Культурное исключение
Культурное исключение ( французский : l'Exceptionculturallle ) — политическая концепция, представленная Францией на переговорах по Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1993 году. [1] относиться к культуре иначе, чем к другим коммерческим продуктам.Другими словами, его цель состоит в том, чтобы рассматривать культурные товары и услуги как исключения из международных договоров и соглашений, особенно со Всемирной торговой организацией (ВТО). Его цель состоит в том, чтобы указать на то, что государства являются суверенными в том, что касается ограничения свободной торговли культурой, чтобы защитить и продвигать своих художников и другие элементы своей культуры. Конкретно это можно увидеть через протекционистские меры, ограничивающие распространение иностранных художественных произведений (квоты), или через субсидии, распределяемые в соответствии с культурной политикой страны.
Переговоры ГАТТ (1993 г.)
[ редактировать ]выразили обеспокоенность В 1992 году некоторые страны во время заключительных переговоров Уругвайского раунда тем, что реализация принципов ГАТТ в отношении товаров и услуг культурного назначения «подорвет их культурную специфику (и уникальный статус) в пользу их коммерческих аспектов». [2]
Целью культурного исключения является обращение с культурными товарами и услугами иначе, чем с другими продаваемыми товарами и услугами, из-за внутренних различий таких товаров и услуг. Многие страны отстаивали тот факт, что культурные товары и услуги «включают в себя ценности, самобытность и значения, выходящие за рамки их строго коммерческой ценности». [3] В частности, это позволило Франции сохранять квоты и субсидии для защиты своего культурного рынка от культурной продукции других стран, особенно американской , на телевидении и радио. Политика Южной Кореи в пользу своей киноиндустрии является еще одним примером того, как культурные исключения используются для защиты аудиовизуального рынка. [4]
Сначала дебаты касались в основном аудиовизуальной продукции. Во-вторых, в процессе либерализации ВТО каждая страна решает, в каких секторах она будет дерегулировать. Аудиовизуальные услуги являются одним из секторов, где количество членов ВТО, имеющих обязательства, наименьшее (30 по состоянию на 31 января 2009 г.). [5] (Источник: ВТО) [2]
1994 НАФТА
[ редактировать ]В 1994 году Канада включила пункт об исключении в сфере культуры в Североамериканское соглашение о свободной торговле . [6]
МОЖЕТ
[ редактировать ]Проект соглашения, согласованный между членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1995–1998 годах. Многостороннее соглашение об инвестициях или мнимая цель MAI заключалась в разработке многосторонних правил, которые гарантировали бы, что международные инвестиции будут регулироваться на более систематическом и единообразном уровне. путь между государствами. После того, как критики договора развернули интенсивную глобальную кампанию против MAI, принимающая страна Франция объявила в октябре 1998 года, что не будет поддерживать соглашение, фактически предотвращая его принятие из-за процедур консенсуса ОЭСР. Французское правительство определило уважение культурных различий как требование для французской поддержки соглашения. [6] [7]
Французское культурное исключение
[ редактировать ]Франция особенно заметна в проведении политики культурных исключений, и ее позиция иногда вызывает критику. Его преследовал Андре Мальро в период после Второй мировой войны, когда он был министром культуры Франции. В каждой отрасли культуры действует автоматическая система субсидирования творческих работ. Одним из примеров этих мер является Национальный центр кинематографии и движущегося изображения , который облагает налогом продажу билетов в кино и использует эти средства для помощи в производстве или распространении французского кино. Другим примером протекционистских мер является закон об аудиовизуальном оборудовании ( Loi sur l'audiovisuel ), который, например, определяет, что «радио должно транслировать 40% французских песен и, в пределах этой квоты, 20% новых талантов». [8]
О последствиях этой политики во Франции свидетельствует тот факт, что в период с 2005 по 2011 год от 45% до 55% ее кинопродукции приходилось на американский импорт по сравнению с 60–90% американского импорта на других европейских кинорынках. [9] [10] [11]
Культурное разнообразие в ЮНЕСКО
[ редактировать ]Культурные исключения постепенно были заменены более общепринятой концепцией культурного разнообразия. [12] о чем свидетельствует принятие в октябре 2005 года об Конвенции ЮНЕСКО охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (которая последовала за Всеобщей декларацией о культурном разнообразии ). спонсируемая Францией и Канадой Конвенция, , была принята со счетом 148 голосов: 2, при этом четыре страны воздержались от голосования. Соединенные Штаты и Израиль проголосовали против этого предложения.
