Культурное поведение
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Культурное поведение — это поведение, демонстрируемое людьми (и, как утверждают некоторые, и другими видами, хотя и в гораздо меньшей степени), которое является экстрасоматическим или экстрагенетическим, то есть наученным.
Приобретенное поведение
[ редактировать ]Существует вид муравьев , который строит гнезда из листьев. Чтобы построить гнездо, некоторые из этих муравьев стягивают края двух листьев вместе и удерживают их на месте, в то время как другие несут личинку в челюстях и «сшивают» их выделяемым шелком . Это, конечно, сложный инженерный подвиг, но он не культурный. Такое поведение инстинктивно, заложено в механизмы поведения муравьев. Они не могут изменить свои планы или придумать лучший способ объединить листья. Их невозможно научить или научить этому.
Но есть примеры животных, которые могут обучаться поведению, например собаки и кошки . Собака инстинктивно не знает, что нельзя мочиться или испражняться в помещении, но ее можно научить этого не делать. Собаки способны обучаться определенному поведению.
Концепции, обобщения, абстракции и идеи
[ редактировать ]Приобретение собакой определенного поведения удовлетворяет одному из требований культуры, но одновременно выполняет и другое. Если бы вы взяли собаку, которая научилась не испражняться в помещении, в другой дом, она все равно знала бы, что туда нельзя мочиться. Это потому, что собака сделала обобщение. Он знает, что нельзя мочиться и испражняться ни в одном доме, а не только в том, в котором его научили. Однако такое поведение удовлетворяет только двум из четырех требований.
Поведение, передаваемое посредством внегенетической передачи
[ редактировать ]Чтобы поведение считалось культурным, оно должно быть передано внегенетически; то есть этому надо учить. Если дрессированную собаку познакомят со щенком, который не знает, что нельзя мочиться в доме, она не сможет научить его этого не делать. Особо умный щенок может со временем привыкнуть к тому, чтобы не убираться в домах людей, наблюдая за старшей собакой, но никакого активного обучения не произойдет.
Сравните это с наблюдаемой группой макак . Некоторые ученые хотели узнать о пищевом поведении макак, поэтому они положили немного сладкого картофеля на пляж недалеко от того места, где они жили. Сладкий картофель покрывался песком, и, поскольку обезьяны не любили грязную пищу, им приходилось некоторое время собирать песок. Однако одна молодая самка начала носить картофель в бассейн с пресной водой, чтобы сполоснуть его. Она также показала остальным, как это сделать. Затем учёные бросили пшеницу на песок, надеясь, что обезьяны будут проводить больше времени, выбирая еду, и у них будет больше времени для наблюдения за ними. Та же самая молодая самка просто зачерпнула горстями пшеницу и песок и бросила их в воду. Песок опустился, а пшеница всплыла, которую она съела. Эта практика также быстро распространилась по группе. Это то, что люди могли бы назвать протокультурным поведением. Этому учат, оно включает в себя концепции и обобщения, и этому учат. Не хватает только одного.
Артефакты, конкретные и абстрактные
[ редактировать ]Культурное поведение должно включать использование артефактов . Самый известный образец животного мира – термитная палка. Некоторые шимпанзе в Танзании научились вылавливать термитов из гнезд с помощью палок. Они выбирают палку и модифицируют ее так, чтобы она помещалась в отверстие в термитном гнезде, вставляют ее, покачивают и вынимают, поедая термитов, которые напали на палку и прилипли к ней. Это соответствует нашим критериям культурного поведения. Это не запрограммировано генетически. Не все шимпанзе так поступают, как произошло бы, если бы это было заложено в их генах. Он включает в себя несколько сложных обобщений и идей, включая понимание поведения термитов и способов его использования, а также разработку инструмента, с помощью которого можно это сделать. Матери-шимпанзе учат этому свое потомство и включают в себя использование артефакта: самой палки.
Разница между культурой людей и поведением других людей заключается в том, что люди не могут выжить без культуры. Все, что они видят, трогают, с чем взаимодействуют и о чем думают, является культурным. Это основной адаптивный механизм человека. Они не могут пережить зиму в верхних широтах без защитной одежды и укрытия, которые предоставляются культурно. Они не могут добывать еду, не будучи обучены этому. Хотя другие организмы, демонстрирующие культурное поведение, не обязательно нуждаются в нем для продолжения своего вида, они абсолютно не могут жить без него.
Язык является важным элементом человеческой культуры. Это первичный абстрактный артефакт, посредством которого культура передается внегенетически (выполнение пунктов 3 и 4). Лишь очень немногие можно показать, гораздо больше нужно объяснить. Большая часть знаний, идей и ценностей, составляющих данную культуру, от десяти заповедей до этой статьи, осуществляется посредством языка. Опять же, язык — это аспект, по которому люди отличаются от других животных скорее по степени, чем по виду. И снова именно другие обезьяны имеют наибольшее сходство с людьми. Хотя у этих приматов отсутствует структура гортани , позволяющая издавать сложные вокалы, существуют и другие способы общения. Известную самку гориллы Коко , и научили общаться на американском языке жестов она научила этому и других горилл.
Культура не означает цивилизацию . не обязательно иметь города Чтобы иметь культуру, . Каждое общество делает все возможное, учитывая свои обстоятельства. Следовательно, любая данная социальная группа и, следовательно, культура, которая ее отражает, не является ни более развитой, ни более отсталой, чем любая другая; это просто так, потому что этот путь работает. Если обстоятельства изменятся из-за изменения окружающей среды , демографического давления или исторических событий, тогда изменится и культура. С антропологической точки зрения никто не прав и не прав.
См. также
[ редактировать ]- Культурная компетентность
- Теория культуры
- Культура
- Разнообразный маркетинг
- Межкультурные отношения
- Социальные отношения