки, 1911–1914». Журнал АРСК . 28 (1): 36–55.
- ^ Рубин, Джоэл; Эйлуорд, Майкл (2019). Оркестр Чехова: Восточноевропейская клезмерская музыка из архива EMI, 1908–1913 (компакт-диск). Лондон: Renair Records.
- ^ Нетский, Ханкус (2015). Клезмер: музыка и община в еврейской Филадельфии двадцатого века . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. стр. 10–11. ISBN 9781439909034 .
- ^ Шолохова, Людмила (2004). «Зиновий Кисельгоф как основоположник еврейского музыкального фольклора в Российской империи начала ХХ века». В Грёцингере, Карл-Эрих (ред.). Клесмер, Классика, песни на идише: еврейская музыкальная культура в остео- Европе Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 63–72. ISBN 9783447050319 .
- ^ Грёзингер, Эльвира (2008). «Наш Ребе, наш Сталин –»: песни на идише из петербургских сборников Мойше Береговского (1892–1961) и Софьи Магид (1892–1954); Введение, тексты, ноты с DVD: Список всех остальных 416 наименований, аудиодокументы отредактированных и неотредактированных песен . Висбаден: Харрасовиц. стр. 40–3. ISBN 9783447056892 .
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 24. ISBN 9780190244521 .
- ^ Штерншис, Анна (2006). Советское и кошерное: Еврейская популярная культура в Советском Союзе, 1923–1939 . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. xv–xx. ISBN 0253347262 .
- ^ Воллок, Джеффри (весна 2003 г.). «Советские записи еврейской инструментальной народной музыки, 1937–1939». Журнал АРСК . 34 (1). Аннаполис, Мэриленд: 14–32.
- ^ Шолохова, Лидмила. "Береговский, Моисей Иаковлевич" . YIVO Encyclopedia . YIVO Institute . Retrieved 8 июля 2021 .
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 129. ИСБН 9780190244514 .
- ^ Эстраих, Геннадий (2008). Идиш в холодной войне . Лондон: Рутледж. п. 57. ИСБН 9781351194471 .
- ^ Штерншис, Анна (2006). Советское и кошерное: еврейская популярная культура в Советском Союзе, 1923–1939 гг . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 3–4. ISBN 0253347262 .
- ^ Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. п. 39. ИСБН 9781580465984 .
- ^ Хескес, Ирен (1995). Американские популярные песни на идише, 1895–1950 годы: каталог, основанный на списке записей об авторских правах Лоуренса Марвика . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. стр. xix=xxi. ISBN 0844407453 .
- ^ Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. п. 36. ISBN 9781580465984 .
- ^ Jump up to: а б Леффлер, Джеймс (2002). «3: Di Rusishe Progresiv Muzikal Yunyon No. 1 fun Amerike Первый клезмерский союз в Америке». В Слобине, Марк (ред.). Американский клезмер: его корни и ответвления . Издательство Калифорнийского университета. стр. 35–51. ISBN 978-0-520-22717-0 .
- ^ Нетский, Ханкус (2015). Клезмер: Музыка и община в еврейской Филадельфии двадцатого века . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. стр. 98–9. ISBN 978-1-4399-0903-4 .
- ^ «История репертуара Колумбии: записи на иностранных языках - дискография американских исторических записей» . Дискография американских исторических записей . Проверено 12 февраля 2021 г.
- ^ «Звуки бойцов, Хаулин Вульф и икона комедии среди 25, включенных в Национальный реестр звукозаписи» . Библиотека Конгресса . Проверено 13 февраля 2021 г.
- ^ Сапозник, Генри (1999). Клезмер! : Еврейская музыка от Старого Света до нашего мира . Книги Ширмера. п. 68. ИСБН 9780028645742 .
- ^ Нетский, Ханкус. «Fon der Choope (Со свадьбы) — Идишеский оркестр Абэ Эленкрига (4 апреля 1913 г.)» (PDF) . Библиотека Конгресса . Проверено 19 июня 2021 г.
- ^ Хескес, Ирен (1995). Американские популярные песни на идише, 1895–1950 годы: каталог, основанный на списке записей об авторских правах Лоуренса Марвика . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. п. xxxiv. ISBN 0844407453 .
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 279. ИСБН 9780190244514 .
- ^ «Оркестр лейтенанта Джозефа Франкеля - Дискография американских исторических записей» . Дискография американских исторических записей .
- ^ Сапозник, Генри (1999). Клезмер! : Еврейская музыка от Старого Света до нашего мира . Нью-Йорк: Книги Ширмера. стр. 87–94. ISBN 9780028645742 .