Конвенция ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения является юридически обязательным международным соглашением, которое поддерживает стремление государств-членов отстаивать свое право в применении культурной политики и мер, исключающих культурные товары и услуги из международных торговых соглашений. [13]
Соединенные Штаты утверждают, что культурные исключения являются формой протекционизма, наносящей ущерб мировой торговле, и что Конвенция ЮНЕСКО касается такого протекционизма, а не культурного разнообразия. Кроме того, он утверждает, что Конвенция ЮНЕСКО позволяет репрессивным правительствам подавлять голоса культурных меньшинств. Киноиндустрия и другие отрасли культуры в Соединенных Штатах также выступают против концепции культурных исключений, поскольку она наносит ущерб их экспортному рынку, и лоббируют Соединенные Штаты, чтобы они заняли свою нынешнюю позицию против культурных исключений. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Канадский культурный протекционизм
- Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения
- Культурное разнообразие
- Всеобщая декларация о культурном разнообразии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ (на французском языке) Хакер, В. (2006), «Тонкое искусство аудиовизуальной политики в Европейском Союзе. Между коммерческими переговорами и культурной политикой», Культурная политика Союза, Европейские диалоги, Presses de la Sorbonne, стр. 24-36.
- ^ «ЮНЕСКО» . Проверено 27 июня 2017 г.
- ^ «Канадская коалиция за культурное разнообразие» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2016 года . Проверено 27 июня 2017 г.
- ^ (на французском языке) Хакер, Виолен (2011), «Телевидение — устаревший или решающий инструмент для будущего Европейского Союза? Журнал Essachess: Телевидение настоящего и будущего, Том 4, №7.
- ^ (на французском языке) Хакер, Виолен (2011), «Культивирование творчества, следствие европейского культурного разнообразия», Обзор геоэкономики: Кино: упадок американской империи?, номер 58, стр. 25-36.
- ^ Jump up to: а б «Проблема «Торговля и культура» у истоков Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» (PDF) . ФИКДК. Архивировано из оригинала (PDF) 26 октября 2014 года . Проверено 23 февраля 2012 г.
- ^ Палата общин, Офис комитета, Палата представителей. «Палата общин – Европейский контроль – Двенадцатый доклад» . www.publications.parliament.uk . Проверено 27 июня 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ (на французском языке) Закон об аудиовизуальном оборудовании, «Культурная политика: аудиовизуальное» . Архивировано из оригинала 9 июля 2013 г. Проверено 13 апреля 2014 г.
- ^ «Глобальная культурная война натравливает протекционистов на сторонников свободной торговли» . Нью-Йорк Таймс . 5 февраля 2005 г. Проверено 23 февраля 2012 г.
- ^ «Мировое господство по кассовым сборам кинотеатров» . ГринЭш . Проверено 23 февраля 2012 г.
- ^ «Кино: Год рекордов во Франции, 2011 г.» . France Soir (на французском языке). 31 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 5 ноября 2014 года . Проверено 23 февраля 2012 г.
- ^ Бухсбаум, Джонатан (1 марта 2006 г.). « Культурное исключение мертво. Да здравствует разнообразие: французское кино и новое сопротивление». Рамки: Журнал кино и медиа . 47 (1): 5–21. doi : 10.1353/frm.2006.0001 . S2CID 154058319 .
- ^ Конвенция ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (ст. 6, пар. 2), [1]
- Ачесон, Кейт и Мол, Кристофер (2006). «Глава 33: Культура в международной торговле». В книге Гинзбург, Виктор и Тросби, Дэвид (ред.). Справочник по экономике искусства и культуры . Том. 1. Эльзевир. стр. 1141–1183. дои : 10.1016/S1574-0676(06)01033-7 . ISBN 978-0-444-50870-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ЮНЕСКО по культуре и промышленности
- Международная федерация коалиций за культурное разнообразие
- Канадская коалиция за культурное разнообразие. Архивировано 11 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- Французская коалиция за культурное разнообразие
- Конвенция ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения