Черта расселения
Черта оседлости [а] западный регион Российской империи с различными границами, существовавший с 1791 по 1917 год ( де-факто до 1915 года), в котором было разрешено постоянное проживание евреев и за пределами которого еврейское проживание, постоянное или временное, [1] по большей части было запрещено. Большинству евреев по-прежнему было запрещено проживать в ряде городов черты оседлости. Некоторым евреям было разрешено жить за пределами этого района, в том числе людям с университетским образованием, дворянам, членам наиболее богатых купеческих гильдий и отдельным ремесленникам , некоторым военным и некоторым связанным с ними службам, включая их семьи, а иногда и их слуги. Архаичный английский термин «бледный» происходит от латинского слова palus , «кол», которое означает территорию, огороженную забором или границей. [2]
Черта оседлости включала всю современную Беларусь и Молдову , большую часть Литвы , Украины и восточно-центральной Польши , а также относительно небольшие части Латвии и территории нынешней западной части Российской Федерации . Она простиралась от восточной черты , или демаркационной линии внутри страны, на запад до границы Российской империи с Королевством Пруссия (позже Германская империя ) и Австро-Венгрией . Кроме того, оно составляло около 20% территории Европейской России и во многом соответствовало историческим землям бывшей Речи Посполитой , Казачьего Гетманщины , Османской империи (с Едисаном ), Крымского ханства и восточного Молдавского княжества ( Бессарабии ).
Жизнь в черте оседлости для многих была экономически безрадостной. Большинство людей полагались на мелкие услуги или ремесленные работы, которые не могли поддерживать количество жителей, что привело к эмиграции, особенно в конце 19 века. Несмотря на это, еврейская культура , особенно на идише , развивалась в штетлах (маленьких городах), а интеллектуальная культура развивалась в иешивах (религиозных школах), а также переносилась за границу.
Российская империя во время существования черты оседлости была преимущественно православно-христианской , в отличие от территории, включенной в черту оседлости, с ее значительными меньшинствами еврейского, римско-католического и до середины XIX века восточно-католического населения (хотя большая часть современной Украины, Белоруссии и Молдова преимущественно православная). Хотя религиозная природа указов, создавших черту оседлости, очевидна (обращение в православие , государственную религию, освобождало людей от ограничений), историки утверждают, что мотивы ее создания и поддержания носили в первую очередь экономический и националистический характер.
Окончание установления и формальной демаркации черты оседлости совпало с началом Первой мировой войны в 1914 году, когда большое количество евреев бежало вглубь России, спасаясь от вторгшейся немецкой армии, а затем, наконец, в 1917 году, с окончанием российской оседлости. Империя в результате Февральской революции . [3] [4]
Этимология [ править ]
См . «бледный» на английском языке: Этимология 2.6. в Викисловаре .
История [ править ]
Часть серии о |
Антисемитизм |
---|
Категория |
Территория, которая впоследствии стала Черной чертой, впервые начала переходить в руки Российской империи в 1772 году, после первого раздела Польши . В то время передвижение большинства евреев (и фактически большинства подданных империи) было ограничено. Черта возникла при Екатерине Великой в 1791 году. [5] первоначально как мера по ускорению колонизации территорий на Черном море, недавно приобретенных у Османской империи . Евреям было разрешено расширять имеющуюся у них территорию, но взамен еврейские купцы больше не могли вести дела в неБледной Руси. [6]
Институт черты оседлости стал более значимым после второго раздела Польши в 1793 году, поскольку до этого времени еврейское население империи (бывшей Московии) было довольно ограниченным. [7] Резкое расширение Российской империи на запад за счет аннексии польско-литовских территорий существенно увеличило еврейское население. [8] На пике своего развития в черте оседлости проживало более пяти миллионов евреев, и она представляла на тот момент самую большую часть (40 процентов) еврейского населения мира. [9] Свобода передвижения нееврейских имперских подданных была значительно расширена, но свобода передвижения евреев была сильно ограничена и официально сохранялась в пределах черты черты. [6]
Название «Черта расселения» впервые возникло при царе Николае I. Под его правлением (1825–1855 гг.) черта оседлости постепенно сокращалась и становилась более строгой. В 1827 году евреи, проживающие в Киеве, были строго ограничены императорским указом. губернии Астраханская и Северо-Кавказская В 1835 году из черты оседлости были исключены . Николай пытался изгнать всех евреев в радиусе 50 миль от границы Австрийской империи в 1843 году. На практике это было очень трудно обеспечить, и в 1858 году ограничения были смягчены. [6]
