Культурный большевизм
Культурный большевизм ( нем . Kulturbolschewismus ), иногда называемый конкретно художественным большевизмом , музыкальным большевизмом или сексуальным большевизмом . [1] — термин, широко используемый спонсируемыми государством критиками в нацистской Германии для осуждения секуляристских , модернистских и прогрессивных культурных движений. Этот термин тесно связан с теорией заговора еврейского большевизма .
Впервые это стало проблемой в 1920-х годах в Веймарской Германии , когда немецкие художники, такие как Макс Эрнст и Макс Бекманн, были осуждены Адольфом Гитлером , нацистской партией и другими немецкими националистами как «культурные большевики». Заявления нацистов о нападках на концепции семьи, идентичности, музыки, искусства и интеллектуальной жизни обычно назывались культурным большевизмом, а большевики — марксистским революционным движением в России. [2] [3] [4]
Культурный марксизм — это современный вариант термина, который используется для обозначения крайне правой антисемитской теории заговора культурного марксизма . [5] Этот вариант термина использовал крайне правый террорист Андерс Брейвик во вступительной главе своего манифеста. [6] [7]
История [ править ]
Развитие современного искусства в начале 20 века, хотя и уходящее корнями в 1860-е годы, ознаменовало революционный отход от традиционных художественных ценностей к ценностям, основанным на личном восприятии и чувствах художников. Этот отказ от традиционной власти , тесно связанный с промышленной революцией , индивидуалистическими ценностями эпохи Просвещения и продвижением демократии как предпочтительной формы правления на Западе, некоторых воодушевлял. Однако это оказалось чрезвычайно угрожающим для других, поскольку лишило их той безопасности, которую они чувствовали при старом образе жизни . Многим немцам того времени, и особенно приверженцам нацизма , само единство западной культуры и цивилизации казалось находящимся в серьезной опасности. [8]
Модернистский большевиками перелом произошел примерно в то же время, что и Октябрьская революция 1917 года в России, и те, кто чувствовал угрозу со стороны новой художественной точки зрения, связывали его с группой, пришедшей к власти после этой революции, — с их марксистско-ленинской политической философией. В действительности связь между модернизмом и большевизмом была крайне непрочной и в первую очередь касалась того, что оба они существовали в одно и то же неспокойное время европейской истории. Тем не менее, некоторые художники в Западной Европе черпали вдохновение из революционных идеалов , вплоть до того, что дадаист Рихард Хюльзенбек уверенно заявил в 1920 году, что дадаизм был «немецким большевистским делом». [9]
Одним из первых писателей за пределами Германии, которые связали большевизм с художественным движением, связующим звеном с тем, что впоследствии стало культурным марксизмом в конце 1990-х годов, был итальянский крайне правый писатель Юлиус Эвола . Эвола был художником- дадаистом после Первой мировой войны, которую считали декадентской и подрывной. В статье под названием Sui limiti del bolscevismoculturale , опубликованной в феврале 1938 года в ежемесячном журнале La Vita Italiana , он назвал это движение «культурным большевизмом» ( bolscevismoculturale ). [10]
Ассоциация нового искусства с большевизмом циркулировала в правых и националистических дискуссиях в последующие годы, став темой главы в книге Адольфа Гитлера « Майн кампф ». На фоне прихода Гитлера к власти нацисты осудили ряд современных стилей как «культурный большевизм», особенно абстрактное искусство и Баухауза архитектуру . Увидев, как сторонники нацистов избили коллегу за комментарии, сочувствующие современному искусству, типограф Пол Реннер опубликовал эссе против нацистской эстетики под названием «Kulturbolschewismus?» [11] Примерно в то же время Карл фон Осецкий высмеивал гибкость этого термина в нацистских трудах:
Культурный большевизм — это когда дирижер Клемперер использует темпы, отличные от его коллеги Фуртвенглера ; когда художник наносит на свой закат краски, невиданные в Нижней Померании ; когда кто-то выступает за контроль над рождаемостью; когда строят дом с плоской крышей; когда кесарево сечение на экране показано ; когда восхищаешься игрой Чаплина и математическим волшебством Эйнштейна . Это называется культурным большевизмом и личной услугой, оказанной господину Сталину . Это также демократический менталитет братьев [ Генриха и Томаса ] Маннов , музыкальное произведение Хиндемита или Вейля , и его следует отождествлять с истерическим требованием сумасшедшего принять закон, разрешающий ему жениться на собственной бабушке. [12]
Получив контроль над правительством, нацисты начали подавлять стили современного искусства и продвигать искусство на национальные и расовые темы. [13] Различные деятели искусства Веймарской эпохи , в том числе Реннер, Хюльзенбек и дизайнеры Баухауза, были маргинализированы.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
Примечания
- ^ Споттс, Фредерик . 2002. Гитлер и сила эстетики . Вудсток, Нью-Йорк: Overlook Press . ISBN 1-58567-345-5 . стр. 18, 24.
