Йельский Стром
Йельский Стром | |
---|---|
Имя при рождении | Йельский Стром |
Жанры | Клезмер |
Род занятий | Скрипач, композитор, кинорежиссер, писатель, фотограф, драматург |
Инструмент(ы) | Скрипка |
Годы активности | 1981 [1] -подарок |
Веб-сайт | yalestrom |
Йель Стром — американский скрипач, композитор, кинорежиссер, писатель, фотограф и драматург. Стром является пионером среди возрожденцев клезмера (музыкальной традиции евреев-ашкенази Восточной Европы ) в проведении обширных полевых исследований в Центральной и Восточной Европе и на Балканах среди еврейских и цыганских общин с 1981 года. Первоначально его работа была сосредоточена в первую очередь на использовании и исполнение клезмерской музыки между этими двумя группами. Постепенно его внимание возросло до изучения всех аспектов их культуры, от периода после Второй мировой войны до наших дней. Он был одним из первых клезмеров-возрожденцев, кто выявил связь между клезмерами и лаутаре (цыганскими/цыганскими музыкантами) и исследовал эту связь в своих научных и художественных работах.
За более чем три десятилетия, прошедшие с момента его первой этнографической поездки, Штром стал одним из самых продуктивных и влиятельных в мире ученых-художников, занимающихся клезмерской культурой и историей.
Карьера
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]Полевые исследования клезмеров Йельского университета помогли сформировать основу для репертуара его клезмерской группы Hot Pstromi, базирующейся в Нью-Йорке и Сан-Диего. С момента основания первой группы Строма в 1981 году он сочиняет свою собственную новую еврейскую музыку, которая сочетает в себе клезмер с хасидскими нигуним, цыганскими, джазовыми, классическими, балканскими и сефардскими мотивами. Эти композиции варьируются от струнных квартетов до симфонии, премьера которой состоялась при участии Симфонического оркестра Сент-Луиса, и его сольной скрипичной композиции под названием «Бессарабская сюита», созданной по заказу Рэйчел Бартон Пайн. Он сочинил оригинальную музыку для постановки Денверского центра «Диббук» Тони Кушнера. Он написал всю новую еврейскую музыку для серии Национального общественного радио «Скрипачи, философы и дураки: еврейские рассказы от Старого Света до Нового», которую вел Леонард Нимой , а также музыку к многочисленным фильмам.
Список записей на компакт-дисках: «Cholent With Huckleberry» (Rounder, 1985), «Eclectic Klezz» (Rounder/Global Village, 1987), «With A Little Horseradish on the Side» (Global Village, 1993) - с участием оригинального состава группы Hot Pstromi. Стром, Энди Стэтман , Марк Дрессер, Исмаил Бутера и Сейдо Салифоски), «Последний клезмер» (Global Village, 1994), «Карпати: 50 миль, 50 лет» (Global Village, 1996), «Странствующий еврей» (Global Village) , 1997), «Сказки, которые пел наш отец» (Global Village, 1998), «Сад Йидна» (Naxos World, 2000), «Cafe Jew Zoo» (Naxos World, 2002), «Двейкес/Адгезия» (Global Village, 2005). ) «Абсолютно полный клезмер» (Трансконтинентальная музыка, 2006), «Борщ с хлебом, братья» ( ARC Music UK, 2007), «Абсолютно полный клезмер, Том II» (Трансконтинентальный, 2007), «Невесты дьявола: Музыка из The Ведьмы Люблина» ( ARC Music UK, 2011, рассказ актриса Мириам Марголис). «Город будущего» (ARC Music), Великобритания, 2016 г., с участием идишских вокалистов: Дэниела Кана, Джека «Янкла» Фалька, Майкла Альперта, Энтони Рассела, Виры Лозински, Джуди Бресслер и Элизабет Шварц, «Сломанная супруга Йельского университета: Мерцающие огни» (ARC Music), Великобритания, 2018 г., с участием: Сары Касвелл, Амоса Хоффмана, Дэвида Уоллеса и Алекса Гринбаума в качестве гостей с Hot Pstromi (Фред Бенедетти, Джефф Пекарек, Элизабет Шварц и Йель Стром) и «Волк и ягненок: концерт в Шахе». (ARC UK, 2022) с участием Йеля Строма, Элизабет Шварц, Питера Стэна, Александра Ясинского, Петра Дворского и Норберта Стачела.
Стром выступал со многими известными музыкантами, в том числе Энди Стэтманом , Марком Дрессером, Марти Эрлихом, Марком О'Коннором, Алисией Свигалс , Салманом Ахмадом , Самиром Чаттерджи , Музикасом , Кальманом Балогом , Дамианом Драгичи, Мартой Себастьен, Таней Калманович, Сарой Касвелл, Питер Спрэг, Гилберт Кастелланос, Питер Стэн, Норбер Стачел, Элисон Браун, Гилберт Кастелланос, Адам Дель Монте, Тео Бикель и множество других.