Царь Александр II , правивший с 1855 по 1881 год. [10] расширил права богатых и образованных евреев покидать черту оседлости и жить за ее пределами, что заставило многих евреев поверить в то, что черта оседлости может вскоре быть отменена. [6] Эти надежды исчезли, когда в 1881 году был убит Александр II . [10] Распространились слухи, что он был убит евреями. [11] [12] и впоследствии антиеврейские настроения резко возросли. Антиеврейские погромы сотрясали страну с 1881 по 1884 год . Реакционные Временные правила в отношении евреев 1881 года запрещали любые новые еврейские поселения за пределами черты оседлости. Законы также предоставляли крестьянам право требовать изгнания евреев из своих городов. Законы не были временными и должны были действовать в полную силу, по крайней мере, до 1903 года . проходить. Крайне правые политические элементы в Думе в ответ предложили изгнать всех евреев из Российской империи. [6]
Временами императорским указом евреям запрещалось жить в сельскохозяйственных общинах или определенных городах (как в Киеве , Севастополе и Ялте ) и заставляли переезжать в небольшие провинциальные города, способствуя тем самым возникновению местечек . [ нужна ссылка ] Еврейские купцы Первой гильдии ( купцы первой гильдии , богатейшие сословия купцов в Российской империи), люди с высшим или специальным образованием, студенты вузов, ремесленники , армейские портные, дворянские евреи, солдаты (призванные в соответствии с Рекрутским уставом 1810 г.), а их семьи имели право жить за чертой оседлости. [13] [ нужен лучший источник ] В некоторые периоды евреям давались особые разрешения на проживание в крупных имперских городах, но они были незначительными, и несколько тысяч евреев были изгнаны в черту оседлости из Москвы. еще в 1891 году Чрезвычайно ограничительные указы и периодические погромы привели к массовой эмиграции. из черты оседлости, главным образом в США и Западную Европу. Однако эмиграция не успевала за рождаемостью и изгнанием евреев из других частей Российской империи, и поэтому еврейское население черты оседлости продолжало расти. [6]
Во время Первой мировой войны Черта утратила свою жесткую власть над еврейским населением, когда большое количество евреев бежало в глубь России, спасаясь от вторгшейся немецкой армии. Черта оседлости де-факто прекратила свое существование 19 августа 1915 года, когда управляющий МВД разрешил ввиду чрезвычайных обстоятельств военного времени проживание евреев в городских поселениях за чертой оседлости, с исключение столиц и местностей, находящихся в ведении министров императорского двора и военных (т. е. дворцовых предместий Петрограда и прифронтовой полосы). [14] [15] Формально черта оседлости закончилась вскоре после отречения Николая II , когда Россия охватила революцию . 20 марта (2 апреля н.с. ) 1917 года черта была упразднена Временного правительства России декретом « Об отмене религиозных и национальных ограничений» . [16] [6] Вторая Польская Республика была воссоздана на большей части бывшей территории оседлости после Первой мировой войны. [17] Впоследствии, одно поколение спустя, большая часть еврейского населения этого региона погибла во время Холокоста . [6]
Еврейская жизнь в черте оседлости [ править ]
Еврейская жизнь в штетлах ( идиш : שטעטלעך штетлех «городки») черты оседлости была тяжелой и бедной. [18] Следуя еврейской религиозной традиции цдаки (благотворительности), возникла сложная система добровольных еврейских организаций социального обеспечения, призванная удовлетворить потребности населения. Различные организации снабжали одеждой бедных студентов, обеспечивали кошерной пищей еврейских солдат, призванных в Российскую императорскую армию , бесплатно лечили бедных, предлагали приданое и домашние подарки нуждающимся невестам, а также организовывали техническое образование для сирот. Согласно «Атласу еврейской истории» историка Мартина Гилберта , ни в одной провинции черты оседлости не было менее 14% евреев, получающих помощь; Литовские и украинские евреи поддерживали до 22% своего бедного населения. [19]
Концентрация евреев в черте оседлости в сочетании с «лютой ненавистью к евреям» царя Александра III и слухами о причастности евреев к убийству его отца, царя Александра II, сделали их легкой мишенью для погромов и анти-еврейских настроений. Еврейские бунты большинства населения. [20] Они, наряду с репрессивными майскими законами , часто опустошали целые общины. [ нужна ссылка ] Хотя нападения происходили на протяжении всего существования Черты оседлости, особенно разрушительные русские погромы произошли с 1881 по 1883 год и с 1903 по 1906 год. [21] нападения на сотни общин, нападения на тысячи евреев и причинение значительного материального ущерба. [ нужна ссылка ]