- ^ Джей, Мартин. «Диалектика контр-просвещения: Франкфуртская школа как козел отпущения маргиналов-сумасшедших» . Skidmore.edu . Журнал Салмагунди. Архивировано из оригинала 24 ноября 2011 года.
- ^ Берковиц, Билл (15 августа 2003 г.). « Культурный марксизм» набирает популярность» . Отчет разведки . Южный юридический центр по борьбе с бедностью. Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 года . Проверено 2 октября 2018 г.
- ^ Жамин, Жером (2014). «Культурный марксизм и радикальные правые» . У Шеховцов А.; Джексон, П. (ред.). Послевоенные англо-американские крайне правые: особые отношения ненависти . Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 84–103. дои : 10.1057/9781137396211.0009 . ISBN 978-1-137-39619-8 .
- ^ Источники:
- Джей, Мартин. «Диалектика контр-просвещения: Франкфуртская школа как козел отпущения маргиналов-сумасшедших» . Skidmore.edu . Журнал Салмагунди. Архивировано из оригинала 24 ноября 2011 года.
- Жамин, Жером (2014). «Культурный марксизм и радикальные правые» . У Шеховцов А.; Джексон, П. (ред.). Послевоенные англо-американские крайне правые: особые отношения ненависти . Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 84–103. дои : 10.1057/9781137396211.0009 . ISBN 978-1-137-39619-8 .
- Ричардсон, Джон Э. (10 апреля 2015 г.). « Культурный марксизм» и Британская национальная партия: транснациональный дискурс» . В Копси, Найджел; Ричардсон, Джон Э. (ред.). Культуры послевоенного британского фашизма . Рутледж. ISBN 9781317539360 .
- Берковиц, Билл (15 августа 2003 г.). « Культурный марксизм» набирает популярность» . Отчет разведки . Южный юридический центр по борьбе с бедностью. Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 года . Проверено 2 октября 2018 г.
- ^ «Ученые отвечают на манифест Брейвика» (пресс-релиз). Национальная ассоциация ученых . 28 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 1 сентября 2011 г. Проверено 28 июля 2011 г.
- ^ Энн Кэтрин Саймон; Кристоф Сайгер; Хельмар Думбс (29 июля 2011 г.). «Мир, каким его видит Андерс Б. Брейвик» . Пресса (на немецком языке).
- ^ Янсон, HW , и Энтони Ф. Янсон. 1991. История искусства . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс . ISBN 0-8109-3401-9 . п. 615.
- ^ Доэрти, Бриджит (2013). «Произведение искусства и проблема политики в берлинском дадаизме» . В Каннинге, Кэтлин; Барндт, Керстин; Макгуайр, Кристин (ред.). Веймарская общественность/веймарские предметы: переосмысление политической культуры Германии в 1920-е годы . Нью-Йорк: Berghahn Books. п. 53. ИСБН 978-1-78238-108-2 .
- ^ Эвола, Юлиус (2008). Позитивный антикоммунизм: статьи о большевизме и марксизме, 1938–1968 (на итальянском языке). Противоречивые издания. п. 91. ИСБН 978-88-89015-62-9 .
- ^ Реннер, Пол (2003). Культурный большевизм? . Германия: Стрёмфельд Верлаг. ISBN 978-3878778295 .
- ^ фон Оссицкий, Карл в Weltbühne («Мировая сцена») (21 апреля 1931 г.), цитируется в Deák, István Weimar «Левые интеллектуалы Германии: политическая история Weltbühne и ее круга» . Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет Press, 1968. стр.2.
- ^ Мишо, Эрик; Ллойд, Джанет (2004). Культ искусства в нацистской Германии . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-4327-3 .
Библиография
- Касториадис, Корнелиус (1984). Перекресток в Лабиринте . Харвестер Пресс. ISBN 978-0-85527-538-9 .
- Уильямс, Роберт Чедвелл (1997). «Глава 5: Большевизм на Западе: от ленинских тоталитаристов к культурным революционерам». Воображаемая Россия: искусство, культура и национальная идентичность, 1840-1995 . П. Ланг. ISBN 978-0-8204-3470-4 .