Культурное посредничество
Культурное посредничество описывает профессию, которая изучает культурные различия между людьми, используя данные для решения проблем. это один из фундаментальных механизмов собственно человеческого развития Согласно культурно-исторической психологической теории, представленной Львом Выготским и развитой в работах его многочисленных последователей по всему миру, .
Введение
[ редактировать ]Выготский исследовал развитие ребенка и то, как оно определяется ролью культуры и межличностного общения . Выготский наблюдал, как высшие психические функции развиваются посредством социального взаимодействия со значимыми людьми в жизни ребенка, особенно с родителями, а также с другими взрослыми. Благодаря этому взаимодействию ребенок начал изучать привычки мышления своей культуры, включая модели речи , письменный язык и другие символические знания, посредством которых ребенок получает значение и влияет на построение ребенком своих знаний. Эту ключевую предпосылку психологии Выготского часто называют «культурным посредничеством». Конкретные знания, полученные ребенком в результате такого взаимодействия, также представляют собой общие знания о культуре. Этот процесс известен как интернализация .
Пример
[ редактировать ]Самый простой способ понять медиацию — начать с примера и следовать лежащим в его основе принципам Выготского.
На четвертый день рождения североамериканской девочки она сидит за столом с друзьями и семьей. Когда на праздничном торте зажигаются свечи и он ставится на стол, ребенок испытывает чувство глубокой радости. И дело не только в том, что она знает, что торт сладкий, и ей нравится сладкая еда, и не только потому, что сверкание свечей приятно ее глазам. Хотя этого было бы достаточно, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у обезьяны, у четырехлетнего ребенка существуют психические процессы, выходящие далеко за рамки этого. Она терпеливо ждет, пока ее семья и друзья поют « С Днем Рождения тебя ». Радость не в самом торте, а в особом значении торта для нее. Это знак того, что сегодня для нее особенный день, когда она находится в центре внимания и что друзья и семья хвалят ее. Это также признак того, что она крупнее и поэтому имеет более высокий статус среди сверстников. Это не просто торт, это торт ко дню рождения , а точнее, ее собственный. Таким образом, истинное значение праздничного торта заключается вовсе не в его физических свойствах, а, скорее, в значении, придаваемом ему культурой, в которой растет дочь. Это не ограничивается такими артефактами, как праздничный торт. Класс, игра в футбол, пожарная машина — это прежде всего культурные артефакты , из которых дети черпают смысл.
Этот пример может помочь нам понять подход Выготского к развитию человека. Как и у животных, у нас есть низшие психические функции , тесно связанные с биологическими процессами. В нашем примере с праздничным тортом малыш вполне мог протянуть руку, чтобы взять пригоршню крема с торта, как только увидел его, и четырехлетний ребенок мог испытать искушение сделать то же самое. Однако у людей низшие психические функции способствуют новой линии развития, качественно уникальной для человека. Выготский называл это высшими психическими функциями. Низшие психические функции не могут быть приравнены к функциям обезьяны, так как они переплетены с рядом высших психических функций и необходимы для них.
«История детского поведения рождается из переплетения этих двух линий. История развития высших психических функций невозможна без изучения их предыстории, их биологических корней и их органической предрасположенности». (Выготский, 1978, с. 46)
Однако именно эта более высокая линия развития объясняет пример с праздничным тортом с глубоким пониманием.
С точки зрения индивидуального развития ребенка высшая психологическая линия развития — это линия, направляемая развитием орудий и знаков внутри культуры. В нашем примере выше праздничный торт — это гораздо больше, чем просто источник питания, это знак с гораздо более глубоким и широким значением. Знак выступает посредником между непосредственным сенсорным сигналом и реакцией ребенка и тем самым дает возможность для размышления и саморегуляции, которые в противном случае были бы невозможны. В той степени, в которой эти знаки можно использовать для влияния или изменения нашей физической или социальной среды, они являются инструментами. Даже праздничный торт можно рассматривать как инструмент, поскольку родители используют его, чтобы доказать, что их дочь стала старше и имеет новый статус в обществе.
Торт – изысканный пример. Инструменты и знаки могут быть намного проще, например, когда ребенок указывает на желаемый объект. Сначала она может просто пытаться дотянуться до объекта, но реакция матери, проходящей мимо объекта, помогает ребенку осознать, что указание — это инструмент для изменения окружающей среды в соответствии с ее потребностями. Именно из этих простых интерсубъектных начал развивается смысловой мир ребенка, опосредованный орудиями и знаками, в том числе языком.
Таким образом, фундаментальная предпосылка Выготского заключается в том, что инструменты и знаки в первую очередь разделяются между отдельными людьми в обществе и только после этого они могут быть усвоены индивидами, развивающимися в обществе, как это отражено в этой знаменитой цитате:
«Каждая функция в культурном развитии ребенка проявляется дважды: сначала на социальном уровне, а затем на индивидуальном уровне; сначала между людьми (интерпсихологическая), а затем внутри ребенка (интрапсихологическая). Это в равной степени относится и к произвольному вниманию, к логической памяти и к образованию понятий. Все высшие функции возникают как действительные отношения между человеческими индивидами». (Выготский, 1978, с. 57)
Ссылки
[ редактировать ]- Выготский, Л.С. (1978). Разум в обществе. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Выготский, Л.С. (1987). Мышление и речь. В Л. С. Выготского, Р. В. Рибера (серия ред.) и А. С. Картона (т. ред.), Собрание сочинений Л. С. Выготского. Том. 1: Проблемы общей психологии (Н. Миник, Пер.). Нью-Йорк: Пленум.