Большинство евреев не могли заниматься сельским хозяйством из-за особенностей черты оседлости. [ нечеткий ] и, таким образом, были преимущественно купцами, ремесленниками и лавочниками. Это сделало бедность серьезной проблемой среди евреев. Однако возникла надежная система социального обеспечения еврейской общины; к концу XIX века почти каждый третий еврей в черте оседлости получал поддержку со стороны еврейских благотворительных организаций. [22] [6] Эта еврейская система поддержки включала, помимо прочего, предоставление бесплатных лекарств бедным, выдачу приданого бедным невестам, кошерную еду еврейским солдатам и образование сиротам. [5]
Одним из результатов концентрации евреев на ограниченной территории стало развитие современной системы ешив . До наступления черты оседлости школы по изучению Талмуда были роскошью. Ситуация начала меняться, когда раввин Хаим из Воложина основал своего рода ешиву национального уровня. В 1803 году он основал Воложинскую иешиву и начал привлекать большое количество студентов со всей черты оседлости. Царские власти были недовольны школой и стремились сделать ее более светской, в конечном итоге закрыв ее в 1879 году. Власти вновь открыли ее в 1881 году, но потребовали, чтобы все учителя имели дипломы русских учреждений и преподавали русский язык и культуру. Это требование было не только неприемлемым для евреев, но и по существу невыполнимым, и школа в последний раз закрылась в 1892 году. Талмуда в России. [5]
После 1886 года к образованию была применена еврейская квота : процент еврейских студентов ограничивался не более чем 10% в пределах черты оседлости, 5% за пределами черты оседлости и 3% в столицах Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. [ нужна ссылка ] Однако в столицах квоты были несколько увеличены в 1908 и 1915 годах. [ нужна ссылка ]
дворы хасидских династий . В тяжелых условиях, в которых жило и работало еврейское население, в черте оседлости процветали [ нужна ссылка ] Тысячи последователей ребе, таких как Геррер Ребе Иегуда Арье Лейб Альтер (известный как Сфас Эмес ), Чернобыльский Ребе и Вижницерский Ребе , стекались в свои города на еврейские праздники своих ребе и следовали за минхагимами ( иврит : מנהגים , еврейский практики) в своих домах. [ нужна ссылка ]
Невзгоды еврейской жизни в черте оседлости были увековечены в произведениях идишских авторов, таких как юморист Шолом-Алейхем , чей роман «Тевье дер Мильхигер» ( идиш : טבֿיה דער מילכיקער , Тевье-молочник ) в форме повествования Тевье из вымышленное автору местечко Анатевка) легло в основу театральной (и последующей кино) постановки «Скрипач на крыше» . Из-за тяжелых условий повседневной жизни в черте оседлости около двух миллионов евреев эмигрировали оттуда в период с 1881 по 1914 год, главным образом в Соединенные Штаты . [23]
Территории Белой черты [ править ]
Черта расселения включала следующие территории.
1791 [ править ]
Указ от 23 декабря 1791 Екатерины Великой г. ограничил черту:
- Западный край :
- Могилевская губерния
- Полоцкая губерния (позже преобразована в Витебскую губернию )
- Малороссия (Украина):
- Novorossiya Governorate
1794 г. [ править ]
После Второго раздела Польши указом от 23 июня 1794 года были добавлены следующие области:
- Минская губерния
- Могилевская губерния
- Полоцкая губерния
- Киевская губерния
- Волынская губерния
- Подольская губерния
1795 [ править ]
После Третьего раздела Польши были добавлены следующие территории:
1805–1835 [ править ]
После 1805 года Черта постепенно сокращалась и ограничивалась следующими территориями:
- Литовские губернии
- Юго-Западный край
- Беларусь без села
- Малороссия (Малороссия или Украина) без сельской местности
- Черниговская губерния
- Novorossiya without Nikolaev and Sevastopol
- Киевская губерния без Киева
- Прибалтийские губернии закрыты для прибывающих евреев
Сельские местности на протяжении 50 верст (53 км) от западной границы были закрыты для нового расселения евреев.
После 1836 года [ править ]
- Черниговская губерния , Полтавская губерния , Таврическая губерния (Крым), Херсонская губерния , Бессарабская губерния , Велижская губерния.
- Северо-Западные территории (Литва и Белоруссия): Виленская, Каунасская, Гродненская, Минская, Могилёвская, Витебская губернии.
- Юго-Западный край (Украина): Киевская, Волынская губернии.
- Королевство Польское : Варшавская, Люблинская, Плоцкая, Калишская, Петркувская, Кельцкая, Радомская, Седлецкая, Августовская губернии (в 1867 году разделены на Сувалки и Ломжу).
По решению Конгресса 1917 года Польша не относилась к черте оседлости, но евреям было разрешено там селиться. [13]
Окончательная демографическая информация [ править ]
По переписи 1897 года в губерниях или губерниях проживало следующее количество евреев: [24]
Область | % |
---|---|
Северо-Западный край (вся Литва , Беларусь ) | |
Вильно | 12.86% |
Ковно | 13.77% |
Grodno | 17.49% |
Минск | 16.06% |
Могилёв | 12.09% |
Витебск | 11.79% |
Юго-Западный край (Северная и Центральная Украина ) | |
Киев | 12.19% |
Волынь | 13.24% |
Подолье | 12.28% |
Конгресс Польша | |
Варшава | 18.22% |
Люблин | 13.46% |
Плоцк | 9.29% |
Калиш | 8.52% |
Петркув | 15.85% |
Кельце | 10.92% |
Работающий | 13.78% |
Седльце | 15.69% |
Сувалки | 10.16% |
Ломжа | 15.77% |
Другие | |
Чернигов | 4.98% |
Полтава | 3.99% |
Таврида ( Крым ) | 4,20% + караимы 0,43% |
Херсон | 12.43% |
Бессарабия | 11.81% |
Yekaterinoslav | 4.78% |
В 1882 году евреям было запрещено селиться в сельской местности.
Из него были исключены следующие города Черты оседлости:
В популярной культуре [ править ]
- «Скрипач на крыше» , по которому позже был экранизирован фильм , находился в черте оседлости 1905 года в вымышленном городе Анатевка, Украина .
- Йентл , также экранизированный в фильме , был расположен в Польше 1873 года .
- Действие некоторых романов Исаака Башевиса Зингера происходит в черте оседлости.
См. также [ править ]
- The Pale (англ. Pale) вокруг Дублина , Ирландия
- Бледность Кале , английская территория во Франции с 1360 по 1558 год.
- Еврейская автономная область , восточная территория России для евреев.
- Антисемитизм в Российской империи
- Антисемитизм в Украине
- История евреев в Беларуси
- История евреев в Литве
- История евреев в Польше
- История евреев в России.
- История евреев в Украине
- Восточноевропейское еврейство
Примечания [ править ]
- ^ Русский: Черта оседлости , латинизировано : Черта оседлости ( написание до 1918 года : Черта оседлости); Идиш : дер тхум хамойшев , латинизированный : дер тхум хамойшев ; Иврит : т'ум хаммошав , латинизированный : т'ум хаммошав
Ссылки [ править ]
- ^ Черта оседлости. ( tr. "Settlement line" ) KEE, volume 9, col. 1188–1198 eleven.co.il
- ^ "бледный, №1." ОЭД онлайн . Oxford University Press, сентябрь 2016 г. Проверено 24 октября 2016 г. Белая черта была частью средневековой Ирландии , контролируемой английским правительством.
- ^ Сборник важнейших законоположений и распоряжений, действующих с 1 июля 1914 по 1 января 1916 года, вызванных обстоятельствами военного времени . Стр. 1916. с. 73. ИСБН 978-5-4460-6984-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Аронсон Г. Я. В борьбе за гражданские и национальные права: Общественные течения в русском еврействе // КРЕ-1. — С. 232.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Спиро, раввин Кен (9 мая 2009 г.). «Ускоренный курс истории № 56: Черта оседлости» . aish.com . Проверено 23 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Черта оседлости» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 23 августа 2019 г.
- ^ Коткин, Стивен (2014). Сталин . США: Книги Пингвина. п. 12. ISBN 978-1-59420-379-4 .
- ^ Коткин, Стивен (2014). Сталин . Нью-Йорк: Пингвин. п. 12. ISBN 978-1-59420-379-4 .
- ^ «Годовщина указа о Бледной слободе» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уоллес, Дональд Маккензи (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 01 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 559–561.
- ^ Еврейские хроники , 6 мая 1881 г., цитируется в Бенджамине Блехе, очевидце еврейской истории.
- ^ Sankt-Peterburgskie Vedomosti newspaper No.65, March 8 (20), 1881
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Янковский, Томаш [подпись] (3 мая 2014 г.). «Кто мог бы жить за пределами черты оседлости?» (пост в блоге) . Сайт JewishFamilySearch.com . Проверено 29 сентября 2016 г.