- ^ Сапозник, Генри (2006). Клезмер! : Еврейская музыка от Старого Света до нашего мира (2-е изд.). Нью-Йорк: Торговые книги Ширмера. стр. 107–11. ISBN 9780825673245 .
- ^ Воллок, Джеффри (2007). «Исторические записи как исторические записи: Херш Гросс и его Бойберикер Капелье (1927–1932)» (PDF) . Журнал АРСК . 38 (1): 44–106.
- ^ Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. стр. 260–263. ISBN 9781787448315 .
- ^ Сапозник, Генри (2006). Клезмер! : Еврейская музыка от Старого Света до нашего мира (2-е изд.). Нью-Йорк: Торговые книги Ширмера. стр. 99–109. ISBN 9780825673245 .
- ^ Евреи и американская популярная культура . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. 2007. с. 86. ИСБН 9780275987954 .
- ^ Рубин, Джоэл (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Рочестерский университет. стр. 2–4. ISBN 9781580465984 .
- ^ Jump up to: а б Киршенблатт-Гимблетт, Барбара (1998). «Звуки чувств». Иудаизм: Ежеквартальный журнал еврейской жизни и мысли . 47 (1): 49–79.
- ^ Нетский, Ханкус (2015). Клезмер: музыка и община в еврейской Филадельфии двадцатого века . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. стр. 4–5. ISBN 9781439909034 .
- ^ Слобин, Марк (2000). Скрипач в движении: исследуя клезмерский мир . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 4. ISBN 9780195161809 .
- ^ «Стивен Гринман» . stevengreenman.com . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ "Дом" . klezmers.com .
- ^ «Другие европейцы» . другие-европейцы-band.eu. Архивировано из оригинала 30 апреля 2011 года . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ «Иерусалимская клезмерская ассоциация» .
- ^ Out and AboutПредстоящие события · чтение 1 минута (20 марта 2023 г.). «Ежегодный клезмерский фестиваль в Цфате возвращается, чтобы поразить север Израиля!» . НЕОБХОДИМЫЙ путеводитель по Израилю | iGoogledIsrael.com . Проверено 24 апреля 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Клезмерский фестиваль в Цфате» . Цфат Израиль . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Роговой, С. (2000). Неотъемлемый клезмер . Алгонкинские книги. п. 71. ИСБН 978-1-56512-863-7 . Проверено 1 мая 2017 г.
- ^ «Офер Бен-Амотс: Клезмерский концерт» . Bernstein Artists, Inc. 2006. Архивировано из оригинала 6 июня 2014 года . Проверено 6 июня 2014 г.
- ^ Бен-Амотс, Офер (2006). Клезмерский концерт . Колорадо-Спрингс: Собственная пресса композитора. ISBN 978-1-939382-07-8 .
- ^ Сурис, Б.Д. (1972). Анатолий Львович Каплан. Анатолий Львович Каплан . Ленинград: Художник РСФСР. стр. 234–236.
- ^ Рубин, Джоэл; Оттенс, Рита (15 мая 2000 г.). «Щекотка в сердце» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2009 года.
- ^ Нетский, Ханкус (2015). Клезмер: музыка и община в еврейской Филадельфии двадцатого века . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. п. 9. ISBN 9781439909034 .
- ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 60. ИСБН 9780190244521 .
- ^ Хескес, Ирен (1995). Американские популярные песни на идише, 1895–1950 годы: каталог, основанный на списке записей об авторских правах Лоуренса Марвика . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. п. XIX. ISBN 0844407453 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Статья в энциклопедии YIVO о традиционной и инструментальной музыке восточноевропейских евреев
- КлезКанада , Идиш Лето Веймар , Идиш Нью-Йорк , фестивали, на которых преподают клезмерскую музыку
- Клезмерский институт — академическая группа, целью которой является изучение и обсуждение клезмеров.
- Американские популярные ноты на идише , коллекция общедоступных и неопубликованных партитур в Библиотеке Конгресса , включая рукописные партитуры ряда ранних американских клезмеров.
- Mayrent Коллекция записей на идише , открытый архив оцифрованных записей на идише и клезмере.
- KlezmerGuide.com . Подробные перекрестные ссылки на клезмерские записи и источники нот.
- Klezmer Podcast и Radiant Others. Архивировано 30 марта 2022 года в Wayback Machine , двух подкастах (в настоящее время неактивных), в которых взяты интервью у клезмерских исполнителей и ученых.
- Стоу, Д.В. (2004). Как сладок звук: Музыка в духовной жизни американцев . Издательство Гарвардского университета. п. 182. ИСБН 9780674012905 . Проверено 9 ноября 2015 г.
- Коэн, Боб. «Еврейская музыка в Румынии» . Еврейская музыка в Восточной Европе . Ди Найе Капелье . Проверено 9 ноября 2015 г.