Строма провозглашали «выдающимся руководителем оркестра и композитором» ( журнал Pulse! Magazine ), «одним из лучших клезмерских музыкантов в стране» (Houston Public News) и «всесторонним музыкальным провидцем» (Сет Роговой). «Грязное белье» резюмирует это наиболее кратко: «Йель Стром — это путешествие к самому себе еврейскими корнями». Газета New York Jewish Week пишет:
«Он талантливый фотограф и писатель, талантливый режиссер-документалист и имеет собственную клезмерскую группу… Многогранная карьера Строма — это чудо, а его рабочий график просто дьявольский».
Книги
[ редактировать ]Результатом исследований Строма также стало шестнадцать книг. [2] (включая «Последние евреи Восточной Европы» и «Неопределенные дороги: в поисках цыган». Он был первым фотографом после Романа Вишняка, опубликовавшим фотографии евреев в странах Восточного блока. [ нужна ссылка ] Его «Клезмерская книга: история, музыка, фольклор», 400-страничная история с оригинальными фотографиями и нотами, собранными Йельским университетом во время его более чем 60 этнографических поездок в Центральную и Восточную Европу, была опубликована издательством A Cappella Books в сентябрь 2002 г.; Вскоре за этим последовала публикация первого в мире учебного пособия по клезмеру «Музыка минус один» (универсальное издание, Вена, Австрия, апрель 2004 г.). Последняя книга Строма, написанная в сотрудничестве с его женой Элизабет Шварц , называется «Странствующий пир: путешествие по еврейской культуре Восточной Европы» (Jossey-Bass Publishers, январь 2005 г.). Книга Строма «Абсолютный полный клезмерский песенник» (2006, Трансконтинентальная музыка) поставляется вместе с компакт-диском под названием «Абсолютно клезмерский том I» и содержит 313 известных и редких клезмерских мелодий, многие из которых были собраны Стромом за годы его полевых исследований. Его первая детская книга «Свадьба, которая спасла город» с иллюстрациями Жени Промицкого вышла в издательстве «Кар-Бен Паблишинг». в 2008 году и получил награду Библиотечной ассоциации Сан-Диего за лучшую иллюстрированную детскую книгу в 2009 году. Его биография клезмерского кларнетиста Дэвида Тарраса «Дэйв Таррас: Король клезмера» (Or-Tav Publications, 2010) является первой полной биографией Тарраса, авторизован семьей Таррас и включает 28 мелодий Тарраса, многие из которых никогда ранее не публиковались и не записывались, а также редкие семейные архивные фотографии и биографические подробности. Вторая детская иллюстрированная книга Строма называется «Шлоймл Боймл и его счастливый Дрейдл», иллюстрированная Эмилем Фуэр-Зингером. Это двуязычная книга на английском и идише, опубликованная издательством Olniansky Tekst Farlag (2021). Еще один из серии Shloyml Boyml «Sholyml Boyml and His Purim Adventure» вышел весной 2023 года.
Фильм
[ редактировать ]Стром снял десять отмеченных наградами документальных фильмов ( «На распутье» , «Последний клезмер» , «Карпати: 50 миль, 50 лет» , «Хаим», «Товарищ Сталин!»). [3] и Клезмер на Фиш-стрит ) и сочинял музыку для других. Он был первым режиссером-документалистом в истории, которому дали свой собственный показ в престижном театре Уолтера Рида Линкольн-центра, где «Последний клезмер» побил рекорды кассовых сборов; этот рекорд был побит только благодаря Карпати пробегу . Оба фильма имели большой успех в кинотеатрах как в США, так и за рубежом и вошли в десятку крупнейших списков («Последний клезмер» в газете «NY Post» в 1994 году и «Карпати» в газете «San Diego Union Tribune» в 1997 году). «Последний клезмер» вошел в шорт-лист премии «Оскар». «Клезмер на Фиш-стрит» получил в 2003 году специальный приз жюри Международного кинофестиваля в Палм-Бич. Его документальный фильм «Человек из Мункача: Цыганский клезмер» был снят компанией Duna Television (Будапешт, Венгрия). Существуют две редакции: продюсерская версия, которая будет показана исключительно в Венгрии, и режиссерская версия для других стран. В 2007 году Стром курировал мероприятие в Нью-Йорке « Великий день на Элдридж-стрит» — фотосессию (фотографа Лео Сореля) с участием более 100 ведущих мировых клезмеров и идишских художников (на основе знаковых фотографий «Великий день в Гарлем»), парад по Нижнему Ист-Сайду и концерты. Короткометражный фильм Строма. «Великий день на Элдридж-стрит» документирует эти события. В 2011 году Стром снял фильм «Письмо Веджвуду: жизнь Габриэллы Ауспиц Харштайн», в котором исследуется еврейская жизнь в довоенном Мукачево, Чехословакия, соперничество между хасидами и сионистами и то, как лорд Веджвуд спас Габриэллу от Холокоста. В 2018 году Стром снял фильм «Американский социалист: жизнь и времена Юджина Виктора Дебса», в котором исследуется жизнь социалиста и профсоюзного организатора Юджина Дебса. Он получил награду «Лучший полнометражный документальный фильм» на кинофестивале Workers Unite в Нью-Йорке в 2017 году. Последний документ Строма. фильм «С уважением, Лу Кертисс» (2023) о фольклорном фестивале коллекционеров пластинок, реж. Лу Кёртисс, который был наставником таких музыкантов, как: Том Уотс, Джордж Уинстон, Моджо Никсон, Эй Джей Кроче, Элисон Браун и др.