Приведены 14 групп евреев, которым может быть разрешено проживание за пределами черты оседлости, с указанием дополнительных условий и тремя причинами временного разрешения на выезд по 13 губерниям Российской империи; Сообщение в блоге принадлежит академическому историку и гласит: «Эти правила регулировались Законом о социальном сословии и Законом о паспортах, напечатанными в т. 9 и 14 Свода Конституции Российской империи».
- ^ Сборник важнейших законоположений и распоряжений, действующих с 1 июля 1914 по 1 января 1916 года, вызванных обстоятельствами военного времени . Стр. 1916. с. 73. ИСБН 978-5-4460-6984-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Аронсон Г. Я. В борьбе за гражданские и национальные права: Общественные течения в русском еврействе // КРЕ-1. — С. 232.
- ^ " "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений". Постановление 20 марта 1917 г." ["On the abolition of religious and national restrictions." Decree 20 March 1917]. 2004-11-30. Archived from the original on 2004-11-30 . Retrieved 2019-08-23 .
- ^ «Польша — межвоенная Польша» . Countrystudies.us . Проверено 23 августа 2019 г.
- ^ «Штетл» . Энциклопедия иудаики . Еврейская виртуальная библиотека , Группа Гейла.
- ^ Раввин Кен Спиро (9 мая 2009 г.). «Ускоренный курс истории № 56: Черта оседлости» . aish.com . Проверено 19 августа 2015 г.
- ^ Монтефиоре, Саймон Себаг. Романовы -- 1613 по 1918 год . стр. 463–464.
- ^ «Современная еврейская история: Погромы» . Энциклопедия иудаики . Еврейская виртуальная библиотека , Группа Гейла. 2008 год . Проверено 19 августа 2015 г.
- ^ «За чертой оседлости: Жизнь в черте оседлости» . www.friends-partners.org . Архивировано из оригинала 24 ноября 2010 г. Проверено 23 августа 2019 г.
- ^ Ронни С. Ландау (1992) Нацистский Холокост . IB Tauris, Лондон и Нью-Йорк: 57
- ^ Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г.: Распределение населения по вероисповеданиям и регионам Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года: Население по конфессиям и областям. Демоскоп . Weekly Проверено 30 сентября 2013 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Абрамсон, Генри (1991). «Еврейское представительство в независимых украинских правительствах 1917-1920 годов». Славянское обозрение . 50 (3): 542–550. дои : 10.2307/2499851 . JSTOR 2499851 . S2CID 181641495 .
- Джерачи, Роберт (декабрь 2019 г.). «Прагматизм и предрассудки: возвращение к происхождению черты еврейского поселения и ее историографии». Журнал современной истории . 91 (4): 776–814. дои : 10.1086/706046 . S2CID 210482001 .
- Пайпс, Ричард (январь 1975 г.). «Екатерина II и евреи: истоки черты оседлости». Советские еврейские дела . 5 (2): 3–20. дои : 10.1080/13501677508577216 . S2CID 161658287 .
- Роуленд, Ричард Х. (1986). «Географические закономерности еврейского населения в черте оседлости России конца XIX века». Еврейские социальные исследования . 48 (3/4): 207–234. JSTOR 4467338 .
- Дойч, Натаниэль; Ан-Ски, С. (2011). Еврейский черный континент: жизнь и смерть в русской черте оседлости . дои : 10.4159/harvard.9780674062641 . ISBN 978-0-674-06264-1 .
- Натанс, Бенджамин (2002). За чертой: встреча евреев с поздней имперской Россией . дои : 10.1525/Калифорния/9780520208308.001.0001 . ISBN 978-0-520-20830-8 .
Внешние ссылки [ править ]
- Черта оседлости (с картой) в Еврейской виртуальной библиотеке
- Черта оседлости (с картой и дополнительными документами) в Энциклопедии евреев Восточной Европы YIVO.
- Еврейские общины в черте оседлости (с картой)
- Жизнь в черте оседлости (с фотографиями)
- Карта черты оседлости 1825 года
- «Черта расселения» в Интернет-энциклопедии Украины.
- Штаты и территории, основанные в 1791 году.
- Штаты и территории упразднены в 1915 году.
- Антисемитизм в России
- Антисемитизм в Украине
- Исторические еврейские общины в Европе
- История Беларуси (1795–1918).
- История Литвы (1795–1918).
- Конгресс Польша
- История Бессарабии
- История Украины (1795–1918).
- Еврейская белорусская история
- Еврейская история Литвы
- Еврейская польская история
- Евреи и иудаизм в Российской империи.
- Еврейская украинская история
- Политика Российской Империи
- Штетлы
- Культурные регионы
- Инвалиды (евреи) в Европе
- Общество Российской Империи
- Схемы расчетов