Фотовыставки
[ редактировать ]Персональная фотовыставка Строма «Ром из Риджвуда», посвященная цыганским общинам в Квинсе, штат Нью-Йорк, была установлена в Художественном музее Квинса ; у него было множество персональных выставок (изображающих жизнь евреев и цыган) в США и Европе (полный список выставок предоставляется по запросу). Его персональная выставка портретов клезмерских музыкантов (евреев и цыган) в Бессарабии «Клезморим» экспонировалась в Румынии и Венгрии. Эта же выставка совсем недавно прошла в Еврейском общинном центре в Хьюстоне. Его фотографии являются частью многих коллекций, включая Бет Хатефусот, Музей Скирболла, Еврейский музей Нью-Йорка, Еврейский музей Франкфурта и Музей фотографического искусства. Центр Анны Франк в Нью-Йорке организовал выставку его фотографий под названием «Фрагменты: еврейская жизнь в Восточной Европе 1981-2016». Выставку видели в Каламазу, Еврейском музее Праги и Еврейском музее Брно.
Пьесы
[ редактировать ]Оригинальная пьеса Строма «…от человека… к зверю… к ползущему существу…» была полностью поставлена в июне 2001 года на фестивале Стрейзанд (Ла-Хойя, Калифорния). Его пьеса «Воспитание Гершлая Гриншпана» (ранее «Ярь-медянка») была поставлена представителем Сан-Диего, представителем Северного побережья, а также в Нью-Йорке, Коннектикуте и Лос-Анджелесе. Стром был упомянут в выпуске журнала Time Об этой пьесе и о стипендии, стоящей за ней, от 31 мая 2004 года. В сотрудничестве с женой и партнершей Элизабет Шварц и писательницей Эллен Кушнер Стром написал аудиодраму «Люблинские ведьмы» (2011) с Товой Фельдшу в главной роли и участием Саймона Джонса, Барбары Розенблат и Нила Геймана, среди других. Он также написал оригинальную музыку для записи. Его вторая радио/аудиодрама - «Дебс в Кантоне» (2021) режиссера Сью Зиззы по сценарию Элизабет Шварц и Йельского университета Стром на музыку Строма. Звезды драмы: Фил Проктор, Пи Джей Охлан, Эл Джей Гансер, Роберт Фасс, Энн Бобби, Дуг Шапиро, Мика Геллерт, Мелинда Петерсон и выиграл шесть премий Communicator Awards, включая лучшую написанную драму.
Лекции и преподавание
[ редактировать ]Стром читал лекции в США, Азии и Европе и в течение 4 лет преподавал в Школе индивидуального обучения Галлатина при Нью-Йоркском университете , где он создал курс «Экспедиции художников-этнографов». Стром был постоянным артистом программы иудаики в Государственном университете Сан-Диего , и эта должность была создана для него до 2020 года. Стром был первым в истории клезмерским скрипачом, которого пригласили проводить мастер-классы как в ассоциации преподавателей струнных инструментов. Американской ассоциации преподавателей струнных инструментов , так и в Американской Марка О'Коннора Скрипичный лагерь . В настоящее время Стром преподает на музыкальном факультете SDSU и проводит с Ayelet Tours туры по еврейской истории, культуре и музыке в Европу и Северную Африку.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Путешествие скрипача» . Еврейский журнал Сан-Диего . Июнь 2003 г. Архивировано из оригинала 15 августа 2004 г. Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Сайт Йельского Строма AOL
- ^ Кер, Дэйв (31 января 2003 г.). «ОБЗОР ФИЛЬМА: Когда советские евреи искали рай в сибирских болотах и снегах» . Нью-Йорк Таймс .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рецензия: «Клезмеры на Фиш-стрит», Variety , 16 апреля 2004 г.
- Интервью Йельского университета Строма - Библиотека устной истории NAMM (2016)
- Калифорнийский университет в Сан-Диего, Сборник живой истории Холокоста: «Мы должны Шпиль!» Отношения между еврейскими и цыганскими музыкантами во время Холокоста